Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XVIII († 1009, Рим), папа Римский (25 дек. 1003 - июнь или июль 1009). Римлянин по происхождению. Согласно одной из версий Liber Pontificalis , его отец Урс был рим. пресвитером, мать звали Стефания; до избрания папой имел прозвице Фасан (лат. Fasanus). В жизнеописании Фасан назван «кардиналом св. Петра» (cardinalis S. Petri). По мнению издателя Liber Pontificalis Л. Дюшена , Фасан мог быть кардиналом-епископом Сильва-Кандидским, принимавшим участие в богослужениях в соборе св. Петра (LP. Vol. 2. P. 266). По др. версии, буд. папа до избрания на Римский престол был кардиналом-пресвитером рим. ц. св. Петра (S. Petri ad vincula). Креатура рим. патриция Иоанна (II) Кресценция (1002-1012), враждебно настроенного по отношению к герм. кор. Генриху II (кор. Генрих не был коронован имп. короной вплоть до 1014), И. был ограничен в своей внешней политике и лишен власти в Риме. Однако И. часто шел навстречу герм. королю во внутренних вопросах Германской Церкви: он одобрил восстановление еп-ства в Мерзебурге (1004), а также основание нового еп-ства в Бамберге (1007), поставив последнее под защиту (mundiburdium) Римского престола. Поэтому замечание хрониста Титмара Мерзебургского , что И. был среди тех пап, для к-рых приезд короля в Рим был «очень желаемым» (oppido desideratus est - Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. VI 101//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 9. P. 395), вероятно, следует считать вполне обоснованным. Папа проводил активную политику на франц. землях. Когда архиеп. Сансский Леотерик и еп. Орлеанский Фулько пытались ограничить привилегии аббатства Флёри , дарованные обители папой Римским Григорием V (996-999), И. выступил в защиту аббата Госцелина и под угрозой отлучения от Церкви потребовал от кор. Робера II (996-1031), чтобы Леотерик и Фулько явились в Рим для разрешения конфликта. Те не подчинились, и во Францию был послан папский легат Петр, еп. г. Пиперно. Кроме урегулирования конфликта вокруг аббатства Флёри на легата возлагались и др. задачи: прекратить преследования евреев во Франции и разрешить спор между гр. Анжуйским Фулько III и архиеп. Турским Гуго из-за выборов аббата мон-ря Больё-ле-Лош.

http://pravenc.ru/text/469706.html

Продолжающееся разделение Патриархата на 2 части с кафедрами в Чивидале и в Градо привело к спорам о местонахождении мощей Е. и Ф. По преданию, изложенному в «Хронике патриархов Градо», а также агиографом Пьетро Кало из Кьоджи († 1348), мощи были чудесным образом обретены в захваченной раскольниками Аквилее патриархом Примогением (630-648), к-рый привез их в Градо и поместил в базилике св. Евфимии (Chronica patriarcharum Gradensium. P. 394; ActaSS. Iul. T. 3. Col. 255-257). В 1000 г. венецианский дож Пьетро II Орсеоло (991-1009) получил мощи от патриарха Градо и поместил в крипте ц. св. Марка в Венеции (Ibid. Col. 257). Сторонники Патриархата в Чивидале, контролировавшего Аквилею, настаивали на том, что мощи мучеников остались на месте. Патриарх Поппон из Треффена (1019-1045) дважды разорил Градо и вывез оттуда все реликвии. Он вернул патриаршую резиденцию в Аквилею и в 1021-1031 гг. построил там новый соборный храм, освященный во имя Пресв. Богородицы, Е. и Ф. В конхе апсиды базилики сохранилась фреска, выполненная по указанию Поппона. На ней изображены Пресв. Богородица с Младенцем и предстоящие аквилейские святые во главе с Е. и Ф. В «крипте фресок» под алтарем базилики, где находились мощи мучеников, сохранились росписи, выполненные по распоряжению патриарха Удальриха II из Треффена (1161-1181). На стенах крипты