1012 ...над твоей книгой... – Комментатор полагает, что речь идет не о книге, упомянутой в письме VII.20; возможно, имеется в виду второй свиток «Истории». 1014 Клитумн – речка в Южной Умбрии, впадающая в Тинию, левый приток Тибра, ныне Клитунно. У ее истоков, в роще старых кипарисов, находилось святилище бога Клитумна, где давались прорицания. С помощью «жребиев», дубовых палочек с надписями, мальчик перемешивал письма и вынимал вещую палочку. 1015 ...жребии говорят... – Предсказания с помощью жребия давались и в других италийских храмах, например, в храме Фортуны в Пренесте. 1016 Выше его можно только ходить судам, ниже разрешается и купаться. – О подобного же рода табу см. VIII.20.5. Также – Тацит, Анналы XIV, 22,6 (Нерон поплатился здоровьем за нарушение подобного табу). 1018 ...на всех стенах множество надписей... – Надписи могли быть либо типа граффити, либо были вырезаны на табличках. 1019 Многое ты одобришь, кое над чем посмеешься... – Среди прославлений Клитумна были, конечно, безграмотные и нелепые стихотворения или прозаические тексты. В одной помпейской надписи, нацарапанной на стене базилики, пишущий спрашивает, как не обрушивается стена от всякого вздора, который на ней пишут. 1023 ...изображения предков не от вчерашнего дня. – Люди, чьи предки занимали высокие (так называемые курульные) должности, имели право хранить у себя восковые маски предков; эти маски надевались на бюсты, хранившиеся в особых шкафах. Плиний хочет сказать, что род их принадлежит к числу старинных, имеющих большое родословное дерево. 1027 ...возродитель и преобразователь литературы, уже стареющей.– Ср. I.10; 13; 16; в этих письмах литература скорее изображается процветающей, нежели стареющей. 1028 Он описывает смерть знаменитых мужей... – Новейший комментатор полагает, что произведение, в котором описывалась смерть знаменитых мужей, было написано прозой. 1030 ...тот самый человек, уподобить которому захотела тебя сама природа. – Имеется в виду отец Гениала. 1032 Рабство прошлого времени...– Имеются в виду времена царствования Тиберия, Клавдия, Нерона, Домициана. Слова «возвращенная свобода» относятся к временам Нервы и Траяна.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Книга 6 (1166 г.) 1014 (Вновь разгорелась византино-венгерская война. Лев Ватац наносит венграм удары со стороны Причерноморья.) [Василевс] же, стремясь нанести и второй удар [по противникам] 1015 , вновь послал против них войско, приказав откуда-нибудь сверху обрушиться на гуннов, живущих у тавроскифской страны 1016 . Командовали этой армией Андроник Лапард, Никифор Петралифа и многие другие. Во главе же был Иоанн Дука, о котором я уже часто упоминал. Пройдя долгий и тяжелый путь и миновав совершенно не заселенные земли, они вскоре вторгаются в гуннскую страну 1017 ; часто встречая многолюдные деревни, захватывали богатую добычу; многих перебили, а еще больше взяли в плен. (Посредничество австрийского герцога Генриха в примирительных переговорах в Сердике между Мануилом I и Фридрихом I Барбароссой.) Эррик 1018 , возвращаясь домой 1019 , когда оказался в Пеонии 1020 , склонил Стефана 1021 , прогнавшего тавроскифянку 1022 , жениться на своей дочери-девице 1023 . Так и случилось. (Венгры вновь намерены отвоевать Сербию.) (1167 г.) (Попытка антиимператорского заговора Алексея Аксуха.) Отряд скифов 1024 , находившихся у ромеев в качестве союзного [войска] 1025 , сначала был весьма обеспокоен по поводу жалованья; затем удалось договориться. Но протостратор 1026 в частном разговоре деньгами склонил сделать вид, что они возвращаются к себе домой, а с наступлением полночи беззвучно напасть на палатку василевса и приступить к делу. Это решение и было принято. Но какой-то мальчик из его прислужников в палатке, когда узнал о заговоре, поспешил к евнуху Фоме 1027 , который тогда был самым преданным василевсу 1028 человеком, и сообщил ему о замысле. Тот же передал все василевсу, а затем представил и мальчика. Василевс не хотел поверить сказанному, пока утром скифы без всякой причины не начали уходить. Их он смог удержать обещаниями, а за Алексеем отправил, чтобы его схватили, и скоро несчастный оказался в тюрьме. (Суд над Алексеем Аксухом с последующим его пострижением в монахи.