Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной и полумесяцем — Хивуд, 3565 (1611 г.). 23) Санкт–Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 301 (л. 1—47 об.) — 20–е годы XVII в. Филиграни: Гербовый щит под короной — Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.), 210 (1626 г.); Кушин с двумя ручками под крестом, на тулове литеры IDB — Гераклитов, 878 (1626 г.), 879 (1629 г.). 24) Научная библиотека Саратовского университета, 382 (л. 42 об. — 89 об.) — 20–е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры Т и Н — типа: Дианова («Кувшин»), 256 (1625 г.). 25) РНБ, Q.I.332 (л. 262 об. — 280) — сер. XVII в. Кончается главой «О умножении потребных». Филиграни: Щит с полосой—Дианова и Костюхина, 1048 (1649 г.); Щит с полосой и литерами PI — Дианова и Костюхина , 1044 (1645 г.). 26) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 149 (4°) (л. 134—227) — 70–е годы XVII b. Филиграни: Голова шута с 7 бубенцами — Дианова и Костюхина, 455а (1673—1676 гг.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка PQV — Дианова и Костюхина, 388 (1671 г.); Герб Амстердама—ти–па: Дианова и Костюхина, 138 (1673—1678 гг.). В этот раздел включены списки Жития Сергия Радонежского 4–й Пахомиевской редакции, сочетающие чтения различных видов. Происхождение их объясняется разными причинами. Существуют случаи, когда часть текста переписывается с рукописи Троицкого вида, а другая часть — с Синодального вида. Более сложная ситуация возникает при сверке текстов по спискам, принадлежащим различным видам. 1) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1071 (л. 59—174 об.) — 50–е годы XV в. Филиграни: Ключи—Брике, 3857 (1440 г.), 3868 (1427—1458 гг.); Гроздь винограда — Брике, 13009 (1453—1456 гг.. 2) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 46 (1°) (л. 148—186 об.) — нач. XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем — Брике, 15251 (1492—1503 гг.); Тиара — Брике, 4895 (1498 г.); Литера Р под цветком — Брике, 8361 (1500—1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой — Брике, 12493 (1510 г.); Ваза — Брике, 2110 (1483—1554 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

441 …Когда-то в хлипких скрипках черпал я экстаз… — Т.Э. Хьюм " Набережная Темзы " (Фантазия опустившегося джентльмена в холодную, ненастную ночь), опубл. в " Полном собрании стихотворений Т.Э. Хьюма " в конце сб. Э. Па- унда " Ответные выпады " , 1912. 442 …А та, что в замке Тэриран томится… — Э. Паунд. " Близ Перигора " , III в цикле " Personae " , 169. 443 В " Белом дьяволе " в сценах смерти Браччъяно и безумия Корнелии… — В трагедии младшего современника Шекспира Джона Уэбстера (ок. 1578 — ок. 1632) " Белый дьявол, или Виттория Корромбона " (пост. ок. 1608, публ. 1612) герцог Браччьяно, влюбившись в Витторию, отравил свою жену Изабеллу, сестру герцога Флоренции и сам был им отравлен. Корнелия, мать Виттории, теряет рассудок: ее старший сын в ссоре убивает младшего (позднее она теряет и дочь, и старшего сына). 444 …Сознанье вспыхнет тающей свечой… — " Белый дьявол " , 5.6. 445 …Лицо ее закройте… — Дж. Уэбстер. " Герцогиня Амальфи " (ок. 1614, опубл. 1623), 4.2. 446 …Причина есть у вас меня любить… — " Герцогиня Амальфи " , 3.2. 447 …Все это лишь одни стихи пустые… — " Герцогиня Амальфи " , 3.2. 448 …Любил я ту даму, судьбе вопреки… — " Подмененное дитя " (1622), 5.3, трагедия Т. Мидлтона (1580–1627), У. Роули (15857-1626). У Элиота " … in spite my heart " ( " себе наперекор " ), в оригинале " …in spite her heart " ( " …ей наперекор " ). 449 …Могильный холм его да порастет цветами… — Дж. Уэбстер. " Белый дьявол " , 5,4. 450 …Будь дух величия это иль возлюбленной моей… — Дж. Уэбстер. " Герцогиня Амальфи " , 1,1. 451 Тернер, Сирил (ок. 1575–1626), Шерли, Джеймс (1596–1666) — английские драматурги. 452 Мастере, Эдгар Ли (1869–1950) — американский поэт; известность принесла ему " Антология Спун-Ривер " (1915) — сборник эпитафий — 250 маленьких исповедей, повествующих о монотонном существовании жителей американского провинциального городка, их надеждах и утраченных иллюзиях. 453 Крэбб — см. коммент. к эссе " Что такое малые поэты " . 454 …Скрючились ветви деревьев… — Из стихотворения " Гермес " американской поэтессы Хильды Дулитл (1886–1961; подписывалась Х.Д.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Крестьянство севера России… С. 132. Сенигов О. П. Памятники земской старины… С. 265. Пугач И. В. Устюжна Железопольская в XVI–XVII вв.//Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 6. С. 71–73. Сенигов О. П. Памятники земской старины… С. 262. Указные грамоты… 35. С. 17; 63. С. 29. Грамота приведена в пересказе в указной царской грамоте устюженскому воеводе К. Б. Навалкину от 2 января 1623 г. Список с грамоты 1623 г. см.: РГАДА, ф. 1171, оп. 1, 20. Список же был представлен в Устюжской чети дьяку Михаилу Смывалову соборным диаконом Алексеем, а оригинал оставался в соборе (Акты Археографической экспедиции (далее – ААЭ). Т. 3. СПб., 1836. 130. С. 186–187; упоминается: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. Дополнение//Археографический ежегодник за 1966 г. М., 1968. 1–159). Социально-правовое положение северного крестьянства… С. 139; Крестьянство севера России… С. 148, 150–151; Пугач И. В. Устюжна Железопольская: город и власть… С. 348, 371, 377. Пугач И. В. К вопросу о государственной политике в области городского землевладения (по материалам Устюжны Железопольской XVI–XVII вв.)//Землевладение и землепользование в России (социально-правовые аспекты). Материалы XXVIII сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы). Калуга, 2003. С. 59–60. Кистерев С. Н. Указ. соч. 24. С. 60. РГАДА, ф. 1171, оп. 1, 20. Опубликовано: ААЭ. Т. 3. 130. С. 186–187. Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613–1626 гг./Отв. ред. И. В. Пугач. М., 2012. 157–159. С. 234–237. Сказание было опубликовано по списку из ф. 1218 (Купцы Серебряниковы) в ГА ВО: Васильев Ю. С., Тихомиров С. А. Сказание о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую//Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 1–2. С. 431–454. Синонимичность «монастыря – церкви» отмечена и в опубликованном И. В. Токмаковым списке Сказания ( Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 117). Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 113, примеч. 90. Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря. Вып. 1. Акты и материалы писцового дела. Ч. 1. 1650–1644 гг./Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. 41. С. 202.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

В 1623 г. сюда были направлены папские войска. М. был капитаном одного из отрядов пехотинцев, собранных на средства рим. семейства Колонна. 5 марта 1626 г. между Францией, поддержавшей Граубюнден, и Испанией был заключен Монсонский договор, временно уладивший проблему Вальтеллины. Хотя М. не принимал непосредственного участия в военных действиях, его организаторские способности были замечены апостольским комиссаром Джованни Франческо Саккетти. С апр. 1626 г. М. служил под командованием маршала А. Саккетти, а потом стал секретарем Дж. Ф. Саккетти, в янв. 1629 г. назначенного папским нунцием в Милане. Саккетти должен был заниматься разрешением спора о «мантуанском наследстве»: после смерти бездетного герц. Винченцо II Гонзаги на Мантуанское герц-ство претендовали Ферранте II, герц. Гуасталлы (эту кандидатуру поддерживали имп. Фердинанд II Габсбург и Карл Эммануил I, герц. Савойи), и представитель французской ветви рода Гонзага герц. Карл I Неверский (за ним стоял французский кор. Людовик XIII). Саккетти пришлось срочно вернуться в Рим, и, пока в Милан не прибыл новый нунций, племянник папы кард. Антонио Барберини, М. удалось подробными отчетами произвести на папу Римского Урбана VIII хорошее впечатление. 29 янв. 1630 г. в Лионе М. встретился с главным министром Франции кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье . Осенью 1630 г. папское посольство (М. оставался секретарем папского легата) прибыло в Монферрато для переговоров о мире. М. активно участвовал в переговорах, довольно быстро выяснив сильные и слабые стороны противников и стремясь использовать их для достижения главной задачи - подписания мира. Так, ему удалось остановить сражение: 26 окт. у Касале, когда армии Франции и Испании готовились к бою (при этом командовавший испан. войсками Альваро де Басан, маркиз де Санта-Крус, панически боялся потерять свою армию), М. промчался между ними, размахивая листом бумаги и громко крича: «Мир! Мир!» Папа Римский Урбан VIII, оценив талант молодого дипломата, взял М. к себе на службу.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной и полумесяцем – Хивуд, 3565 (1611 г.). 