Принесли в нашу комнату в 12.15. Обед, Харитонов сделал для других макаронную запеканку, так как не принесли мяса. Я подстригла волосы Ники. 2.45 Мы все на час выходили в сад. 4.30 Чай. Играли в карты, работала. Татьяна читала мне духовные книги. Я сидя принимала ванну, так как горячую воду можно было принести только из кухни. 4 недели, как приехали дети. 8 Ужин. Потом Бэби отправился в свою комнату. До 11 играли с Ники в бзик, и очень усталая легла спать. 8/21 июня, пятница. Великолепная погода — оделись раньше, так как шесть женщин пришли мыть полы во всех комнатах. После этого Бэби пришел к нам. Работала. 10 Завтрак. Татьяна мне читала. Сегодня вечером Татьяна будет заниматься плетением кружев. Ники читал Бэби морские рассказы. 3.30 В саду. Жарко ужасно, сидели под деревьями. Нам еще на полчаса прибавили прогулку. Пришел Владимир Николаевич (врач Алексея Николаевича — Деревенко — ред.), (всегда с Авдеевым, так как ему не разрешают ничего говорить), и электричеством лечил ногу Бэби. Его левая рука опять распухла. Играла в карты с Алексеем и Евгением Сергеевичем. 8 Ужин. После того, как Бэби унесли в его комнату, играли в бзик. Гроза. Жарко, в комнатах нечем дышать. 9/22 июня, суббота. Прекрасная погода, в комнате в 9.40 почти 20 градусов. Бэби пришел около 11. 1 Обед. 3-4.30 Остальные вышли погулять на полтора часа, а я осталась в доме. Из Комитета снова приходили люди проверять окна. Играла в карты с Бэби и с Е.С. 8 Ужин. Играли с Ники в бзик. 10/23 июня, воскресенье. Великолепная погода. Ходили с Татьяной к Е.С. (Евгению Сергеевичу Боткину — одному из семейных врачей — ред.), у которого камни в почках, и она сделала ему укол морфия. С 6 часов утра очень сильные боли — он в постели. Пришли два солдата и открыли одно окно в нашей комнате. Такая радость, что, наконец, чудный воздух и одно окно больше не замазано. 11.30 Впервые за три месяца счастье настоящего Богослужения — просто на столе стоят со всеми нашими иконами масса березовых веток — совершил его старый священник.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

29 мая/11 июня 1906. Понедельник. Послал в Пекин Преосвященному Иннокентию 7 ящиков с колоколами из Порт-Артура и 2 ящика с Богослужебными славянскими книгами, присланными от военнопленных, и нашими японскими переводными – богослужебными, и другими, которых попросил Преосвященный Иннокентий. В письме обещал послать и еще, если понадобятся. 10/23 июня 1906. Суббота. В Семинарии и Катехизаторской школе с 19 числа нового стиля начались экзамены. Сегодня я экзаменовал семинаристов 7 и 6 курсов; первый – выпускной, состоит из 7 человек, очень надежных, если только Бог сохранит у них настроение служить Церкви; во втором только 6 учеников. 14/27 июня 1906. Среда. Утром отправлены во Владивосток, чрез Цуруга, из Семинарии воспитанники Феодор Легасов и Андрей Романовский, которых в 1902 г. прислал сюда из Порт-Артура 14-тилетними мальчиками, чтобы научиться японскому языку и сделаться переводчиками, Адмирал Евг. Ив. Алексеев. Они стали говорить по-японски совершенно как японцы; изучили и письменный язык до чтения газет и нетрудных книг; кроме того, со здешними семинаристами получали общее образование. По сношении моем с Генералом Ник. Ив. Тродековым, командующим войсками на Дальнем Востоке, они назначены переводчиками, один к штабу в Харбине; другой в Хабаровск. Присланы они сюда на два-три года, но пробыли четыре; хотел я довести их до окончания семинарского курса, но им уже наскучило здесь, хотя товарищи были с ними очень хорошо, даже и во время войны обращались с ними деликатно. Жили они здесь в школе совсем по-японски – в японском платье, на японской пище, и были всегда здоровы. Передал сегодня наперстный серебряный позолоченный крест о. Алексею Савабе, подаренный ему военнопленными 4-го участка в Хаматера; на собранные ими деньги крест был заказан в Санкт-Петербурге, с надписью на обратной стороне: «кесарева кесареви, и Божия Богови» и «О. Алексею Савабе от пленных 4-го уч. в Хаматера». Прислан мне при письме штабс-капитаном Леонидом Васильевичем Белым, сыном Генерала Белого, порт-артурского пленного, жившего, как и сын, в Нагоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

