Хольцман О. (Holtzmann О.) 52, 52 8 Хорт Ф. (Hort E J. А.) 86, 86 128, 130 , 87, 89, 123 44 , 149, 228 4 , 334 55 , 335, 343 85 , 365 132 , 390 Хоскиер Г. (Hoskier G.) 336 60   Ц Цан Т. (Zahn Th.) 90 137 , 91 138 , 253 70 , 316 28 Цвингли 44 Цельс, языч. филос. 231 9 , 338 Циснерос Ф. X., де, (Cisneros, E X. de) 83, 83 119 , 93 Цицерон, рим. филос. 111 20 , 368, 369 136 Ш Шанц П. (Schanz, Р. von.) 209 107 , 212 109, 110 , 273 113 , 296, 366 133 Шафф (Schaaf Ch.) 74, 74 80 , 87 Шлейермахер Ф. (Schleiermacher F.) 180, 180 66, 67 , 184, 321 37 Шмидель П., фон (Schmiedel, P. W. von) 54, 55 12 Шнивинд Ю. (Schniewind J.) 108 1 , 109 10 , 110 15 , 112 23, 24 , 117 33 , 121 40 , 130 50 Шольц И. M. A. (Scholz J. M. A) 85, 85 124 Штраус Д. Ф. (Strauss D. F.) 25, 157, 161, 168, 168 41 ,171, 172 52 , 185 76 , 333 54 Шюрер Э. (Schürer E.) 52, 52 8 , 362 128 Э Эббот Э. (Abbot E.) 86, 86 126 ,173, 173 54 , 239 24, 25 Эвальд 180 Эйхгорн Д. (Eichhorn J. G.) 23, 178, 178 60 , 299 142 Эразм Д. (Erasmus D.) 83, 83 120 , 249 54 Ю Ювенал (Iuvenalis D. Iunius) 362, 362 127 Юлий III, папа Римский 74 Юлихер A. (Jülicher A.) 105 152 Юнгеров П. A. 25, 25 24 Юревич Д. , свящ. 32 39 Lat. A Abbot E., см. Эббот Э. Aberle, M. von, см. Аберле M. Adamantius, см. Адаманций Adler A. 110 13 Aeschines 109 11 Aland В. 73 77 Aland К. 73 77 , 389 Allen W.C. 362 128 Alter F. С., см. Альтер Ф. Ambrosius Mediolanensis, см. Амвросий Медиоланский Aristoteles, см. Аристотель Assemani J. S. 76 88 , 251 62 Athanasius Alexandrinus, см. Афанасий Александрийский Aucher J. В. 77, 77 94 , 351 99 Augustinus Aurelius, см. Августин, блж. В Bacuez 269, 296 Baethgen F. 75 81 Basilius Magnus, см. Василий Великий Bauer В., см. Бауэр Б. Ваиг F., см. Баур Ф. Beda Venerabilis, см. Беда Досточтимый Bellarminus 351 101 Bengel J. А., см. Бенгель И. Bensly R. L. 75, 75 82 Bentley R. 78 97 Bertholdt L. 299 142 Beza Th., см. Беза Т. Billerbeck R 108 1 Birch А., см. Бирх А. Bisping А. 269 Blass R, см. Блас Ф. Bleek F. 189 84 Bousset W., см. Буссе У

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ατβλυστος von selbst hervorsprudelnd: νματα HungProoim XI 20. πηγα GregAntRede 371,13. ατβλυτος von selbst hervarsprudelnd: αμα RegelFont 216,16. δκρυα GregAntEpit 188,6. ατοβο, das bloße Kampfgeschrei: ξ πιδρομς κα -ς GMon 234,4.– Vgl. -βοε LS. ατοβοηθω sich selbst zu helfen wissen: Marc. Erem., PG 65,1024C. ατοβοθητος sich selbst helfend: DamascPhaed 547,9. Miller: cod. Par. 1091,239v (capita ascetica).– LS, DGE, KumN, Stam. ατοβθριστος der sich selbst in eine Grube stürzt: ThStudCatM 92 (p.658=p.28 MCL). ατοβρβορος, Schmutz an sich: TzetzHist schol.XII 226. ατοβορας, eigentlicher Nordwind: NChonOr 189,6 – LS. ατοβουλω eigenwillig sein: ThStudCatM 42 (p,302=p.55 MCL). ατοβολητος selbst gewollt, freiwillig: βουλ Epiphan II 16,4. -λοτον (sic) σχσιν LeoSac 130, f.206r. θλησις VMelet В 98. PsZon 621.– L. ατοβουλτως nach eigenem Willen: Museon 86 (1973) 256,8. NomRhod 12 γ " 5 v.l. CodMes 25,2; 89,7.–LS, Kr. ατοβουλα, eigener Wille: TypGregPak 51,539. Aes S 30,11 (Syntipas). Palam 1117,31. gleicher Wille: LeoHom 145A=LeoLog 40. Zigab III 264B.– L, Stam. ατβουλος nach eigenem Willen: Isid., PG 78,337D. DeAdmImp 13,191. TypGregPak 81,1038; 83,1062. PhilMon 188. GuillCorp V 5,49 (a.1101/2).