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это правило не простирается на домашние духовные завещания, который могут быть написаны и на простой бумаге всякого формата и цвета, не исключая почтовой, лишь бы только лист бумаги был полный, т. е. состоял из двух полных полулистов. Завещание написанное на лоскутке не имеет никакой силы (т. X. часть 1 ст. 10ЗЗ). Определенной строгой формы закон не требует от завещательных актов, если они пишутся домашним порядком. 2) Требования относительно написания и подписей завещания свидетелями. Завещания вообще должны быть написаны на русском языке. Впрочем, в губерниях западных завещания могут быть написаны и на польском языке, если сии составляются домашним порядком, а не нотариальным (там же прим. 1 к 1014). Иностранцы могут писать их на своих языках, но при явке эти завещания должны быть переведены на русский язык. Как домашнее, так и крепостное завещание пишется или собственноручно завещателем все (кроме подписей свидетельских) или по просьбе и со слов другим (– ст. 1013:1036). В том и другом случае воля завещателя должна быть выражена ясно и точно как касательно имущества, с определенным обозначением оного, так и касательно лиц, в пользу которых делается завещание (– 1026). Очевидные ошибки в лице, в пользу которого сделано завещание и в имуществе завещаемом делают недействительными самые завещания (– ст. 1026). Впрочем, неозначение чина и звания завещателя, равно как и общие обозначения имущества вроде след.: все движимое и недвижимое имущество или такую-то часть его с определенным обозначением оной, не отнимают силы у завещания (– ст. 1027). Вообще завещания бывают недействительно вполне только тогда, когда в нем допущены противозаконные распоряжения; все же другие, законам не противные, остаются в своей силе (– ст. 1029) 224 . Если во время написания в завещании будут допущены описки, поправки и приписки, то должны быть оговорены в подписи завещания, если они не сделаны собственноручно им самим; сделанные же другой рукой и не оговоренные в подписи завещателя (или рукоприкладчика за него) считаются ничего не значащими, хотя все остальное в завещании не теряет чрез то своей силы (– ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

997. Или «жизни в похотях». 998. Т.е. корабли, под которыми в данном случае подразумеваются люди. Характерный пример параллельного использования двух различных образных рядов: 1) корабли, океан, кормчий; 2) уши, уста, вкушение. 999. Выражение «устами читают» отражает распространенную в древности практику чтения вслух. Читать про себя («глазами») было не принято даже наедине с собой. 1000. Букв. «не вкусили». 1001. В оригинале использованы однокоренные слова. 1002. Букв. «восхитительность знания своего». 1003. Букв. «умерщвленное (мертвое) сердце». 1004. Или «отсутствия мысли о себе». 1005. Или «от тайн истины». 1006. Ср. Мал.3:20. 1007. Вар. «воссияло в излиянии». 1008. Преп. Исаак цитирует 39–е послание Евагрия Понтийского. 1009. Преп. Исаак использует сразу три термина, которые у него обычно означают мистическое видение: te " orya (созерцание), hzata (видение), gelyana (откровение). 1010. Букв. «опять же». 1011. Употреблено наречие от слова remza, означающего в данном контексте «знак», «жест», «предположение». 1012. Букв. «написанных об Отцах». Имеются в виду прежде всего Apophthegmata patrum («Изречения пустынных Отцов»). 1013. Букв. «вхождение в жизнь». 1014. Так в рукописи Paris syr.298. По чтению Bodleian syr.e.7, «предшествующих». 1015. Вар. «но известно время, в течение которого должен он пребывать в этих вещах». 1016. Т.е. на каком уровне. 1017. Или " с целью». 1018. Букв. «должно внимательно сопутствовать постоянное размышление». По чтению Paris syr.298, «должно постоянно сопутствовать постоянное размышление». 1019. Букв. «одну за другой». 1020. Или «к образу жизни свободы». 1021. Букв. «небесной помощи». 1022. Букв. «с трудом сердца». 1023. Или «проводи в ней долгое " . 1024. Букв. «в соответствии с намерением разума твоего». 1025. Или «любовью Его». 1026. Или «краткие правила». 1027. По рукописи Paris syr.298: " бессилию», «немощи». 1028. Букв. «и когда приносится молитва в Его присутствии». 1029. Букв. «Но о знании и рассудительности, а не о пределе и смятении, а не о количестве должен ты беспокоиться».

