Правил церковных о сем предмете не видно: потому что в древние времена не представлялось в сем такой нужды, как ныне. В Своде Законов, касательно вскрытия тел умерших, по производству дел уголовных, есть одно правило, чтобы вскрытие происходило не ранее 24 часов по смерти (Св. Зак. Т. XIII ст. 1031). Препятствие вскрытию есть благоговение к Таинствам, которыми пред смертью освящен был умерший. Но к возможному отстранению сего препятствия побуждает долг человеколюбия: потому что, с открытием, чрез вскрытие тела, болезненной причины смерти, может открыться способ к сохранению жизни больных подобною болезнью. В больнице удобнее может сие быть допущено, нежели в другом месте: потому что здесь удобнее могут быть устранены свидетели действия, которые могли бы оным быть приведены в смущение. Из сих начал могут быть извлечены следующие правила: 1. Не дозволять вскрытия тел в больницах, если больной умер в тот самый день, в который приобщен Святых Тайн или соборован елеем. (Правило сие не будет затруднительно в исполнении, а еще будет полезно, если побудить врачей споспешествовать тому, чтобы больные причащались благовременнее, а не в последние минуты отчаяния в жизни). 2. Вскрытия тел священнослужителей не допускать. 3. Кроме сих изъятий вскрытие тел в больницах допустить, с тем, чтобы при сем присутствовали только нужные люди по обязанности и науке, а посторонние были устранены. 4. Вскрытие, по закону, должно происходить не ранее 24 часов после смерти. 4 июля 1842 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 29857. 27 Константин Степанович Сербинович, в 1818 г. оконч. полоцкую униат, акад., и в том же году опред. актуар. кол. иностр. дел; в 1820 г.– переводчик кол.; в 1821 г. – старш. столон.; в 1822 г.– журнал.; 1826 г. – ценз, главн. ценз, ком.; в 1830 г. начал. III отд. департ. Народ. Просвещ.; в 1831 г. – II отд., в 1833 г.– редакт. журн. Мин. Нар. Просв.; в 1834 г. – чл. археогр. Ком.; в 1836 г. – директ. канц. об.-прок. Св. С.; в 1853 г. – директ. хоз. управл. Св. Синода; в 1857 г. – директ. дух. учебн. управл. Св. С.; в 1859 г. – чл. ком. прошен, на Высоч. имя приносимых. Ск. в 1874 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1) новые словообразования (неологизмы) или соединения членораздельных звуков и слогов в непонятные слова (глоссы), не существующие ни в каком человеческом языке, если не считать случайных совпадений, и 2) изречения, состоящие из слов и выражений родного или известного сектантам языка (напр., церковно-славянского). —731— 1. Произнесение новых словообразований (приступ глоссолалии) «Собралися все пророки в собор. Они гуляли по святом Божьем кругу, Проповедали тайну Божию, Что ни сестра, ни брат Не может разобрать». (Роспевец шалопутов). 1026 Глоссолалия По сообщениям многих наблюдателей и самих сектантов-энтузиастов, их экстатическое возбуждение завершается иногда произнесением каких-то непонятных, тарабарских слов («странных глаголов»); сектанты видят в этом проявление благодатного «дара языков», способности говорить «в духе» на «разных языках» (γλσσαις λαλεν, подобно апостолам и древним христианам), «странных» или «иностранных», им «неизвестных» и «непонятных», но во всяком случае «иных», чем тот, на котором они говорят вне экстаза. По словам свящ. Сергеева, хлысты, радения которых он посещал, «при кружении всячески дурачатся, иные из них трясутся, кривляются, ломаются, как бесноватые, другие топают ногами, приседают к земле и вдруг, как неистовые, вскрикивают, вспрыгивают, приходят в энтузиазм, нечто пересказывают и говорят иными языками. А какими? татарским ли, тарабарским ли? думаю, и сами не понимают, кольми паче другие ни одного слова не знают, да и понимать нечего». 