– LS, Tgl, Kr, TLG, Stam, ατοβολως nach eigenem Willen: NomRhod 12 γ " 5=Bas А 2469,8. Ecloga 783. IoanOtv 111,23. TypGregPak 75,955. Theophyl III 149C. Aes S 10,8 (Syntipas).– DGE, Tgl, Car, KumN, Stam. ατοβος, Ochse an sich: MiChon II 343,6.– LS. ατοβραδυτς, die Langsamkeit an sich: ProclTim I 41,27; III 19,18.–LS (-της), TLG. ατβροντος von selbst donnernd: πνεμα JagicPsalm 39. ατβρυτος von selbst sprudelnd: DarEp 327,6; 328,1. ατοβθιστος der sich selbst ertränkt: τος πθεσι ThStudCatM 59 (p.421). ατογεννα, die Hölle selbst: PetrLaod 262,1. OpScript 1149B –L. ατογενντωρ, der in sich selbst seinen Ursprung hat: Epiphan II 13,9. MercColl I 635, b 1 –L. ατογενντως aus sich selbst geschaffen: Τheosoph 109,186 v.l.– LS, L, Stam -ος.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Введение в изучение св. Григория Паламы Введение Учителя св. Григория Паламы Молодые годы Варлаам и Соборы 1341 г. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Последние годы Учение святого Григория Паламы Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе Христос и обоженное человечество: Спасение, обожение и екклисиология Богословие истории: символы и реальность Богословие бытия: сущность и энергия Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Заключение ПОСЛЕСЛОВИЕ notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

М., 1994. Т. IV. С. 45). Ср. О граде Божием 18, 44. 343 Ср. также пасхальную проповедь Августина, где он говорит о спасении Христом праведников, содержавшихся в аду по причине первородного греха: Слово на Пасху 160 (PL 39, 2060). 344 О граде Божием 20, 15 (De civitate Dei. P. 725—726; рус. пер.: О граде Божием. Т. IV. С. 200). 345 О книге Бытия 12, 33 (PL 34, 481; рус. пер.: Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Ч. 8. Киев, 1915. С. 303—304). 346 О книге Бытия 12, 34 (PL 34, 482; рус. пер.: Творения бл. Августина. Ч. 8. С. 306). 347 О книге Бытия 12, 33 (PL 34, 481; рус. пер.: Творения бл. Августина. Ч. 8. С. 303—304). 348 «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал». 349 О книге Бытия 12, 34 (PL 34, 482; рус. пер.: Творения бл. Августина. Ч. 8. С. 306). 350 Относительно учения о сошествии Христа во ад вместе с плотью см.: I. N. Karmiri. I Christilogoki eterodidaskalia tu IST’ eono ke i adu kathodo to Christu. – Nea Zion 30 (1935). P. 11—26, 65—81, 154—165. См. также: S. Der Nessesian. An Armenian Version of the Homilies on the Harrowing of Hell. — Dumbarton Oaks Papers 8 (1954). P. 201—224. 351 Послание 164, II, 3 (PL 33, 709). 352 Послание 164, II, 4 (PL 33, 710). 353 Послание 164, II, 4 (PL 33, 710). 354 Ср. J. A. MacCulloch. The Harrowing of Hell. P. 123. 355 Ср. Деян. 2:24 (лат. solutis doloribus mortis). 356 Т. е. страданиям ада. 357 Послание 164, II, 5 (PL 33, 710—711). 358 Лк. 23:43. 359 Послание 164, III, 7—8 (PL 33, 710—711). 360 Деян. 2:29. 361 Послание 164, III, 9 (PL 33, 711). 362 Послание 164, IV, 10—13 (PL 33, 713—714). В другом сочинении Августин называет ересью учение о том, что неверующие могли уверовать в аду и что Христос вывел из ада всех: см. О ересях 79 (PL 42, 4). 363 Послание 164, IV, 15—16 (PL 33, 715). 364 Об этом речь пойдет ниже. 365 Подробнее об этом см. в: F. Loofs. Descent to Hades. — Encyclopedia of Religion and Ethics.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Солон, царь, философ 207 177 Стентор (миф.) 233 Стефан, первомуч. 