Однако позднее А. Мундо передатировал эти толедские рукописи XII-XIII вв. ( Mund ó . 1965). Согласно Суньолю, 2-я фаза той же эпохи представлена рукописями из Леона, Риохи и Силоса; 3-ю фазу, относящуюся ко 2-й эпохе, составляют списки с григорианским репертуаром, выполненные в XI-XII вв. вестгот. письмом (прежде всего Антифонарий из Силоса - Lond. Brit. Lib. Add. 30.850, кон. XI в.). К. Рохо и Г. Прадо классифицировали староиспан. нотацию по скрипториям: 1-я группа - рукописи из Толедо с наклонными невмами, 2-я - из Риохи (скрипторий в Альбельде, основной источник - Liber ordinum Silos. Arch. mon. 4) и Сан-Мильян-де-ла-Коголья, 3-я - из Леона (Антифонарий León. Catedr. 8), 4-я - из Силоса (делится на 2 подгруппы: древнейшие рукописи, выполненные до принятия григорианского репертуара, и Антифонарий Lond. Brit. Lib. Add. 30.850). Эти же исследователи опубликовали 21 испано-мосарабскую мелодию по палимпсестам Matrit. Acad. Hist. Aemil. 50 и Silos. Arch. mon. 4, в к-рых выскобленные староиспан. невмы были заменены диастематической квадратной нотацией ( Rojo, Prado. 1929). С классификацией Рохо и Прадо соотносятся староиспан. певч. традиции, выявленные Д. Ранделем на основе изучения псалмовых тонов респонсориев: леонская, риохская (к ней же относятся и рукописи из Силоса), толедская, североиспанская (к к-рой относятся и нек-рые толедские рукописи), арагонская ( Randel. The Responsorial Psalm Tones. 1969). Позднее Рандель скорректировал классификацию Суньоля, разделив староиспан. нотацию на 2 типа с условными названиями «североиспанская» и «толедская». Североиспан. нотация, к-рая имеет сходство в начертании невм с др. западноевроп. нотациями и в к-рой используются вертикальные невмы с вертикальными штилями, встречается гл. обр. в рукописях из Леона (напр., в Леонском Антифонарии) и Кастилии (напр., в сборнике из Силоса Lond. Brit. Lib. Add. 30.851). В толедской нотации, характеризующейся наклоном невм вправо и почти полным отсутствием вертикальных штилей, Рандель выделил 2 подтипа: 1-й, с изящными скругленными штилями, отражает традицию А, к-рая была распространена на севере Испании; 2-й, с более грубым и угловатым начертанием невм, относится к традиции B ( Randel.

http://pravenc.ru/text/674999.html

Максимом Исповедником в его споре с монофелитами, ср. сноску 412). В конце XVII в. начинается обособление янсенистов от Рима, которое в 1723г. приводит их к установлению собственной иерархии в Голландии. В условиях, сложившихся после I Ватиканского собора, они сближаются со старокатоликами. В XX в. проводят ряд дисциплинарных реформ, сближающих их с протестантизмом. 511 Вместо «маронитов». Мелкитами монофизиты и несториане называют православных («царскими» – единоверцами Византийского императора), часть из которых позднее приняла унию с Римом. В этом контексте Хомяков не назвал бы «раскольниками» ни мелкитов-православных, ни мелкитов-латинян. Марониты откололись от Церкви в VII в., в XII в. приняли унию с Римом, в XIX в. многие ученые считали, что причиной их раскола были споры о юрисдикции. В начале XX в. доказано, что марониты были монофелитами – носители той ереси, которую роковым образом не понял Хомяков. 512 Это замечание объясняет срывающиеся иногда у Хомякова сопоставления старообрядчества с протестантизмом. Но к сходству в некоторых внешних моментах те и другие пришли с противоположных сторон. Беспоповство, о котором здесь говорится, было задумано в начале XVIII в. братьями С. и А. Денисовыми как уход в «пустыню» всего остатка Церкви; таким оно сознает себя до сих пор, оправдывая спасение без причастия примером пустынножителей. Беспоповство было создано перенапряжением противоположного протестантизму духа. 513 1215 года; латиняне считали его вселенским; впервые прибавление внесено на поместном Толедском III соборе в 589 г. (правда, сейчас ученые допускают, что Filioque в Деяниях этого собора – интерполяция; достоверно оно засвидетельствовано только на испанских соборах VII в.). 