Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛХИСЕДЕК I Свт. Мелхиседек I, католикос-патриарх Грузии. Икона. XXI в. (частное собрание) Свт. Мелхиседек I, католикос-патриарх Грузии. Икона. XXI в. (частное собрание) [Груз. ], свт. (пам. груз. 24 янв., 1 окт.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх всей Грузии (ок. 1010-1033). Долгое время считался 1-м предстоятелем ГПЦ, имевшим титул патриарха. В церкви Ткобай-йерда в Ингушетии сохранилась лапидарная надпись XI в.: «Христос, возвеличь патриарха [всего] Востока Мелхиседека, аминь» ( Гамбашидзе. 1993. С. 47). Однако в нач. XXI в. В. И. Силогава передатировал надпись на кафоликоне мон-ря Пархали , в к-рой как «патриарх Картли и всего Востока» упомянут груз. католикос Иоанн IV Окропири (980-1001), которого стали считать 1-м католикосом-патриархом всей Грузии ( Силогава. 2006. С. 227-233). Патриаршество М. пришлось на время царствования в Грузии Баграта III (975/8-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072). По сведениям древнегруз. хроники «Матиане Картлиса» (Летопись Картли), М. происходил из знатного рода и был воспитанником Баграта III. М. известен как обновитель мцхетского патриаршего собора Светицховели , его имя упомянуто в 2 надписях на храме ( Мусхелишвили. 1942. С. 135-137). В поздней вставке к «Матиане Картлиса» содержится рассказ о том, как М. ездил в К-поль к визант. имп. Василию II Болгаробойце и просил содействия в восстановлении разрушившегося с течением времени собора, поскольку «никто не мог помочь в возобновлении его, и никто не имел средств на это». Император дал М. «много церковной утвари: икон, крестов и всякого облачения для архиереев и священников»; возвратившись, М. «начал строить ворота и возобновил кровлю и все сделал, как следует» (КЦ. 1955. Т. 1 С. 282). Также он украсил собор «золотом и серебром, дорогими камнями и жемчугом» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 21-22). Известно, что М. неск. раз бывал в К-поле, где помимо Василия II встречался также с визант. императорами Константином VIII и Романом III Аргиром (КЦ. Т. 1. С. 282, 290, 294). Считается, эти визиты не могли быть связаны только с восстановлением Светицховели; очевидно, М. выполнял дипломатические поручения груз. царей. Можно предположить, что во время этих визитов (или одного из них) К-польский патриарх дал согласие на получение груз. католикосом титула патриарха.

http://pravenc.ru/text/2562936.html

К этому времени позиции В. и. в Закавказье были в значительной мере ослаблены, Византия сохранила формальный сюзеренитет над Тао-Кларджетским (Картвельским) царством, правители к-рого традиционно получали придворные титулы (куропалата, магистра, антипата и др.). После смерти Баграта III (1014) царем стал его малолетний наследник Георгий I (1014-1027). Воспользовавшись длительной войной имп. Василия II с болгарами, он перешел визант. границу и присоединил зап. часть Тао, Басиани и окрестности оз. Ван. По инициативе Георгия была сформирована антивизант. коалиция, в к-рую в т. ч. вошли егип. султан аль-Хаким и правитель Кахети-Эрети Квирике I Великий. В 1018 г., после поражения Болгарского царства, Василий II получил возможность заняться кавказскими делами. В 1021 г. он двинул в Грузию войска. По мирному договору 1022 г. В. и. полностью присоединила территорию царства Давида Куропалата, провинции Зап. Тао, Кола, Артаани и Джавахети. На присоединенных землях имп. Василий II создал фему Ивирия (Ιβηρα). Однако Георгий I не прекратил борьбу. В 1026 г. он предпринял попытку создания новой антивизант. коалиции, установив связь с визант. полководцем Никифором Комнином. Параллельно велись переговоры с осетинским царем, результатом к-рых, вероятно, стала женитьба Георгия I на дочери царя - Алде. Планы груз. двора были нарушены смертью Никифора Комнина, а затем кончиной самого Георгия. Новое вторжение В. и. произошло при малолетнем сыне Георгия, Баграте IV. Положение осложнялось тем, что мн. крупные феодалы (азнауры) перешли на сторону империи. Изменение политической обстановки в К-поле (смерть имп. Константина VIII в 1028) и решение имп. Романа III Аргира установить мир на Востоке дали возможность недолгого перемирия. Византийцы признали Вост. Тао собственностью груз. династии Багратиони, а имп. Роман III отдал свою племянницу Елену в жены Баграту IV. По существовавшей в Грузии в позднее средневековье традиции именно Елена привезла в Грузию Оконскую чудотворную икону. Успехи Баграта IV в деле объединения земель (присоединение Тбилиси, арм. Ани) продолжали политику вытеснения В. и. с Кавказа. Однако в новой войне, начатой визант. имп. Константином IX Мономахом против Анийского царства, на стороне к-рого выступил Баграт IV, Грузия потерпела поражение. В 1054 г. Баграт явился в К-поль «с повинной».

