(Ann. Saxo 1844. Р. 684) 18. В лето Г[осподне] 1062-е. (...) [Смерть майсенского маркграфа Вильгельма 1044 .] Марку получил его брат Оттон из Орламюнде (Otto de Orlagemunde) 1045 . У них, то есть Вильгельма (Willehelmus) и Оттона, был брат Поппон (Роро) 1046 , у которого был сын Ульрих (Odalricus) 1047 , женившийся на сестре венгерского (Ungaria) короля Ласло (Ladizlaus) 1048 , которая родила ему Ульриха-младшего 1049 , который женился на дочери Людвига (Lodowicus), графа Тюрингии (Thuringia) 1050 . (...) У него (Оттона. – Сост.) была жена Адела из Брабанта (Adhela de Brabantia), из замка под названием Лувен (Lovene) 1051 , которая родила ему трех дочерей: Оду (Oda), Кунигунду (Cunigunda) и Адельхайду (Adelheida). Оду взял в жены маркграф Экберт-младший из Брауншвайга (Ecbertus de Bruneswic) 1052 , она умерла бездетной. Кунигунда вышла за короля Руси (Ruzi) 1053 и родила дочь, на которой женился некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер (Gunterus) и родил от нее графа Сиццо (Sizzo) 1054 . После его (короля Руси. – Сост.) смерти она вернулась на родину и вышла замуж за Куно (Сопо), графа из Байхлингена (Bichlingge) 1055 , сына герцога Оттона из Нортхайма (Otto de Northeim) 1056 , и родила ему четырех дочерей. После же его смерти ее третьим мужем стал Викперт-старший (Wipertus) 1057 . Адельхайда же вышла за Адальберта (Adalbertus), графа из Балленштедта (Ballenstide) 1058 .(...) (Ann. Saxo 1844. Р. 693) 19. В лето Г[осподне] 1068-е. (...) [Германский король Генрих IV посылает с посольством на Русь своего приближенного, вызвавшего его неудовольствие, с просьбой казнить его там 1059 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 696) 20. В лето Г[осподне] 1082-е. (...) [Смерть саксонского маркграфа Удона Старшего 1060 . В связи с этим автор повествует о происхождении его матери Оды, больше говоря, однако, о потомстве матери Оды – Рихенцы от ее другого брака с Оттоном Нортхаймским 1061 , т. е. сводных братьях и сестрах Оды.] Итак, после смерти Удона (Udo) Старшего ему наследовал сын его маркграф Генрих (Heinricus) 1062 . Женой его была Евпраксия (Eupraccia), дочь короля Руси (Ruscia) 1063 , которую на нашем языке звали Адельхайдой (Adelheid) 1064 ; на ней впоследствии женился император Генрих 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Построенное на лжи здание грозных улик против Киррского епископа распадалось само собою, оставляя в его строителях щемящее чувство бесплодности своих усилий и стыда за свое безуспешное коварство, обнаруженное во всей его неприглядной наготе. Это сказалось тотчас же после слов Феодорита. На вопрос «сената»: «не сомневается ли кто-нибудь и после этого?» – последовало краткое « οδες " 1051 . Клеветники были посрамлены и с позором ретировались, а в голове отцов складывалось суждение в пользу догматической правоты Феодорита, которому они были еще благодарны за его своевременную услугу: ее оце­нили по достоинству древние писатели и прежде всех сам папа Лев 1052 . Слова эти в высшей степени замечательны для понимания догма­тических воззрений Киррского пастыря. Прежде всего он отрезывает монофизитам всякий путь для перетолкования Никейского исповедания, указывая строгий комментарий его в переработке 381 года 1056 , како­вую еретики отвергали 1057 . Затем: одобрив ранее до-Эфесские полеми­ческие труды Кирилловы, Феодорит похваляет теперь столь соблазнявший прежде «Восточных» документ «То Σωτρος» от 30-го ноября 430 года. Не может быть никакого сомнения, что своею общею фразой Феодо­рит подтвердил его и при том вполне сознательно, так ему был не безызвестен ход Эфесских событий и рассуждений относительно Не­стория 1058 . Пред нами открывается еще одна характерная черта. Киррский предстоятель примиряется с анафематствами, которые так сильно оспаривал он даже пред разбойничьим собором. Что это значит? Изменил ли он своему знамени? Произошел ли перелом в его взглядах? Мы не в состоянии проникнуть в