С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

В святом крещении Василий, сын великого князя Святослава, внук св. Ольги. Крестился в православную веру в КОрсуни и крестил русский народ в 988 и 989 году. Ум. 15 июля 1015 года и погребен в созданном им Десятинном храме. По свидетельству Кальнофойского, мощи обретены митрополитом Петром Могилою в 1635 году. Глава св. Владимира хранится в великой церкви Киево-Печерской Лавры, нижня челюсть в Московском Успенском соборе, а ручная кисть в Киево-Софийском соборе. «Память и похвала князю Русскому Володимиру» принадлежит перу писателя XI века, черноризца Иакова, а «житие Владимира или испытание» принадлежит перу Грека Феодосия, переводившего книги с Греческого на Славянский язык для Печерского подвижника князя Николы Святоши. Сочинения эти напечатаны митрополитом Макарием в Ист. Русс. Церкви, I, стр. 255–268. Память празднуется повсеместно 15 июля. Сказание о кончине у Барсукова, стр. 104. 3. Святыя благоверныя князи Борис и Глеб, дети его, а память святаго Бориса месяца сентября в 24 день. Святаго Глеба память месяца сентября в 5 день, убиени быша от брата своего Святополка в лето 6524 Св. князья Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, сыновья св. Владимира, еще язычника, и матери-христианки. Убиты по распоряжению брата их Святополка Окаянного, вскоре после кончины отца их в 1015 году. Св. Борис убит на берегу реки Альты 24 июля, а св. Глеб не далеко от Смоленска 5 сентября. Мощи обоих братьев в 1019 году погребены в Вышгороде, в новопостроенном храме. В 1072 году великий князь Изяслав построил новый храм и перенес в него мощи страстотерпцев. Память празднуется 5 и 24 сентября, 24 июля и 10 декабря, а перенесение мощей 2 мая и 11 августа. По «Иконописному Подлиннику» под 2 мая: «Борис подобием рус, власы мало с ушей, брада невелика, аки Космина, на главе шапка, опушка черная соболья, ризы на нем княжеские, шуба бахатная, выворот черной соболей, исподняя риза зеленая камчатная, в руке крест, в другой меч в ножнах. Глеб подобием млад, лицем бел, власы кудреваты, на главе шапка, опушка соболья, ризы княжеские, в руке крест, в другой меч в ножнах; у обоих на ногах сапоги» (Филимонов, стр. 334 и 397). «Чтение» и «Сказание» о св. страстотерпцах, жития в нескольких редакциях, чудеса и служба подробно описаны у Барсукова (стр. 72–75). 4. Святый Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его месяца февраля в 28 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ефремом Новоторжским (память его 28 янв.), который завещал погребсти ее в своем гробу. А тела Георгия не нашли. Известно одно явление убиенного отрока. Третьим братом был прп. Моисей Угрин, скончавшийся в 1043 г. (память его 26 июля). Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его, и он обратился к Богу с последней молитвой: «Ты, Господи, виждь и рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и приими с миром душу мою!» И, сказав это, обратился к убийцам: «Братья, приступите и окончите повеленное вам!» Тогда они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Но, узнав, что брат его еще жив, Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце св. князя мечами. Было это 24 июля 1015 г. Тогда Святополк послал сказать князю Глебу: «Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!» Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь его оступился и повредил себе ногу. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его — князя Ярослава новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. «Не ходи, — писала она ему, — отец твой умер, а брат убит Святополком». — «Увы мне, — воскликнул князь Глеб со слезами, — лучше мне было бы умереть с братом, чем жить на этом свете! Зачем я остался один? Где твои слова, которые ты говорил мне, брат мой любимый! Больше я не услышу твоих тихих наставлений! Если ты получишь дерзновение у Бога, помолись обо мне, чтобы и я принял ту же смерть. Лучше мне было бы с тобою умереть, чем жить в этом обманчивом свете!» Показались убийцы, посланные Святополком! Их было много. Долго гнались они за князем Глебом та лодках. Когда они приблизились, св. Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и не противиться, говоря, что при покорности они просто отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят. По просьбе святого спутники его высадились на берег, с жалостью обращая свои взоры на блаженного, который остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: «Бери нож и зарежь господина твоего, иначе погибнешь сам». Повар, родом из Торков — не так, как венгр Георгий, павший за Бориса, — вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло блаженному, подобно незлобивому агнцу. Было это 5 сентября 1015 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

