Преобразование человека чрез Христа и Святого Духа 1, 32– —425— 33 . 189–190, – в изначальный вид 6, 37. а. См. человек и евлогия. Преследование, во время преследований не должно терять надежды избежать их 16, 31–32, – не подобает сопротивляться им насилием 18, 10. Призраком воображения не было чудо насыщения 6, 12–13. Прикровенность в речи употребляет Христос 4, 16, –6, 27. а. Пример: наглядные примеры для объяснения слов Христа: «от Себя ничего не творю» 8, 28. 299 дал., – примеры от чувственных предметов должны мыслиться иначе в предметах бестелесных 1, 1. в. 31, – примеры и подобия с нами Писание употребляет для уяснения того, что выше нас 2, 11, – примерная речь Господа к ученикам: «если бы вы знали Меня, (то) и Отца Моего знали бы» относится не к самим ученикам, но в их лице это сказано ко всем 14, 7. б. 189 ср. толкование. Приношения Богу: их необходимость, разнообразие и доступность для каждого без исключения т. 1, стр. 6. Природа в Божестве тожественна сущности 1, 2. 54, –6, 27. б. 467, – значение выражений: «что по природе» и «из того, что по природе» 6, 57. 62, – природа есть учительница, образующая порождения соответственно свойствам порождающего, поэтому можно иметь знания от природы, без научения, вследствие именно того, что природа влагает в порождение все свойства порождающего 8, 28. д. 301. 302. Ср. Ипостась, Лицо, Сущность. Прирожденность каждому существу быть тем, что оно есть, так что оно имеет эту возможность до своего бытия 1, 3. 4. 47, –1, 4. 25. Притча – не вполне ясное изречение, приосененное некоей темнотой, так что нелегко понимается слушателями 15, 25, –16, 25, – притча – παροιμα – употребляется в значении сравнения – παραβολ 10, 6. Притчи – свящ. книга упомин. 6, 5–7, –8, 13, –10, 17. «Приходим» мы к Богу двояким образом: или становясь святыми, или же познавая Отца чрез веру и созерцание 14, 5–6. Пришествие Христа второе: на суд и воздаяние каждому по делам 1, 9–10. 126, – не для содействия чтущим Его в совершении добродетели, но для учинения ожидаемого конца людям уже совершенным 6, 21, – тогда уже поздно и бесполезно будет для людей искание благ, и желание следовать за Христом будет уже

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

49:21 Букв.: дает он речи изящные; перевод дан по друг. чтению. 405 а 49:22 Друг. чтение: Иосиф – сын дикой ослицы, сын дикой ослицы у источника, жеребята на склоне холма. Иаков, благословляя Иосифа на все дни его жизни, указывает на Бога как на источник этих благословений. 406 б 49:22 И ли: дочери. 407 49:26 Так в LXX; масоретский текст: благословения моих прародителей. 408 49:27 Букв.: делит добычу – воинственный характер, который умирающий отец видит в своем младшем сыне, позже проявил себя в его потомках (см. Суд 3:15; 1 Цар 11:6–11; 14:13–15). 409 49:28 Или: когда благословлял их. 410 49:29 Букв.: быть приобщенным к народу моему; см. примеч. к 15:15. 411 50:10 Букв.: до гумна Атады. 412 50:11 «Авель–Мицраим» переводится как скорбь египтян. 413 50:23 Букв.: сыновья Махира, сына Манассии, родились на колени Иосифа, что указывало на их усыновление Иосифом и получение особых прав наследования от него. 414 50:24 Букв.: Бог посетит вас; то же в ст. 25. 415 1:1 Букв.: со своим домом. 416 1:5 LXX: семьдесят пять; ср. Деян 7:14. 417 а 1:7 Букв.: кишели — здесь очевидная отсылка к Быт 1:20, 21. 418 б 1:7 См. примеч. к Быт 45:10. 419 1:8 Букв.: который не знал Иосифа. 420 1:10 Или: подчинят себе страну. 421 1:15 Из текста оригинала неясно, были эти повивальные бабки еврейками или египтянками, принимавшими роды у евреек, хотя имена этих двух (вероятно, старших среди прочих повивальных бабок) женщин семитские. 422 1:16 Букв.: увидите у опоры из камней, т. е. в то время, когда роженица еще тужится на подложенных под нее камнях. 423 1:21 Букв.: устроил их дома/ семьи. 424 2:2 Букв.: увидев, что он хорош; ср. Быт 1:31. 425 2:3 С м. примеч. к Быт 6:14. 426 2:7 Букв.: позвать. 427 2:8 Или: молодая женщина – евр. алма . Это слово встречается также в Быт 24:43 и Ис 7:14 в значении девушка на выданье, девственница. 428 2:10 Евр. Моше (от евр. маша – вынуть) . 429 2:13 Букв.: ближнего. 430 2:22 Гершо м созвучно евр. слову гер («чужеземец, пришлый человек»). 431 2:24 С м. примеч. к Быт 8:1. 432