1027 Преображенцев о хлыстовских про- —732— роках говорит: «некоторые из них выражаются непонятными словами, что, по их мнению, знаменует дар языков; конечно, и сами пророки не понимают таковой своей болтовни». 1028 «Пророки и чудотворцы» Тамбовских хлыстов-богомолов в состоянии экстаза нередко говорили на неизвестных и непонятных им языках. Один из их вождей, Перфил Петров Катасонов, известный среди наших сектантов-мистиков, особенно Кавказских и южно-русских, под именем «Тамбовского бога», на следствии 1852 года заявил: «Ефим Козмин и Лукерья Астахова союзниками почитаются за пророков и чудотворцев. Пророчество их заключается в том, что они говорят на каких-то языках, которых ни мы, ни они сами не понимают». 1029 По словам Прасковьи Сажиной, упомянутые «Лукерья Астахова и Ефим Козмин делают разные чудотворения, говорят какие-то слова, как будто не от себя, а в забвении, ходят или бегают по избе и разные такие штуки». 1030 Пророчица Мавра Ермакова показала о себе самой: «Дух святой во мне, Мавре, обнаружился чтением не зная грамоты, говорю я, сама не знаю что, и даже на неизвестных мне языках, а после, когда этот дух успокоится, я даже и не помню, что говорила». 1031 Это необыкновенное состояние, сопровождавшееся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для схимонаха Илариона кавказская природа – источник неисчерпаемого религиозного вдохновения. Горные шпили и ущелья, отвесные обрывы и глубокие пропасти, восходы и закаты, звери и птицы, дремучие леса и зеленеющие склоны, и над всем этим мертвая тишина, превращающая горы Кавказа в подлинную «пустыню» для взыскующих одиночества и молчания, – вот тот мир, в котором живет кавказский отшельник. С самых первых страниц книги читатель вовлекается в этот таинственный мир взаимоотношений между человеком и природой, когда среди тишины гор, в глубоком молчании сердца человек растворяется в природе и в ней обретает Бога. Автор повествует о том, как после долгого и утомительного перехода он вместе со своим послушником останавливается на привал, и описывает то, что предстало их взору: И вот открылся очам нашим поразительный вид горных хребтов и восхитительно живописная красота местности на все стороны и по всему протяжению до самого горизонта, куда только достигал глаз Солнце клонилось к западу и своими лучами золотило всю страну: и вершины гор, и глубокие пропасти, зияющие мраком и наводящие страх, и небольшие, между горами кое-где видневшиеся, полянки, покрытые зеленью Во всем пространстве вокруг нас царствовала мертвая тишина и совершенное молчание: то было отсутствие всякой житейской суеты. Здесь природа, вдали от мира, праздновала свое успокоение от суеты и являла таинство будущего века Это был нерукотворенный храм Бога живого, где всякий предмет глаголал славу Его и исполнял Божию службу проповедуя Его всемогущество, присносущную силу и Божество Книга природы раскрывала нам здесь одну из роскошных страниц, и мы видели и всюду читали следы Божий и чрез рассматривание твари познавали невидимые Божий совершенства 1030 Безмолвие гор и удолий порождало новое чувство: то было состояние неисповедимой тишины и покоя то была тихая и духовная радость – был «глас хлада тонка, идеже Господь» 1031 И так мы сидели и молчали, смотрели и удивлялись и священным восторгом питали сердца свои, переживая те возвышенные минуты внутренней жизни, когда человек ощущает близость незримого мира, входит в сладкое с ним общение и слышит страшное присутствие Божества. В это время, исполняясь святыми чувствами, он забывает все земное. Сердце его, разогреваясь подобно воску от огня, делается способным к восприятию впечатлений горнего мира. Оно пламенеет чистейшею любовью к Богу, и человек вкушает блаженство внутреннего Богообщения; слышит в чувстве