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

Свети Апостоли, саздавши сву Цркву неимарством Светога Духа, у Христа кроза све векове. 1013 Свети Апостоли: предивни стубови Цркве, држе Цркву догматима вере. 1014 Црква првородних непрестано се весели духовима светих Апостола. 1015 Апостоли су: неразориви Цркве и стубови 1016 Као очевидци и сведоци Бога Логоса ученици пребогати, као непресушиве реке разделивши се, Цркве божанственим водама. 1017 Сведрагоцени празник светих Апостола наста Цркви нам свима 1018 Молитвена мисао Цркве и ову свету истину: Божанствено Св. Богослова богонаписано, постаде перо Свесветог Духа. 1019 И допуна истини: Св. Богослов око Цркве. 1020 Свети Мученици – Црква Свети Мученици су свепобедни сведоци Цркве васкрслога Господа Христа, увек од сваког и демонског пакла, или демони могу у свом црквоборачком бесу натуткати против Цркве Васкрслога. Света молитвена мисао Цркве нам душу: Божанствени сабор Мученика Цркве – они делом испунише Спасове речи; они затворише врата паклена, против Цркве, и мучеништвом родише Цркве. 1021 Свеславни Страдалци Спасови су свештена и одабрана слична светим у усред кога дрво живота – Господ Христос; они су поданици богокрасне Цркве. 1022 Свети Свештеномученици и Пастири, украсивши себе красотама првобитног доброчинства, постадоше истинске звезде и онебесише Цркву Христову, разноврсно украсивши. 1023 Мученици … сада ваистину на небу свету Цркву првородних. 1024 Свети Мученици су стубови Цркве. 1025 Чесна Црква увек блиста светлим подвизима Мученика. 1026 светих Мученика су апостолски и благовести небеском срца и приводе их Истинитом Богу и Господу – Исусу Христу. Молитвена мисао Цркве Христовом свети Мученици угасише пожар росом подвига, и се као многосветли светилници Цркве, вером одгоне таму недуга и мука од наших душа. 1027 Свети Мученици, поставши мучеништвом синови слободног Небеског, Цркву првородних, Христа вавек. 1028 Свети Мученици су Цркве, главни стубови побожности. 1029 Свети Мученици: и сада свету Цркву првородних. 1030 Страдалци Мученици су куле Цркве. 1031 Свети Мученици су красота Цркве. 1032 Свети Мученици; и сада Цркву првородних се. 1033 Свети Мученици као светила небо Цркве. 1034 Свети Мученици су, благовести света мисао Цркве, истините вере украси Цркве. 1035 Мученици, божанствени Христови, као превелике звезде увек чесно небо Цркве, и верне. 1036 свештеномученици као многосветле звезде, мислено гранувши на своду Цркве, сву твар, таму подвигом светлости и чудеса. 1037 Свети Мученици, се као звезде, ви небо Цркве различним даровима и разноврсним лепотама – у правди, памети. 1038 Сви Свети – Црква

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Глава 1. Император Констанций и высшие духовные иерархи I. Взаимоотношение императора и высших духовных иерархов на востоке и на западе со времени деления римской империи после смерти Константина Великого Опираясь на диоклетиановский правопорядок, Константин Великий еще в 335 году разделил империю между своими тремя сыновьями – Константином, Констанцием и Констансом, – и племянником Далмацием. Константин получил Испанию, две Галлии и Британию, Констанций – Азию и Египет, Констанс – Италию с городом Римом, Африку и Паннонию, наконец, Далмаций – Балканский полуостров: Иллирик и Фракию 1011 . Во время смерти Константина при нем не было ни одного сына. Что рассказывают о завещании Константина, Филосторгий 1012 , Руфин 1013 , Сократ 1014 , Созомен 1015 и Феодорит 1016 ничем не проверяется. Верно только, что погребене умершего императора долго откладывалось и управление империей, в роде регентства 1017 , осуществлялось от имени покойного Константина 1018 . Первым прибыл Констанций и совершил торжественное