На месте мученической кончины варягов святой Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы – первый каменный храм Киева, освящённый 12 мая 996 г. Ныне храм не существует. Принял ли первомученик Иоанн смерть за Христа осознанно – нам неизвестно, в летописи приведены только слова его отца, свидетельствующие о его убеждённой вере. А вот святой мученик Георгий Угрин (1015, память 24 июля) сделал это совершенно осознанно («Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (50:6). Всего несколько слов сказано в житии об этом отроке, слуге святого страстотерпца Бориса, который был убит за попытку защитить своего господина от наёмных убийц, посланных братом князя Святополком Окаянным. Но за ними – настоящий подвиг чистого душой ребёнка. Родом он был из Венгрии. Вместе со своими братьями, святыми Моисеем и Ефремом, Георгий покинул родину, возможно, из-за того, что в то время там преследовали православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю, святому Борису Владимировичу. Георгий погиб вместе со святым Борисом в 1015 году на реке Альте, пытаясь защитить господина собственным телом. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Брат его, святой Ефрем, нашёл голову брата и взял её с собой. Впоследствии честная глава мученика была погребена вместе с преподобным Ефремом. Младенцы и отроки – исповедники Подвиг многих из православных детей-мучеников не смогли бы пройти и повторить некоторые из взрослых людей.  Например, святой мученик Евстафий Крымский (память 10 мая, 1752) – отрок 14-ти лет исповедовал Христа перед турецким судьёй в Кафе (ныне Феодосия) и был за это обезглавлен.  А у кого из нас не побегут мурашки по коже от подвига отнятого у матери трёхлетнего мальчика из числа 72х святых мучеников, со св. Исидором в Юрьеве Ливонском пострадавших (1472, память 8 января). Когда немцы-католики топили этих святых мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где 6 января совершалось Великое Водосвятие, этот мальчик закричал, вырвался из рук мучителей, подполз к проруби, где только что утопили его мать, перекрестился и со словами: «И я православный!» бросился в прорубь…

http://azbyka.ru/deti/deti-mucheniki-v-p...

5) святитель Иоанн Златоуст (+ 407) – скончался в ссылке в Команах; 6) священномученик Мартин, папа Римский (+ 655) – скончался в ссылке в Херсонесе; 7) преподобный Максим Исповедник (+ 662) – скончался в ссылке в Мингрелии в Иверии; 8) святитель Стефан, архиепископ Сурожский (+ 750); 9) преподобный Иосиф Песнописец (+ 883) – в 831-842 гг. был в ссылке в Херсонесе; 10) равноапостольные Мефодий (+ 885) и Кирилл (+ 869), учители славянских народов. Все эти и многие другие святые 8 , просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и ныне в день памяти Всех русских святых наша Церковь молитвенно обращается и к ним, считая их своими святыми 9 . Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси 10 . Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы " упреждая церковную канонизацию " , началось сразу после их убиения ( 23 , 40). Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I " с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира – Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно " ( 10 , кн. 2, 54–55). Примерно в то же время, около 1020–1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( 10 , кн. 2, 58, 67; 23 , 40).

