В Церкви семь основных Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Священство. Крещение Вам, конечно же, известно, что на Руси обращение к Православию и массовое принятие Крещения совершилось во времена святого князя Владимира (1015). А вот в «Повести временных лет» о самом князе, который медлил принимать Крещение повествуется: «. Разболелся Владимир в то время глазами, и ничего не видел, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; если же не крестишься, то не избавишься от недуга своего». И услыхав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский!» И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с попами царицыными, огласив, крестил Владимира. И когда возложили на него руку, он тотчас прозрел. Уведал Владимир свое внезапное исцеление и прославил Бога, говоря: «Теперь познал я истинного Бога!» Увидела это дружина его, и многие крестились.» Жизнь земная и временная начинается с телесного рождения, а жизнь небесная и вечная –с духовного рождения – Таинства Крещения. Вступающего в Церковь трижды погружают в освященную воду с призыванием имени Божия – Отца, Сына и Святого Духа. Вообще вода – это удивительный символ очищения, жизни, и в то же время в пучинах вод может таиться гибель. Погружаясь в водах Крещения, человек умирает для греха и возрождается к жизни святой, вечной. Как при крещении Самого Христа был виден Дух Святой, сходящий на Него в виде голубя, так и каждого крещаемого нисходит Дух Святой, Который очищает человека от всех грехов. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ), – сказал Сам Господь о необходимости Крещения. Душу человеческую можно представить как сосуд, который не терпит пустоты: если в ней нет благодати Божией, она заполняется мраком и холодом. В Крещении Господь подает человеку дар вечной жизни, освобождает от власти диавола, от всякого греха.

http://azbyka.ru/katehizacija/znakomstvo...

Господь во святых Тайнах плототворит Себя в пищу и питие людей, по сказанному в Евангелии: »Ядущий хлеб сей будет жить вовек» 1003 . 4 Искупление людей от рабства диаволу выражается связыванием демонов мучителей в городе человеческой души, когда там воссиявает солнце благодати. Потому в псалме сказано: «Ты (Господи) пленил плен« 1004 . Демоны изгоняются из людских сердец, но могут приражаться к верным душам искушающими помыслами. Христово крестное древо для них – смерть 1005 . Примем же Господа, врача наших душ, и введем Его внутрь себя. Он для нас – жизнь вечная. Всякая душа, не упокоившая Его в себе и сама не упокоившаяся в Нем, не может войти в небесный град. На Страшном суде не сотворившие в себе обители Господу будут поставлены влево и услышат от Него слова: »Я... был странником, и не приняли Меня... алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» 1006 . Господь Своих чад, в которых вообразился, питает собственным Своим покоем и Себя Самого отдает им во святых Тайнах 1007 . Как тело близко к душе, так Господь близок к ищущим Его с неистощимым терпением, готов прийти и открыть заключенные двери сердец их и даровать им небесное богатство 1008 . Имеющие в себе силу Святого Духа находятся на стороне света и имеют в себе душу света 1012 , или соль жизни, уничтожающую зловоние лукавых помыслов 1013 . Свет Духа и составляет жизнь человеческой души, делая ее плотоносным духом 1014 . Проникая сущность и существо души, Он упокаивает и телесные члены невыразимым упокоением. Это-то и обозначил апостол словами: «Все мы сыны света и сыны дня " 1015 . Небесный свет Духа, говоря образно, воспринимает в человеке крылья помыслов, достойных души, и правит, куда Ему угодно 1016 . Этим светом, как пищей, невидимо питаются души святых. Например, пророк Моисей пробыл на Синайской горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил 1017 . Телесной природе невозможно бы было столько времени прожить без хлеба, если бы она не приобщалась другой – духовной пищи 1018 . Сам Господь Спаситель для того пришел в мир, чтобы в нашу душу вложить небесную пищу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ещё более поразительное и недвусмысленное утверждение мы находим в 1Пет.3:1819 : …Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… По словам Петра, Иисус претерпел смерть «по плоти». Несколькими строчками ниже апостол еще раз повторяет свою мысль: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию» (4:1). Итак, чтобы «привести нас к Богу» Иисус претерпел физическую, телесную смерть; никакая другая смерть не требовалась и не предполагалась. Более