погребение своего отца в Константинополе в церкви апостолов 1019 . Летом 337 г. произошли серьезные беспорядки. Во время последних взбунтовавшимися солдатами были истреблены вместе с Далмацием и его братом все мужского пола агнаты императорского дома, исключая двух мальчиков – Галла и Юлиана 1020 . Прикосновенность к этому злодеянию Констанция ничем не установлена 1021 . Девятого сентября 337 года сыновья Константина провозгласили себя августами 1022 , а немного позднее приступили к фактическому разделу империи. Для этого они, по сообщению Юлиана 1023 , съезжались в Паннонии. Время и место этого свидания не установлены. По-видимому, последнее состоялось летом 338 года в Виминации 1024 . Как основательно догадывается Лоофс 1025 , свидание это было необходимо для соглашения по поводу освободившейся за смертью Далмация области. Впрочем, Константин II выиграл здесь не много. Большая часть наследства Далмация досталась Констансу. Что касается Констанция, то ему был выделен только диэцез Фракия с городом Константинополем 1026 . Так как Констансу (род. в 323 году) во время смерти Константина было около 14-ти лет, то опека над ним, как неправоспособным, была вручена старшему брату Константину II, в руках которого и было сосредоточено законодательство для всего запада 1027 . Таким образом фактически империя разделилась на две части: западную – с Константином II и восточную – с Констанцием во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

А вскоре смутные подозрения подкрепились конкретными фактами. В 1026 г. в одной из восточных фем, Васпуракан, вспыхнул очередной мятеж, во главе которого встал храбрый и воинственный стратиг Никифор Комнин. Он вступил в сговор с Абхазским царем Георгием I (1014–1027) из династии Багратидов и объявил об отделении кавказских фем от Римской империи. Однако вовремя подошедшие войска из Каппадокии быстро подавили новую апостасию, и Комнин был арестован. Целый год длилось следствие, в ходе которого была доказана причастность к мятежу представителей многих аристократических родов. Организаторами и вдохновителями заговора являлись: патрикии Константин Вурца, Варда, сын Варды Фоки, Василий Склир, Роман Куркуас, Богдан, Глаба, Гудел. К ним присоединились Навпактский епископ, монах Захарий и вест Феодат. Их всех осудили и ослепили, а клирикам отрезали вдобавок языки – довольно мягкие наказания для того времени за государственную измену. Замечательно, что Константинопольский патриарх Алексей III Студит проявил глубокое понимание ситуации и издал в июне 1026 г. синодальную грамоту об анафематствовании всех мятежников против царской власти 719 . Императора упрекают, что, взойдя на царский престол, он быстро передал все дела по управлению государством ученым, а для себя оставил только прием посольств и дипломатическое поприще. Действительно, этот новаторский шаг не может не вызвать удивления. Как правило, стареющие или покинувшие на время войны Константинополь цари передоверяли полномочия сановникам и высшим чиновникам, а не ученым мужам, обычно совершенно безыскусным в практических делах. Какие причины могли вынудить императора нарушить старые традиции и поступать столь опрометчиво? Очевидно, в основе такого суждения лежит или неверное толкование действий василевса, или некоторые обстоятельства, не учтенные тенденциозными современниками. А объяснение изложенному выше факту лежит, что называется, на поверхности. Внешнеполитическое положение Византийского государства тех лет продолжало оставаться очень стабильным. Лишь единожды печенеги попытались совершить набег на Болгарию, но стратиг Константин Диоген отбил их нападение. А правители островов Хиоса и Самоса тем временем вытеснили из вод Эгейского моря сарацинский