149//150   tiens à aucun parti. Je suis Торговка с удивлением и недоумением смотрела на нее, видимо, не понимая, что это значит. И умолкла. Ни: «Ничего удивительного! Какое представление имеют все эти люди о христианстве. Ведь в течение веков их учат, им внушают, что христианство ничего общего не имеет с социальной справедливостью. И проповеди и катехизисы учат их обратному, искажая подлинный смысл учения Христа». Суббота, 6 июня Сестра, вернувшись с рынка, говорит о страшном повышении цен и лихорадочной атмосфере. Все закупают, расхватывают... В толпе чувствуется раздражение, озлобление. Газеты все еще не выходят (кроме «Populaire» и «Humanité» )... Ни чувствует себя сегодня опять хуже. «Волнуюсь из-за каждой мелочи. Но ты, Дусык , не обращай на это внимания. Это пройдет!» Легко сказать: не обращать внимания. А тут еще вокруг эта нервная атмосфера, так обостряющая нервы даже сильных людей... По вечерам читаем «Братья Карамазовы»... Я давно читала этот роман, и теперь меня поражает отсутствие художественного чувства меры и вообще художественного дара у Достоевского. Глубина проблем, психологии, но нет художника... Воскресенье, 7 июня Под окном крик: «Victoire du front populaire»! Сенат одобрил программу палаты большинством голосов. Завтра выйдут газеты... К чаю приезжают: М-те Балашова с сыном Петей, Вышеславцевы, П. К. Иванов, Ф. Т. Пьянов. Петя Балашов, милый юноша (16 лет), читает нам свои essais. [Очень] талантливо и для его возраста глубоко... [ Ни от этого юноши в восторге...] Вышеславцев рассказывает о своих впечатлениях от поездки в Сербию и Болгарию на церковный съезд. Погода унылая, осенняя. «Мадам — коммунистка?»... «Нет, мадам... Я не принадлежу ни к какой партии. Я – христианка» (фр.). «Победа Народного фронта!» (фр.). 150//151   Среда, 10 июня Утром получили «Последние новости» после недельной забастовки... Но стачечное движение продолжается...  Ни был на почте и, вернувшись, говорит: «Оторвался от стола. Иду по улице и столько мыслей в голове, что боюсь потеряю, пока сяду писать!» Он пишет все это время книгу о духе. Когда я уговариваю его отдохнуть, пойти погулять – говорит всегда одно и то же: «Как ты не понимаешь, что для меня лучший отдых, лучшее успокоение это — сидеть за столом и писать».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

На пути в Мацуяма. В 7 часов в Кобе был у нашего консула Ал. Сер. Максимова. В 3 с половиною часа Р. М. на пароходе отправился из Кобе в Мацуяма. 24 мая/6 июня 1908. Суббота. В Мацуяма. В 7 часов утра прибыл в Мацуяма и со станции отправился на место постройки. По осмотре, постройка оказалась добросовестно произведенною. Только в домах нечто найдено плохим и требующим переделки, особенно полы с качающимися местами. Открыли иконостас до полудня. Найдено все совершенно целым. После полудня на очистившемся полу Церкви составили иконостас и нашли, что он сделан точно по размерам Церкви. Открыли ящики с иконами, которые тоже оказались все целыми. Вечером у катехизатора Михея Накамура собрались наши христиане и несколько инославных. Иподиакон М. Кавамура читал богослужение; певчие очень стройно в один голос пели. По окончании, я сказал поучение. 25 мая/7 июня 1908. Воскресенье. В Мацуяма. Утром открыли ящики с облачениями и взяли мерку с облачений на престол и жертвенник, чтобы по ним в точности устроить престол и жертвенник. Доска престола также оказалась присланною из Москвы, но у нас уже производился престол из гранита, и почти совсем готов; гранитный и будет. Ящики со священной утварью оставили неоткрытыми, так как негде было хранить ее. В 10 часов было богослужение в доме катехизатора, и после него моя проповедь собравшимся. Вечером побыл в ванной на знаменитых теплых ключах близ Мацуяма, и другой раз не пойду – дорого берут. 26 мая/8 июня 1908. Понедельник. В Мацуяма и на пути домой. Утром вновь все осмотрено по зданиям; составлен план, как поставить и укрепить иконостас. Потом были мы все втроем (я, Кавамура, и М. Накамура) у американской миссионерки Miss Пальмер, и, на вопросе ее, я рассказал ей о недавних письмах ко мне подполковника Весника и моих ответах ему – что я не могу поручиться за честность в денежных делах, и прочее, и прочее. Был я затем, в сопровождении катехизатора Михея, на русском кладбище 97 наших военнопленных и нашел его содержимым в отличном порядке; только маленькие памятники почти все шатаются и от ветра, наверное, повалятся – плохо цементированы на плитах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Джоунз