представлены сцены Страстей Господних, на сводах - цикл легенды о Е. и Ф. (начинается сценой «Ап. Петр посылает ап. Марка в Аквилею», заканчивается «Погребением святых Ермагоры и Фортуната»). На своде центрального нефа крипты изображен Е. в позе оранта, по бокам - Ф. и мч. Хрисогон . В распространении почитания Е. и Ф. значительную роль сыграли возраставшее могущество Аквилейских патриархов и неоднократные перемещения патриаршей резиденции. В 1077 г. герм. имп. Генрих IV даровал патриарху Сигеарду герцогство Фриули, после чего началось формирование Патриаршей области. В XIII в. владения Патриаршего престола включали г. Триест, области Каринтия, Штирия и часть Истрии. Значительными земельными владениями располагал также патриарх Градо, чья резиденция находилась в Венеции (с 1105). В 1238 г. Аквилейский Патриарший престол был перенесен в г. Удине, где началось строительство нового кафедрального собора Пресв. Богородицы (1236-1335). В 1282 г. синод под рук. патриарха Раймунда из Ла-Торре постановил торжественно праздновать день памяти Е. и Ф. во всей Патриаршей области. Синод в Градо вынес аналогичное решение в 1296 г. Аквилейский патриарх Бертранд из Сен-Женьеса (1334-1350) велел изготовить монументальную мраморную гробницу для мощей мучеников, к-рые предполагалось перенести в Удине. Саркофаг был украшен рельефами с изображением сцен из Мученичества Е. и Ф. Однако перенесение мощей не состоялось, впосл. саркофаг был использован для погребения Бертранда.

http://pravenc.ru/text/190139.html

часть города. В аррабале Сабулар находилась базилика Трех святых с христ. кладбищем и 2 мечети, построенные на месте церквей св. Николая и св. Иакова. Аррабали Муньят-Абд-Аллах и Муньят-эль-Муджира выросли вокруг крупных имений мусульм. знати; мечеть 2-го аррабаля стояла на месте совр. ц. св. Лаврентия. С сев. стороны города находился крупный аррабаль Эр-Русафа с 2 кладбищами. Идентификация сев.-зап. аррабаля, к-рый сформировался вокруг дворца Серкадилья, вызывает затруднения; возможно, это был Рабад-эр-Раккакин (аррабаль пергаменщиков; см.: Arjona Castro. 1997; Marfil Ruiz. 2000). Вост. аррабаль Кут-Расах был населен в основном мосарабами. В каждом аррабале были мечеть, кладбище и рынок; некоторые аррабали были обнесены стенами, игравшими не столько защитную, сколько разграничительную роль. Самые значительные строительные проекты X в. были связаны с расширением Большой мечети. В результате работ, проведенных в правление Абд ар-Рахмана III, аль-Хакама II и регента Мухаммада ибн Абу Амира аль-Мансура, Большая мечеть стала крупнейшим зданием города: ее площадь с внутренним двором составила 22 тыс. кв. м. Абд ар-Рахман III, принявший в 929 г. титул халифа, и аль-Мансур построили в окрестностях К. собственные резиденции (Мадинат-эз-Захра и Мадинат-эз-Захира), в городе крупное строительство почти не велось. После междоусобной войны (1009-1031) и распада халифата значение К. снизилось. Город стал центром тайфы (эмирата), управлявшейся родом Бану Джавар (1031-1069), затем был включен в состав тайфы Севильи (1069-1078), а позднее - Толедской тайфы (1078-1085). До сер. XII в. в К. не строились новые монументальные здания, правители заботились только о сохранности крепостных стен Медины, вновь обретших стратегическое значение. После падения Толедской тайфы (1085) городу стали угрожать войска христ. правителей Сев. Испании. Во время похода 1125-1126 гг. округу К. опустошили отряды Альфонсо I Воителя, кор. Арагона, а в 1146 г. город на несколько недель заняли войска Альфонсо VII, кор.