того, в соответствии с лучшими толкованиями этого отрывка, мысль, высказанная Петром, в действительности диаметрально противоположна богословию Веры. Учителя Веры утверждают, что Христос умер духовно – апостол же говорит, что Христос «ожил духом», т. е. воскрес духовно. Это не значит, что прежде воскресения Христос был духовно мертв! Скорее, это значит, что в тот момент, когда Христос умер физически, в материальном мире («по плоти»), Он начал жить духовно, т. е. в духовном мире («духом»). Пётр четко указывает на это в следующей же строчке: он пишет, что Христос «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Иными словами, сразу после Своей смерти Христос, уже как дух, сошел в духовный мир и объявил духам, заточенным в духовной «темнице», о Своей победе над грехом и сатаной. В соответствии с этим толкованием Христос не только не умер духовно, но в промежутке между смертью и воскресением был духовно жив и, торжествуя, провозглашал совершенную Им на кресте победу. Я понимаю, что существуют и другие толкования этого отрывка, и что вокруг смысла слов Петра идут горячие споры. Тем не менее, одно можно с уверенностью сказать на основании 1Пет.3и 4Христос пострадал и умер за наши грехи «по плоти». Страдал ли Иисус в аду? По словам учителей Веры, страдания Иисуса не прекратились в момент Его физической смерти. Он продолжал страдать все время между смертью и воскресением, пока находился в «аду». В этом утверждении есть некая доля истины. Из Деян.2 :27мы знаем, что Иисус действительно нисходил в преисподнюю, которую Ветхий Завет называет словом sheol, а Новый Завет – словом hades. Поскольку Синодальный перевод передает это понятие словом «ад», идея о том, что между смертью и воскресением Иисус сошел в ад, имеет некоторое библейское основание. Путаница происходит из-за того, что люди, как правило, считают ад местом мучений или наказания. Такое духовное место действительно существует – его ещё называют огненным озером ( Откр.20:1015 ), но слово ад может обозначать и временную обитель умерших, в том числе и праведников, которые, не испытывая страданий, ждут своего воскресения ( Пс.15:10; 138:8 ; Откр.20:1314 ). Иисус действительно сошел в ад в том смысле, что Он снизошел во временную обитель умерших, однако в промежутке между смертью и воскресением Он не был в месте вечного наказания и не страдал там.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их. Возможно, подобно тому, как мы имеем знак Христа, то есть крест, который мы носим на себе, так и Антихрист заведет собственное начертание, которым будут отмечены те, кто уверует в него. Можно это понять и иначе. Ученики Антихриста будут восхвалять пороки, ибо будут учить, что вино и прочая роскошь созданы для того, чтобы люди пользовались ими в изобилии; и для того Бог создал детородные члены, чтобы мужи совокуплялись с женами, и не положено, чтобы кто-нибудь воздерживался от совокупления, – все плотские похоти должны исполняться. Преступное учение это они подтвердят силой и легко обольстят плотских людей 1015 , которые склоняются скорее к злу, чем к добру. Часто же дела [людей] познаются по [их] рукам; таким образом, начертание Антихриста будет накладываться на правую руку, чтобы [люди] предавались дурным делам, согласно с учением Антихриста. Будет накладываться и на чело [их], по которому нередко судят об уме, и тогда по неправым делам [их] будет ясно, сколь порочны их умы. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание имени зверя или число имени его. Мы знаем, что в человеческой жизни нельзя обойтись без того, чтобы люди не продавали или не покупали чего-нибудь. Таким образом, преследования Антихриста обрушатся на верующих с тем большей жестокостью, что им будет отказано в том, без чего они не могут обойтись. Слугам же Антихриста это позволит при необходимости застать врасплох тех, кто тайно остается в христианской вере. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; и число его шестьсот шестьдесят шесть. Об этом числе много говорили и находили немало имён, в которых с помощью букв обнаруживается это число. Однако, если каким-то из этих имён обладает Антихрист, они не могут узнать заранее. Ведь кто знает, содержит ли это число имя, которое даётся ему родителями?