А. В. Кузьмин Иконография Вел. кн. Константин Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Вел. кн. Константин Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. «Исторический портрет» К. В. находится в стенописи 1652-1666 гг. (по первоначальной программе 1564-1565) на юж. грани сев.-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. К. В. показан фронтально в рост, в княжеском одеянии: красном далматике с золотым поясом, сине-зеленой узорчатой шубе-ферезее, в красной шапке с опушкой, имеет недлинную, слегка раздвоенную на конце бороду; изображен с нимбом. Правой рукой, поднятой к груди, благословляет, в левой, отведенной в сторону, держит свиток. Вел. кн. Константин Всеволодович обращается к народу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 844 об.) Вел. кн. Константин Всеволодович обращается к народу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 844 об.) Возможно, князь изображен на миниатюре из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 243 об.; см.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 243 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 396) верхом на коне в сцене проводов братьями кн. Святослава Всеволодовича на Новгородское княжение. Основные события из жизни К. В. проиллюстрированы на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Среди более 50 миниатюр с изображением К. В. выделяются несколько циклов, которые посвящены отъезду К. В. на Новгородское княжение и преставлению его матери блгв. вел. кнг. Марии Шварновны (Л. 613 об.- 617 об.), смерти блгв. вел. кн. Всеволода Юрьевича (Л. 729 об.- 732 об.), битве на р. Липице (776 об.- 826), преставлению К. В. (Л. 843-844). На ранних миниатюрах, напр. в сцене свадебного пира (Л. 447 об.) или совместного с отцом похода на половцев (Л. 494), К. В.- русоволосый благообразный юноша, в дальнейшем он изображается средовеком с недлинной бородой, в княжеском одеянии. Особо подчеркнуто благочестие князя, более 10 миниатюр посвящено закладке и освящению различных церквей в Ростове, Ярославле и Владимире, а также торжественной встрече ростовского еп. Пахомия с привезенными из К-поля реликвиями (Л. 838 об.- 840). На миниатюре, сопровождающей текст посмертной похвалы мудрости и праведности К. В., он изображен седым старцем, обращенным к народу (Л. 844 об.). На высоком столе перед собой он придерживает раскрытую книгу.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

В вопросе о составе молитвы Иисусовой или о речениях, её образующих, бл. Диадох подвижниками XIV века относится к числу немногих древних отцов, передающих половину (τ μισυ) или только часть её (π μρους. Каллист и Игнатий Ксанфопулы Μϑοδος, с. 49. р. 725. М. CXLVII). По свидетельству Григория Синаита  – афонского подвижника XIV века (М. CL, 1329 В.), Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (Μϑοδος. Μ. 1. с.), отцы так произносили молитву Иисусову в полном объёме ( Григорий Синаит , 1. с; τ λον. Каллист и Игнатий, 1. с. р. 725 С.: λκληρον): Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο, λησν με). Каллист и Игнатий, интересовавшиеся происхождением состава означенной молитвы и разыскивавшие свидетельства о нём в творениях древних церковных писателей, утверждают, что эти последние соткали молитву Иисусову по Новозаветному Св. Писанию, взяв для сего речения (χρσεις) а) ап. Павла: никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ); в) ев. Иоанна: благодать [же] и истина Иисус Христом бысть ( Ин. 1:17 ; 1Ин. 4:2 ); с) ап. Петра: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16:13, 16 ). Первый исповедует Иисуса Господом, второй – Иисуса Христом, а третий объявляет Христа Сыном Божиим. Поэтому отцы для составления молитвы Иисусовой заимствовали, по мнению Каллиста и Игнатия, у первого Κριος ησος, у второго – Χριστς, у третьего – Υς το Θεο, а слова λησν με прибавляют от себя для новоначальных, имеющих нужду просить о помиловании, и образовали молитву в таком