тайники чувств и дум Апамийского изгнанни­ка, который в тиши и уединении монастырской келлии подводил итоги своему прошлому, подвергал неумолимому суду своей совести каждый шаг своей бурной и обширной деятельности. Естественно, конечно, что тогда он с большим спокойствием отнесся к антинесторианской полемике св. Кирилла, но в таковой же мере несомненно, что и в это время он провозглашал прежнюю идею неслитного соединения двух естеств в воплотившемся Логосе: за это достаточно говорят цитированные нами вы­держки из его корреспонденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Здесь были названы основные известные в мусульманском мире мазхабы, которых, конечно же, было больше. К настоящему времени в суннитском исламе, как уже было сказано, осталось только четыре из них: ханифитский (Абу Ханифа), маликитский (Малик ибн Анас), шафиитский (Аш – Шафии) и ханбалитский (Ахмад ибн Ханбал), хотя незначительное количество представителей некоторых других мазхабов остается и сейчас. Основатели этих четырех мазхабов относятся к разряду абсолютных муджтахидов (муджтахид мутлак), т.е. ученых, способных самостоятельно выносить суждения, опираясь на собственные знания и методы, не обращаясь при этом к имаму. Исламские ученые пришли к выводу, что после четырех столетий существования ислама никто из ученых не достигал уровня мутлак муджтахидов, основателей мазхабов. Хотя выдающихся муджтахидов, внесших свой вклад в исламское правообразование, было много. Вот только самые известные из них: Ибнуль – Джаузи (510 – 597 гг.), Ибн Таймия аль – Харрани (661 – 728 гг), Ибну – Къаййимиль – Джаузия (691 – 751 гг.), Абу Йусуф (731 – 798 гг.), Мухаммад Аш – Шайбани (749 – 804 гг.), Абу Хамид Мухаммад аль – Газали (1058 – 1111 гг.), Такъиййуддин ас – Субки (1284 – 1355 гг.), Абдульуаххаб аш – Ша " рани (1493 – 1565 гг.), Ибн Хаджар аль – Макки (1494 – 1566 гг.), Абд уль – Гани ан – Наблуси (?), Ибн Абидин (1784 – 1836 гг.), Ибн Хаджар аль – Аскъалани (?), Ан – Науауи (631 – 676 гг.) Исламских ученых волнует проблема разобщенности уммы, ее фракционности. Фанатичная приверженность одному из четырех мазхабов существенно мешает преодолению этого раскола. Для того чтобы нейтрализовать фанатичные настроения и подвигнуть мусульман к объединению, строго запрещается возвышать один мазхаб перед другим. Признаются истинными все четыре мазхаба. Имам Малик по этому поводу говорил: «Каждый правоверный мусульманин может следовать любому из мазхабов ахль ус – Сунны валь – Джама " а, так как все они верны и ведут к спасению» 44 . Каждый мусульманин имеет право по своему желанию избирать для себя мазхаб и даже менять его, если на то есть веские причины. Например, если он увидел, что в отношении некоторых вопросов другой мазхаб является более сильным. Перемена мазхаба в этом случае не только не предосудительный, но даже похвальный поступок. Однако запрещается, придерживаясь одного мазхаба и имея силы для исполнения сложных предписаний, использовать методы другого, ища более легкого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   Думается, что мысль Анны не нуждается ни в какой поправке. Писательница говорит не только о брачном контракте, но вообще о Константине и его качествах, а участь этого юноши, действительно, тесно была связана с судьбой Анны.     119 Благочестивая христианка, Анна считает, что исход тех или иных событий и судьбы людей зависят от божественного промысла (πρνοια). В то же время она нередко упоминает и о τχη — судьбе, случае, определяющих жизненный путь человека. В употреблении этих понятий у разных авторов XII в. наблюдается определенное различие. Есть основания полагать, что в это время происходили споры о судьбе и промысле (подробно см. Любарский, Мировоззрение..., стр. 166— 167). Как следует из этого места «Алексиады», ссылка на «течение событий» (η φρα των πραγματων — в данном случае синоним τχη) для Анны — признак недостаточного благочестия (см. Предисл., стр. 37—38).     