Не раз беседовали мы с вами о том, как вести себя в церкви. Мы не можем требовать полного однообразия поведения. Допустимы местные особенности. Поясню: в Троице-Сергиевой Лавре поют: «Преподобие отче наш Сергие...», а в Чернигове: «Святителю наш Феодосие...» И это законно. Но все же желательно, чтобы люди, ревнующие о благочестии, вели себя однообразно. Например, все стоят на коленях по приглашению диакона, а один-два – как пустые колосья, молятся стоя. Или наоборот – становятся на колени, когда не полагается. Мы не будем останавливать их, но пусть станут не спереди, а подальше, чтобы было незаметно, и не делать вызова всем. Неправильно и даже грешно, если начинают окружающие в таких случаях учить, толкать, делать замечания, часто даже ошибочные. Не могу не сказать, как не умеете вы причащаться. Вместо прекрасных святых имен говорите: «Маша, Даша» и т. п. А как трогательно, когда малый карапуз произносит свое имя не «Гена», а «Геннадий»! У меня холодный пот выступает на спине и ноги дрожат, когда из-под плата, перед самой Чашей, с какой-то лихостью бабушка начинает креститься, рискуя разлить драгоценную Кровь Христову. Сколько раз я говорил, что надо подходить к Чаше, сложив крестообразно руки на груди, правую поверх левой. И при этом широко открывать рот. Встречаешь иной раз сомкнутые губы и почти стиснутые зубы. Почему, когда подходят ко кресту, образуется давка? Ведь вопрос в 10 минутах, а вы после того пробудите в храме еще полчаса. Не нужно этого делать и даже грешно! Мое горькое слово к вам полезно, как полезна невкусная сама по себе соль или горький перец, но они предохраняют от гниения пищу. Говорю так потому, что полюбил вас, считаю себя самого ельчанином и вспоминаю благочестие древних обитателей этого города, который свт. Тихон Задонский именовал «Новым Сионом». А теперь, в заключение своего слова, напомню вам о св. мученике Глебе, память которого Церковь чтит завтра. После смерти св. князя Владимира, великим князем Киевским сделался его старший сын Святополк. Он, из жадности, загубил двух своих братьев: сперва убил Бориса 24 июля 1015 г., а затем убийцы выследили и младшего брата Глеба и зарезали его 5 сентября, в то время как тот молился Богу в своем шатре. Друзья предупреждали его о замыслах Святополка Окаянного, но он не захотел ни воевать с братом, ни бежать от него за границу, предаваясь всецело в волю Божию. Таков плод принесла в нашей стране Православная вера, едва лишь воспринятая народом. К престольному празднику св. Александра Невского мы соорудили в алтаре этого придела две большие иконы свв. Бориса и Глеба. Некоторые сетовали, что их не видно из храма. Пользуясь случаем, – почитанием памяти св. Глеба – мы вынесли сюда его икону вам на поклонение. Да поможет этот святой и всем нам стоять крепко в вере до самой кончины и отличаться таким же миролюбием, кротостью и смирением, какие отличали его самого! Аминь. 2 октября 1959 г. Холмская икона Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благоверный князь Глеб — один из первых русских мучеников–страстотерпцев. Он пострадал вместе со своим братом — благоверным князем Борисом (во святом крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило святого, который сам был воспитан в правилах христианской веры и не мог предположить такого злодейства со стороны их брата Святополка. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар Глеба перерезал ему горло. Но смертельные раны мученик вменил ни во что ради Господа. Это произошло 5 сентября 1015 года. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, «между двумя колодами», т. е. в простом деревянном гробу. Святой Глеб считается первопросветителем Муромо–Рязанской страны, где память о нем с древнейших времен и доселе хранятся как о первом проповеднике христианской веры и о покровителе страны. В 1019–1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. У их гробницы стали происходить чудеса. Мощи братьев были перенесены в церковь святителя Василия Великого; митрополит Киевский Иоанн составил службу князьям–страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и совершается с первой половины XI века. Два древнейших жития XI века — «Чтение», написанное преподобным Нестором, и «Сказание», с именем монаха Иакова, — показывают, что Русская Церковь издревле почитала братьев–страстотерпцев, которые постоянно оказывали молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годину тяжелых испытаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