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Иов. 42 :10. И возрастилъ 1010 Господь Иова, а когда он помолился и о друзьях своих, Он отпустил имъ грехи 1011 ихъ 1012 . И далъ Господь Иову вдвое более того, что он имел прежде. Иов. 42 :11. И услышали все братья его и сестры его о всем, случившемся с ним, и пришли къ нему, (а также) и все, кто знали его прежде, ели и пили у него, утешили его и дивились всему, что навел на него Бог, и каждый дал ему по одной агнице и по четыре золотых без печати 1013 драхмы. Иов. 42 :12. И благословил Господь последние (дни) 1014 Иова более, нежели прежние: и было скота у него, овец четырнадцать тысяч, верблюдов шесть тысяч, волов тысяча пар, ослиц в стаде тысяча. Иов. 42 :13. И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов. 42 :14. И назвалъ он первую: День, вторую: Кассия, а третью: Амалфеев рог. Иов. 42 :15. И не находились в поднебесной по красоте подобныя 1015 дочерям Иова. И дал им отец наследство среди братьев их. Иов. 42 :16. И прожилъ Иов после болезни сто семьдесятъ 1016 лет, всех же лет он прожилъ двести сорок восемь 1017 . И видел Иов сынов своих и сыновъ их сынов, даже до четвертаго рода. Иов. 42 :17. И скончался Иов старцем, в полноте дней. Написано 1018 , что он снова возстанет с теми, съ кем Господь возстановит его 1019 . Так изъясняется в сирской книге 1020 . Он жил в земле Авситидийской, на границах Идумеи и Аравии, прежде имя было ему Иовав. Он взял жену Аравитянку и родил сына, по имени Еннон. Онъ имел отцем Зарефа, сына сынов Исава, а мать Восору, так что онъ был (в) пятом (роде) от Авраама. И сии цари, царствовавшие въ Едоме, каковою страною и он обладал: первый Валак, сын Веоров, и имя города его Деннава, а после Валака Иовав, называемый Иовом. А после него Ассом, бывший вождем страны Феманской; после него Арад, сын Варада, изсекший Мадианитян на поле Моавитском, и имя городу его Гефемъ 1021 . Пришедшие же к нему друзья: Елифаз (сын Софана), из сынов Исава, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарскаго) 1022 , Савхейский правитель, Софар, Минейский царь. Псалтирь

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Один из непосредственных учеников Христа, имевший полную возможность знать и хорошо знавший, чему и как учил Спаситель, вот что говорит относительно занимающего нас предмета: Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова воля Божия. 1011 Не есть ли это просто повторение того, что говорил Христос? Всякая душа, говорит св. ап. Павел, да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Посему противящийся власти противится Божию установлению. Начальник есть Божий слуга тебе же на добро. Если же делаешь зло, бойся, он отмститель делающему злое. Надобно же повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 1012 Это наставление также представляет собою лишь раскрытие евангельских слов об отношении в государственной власти и её требованиям. В совершеннейшем согласии с учением Иисуса Христа говорят и мужи апостольские об отношении христианина к государственной власти и к государству. Так. св. Игнатий Антиохийский , бывший несомненно учеником самих апостолов, приписывает происхождение государственной власти самому «Домовладыке» мира и убеждает подчиняться ей. 1013 Само собою разумеется, как Иисус Христосо своими словами о происхождении власти свыше, так и Игнатий Богоносец не выражал той мысли, будто сам Бог поставляет всякого государственного властелина или устанавливает какую-либо форму государственного правления. Речь идет о том только, что государственная власть и государство по их существу представляют собою такое явление в жизни людей, которое предопределено и хранится самим Промыслом Божиим ради блага людей. Св. Поликарп Смирнский , ученик и ставленник св. Евангелиста Иоанна, убеждает христиан молиться и за тогдашних языческих царей, князей и вообще властей, 1014 молиться о благоденствии их, об успешном ходе их дел, о крепости их начальственного положения, о правдивом правлении их и прочем. 1015 Св. Климент Римский , внушая христианам подчиняться требованиям государственной власти, указывает им и на благотворное значение для людей надлежащего государственно-общественного строя. 1016