120 Роберт был одним из двенадцати сыновей Танкреда Готвилльского (родословную его см. Ducange, In Alex., рр. 426—428).     121 Ср. Skyl., p. 720: «Роберт был., коварен, вспыльчив и обладал тираническими наклонностями».     122 В тексте лакуна. Думается, что это одна из лакун, оставленных самой Анной. Видимо, писательница стремится нарисовать портрет Роберта и умышленно делает пропуск для последующего выяснения (см. Предисл., стр. 28).     123 Роберт покинул Нормандию в конце 1045 или начале 1046 г. (см. Chalandon, Histoire de la domination..., Ι, p. 115).     124 Лонгивардия (Λογγιβαρδια ) — область Южной Италии, в прошлом византийская фема. Анна употребляет это название не всегда географически определенно и чаще всего понимает под Лонгивардией всю территорию Южной Италии, занятую норманнами.     125 τον Μασκαβλαν — имя Маскавела больше не встречается ни в каких источниках.     126 Φροριον — по-русски «крепость», «тюрьма».     127 Рассказ Анны о женитьбе Роберта и о его распре с тестем носит легендарный характер. В действительности, Роберт женился на Сигельгаите (или Сишельгаите, как ее называют западные историки; у Анны она фигурирует под именем Гаиты), дочери салернского князя Гвемара V, сестре его наследника Гизульфа II, в 1058 г. (дата сообщается в Malat., I, 30—31). Гвемар был убит заговорщиками в 1052 г. (Chalandon, Histoire de l α domination..., Ι, pp. 132—133). История, сообщаемая Анной, наверняка является версией факта, действительно имевшего место. Аналогичным образом обошелся Роберт с Петром — богатым правителем южноитальянского г. Бизиньяно (см.: Cec., р. 35; Василевский, Советы и рассказы..., стр. 288— 291; ср. Malat., Ι, 17; Aimé, Ystoire de li Normant..., p. 75; последняя хроника имеется и в более новых изданиях, нам недоступных; ed. O. Delarc, Rouen 1891; ed. Vincenzo de Bartholomaeis, Padoue, 1935; см. также Lemerle, Prolégomènes à une édition..., pp. 72—73).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Это были все серьезные, талантливые люди, стоящие головою выше своих современников, проповедовавшие глубокие философские идеи. Но ефесянам, привыкшим к вольной и беспечной жизни, было чуждо и ненавистно серьезное занятие наукой 1050 . Благодаря своей живости, подвижности и восприимчивости, они любили послушать наставников, любили и поспорить 1051 . А в наставниках в Ефесе не было недостатка. Здесь были представители учений всех стран – и далекой Индии, и Александрии с Египтом, и Греции, и Рима. Здесь были Иудейские заклинатели злых духов, семеро сыновей Иудейского первосвященника Скевы 1052 . В Ефесе проповедовал Аполлоний Тианский 1053 и многие другие чародеи, обманывавшие народ подобно Иамврию и Ианнию, египетским волхвам 1054 . φσια γρματα (Ефесские письмена) – известны 1055 . Это чародейские формулы, написанные на папирусе или на пергамине; они носились в качестве предохранительных амулетов на руках, на шее, на голове и т. п. 1056 . Ефесян легко было воспламенить и утишить 1057 . В этом отношении Апостол сравнивает их даже с младенцами, увлекающимися всяким ветром учения 1058 . Но они не любили тех, кто проповедовал им новые идеи, расшатывал старые исконные устои жизни, предлагал новое жизнепонимание и новое жизнеустроение. Перерождение они считали делом трудным и неприятным. Поэтому одних из таких проповедников они изгоняли, а другим угрожали смертью 1059 . Как живой и впечатлительный народ, Ефесяне, кажется, более сочувствовали магам, чародеям, стекавшимся сюда со всех концов мира, чем учителям – философам 1060 . Те и другие небольших усилий требовали от своих поклонников, врачуя их духовные и телесные недуги. Легко доставался им мир и покой, и земное счастье. – На жизнь древнего ефесянина неотразимое влияние еще оказывал культ богини Дианы или Артемиды. Знаменитый храм Дианы Ефесской составлял славу и гордость Ефеса. Эту грандиозную постройку сооружали в течение многих лет; вполне она была окончена спустя 220 лет после её начала 1061 . Все цари Малой Азии в количестве ста двадцати семи человек приняли участие в пожертвованиях на эту постройку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1044. Слав. от тебе соотв. π σου — в ват., text. recept, а в алекс., син., XII нет. 1045. Апис – телец, считавшийся воплощением египетского божества. 