" Духоносные мощи " июля 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Колпина " Мы отмечаем сегодня положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля и память преподобного Антония Киево-Печерского , начальника русского монашества, - сказал владыка в проповеди. - История Ризы связана с крестными страданиями Спасителя. Согласно Евангелию, Его хитон - Риза Господня - по жребию достался одному из воинов: " Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий” " (Ин 19. 24). Многие столетия святыня хранилась в Мцхетском соборе Грузии. Когда персы завоевали Грузинскую землю, забрали ее с собой. В 1625-м году посланник персидского шаха Аббаса прибыл в Москву и в качестве подарка привез патриарху Филарету часть этой Ризы. Русские люди встретили ее с большой радостью и благоговением.Патриарх объявил семидневный пост. Все постились и молились. Великим постом Ризу вынесли для поклонения, и многие люди получили исцеление, что подтвердило ее подлинность. Она была оставлена в Успенском соборе Кремля, раз в год ее выносили людям для прикладывания " . " Святой Антоний Печерский был великий подвижник, он родился за пять лет до Крещения Руси, в 983-м году, с юности услышал о христианстве и монашестве, - продолжил архипастырь. - В то время монахи были только в Греции, и он отправился на Афонскую гору, чтобы познакомиться с их жизнью. Прошел по монастырям, посмотрел, как живут их насельники. Кое-чему научился, и ему старцы сказали, что надо возвращаться на Русь святую и там основывать обители. Он вернулся, сделал себе келью, стал подвизаться. В 1015-м году, когда умирает равноапостольный князь Владимир, преподобный Антоний снова решает уйти на Афон. Прожил он там восемь лет, потом вернулся в Киев, устроил себе келью в пещерах. К нему стали приходить люди, он учил их монашеской жизни. Образовалась первая община из двенадцати его последователей. Так зародилась знаменитая Киево-Печерская лавра. Преподобный прожил 90 лет. Где находится его мощи в данный момент, неизвестно. Но в лавре в пещерах находятся много мощей, есть дажемироточивые главы. Господь русским людям послал благодати не меньше, чем другим народам, за то, что они возлюбили Бога и православную веру. Многие святые сподобились благодати, их мощи остались нетленными. Сейчас в Санкт-Петербурге находятся мощи праведного воина Феодора Ушакова, которые привезли из Санаксарского монастыря на празднование дня ВМФ России. Они будут пребывать неделю, если есть желание, к ним можно приложиться " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Георгий, митрополит Киевский и всея Руси Сохранившиеся о митрополите Георгии сведения очень немногочисленны и противоречивы. По происхождению одни считают его греком, другие грузином. Киевской митрополией он управлял примерно с 1062 года (по другим источникам – с 1067 года). В 1072 году он присутствовал при перенесении мощей святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015, память 2/15 мая и 24 июля/6 августа). В 1073 году во время междоусобицы сыновей Ярослава I уезжал в Грецию. Скончался в 1079 году (по другим источникам – в 1077 году). Труды: Стязание с Латиною. Полемическое сочинение// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 2, прилож. 8. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 3. – С.140–309. Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). – М., 1878. – С. 89–91. Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-российской полемики против латинян. – СПб., 1878. – С. 28–58, 191–198, 234–244. Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 1. – С. 286, 436–437, 854. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 64. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 14, 15. Православный собеседник. – Казань, 1858, март. – С. 438. – 1867, март. – С. 208. Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – С. 176–177. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 222–224. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 630. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907, т. 8. – С. 420. Русский биографический словарь: в 2 5 т, – СПб.; М.. 1896–1913, т. 5. – С. 432. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