http://pravoslavie.ru/2367.html

История канонизации святых в Русской Церкви может быть разделена на семь периодов: Для каждого периода мы приводим список святых, которым было установлено общецерковное празднование. Обзор местных канонизаций за всю историю был бы слишком велик, поэтому мы ограничились тем, что впервые привели список местных канонизаций за время после 1917 г.; имена местночтимых святых XI – нач. XX в. и подвижников благочестия XI–XX вв. можно найти в списках «Святая Русь», в приложениях к изд.: Макарий. Кн. 1–9. 1. Канонизация святых в XI в. – 1547 г. В данный период к общецерковному почитанию были прославлены следующие святые: 1–2) благоверные князья страстотерпцы Борис (в крещении Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в крещении Давид, † 5.09.1015), пам. 24 июля. Празднование общецерковное установлено в 1072 г. 3) Прп. Феодосий, игум. Печерский († 3.05.1074). Празднование общецерковное установлено в 1108 г., местное – вскоре после кончины святого. 4) Равноап. вел. кнг. Ольга († 11.07.969). Празднование общецерковное установлено до сер. XIII в. (память указана в Прологах XIII–XIV вв.— РГБ. Рум. 319; РГАДА. Син. тип. 168). 5) Прп. Антоний Киево-Печерский († 7.05.1073, пам. 10 июля). Празднование общецерковное установлено ок. 1132–1231 гг., древнейший текст жития датируется не позднее 90х гг. XI в. 6) Равноап. вел. кн. Владимир Святославич († 15.07.1015). Празднование общецерковное установлено вскоре после 15.07.1240. 7–8) Блгв. кн. Михаил Черниговский (см. Михаил Всеволодович) и боярин его Феодор, мученики († 20.09.1246). Празднование общецерковное установлено до 70х гг. XIII в. 9) Свт. Леонтий, сщмч., еп. Ростовский († ок. 70х гг. XI в., пам. 23 мая). Празднование общецерковное установилось к нач. XIV в. (пам. указана в Уставах кон. XIV в.— ГИМ. Син. 332 и 333, в агиографическом сборнике XIV в.— РГБ. Троиц. 745 и более поздних), а местное празднование было установлено в 1190 г. еп. Ростовским Иоанном на день обретения мощей 23 мая (1164). 10) Петр, свт., митр. Киевский и всея Руси († 21.12.1326). Празднование общецерковное установлено митр. Киевским Феогностом по благословению Патриарха Кпольского Иоанна XIV Калики в 1339 г.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Благоверный князь Глеб — один из первых русских мучеников–страстотерпцев. Он пострадал вместе со своим братом — благоверным князем Борисом (во святом крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило святого, который сам был воспитан в правилах христианской веры и не мог предположить такого злодейства со стороны их брата Святополка. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар Глеба перерезал ему горло. Но смертельные раны мученик вменил ни во что ради Господа. Это произошло 5 сентября 1015 года. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, «между двумя колодами», т. е. в простом деревянном гробу. Святой Глеб считается первопросветителем Муромо–Рязанской страны, где память о нем с древнейших времен и доселе хранятся как о первом проповеднике христианской веры и о покровителе страны. В 1019–1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. У их гробницы стали происходить чудеса. Мощи братьев были перенесены в церковь святителя Василия Великого; митрополит Киевский Иоанн составил службу князьям–страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и совершается с первой половины XI века. Два древнейших жития XI века — «Чтение», написанное преподобным Нестором, и «Сказание», с именем монаха Иакова, — показывают, что Русская Церковь издревле почитала братьев–страстотерпцев, которые постоянно оказывали молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годину тяжелых испытаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена — Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его — Бориса.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Виктор, епископ Владимирский и Суздальский (Онисимов) Родился в Новгороде. Образование получил в Новгородской духовной семинарии. Принял монашество, 20 сентября 1766 года возведен в сан архимандрита Николо-Вяжищского монастыря. В 1770 году переведен в Иверский монастырь. 8 мая 1775 года назначен в Юрьевский монастырь. 3 июля 1782 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 22 сентября 1783 года – епископ Владимирский. С 6 мая 1788 года – епископ Суздальский и Владимирский с местопребыванием в городе Суздале. С 16 октября 1799 года – епископ Владимирский и Суздальский. 24 февраля 1800 года уволен «на смирение» в Новгородский Юрьев монастырь, затем переведен в Хутынский монастырь. Скончался 29 марта 1817 года в Хутынском монастыре (по Строеву -Юрьевом). Из жизни преосвященного Виктора современники передают следующий случай. Однажды император Павел I приехал во Владимир и отправился в собор, в котором находились мощи благоверных князей Бориса и Глеба († 1015, память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), открытые благоверным великим князем Андреем Боголюбским († 1174, память 4/17 июля), Император был поражен полной сохранностью мощей. После осмотра собора Павел I обратился к епископу Виктору, сопровождавшему его, и сказал: «Здравствуй, архиепископ», показывая этим, что преосвященный возведен в сан архиепископа. В этот момент владыка Виктор обратился к императору с просьбой не переводить его в Суздаль. Император Павел рассердился и при прощании резко сказал владыке: «Прощай, епископ», что означало лишение награды, и он остался в прежнем сане епископа. В документах об этом сказано, что преосвященный Виктор архиепископом был всего лишь пять минут. На епископа Виктора поступали жалобы за жестокое и несправедливое обращение с подчиненным духовенством. На основании этих жалоб он был уволен от управления епархией со всей консисторией «на смирение» с пребыванием в Юрьевском монастыре. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010