http://pravenc.ru/text/372678.html

Мартина Турского с военной службы и до смерти папы Римского Иоанна XII (964). Заметно знакомство автора с трудами Григория Турского, Беды Достопочтенного, Эйнхарда, хронист использовал сведения из Liber Pontificalis и каролингских анналов (в частности, из Лоршских анналов). Вместе с тем в «Хронике» почти отсутствует влияние «Истории лангобардов» Павла Диакона, типичное для итал. хронистов IX в.; некоторые сюжеты (напр., рассказ о паломничестве Карла Великого в Св. землю) заимствованы, вероятно, из устной традиции. В приложение к «Хронике» Бенедикт написал «Книгу об императорской власти в городе Риме» (De imperatoria potestate in urbe Roma libellus), в к-рой отстаивал проимперскую позицию. Др. автор этого времени, Иоанн Диакон из Венеции, в большей степени находился под влиянием каролингской хронистики. Он занимал видное положение при доже Пьетро II Орсеоло (991-1009), интересы к-рого представлял при дворе Оттона III. Повествование в составленной Иоанном Диаконом «Хронике Венеции и Градо» (Chronicon Venetum et Gradense; нач. XI в.) начинается со времени военных действий, к-рые вел в И. визант. полководец Нарсес против лангобардов, и доводится до 1008 г. В отличие от «Хроники» мон. Бенедикта, посвященной в основном отношениям с франками, Иоанн Диакон больше писал об отношениях правителей И. с Византией. После смерти имп. Оттона III (1002) начались мятежи под предводительством маркгр. Ардуина Иврейского против герм. кор. Генриха II (1002-1024, император с 1014). В 1013-1014 гг. Генрих II разбил Ардуина и занял Рим, где папа Бенедикт VIII короновал его имп. короной. В кон. 1021-1022 г. Генрих II совершил поход на юг И. с целью ослабить в этом регионе влияние Византии. На обратном пути император посетил Павию, где под его председательством прошел Собор, принявший решение о целибате духовенства. Восстание против герм. владычества в Ломбардии стало поводом для похода в И. нового герм. кор. Конрада II (1024-1039, император с 1027). Он не смог войти в Павию, где горожане закрыли перед ним ворота, поэтому его коронация была проведена в Милане.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд. Однажды княгиня во время плавания по реке на судне приказала вельможе, пленившемуся ее красотой и смотревшему на нее с худыми помыслами, хлебнуть, зачерпнув рукой, воды с одной и другой стороны судна. И когда тот выполнил волю ее, она спросила: «Находишь ли разность между той и другой водой?» «Никакой», — отвечал вельможа. Святая сказала тогда: «Точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Скончались святые супруги в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых, согласно их завещанию, были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. Июнь 27 Георгий Иверский, Афонский, преподобный Преподобный Георгий Иверский, Афонский, родился в Триалети (область Южной Грузии) в 1009 году (по некоторым данным, в 1014 году) в семье знатных владетелей Марии и Иакова. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014–1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители привели его в женский Тадзрийский монастырь, где воспитывалась его старшая сестра Тэклэ (Фекла). Здесь святой Георгий провел три года и дважды за это время был чудесно спасен Промыслом Божиим от гибели (в реке Кция и в пламени пожара, разразившегося в обители). В 1019 году по просьбе своих дядей (братьев отца), Георгия-писаря и Саввы, подвизавшихся в Хахульском мужском монастыре, отрок Георгий получил благословение настоятеля Хахульского монастыря Макария на воспитание у строгого подвижника Илариона Туалели, который славился образованностью и высотой духовной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Так, в 1728 г. по Высочайшему повелению было ассигновано 300 руб. на ремонт кровель Воскресенского на Истре монастыря, причем о растраченных до этого 600 руб. было поручено Коллегии Экономии произвести исследование 1014 , а 26 марта 1729 г. ассигновано еще 1000 руб. 1015 ; в 1730 г. в Галичский Паисиин монастырь из доимочных – 100 руб. 1016 ; в 1733 г. Сенат просил дать на ремонт Симонова монастыря его определенные в Коллегию Экономии доходы за четыре года, т.