Ср., например: Lehmann 1941, S. 71—74; Lewis 1967, p. 1 —5. 48 А также, пожалуй, харизматиками раннехристианских общин, от духа которых так много было сохранено сирийским христианством времен Ефрема. Новозаветные тексты говорят о «пророках» как всеми признаваемом сане в начальной церкви: «кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 послание к коринфянам 14, 3). 49 Слова Амоса: «Я не пророк и не сын пророка» (Книга Амоса 7, 14) — предполагают как норму наследственность пророческого сана (ср. ниже примеч. 44). 50 Таковы отношения Илии и Елисея (3 Книга царств 19, 16—21; 4 Книга царств 2, 2—14). 51 Ср.: Hempel 1939, р. 113—132; Sellin, Fohrer 1969, S. 380—392. 52 К бытовой, социальной характеристике феномена ветхозаветного пророчества относится, например, рассказ о Сауле: «Когда пришли они к холму, вот, встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Все, знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?!» (1 Книга царств 10, 10—11). Изумление вызывает именно то, что человек всегда стоявший вне корпорации («сонма пророков»), по внезапному вдохновению включился в их экстаз; этого нормально не полагалось. Другое название корпорации, подчеркивающее признак наследственной к ней принадлежности (см. выше примеч. 41), — «сыны пророков». Оно предполагается общепонятным, например, в 4 Книге царств 2, 3: «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему…» 53 О противоположности между типами «пророка» и «литератора», а также о значении самого факта существования риторической теории для конституирования типа «литератора» см.: Аверинцев 1971, с. 206—266. 54 Проблемы древнееврейской метрики во многом остаются неясными. Многочисленны попытки объяснить отклонения от метрической нормы, как мы ее понимаем, интерполяциями; но сама возможность такого рода интерполяции (интерполятор греческого гекзаметра добавит лишнюю строку, но не произвольное число слов) свидетельствует о том, что норма ощущалась не слишком отчетливо. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

12 230 Сердце чистым созижди во мне, Боже, и дух правды возроди в груди моей! 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня! 14 Даруй мне радость о спасении моем и Духом державным утверди меня! 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 231 Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. 17 Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. 18 Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. 19 232 Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог. 20 233 Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, и да созиждутся стены Иерусалимские! 21 Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Слава: 1 234 В конец, в поучение, Давида, 51; 2 Когда пришел Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришел Давид в дом Авимелеха». 3 235 Что похваляешься злодейством своим, сильный? Беззаконие творишь всяк день. 4 236 Неправду поведал язык твой; как бритва изостренная стала ложь твоя. 5 Возлюбил ты зло больше добра, неправду больше речей правдивых; 6 Возлюбил ты слова пагубные, язык лживый. 7 Посему Бог сокрушит тебя вконец, возьмет тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой исторгнет из земли живых. 8 Увидят это праведники и убоятся, посмеются над тобой и скажут: 9 «Вот человек, который не искал помощи от Бога, но уповал на великое богатство свое, и закоснел в суете своей». 10 А я – как маслина плодовитая в доме Божием; уповаю на милость Божию вовеки. 11 Прославлю Тебя вовеки за все, сотворенное Тобой, и надеюсь на имя Твое, ибо оно благо для праведных Твоих. 1 237 В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52. 2 Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Развратились они и мерзки стали в беззакониях; нет творящих добро. 3 Бог приклонился с Небес к сынам человеческим, да увидит, есть ли знающий или ищущий Бога. 4 Все уклонились от истины, все непотребными стали; нет творящего добро, нет ни единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12 Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутринности моей. 13 Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. 14 Воздай мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Бог спасения моего! Возрадуется язык мой правде Твоей. 17 Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. 18 Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, ко всесожжению Ты не благоволишь. 19 Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не унизит. 20 Осчастливь, Господи, по благоволению Твоему Сион, и да построятся стены Иерусалимские. 21 Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Псалом 51 1 В конец. Вразумления. Давида. 2 Когда пришел Идумеянин Доик и возвестил Саулу и сказал ему: Давид пришел в дом Авимелеха. 