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Если бы, таким образом, говорит, ненависть от мира когда-либо оказывалась направленною к противодействию вашей доброй славе, то и это препятствие да устраняется победоносно посредством того, чтобы не очень радоваться почестям от друзей, если они не допускают такого учения, которое может быть для них полезно. Ненависть отнюдь да не оказывается тяжкою, как скоро еще прежде вас претерпел её Я, ваш Господь и Учитель. А что предпочетшие помышлять мирское и презревшие небесные блага ненавидят и самого Христа на погибель —376— своей головы, это, полагаю, нетрудно показать. Ведь Сам Он сказал в евангелиях некоторым: «не может мир ненавидеть вас, Меня же ненавидит, потому что я свидетельствую о нём, что дела его злы» ( Ин.7:7 ). Таким образом и здесь опять, представляя Себя Самого примером для святых апостолов, повелевает им следовать тем же путем, когда и в другом месте опять ясно говорил: «блаженны вы, если будут гнать вас и порицать и говорить всякое зло на вас, лгуще ради Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо так гнали пророков, бывших до вас» ( Мф.5:11–12 ). Ин.15:19 . Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. 425 С большим искусством делает легким самое наитяжелейшее и удивительным образом заставляет радоваться тому, над чем следовало не мало скорбеть. Ведь ненависть от кого-либо действительно тяжела, благодаря возникающему из-за неё иногда вреду и неожиданным наветам, но приятно и это ради Бога и, когда бывает за благочестие, служит яснейшим доказательством того, что не мирской человек тот, кто терпит это от кого-либо. Как в телах, так, полагаю, и в нравах должно быть сродство, и тожество нравов и подобие во всем может служить выражением близости по крови. «Всякое животное любит подобное себе», —377— по написанному, «и к подобному себе прилепится муж» ( Сир.13:19–20 ). И так как единство нравов свидетельствует о законе любви друг к другу, то святой должен сожительствовать со святым и весьма приятно будет и достолюбезно для них быть вместе, – так же и с грешным (будет общиться) человек такого же характера. Вот почему и закон Моисеев делал различие между святым и скверным, держа их отдельно друг от друга и не смешивая между собою ( Лев.10:10 ), соответственно закону любви, «ибо портят нрав добрый беседы худые» ( 1Кор.15:33 ), – и разнохарактерные нравы всегда почти враждуют друг с другом и противоположные настроения как бы обвиняют себя взаимно, так как каждое одобряет только свои проявления. Поэтому любитель добродетели необходимо возбуждает к себе ненависть тем, что должно вызывать почтение к нему, именно тем, что разоблачает зло и выводит на вид срамоту дурных людей противоположностью своих нравов. Ведь с проявлением добра необходимо открывается срамота зла. По этой, думаю, причине против любителей добродетели неистовствуют те, кто не ревнуют о сходном с ними образе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но какой была цена победы? Погибла рота солдат. Из 90 человек в живых осталось всего шестеро: Роман Христолюбов, Алексей Комаров, Андрей Поршнев, Евгений Владыкин, Вадим Тимошенко и Александр Супонинский. Остальные 84 остались лежать на высоте 776,0 . В том бою, преодолев страх, молодые ребята-десантники (многим из них было всего