датирует «день савика» по ал-Вакиди, т. е. 5 зу-л-хиджжа 2/10 июня 624 г., но этот день не воскресенье, как указывают ал-Вакиди и Ибн Сад, а пятница. Конечно, такое несовпадение несущественно, но у нас есть возможность уточнить дату. Халифа б. Хаййат цитирует по этому поводу Али б. Мухаммада (ал-Мадаини): «Вышел он в воскресенье седьмого зу-л-хиджжа, а вернулся в понедельник, когда от [месяца] оставалось восемь [дней]» [Халифа, с. 17]. На первый взгляд это сообщение недостоверно по трем причинам: 1) все говорят об отсутствии Мухаммада в течение 5 дней, а за 16 дней, о которых говорит ал-Мадаини, Мухаммад мог не торопясь добраться до Мекки и обратно; 2) это противоречит сообщениям о том, что Мухаммад 10 зу-л-хиджжа был в Медине и совершил жертвоприношение; 3) 8-й день от конца зу-л-хиджжа (16 июня) – не понедельник, а суббота. Но стоит предположить, что в передаче Халифы (или у ал-Мадаини) было написано ошибочно одно только слово – вместо «когда от него оставалось…» читать «от него прошло…», – как дата становится чрезвычайно точной: 7 зу-л-хиджжа действительно воскресенье (5-е – пятница), а 8-е – понедельник. Становится правдоподобнее вся картина: преследование продолжалось один день, и, когда Абу Суфйан, бросив все, ушел от погони, Мухаммад сразу вернулся. Эту же дату в искаженном виде мы встречаем у ат-Табари с анонимной отсылкой: «А один из них говорит: «Подлинно, посланник Аллаха в воскресенье, когда осталось семь дней зу-л-хиджжа, совершил поход савика " » [Таб., I, 1364]. Здесь явно ошибка того же рода: вместо «прошло» появилось «осталось» столько-то дней. Пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, медом или финиками, а затем высушенная, использовалась в дороге как быстро приготовляемая пища. 254 И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 21; Балаз., А., с. 310. Ал-Вакиди (с. 184), упоминая ту же добычу, говорит, что каждому участнику похода досталось по7 верблюдов. 255 Вак., с. 192–194; И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 21. Главным для рассказчиков является чудесное спасение Мухаммада и обращение в ислам человека, покушавшегося его убить. Ибн Хишам (с. 544) дает краткую информацию о походе, опуская упомянутую легенду.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3/16 июня 1922 г. Пятница. 10 часов утра. Вчера допрашивали меня. С утра продолжался допрос Елачича - слабо. Потом Ковшарова - порядочно, продолжался 2 с половиной часа. Затем блестяще прошел допрос Бенешевича, он поочередно своими ответами " усадил в лужу " каждого из четырех обвинителей, так что даже московские гастролеры стихли. Зал ожил, настроение приподнялось. В конце 8-го часа вызвали меня и полтора часа допрашивали. Волнуясь до допроса, я на самом допросе чувствовал себя совершенно спокойно, отвечал громко, с достоинством, уверенно, с обвинителями даже по временам резко, не давая спуску ни одному их замечанию. Все четыре обвинителя предлагали мне вопросы и 5-6 защитников. Довольно полно выявил я свою линию поведения и развил свою основную точку зрения и свой план - постепенно воспитательного процесса над массами. Указал, что и у правительства была та же цель - переломления сознания, и я шел к этой цели и вывешиванием письма, и объявлениями о сборе, и личными разъяснениями, и проповедями. Пришлось только немного не быть солидарным с митрополитом в характеристике второго письма - по поводу высказанного мною на предварительном следствии заявления о подавленном настроении от него, хотя я и объяснил, что был недоволен осложнением дела... Сегодня ночью подумал и составил проект показаний для благочинных и священников по вопросу о том, для чего они распространяли оба письма: для успокоения верующих, что переговоры ведутся и что будут даны указания. Это исправит положение дела - и письма митрополита тоже вносили успокоение... 4/17 июня 1922 г. Суббота. 10 часов утра. Вчера пропустили довольно много. Особенно обрадовались обвинители, когда заполучили такого зверя, как архимандрит Шеин - член Думы, член Собора, националист. Драницын имел нахальство спросить, по внутренним ли искренним побуждениям он пошел в монахи. На это о. Сергий ответил: " Я считаю подобный вопрос для себя оскорбительным " . Как ни возились, но ничего, в сущности, поделать не могли. Да и вообще, как выясняет следствие, ничего серьезного не вырисовывается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