своем, что не для земной суеты, но для приобщения вечности даются ему короткие дни земного бытия 1032 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Davies, Rhetoric and Reference in the Fourth Gospel (JSNTSup 69; Sheffield: Sheffield Academic, 1992) 341 («персонализированное воплощение идеала ученика, пример для читателя»), 344 («не просто идеальный ученик, но идеальный ученик из язычников»); C.M.Conway, Men and Women in the Fourth Gospel (SBLDS 167; Atlantä SBL, 1999) 178 («большинство современных критиков видят в этом персонаже… воплощение идеального ученика»). Возражения против этой точки зрения см. в недавней работе: К. S. ÓBrien, " Written That You May Believë John 20 and Narrative Rhetoric,» CBQ67 (2005) 296–301. 1013 Обзор работ, в которых высказывается эта точка зрения, см. у: J.H. Charlesworth, The Beloved Disciple (Valley Forgë Trinity, 1995) 134–138; см. также M.Casey, is Johns Gospel (London: Routledge, 1996) 159–164. 1014 S.van Tilborg, Imaginative Love in John (BIS 2; Leiden: Brill, 1993) 246, см. также главу 2 его книги. 1017 C.L.Blomberg, The Historical Reliability of Johns Gospel (Downers Grovë InterVarsity, 2001) 81. Однако R. Schnackenburg, The Gospel according to St. John, vol. 1 (tr. K. Smyth; London: Burns and Oates, 1968) 309, возможно, верно объясняет смысл этой детали: «Она указывает на продолжительность и плодотворность беседы, продолжавшейся целый вечер… Кроме того, она говорит о важности этого часа для учеников – именно в этот час они вступили в общение с Иисусом». 1018 Сошлемся здесь на рассуждение B.Byrne, «The Faith of the Beloved Disciple and the Community in John 20 ,» JSNT 23 (1985) 83–97, воспроизведенное в: S.E.Porter and С. A Evans, eds., The Johannine Writings (Biblical Seminar 32; Sheffield: Sheffield Academic, 1995) 31–45. 1025 См. Lincoln, «The Beloved Disciple,» 26: «Повествование Четвертого Евангелия претендует на истинность: но истинность эта заключается не в точности фактических обстоятельств, основанной на показаниях очевидцев, а в объяснении целей, установленных Богом для человечества». 1030 J.Ashton, Understanding the Fourth Gospel (Oxford: Clarendon, 1991) 437–439, на основе 1полагает, что Евангелие подписано псевдонимом, а также, что изначально оно не приписывалось Любимому Ученику. 1031 T.Thatcher, «The Legend of the Beloved Disciple,» in R.T.Fortna and T.Thatcher, eds., Jesus in Johannine Tradition (Louisvillë Westminster John Knox, 2001) 91–99, объясняя, почему Четвертое Евангелие было атрибутировано Любимому Ученику, использует антропологическую категорию «легендарного рассказчика». Читать далее Источник: Иисус глазами очевидцев : первые дни христианства: живые голоса свидетелей/Ричард Бокэм ; [пер. с англ. Н. Холмогоровой]. - Москва : Эксмо, 2011. - 669 с. ISBN 978-5-699-46401-2

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

1030 ...упомянутый философ с епископом и честным (досточтимым) клиром и некоторыми из города (народа) – praedictus videlicet Philosophus cum Episcopo ас venerabili clero, nec non cum nonnullis de populo. Выходит, непосредственное участие в плавании к островку принимал участие не только причт главного херсонесского храма-собора, но и лично сам Херсонский архиепископ Георгий в сопровождении некоторых из местного населения. 1031 ...плывя морем – navigantes. До островка в Казачьей бухте от Западных городских ворот Херсона вела известная с античной эпохи, хорошо сохранившаяся дорога – широкая транспортная магистраль (35–40 футов), проложенная по спокойному рельефу (Николаенко Г. М. Дороги на городской хоре Херсонеса//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 194, рис.1, поперечная дорога V). Но, видимо, легче, безопасней и уж точно быстрее было добираться сюда водным путем (максимум 1,5 часа неспешного плавания вместо почти трех часов ходьбы). Тем более, что вставка в рукопись VIII–IX вв. с текстом «Описания Святой земли» Феодосия показывает на обычность подобной практики – идти не по суху, а «подниматься на судах» (in barcas ascendunt) (см.: Антология). 