514 Впервые: L " Union Chrétienne. 1860. 45, перепечатано: EL, 388–400. Русск. пер. впервые: Соч., II, 275–283. Автограф: ГИМ. Ф. 178. Ед. хр. 18. Л. 1–49 об. 27 января 1860 г. о. И. Гагарин выступил на празднике католической организации «Дело восточных школ» с речью «О воссоединении восточной Церкви с Церковью римской», которая была вскоре издана брошюрой: De la Réunion de l " Eglise orientale avec l " Eglise romaine. Discours prononcé par le P. Gagarine, de la Compagnie de Jésus, le 27 Janvier 1860 dans l " église de Notre-Dame de Victoires, а l " occasion de la féte patronale de l " Oeuvre des écoles d " Orient. Paris, 1860. На эту речь журнал «L " Union Chrétienne» поместил два отклика – один краткий до опубликования речи, второй, более пространный, – после: отклики были анонимными, но можно было понять, что авторы – русские. О. Гагарин отвечает на них брошюрой, почти вчетверо больше первой – 75 стр. против 20: Reponse d " un Russe à un Russe. Par le Père Gagarine, de la Compagnue de Jésus. Paris, 1860, – в которой перепечатывает целиком и оба отклика (соответственно: С. 7–9 и 9–12). На эту вторую брошюру отвечает Хомяков, касаясь лишь одного из затронутых в парижской дискуссии вопросов: о понимании слова «соборная» в славянском тексте Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Житие святителя Ильдефонсо, архиепископа Толедского (607-667) Печатается по изданию: Mateo Seco L.F. Editorial Rialp. Gran Enciclopedia Rialp,1991 В 607 году, в правление короля Витериха, в Толедо (столице Испании в те времена) от родителей-вестготов родился святой Ильдефонсо. Имя Ильдефонсо означает " готовый к битве " . По версии Николаса Антонио (Biblioteca Hispana Vetus, PL 96,11), он был племянником святителя Евгения, епископа Толедского, который стал наставником Ильдефонсо. Согласно Сиксиле, св. Евгений дал ему начальные знания и воспитание, и затем направил для продолжения образования к святому Исидору, архиепископу Севильскому. Судя по стилю произведений святого Ильдефонсо, по глубине мысли, можно заключить, что он получил блестящее литературное образование. Характерным в этом смысле является его сочинение De viris illustribus, посвященное выдающимся людям. Согласно собственному свидетельству, в 632-633 году он был рукоположен во диаконы епископом Толедским Эладием. Согласно книге " Elogium " ( " Слова " ), еще будучи ребенком, св. Ильдефонсо против воли своих родителей поступил в Агалийский монастырь во имя святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на реке Тахо, неподалеку от Толедо. Там он «наслаждался монашеской жизнью». Эту фразу нужно толковать, согласно Флоресу, в том смысле, что с детских лет святой Ильдефонсо был очень набожен. Он был очень привязан к своему монастырю, как он сам говорит в разговоре с Эладием, и как следует из его De viris illustribus. Еще будучи монахом Агалийского монастыря, он основывает новую обитель на средства, которые достались ему по наследству от родителей, и затем избирается ее аббатом (дата неизвестна, возможно это 650 год). Его подпись стоит среди подписей аббатов под документами VIII и IX Толедских Соборов, нет его подписи, однако, под документами X Толедского Собора (656 год). После смерти епископа Толедского Евгения III в 657 году святого Ильдефонсо избирают на Толедскую кафедру. Согласно " Словам " , он был вынужден стать епископом по настоянию короля Ресесвинта. В переписке с епископом Барселонским Кириком он жалуется на трудности и проблемы той эпохи, возможно из-за них он не успел закончить несколько своих сочинений.