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Adversus Andronicum Camaterum, 395–614. Epigraphæ de Sp. S., 613–724. Refutatio libri Photii de Sp. S.. 727–861. Refutatio libri Georgii Cyprii, 863–926. De pace ecclesiastica (de unione ecclesiarum), fg., 925–42. Epistola ad Joannem papam, latine, 943–50. De depositione sua, orationes 1–2, 949–1010. Apologia, 1009–20. De libris suis et scriptionum suarum consensione, 1019–28. Testamentum, 1027–32. CONSTANTINUS MELITENIOTA. De processione Sp. S. orationes 1–2, 141, 1031–8, 1039–1274. GEORGIUS METOCHITA. Contra Maximum Planudem, 141, 1275–1318. Contra Manuelem Cretensem, 1307–1406. De processione Sp. S., 1405–20. De unione Ecclesiarum, 1419–22. De dissidio. Ecclesiarum, 1421–24. GEORGIUS CYPRIUS (GREGORIUS). Expositio fidei contra Veccum, 142, 233–46. Confessio, 247–52. Apologia, 251–70. De processione Sp. S., 269–300. Epistola ad Andronicum imperatorem 267–70. JOANNES CHILAS. Epistola ad imperatorem, 142, 245–46. De processione Sp. S., 135, 505–508. Contra schismaticos; 503–4. Aliud, fg., 505–6. MAXIMUS PLANUDES. Syllogismi de processione Sp. S., 161, 309. Interpretatio S. Augustini de Trinitate seu de processione Sp. S., 147, 1113–30. ANONYMUS. De Spiritus S. processione ex Augustino, 161, 1131–1166. GEORGIUS PACHYMERES: De processione Sp. S., 144, 923–30. BARLAAM. De primatu papæ, 151, 1255–80. De unione, 1255–71. De primatu ecclesiæ Romanæ et processione Sp. S., 1271–82. Epistola ad Demetrium Cydonium de processione Sp. S., 1301–9. Ad Alexium Calochetum pro unione, 1309–14. Probatio per Scripturas de processione Spiritus S. ex Filio, 1314–30. Oratio pro unione coram Benedicto papa XII, 1331–42. ALEXIUS CALOCHETUS. Epistola ad Barlaam, 151, 1282–3. DEMETRIUS CYDONIUS. Epistola ad Barlaam de processione Sp». S., 151, 1283–1301. Aliud de processione Sp. S., 154, 863–958. NILUS CABASILAS. De dissidio Ecclesiarum, 148, 683–700. De primatu Рарæ, 699–730. CONSTANTINUS HARMENOPULUS. De fide orthodoxa, 150, 29–42. JOANNES V PALÆOLOGUS. Professio fidei. 154, 1297–1308. MANUEL CALECAS. Adversus Græcos, lib. 1–4, 152, 11–258.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Дионисия на Олимпе Фессалийском; 992 Преображения на горе Сагмата в Беотии; 993 Симвул, или св. Мелетия, на горе Миупольской; 994 Дафнийский ( Δαφνον) близ Симвула; 995 Стила, или св. Павла, на горе Латре; 996 Лампония там же; 997 св. Девы Марии на горе Лемво близ Смирны; 998 Иакинфа в Никее, где был заключен император Алексей III; 999 Саввы το Καρνης; 1000 Богородицы το Γυναικεου % 1001 η δρ. 1002 Νακονεц, β Южνοй Ηταληη η Σηцηληη κρομε сταρыχ μοναсτыρεй, κοτορыε ποημενοβανы βышε, сυщεсτβοβαλη μοναсτыρη: cβ. Μαρηη δε Ζοσιμο βληζ Σαλερνο; 1003 cβ. Λεοντηя β Στηλε β Καλαβρηη; 1004 cββ. αποcτολοβ Πετρα η Παβλα β Ταρεντε; 1005 Σβ. Τροηцы β πρεδελαχ Σαλερνο; 1006 cβ. μυчενηцы Μηνы βληζ Ροccανο; 1007 cβ. Ηοαννα Κρεсτητελя βληζ Ταρεντα; 1008 Βογοροδηцы δε Ρερτυσια; 1009 cβ. Ονυφρηя β πρεδελαχ κρεποcτη Νοη; 1010 cβ. Ανγελα δε Βαττιπεδε; 1011 cβ. Πετρα το Βαρυχλλα υ γοροδα Yρζυλα; 1012 cβ. Νηκολαя δε Περατιcο β πρεδελαχ Κολюβραρηя; 1013 Βογοροδηцы βληζ ρεκη Νηγρα β Καλαβρηη; 1014 μυчενηκα Αναсταсηя β Ποληχορε; 1015 cβ. Ηοαννα δε Cαλvετο β Ροccανε; 1016 cβ. αποcτολα Ανδρεя βληζ ρεκη Νηγρα; 1017 μυчενηκα Στεφανα το Βωσκο βληζ Γηεραцηя β Καλαβρηη; 1018 Νηκολαя το Κοφιν β Yρζυλε; 1019 μυчενηκα Γεοργηя β μεсτεчκε Γεμελλε; 1020 περβομυчενηκα Στεφανα, ηλη μοναсτыρь Ερεμιταρυμ, βληζ Κροτονы; 1021 cβ. Νηκολαя δε Cαματο β γοροδε Ρονκε; 1022 Βογοματερη δε Cαβρια β Ακραχ; 1023 Σβ. Τροηцы β Απυληη; 1024 περβομυчενηκα Στεφανα β Αετε; 1025 cβ. Ηοαννα, αποcτολα η εβανγεληcτα, β Πανορμε; 1026 Νηκολαя δε Cιπυλλο β Κροτονε; 1027 