23) Санкт-Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 301 (л. 1–47 об.) – 20-е годы XVII в. Филиграни: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.), 210 (1626 г.); Кушин с двумя ручками под крестом, на тулове литеры IDB – Гераклитов, 878 (1626 г.), 879 (1629 г.). 24) Научная библиотека Саратовского университета, 382 (л. 42 об. – 89 об.) – 20-е годы XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры Т и Н – типа: Дианова («Кувшин»), 256 (1625 г.). 25) РНБ, Q.I.332 (л. 262 об. – 280) – сер. XVII в. Кончается главой «О умножении потребных». Филиграни: Щит с полосой-Дианова и Костюхина, 1048 (1649 г.); Щит с полосой и литерами PI – Дианова и Костюхина , 1044 (1645 г.). 26) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 149 (4°) (л. 134–227) – 70-е годы XVII в. Филиграни: Голова шута с 7 бубенцами – Дианова и Костюхина, 455а (1673–1676 гг.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка PQV – Дианова и Костюхина, 388 (1671 г.); Герб Амстердама-ти-па: Дианова и Костюхина, 138 (1673–1678 гг.). В этот раздел включены списки Жития Сергия Радонежского 4-й Пахомиевской редакции, сочетающие чтения различных видов. Происхождение их объясняется разными причинами. Существуют случаи, когда часть текста переписывается с рукописи Троицкого вида, а другая часть – с Синодального вида. Более сложная ситуация возникает при сверке текстов по спискам, принадлежащим различным видам. 1) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 1071 (л. 59–174 об.) – 50-е годы XV в. Филиграни: Ключи-Брике, 3857 (1440 г.), 3868 (1427–1458 гг.); Гроздь винограда – Брике, 13009 (1453–1456 гг.. 2) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 46 (1°) (л. 148–186 об.) – нач. XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем – Брике, 15251 (1492–1503 гг.); Тиара – Брике, 4895 (1498 г.); Литера Р под цветком – Брике, 8361 (1500–1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой – Брике, 12493 (1510 г.); Ваза – Брике, 2110 (1483–1554 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Моисей бар Кифа († 903) позже включил часть этого фрагмента в свой комментарий на литургию, где говорится о снятии покрова при возгласе «Станем добре» в начале анафоры. 1623 Он уточняет, что «они поднимают и опускают его трижды». 1624 Де Меестр даже предположил, что некогда существовала молитва покрова (oratio veli) в византийской традиции, как в западносирийском обряде, и в этом пункте покров веял над дарами. 1625 Последующее введение символа в литургию, возможно, сместило эту молитву. Увы, это всего лишь предположение. Во-первых, западносирийская «молитва покрова» называется так, потому что читается во время снятия аера. Такое название из-за физического соседства – общее литургическое явление, не обязательно указывающее на органическую связь между элементами. 1626 Во-вторых, oratio veli является на деле молитвой приближения к престолу, а в византийской литургии уже есть такая молитва – молитва проскомидии. Нет ни малейшего свидетельства о присутствии двойной формулы в чине, предшествующем дошедшим до нас евхологическим рукописям. Даже если бы она и существовала, она исчезла за столетия до первого свидетельства о наличии покрова в византийских источниках. Трембелас возводит обряд веяния воздухом к обычаю колыхания рипидами. При отсутствии рипид над дарами во время анафоры веют покровцами. Вот что сообщает Поль Рико в своем описании литургии от 1678 г.: Символ веры ... затем повторяется, и снимается покров, или плат, называемый ρας и затем над Хлебом веет вместе с опахалом, символизирующим ветер и веяние Духа... 1627 Можно увидеть возможную связь между возгласом «Станем добре... святое приношение (ναφορν) в мире приносити», во время которого прежде веяли аером, и использованием слова «анафора» в качестве названия большого покрова в нескольких источниках. 1628 2. Появление в византийских источниках Независимо от происхождения, только в ВАС Х в. по Кодексу Пиромала и Йоханнисбергской версии мы видим, возможно, первое свидетельство веяния воздухом в литургии Великой Церкви: «Μετ τ σμβολον, ιρεται τρτον, κα τρτον φαιρεται κ τν γων δρων τ κλυμμα». 1629