е. 6468 руб., но Кабинет дал только за 2 года 1017 ; тогда же, по ведению Синода, Сенат успешно испросил на ремонт Новоспасского монастыря его доходы за 2 года по 1137 руб. в год 1018 ; в 1734 г., ссылаясь на манифест от 17 марта 1730 г., изданный Анною при вступлении на престол 1019 , просил отпустить из заопределенных доходов и недоимки на ремонт Суздальского архиерейского дома, Солотчинского и Троицкого в Переяславле-Залесском монастырей по смете Мичурина 6638 руб., но позволено было расходовать только до 3000 руб. 1020 ; в 1738 г. было отпущено 1021 на ремонт Воскресенского на Истре монастыря собранных с заопределенных вотчин 500 руб.; в 1741–1743 гг. на ремонт церквей и Коломенского архиерейского дома были отпущены 1022 положенные в Коллегию Экономии, а в 1744 г. таких же денег 178 руб. 93 1/2 коп. оброчных за 1744 г. было выдано Ипатьевскому монастырю 1023 . Но особенно тяжело для Коллегии Экономии, архиерейских домов и монастырей пришелся 1737 г., когда, после известного ужасного пожара 29 мая, погорели: здание самой Коллегии, Госпиталь, Спасский училищный монастырь, 11 каменных и 18 деревянных приходских богаделен, Моисеевский девичий монастырь, Казанский собор, Ивановская колокольня 1024 , Ивановский монастырь 1025 , Собор Василия Блаженного 1026 , Вознесенский девичий монастырь 1027 , Знаменский монастырь 1028 , Златоустовский монастырь 1029 , Благовещенский собор 1030 , Чудов монастырь 1031 ; кроме того, погорели подворья Пафнутьева монастыря 1032 , Кириллова-Белозерского монастыря 1033 , Воскресенского на Истре монастыря 1034 , Спасо-Ярославского монастыря в Суздале 1035 и Новгородского монастыря 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

980 По преп. Максиму, слово «Израиль» значит в переводе с еврейского: «ум, видящий Бога» (Qu. ad Thal. LXV, 753В) от муж и видеть; ср. Быт. 32:30 . Такое толкование имени находим в древних греч. словарях библейских имён, P.Dc. Lagarde, Onomastica Sacra (2 изд., Gottingae 1887; мы цитуем страницы 1-го изд., отмеченные на полях 2-го издания) р. 170:90 (Onom. Coisl.). 203:92 (Glossae Colbert.). Иное производство у св. Иустина (Диал. с Триф., гл. 125): «человек, побеждающий силу». 1012 Имя «Ирод» скорее всего греческое (от ρως, герой), но преп. Максим, следуя древним словарям еврейских собственных имён, считает его еврейским и передаёт δερμτινος, как толкуется оно и в Onomastica sacra (изд. De Lagarde), р. 176, 44 (Vatic.), очевидно, при корнепроизводстве от ρ () кожа: р. 165, 96 (Coisl). То же производство видим и в Quaest. et dubia (после 16 вопроса), PG. 90, 800А. 1013 Ирод означает чувственное любовещественное настроение в человеке, привязывающее его к плотским помышлениям и греховным удовольствиям и являющееся в нём законом плоти, твёрдо вкоренившимся в силу преобладания чувства и чувственных влечений неразумных (страстных) сил души (Qu. ad Thal. XXXIII, 373D–376A). 1014 φυλακς, подтверждаемое Fr., схолией и Cap. quing. I, 79, представляет более правильное чтение, чем φλακε Reg. 1022 Св. Григорий Нисск., Против Евномия, кн. XIII (XII b.), PG. 45, 912A–B; русск. пер. VI, 237. Св. И. Златоуст (Бес.26 на 1Кор., § 2, PG. 61. 214). 1024 Вера – глава и источник всех добродетелей (Qu. ad Thal LXIV, 697A). Схема развития их из неё указана в Сар. de char. I, 3. Cap. theol. I, 16. 1025 Вера есть Христос, таинственно вселяющийся в человека (Ер. ad Nicandrum, PG. 91, 92А: ср. Qu. ad Thal. XL, 400B–C) и развивающийся в нём наподобие горчичного зерна (Сар. theol. II, 11). 1026 Веру Христову так же нужно чтить и предпочитать всему, как и Самого Господа Иисуса Христа, не ставя выше её никаких мирских интересов. 