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Они занимались тоже астрономическими наблюдениями, гадали по звездам 1014 , по дню рождения человека, составляли гороскопы; занимались гаданиями и по внутренностям животных, по полету птиц, по их крику, клеванию и т. п. 1015 . Как видно, каждый класс вавилонских мудрецов-халдеев имел, так сказать, свои специальности и, разумеется, в случае нужды прибегали к тому или другому разряду их. Навуходоносор для разъяснения и толкования своего сна призывает к себе четыре класса мудрецов: тайноведцев (хартумим), гадателей (асафим), чародеев (мекасфим) и халдеев (касдим). Можно было вполне ограничиться только одними «хартумим», занимавшимися специально толкованием сновидений; – но царь зовет мудрецов и других специальностей, потому что требовалось не только истолковать, но и угадать само содержание сна; мало того: если сон предвещает что-либо дурное, – нужно было силою халдейской мудрости отвратить от царя грозившее ему бедствие. «Хартумим» должны были дать толкование встревожившего Навуходоносора сна; в связи с этим «асафим» должны были сообщить царю волю богов; чтобы подтвердить истину такого или иного толкования сна и точнее определить предуказываемое сновидением благополучие или несчастье, можно было погадать по звездам, чем, между прочим, занимались «касдим»; если сон предвещает какое-либо несчастье, – те же «касдим», как жрецы, должны были жертвами умилостивить богов; а «мекасфим» – постараться отвратить несчастье силою своих волшебных чар. Все этого рода мудрецы, по требованию царя, являются пред ним и царь обращается к ним с такими словами: «сон снился мне и тревожится дух мой; желаю знать этот сон». Мудрецы (халдеи) отвечали царю 1016 : «царь! во веки живи 1017 ! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его». Навуходоносор сказал: «слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины». Угрозы Навуходоносора, конечно, жестоки и наказание, которое он обещал мудрецам, бесчеловечно; но, при всем том, такая жестокость в духе того времени: эгоизм восточных деспотов-тиранов известен каждому; жизнь подданных почти ничего не значила в глазах государя; вот почему наказания – и самые жестокие, – мучительная смерть, пытка – все это было в большом ходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Павел не упустил возможности особо указать коринфянам на то, как важно жить в настоящем на основе не только прошлых евангельских событий, но и грядущих событий, залогом которых являются прошлые. Воскресение Иисуса Мессии и последующее воскресение всего его народа в день его пришествия (15:23) – темы, которые придают смысл всему остальному. Поэтому не стоит удивляться содержанию 1Кор 15 и его месту в Послании. Еще до того, как мы начали читать этот текст, мы можем угадать, о чем там будет сказано. 3. Воскресение во Втором Послании к Коринфянам (кроме 4:7–5:11) (i) Введение Тональность в отношениях Павла с коринфянами, судя по всему, сильно изменилась. Перейти ко Второму Посланию к Коринфянам сразу после Первого – все равно, что навестить знакомых поутру на следующий день после веселой и радостной встречи и почувствовать тяжелую, мрачную и унылую атмосферу. Произошло что–то неприятное. Конечно, Павел смотрит нам в глаза и говорит об утешении и новой жизни. Такой он человек: 3 Благословен Бог и Отец Владыки нашего Иисуса Мессии, Отец милосердия и Бог всяческого утешения, 4 утешающий нас во всей нашей скорби, чтобы мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих. 5 Потому что, как умножаются страдания Мессии в нас, так умножается Мессией и утешение наше. 6 А скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения; утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения, осуществляющегося стойкостью в тех же страданиях, которые переносим и мы; 7 и надежда наша о вас тверда: мы знаем, что, как вы общники страданий, так и утешения. Но еще до того, как Павел упоминает о конкретных проблемах, по его тону и даже стилю мы видим: за сравнительно короткий временной промежуток между двумя Посланиями (год, максимум – два) что–то изменилось в его настрое и отношениях с коринфянами. Эти отношения, как брачный гость у Кольриджа в «Сказании о старом мореходе», стали «умней, грустней». Однако в обоих случаях якорь, за который держится Павел и о котором говорит, это воскресение. До некоторой степени Второе Послание к Коринфянам (как и Первое) посвящено воскресению. Но в этот раз Павел, основываясь на центральном евангельском событии, строит совершенно иные аргументы, обусловленные совершенно иной ситуацией. Что же это была за ситуация? К сожалению, ученые пока не ответили на этот вопрос 1015 . Существующие гипотезы подобны миражам: как только мы подходим к ним, чтобы проверить их с помощью текста, они тают. Одни исследователи дробят Второе Послание к Коринфянам, выделяя в нем разные части, написанные в разное время; соответственно, каждая из этих частей отражает разные этапы во взаимоотношениях с коринфянами. Другие исследователи считают Послание цельным, а переходы в нем – не более