С начала наступления армий Брусилова с 22 мая по 27 июня взято пленных: 5620 офицеров и 266 000 ниж. чин. и захвачено 312 орудий и 866 пулеметов. Погода была хорошая, немного прохладнее. После завтрака принял Шуваева и Сазонова. Прогулка туда же — купался. В 61/2 принял Трепова. Вечером усиленно занимался. 30-го июня. Четверг. В нашем наступлении произошла временная остановка на р. Стоходе вследствие необходимости пополнения больших потерь и недостатка в снарядах, особенно тяжелой артиллерии. Днем прогулка была в то же место; не купался, т. к. сделалось свежее. В 6 час. поехали вдвоем в кинематогр., показывали франц. ленту — окончил почти все залежавшееся. (франц.). 1-го июля. Пятница. День был теплый и тихий. По случаю французского нац. всех наличных франц. офицеров к завтраку. Прошли к любимому месту Алексея, катался с Граббе в двойке и купался. Занимался. взятия Бастилии. 2-го июля. Суббота. Теплый день. За завтраком прошла сухая гроза, а затем когда вышло солнце полил дождь. К 3 ч. погода прояснилась. Прогулка была туда же. Гулял и купался. После чая читал и принял Георгия с докладом по поездке в Архангельск. Вечером занимался. 3-го июля. Воскресенье. Отличная погода. После обедни доклад, за кот. узнал об успешном наступлении нашем на Кавказе и о занятии г. Байбурта. Завтракало много приглашенных. Прогулку совершили вниз по Днепру до островка, я в двойке. Купанье было очень приятное. Вернулись в 6 1/4. Принял Штюрмера до обеда. Вечером долго занимался. 4-го июля. Понедельник. Очень жаркий день. В 10 1/4 на дворе перед штабом простился с 4-й сотней Конвоя, отправляющейся завтра в поход к Терской дивизии. За 3-е июля в боях на Волыни взято пленных — около 317 офиц., 12 630 н. ч. и захвачено 30 орудий, из кот. 17 тяжелых. Прогулку совершили вверх; я прошел за Городокский мост на быстроход. моторе. Купался с Алексеем. Вода была теплая. До обеда принял Ник[олая] Михайловича. Обедал вице-адм. Колчак, вновь назначенный Командующим Черноморским флотом. Занимался. 5-го июля. Вторник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Парфений – нынешний. 172 εροκρυξ, назначаемый епархиальным архиереем, а в Греции – и прямо Синодом. Δεινς θεολγος... Нескромно, но простительно месту, столько сделавшему для греческого образования. В прошлом столетии было немало таких «бедовых» церковных витий в Турции, печатавших свои проповеди большей частою в Венеции. Наши гомилетисты и не слыхали о них. 173 Встретившись в Янине с этим, давно мне известным и памятным, не только именем, но как-бы даже лицом (по лучшему из портретов его, хранящемуся в Екатеринославе), я не могу удержаться, чтобы не сказать о нем чего-нибудь больше, чем одно его там учительство. «Восстановитель Эллинского образования» родился в городе Корфу 11 августа 1716 года, в самый день чудесного избавления города от Турецкой осады. Отец его был небогатый и незнатный человек, уроженец острова Закинфа. Его имя было Элевферий, данное в память оовобождения ( λευθερσεως) родного города. Учился юношей в Корфу и в Кефалонии, наконец, в Арте, – где только были славившиеся тогда учители. Из последнего города он должен был бежать, боясь гнева тамошнего архиерея, на которого сочинил жалобу патриарху от имени одного священника, подпавшего запрещению владычному. Переместившись в Янину, он продолжал учиться и у тамошнего даскала, который, заметив в нем необыкновенные способности, отправил его, на средства местных торговцев, доучиваться в Падую. В 1742 году он возвратился в Яннну уже настоящим ученым мужем и заблистал славою на весь Греческий мир. Но через 8 лет завистники, обвинивши его в неправославии, вынудили оставить Янину. Затем лет 10 скитался он, уча по разным местам, между прочим, и на Афоне, но непризнательность единоплеменников заставила его бросить все и удалиться сперва в Германию, а потом в Россию, где он и скончался в глубокой старости 16 июня 1806 года. 174 Впрочем, такие мысли об эллинском свете и русском мраке принадлежат более Аттике, чем Эпиру. Эпироты, около двух столетий уже находящееся в торговых сношениях с Россией, и из нее выносящие жизненные начала индустрии и свободы, справедливее и признательнее к нам, чем потомки Солона и Перикла.