557 ПСРЛ. Т.1. Стб. 186 (под 1074 г.); Памятники (прим. 202). Т.1. Стб. 1–2 (Иаков – адресат Правила митрополита Uoahha II ). О личности Иакова см. также: Погодин Μ.А. Яков мних, русский писатель XI века, и его сочинения//ИпоОРЯС. 1852. Т.1. С.326–334; Макарий (Булгаков) . Еще об Якове мнихе//Там же. 1853. Т.2. С. 147–157; он же. (прим. 21). Т.2. С. 133–136; Тюрин А.Ф. Мнение о Якове мнихе акад. П.Г. Буткова//ИпоОРЯС. 1853. Т.2. С.81–95; Хрущев И.П. (прим. 533). С.41–53; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С. 742–747; он же. Яков мних//ПБЭ. 1905. Т. 6. С. 143–147; Никольский Н.К. (прим. 32). С. 29–31; он же. (прим. 37). С. 98–106; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol.l. Р. 230–233. 558 См. выше, прим. 108, а также: Малышевский И. Когда и где впервые уставлено празднование памяти св. Владимира 15 июля?//ТрКДА. 1882. С.45–69; П(етров ?) Н. Чествование памяти св. Владимира на юге России и, в частности, в Киеве//Там же. 1888. С.594–616; Соболевский А.И. В память исполнившегося 900-летия со времени крещения Руси//ЧОНЛ. 1888. Т. 2. Отд. 2. С. 7–14; он же. “Память и похвала” (прим. 533); Васильев В. (прим. 310). С.73–83; Голубинский Е.Е. (прим. 310). С.56, 63; Müller L. Russen in Byzanz (прим. 113). S.103 f. 559 Бугославский С.А. К литературной истории “Памяти и похвалы” кн. Владимиру//ИОРЯС. 1925. Т.29. С. 105–141. Ср.: ПСРЛ. Т.1. Стб. 130 (под 1015 г.). 562 Повесть временных лет приводит даже пример посмертного “крещения”: ПСРЛ. Т.1. Стб.155 (под 1044 г.). 563 Однако крещение Ольги произошло, по всей вероятности, не в Константинополе, как пишет Иаков, а в Киеве; см. прим. 73 (ср. комм. изд. 565 Это сближение подчеркивается уже самим захоронением Константина и Елены в церкви Св. Апостолов, построенной в столице императором, “чтобы они покоились неподалеку от мощей апостольских” [так в Житии Константина Великого (BHG. Vita Constantini I Ed. H.G. Opitz//Byz. 1934. Т.9. P. 590.18–24]. См. об этом: Ewig Е. Das Bild Constantins des Großen in den ersten Jahrhunderten des abendländischen Mittelalters//Historisches Jahrbuch. 1956. Bd.75. S.1–9; Sansterre J.-M. Eusèbe de Césarée et la naissance de la théorie “césaropapiste”//Byz. 1972. T.42. P. 180–184; Winkelmann F. Das hagiographische Bild Konstantins I. in mittelbyzantinischer Zeit//Beiträge zur byzantinischen Geschichte im 9.–11. Jh. Praha, 1978. S. 179–203. См. прим. 108, 545. [Ср., однако, критический анализ источников: Mango С. Constantine’s Mausoleum and the Translation of Relics//BZ. 1990. Bd.83. P.51–62, 434. – Прим. изд. (K.A.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВЫШГОРОДЕ Первая церковь на Руси, освященная в память св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба , в пригороде Киева. История церкви тесно связана с прославлением святых. Согласно житию, мощи мучеников покоились у вышгородской ц. св. Василия, построенной, очевидно, при равноап. кн. Владимире: тело Бориса, согласно летописи, было погребено в 1015 г., а тело Глеба перенесено туда в начале княжения Ярослава Мудрого. Б. ц. была возведена при кн. Ярославе Мудром на месте сгоревшей ц. св. Василия. Первоначально поставили «клетъку малу», в к-рой поместили гробы св. братьев «над землею, на деснеи стране», затем кн. Ярослав повелел выстроить церковь «велику… имеющю верхов 5», куда 24 июля были помещены раки св. Бориса и Глеба также на правой стороне. Следующий одноглавый храм вместо обветшавшего храма Ярослава был построен стяжанием кн. Изяслава Ярославича и освящен 20 мая 1072 г. Тогда же в присутствии митрополита и церковных властей в нее были перенесены мощи. Тело св. Бориса в деревянной раке несли на плечах и положили в каменный саркофаг князья Ярославичи, мощи Глеба в каменном гробу перевезли на санях. Среди участников