http://pravoslavie.ru/1744.html

III Толедский собор. Так прокладывался путь к объединительному собору, который созван был в столице в марте 589 года и получил название III Толедского собора – предшествовавший собор был арианским. Председательствовал на III Толедском соборе сам король. Рядом с ним находились его советники епископ Севильский Леандр и аббат монастыря Сервитана Евтропий. Участниками собора были 5 православных митрополитов, 48 православных и 8 арианских епископов, священники обеих конфессий и готская знать. Арианские епископы, занимавшие кафедры в Гранаде, Мериде и Нарбоне, не приехали в Толедо. В самом начале соборных деяний арианские епископы и пресвитеры были присоединены к Православной Церкви. За присоединенными был сохранен их прежний сан, в результате на некоторых кафедрах оказалось по два епископа. За формулой filioque стоит наивная логика, выдающая глубокий упадок богословской мысли на варваризованном Западе Арианские епископы и готская знать подписали православное исповедание, в которое, однако, внесена была богословски несостоятельная формула filioque – об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Правда, самый символ веры в документах собора помещен без искажений, без злополучного filioque, которому суждено было впоследствии взорвать и разрушить церковное единство христианского Востока и Запада. Символ с filioque впервые появляется в актах XII Толедского собора, состоявшегося без малого сто лет спустя, в 681 году. Мотивацией сыгравшей столь печальную роль в истории Церкви интерполяции послужило стремление как можно наглядней продемонстрировать вчерашним арианам (заблуждение которых заключалось в уничижении Сына Божия, Которого они вслед за своим ересиархом почитали перворожденным всей твари, но не Богом, единосущным и равночестным Отцу) равенство Сына Отцу, которое, по версии филиоквистов, выражается и в том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Очевидно, что за этой формулой стоит наивная и вульгарная логика, выдающая глубокий упадок богословской мысли на варваризованном Западе, потому что, следуя подобной логике, можно заключить, что изобретатели формулы принизили Третью Божественную Ипостась Святого Духа до прямого впадения в македонианское духоборчество, поскольку если равенство Отца и Сына с необходимостью должно быть выражено формулой filioque, то с той же необходимостью Святой Дух оказывается в такой тринитарной конструкции поставленным ниже двух других ипостасей. В действительности отцы Толедского собора не впали в духоборчество, но лишь обнаружили варварскую неловкость в оперировании богословскими терминами. Нет никаких свидетельств того, что в Риме и Новом Риме уже тогда заметили вербальную неряшливость богословия отцов Толедского собора и подняли по этому поводу тревогу – православный мир радовался тому, что еще один народ выпутался из уз еретических заблуждений и вошел в лоно Кафолической Церкви.

http://pravoslavie.ru/94020.html

– Посему Св. Иоанн Дамаскин пишет: Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем: от Сына-же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем» (Богосл. кн. 1, гл. XI, ст. 4). Но западная церковь, как известно, сделала прибавление в символе, в учении об исхождении Духа Святого, ииенно между словами: от Отца и исходящего – вставила слово: и Сына (Filique), и таким образом, по учению западной церкви, Дух Святой исходит от Отца и Сына. В первый раз это прибавление к символу было сделано на поместном соборе испанской церкви, именно Толедском, в 589 году. Поводом к такому прибавлению послужило, как гласит история, следующее обстоятельство. На соборе Толедском решено было присоединение вестготов-ариан к православной церкви. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына с Отцом, то, настаивая на полном равенстве Их, испанские богословы на Толедском соборе решились поставить и Сына в то-же отношение к Св. Духу, в каком находится к Вену Отец, т. е. сказали, что Дух Св. исходит от Отца и Сына, и внесли в символ слово: Filioque. Понятно таким образом, что первый повод ко внесению в Символ слова: Filioque не был хорошо обдуман осуществившими его, и прибавление было сделано чисто под влиянием одних внешних условий, без всякого отношения к существу дела. Тем не менее в VII и VIII веках это прибавление из испанских церквей распространилось в церквах франкских. Сам император франков Карл Великий и