резкими, чем, скажем, между Рим 8 и 9. Как бы то ни было, перед нами примеры ораторского мастерства, хотя и сопряженные с сердечной болью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Священник Ты растворил, и проч. 1015 Даруй, чтобы всем, причащающимся их, они были в освящение и исполнение Духом Святым и в укрепление веры, дабы святили Тебя, через Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, со Святым Духом, во веки веков. Аминь. Диакон Всем сердцем помолимся Господу Богу нашему, чтобы Он благостно сподобил нас благого причастия Духа Святого. Священник Даруй нам соединиться в Святом Духе Твоем и уврачуй нас этим приношением, чтобы нам жить в Тебе во веки веков. Аминь. Да будет благословенно имя Господне; и благословен грядущий во имя Господне и да благословится имя Славы Его; да будет, да будет, да будет. Народ повторяет то же. Священник Ниспошли на нас благодать Святого Духа. Диакон Встаньте на молитву. Священник говорит молитву раздробления 1016 : Смиренно приношу благодарение Тебе, Господи Боже мой, Владыка всего мира, сидящий на престоле Херувимском, живущий в вышних и прославляемый в низших, покоящийся во свете существа Твоего вовек, (что) Ты явил нам сокровенное Таинство Креста. Кто Бог милосердый и святой, как Ты, Которому принадлежит могущество, приближавшееся к нам, когда Ты даровал власть апостолам и тем, которые служат Тебе с искренним сердцем, и тем, которые приносят Тебе жертвы в приятное благоухание, через Господа и Бога нашего Иисуса Христа; и Тебе, Ему и Святому Духу принадлежит благодарение, слава и хвала во веки веков. Аминь. Диакон Стоящие, приклоните головы ваши. Священник Господи, сидящий на Херувимах и призирающий на народ и достояние Твое, благослови рабов и рабынь Твоих и детей их, и подай каждому, кто придет причащаться чудной трапезы Твоей с чистой совестию, оставление грехов, соединенное со Святым Духом, во спасение души и тела, в наследие Царства Небесного, благодатью и благоволением Единородного Сына Твоего, через Которого Тебе и вместе с Ним, и со Святым Духом, слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Иподиакон 1017 вместе с народом скажут: Ангельские воинства Спасителя мира стоят перед Ним и окружают Тело и Кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; предстанем перед лицом Его и с верой поклонимся Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Соломон был провозглашен наследником царского престола по ее просьбам. Мф.1:7 .  Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Соломон царствовал сорок лет (1015–975 гг. до Р.Х.). При нем был выстроен храм в Иерусалиме. Ровоам, или Реговоам, сын Соломона, царствовал в Иудее «только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» ( 3Цар.12:17 ; 2Пар.10:17 ). Он вступил на царство в 41 год и царствовал в Иерусалиме 17 лет (975–957). После него на престол вступил сын его Авия и царствовал три года (957–955). После Авии воцарился сын его Аса (955–914). Мф.1:8 .  Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; После Асы воцарился Иосафат, или Иегосафат, сын его, 35 лет, и царствовал 25 лет (914–889). После Иосафата воцарился Иорам, 32 лет, и царствовал 8 лет (891–884). За Иорамом встречается у Матфея пропуск трех царей – Охозии, Иоаса и Амасии, царствовавших в общем с 884 по 810 год. Если этот пропуск сделан не случайно, по ошибке переписчика, а намеренно, то причину исключения из родословия трех названных царей следует искать в том, что евангелист считал их недостойными быть исчисленными в ряду наследников Давида и предков Иисуса Христа 1 . Мф.1:9 .  Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Правнук Иорама Озия (810–758) называется в Библии еще Азарией. После Озии воцарился Иофам, или Иоафам, сын его, 25 лет, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (758–742). После Иоафама вступил на престол сын его, Ахаз, 20 лет от роду, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (742–727). Мф.1:10 .  Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; После Ахаза воцарился Езекия, сын его и царствовал 29 лет (727–698). После Езекии вступил на престол сын его Манассия, 12 лет, и царствовал 50 лет (698–643). После Манассии воцарился сын его Аммон, или Амон (в Евангелии от Матфея, согласно некоторым рукописям, синайской, ватиканской и др., следует читать Амос, но в других, не менее авторитетных, но многочисленных рукописях – Амон), 22 лет, и царствовал два года (643–641). Мф.1:11 .  Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010