268, 269, 275, 468 Стефан Никомидийский 118 3 Сусанна (библ.) 20 (51) , 23, 241 Т ертуллиан, церк. писатель, еретик 226 сн. Тимофей Константинопольский, пресвитер 302 22 Ф еогнид, поэт 206 171 , 489 Феодор Дексий (Th eodorus Dexius), антипаламит 298 7 Феодор Студит , прп. 20 49 , 311, 511 Феодор Фаранский, еретик 70 12 , 73 Феодора, мон. 85 Феодорит Кирский , блж. 25 сн. , 47, 203 157 , 402 10 , 511−513 Феодотион (Th eodotio), переводчик 26 81 , 225 249 Феодул, мон. 133−136, 149 62 Феофан Исповедник , св. 47, 512 Феофан Никейский , митр. 299 сн. , 469 51 , 512 Феофил, имп. 70 12 Феофил Антиохийский , свт. 292 585 , 512 Фикара ( Θηκαρ ς), мон. 133 (1, 4, 6) , 134 (12, 14–20) , 135 (21, 22, 27) , 136, 138, 139 44 , 150, 556 Филипп, св. ап. (от 12-ти) 466 Филон Александрийский 459 15 Филофей Коккин, патр. Константинопольский, свт. 5, 6, 7 3 , 207 175 , 260 407 , 299 сн. , 309, 431 (3, 4) , 432 (сн.) , 433, 434, 442 43 , 459 14 , 465 32 , 512 Филофей Синайский, прп. 88, 99 112 Фома Аквинский 309, 460 (18) , 462 21 , 513 Фома Магистр 133 Фотий Константинопольский , патр., свт. 44, 45 (12) , 49, 50 сн. , 246 347 , 513, 514 Фотин, еретик 457 Ш енуте из Атрипы, авва 72 3 , 73 сн . Э лиан, Клавдий 52 Эмпедокл, философ 169 Эпиктет, философ 30 106 , 50, 51 36 , 509 Эпикур, философ 291 Эуригена, Иоанн Скотт 200 146 , 343 78 Эфиальт, гигант (миф.) 475 86 Ю лиан Отступник, имп. 185 (79) , 300 11 , 490 Я мвлих, философ 50 (33) , 51 37 , 490 Aquila 225 249 Ephraem Graecus см. Ефрем Сирин Gregory Akindynos см. Григорий Акиндин Herodotus см. Геродот Mark Eugenikos см. Марк Эфесский Maxime le Confesseur см. Максим Исповедник Nicolaus Cabasilas см. Николай Кавасила Pach omius см. Пахомий Великий Philippus Solitarius 60 Symeonus novus Th eologus см. Симеон Новый Богослов Th eodorus Dexius см. Феодор Дексий Th eodotio см. Феодотион Γρηγ ριος Παλαμ ς см. Григорий Палама Θηκαρ ς см. Фикара ωννης Καρπθιος см. Иоанн Карпафийский Учёные и издатели нового и новейшего времени

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

70 Мудролюбов П., прот. Юбилейные торжества в гор. Риге в Петровском лагере//Вестник военного духовенства, 1910. 16. С. 485–490. 72 Братское собрание священно-церковнослужителей военного и морского духовенства (22 октября 1910 г.)//Вестник военного духовенства, 1910. 23. С. 710–711. 76 Удимов Д., свящ. Братское собрание военного и морского духовенства 21 апреля 1911 года//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 11. С. 343–344. 78 Морев И., прот. Братский призыв к военному и морскому духовенству//Вестник военного духовенства, 1910. 21. С. 649. 79 Удимов Д., свящ. Братское собрание военного и морского духовенства 21 апреля 1911 года… С. 343. 80 Венок на могилу в Бозе почившего протопресвитера военного и морского духовенства Евгения Петровича Аквилонова//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 259. 81 Ласкеев Ф., прот. Труд и удовольствие пред лицом смерти (К нравственной характеристике почившего протопресвитера Е.П. Аквилонова)//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 12. С. 376. 82 Богуславский И., прот. Венок на могилу в Бозе почившего протопресвитера военного и морского духовенства Евгения Петровича Аквилонова… С. 259. 