по 18–20 лет) противостояли головорезам-наемникам. Вряд ли кто-то из них осознавал тогда, что погибает за высокие идеалы и Родину. Бойцы 6-й роты просто погибали друг за друга. Они сражались и умирали за своих друзей и товарищей . Каждый из них совершил подвиг самопожертвования, следуя заповеди Христа о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). После того боя прошло 13 лет, но по-прежнему остается много вопросов и разнотолков. Спорят о численности и потерях боевиков , о том, почему погибла рота. Но ясно одно: десантники одержали духовную победу и совершили подвиг самопожертвования. И память об их подвиге жива. Рейтинг: 9.6 Голосов: 425 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Так, в интервью телеканалу НТВ от 29.02.2000 генерал Трошев заявлял: «Сегодня мы поставим точку над уничтожением бандформирований. Это, правда, не означает, что все до конца разбиты, но уже именно бандформирований крупных как таковых не существует, остались огрызки – отщепенцы». Исаханян Г.А., гвардии полковник, Герой России. «Мы мирные люди, но…»//Шаг в бессмертье. М., 2007. С. 9–10. Козлов В., гвардии полковник. Последний бой//Там же. С. 18. Там же. С. 15. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М., 2004. С. 324. Козлов В., гвардии полковник. Последний бой. С. 12. Вместе с 6-й ротой в этот боевой выход, в связи с непростой обстановкой, отправился командир 2-го батальона 104-го полка Марк Николаевич Евтюхин. Александр Васильевич Достовалов был заместителем командира 2-го батальона М.Н. Евтюхина. Козлов В., гвардии полковник. Последний бой. С. 13. Ампеловский В. Бой после смерти. Интервью с участниками боя на высоте 776,0// .

http://pravoslavie.ru/59951.html

Цит. по: Игуман Дамаскин (Орловски). Наведено дело, стр. 404-407. Из писама породици Архангелски од 23. марта и 20. септембра 1921. године. Исто, стр. 408. Н.П. Дневник – Париз, 1995., стр. 446-447. Волков С.А. код стр. 116. Из писама 1922.г. Цит. по: Игуман Дамаскин. Наведено дело, стр. 411. Актови Тихона, Московског и целе стр. 286. Акт о томе, као и многи други документи из 20-30.их година се сачувао. владика имао чин пошто су се у архиву сачувале докумената потписаних с: „архиепископ Иларион“. Новине 23. септембар 1923.г. Апел православних епископа „митрополиту“ Евдокиму (Мешчерском) од 10./28. новембра 1923. године, Москва. Протопрезвитер Виноградов. О неким моментима периода живота и делатности весник, 1998., бр. 1, стр. 10-11. Исто, стр. 15-18. Исто, стр. 18-25. Звао ме на владику Илариона руске новине „Вед“, 1998., бр. 3 (17). Цит. по: Игуман Дамаскин (Орловски). Наведено дело, стр. 425. Архиепископ Иларион Црква и Црква (Поводом прославе Миланског едикта). – Црква као савез стр. 247. Нови мученици руски. Репр. изд. Т. 1. – М., стр. 129. Исто, стр. 127-128. Митрополит (Сничев). Свештеномученик Иларион, архиепископ и сведочанства за црквено – М.: Сретенског манастира, 1999., стр. 12-14. Б. Неугасиво кандило//Наш савременик. 1991., бр. 9, стр. 100-102. Писмо 3. фебуара 1926. године. Цит. по: Игуман Дамаскин (Орловски). Наведено дело, стр. 432-433.488. Наведено дело, стр. 133. Цит. по: Игуман Дамаскин (Орловски). Наведено дело, стр. 437. Б. у о логору „Неугасиво кандило“ овако празник Светлог Христовог На Васкрс 1925. године владика Иларион од начелника СЛОНГ-а дозволу за се у цркви светог црква могла да прими чак ни клир логора... било пуно народа. Глас владике Илариона допирао из дубине храма: у тишини северне И ево, на улицу изашла „Христос воскресе!“ – „Воистину воскресе!“ зачуло се под свечаном куполом неба крунисаног поларном С победничким, због згажене, смрти ишли су они претила сваког часа, сваког трена... „сушчих во хор славио и тврдио неизбежно не могу да победе силе зла.“ – Б. Наведено дело, стр. 102.