3 Что хвалишься злобою, сильный? Беззаконие весь день, 4 неправду выдумывал язык твой: коварство ты сделал как бы наостренной бритвой. 5 Ты полюбил зло более, чем добро, неправду более, чем говорить правду. 6 Ты полюбил всякие потопные речи, коварный язык. 7 За это Бог истребит тебя до конца, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего, и корень твой – с земли живых. 8 Увидят праведные и убоятся, и посмеются над ним, и скажут: 9 “Вот человек, который не поставил Бога помощником себе, но понадеялся на множество богатства своего и укрепился суетою своею”. 10 Я же – как маслина плодовитая в доме Божием: надеялся на милость Божию во век и в век века. 11 Буду исповедовать Тебя во век за то, что Ты соделал, и буду терпеть имя Твоё, ибо оно благо у благочестивых Твоих. Псалом 52 1 В конец. Радостная хоровая песнь. Вразумления. Давида. 2 Сказал безумный в сердце своем: “Нет Бога”. Они развратились и гнусны стали по причине беззаконий: нет творящих благое. 3 Бог с неба призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(13) Не отринь меня от Себя и дух святой Твой не отнимай от меня. (14) Возврати мне радость спасения Твоего и духом благородным поддержи меня. (15) Научу преступных путям Твоим, и грешники к Тебе обратятся. (16) Избавь меня от крови, Б-же, Б-г спасения моего; воспоет язык мой справедливость Твою. (17) Г-споди, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе, (18) Ибо не хочешь Ты жертвы; я принес (бы ее) – всесожжения не желаешь Ты. (19) Жертвы Б-гу – дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Б-же, презирать не будешь. (20) Сделай добро Цийону по благоволению Твоему, отстрой стены Йерушалаима. (21) Тогда захочешь Ты жертвы справедливости, всесожжения и (жертвы) цельной, тогда возложат на жертвенник Твой быков. 52 (1) Руководителю. Маскил. (2) (Псалом) Давида, Когда пришел Доэйг, эдомитянин, и сообщил Шаулу, сказав ему: " Давид пришел в дом Ахимэлэха " . (3) Что похваляешься злодейством, храбрец? Милость Б-жья весь день! (4) Несчастья замышляет язык твой, – как острая бритва (он), – творит обман. (5) Любишь ты зло больше, чем добро, (изрекать) ложь – больше, чем говорить справедливое. Сэла! (6) Любишь ты всякие слова клеветы, язык лжи. (7) И Б-г разрушит тебя навеки, сгребет тебя и прогонит тебя из шатра, и искоренит тебя из земли живых. Сэла! (8) И увидят праведники, и благоговеть будут, а над ним посмеются. (9) Таков муж, (который) не сделал Б-га крепостью своей и полагается на великое богатство свое, укрепляется злодейством своим. (10) А я, как маслина зеленеющая в доме Б-жьем, полагаюсь на милость Б-жью во веки веков (всегда). (11) Благодарить буду Тебя вечно за то, что сделал Ты, и надеяться на имя Твое, ибо благо (оно) для благочестивых Твоих. 53 (1) Руководителю: на махалат. Маскил Давида. (2) Сказал негодяй в сердце своем: " Нет Б-га! " Губили они, осквернялись беззаконием. Нет делающего добро. (3) Б-г с небес смотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли человек разумный, ищущий Б-га. (4) Все отступили, все загрязнились. Нет творящего добро. Нет ни одного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. 17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. 18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. (Ис 65:11-18) Методический материал Вопросы на осознание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для связи с жизнью Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для личного размышления Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно  в комментариях Прочтите толкования Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий Святитель Василий Великий Святитель Феофан Затворник   Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий 5:3. Древние авторы и ораторы иногда «обрамляли» раздел текста, начиная и завершая его одной и той же фразой. Таким образом, перечисленные в этом разделе блаженства связаны с дарами Царства (5:3, 10). Многие евреи считали, что Царство может быть установлено только в великой битве, силой оружия; Иисус же обещает царство «нищим духом», «кротким» (5:5) и «миротворцам» (5:9). В иудаизме нищета и благочестие нередко объединялись; понятие «нищий» может означать как фактическую нищету (Лк 6:20), так и полную зависимость от Бога, часто порождаемую нищетой («нищие духом», как здесь). 5:4. Обычно плач был связан либо с «покаянием, либо с тяжелой утратой; сочетание с «утешением» указывает на то, что здесь подразумевается последнее. Плач может означать сокрушение по поводу тяжких грехов Израиля, но в данном контексте, вероятно, выражает страдание от притеснений. «Утешение» было одним из благословений, которые Бог обещал послать во времена, когда Он восстановит Свой страждущий народ (Ис 40:1; 49:13; 51:3,12; 52:9; 54:11; 57:18; 61:2; 66:13).

http://bible.predanie.ru/evangelskoe-cht...