Σβ. Τροηцы δε Cανcελλαριο β Πανορμε; 1028 cβ. Ηληη β Αετε; 1029 μυчενηκα Μαβρα β Γαλληπολε; 1030 cβ. Στεφανα δε Θοντε β Γαλληπολε; 1031 cβ. αποcτολα η εβανγεληcτα Ηοαννα βληζ Τρανα β μεсτεчκε Τυριcελλα; 1032 cβ. Βενεδηκτα βνυτρη τογο жε γοροδα; 1033 cβ. Κλημεντα β μεсτεчκε Cολονιε; 1034 cβ. Λαβρεντηя βληζ Οτραντα; 1035 δε Σ. Vιτο β Ταρεντε; 1036 Καρβονсκηй βο ημя cβ. Ηληη β Βαζηληκατε; 1037 Μαρηη Μαρτορνος β Πανορμε; 1038 cβ. Εβφημηη β Απυληη; 1039 cβ. Ανγελα β Μελητενε; 1040 Τερεττο β Καλαβρηη; 1041 Σβ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

После смерти аль-Мансура Хишам II утвердил на посту хаджиба его сына Абд аль-Малика, который продолжил военную политику отца. Непрочность власти халифа и усиление влияния хаджибов спровоцировали в нач. XI в. политический кризис, усилившийся после смерти аль-Малика (1008). Борьба за власть переросла в гражданскую войну (1009-1031) и привела к падению халифата (1031). На период халифата (929-1031), когда Кордова стала одним из культурных центров мусульм. мира, приходится расцвет араб. культуры Андалуса. Получившие хорошее образование халифы Абд ар-Рахман III и аль-Хакам II покровительствовали как араб., так и европ. ученым. Собранная аль-Хакамом II в Кордове б-ка насчитывала более 400 тыс. томов и превосходила крупнейшие б-ки Зап. Европы того времени (сочинения, выходившие за рамки традиц. ислама, были уничтожены аль-Мансуром в надежде завоевать расположение факихов). Часть доходов халифа тратилась на поддержку образования. Выросла роль частных и общедоступных б-к при мечетях, они формировались из даров владельцев частных хранилищ. Более высокого уровня по сравнению с предыдущей эпохой достигло историописание. В X в. увеличилось количество и жанровое разнообразие исторических сочинений. Во 2-й пол. X в. появились произведения, в к-рых события излагались по годам (близкие к хроникам); напр., соч. «Эмиры Андалуса» (или «Хроника мавра Расиса» (испан. Crónica del Moro Rasis)) Ахмада ибн Мухаммада ар-Рази (ум. в 955) открывается географическим очерком и охватывает историю И. с рим. эпохи до X в.; Ибн аль-Кутийи (ум. в 977) в «Истории завоевания Андалуса» довел повествование до правления эмира Абдаллаха (888-912). К нач. XI в. относится компилятивное сочинение Акбара Махмуда, в к-ром описывается история Андалуса от араб. завоевания до правления халифа Абд ар-Рахмана III. В 30-х гг. XI в. историк Ариб составил продолжение общеараб. хроники Абу Джафара Мухаммада ат-Табари («Сокращение истории Табари»). Появлялись и сочинения по истории провинций или о к.-л. событиях (напр., «Книга возмущающихся и восстающих в Андалусе и их история» аль-Джайяна (ум. в 976)). Получил распространение биографический жанр (словари законоведов, судей, поэтов и т. п.), напр. «Книга о судьях Кордовы» Мухаммада ибн Хариса аль-Хушани (ум. во 2-й пол. X в.). К наиболее известным поэтам X в. относятся Ибн Абд Раббихи (890-940; автор стихотворных произведений в традиц. жанрах и антологии «Ожерелье»), Ибн Хани (938-973; автор более 60 стихотворений-панегириков). Развивались медицина и естественные науки. В «Руководстве по медицине» Абуль-Касима (Абулкасиса) (936-1013), впосл. получившем известность в христ. Европе, были изложены основы хирургии.