1046. Παρλυσεν — отвязал; лат. subvermim­cлab. разруши. 1047. Πλθος — слав. множество. Значит также: толпа, куча, народ. 1048. λληνικς — по евр. — губительного. 1049. Καλσατε τ νομα, т. е. зовите на помощь, взывайте к нему, кричите громко, и т. п. 1050. Слав. смятение преведе время, соотн. вульг. tumultum adduxit tempus: по греч. Σαν σβ μωδ — без перевода еврейския слова оставлены, которыя нынешние толковники переводят так: „смущение: пропущено время!“ и понимают так: по причине смущения и растерянности в Египетских войсках и военачальниках пропущено нужное для нападения время (Якимов). А некоторые толковники видят в этом загадочном выражении даже намек на значение имени фараона Офри (44, 30): его погибель будет соответствовать его имени (Kautzch. Heil. Schrift. Tüb. 1909 г. 701 s.) 1051. Слав. Фавор соотв. Θαβρ в лук. спп., у Θеодорита и в компл. изд., а обычно ταβριον. 1052. Т. е. несомненно Навуходоносор придет в Египетскую землю. 1053. Σκεη ποικισμου — слав. сосуды пленения. Пользуемся более ясным рус. синод. переводом. 1054. Κληθσεται οα — т. е. в знак того, что постигнут его бедствия и горе. Θеодор. 1055. Слав. оскобл. избранна соотв. в 22, 36, 48, 96 минуск. спп. καλ, в др. нет, в вульг. elegans. 1056. Слав. живущии соотв. в вульг. qui versabantur, по гр. нет. 1057. Слав. не могоша стати соотв. в вульг. nec stare potuerunt, а по гр. οκ στησαν — не устояли. 1058. Слав. их соотв. в вульг. eorum, по гр. нет. 1059. Слав. с силою соотв. в вульг. cum exercitu, по гр. ν μμ – в песке, может быть враги многочисленны будут, как песок морской (ср. Быт. 13:16). 1060. Вражеское войско. 1061. Ея, т. е. дочери Египта. Под Аммоном, сыном Египетской земли, толковники здесь разумеют ВерхнеЕгипетское божество, называвшееся Аммоном. Яким. 1062. Слав. поживут соотв. κατοικισθσεται в text. recept., κατασκηνσει — в XII, mg, а у Фильда, в alex. char. min. ρεμσει — будет спокоен; в ват. и алекс. (по Свиту и Баберу) нет 26 стиха.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НУР АЛЬ-МУХАММАДИ [Араб. свет Мухаммада], согласно шиитским представлениям, световой образ Мухаммада, к-рый предшествовал творению и передавался через божественных избранников. В конце концов вдохновленными от «Мухаммадова света» стали имамы из рода Али ибн Абу Талиба. Идея Н. а.-М. сформировалась на основе аллегорического толкования аята Корана XXIV 35: «Аллах - свет небес и земли. Подобие его света - столп, на котором светильник, светильник в стекле, а стекло - как ярко сияющая звезда; загорается от благословенного оливкового дерева - не восточного и не западного - и масло его дает свет, хоть и не касается его огонь: свет над светом. Аллах направляет к свету Своему тех, кого Он пожелает. И посылает Аллах людям притчи и ведает Аллах о всех вещах» (перевод А. Садецкого). Одновременно такие же представления о Н. а.-М. складывались и у суннитов среди суфиев. Мистическое восприятие личности Мухаммада восходит к нач. VIII в. Фарид ад-Дин Аттар (ум. в 1220) писал, что «душа происходит из абсолютного света, не из чего другого//А значит, она происходит из света Мухаммада, не из чего другого» ( Фаридуддин Аттар. Мусибатнаме/Ред.: Н. Фисал. Тегеран, 1959. С. 358 (на араб. языке)). Один из хадисов кудсий (богооткровенный хадис) гласит: «Если бы тебя не было, я бы не создал небеса». Т. о., складывалось представление о том, что мир был создан ради предвечной любви, проявившей себя в Мухаммаде. Самому пророку приписываются слова о его особом положении в мире: «Первое, что сотворил Аллах, был мой дух» и «Я уже был пророком, когда Адам пребывал между глиной и водой». Ок. 900 г. концепция Н. а.