флот 720 . Собственно говоря, больше никаких особых инцидентов и не возникало. Государственная машина, запущенная при предыдущих представителях Македонской династии, пока еще работала в автоматическом режиме, и царю не было нужды дополнительно вникать в эти вопросы. Но в случае необходимости Константин VIII оперативно реагировал на военные проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттон, с. польского кн. Казимира I (ум. ок. 1148 г.) IV, 173 Оттон I, II, III, кн. оломоуцкие, см. Ота (Оттон) I, II, III Оттон, герц, каринтийский (978–985, 1002–1004) 164 Оттон, гр. нортхаймский, герц, баварский (1061–1070, ум. в 1083 г.) 232–233, 232, 342 Оттон, пгр. баварский (1156–1180), герц, баварский (1180–1183) 252 Оттон, гр. орламюндский, мгр. майсенский (1062–1067) IXa, 230–231, 230, 232, 233 Оттон, с. мгр. Саксонской северной марки Бернхарда (уб. в 1057 г.) IXa, 328, 329 Оттон, б. гр. Випрехта I 218 Оттон II, гр. вольфратсхаузенский и дисенский (ум. в 1122 г. ?) III, IXb Оттон Богатый, гр. балленштедский, о. мгр. бранденбургского Альбрехта Медведя (ум. в 1123 г.) 342 Оттон Орсеоло, дож венецианский (1009–1027) V, 350 Оттон Шваб, кор. германский (ошибочно) 348, 348, 354 Оттон, еп. регенсбургский (1060/1–1089) 159 Оттон, еп. пражский (1140–1148) 261, 265 Оттон, монах Цвифальтенского м-ря (перв. пол. XI в.) 199 Оттон Бамбергский, еп. (1102/6–1139), миссионер 253, 255, 257 Оттон Фрайзингенский, еп. (1138–1158), немецкий хронист II, 237–252 Оттоны, см. Саксонская династия Павел, св., апостол 75, 75, 205, 206, 252, 285 Павел Диакон, лонгобардский хронист (ум. в 799 г.) 45, 45, 125, 148 Пазмань, венгерский род 366, 368 Пандульф I Железная Голова, герц, беневентский и капуанский (943–981) 117 Пандульф II, герц, беневентский (981–1014) и капуанский (с 1007 г.) 164, 164 Пантелеимон, св. (умучен в 303 г.) 180–183, 181–183, 193 Парис, с. троянского царя Приама, герой «Илиады» 202 Пасхалий II, п. римский (1099–1118) 176, 207, 285 Пасхалий III, (анти)п. римский (1164–1168) 251–252, 251, 258 Пашуто В. Т 33, 58, 87, 107–108, 137, 173, 198, 202, 252, 255, 263–264, 280, 309–310, 317, 329, 343, 347, 356 «Пегауские анналы» (сер. XII в.) 218–219 Педиадит Василий, см. Василий Педиадит «Пёльденские анналы» (кон. XII в.) 327 Пелка (Фулькон), еп. краковский (1186–1207) 315, 320, 320 Передслава, д. киевского кн. Владимира Святославича (ум. после 1018 г.) IXa, 82, 168, 329 Передслава, ж. венгерского герц. Альмоша, д. киевского кн. Святополка Изяславича (ум. после 1106/8 г.) V, IXa, 202, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РИТОР АФАНАСИЙ РИТОР (Ок. 1571, Константия, Кипр - 16.03.1663, Париж), греч. иером. и проповедник. Получил образование в К-поле. Был в числе приближенных Патриархов Неофита II (1602-1603; 1607-1612) и Тимофея II (1612-1620), к-рые благожелательно относились к католичеству. Неофит II сделал А. Р. своим протосинкеллом и познакомил с франц. иезуитами, чтобы он с их помощью смог закончить свое образование. Иезуиты направили его в Рим, но поступить в Греческую коллегию св. Афанасия он не смог. Между 1620 и 1630 гг. А. Р. переезжает во Францию, где знакомится с канцлером П. Сегье и кард. Дж. Мазарини. Они поручают ему приобрести на Востоке греч. рукописи. С этой целью А. Р. объехал Афон , Метеорские мон-ри , Македонию и Фракию, где собрал ок. 116 греч. рукописей и свыше 20 слав. (в наст. время - в Национальной б-ке в Париже; слав. также частично в РНБ). Между 1644 и 1650 гг. А. Р. активно проповедует на Востоке против кальвинизма, к-рому оказывал покровительство К-польский Патриарх Кирилл I Лукарис . К-польский Патриарх Парфений I (1639-1644) присвоил А. Р. титул дидаскала Великой ц., Патриаршего протосинкелла, и разрешил носить