события упоминается свящ. Б. ц. Лазарь, к-рый именуется «стареишина клириком църькве тоя». Борисоглебская церковь в Вышгороде. План фундаментов по материалам раскопок 1952 г. Борисоглебская церковь в Вышгороде. План фундаментов по материалам раскопок 1952 г. Киевский кн. Святослав Ярославич в конце своей жизни начал строить в Вышгороде каменный храм в честь мучеников, однако к моменту его кончины (1076) стены еще не были увенчаны сводами. При кн. Всеволоде Ярославиче, вероятно в 80-90-х гг. XI в., здание было достроено, но по завершении работ верх обрушился, и храм пребывал в руинах, пока в 10-х гг. XII в. его не восстановил сын Святослава Олег. Освящена церковь была 1 мая 1115 г. в присутствии киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, черниговских князей Олега Святославича и его брата Давида, митр. Никифора с архиереями и игуменами киевских мон-рей во главе с Прохором Печерским. На следующий день в храм перевезли каменные раки с мощами святых, но установлены они не были, т. к. между князьями возник спор. Владимир Мономах желал поставить раки посреди храма «и терем серебрян поставити над нима» (киворий), Олег с Давидом хотели поместить их в нише-аркосолии в юж. стене храма («комару иде же отец мои назнаменал на правой стороне»). Спор решился жребием, положенным на престоле, в пользу Святославичей, и на 4-й день раки были установлены. Владимир Мономах украсил («покова сребром и златом») ниши. Начиная с 1115 г. храм неоднократно упоминался в летописях, но после монг. нашествия сведения о нем исчезают.

http://pravenc.ru/text/153185.html

Во-первых, в 1051 или 1052 г. князь и митрополит вместе ввели «Церковный устав Ярослава» (о чем сообщает преамбула последнего), призванный заменить собой греческий Номоканон. Во-вторых, согласно проложному сказанию под 26 ноября, Иларион успел освятить церковь св. Георгия в Киеве 63 , посвященную небесному патрону князя: произошло это 26 ноября – соответственно, 26 ноября 1051 г., так как в начале ноябре следующего года в Киеве митрополитом был уже Ефрем. Тогда же была установлена богослужебная память этого освящения, надолго ставшая одним из главных чисто русских праздников («Юрьев день»), и было составлено сказание о данном празднике. Об участии Илариона в освящении говорит как само проложное сказание – свти ю Лариономь митрополитомь, – так и употребление в нем редкого термина настоловани, образованного от глагола настоловати, кальки с греческого νθρονζειν, отмеченной лишь в ставленнической записи Илариона (см. выше), так что нельзя даже исключать авторство последнего для сказания. Наконец, согласно тому же источнику, Ярослав створи въ неи новоставимымъ т.е. вместе с Иларионом реформировал практику поставления новых епископов для Руси, что, возможно, говорит о его планах увеличить численность русского епископата в целях дальнейших масштабных преобразований в Русской Церкви, которым, однако, не суждено было осуществиться. Вся же хронология Киевских митрополитов до середины XI века реконструируется тогда следующим образом. Феофилакт был переведен на Русь с Севастийской митрополичьей кафедры где-то до 1015 г. 64 ; Феопемпт стал митрополитом не позднее 1039 г.; Иоанн I взошел на престол после 1039 г. и правил до 1051 г.; Иларион сделался митрополитом в 1051 г. (вероятно, после 24 июля) и перестал быть им в 1052 г. (до 4 ноября); Ефрем получил митрополичество в 1052 г. (до 4 ноября) и закончил его не ранее 1055 г. – возможно, в 1058 г. Соответственно, Георгий, упоминаемый под 1072 г., мог стать митрополитом уже в 1058 г. или немногим позже. Интронизация Феопемпта, Иоанна и Георгия должна была состояться в Константинополе сразу после их хиротонии, незадолго до их отбытия в Киев; Феофилакт получил интронизацию еще при возведении на свою первую, Севастийскую, кафедру; Иларион был рукоположен и настолованъ в самом Киеве; в случае Ефрема нельзя исключать, что он был поставлен и интронизован – в противовес «неканоничному» Илариону – не перед самым отъездом на Русь, а ранее, после смерти Uoahha I в 1051 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Радуйся, богоносных отец печерских пречестный личе,/яко стяжал