-М. приобретает законченную форму. Ее сформулировал Сахль ат-Тустари (ум. в 896), высказавший идею о 3 явлениях Божиего света: «Когда Он [Аллах] захотел сотворить Мухаммеда, Он явил свет от своего Света, и этот свет осветил все царство» ( Али ибн Ахмад Дайлами. Китаб ‘атф аль-алиф аль-ма " люф иля аль-лям аль-ма " туф/Ред. Ж.-К. Ваде. Каир, 1962. С. 33, § 123). Авторству Мухаммада в суфизме приписывают молитву о свете, ей обучал учеников знаменитый мыслитель и суфийский учитель Абу Хамид аль- Газали (1058-1111), а инд. поэт-суфий Ходжа Мир Дард (1720-1784) переписал ее перед смертью как последнюю молитву: «О Аллах, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку, и свет моему зрению, и свет моим чувствам, и свет всему моему телу, и свет передо мной, и свет позади меня. Дай, молю Тебя, свет моей правой руке, и свет моей левой руке, и свет надо мной, и свет подо мной. О Аллах, приумножь свет во мне, и ниспошли мне свет, и сделай меня просветленным!». В комментарии к этой молитве Абу Талиб аль-Макки (ум. в 996) отметил, что «таковы светы, о которых просил пророк; воистину обладать всем этим светом может только тот, кого созерцает Свет Светов».

http://pravenc.ru/text/2577995.html

Иакова об исповеди и врачевстве болезней телесных. Такое же воззрение на покаяние может находить своё выражение и осуществление не иначе, как чрез наставление духовником кающегося, – наставление, относящееся к разъяснению важности исповедуемых им грехов и средств устранения от оных (см. Таин. испов., А.Алмазова , 1 т., 25 стр.). Вот почему и в самый чин исповеди внесены, как неотъемлемая его составная часть, нарочито составленные «поучения» или «увещания» для кающегося. Но все эти, находящиеся в чине, наставления – общего характера, да и не могли быть иными, в виду разнообразия личных особенностей кающихся. Кроме этих наставлений, духовник должен, применяясь к указанным особенностям исповедника, и своими особыми наставлениями, соответственно „намерению и цели“ покаяния, стараться пробудить и укрепить в кающемся сознание необходимости нравственного исправления и преуспеяния в подвигах христианских добродетелей (сн. 1058–1059 стр.). «Последование о исповедании», давая вышеуказанные поучения и увещания, иногда прямо предписывает «увещать» кающегося, не давая для этого увещания готового образца и тем самым обязывая духовника наставлять кающегося своим «словом разума» (см. ниже, табл., а также Дух. Регл., Прибавл. о прав. причта, 7 §; Кн. о должн. пресв. прих., 102–103 §; Поуч. святит.). „Но чтоб других научить, нужно в первых (т.е. прежде всего) самому разуметь“ и при этом особенно необходимо „самим во первых оное исполнять“, т.е. исполнять то, „чему научаем других“ (Поуч. Святит.); а всё это требует от духовника соответствующих знаний человеческой природы, человеческого сердца, духовной опытности, богословских познаний, нравственных качеств. Имея это в виду, Платон. Архиеп. Костромской, в своём «Напоминании священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» посвящает целый трактат о тех особенных умственных и нравственных качествах, которые требуются в священнике для плодотворного совершения таинства покаяния и проистекают из его обязанностей быть при сем судиею, врачом и учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

659 Эти наставления должны относиться: 1) к исправлению кающегося и 2) к дальнейшему преуспеянию его в подвиге добродетели; обыкновенный предмет сих наставлений: возбуждение отвращения и ужаса к грехам тяжким и лёгким, возвышенность добродетели, вера, надежда и любовь к Богу и ближнему, опасности для всех общие, искушения, непостоянство духа человеческого, также благочестивые занятия, сообразные с состоянием и званием (см. подр. в Напоминании священ., 133–165 стр. и Паст. Богосл. 