23:8–9: «кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы – знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы унизить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли». Или: «кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его?... кому уподобите вы Бога и какое подобие найдете Ему?... разве вы не знаете, разве вы не слышали, разве вам не говорено было от начала?»... или 41:22 и мн. др. – Указанные особенности речи, как нельзя более, соответствуют тому, что сказал сам пророк Исаия относительно своего необыкновенно возвышенного духовного настроения в 8:17: «итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» («и не боюсь»... «заговоров», составляемых народами – 8:10–13: «вот, Бог спасение Мое», 12:2). Затем при призвании своем пророк Исаия более всего поражен был величием святости и всемогущества Божия, пред которым ничто на земле не может устоять (6:3, 5), и определения которого не могут не исполниться. Упованием на Господа, верою в спасительную силу Его всемогущества и обусловливается дерзновенность и сила в тоне речи пророка. Самое время жизни пророка Исаии способствовало образованию указанных особенностей в тоне речи пророка: оно представляется у пр. Исаии, как время стремительного нападения на Сион сильных царств (см. особ. 29:3, 5–8; 25:3–5; 28:15–20 и др.). Кроме одинаковости тона речи, обращает далее внимание сходство в образе выражения мыслей. Оно замечается прежде всего в том, что в различных частях всей книги встречаются сходные образы и выражения. Любимым образом писателя книги служит, напр. «собирание винограда» (16:9–10; 17:5–6; 24:13; 32:10; ср. 3:10; 5 гл.; 27:4, 11... 52:9; 65:8 и др.). Само по себе сходство образов еще не свидетельствует об единстве писателя. Но значение сходства увеличивается, когда сходные выражения имеют в себе что-либо характеристическое, указывающее на одного и того же писателя. Такие характеристические особенности действительно замечаются в книге, именно – особенная ясность и объективность представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3) В заключение Бог осуждает Елифаза и друзей его за неправые суждения их и повелевает им просить о себе молитв Иова, а потерю Иова вознаграждает сугубо (42 гл . 7–17 ст). Глава I Бедствия Иова 6. Случилось в один день, пришли сыны Божии, предстать пред Иеговою; пришёл туда и сатана среди них. 48 7. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? Сатана отвечал Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 49 8. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты своё внимание на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле; – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока 50 . 9. И отвечал сатана Иегове и сказал: 10. Даром ли боится Иов Бога? 51 Не Ты ли ограждаешь его, и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его расстилаются по земле 52 . 11. Но простри-ка Свою руку, и коснись всего, что у него; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай? 53 12. И сказал Иегова сатане: вот всё, что у него есть, в руке твоей; только на него не возлагай руки своей. И ушёл сатана от лица Иеговы 54 . 13. И случилось в один день; сыновья его и дочери его ели и пили вино в доме брата своего первородного 55 . 14. И вестник пришёл к Иову и сказал: волы орали и ослицы паслись близь них; 15. и напали Савеяне и взяли их, а отроков избили острием меча; спасся только я один, чтобы известить тебя 56 . 16. Этот ещё говорит и приходит другой, и сказывает: огнь Божий ниспал с неба, возгорелся на овцах и отроках и пожрал их; спасся только я один, чтобы известить тебя 57 . 17. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и напали на верблюдов и взяли их, а отроков избили острием меча; и спасся только я один, чтобы известить тебя 58 . 18. Этот ещё говорит и приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме брата своего первородного; 19. И вот великий ветер пришёл из отдаленной пустыни и обхватил четыре угла дома; дом упал на отроков и они умерли; спасся только я один, чтоб известить тебя 59 . 20. И встал Иов, раздрал одежду свою, остриг главу свою, повергся на землю и молился 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

(45) Отнял у него блеск, престол его в землю втоптал. (46) Сократил дни юности его, покрыл его стыдом навеки. (47) Доколе, Бог, будешь скрываться непрестанно, будет пылать, словно огонь, Твой гнев? (48) Помню я, какой мой век: зачем тщетно создал Ты всех сынов (49) Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от власти могилы вовек? (50) Где прежнее милосердие Твое, Господь, о [котором] Ты клялся Давиду верностью Твоею? (51) Вспомни, Господь, поругание рабов Твоих, которое я ношу в груди моей, от всех многочисленных народов, (52) как поносят враги Твои, Бог, как глумятся над запозданием помазанника Твоего! (53) Благословен Бог вовеки! Амен и амен. 90. (1) Молитва человека Всесильного [Бога]. Господь! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. (2) Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты – Всесильный [Бог]! (3) Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!». (4) Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. (5) Он текут как во сне: под утро, как сено увядают. (6) Утром цветет и зеленеет, вечером – вянет и засыхает. (7) Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. (8) Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки – пред светочем лика Твоего. (9) Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. (10) Дней нашей жизни – семьдесят лет, а при [большой] крепости – восемьдесят лет, надменность их – суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. (11) Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно. (12) Научи нас вести счет нашим дням и мы наполним [наше] сердце мудростью. (13) Обратись, Бог, доколе [будешь гневаться на нас]? Пожалей рабов Своих! (14) Насыщай нас по утрам милосердием Своим, и будем мы петь и радоваться все годы наши! (15) Радуй же нас за дни, [в которые] Ты заставлял нас страдать, за годы, [в которые] мы видели горе. (16) Да откроется деяние Твое взору рабов Твоих и великолепие Твое – их детям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

48 Вспомни: какова моя жизнь? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? 49 Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? 50 Где милости Твои древние, Господи, которыми Ты клялся Давиду в истине Твоей? 51 Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в недре моем, от многих народов, 52 которым поносили враги Твои, Господи, которым поносили перемену с помазанником Твоим! 53 Благословен Господь во век. Да будет, да будет. Псалом 89 1 Молитва Моисея, человека Божия. 2 Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. 3 Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. 4 Не возврати человека в унижение, Ты сказал: " Возвратитесь, сыны человеческие! " 5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. 6 Ничтожны их года будут: как утренняя трава пропадает, поутру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, станет жесткой и засохнет. 7 Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростью Твоею потрясены. 8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и век наш пред светом лица Твоего. 9 Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. 10 Годы наши как бы паутиной уловляются; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение, и мы будем научены. 11 Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою сочтет ярость Твою? 12 Так яви мне десницу Твою и сковавших сердце мудростью. 13 Обратись, Господи! Доколе? И умилостивись над рабами Твоими. 14 Мы насытились с утра милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились, 15 во все дни наши возвеселились, за дни, в которые Ты смирял нас, за годы, в которые мы видели зло. 16 И призри на рабов Твоих, и на создания Твои, и наставь сынов их. 17 И да будет свет Господа, Бога нашего, на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. Псалом 90 Псалом. В гимнах. Давида. 1 Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Ho и святые отцы убеждают нас вооружаться против подобных прельщений. Святитель Григорий Нисский в «Слове о чревовещательнице» изъясняет, что дух, с которым беседовал Саул, не был духом Самуила, но духом бесовским. И невозможно, продолжает святитель, чтобы он был духом Самуила, ибо на призыв волшебницы вышел «представлявшийся Самуилом» 155 , а не сам пророк. Так Саул, вместо того чтобы говорить с Самуилом, говорил с диаволом в образе Самуила. Этот мнимый Самуил сказал ему: завтра ты и сыны твои будете со мною ( 1Цар.28:19 ). Но как мог произнести это святой и праведный пророк, которому Бог поведал о Сауловом отвержении: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? ( 1Цар.16:1 ) и который при жизни сам возвестил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем ( 1Цар.15:26 )? Суровые же слова Писания: Так умер Саул за свое беззаконие... за то, что... обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа ( 1Пар.10:13–14 ) вполне подтверждают толкование божественного отца Церкви Христовой. А святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр», ибо «бесы тщеславия – пророки в снах... Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком» 156 . И все другие отцы из-за опасности прельститься «видениями и снами» принимали открываемое в них не иначе, как после длительного и строгого испытания. Спирит : В Священном Писании неоднократно повествуется о явлениях умерших праведников и ангелов. Отсюда мы заключаем, что в спиритизме нет ничего противохристианского. Священник : То правда, что Священное Писание повествует о пророках Моисее и Илии (см.: Мф.17:3 ), явившихся во время преображения Иисусова на Фаворе, как и о явлении в Иерусалиме многих усопших святых... по воскресении Его (см. Мф.27:52–53 ). Еще чаще говорит оно о явлении ангелов. Так, ангел предвозвещает рождество святого Иоанна Предтечи (см.: Лк.1:11–20 ) и Самого Спасителя (см.: Лк.2:9–15 ), укрепляет Господа за молитвой в Гефсиманском саду (см.: Лк.22:43 ) и открывает мироносицам тайну Его восстания из мертвых (см.: Мф.28:2–7 ; Лк.24:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010