франкские епископы ревностно отстаивали Filioque, когда восточная церковь высказалась против этого прибавления. В 809 г. в Ахене составился по этому предмету нарочито собор, под личным председательством самого императора, и хотя папа Лев III, к которому отправлены были на утверждение заключения собора, решительно отказался признать эти заключения законными и, для большего ограждения чистоты учения, приказал вырезать на двух серебряных досках, на одной по-гречески, а на другой по латыни, никео-цареградекий символ без всякой перемены и положить эти доски в храме при гробнице апостолов Петра и Павла, какы под защиту их ( На досках была сделана надпись: haec Leo posui атоге ет caumela orthodoxae religionis, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

§ 23. Filioque Древние отцы Церкви, раскрывая учение о взаимном отношении Лиц Святой Троицы, утверждали, что Дух Святой исходит от Отца. В учении об этом личном свойстве Святого Духа они строго держались изречения Самого Спасителя: Иже от Отца исходит. Это изречение и внесено в Символ веры на Втором Вселенском соборе. Затем как II, так и III и IV Вселенские соборы запретили делать какие-либо прибавления к Никео-Цареградскому Символу. Но через несколько столетий на местном соборе частной испанской Церкви, именно Толедском (589 г.), сделано было прибавление к этому Символу в члене о Святом Духе: между словами «от Отца» и «исходящаго» вставлено слово «и Сына» (filioque). Поводом к такому прибавлению послужило следующее обстоятельство. На соборе Толедском решено было присоединение вест-готов-ариан к Православной Церкви. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына с Отцом, то, настаивая на полном равенстве их, испанские богословы на Толедском соборе решились поставить и Сына в то же отношение к Святому Духу, в каком находится к Нему Отец, то есть сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, и внесли в Символ слово «filioque». В VII и VIII веках это прибавление из испанских церквей распространилось в церквах франкских. Сам Карл Великий и франкские епископы ревностно отстаивали «filioque», когда Восточная Церковь высказалась против этого прибавления. Карл Великий на соборе в Ахене (809 г.) даже подтвердил правильность и законность прибавления в Символе слова «filioque», несмотря на представления Восточной Церкви, и заключения собора отослал к папе Льву III на утверждение. Но папа решительно отказался признать «filioque». По его распоряжению Никео-Цареградский Символ, без слова «filioque», написан был на греческом и латинском языках на двух досках, и доски положены были в храме святого Петра для засвидетельствования верности Римской Церкви древнему Символу. Несмотря на это, в IX и X веках учение об исхождении Святого Духа и от Сына распространялось все более и более в западных Церквах, так что и Римская Церковь стала склоняться к нему. Восточная Церковь во второй половине IX века, при патриархе Фотие, на соборах (867 и 879 гг.) обличала и осуждала это нововведение Западной Церкви, как противное учению Церкви Вселенской, но Западная Церковь не принимала во внимание голоса Восточной Церкви, и папа Бенедикт VIII в 1014 году окончательно внес в Символ «filioque». С этого времени учение об исхождении Святого Духа и от Сына утвердилось навсегда в Римской и во всех западных Церквах. § 24. Евхиты (мессалиане)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Historia Wambae regis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 503). С этого же времени новый претендент на трон после смерти или отречения короля провозглашался войском. Далее следовал обряд помазания, к-рый должен был проводиться только в дворцовом храме святых Петра и Павла в Толете. После помазания на царство новому королю приносили присягу верности. С этого момента жизнь короля и его семьи охранялась церковными постановлениями (см. каноны V Толедского Собора). В оформлении идеологии королевской власти большую роль сыграл еп. Исидор Гиспальский († 636), под руководством к-рого проходили заседания IV Толедского Собора (633). Согласно соборным постановлениям, власть составляет часть божественного замысла о спасении человека и имеет божественное происхождение. Поскольку после грехопадения человек не желает повиноваться Богу по любви, Бог покоряет его силой др. людей, чтобы из-за поврежденной воли человек не уклонялся все время в сторону зла. Т. о., власть возникает как