еси доброе светило,/девственных верх и мучеников красоту,/Духа Святаго чистое пребывание,/Моисея, умнаго Боговидца,/егоже память хвалами венчающе, молим вас:/молите Христа Бога и Владыку,/нам, чадом вашим, от бед избавитися/и не лишитися Вышняго Царствия. Слава, глас 6: Истиннаго последователя Христова/и вернаго Евангелия Его послушателя,/тя, преподобне отче, днесь восхваляем,/ты бо, на вечное воздаяние взирая,/вся красная мира сего во уметы вменил еси,/пленник изволяя быти,/да свободен ум от греха имееши,/о телеси нерадив, на муки е предал еси,/да мучащаго мысленнаго врага кровными струями потопиши;/сам ныне в месте покойне сый/и радости святых наслаждаяся,/даровании твоими свыше и нас ущедри,/любезно совершающих память твою. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы,/помиловати души наша. Славословие великое. Ектении и отпуст. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ВСЯ ПРЕПОДОБНОМУ. Преподобный Моисей Угрин был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Георгием и Ефремом (впоследствии преподобный Ефрем основал Борисоглебский монастырь в городе Торжке; †1053; память 28 января) пришел на Русь и поступил на службу к Ростовскому князю святому страстотерпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком Окаянным был убит благоверный князь Борис (память 2 мая и 24 июля), вместе с ним погиб и святой Георгий (память 24 июля). Святой Моисей избежал смерти и нашел приют в Киеве у сестры святых страстотерпцев Бориса и Глеба и князя Ярослава Предиславы. В 1018 году тесть Святополка польский король Болеслав захватил Киев. Выбитый из города великим князем Ярославом, он увел в плен двух сестер князя и многих бояр с их слугами. В числе других святой Моисей в тяжелых оковах был отведен в Польшу и заключен в темницу, где томился пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский (+ 1023) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 8 июня, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Святитель Феодор, родом грек, был первым епископом Ростовским. Рукоположен он был в 990 или 992 г. Он основал в Ростове первую церковь и проповедовал там Евангелие, но язычники изгнали его, и он поселился в Суздале, бывшем тогда небольшой деревней. Когда в 1010 г. св. равноапостольный вел. князь Владимир (память его 15 июля) прислал сына своего Бориса (память его 24 июля) управлять Ростовом, то святитель Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1015 г. вел. князь заболел и вызвал сына своего Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 г. Святые мощи его почивали в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. • Свт. Феодор прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших свт. Михаила, митрополита Киевского (память его 30 сент.). • Дата прославления святителя не известна, но, согласно церковному преданию, обретение мощей его произошло еще до нашествия хана Батыя, т.е. до 1237 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437300/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский (+ 1667) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 июля в день тезоименитства со св. мучеником блгв. князем Борисом(+ 1015) Прп. отрок схимонах Боголеп, во святом Крещении Борис (в честь св. князя страстотерпца Бориса), родился в семье московского дворянина Умакова в 1660 г. Отец его, Яков Умаков, был определен воеводой в город Черный Яр, в 250 верстах от Астрахани (в нынешней Астраханской обл.). Младенец Борис проявлял черты необыкновенные: едва услышав благовест, он начинал плакать и успокаивался, когда его относили в церковь. Когда распространилась смертельная язва, Борис заболел, ему было видение странствующего инока, и он просил у родителей принять постриг. Мальчика облекли в схиму с именем Боголеп. Преставился отрок схимонах 1 марта 1667 г. Многочисленные чудеса и исцеления явились основанием для установления ему празднования. Житие было составлено по обету черноярским купцом Саввою Татариновым в 1731—1732 гг. Гроб с мощами св. отрока поглотила Волга после обретения их. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437498/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010