1027 Главой для деятельного подвижника, является благодатная сила веры, исповедуемая внешне в своём содержании в слове (учении) веры. По существу эта благодатная сила веры есть не что иное, как проявление Ипостасной Веры – Христа, вселяющегося в вере в подвижника и приносящего с Собою все блага веры, потенциально уже переживаемые верующим, и существенно заключённые во Христе (см. сх. 2 и 3). Равным образом, и слово веры есть не что иное, как отражение в верующем сознании Ипостасного Слова веры, Второй Ипостаси Св. Троицы, открывшейся в творении, промышлении и домостроительстве воплощения: оно так же содержит откровение истины, как содержит его по существу Ипостасное Слово. В виду такого соотношения указанных понятий преп. Максим без особого разграничения употребляет здесь их (вера и слово веры) в их субъективном (состояние человека) и объективном (благодатная энергия Логоса) значении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одновременно это символизировало божественное происхождение власти. Иштван в свою очередь даровал свою страну Святому Петру (поэтому позже, например, Григорий VII и Иннокентий III выдвигали требования вассальной субординации) и получил титул апостолического посла (отсюда апостолический титул венгерских королей). В более поздние времена венгерские короли в противостоянии сверхдержаве, Германской империи, пытались опираться на пап. После смерти Оттона III (1002) род Кресченциев восстановил своё господство в Риме. В первой половине XI века вновь последовала череда пап, которые в гораздо большей степени зависели от аристократических партий, чем от германских императоров. Вначале всю полноту власти в Риме осуществлял сын казнённого Кресченция, Иоанн, который, будучи патрицием, и назначал пап. После смерти Иоанна, наступившей в 1012 году, власть перешла к противной партии, к потомкам семейства Теодоры-Марозии, к дому графов тусколомских. Граф Альберих посадил на папский трон своего брата под именем Бенедикта VIII (1012–1024). Папу Бенедикта следует упомянуть в связи с тем, что лишь с него стало обычаем – в настоящее время это уже закономерное явление – менять при избрании в папы имя, до этого такие случаи были редки. Тусколомские графы жили мирно с далёким германским императором. Короля Генриха II (1002–1024) папа Бенедикт VIII в 1014 году короновал в Риме в императоры. Генрих был довольно щедр в Германии по отношению к высшему духовенству, но именно поэтому он был столь упорным в отстаивании своего права назначать епископов. Стоит также упомянуть о том, что Генрих в согласии с папой в 1022 году в связи с про водимым в Павии собором высказался за строгое наказание женатых священников и нарушителей целибата хотели покарать, исключив их из духовного сословия. Последовавшего за Генрихом II Конрада II (1024–1039), который был коронован в Риме императором в 1027 году, Италия не очень интересовала. В Риме власть над папами он уступил аристократам. В 1024 году тосканская партия даже посадила на папский престол мирянина, брата скончавшегося папы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Изложенное выше содержание всенощного богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами: «Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали» 1040 . «О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами» 1041 . В истории «Сретения Господня» образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия. 1014 Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й припев на 9 песни. 1016 Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры; Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1 п. 1019 Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3 тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах. 1020 Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1 стиховная стихира. 1027 Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира; Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр. Сретения вечер., 4 стиховная стихира. 1030 Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4 хвалитная стихира. 1036 Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен. утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п. 1039 Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п. 1040 Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон, 1 и 2 тр. 9 п. Читать далее Источник: Чтения по литургическому богословию/Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