средство удержания человека в рамках естественного закона. Главная цель власти - издание законов и забота об их исполнении. Власть, согласно Исидору Гиспальскому, это не «dignitas» (почет), а «officium» (служение). Долг монарха - защищать Церковь от тех, кто посягают на веру и церковную дисциплину (от язычников, еретиков, схизматиков и иудеев). При этом королем (rex) может считаться только тот, кто правит, следуя законам, а тот, кто их нарушает и грешит, становится тираном ( Isid. Hisp. Sent. III 42-43//PL. 83. Col. 717-719). Толедские Соборы (известно о 18 Соборах) имели большое значение в истории Вестготского королевства. В отличие от Соборов этого периода в Византийской империи на Толедских Соборах рассматривались не столько вопросы богословского характера, сколько дела, касавшиеся церковной дисциплины, королевской власти и жизни страны в целом. Каноны Соборов регламентировали порядок богослужения, совершение таинств, отправление правосудия, полномочия властей, наказание нарушителей закона и проч. Соборы служили также апелляционной инстанцией и судом, выносившим приговоры по любого рода делам. Соборы повлияли на принятие королем некоторых законодательных актов (напр., об иудеях, о мятежниках). Силу закона соборные постановления могли получить после одобрения короля. Толедские Соборы созывались часто, но не регулярно. Помимо высших клириков в них принимали участие члены «aula regia» (королевского совета). После III Толедского Собора большинство Соборов (кроме IX, XI, XIII и XIV Толедских Соборов) имели общеиспан. характер, соборные постановления были обязательны к исполнению на всей территории королевства и для всех его жителей; вместе с королевскими законами соборные каноны составляют единый нормативный комплекс вестгот. эпохи.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Переводы латинских авторов Аврелия Августина Избранные главы. Изд.: 1832 . Kalamakes D. v θολγιον κ τν ργων Αγουστνου ππνος ξελληνισθν π Δημητρου το Κυδνη. θναι 1996. Молитвы. Изд. преп. Никодимом Святогорцем :// Νικοδμου το γιορετου, πνθισμα... 7 .84). 193–254. молитв]. Пять отрывков из «Против Иулиана» (неизд.). Из Толкований на Ев. от Иоанна о Св. Духе. Изд.: Arcudius P. 1633=PG 147. 1131–1158. [Вм. с соч. Максима Плануда]. Гомилия на « πγω προς τν Πατρα» (неизд.). Символов веры Первого Толедского собора (около 400 г.) (неизд.). Третьего Толедского собора (589 г.) (неизд.). Символа веры о Троице ( Илария Пиктавийского ). PG 150, 40. Ансельма Кентерберийского Об опресноках к Галериану (неизд.). Об исхождении Св. Духа против греков (неизд.). Фомы Аквината Summa contra gentiles (неизд.). Summa theologiae. Pars I: 119 quaest.; Pars II, prima secundä 114 quaest.; Pars II, secunda secundaë 189 quaest; Pars III: 90 quaest. Кидонис перевел лишь первые две части, дошло около 30 ркп. Крит. изд. перевода начато в 1976 г. Пока изданы 4 тома, охватывающие 46 из 186 вопросов второй части второго тома: Secunda secundae, qu. 1–16: 1833 . Demetrius Cydones. Θωμ κυντου Σομμα Θεολογικ ξελληνισθεσα. Τμ. II, 15. πιμλεια κδσεως κα παρουσισεως π Leontsines G., Glykophoridou-Leontsine Α. θναι 1976. (Corpus philosophorum Graecorum recentiorum). 17–22: Τμ. II, 16/Ed. Demetrakopoulos F. Α. θναι 1979. 23–33: II, 17A lb. 1980. 34–46: II, 17B. Ib. 1982. De rationibus fidei contra Saracenos, Graecos et Armenos ad cantorem antiochenum (неизд.) De articulis fidei et ecclesiae sacramentis ad archiepiscopum Panormitanum (неизд.). Исследования о томизме Димитрия и Прохора Кидонисов 1834 . Kianka F. Demetrius Cydones and Thomas Aquinas//Byz 1982. 52:1–2. 264–286. 1835 . Moutsopoulos Е. L’hellénisation du thomisme au XIV е siècle// πιστημονικ πετηρς τς Φιλοσοφικς Σχολς το Πανεπιστημου θηνν. θναι. 1973–1974. 24. 131–136. [Дм. Кидонис и греч. ср.-вековый аристотелизм].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