83 Уже после смерти Аквилонова местная власть проверяла Юрьева, у которого не было патента на занятия медицинской деятельностью, «не ускорило ли его лечение смерти почившему о. протопресвитеру». См. Сементовский Н., свящ. Последние часы жизни о. протопресвитера Евгения Петровича Аквилонова и проводы его тела из Козлова на вокзал для следования в Петербург//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 9. С. 279. 85 Распоряжения о. протопресвитера военного и морского духовенства//Вестник военного и морского духовенства, 1910. 7. С. 193–194. 86 Ласкеев Ф., прот. О. Протопресвитер Евгений Петрович Аквилонов//Вестник военного и морского духовенства, 1911. 8. С. 226. 87 Сементовский Н., свящ. Последние часы жизни о. протопресвитера Евгения Петровича Аквилонова… С. 277. 89 РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 7253. О смерти протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского , о назначении на его место помощника протопресвитера, протоиерея церкви Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка Евгения Аквилонова и об определении к ц. Кавалергардского полка прикомандированного к домовой церкви протопресвитера военного и морского духовенства священника Стефана Щербаковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Литература Использованные материалы    γιος ωννης Πατριρχης εροσολμων//" Большой Синаксарь " - интернет-версия издания официального органа Элладской Церкви, Апостольской Диаконии -   Hieron. Ep. 82. 8//PL. 22. Col. 740-741   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 4//PL. 23. Col. 358   Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38   Hieron. Ep. 81//PL. 22. Col. 735   Hieron. Adv. Rufin. III 33//PL. 23. Col. 481-482   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 11//PL. 23. Col. 363-364   Rufin. Apol. in Hieron. I 13, 16//PL. 21. Col. 549-554   ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 3-4   Ioan. Chrysost. Ep. 88//PG. 52. Col. 654-655   Oros. Apol. 3-6//PL. 31. Col. 1176-1178   Aug. De gest. Pelag. 14//PL. 44. Col. 337-343   Hieron. Ep. 143//PL. 22. Col. 1181-1182   Aug. Ep. 179//PL. 33. Col. 774-778   Aug. De gest. Pelag. 17//PL. 44. Col. 344-345   Hieron. Ep. 137//PL. 22. Col. 1163-1164   Aug. De civ. Dei. XXII 8; Sozom. Hist. eccl. IX 16-17; Marcellinus Comes. Chronicon/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 72-73; Theoph. Chron. P. 86; Le codex arménien du Jérusalem 121/Ed. A. Renoux//PO. Vol. 35. Fasc. 1. P. 170, 176-179; Revelatio Sancti Stephani//REB. 1946. Vol. 4. P. 178-217   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 14//PL. 23. Col. 365-367   Sinait. iber. 34   PO. T. 21. P. 184   Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 55, 57, 180, 186-187   Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1]. P. 41, 45; [Pars 2]. P. 80, 98   SynCP. Col. 559-576   SynAlex (Forget). Vol. 2: [Textus]. P. 168-169; [Versio]. P. 166-167   Leroy. 1970. P. 132   PG. 48. Col. 1075-1080; Aldama A., de. Repertorium Pseudochrysostomicum. P., 1965. N 303   PG. 50. Col. 815-820; Aldama. Repertorium. 1965. N 494   PG. 54. Col. 590-593; Aldama. Repertorium. 1965. N 578   PG. 61. Col. 751-756; Aldama. Repertorium. 1965. N 355   BHG, N 1930m; не изд.   Esbroeck. 1971   ср.: Stiernon. 1972. Col. 572   Cyrille de Jéruslem. Catéchèses mystagogiques/Introd. A. Piédagnel. P., 1966. P. 75-78. (SC; 126)

http://drevo-info.ru/articles/13679934.h...