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перейдем теперь к 20 правилу Трулльского Собора. В нем постановляется: «Да не будет позволено епископу во ином городе, не принадлежащем ему, всенародно учить. Если же кто усмотрен будет, совершающий сие, да престанет от епископства ( της επισκοπς παυσθω) и да совершает дела пресвитерства» 1621 . Это правило, по всей видимости, противоречит решению, принятому Хадкидонским Собором. Сознавали ли это противоречие составители этого постановления? Разумеется, в Константинополе могли бы свериться с деяниями Халкидонского Собора; однако нет ничего, что давало бы возможность утверждать, будто указанная выдержка из деяний фигурировала в том каноническом сборнике, которым там пользовались. Но в какой степени это противоречие действительно существует? Трудность заключается здесь в понимании значения глагола παυσθω. Он может быть синонимом καθαιρεσθω и таким образом обозначать собственно низложение, однако он также обозначает и прекращение деятельности в определенной должности 1622 . Именно этого второго истолкования придерживается Вальсамон, который желал избежать противоречия между этим правилом и правилом Халкидонского Собора 1623 . Аналогичную цель преследовала интерполяция в тексте «Номоканона XIV титулов» 1624 : в более близкую к нам эпоху толкованию Вальсамона следовали архимандрит Иоанн (Соколов) и епископ Никодим (Милаш) 1625 . Аристин полагал, что в данном случае имеет место низведение на более низкую степень священства, и считал это постановление исключением из общей нормы, установленной 29 правилом Халкидонского Собора 1626 . Если провести сопоставление с правилом 3 того же Трулльского Собора, где употреблен тот же глагол, создается впечатление, что речь действительно идет о некоей форме низложения, так как санкция, упомянутая в данном случае, имеет окончательный характер; однако она не означает исключения из рядов священнослужителей 1627 . По нашему мнению, именно таково и было намерение отцов Трулльского Собора. В оправдание исключительного характера такой меры прещения Зонара выдвигает различные канонические и педагогические соображения: преступление, указанное в правиле, не из числа представляющих препятствие для священнодействия: речь идет о грехе тщеславия и превозношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Ибо, егда с я оному слагают, общницы греху егову бывают. Но речеши ми: Что имам творити, егда сбеседник словесы хулити Ближняго начнет? Егда 1619 утекати, или пястию усне 1620 заграждати? Никако, но та изволи творити, яже хощу ти въкратце 1621 предложите. Егда кто слово начнет глаголати, еже обыче славу окаляти Лиц коих-либо, кротко 1622 спротивися, не блажяй 1623 хулы оному явися; Или потщися прекратите слово, в ползу сущее предложите ново; Или печален о том покажися, не любяй клевет 1624 лицем проявися. Аще же мощно из собора ити, и то полезно 1625 тебе сотворите. Отврати ушы 1626 ко иному слову, прояви волю, к хулам не готову. Слух же сердечный всяко да заткнеши несогласием, тако не преткнеши Ноги твоея о соблазни камень, ни опалит тя душегубный пламень, Но сам пребыв цел, возможеши быти и 1627 иным в 1628 ползу, еже лепо жити. 9 Стрела в камень вонзенна никогда бывает, но отпадши 1629 от него, иногда 1630 язвляет Стрелца своего. Тако клевета пущенна аще ушеса твоя обрящет каменна, Не пронзаема ею, въспять 1631 ся обращает, клеветника многажды самаго вреждает. 10 Ветр северный жестоту 1632 дожда укрощает, лицем мрачным язык ся 1633 клеветный смиряет. Не яви токмо лица ему ты весела, престанет он чуждая обхуждати дела. 11 Козел смрадный 1634 древеса в саде огризает, клеветник славу чюжду 1635 в людех истребляет. Яко убо козла в сад несть требе пущати, тако в дружество мужа клеветна взимати. 12 Зла 1636 стрела есть 1637 клевета, триех уязвляет 1638 , егда ю из уст своих клеветник пущает; Паче же многих купно, ибо всех слышащых 1639 во сладость слово, его никако претящых 1640 . Язвит и человека оклеветаема, славы словесы злыми в людех лишаема. Извит 1641 и клеветника, егда бо гаждает он инех 1642 живот, свою душу повреждает. 13 Во граде превелице некто цраствоваше, многими земли 1643 страны славно обладаше, Ему же даде Господь супругу благую, благочестным житием доброцветущую 1644 . Той умыслил святая места посетити, иде же страда Христос, поклон сотворите. Восприем убо путь свой, странствие творяше,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