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В 961 г. ему наследовал сын аль-Хакам II (961–976), продолживший серию побед отца. Ему не только удалось обеспечить гегемонию своего халифата над христианскими государствами Испании, удачно воевать с Фатимидами в Северном Марокко, но и дважды разгромить непобедимых норманнов, попытавшихся овладеть Лиссабоном и Атлантическим побережьем Испании. Увы, их преемники были не столь удачны. В скором времени и на долгое время возникли самые головоломные комбинации в борьбе за халифат, где мамлюки играли далеко не последнюю роль. Уже при Мухаммаде II (1009) возникли трения с гвардией, которая не признавала его халифом, а короновала внука Абдуррахмана III Хишама II (1009–1013). При Сулеймане (1013–1016) открыто начальники провинций начали признавать себя самостоятельными правителями. Наконец, при Хишаме III (1027–1031), погибшем в результате дворцового заговора, Кордовский халифат распался на множество мелких арабских государств, независимых друг от друга 46 . В это же время на Западе возникла иная сила, с не меньшим успехом, чем турки, воспользовавшаяся практически состоявшимся разгромом арабов в Италии и на островах Средиземного моря. Это были дети Севера – норманны, во множестве прибывавшие в Италию с различными целями. Некоторые из них служили наемниками у Римского папы, другие – у Западного императора, а третьи, самые дерзкие, как Роберт Твискар, будущий первый герцог Апулии (1059–1085), решили основать в Италии собственные владения. Как уже отмечалось выше, в 1053 г. норманны нанесли тяжелое поражение армии папы Льва IX и добились от того признания завоеванных ими областей в Южной Италии в качестве своих владений. Постепенно их аппетит разгорался, и с подачи Римского епископа норманны стали вынашивать более смелые планы. Роберт Гвискар поставил перед собой цель захватить все греческие владения в Южной Италии, а затем овладеть Сицилией, за несколько лет до этого едва не возвращенную Византии победами ее доблестных полководцев. Уже к концу 1055 г. Гвискар захватил города Ория, Нардо и Лечче, прошел победным маршем по югу Италии и завладел Минервино, Отранто и Галлиполи. Оставленные Римским епископом и Константинополем, итальянские греки не могли долго сопротивляться норманнам 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя, впрочем, сказать, что попытка аль-Хакима создать из Египта образцовое измаилитское государство удалась. Уже в 1006 г. Омейядский принц Абу Раква, изгнанный из отечества могущественным майордомом Кордовского халифа Хишама II (976–1009, 1010–1013) аль-Мансуром, стал имамом среди берберов и арабов Барки. Под его предводительством те восстали против аль-Хакима и едва не взяли штурмом столицу Фатимидского халифата, но были разбиты. В отличие от Византии, сохранявшей внутреннюю силу, мир ислама был весь покрыт трещинами и ранами сепаратизма. То берберы воевали с турками, то арабы объединялись с ними, чтобы громить негритянскую гвардию аль-Хакима (его любимая жена была негритянкой). А когда в 1017 г. один измаилит провозгласил в мечети, будто душа Адама переселилась в зятя пророка Мухаммеда, а оттуда в аль-Хакима, едва не вспыхнуло новое восстание. В конце концов аль-Хакиму пришлось спасаться бегством в Даразий, где он и исчез в феврале 1021 г. Слухи о его исчезновении ходили самые разные – одни полагали, что его отравила собственная сестра, другие утверждали, будто он убыл в тайное место, дабы продолжать руководить измаилитами издалека. В любом случае его сын и наследник аль-Захир (1021–1036) был вынужден констатировать факт резкого ослабления могущества своего государства и династии 670 . Для полноты картины заметим, что Багдадский халифат в это время прозябал на задворках истории, руководимый слабыми и во всем зависимыми от турок правителями. В годы, о которых идет речь, в Багдаде правил аль-Кадир Биллах (992–1031). Целиком зависящий от Буидов, он много времени проводил в молитвах и толкованиях Корана, а также в обосновании того бесполезного в практическом