1032 ...с псалмопением и молитвами – ас fiducia psallentes et orantes. Об этой стороне предприятия гораздо подробнее сообщает составитель Слова на перенесение мощей преславного Климента, очевидец происходившего (гл.3–9). 1033 ...прибыли на остров – pervenerunt ad insulam. У В. А. Бильбасова: «...достигли они острова». Речь идет о небольшом насыпном, периодически затопляемом островке площадью примерно 60 х 60 м (1/4 десятины) в шестой по счету от Херсона Казачьей бухте, в 10 км от города. В «Описании Святой Земли» Феодосия упоминается об устройстве здесь херсонитами и паломниками переносного алтаря, ежегодно приносимого во время празднования памяти св. Климента (см. выше). Очевидно, вскоре после открытия мощей на этом островке возник храмовый комплекс с одноапсидной часовней, в крипте которой находилась гробница св. Климента. Он еще значился на картах Крыма, снятых около 1772 г., во время русско-турецкой войны, и был описан академиком П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово, по образованию своему, принадлежащее преимущественно и даже почти исключительно библейскому языку и до LXX никем из греческих писателей не было употребляемо. Впоследствии мы встречаем его уже лишь в христианское время, напр., у Стобея в его собрании изречений (Florilegium), в устах Залевка, и у Исихия; происходящее от рассматриваемого слова и образовавшееся на основании его существительное λσγημα – осквернение, встречается также впервые лишь в Новом Завете ( Деян.15:20 ). 729 Field, 1031. Бл. Феодорит полагает, что гл. μολνω (осквернять, намазывать, – cf. Schleusner, III, 573) указывает на ритуальную нечистоту: «τος ηλισγημνους οι περ τον κυλαν και Σμμαχον μεμολυσμνους ηρμηνευκασιν, αντι τον, ου κατα νμον ειργασμνους, αλλα παρανμως» (Theodoretus, 1965 A). 732 Cp. у Reinke мнение Фишера: «Causa correctionis videtur fliisse, quod crederet emendator, durum esse dicere, a sacerdotibus, qui deo liba non legitima facerent, numen eius sanctum pollui» (Reinke, S. 268). 738 Палладий, стр. 9–10. Cf. Hieronymus, col. 1548: «possumns ita interpretari: quod reversi de Babylone, necdum templo aediflcato, manentes in casulis, et in ruinis urbis antiquae altare tantum exstruerant, non eiusdem gloriae, cuius pnstinum fuerat, et putabant deesse religionis sanctimoniam, quia deerat aedificationis ambition». 744 Cf. Gratz, 26. Муретов полагает, что сирский переводчик мог и перевести существительным (Муретов 18:2). 749 Да в сущности и разницы-то большой между этими переводами нет. Смысл безусловно остается тот же. Ведь и вопрос пророка подразумевает, что священники думали, будто это – «не худо». 750 Дело тогда надо представлять таким образом, что кто-нибудь из народа, приводя по какой-нибудь причине (по бедности, или по корысти) неудовлетворительное животное, осведомлялся у священников, нет ли тут , запрещенного законом ( Втор.17:1 ), а они отвечали: ( Мал.1:8 ). Вот теперь Малахия, напоминая им подобные факты, и спрашивает: «разве это не худо?» 751 Насколько естественно и для простого здравого смысла, даже не просвещенного богооткровенной религией, приносить Богу только лучших и чистых животных, это доказывается сообщениями о жертвенных требованиях у египтян, афинян и римлян (Reinke, 274; – автор ссылается на Герод., кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Почему же месячное кровотечение и находящаяся в этом состоянии женщина названы Богом нечистыми? Ведь