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   Павел Кацумата в ответ на последнюю мою отповедь ему, что Миссия не может давать ему больше того, что дает, и что если мало ему, то пусть ищет для себя другой службы, вне церковной, отвечает, что не будет больше беспокоить Миссию просьбами, а удовлетвориться получаемым, и благодарит за двукратную экстренную помощь. Жаль, что не оставил службы — бездеятельный и безуспешный катихизатор, хоть и давно поступивший на службу.    В Акаси от ультрапатриотов вместо нас досталось протестантам, как пишет катихизатор Макарий Наказава. Протестантский проповедник в уличной проповеди, которую слушала собравшаяся толпа, упомянул, между прочим, что «вместо того, чтобы тратиться на фонари для уличных процессий и прочее бесполезное по поводу японских побед, лучше бы эти деньги жертвовать на военные нужды»; этих слов достаточно было, чтоб воспламенить толпу против проповедника: «А, он против японских побед, он ротан!» И проповедник едва спасся от разъяренных патриотов, которые затем камнями стали разбивать протестантскую молельню. На другой день опять огромная толпа собралась около этой молельни, собираясь совсем разнести ее. Полиция тоже поспешила на место в большом количестве, и ей едва удалось успокоить и рассеять возбужденных патриотов. В то же время полиция охраняла и наш молитвенный дом и проповедника, которых буря на этот раз не коснулась.    19 июня/2 июля 1904. Суббота.    На экзамене в 4 классе Семинарии, где 10 учеников, хорошо отвечали по Гражданской Истории.    Симеон Мацубара, катихизатор в Аомори, пишет, что преподал крещение солдату, слушавшему учение у него всего двадцать дней; по внезапности отданного приказа к выступлению, священник не мог быть призван, а слушавший очень просил крещения, потому Симеон и решил сам крестить его сокращенным крещением, какое преподается, например, внезапно заболевшему ребенку.    20 июня/3 июля 1904. Воскресенье.    После Литургии отслужен мною с иереями провод по бывшем ученике Катихизаторской школы Илье Кунии, взятом в солдаты и потонувшем на «Хитаци мару», разбитом русскими военными судами недавно, причем потоплено около тысячи японского войска, направлявшегося в Манчжурию. Кунии был замечательно благочестивый молодой человек. Царство Небесное ему!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

29 июня/12 июля, пятница. Яркое солнце — днем несколько раз шел дождь с кратковременной грозой. Все дважды выходили гулять, Мария оставалась со мной. Я весь день провела в кровати и снова забралась в нее в 9.30. Чудный вечер. Каждый день одна из девочек читает мне духовные книги. Постоянно слышно артиллерию, за неделю один раз проходила пехота и дважды кавалерия, а также войска, с музыкой — дважды это были, кажется, австрийские военнопленные, выступающие против чехов (тоже бывших наших пленных), которые сейчас идут с войсками через Сибирь, и уже недалеко отсюда. В город ежедневно прибывают раненые. 30 июня/13 июля, суббота. Прекрасное утро. Как и вчера, я провела день, лежа в постели, так как при движениях болит спина. Остальные дважды днем гуляли, Анастасия оставалась со мной. Говорят, что Нагорного и Седнева выслали, вместо того, чтобы вернуть нам. В 6.30 Бэби принял первую ванну после Тобольска. Ему удалось самому в нее залезть и выбраться, также сам забирается в постель и выбирается из нее, но может стоять пока только на одной ноге. В 9.45 я снова легла в постель. Ночью шел дождь. Слышали три револьверных выстрела. 1/14 июля, воскресенье. Прекрасное летнее утро. Из-за спины и ног почти не спала. 10.30 Радость Богослужения — второй раз приходил молодой священник. 11.30-1 Все гуляли, Ольга со мной. День провела снова в кровати. Татьяна оставалась днем со мной. Духовное чтение, Святый Пророк Осия, гл. 4-14 и Иоиль, гл. 1 — конец. 4.30 Чай! Весь день плела кружева и раскладывала пасьянсы. Вечером немного поиграла в бзик. В большой комнате поставили длинную плетеную кушетку, чтобы мне меньше утомляться. 10 Приняла ванну и легла спать. 2/15 июля, понедельник. Серое утро. Солнце взошло позднее. Обедала на кушетке в большой комнате, так как женщины пришли мыть полы, потом снова лежала в постели и читала с Марией. Все, как обычно, два раза ходили гулять. Утром Татьяна мне читала духовные книги. Все еще нет Владимира Николаевича. В 6.30 Бэби второй раз принимал ванну. Бзик.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010