отношении факта, что Египетские Фатимиды не связаны с родом пророка Мухаммеда. В 1009 г. в Багдаде произошли столкновения шиитов с сунитами, и для подавления шиитов халиф направил свою личную гвардию, которая залила город кровью. Пожалуй, это было самое яркое событие в его жизни 671 . В связи с гонениями и нестроениями в Египте, Сирии и Багдаде в одночасье византийские владения стали прибежищем для всех гонимых халифом. Правда, и там не все обстояло гладко. Уже в 1008 г. царь Баграт III Багратиони (1008–1014), сын Гургена II, объединив Грузию, создал независимое Грузинское царство, царем которого и был венчан. А его сын и преемник Георгий I (1014–1027) поставил перед собой задачу вернуть себе земли бывшего Тао-Кларджети, не так давно отторгнутые Византией. И потому в 1018 г. он вступил в альянс с аль-Хакимом, чем вызвал гнев императора Василия II. В этом же году царь начал готовить поход к границам Кавказа, для вида заявив, что цель его экспедиции – Сирия. Однако до возмездия было еще далеко – война в Болгарии не позволяла василевсу немедленно рассчитаться с мятежниками. Но, едва покончив воевать с болгарами, царь тут же двинулся на Кавказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Итак, немедленно приготовя все нужное, он пустился в путь 1006 и прибыл в Херсон, весьма близкий и смежный с землей хазар 1007 ; тут остановился на несколько времени, желая обучиться языку этого народа 1008 . Между тем по внушению Бога, который уже положил открыть правоверным своим столь драгоценное сокровище, тело св. Климента, упомянутый муж, как любознательный испытатель 1009 , начал от местных жителей прилежно наведываться и тщательно испытывать 1010 , что [до него] дошло частью через письменное предание, частью по слуху 1011 , о теле блаженного Климента, о храме, воздвигнутом ангельскими руками 1012 , и о гробе его 1013 . Все объявили 1014 , что, как пришельцы из разных народов 1015 , a не местные уроженцы 1016 , ничего не знают, о чем он спрашивает 1017 . Ибо чудо морского отлива 1018 , знаменитое в истории страданий упомянутого первосвященника, давно уже прекратилось за грехи и нерадение жителей 1019 , и море прежние свои места покрыло волнами 1020 . Сверх того, и от многих набегов варваров храм оставлен и разрушен, страна эта опустела и сделалась необитаемой 1021 ; да и сам гроб св. мученика с телом 1022 покрыт был волнами 1023 . 3. Таким ответом весьма удивленный и крайне опечаленный, философ обратился к молитвам, чтобы ему открыто было свыше, ради заслуг упомянутого первосвященника, чего не мог узнать от людей 1024 . Он пригласил митрополита из самого города, именем Георгий, вместе с причтом церковным и народом 1025 , да просят того же от небес: сверх того, рассказывая деяния страстотерпца или чудеса блаженнейшего мученика 1026 , весьма многих воодушевил 1027 увещаниями своими приступить к отысканию столь драгоценного и столь долго пренебрегаемого сокровища и с помощью Божьей извлечь на свет. В один день, 30-го, как пишут января 1028 , при тихой погоде вступивши на корабль 1029 , путеводимые Христом, пускаются в дорогу, то есть упомянутый философ с епископом и честным клиром и некоторыми из города 1030 . Итак, плывя морем 1031 , с великой набожностью и упованием, с псалмопением и молитвами 1032 , прибыли на остров 1033 , где находится, как думали, тело святого мученика 1034 . При блеске светильников 1035 обходя [все места того острова], начали там с большим усердием 1036 воссылать моления и прилежно рыть 1037 в [одном] кургане 1038 , где, как должно было догадываться, покоится сокровище 1039 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010