кажется, что это течение, поскольку оно естественно и попущено Богом после преступления прародителей, не есть ни грех, ни нечистота. «Поистине, это не грех и не нечистота», по словам Златоуста (Цепь толковников. Т. 1. С. 1059) (См. также: Ioan. Chrysost. De bapt. Christi 2//PG 49, 366.), и «все, совершающееся по природе, воистину не является нечистым», по Феодориту (Там же. С. 1057) (Theod. Cyr. Quaest. in Lev. 20 //PG 80, 325A.). «Нет ничего нечистого, кроме лукавого расположения», как говорит Феодор или Диодор (Там же. С. 1032). Потому и в «Апостольских постановлениях» говорится: «Ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни истечение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить его от Духа Святого, но только нечестие и беззаконный поступок» (кн. 6, гл. 27) (PG 1, 980В.). Но если дело обстоит так, почему же тогда не только ветхий закон, но и правила святых отцов считают женщину в ее месячном очищении нечистой? На этот вопрос отвечаем словами тех же отцов: течение месячных кровей называется нечистым, во-первых, из-за человеческого восприятия. Все мы, люди, обыкновенно гнушаемся всем тем, что естественно извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, и считаем это нечистым и мерзким, например ушную серу, глазной гной, выделения из носа, мокроту при кашле, мочу и испражнения, а равно и месячные крови женщин. Во-вторых, месячное кровотечение называется нечистым потому, что «Бог через телесное научает нравственному и через первое учит, как тяжко второе», по словам Феодорита (Цепь толковников. Т. 1. С. 1057) (Theod. Cyr. Quaest. in Lev. 20 //PG 80, 324D-325A.). Ведь «если невольное оскверняет, то тем более отягощает вольное» (Там же. С. 1062) (Idem. Quaest. in Lev. 21 //PG 80, 325C.), т. е. если естественное, бывающее помимо воли человеческой, нечисто, то тем более нечисты грехи, которые человек творит по своей воле. В-третьих, Бог называет нечистым месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними (и это есть поистине единственная и главная причина) во время месячного очищения, по словам Феодорита (Там же. С. 1062) (Ibid.), – как «ради воздержания мужей и уважения к женщинам», по словам Исидора (Там же. С. 1058) (Isid. Pel. Ep. II, 81//PG 78, 521D.), так и из-за стыда перед законом естества, согласно Филону, а главным образом и преимущественно ради заботы о потомстве, детях. Ведь младенцы, которые зачинаются и образуются от таких гниющих, негодных и оскверненных месячных кровей, бывают от природы очень слабыми и подверженными множеству самых разных заболеваний, в особенности проказе, с которой и рождаются на свет, как об этом согласно говорят Феодорит (Theod. Cyr. Quaest. in Lev. 21 //PG 80, 325C.), Исидор (Isid. Pel. Ep. II, 81//PG 78, 524A.) и Диодор (Цепь толковников. Т. 1. С. 1031, 1058, 1062).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

Кирилл Александрийский. Против синусиастов=Contra Synousiastas. Cyrilli in Joannis Evangelium accedunt fragmenta varia. Ed. P. E. Pusey. Oxford, 1872. Vol. 3. Pp. 476–491. Кирилл Иерусалимский. Огласительные Слова=Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Климент Александрийский. Педагог=Clemens Alexandrinus. Band I: Protrepticus und Paedagogus. Ed. O. Smдhlin. GCS 12. Leipzig, 1905. Pp. 89–292. Климент Александрийский. Строматы=Clement Alexandrinus. Band II: Stromata. Ed. O. Smдhlin, L. Fruchtel, U. Treu. GCS 52 und 17. Leipzig, 1960–1970. Ливаний. Сочинения=Libanius Sophista. Opera. Tt. I-XI. Ed. R. Foerster. Leipzig, 1903–1923. Лукиан. О паразите=Luciani. Opera. Ed. M. D. Macleod. T. III. Oxford, 1974. Pp. 142–174. Макарий Египетский. Духовные беседы=Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Ed. H. Dцrries, E. Klostermann, M. Kroeger. PTS 4. Berlin, 1964. Максим Исповедник. Амбигва=S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418. Мелитон Сардийский. О Пасхе=Mйlimon de Sardes. Sur la Pbque. Ed. O. Perler. SC 123. Paris, 1966. Мефодий Олимпийский. О воскресении=Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424. Мефодий Олимпийский. Пир десяти дев=Mйmhode d " Olympe. Le banquet. Ed. H. Musurillo. SC 95. Paris, 1963. Ориген. Беседы на Иеремию=Origenes Werke III: Jeremiahomilien. Ed. E. Klostermann. GCS 6. Leipzig, 1901. Ориген. На Ин.