27. Готфрид Вильгельм Лейбниц (Leibniz) (1646-1716) - нем. философ, математик и филолог. Наиболее законченный очерк его философской системы изложен в труде " Монадология " (1714). Согласно Лейбницу, мир состоит из бесконечного числа монад - идеальных сущностей, простых и неделимых. Многообразие мироздания предопределено иерархией монад, высшей монадой является Бог. Монады не взаимодействуют между собой, но тем не менее находятся в единстве благодаря " предустановленной гармонии " : так разные часы, работая синхронно, показывают одно и то же время. 28. Дэвид Юм (Hume) (1711-1776) - англ. философ, историк и экономист. Его главная философская работа - " Трактат о человеческой природе " (1734-1737). Развивая концепцию чувственного опыта как соотношения первичных и вторичных восприятий, Юм довел эмпирическую философию до ее логического конца: ничего не принимая на веру, но изыскивая любые указания, которые можно было получить из опыта и наблюдения, философ пришел к выводу, что таким путем нельзя познать ничего. Понятие о существовании причинно-следственных связей между явлениями, по мнению Юма, есть лишь плод человеческого опыта (логической ошибки). 29. Фрэнсис Бэкон (Bacon) (1561-1626) англ. философ и общественный деятель. Трудом всей его жизни было сочинение " Великое восстановление наук " (1620-1623). Считая, что только с помощью науки человек станет владычествовать над природой, Бэкон полагал основание и философии в опытном познании. Он утверждал, что философия должна быть отделена от теологии, не переплетаться с нею, как это произошло в схоластике, а зависеть только от разума. 30. Джон Локк (Locke) (1632-1704) англ. философ и политический мыслитель, идеолог Английской буржуазной революции 1688-1689 годов. Социально-политические воззрения Локка основаны на теории естественного права и общественного договора. Его философские взгляды изложены в труде " Опыт о человеческом разуме " (1690). Локк - основоположник эмпиризма, согласно которому человеческое знание основывается не на врожденных идеях, а исходит непосредственно из опыта; опыт в свою очередь опирается на ощущения и их восприятие душой человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

Иерархи южно-русской церкви предприняли борьбу против усилившейся автономии монастырей и братств 453 . В 1623 году они с Мелетием Смотрицким, отправлявшимся тогда на восток, послали из Киева грамоту к Кириллу Лукарису с просьбою об изменении существующего порядка в юго-западной церкви, изменении, направленном против автономий монастырей и братств 454 . Посланное из Киева прошение, подкрепленное лично объяснениями Мелетия Смотрицкого с Кириллом Лукарисом, было уважено последним 455 . Мелетию Смотрицкому была вручена соборная грамота от Кирилла Лукариса и от всех восточных патриархов, в которой говорилось, что «которые тераз ново и перед тым давней у ставропигийских церквей и монастырей найдутса ставропигиями, от того часу юж занехали ставропигиями меновати, быти ними и сами собою без зверхности абыся больше не рядили» 456 . Но грамота, как привезенная Смотрицким, которого подозревали в расположенности к латино-униатской партии, была объявлена подложною 457 . В южно-русской церкви возникли новые волнения, возбужденные братствами, старавшимися охранить свою автономию. Виленское братство сильно было раздражено поступком Мелетия: «поднялся противный шум (о Мелетии) и сердца благочестивых возмутились» 458 . Совместно со Львовским братством оно отправило депутацию к Кириллу Лукарису с просьбою выяснить значение грамоты, будто бы присланной им чрез Смотрицкаго и будто бы уничтожавшей порядки, освященные древностью и благословением святейшей столицы 459 . В начале 1627 года была получена от Кирилла Лукариса ответная по поводу просьбы братчиков грамота, помеченная от 15-го декабря 1626 года. В этой грамоте, признавая подлинность своей прежней, привезенной Мелетием Смотрицким, грамоты, Кирилл Лукарис разъясняет смысл этой последней. Он писал, что под находившимся в первой грамоте выражением: «уничтожаются ставропигиалъные права братств, бывших издавна ставропигиями, отнюдь не следует разуметь братства – Виленское и Львовское; что эти братства, как учрежденные и приведенные в хороший порядок святой памяти Константинопольским патриархом Иеремиею, пусть и на будущее время остаются ставропигиальными, пусть и впредь «вечне» управляются самовластно по существующим в них обычаям; что на литургиях и при других богослужениях никакого имени, кроме патриаршего, не должны поминать и должны находиться в зависимости только от одного этого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010