http://srpska.pravoslavie.ru/58408.html

Κα ερνη το Θεο, περχουσα πντα νον φρουρσει τς καρδας μν κα τ νοματα μν ν Χριστ ησο. и миръ превосходй вскъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и ваша хрт ( Флп.4:7 ). Как следствие молитвы, в которой сердце возлагает свои печали на Господа, Флп.4:7 называет мир Божий, наполняющий сердце просящего – ερνη το Θεο, περχουσα πντα νον. Genetiv. указывает на первовиновника мира 423 , а придаточное предложение определяет качество его, как внутреннего состояния. Этот мир есть мир души, противоположность тому состоянию души, какое бывает при заботе, соединенной со смущением и страхом, и без веры в помощь Божию (ср. Ин.14:27 ). Само собой понятно, что этот мир в сердцах верующих созидается через посредство примирения с Богом во Христе Иисусе; но в данном случае он рассматривается непосредственно, как следствие молитвенного общения с Богом и противоположность тому миру, который дает мир ( 1Фес.5:3 ). Этот от Бога исходящий, сердце наполняющий мир с разумом и находит первый лучшим, более дорогим и в этом, именно, смысле превосходящим. (К περχουσα ср. Флп.2:3, 3:8 ; Еф.3:19 ). Далее определяется значение этого мира для человека; он есть сила, сохраняющая и укрепляющая сердце и ум последнего в общении со Христом. Φρουρσει – это надежда, обещание, а не желание только (Vulgata: custodiat). Св. Златоуст понимает этот глагол в значении φυλξει. По мнению Брауне, этот глагол обозначает объект, как сокровище, а поставление этого глагола в futurum сделано для указания продолжения этого сокровища. Такая сила мира проявляется на всей внутренней личности человека, каковой объект для действия этой силы выразительно отмечается в данном месте через повторение члена и местоимения в выражении: τς καρδας μν κα τ νοματα μν. В частности, в сохраняющем действии этой силы нуждается прежде всего сердце – καρδα, ибо оно есть как очаг физической жизни, так и средоточие всей духовной жизни в человеке. Оттуда исходят злые помыслы ( Мф.15:19 ), там начало и обновления и возрождения человека ( Рим.10:10 ). Не только чувства и воля человека, но и его мысли имеют там свое начало, свой очаг. А потому нельзя рассматривать дальнейшее νοματα как особую функцию духовной жизни человека. Νοματα – это обнаружение καρδα, обнимает собой и мысль, и настроение, и волю 424 . А то и другое (καρδα и νοματα) вместе обозначают личность человека и в ее внутреннем существе и в ее проявлениях. Мир распространяет свою силу, таким образом, на всю жизнь человека, чтобы соблюсти его в общении со Христом, чтобы он остался непоколебимым и не отпал от веры в Него 425 . Получение, сохранение и влияние этого мира на человека могут быть только в общении со Христом, при посредстве Его, так как без Него нельзя остаться у Него, Его дар получить и сохранить. Здесь “Св. Апостол Павел мир поставляет последним пределом и свободных усилий человека и благодатных ему содействий” 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