=Origenes Werke IV: Der Johanneskommentar. Ed. E. Preuschen. GCS 10. Leipzig, 1903. Ориген. На Мф.=Origenes Werke X: Der Matthauskommentar. Ed. E. Klostermann. GCS 40. Leipzig, 1935. Ориген. На Рим.=Commentariorum in Epistolam b. Pauli ad Romanos. PG 14, 837–1292. Ориген. На Пс.=Ex Origenis commentariis in Psalmos. PG 12, 1053–1686. Ориген. О молитве=Origenes Werke II: Contra Celsum (5–8); De oratione. Ed. P. Koetschau. GCS 2. Leipzig, 1899. Ориген. О началах=Origune. Traimй des Principes. Ed. H. Crouzel, M. Simonetti. SC 252; 253; 268; 269; 312. Paris, 1978–1984. Ориген. Письмо к Григорию Чудотворцу=Grйgoire le Thaumaturge. Remerciement а Origune. Ed. H. Crouzel. SC 148. Paris, 1969.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Страсти же душевныя – тщеславие, мнение, лукавство, и прочая яже от сих. Подобен бо иже сими недугуай и безмолвие начиная ис корабля изскочившему и на деснице на землю безбедно изыти мнящуся, рече Лествичник. Елици же с калом борются, сиречь с телесными страстми, и сим не просто и якоже прилучися, но во 1027 время не уединеное же, но аще наставляющаго имут, уединеное бо 1028 аггельскыя 1029 требует 1030 крепости. И еще некыя от душевных страстей помянув глаголет: иже сими стужаеми ни след безмолвия дерзает видети 1031 , да не како изступление 1032 постражет. И ины многы обретаем в святых 1033 писании 1034 дивныя отца и великыя тако научивше 1035 и творивша. Святый убо Исаак паче всех безмолвие ублажи и Великаго Арсения совершеннаго безмолвника глаголет; и сей той 1036 служителя и ученикы име. Такоже и Нил Синаискый и Данил Скитскый ученикы иже 1037 имеяше, якоже поведуют писания о них, и инии мнози. И повсюду обретается в святых писаниих похваляемо иже с единем или с двема безмолвие, яко же 1038 и самовидцы быхом в святей горе Афонстей и в странах Цариграда, и по иных местох многа суть такова пребывания: аще обрящется где духовен старец, имея 1039 ученика единаго или два, и аще имать потребу 1040 когда третияго, и аще кыи близ безмолвствуют, в подобно время приходяще, просвещаются беседами духовными. Мы же новоначалнии неразумнии 1041 един от другаго вразумляемся и потвержаемся, яко же писано есть 1042 : брат братом помогаем яко 1043 град тверд, и имеим учителя непрелестна богодухоновенная 1044 Писания. Того ради нам удобно зрится с верными братиями и 1045 единомудреными в дело Божие пребывание с единем или двема, да от Святых писаний воли Божии научающеся, и аще кому Бог подаст вящще разумети, брат брата да назидает и друг другу помогает 1046 , ратуеми от бесов и стужаеми от страстей, якоже глаголет святый Ефрем, и тако на дела благая благодатию Божиею направляемся. Прежде же 1047 всего молитвою предустраятися 1048 нам подобает, егда хощем жилище безмолвия созидати, да даст нам Бог яже к свршению свойства 1049 , якоже рече Лествичник, еже есть терпеливно седение; да 1050 не будем по основания положении смех врагом и препятие другим делателем, но да будем 1051 в делех благых благодатию сохраняеми Господа Бога нашего Иисуса Христа, за молитв пречистыя Владычица нашея Богородица и всех святых, иже в деланиих добродетелных просиявших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010