И ныне, глас 2. Иоанна монаха Сегодня Христос рождается 1012 в Вифлееме от Девы; сегодня Безначальный 1013 начинается и Слово воплощается; небесныя силы 1014 радуются 1015 и Земля с людьми веселится 1016 . Волхвы приносят дары; пастухи дивятся Рожденному 1017 . Мы же непрестанно 1018 восклицаем: 1019 слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. Антифоны Для антифонов взяты соседние псалмы в их начальных стихах, изображающие I) величие дела спасения: 110, 1 – 3; II) нравственную высоту Спасителя: 111, 1 – 3; III) Его царственность и богосыновство: 109, 1– 3. Припев к 1-му пс. – обычный – моление о спасении по ходатайству Богородицы; ко 2-му такое же моление во имя события, которое характеризуется по связи с первым припевом, как «рождение от Девы», к 3-му припев – тропарь праздника. Гласа для 1 и 2 антифонов обычный – 2-й (только на Богоявление 1-ый ант. 1 гл.), глас (в его тропарном напеве) легкой грусти, в данном случае навеваемой мыслью о самоистощании Спасителя – предвестнике смерти Его (воспоминаемой на литургии); для 3 антифона, как обычно – глас тропаря – 4-й. Антифон 1, псалом 110, глас 2 Исповедаюсь 1020 Тебе, Господи, всем сердцем моим. (Пс. 110, 1) Молитвами Богородицы, Спаситель, спаси нас. В совете и сонме праведных, велики дела Господни. (Пс. 110, 1, 2) Изысканны во всех желаниях Его 1021 . (Пс. 110, 2) Хвала 1022 и великолепие дело Его 1023 , и правда Его пребывает в век века 1024 . (Пс. 110, 3) Антифон 1, псалом 111, глас 2 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит 1025 . (Пс. 11, 1) Спаси, Сын Божий, родившийся от Девы, нас поющих Тебе: аллилуиа. Мощно на земле будет семя его, род правых 1026 благословится. (Пс. 111, 2) Слава 1027 и богатство в доме его, и правда 1028 его пребывает в век века 1029 . (Пс. 111, 3) Возсиял 1030 во тьме свет правым: он 1031 милостив, сострадателен 1032 и праведен. (Пс. 111, 4) Антифон 3, псалом 109, глас 4 Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня. (Пс. 109, 1) Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. (Пс. 109, 1)

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

58. 1014 год Битва при Клейдионе. Цель – разгром противника и установление контроля над его территорией. Это была кульминация почти полувековой борьбы между византийским императором Василием II и болгарским императором Самуилом в конце 10-го и начале 11-го веков. Результатом стала решающая победа Византии. 59. 1018 Византийское завоевание Болгарии. Цель – разгром противника, полный захват Византией Западно-Болгарского царства. Царица Мария договорилась с византийским императором о выгодных условиях капитуляции. Все местные лорды были ассимилированы в византийском обществе. Болгария потеряла свою независимость и оставалась подвластной Византии до 1185 года. Упразднение автокефалии Болгарской Церкви, которая стала архиепископией с центром в Охриде. 60. 1021–1022 Походы Василия II против Грузии. Установление контроля в стратегических районах византийско-грузино-армянской пограничной полосы. В 1022 году Василий II в битве при Свиндахи одержал сокрушительную победу. Проигрывая на суше, и ожидая вторжения с моря, Георгий I запросил мира в 1023 году, и передал Василию II Тао-Кларджети, Кола, Ардахан и Джавахети, и отдал в заложники своего малолетнего сына Баграта. 61. 1027 Набег печенегов на Балканы. Завоевание территорий противника. Печенеги разбиты визант. полководцем Константином Диогеном. 62. 1030–1032 Война против мусульман в Сирии. Ликвидация мусульманского мipa. Император Роман III потерпел поражение, но Георгий Маниакес захватил Эдессу. 63. 1032–1036 Операции против возобновившихся мусульманских пиратских набегов. Византийский флот, включающий большой варяжский контингент, одерживает победу. Ликвидация мусульманского мipa, защита суверенитета и территориальной целостности. 64. 1038–1043 Кампании Георгия Маниакеса на Сицилии и в Южной Италии, до его собственного восстания против Константина IX. Ликвидация мусульманской угрозы. Частичное отвоевание Сицилии у арабов. Хотя арабы вскоре вернули остров, успехи Маниакеса там позже вдохновили норманнов на вторжение в Сицилию. Достижения Маниакеса на Сицилии были в значительной степени проигнорированы императором, и он восстал против Константина IX, после чего был убит в бою.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010