4) о твёрдом соблюдении веры и нравственных евангельских заповедей (слово 12), 5) о непреложном соблюдении всех церковных преданий писаных и неписаных, узаконенных апостолами и отцами (слово 3), и в частности предания знаменовать лицо своё крестообразно и обращаться в молитвах на восток (слово 4), 6) о необходимости исповедовать свои помыслы отцам духовным (слово 11), 7) о бегании от ложных пророков и учителей и от чего они познаются (слово 1), 8) „о еже что мир и яже в мире”, в утверждение той истины, что в мире также возможно спасение, как и в монашестве (слово 13), 9) „яко нелепо есть враждовати друг на друга и яко не всюду есть мир добро” (слово 2), „аще некая зла сотворим братиям нашим, в таяжде впадем” (слово 10), „не судите, да не судимы будете” (слово 9); 10) о недозволительности разводов мужей с жёнами без законной вины и о недозволительности для лиц, законно развёдшихся вступать во второй брак (слова 14 и 16); 11) о повиновении властям и о поведении относительно врагов Божиих – еретиков (слово 8). Довольно значительная часть слов составлена митрополитом Даниилом по нарочитым побуждениям; к составлению другой части он подвигнут был, с одной стороны, может быть, обращёнными к нему вопрошениями, о которых он говорит прямо (в начале 1 слова, если только эти вопрошения не писательский вымысел), с другой стороны – вообще ревностью или желанием показать ревность об исполнении пастырского долга учить. Слово о воплощении, опровергающее докетизм, очевидно, направлено против Вассиана Косого, который в своём мудровании не по разуму держался нашей ереси. Слова о таинстве искупления, очевидно, должны быть понимаемы как признававшееся со стороны Даниила необходимым дополнением к Иосифову трактату об этом предмете, читаемому в Просветителе 425 . Слова о бегании от ложных пророков и учителей и о хранении преданий направлены против тогдашних вольнодумцев, которых произвело Жидовство. Часть одного слова (8)- о поведении относительно врагов Божиих – еретиков, причём оправдываются суровые против них меры, написана в защиту доктрин относительно этого пункта, содержавшихся преподобным Иосифом и всей его партией. Речи о повиновении властям, может быть, имеют своим нарочитым поводом то, что слишком суровая власть великого князя Василия Ивановича критиковалась в обществе как деспотизм. Для трёх слов против развода был достаточный общий повод в том, что у нас, вследствие особого способа заключения браков, разводы были в старое время очень часты; но, может быть, Даниил хотел доказать этими словами и то, что, дозволив развод великому князю, он видел себя вынужденным отступить от строгих требований церковных лишь побуждаемый исключительно нуждой государственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мы его не осуждаем, но его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. Зная некоторых лютеран, имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с ней: в утешение присных верных я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которой они открыто не соединились в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме. Синодальное же правило позволяет для таковых одно церковное действие, – чтобы православный священник проводил усопшего неправославного до могилы в ризах с пением: Святый Боже» (10:278; 23:80)... Об англиканах: «Пусть откроются в какой-нибудь Лондонской зале беседы о сближении Англиканской церкви с Православной: что это будет? – Это значит, по русскому выражению, начать длинную песню, без уверенности, можно ли допеть ее до конца, и не окажется ли нужным умолкнуть вскоре после начатия» (13:101). Но гостя подобает