почти все епископские знаки отличия. Значительная часть сочинений А. Р. посвящена защите католич. догматов, напр. «Антипателларий» - ответ на несохранившуюся проповедь Афанасия III Пателлария , в к-рой тот отрицал примат папы Римского. После 1650 г. А. Р. вернулся в Париж, где и умер в нищете (его имущество было конфисковано по иску П. Сегье). Похоронен в ц. Сент-Этьен-дю-Мон. Личные бумаги А. Р. хранятся в Национальной б-ке в Париже (ркп. Supl. gr. 1014, 1026, 1027 и 1030). Соч.: Θιλοσοφικ συντγματα ττταρα. P., 1639 [Четыре философские трактата]; Αριστοτλης αυτν περ τς θανασας τς ψυχς διατρανν. P., 1649 [Аристотель, толкующий свои мысли о бессмертии души]; Αντιπατελλρος: Επιστολ περ νσεως τν κκλησων ... Συντετμημνος Αντικαμπανλλας. P., 1655 [Антипателарий: Послание об объединении Церквей]; Περ το περανεστηκτος π πσι κρτους το κρου ρχιερως... P., 1662 [О великом Понтифике]. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVII. T. 3. P. 417-426; Korolevskij C. Athanase le Rheteur//DHGE. T. 4. Col. 1394-1396; Μανοσακας Μ. Ι. Ανκδοτα πατριαρχικ γγραφα περ Αθανασου το Ρτορος//Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1940. T. 2. Σ. 134-151; Kn ö s. L " histoire. P. 434-435; Πατρινλης Χ. Γ. Αθανσιος Ρτωρ//ΘΗΕ. T. 1. Σ. 561-562; O " Meara D. J. The Philosophical Writings, Sources, and Thought of Athanasius Rhetor//Proc. of the American Philos. Soc. 1977. Vol. 121; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 191-193. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77024.html

Д. Хоштария Капитель колонны храма. Нач. XI в. Эпиграфика. На стенах Б. х. сохранилось свыше 10 древнегруз. надписей на асомтаврули . Строительная надпись, вырезанная декоративными буквами (кидурцаисрули) на аркатуре поверх окон вост. фасада, упоминающая царя Баграта III и его мать, по содержанию и титулатуре царя датируется 1001-1003 гг. Камень, на к-ром были написаны имя зодчего и, возможно, дата построения храма, утерян. На подоконном камне вост. части сев. фасада высечены 2 надписи: прославляющая царя Баграта III, по всей вероятности, была выполнена в связи с получением им визант. титула куропалата , что позволяет датировать ее 1001 г.; надпись, сообщающая о завершении укладки пола (одна из последних работ при строительстве храма) с указанием точной даты (1003), написанной араб. цифрами вместо древнегруз. букв с числовыми значениями, является самым ранним примером такого написания в истории восточнохрист. эпиграфики. К завершаюшему этапу строительства относятся керамические рельефные надписи на антефиксах черепичного перекрытия крыши храма и его порталов, обнаруженные в 1985-1987 гг. во время археологических раскопок. В первой, относящейся к рубежу X-XI вв., упоминается царь Георгий I (1014-1027), в др., расположенной на покрытом темно-синей глазурью антефиксе с отбитой нижней половиной, присутствует имя еп. Кутаисского Антония (Сагирисдзе) , принимавшего, видимо, активное участие в строительстве храма. Ист.: Dubois de Montpereux Fr. Voyage autour du Caucase. Paris, 1839. Т. 3; Atlas. P., 1840; Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652 гг./Документы издал и введением снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926. С. 153-158; /КЦ. Т. 1. С. 278; То же: Летопись Картли/Пер., введ., прим. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 61; / / , . . , 1965. Т. 2. C. 80-97; 1650-1652 ./ . , 1970; /. . , 1980. Т. 2. 32, 33, 34; . //. , 1990, вып. 4. С. 86; он же. Epigraphical Material from Bagrati Temple and from Archaeological Excavations of its Environs//Bulletin of Kutaisi University. 1995. N 4. Р. 236-250. Рис. 1-11.

http://pravenc.ru/text/77326.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010