Андрею Денисову приписывается 119 сочинений, написанных в защиту и восхваление раскола. 37 Полн. собр. пост., т. I, 252 (227); т. IV, 1454 и 1323. Опис. док. Св. Синод., т. I, 507; т. II, 2. 815. 50, т. III, 343. 50 Соб. пост., т. 1, 23 (17); т. II, 409; т. III, 1075; т. IV, 1287, 1466. Опис., т. I, 180, стр. 314, 429–431, 527, 580, 582; CXXV; 46, 95, 734, т. II, 81, 88, 117, 151, 325, 575, 755, стр. 1157; II, 2. 963, 782, 792, 815, 1118, 853; III, 75, 449; IV, 142. «Словарь историч. о бывш. в России писателях духовного чина», т. II, стр. 168–175; Архим. Макарий. История нижегород. иерархии, 32–103 стр.; Христ. Чт., 1874 г., 1–44, 247–312. Брат. Слов., 1888 г., 643, 725; 1890 г., 5, 81, 177; Странник, 1881 г., апрель, август, сентябрь. Раск. д., – Есипов. I–II т. История русской церкви Филарета Чернигов., т. IV; Раскол, обличаемый своей историей. 60 «Сказание о миссионерских трудах нижегородского архиепископа Питирима» (Брат. Слов., 1888–1889 гг.). 63 В 1723 г. Питирим лишил сана 52 священников разных сёл нижегородского, алаторского и балахнинского уездов за укрывательство раскольников, а одного из них за то, что в церковных догматах имел раскол, именно в венчании браков хождение чинил по солнцу, при проводах умерших ходил позади гроба, к церковному служению просфоры печатал церковной звездой (звездицей?) для раздачи раскольникам за деньги, младенцев крестил по старому требнику. 85 Разумеется распоряжение правительства 7 февр. 1726 г. о передаче от Синода как ведомостей по сбору с раскольников и бородачей, так и денег, с них собираемых, в ведение Сената. «Собр.», т. V, 1730. 86 Замечательно, что издание «Обличения» Феофилакта последовало после смерти автора его. Есть основание сделать, на одних хронологических данных, предположение, что смерть Феофилакта устранила, или, по крайней мере, облегчила дело издания книги. Автор «Исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина» год издания «Обличения» относит к 1742 г., а не 1745 году, вопреки выходному листу, где поставлен последний, а не первый (т. II, изд. 2, стр. 329) То же самое и так же голословно утверждает архиеп. Филарет Гумилевский в «Обзоре русской духовной литературы» (т. II, изд. 3, стр. 305).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

135 Ibid, с. 83; Vies Copies, S5, с. 52 в этих главах коптских Житий содержится много ценной информации. 136 Athanasius, Ер. Fest. XIX (347) приводит (P. G. 26:14308) имена всех епископов, назначенных после его изгнания в 339 году. Отсюда мы узнаем, что «…в Пано[поли]се, поскольку Артемидор по причине старости и слабости сил, просил об этом, определен при нем Арий». В 335 году Артемидор был в Тире. Несколько епископов по имени Арий присутствовали в 343 году в Сардах. 140 V. P.G1 с. 83; V. С. В° с. 57.0 положении, которое занимал Петроний в Тесмине, говорится только в коптском тексте. Это подтверждаетсяив V. P. G " c. 114(75.9). 141 V. P. G1 сс. 114 и 117; см. мою статью в Studia Patristica II, pp. 379 ff, «A Note on the Chronology of the Pachomian Foundations». 145 V. P. С c. 112, где указаны их имена Филон и Мовит (Мови Mouis). О назначении Филона в Фивы вместо другого Филона сказано в послании Афанасия к Серапиону (P. G. 26,1413с). Имя Мазис, данное в Ер. Fest. XIX (1430в) преемнику Аммония вЛатополе (Латоне), вероятно, является характерным для сирийского языка испорченным Мовит. Оба этих имени, Филон и Мовит, входят как в список лиц, поставивших свои подписи под решениями сардийского собора, так и в число тех, кто в 356 году был отправлен в изгнание. Афанасий в своем послании к Драконтию говорит о Мовите в Фиваиде (Μουτο ν τη νω Θηβα " δι) и Павле в Латополе, как о примере монахов, ставших епископами. Коптское описание Латопольского синода, сохранившееся в арабской версии Амелино (pp. 5915), отличается от греческой версии и представляется менее надежным. 