принять со вниманием: «Полагает быть в Лавре Американской церкви священник Ионг, имеющий поручение своих епископов искать пути к сближению с Российской Церковью. Обещают Никейский Символ употреблять без латинского прибавления: «И от Сына». Русский православный катихизис у них переведен и некоторыми употребляется для воспитания детей. Дело трудное, но ищущих мира надобно принимать с миром. Примите гостя со вниманием» (10:425)... Об Армянской церкви: «Приходит мысль, не слишком ли часто на листах Ваших (А. Н. Муравьева. – К. С.) посеян Армянский патриарх? А что он при прощании читал молитву над Вами, и прочие Армянские архиереи осыпали Вас благословениями, сие провозгласить сомнительно. Иное дело любознательному сыну Православной Церкви присутствовать при Богослужении Армянской Церкви и изучать оное – иное входить в особенное произвольное общение с Армянской иерархией. Если сие произошло, потому что братолюбие забыло стесниться строгостью правил – хвала братолюбию. Но надобно ли провозглашать в книге, что мы оставили без внимания церковное правило о несообщении в молитве с разноверными? Может быть и армяне соблазнятся, что их патриарх читал молитву над головой халкидонца» (4:247).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1 См.: Μαντζαρδης Г. γιος Γρηγριος Παλαμς κα νετερη ρθδοξη θεολογα. Χριστιανικ Θεσσαλονκη. π τς ποχς τν Κομνηνν μχρι κα τς λσεως τς Θεσσαλονκης π τν θωμανν (1430)//Δ» Επιστημονικ Συμπσιο 10. Θεσσαλονκη, κδ. Κ.Ι.Θ.Δ.Θ., 1992. Ε. 91. π.: Κλεομβρτος 7. Γ, μητρ. Γρηγριος Χρ. Παπαμιχαλ κα τ ργο του. Ελαβς μνημσυνον. θναι, 1956.Σ. 7 η далее; Spiteris Y. La teologia ortodossa neo-greca. Bologna: Dehoniane Bologna, 1992. P. 159. 2 См.: Γρηγριος Παπαμιχαλ. γιος Γρηγριος Παλαμς κα Βαρλαμ Καλαβρς μχρι τς συνδου το 1342//κκλησιαστικς Φρος 2.1908. Σ. 313– 339. 3 См.: Γρηγριος Παπαμιχαλ. Α συχαστικα ριδες το ΙΔ» ανος κα θραμβος Γρηγορου το Παλαμ (1341–1360)//κκλησιαστικς Φρος 5. 1910. Σ. 289–320, 385–425. 4 О первом возрождении паламитских исследований в XVII в. см.: Καλλιακμνης В., π. μνμη το γου Γρηγορου Παλαμ κατ τν περοδο τς Τουρκοκρατας//Χριστιανικ Θεσσαλονκη – θωμανικ περοδος 1430–1912, . Θεσσαλονκη, 1993. 5 См.: Χατζησταρος Θ. Α περ τν συχαστν τς ιδ» κατονταετηρδος κα τς διδασκαλας ατν ριδες. Leipzig, 1905. 6 См.: Παπαδπουλος Χ. γιος Γρηγριος Παλαμς ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης κα λατινικ κκλησα//Γρηγριος Παλαμς 2. 1918. Σ. 345–354. 7 См.: Δυοβουνιτος Κ. Γρηγορου Παλαμ. πιστολ πρς θεσσαλσνικες//Νος λληνομνμων 16.1922. Σ. 1–21. 10 См.: νδροτσος Χ. Δογματικ τς ρθοδξου νατολικς κκλησας. θναι, κδ. στρ, 1907. См. соответствующие замечания ο. Иоанна Романидиса: Ρωμανδης 7., π. Τ Προπατορικν μρτημα. θνα, κδ. Δμος, 3 1992. Σ. 47–48. 11 Ο филокалийном предании и его связи со святым Григорием Паламой и его учением см.: Καλλιακμνης В., π. μνμη το γου Γρηγορου Παλαμ κατ τν περοδο τς Τουρκοκρατας. Θεσσαλονκη, 1993. Ср.: Он же. Απ τν φβο στν γπη. Σπουδ στα κεμενα τς Φιλοκαλας. Θεσσαλονκη, κδ. Κυριακδη,1993. 