454 Хотя, также как и Марк по отношению к детям второбрачных, без достаточных оснований. См. Чижман, 434; Goar, Euchol, р. 219. Annot. Впрочем, подобное постановление было сделано на Толедском соборе 400 г. в 18 его правиле, Coleti Conc. Coll. II, 1473, Hefele, Conciliengeschichte, 2 Aufl, II, S. 80. Собор предписал выходящих замуж вдов священнослужителей отлучать и удостаивать их причащения только перед смертью. Мнения Валсамона держится и Властарь. Одобряет его и Пидклион в толковании па 48 пр. Трулльского собора. На мысли Вальсамона о «тождестве» тел супругов основывается, по-видимому, и послание митрополита Московского Фотия о недозволительности священнослужения вдовым священникам, так как половина их тела умерла, и о недозволительности брака для их вдов, на том же основании. Как увидим впоследствии, последняя практика признана была русской церковью в 1733 году неправильною (Указ Св. Синода от 7 сентября 1733 г. в Собр. Зак. 6478). См. статью «Вдовые священнослужители» Хр. Чт. 1871 г. I, 380–361. 463 Σ. V. 399: «Διγμους, πορνεοντας, πορνεασντας παξ κα μνον, οδαμς ερατεειν κανονικ κρβεια βολεται, λλ οδ τος πορνεοντας κοσμικος τν ϑεων μεταλαμβνειν μνηστηρων, ε μ πσχοιμτο το κακο, κα τ ρμζοντι πιτιμω ποπεσοσι κα δουλεσουσιν. 464 «Правила с толкованиями, стр. 516; ср. правила неокес. 9, Трулльск. 26, Вас. Вел. 27 и 89 и толкования на них, особенно Вальсамона. 465 См., напр., 5-й вопрос монаха Иоанна собору при патриархе Николае о том, как примирить 9 неокесарийское правило с 3 правилом Василия Великого о наказании соблудившим священнослужителям и довольно неопределенный ответ собора. Кормчая, гл. 53 (Изд. 1787 г. II, л. 257, ср. I, 54 об., 55, 226. II, 276). 467 По-видимому, епископ Наводим здесь был введен в заблуждение Чижманом, у которого ответ Никифора дважды упоминается, как документ, касающийся второбрачия (S. S. 49, 422). Читать далее Источник: Троицкий С.В. Второбрачие клириков. СПБ., 1912. – 286 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

65 Людов. маймбург. Истор. раскол. греческ. т. 1, кн. 2, стр. 311. Как будто савеллианское заблуждение прискиллианистов опровергается тем, что Дух Святой исходит и от Сына, и как будто св. отцы не опровергли сего заблуждения прежде, исповедав, что в Боге три лица: Отец, Сын и Дух Святой! 66 А. Клейк. Истор. церк. т. 1, стр. 517–518. Между тем, в древнейших изданиях деяний третьего толедского собора, каковы: кельнское 1530-го, парижское 1535-го и мадритское 1593-го года, нет учения об исхождении Святого Духа и от Сына, как сознаются и некоторые из новейших писателей западных. Ламин. Полн. курс. богослов. т. 5, стр. 406. Париж, 1841 г. 67 Св. Максим. исповедн. Послан. к Марину, кипрск. пресвитеру: твор. т. 2, стр. 69. Париж, 1675 г. 69 Ф. Прокопович. Истор. о нач. и прод. разд. межд. грек. и римл. о исхожд. Св. Духа, стр. 15. Москва, 1773 г. 70 Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 422. 425. Брюссель, 1848 г. Прочие места свящ. Писания, в которых латины стараются указать учение об исхождении Духа Святого и от Сына Божия, суть следующие: И сие рек (Иисус), дуну и глагола им (апостолам): приимите Дух Свят ( Ин. 20:22 ). Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов ( Рим. 8:9 ). Посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща, авва отче ( Гал. 4:6 ). Но эти места, по отзыву самих латин, мало говорят в пользу лжеучения их о Духе Святом, а один из единоверцев их сознался даже, что в свящ. Писании вовсе нет основания для учения об исхождении Духа Святого и от Сына (Либерман. Урок. богослов. т. 3, стр. 256. Маинц, 1836 г. Бертелем. де Бургард. Истор. жизни Господ. наш. Иисуса Христа, стр. 196. Париж, 1850 г.). Мы с своей стороны заметим, что – а) заключать о вечном исхождении Духа Святого и от Сына из того, что Спаситель преподал Его ученикам своим чрез дуновение, значит тоже, что и заключать о таковом исхождении Его и от апостолов, которые преподавали Его верующим чрез возложение на них рук своих ( Деян. 8:17 ), или же о вечном исхождении души нашей от Бога, который вдуну в лице Адама дыхание жизни ( Быт. 2:7 ), и что – б) по изъяснению древних, чрез дуновение Спаситель вовсе не внушил мысли об исхождении от Него Духа Святого, но соделал апостолов способными к принятию Его, даровал им власть или благодать вязать и решить и сообщил им даже самую силу Духа Святого, только меньшую той, какою облеклись они в день пятидесятницы (св. Кирилл. иерусал. Огласит. слов. 14 и 17: твор. стр. 241. 306–307, Москва, 1855 г. Св. Ин. златоуст. Бесед. 86 на еванг. от Иоанна: ч. 2, стр. 696–697. Спб. 1857 г. Бл. Феофилакт. болгарск. Толков. на еванг. от Иоанна: воскр. чтен. год. 11, стр. 12. Киев, 1847–1848 г.). А почему Дух Святой называется Духом Христовым или Духом Сына, об этот мы и сказали уже (стр. 20, прим. 1 и текст, к которому оно относится) и скажем (стр. 71, прим. 2 и 3 и тексты, к котор. они относятся).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010