149 V. P. G pp. 36. 19, 54. И, 66. 32, 74. 1, 81. 4. Другие аналогичные места 11.21,16.15,17.2,23.17, 25.9, 77. 32, 78. 28 выглядят не столь определенно, однако форма множественного числа κοινβια в G1 никогда не употребляется. 151 Praef. ad. Reg. с. 1 (p. 4. 3 и 9); Ер. Theod. (105.15); Lib. Ors. pp. 116. 16, 18, 125. 11,142. 23. 156 В «Лавсаике» архимандритом называется только Пахомий (впрочем, один раз этот термин используется и в отношении другого лица р. 63. 21). Этого слова нет ни в G1, ни в ранних грекоязычных источниках или коптских документах (кроме Житий), имеющих отношение к пахомиевой обители; исключение составляют только поздние заглавия (см. Lefort, Oeuvres de S. Pachome etdeses Disciples, С. S. С. О, scr. Copt, torn. 23–24). Вероятно, это понятие пришло из Сирии, где монашеская обитель нередко называлась словом μνδρα «загон». Оно появляется в 375 году в надписании письма Епифанию от Акакия и Павла, πρεσβυτρων αρχιμανδριτν, τουτστι πατρων μοναστηριν, района Халкиса и Бероа (разумеется, впоследствии Акакий стал епископом Бероа), где ему (Епифанию) предлагается составить Панарион. Тем не менее, понятие «архимандрит» так и не получило окончательного изъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

358 . Bousset W. Komposition und Charakter der «Historia Lausiaca»//Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. B. 1917. 173–217. 359 . Bousset W. Zur Komposition der «Historia Lausiaca»//ZNW 1922. 21. 81–98. 360 . Buck D. F. The structure of the Lausiac History//Byz 1976. 46(2). 292–307. 361 . Butler A., Farmer D. H., Bums P. Butler’s Lives of the Saints. Новое полное изд.: Tunbridge Wells, Kent, Collegeville, Minn, 1995–2000. [Под 11 февраля]. 362 . Butler С. The Lausiac History of Palladius. Cambridge 1898. 1. (Texts and Studies. 6/1). 363 . Cataluccio E. М. Il Lausïakon di Palladio tra semiotica e storia/Intr. di Grégoire R. Roma 1984. 364 . Devos P. La «servante de Dieu» Poemenia d’après Pallade, la tradition copte et Jean Rufus//AB 1969. 87. 189–212. 365 . Devos P. Sylvie la sainte Pélerine//AB 1973. 91. 105–120; 1974. 92. 321–343. 366 . Devos P. Approches de Pallade à travers le dialogue sur Chrysostome et l’Histoire Lausiaque//AB 1989. 107(2). 243–265. 367 . Draguet R. L’ " Histoire Lausiaque», une oeuvre dans l’esprit d’Évagre//RHE 1946. 41. 321–364; 1947. 42. 5–49. 368 . Draguet R. L’inauthenticité du Prooemium de l’Histoire Lausiaque//Muséon 1946. 59. 529–534. 369 . Draguet R. Réminiscences de Pallade chez Cyrille de Scythopolis//RAM 1946. 321–364; 1947. 5–49. 370 . Fisher A. L. Women and gender in Palladius’ Lausiac History//StMon 1991. 33. 23–50. 371 . Flusin B. Pallade//DS 1984. 12. 113–126. 372 . Fokilidis I. Παλλδιος πσκοπος λενουπλεως κα Λαυσακ στορα// Να Σνν. 1912. 12. 398–419. 373 . Halkin F. L’Histoire Lausiaque et les vies grecques de St Pachome//AB 1930. 48. 257–301. 374 . Heussi K., Kurfess A.//Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertum-swissenschaft/Neue Bearbeitung hrsg. von Wissowa G. u. a. Stuttgart 1943. 18:3. 203–207. 375 . Hunt E. D. Palladius of Helenopolis: a party and its supporters in the Church of the late fourth century//JThS n. s. 1973. 24. 456–480. 376 . Isola A. Alle fond del monachesimo cristianö l’Historia Lausiaca tra peccato ed estasi//Siculorum Gymnasium. 1996. 49. 101–117.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010