12 Димитрий С. Баланос в своем сочинении «Богословский факультет Афинского университета: исторический обзор 1837–1930» (Μπαλνος Δ. Σ. Θεολογικ Σχολ το Πανεπιστημου θηνν-στορικ πισκπησις 1837–1930. θναυ κδ. Φονιξ, 1931. Σ. 159.) сообщает: «Из 31 профессора 27, учившиеся в греческих школах, завершили свое обучение в Германии, четверо учились в богословских академиях России, двое из них в свою очередь потом учились в Германии». Ср.: Γιανναρς Χ. ρθοδοξα κα Δση στ νετερη λλδα. θνα: κδ. Δμος, 1992. Σ. 306–307; Maloney G. A. A History of Orthodox Theology since 1453. Belmont-Massachusette: ed. Mordland Publishing Company, 1976. P. 73 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Примерно такой же вывод приходится сделать и в отношении времени и места заключения самого договора. Согласно VP. 3. 17–21, Плотин проучился у Аммония 11 лет, а затем уехал в Персию, записавшись в войско Гордиана III, что должно было произойти около 243г 49 . Можно допустить, что примерно в это время Аммоний умер, и это создало необходимость в договоре, 50 который и был заключен перед самым отъездом Плотина из Александрии. С точки зрения унитаризма, такая возможность не исключена, так как Ориген -христианин якобы возвращался в Александрию, но был вновь изгнан преемником Димитрия Ираклом. Действительно, о конфликте Оригена с Ираклом упоминает ряд источников 51 , но с ними связано два спорных вопроса: во-первых, нужно ли думать, что речь идет именно о личном столкновении Иракла с Оригеном непосредственно в Александрии или же о «заочной» конфронтации 52 ; во-вторых, имел ли место этот конфликт сразу после смерти Димитрия, т.е. около 233 г., или уже позже – в 40-е гг 53 . По мнению П. Беатриче, кратковременное возвращение Оригена в Александрию как раз в связи со смертью Аммония и конфликт с Ираклом имели место около 242–243 гг. Именно тогда Ориген и заключил договор с Плотином и Гереннием 54 . Альтернативный вариант заключается в том, что Аммоний умер во время пребывания Плотина в Персии (ср.: O’Brien//VP. II. P. 425) 55 , а договор был заключен, когда тот уже вернулся из путешествия, т.е. в 243–244 гг. или несколько позже – либо в Афинах, где Ориген -христианин провел какое-то время в период правления Гордиана III (HE. VI 32. 2), а Плотин мог оказаться проездом в Рим 56 , либо в Антиохии, где Плотин останавливался по пути из Персии (VP. 3. 22), либо уже в самом Риме 57 . . 3в) Мог ли Ориген -христианин посетить Плотина в Риме, начиная с 244 г.? Поскольку Плотин начал преподавать в Риме после того, как в 244 г. приехал туда из Персии 58 , то чтобы встретиться с ним, Ориген -христианин должен был посетить Рим где-то в середине или даже во 2-й пол. 40-х гг. III века. Евсевий (HE. VI 14. 10) упоминает только об одном путешествии Оригена в Рим, которое относится ко времени папы Зефирина (198–217 гг.), т.е., вероятно, оно имело место в 1-й пол. 10-х гг. III века. Тем не менее он не приводит никаких данных, которые противоречили бы возможности второй поездки Оригена в Рим в сер. 40-х гг. III века. Более того, то обстоятельство, что примерно в этот период Ориген, согласно Евсевию (Ibid. VI 36. 3–4), находился в переписке с римским епископом Фабианом, а также с императором Филиппом и его супругой, позволяет предположить, что личные дела, т.е. стремление оправдаться перед римской кафедрой, вставшей в свое время на сторону Димитрия, могли побудить его тогда же посетить Рим, а апологетически настроенный Евсевий мог не упомянуть об этом визите по той причине, что планы Оригена потерпели крах 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010