147–151 §; сн. также выше, 1058–1059, 1069 стр. печатного оригинала и 13 прим. на 1076 стр.). Конечно, те наставления, которые были даваемы при самом испытании совести кающегося, нет нужды повторять в конце исповеди, если, разумеется, они оказали на кающегося желаемое воздействие. Могут быть особые наставления в конце исповеди излишни и в том случае, если кающийся обнаруживает сокрушение о грехах, намерение отстать от них, или уже за несколько дней оставил порочное поведение; но, когда кающийся с бесстыдством рассказывает свои грехи, обвиняет других или скрыл некоторые грехи, в которых хотя и признался, но благодаря испытанию духовника, не даёт обещания исправиться, – тогда наставления и увещания не только весьма приличны, но даже и необходимы такому кающемуся (сн. 2 прим. к 1107 стр.) со стороны духовника (Забелин, 197 стр.). Само собой разумеется, что при этих наставлениях, как и при всех других, пастырь должен руководиться «не духом мира, но Духом, иже от Бога», говорить «не в наученых человеческия мудрости словесех, но в наученых Духа Святого, духовная духовными срассуждающе» ( 1Кор.2:13 ), пользоваться изречениями Св. Писания, ибо «живо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра», «судительно помышлением и мыслем сердечным» ( Евр.4:12 ), «полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек на всякое дело благое уготован» ( 2Тим.3:16–17 ). 660 По «Книге о должн. пресв. прих.» к лицемерно кающимся относятся те, которые: не хотят оставить ненависти и вражды к ближним, в недоброжелательстве или измене Государю не раскаиваются и не открывают сообщников, похищенного не желают возвратить, всем известное своё злодеяние скрывают пред духовником, не желают оставить каких-либо греховных привычек своих, как-то: блуда, пьянства, лихоимства и т.п. (Кн. о должн., 105 §).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Годфридом (I placiti del «Regnum Italiae»/Ed. C. Manaresi. R., 1960. Vol. 3. Pt. 1. P. 239-242). В источниках содержатся противоречивые сведения об обстоятельствах избрания Герарда, еп. Флоренции, на Папский престол. Итал. авторы, среди к-рых были как сторонники, так и противники григорианской реформы, утверждали, что Герард был избран кардиналами по настоянию Хильдебранда (см.: Fliche. 1924. P. 310-311). Выборы состоялись либо в Сиене (MGH. Lib. T. 1. P. 593; LP. T. 2. P. 357; Benzo von Alba. 1996. S. 594-596), либо во Флоренции (LP. T. 2. P. 334; Die Chronik. 1980. S. 373). В герм. источниках сообщается, что Герарда назначил папой Римским кор. Генрих IV по просьбе видных римлян (Romani principes - Lamperti Opera. 1894. S. 73-74; MGH. SS. T. 20. P. 809). Вероятно, по прибытии в Италию Хильдебранд договорился с маркгр. Годфридом об избрании епископа Флоренции на Папский престол и затем согласовал кандидатуру с герм. двором. Вдовствующая имп. Агнесса, правившая от имени малолетнего Генриха IV, одобрила избрание Герарда и поручила маркграфу сопроводить нового папу в Рим для интронизации. Высказывалось мнение, что Хильдебранд мог согласовать кандидатуру еп. Герарда с герм. двором еще весной 1058 г.; вернувшись в Италию, он «избрал» епископа на Папский престол, как сообщали итал. авторы ( Fliche. 1924. P. 312). Вероятно, Хильдебранд сыграл ключевую роль в избрании еп. Герарда, т. к. при этом скорее всего не присутствовали др. видные реформаторы - кардиналы Петр Дамиани, Гумберт и Петр Тускуланский ( Cowdrey. 1998. P. 44). По одной из версий, избрание состоялось 6 дек. 1058 г., в день памяти свт. Николая, поэтому Герард взял новое имя в честь этого святого. Однако предлагались и др. объяснения выбора имени (напр., в честь папы Римского Николая I ; см.: Hergem ö ller. 1986), поэтому нет оснований связывать избрание еп. Герарда с днем памяти свт. Николая. Более вероятно, что он был избран в мае-июне 1058 г. (см.: H ä germann. 2008. S. 74-82). В янв. 1059 г. еп. Герард вместе с кардиналами и Хильдебрандом отправился в Рим; их сопровождал маркграф Годфрид с войском (согласно рим.

http://pravenc.ru/text/2566080.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010