виде: Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο, λησν με (1. с. с. 50. p. 729, 732). В доказательство своего мнения, что некоторые древние отцы передали молитву Иисусову в полном объёме, Ксанфопулы предложили извлечение только из творений Св. И. Златоустого (1. с. с. 49. р. 725). Из древних отцов, сообщавших не всю молитву, представлены: бл. Диадох, учивший в своём аскетическом творении, что уму должно дать для непрестанного занятия только «Господи Иисусе» (гл. 59, Каллист и Игнатий, 1 с. с 49. р. 728 D, 729 АВ.); преподобный Исихий, сказавший в своём творении Περ νψεως κα ρετς (II, с. 47. p. 1525), что душа до своего исхода из тела должна непрестанно вопиять πρς Χριστν ησον (Μϑοδος, 1. с. p. 729 В.); И. Лествичник; из Лествицы последнего приведены два извлечения (Λγ. 21. р. 945 С.: ησο νματι μαστιζε πολεμους. Λγ. 15. р. 889 CD.: ...μονολγιστος ησο εχ), заимствованные им у преподобного Исихия (I, с. 99. р. 1512 А.: ησο νματι μστιζε πολεμους. II, с. 72. p. 1536: Εχ δ μονολγιστος...); следовательно, во втором и третьем случаях в действительности свидетелем о составе молитвы Иисусовой выступает один Исихий. Эти древние отцы, по мнению Ксанфопулов, потому передавали не всю молитву Иисусову, что сообразовались, может быть, «с силой и состоянием молящегося» (1. с. с. 49. р. 725 С.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

725 . Феофан Затворник , св. Заметки о духовной жизни//ДС 1900. 4. 114–115. 726 . Феофан Затворник , св. Об осьми главных страстях святого отца нашего Иоанна Дамаскина //ДС 1900. 12. 359–362. 727 . [ Феофан Затворник , св.] Три письма преосв. Феофана Затворника к К Н. Б. Сообщил Высоцкий Н. Г.//БВ 1900. 2:8. 572–578. 728 . Феофан (Говоров), еп. Небесный над нами покров святых. Слова епископа Феофана. М. 1900. 126. 729 . Феофан Затворник , св. На высоте истинной и чистой христианской нравственности. 3 М. 1901. 39. 730 . Феофан Затворник , св. Душеполезное слово о добродетелях и страстях душевных и телесных//ДС 1903. 2. 38–42. 731 . Феофан Затворник , св. В дни говения//Афонский листок. 1904. 50. 1–4. 732 . Феофан Затворник , св. Как жить? Мудрые советы святителя Феофана, Вышенского затворника. М. 1904. 50. 2 М. 1906. 48. 3 М. 1909. 48. 4 М. 1912. 48. 733 . [ Феофан Затворник , св.] Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве. М. 1904. 47. 2 М. 1910. 40. 734 . Феофан Затворник , св. Страсти – ад для души//Афонский листок. 1904. 109. 1–4. 735 . Феофан Затворник , св. Письма к схимонаху Агапию Валаамскому//Полтавские епарх. ведомости. 1905. 4. 151–154; 5. 187–190; 6. 248–255; 7. 203–208. же: Девять неизданных писем//Символ. 1985. 13. 177–193. 736 . Феофан Затворник , св. Достойно причащающийся соединяется со Христом//ДС 1906. 2.41–43. 737 . Феофан Затворник , св. В день сошествия Святого Духа (Слово)//ДС 1907. 6. 172–177. 738 . Феофан Затворник , св. Значение храма Божия//Афонский листок. 1907. 59. 1–4. 739 . Феофан Затворник , св. Трудись во спасение, но Царствие себе не присваивай//Афонский листок. 1907. 73. 1–4. 740 . Феофан Затворник , св. Духовное состояние преуспевших//Русский инок. 1911. 7. 13–14. 741 . Феофан Затворник , св. Четыре неизданных письма, хранящихся в одной из Афонских обителей/Публ. Мосина А. М.//Символ. 1985. 13. 194–203. 742 . Феофан Затворник , св. Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника . Загорск 1990. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

705. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 года. 706.  …доселе дойдешь и не перейдешь… (Иов. 38. 11). 707. Слово 28, гл. 17. 708. Там же, гл. 19. 709. Слово 4, гл. 93. 710. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 711. Слово 28, гл. 51. 712.  …но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72. 16–17). 713. Гл. 14. 714. Лк. 17. 21. 715. Святой Исаак Сирский. Слово 8. 716. Святой Исаак Сирский. Сл. 2. 717.  тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 718.  встань и ходи (Деян. 3. 6). 719. Мф. 25. 3. 720.  Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33. 9.) 721. Ответ 115. 722.  …ожидающих движения воды (Ин. 5. 3). 723.  Я знаю, которых избрал (Ин. 13. 18). 724.  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15. 16). 725. То есть по действию Божественной благодати. 726. Цветник. Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 727. Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 728. Ср.: …роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26. 19). 729. Наставление 32. 730. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 731. Наставление 29. 732. Наставление 4. 733. Наставление 11. 734. Наставление 11. 735. Наставление 6. 736.  ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7. 8). Слово 28, гл. 56. 737. 1 Сол. 5. 17. 738.  Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50. 17). 739.  …приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13. 15). Добротолюбие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Благотворительность составляла «существенную стихию жизни Ивана Николаевича, как ученая и литературная деятельность». Он был казначеем в Братстве Преподобного Сергия при Академии, председателем Общества Преподобных Сергия и Никона для бедных жителей Сергиева Посада, членом Совета Александро-Мариинского дома призрения, секретарем Общества Красного Креста, членом Общества спасения на водах. Отдельные архивные материалы И.Н. Корсунского находятся в архиве Московской Духовной Академии, хранящемся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 172. Непрерывные напряженные труды подорвали здоровье Ивана Николаевича, и у него открылась чахотка. Иван Николаевич Корсунский скончался 10 декабря 1899 года. Академия и весь город провожали его в последний путь. Во время заупокойной литургии и погребения было произнесено пятнадцать речей, два студента посвятили Ивану Николаевичу стихотворения. Печатные труды 729 . Архимандрит Григорий, инспектор Московской Духовной Академии//Богослов, вестник. – 1893. – Дек. – С. 556–565. 730 . Братство преподобного Сергия при Московской Духовной Академии: (По поводу годичного собрания). – М.: Тип. Снегиревой, 1894. – 7 с. – Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов – М., 1957. -Т. 2. – С. 9. 731 . Воссоединение униатов и Филарет, митрополит Московский. _[М., 1889]. – 88 с. – Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1889. – Ч. 44. То же. – М.: Тип. Волчанинова, – 88 с. 732 . Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Литовский: (Некролог). – [М., 1891]. – 13 с. 733 . Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский: По случаю 50-летнего юбилея его священства. – М.: Унив. тип., 1898. – 50 с, 1 л. портр. 734 . Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанский: (К 20-летию со дня кончины)//Вера и Церковь . – 1899. – Т. 2, кн. 9. – С. 590–628. 735 . Высокопреосвященный архиепископ Иосиф, бывший Воронежский: (Некролог). – М.: Унив. тип., – 13 с. 736 . Высокопреосвященный Исидор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский: (Некролог). – М., 1893. – 65 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

славы своей, в пристанище обуреваемых, во врачество страстей; молится, чтобы новозаветный жертвенник прославился паче ветхозаветного и проч. 2) После молитвы и обычной великой ектении, над св. трапезою совершается омовение и помазание ея. Омовение престола есть древнее и священное действие. Если обыкновенное чувство приличия требует, чтобы мы и обыкновенную пищу предлагали на столе омытом и чистом, то не более ли обязываемся к омовению св. престола для освящения на нем истинного брашна. Пример очищения храма Божия и алтаря предписан был в ветхом завете ( Лев.16:16:20 ). Св. Златоуст говорит: «губою омываем церковь , да в чистой церкви вся предложится» 728 . Подобно ветхозаветной воде очищения, растворенной жертвенною кровию ( Лев14:4–7 ), или во образ всеосвящающей крови Богочеловека, которая, истекши из пречистого ребра Его вместе с водою, оросила Голгофу – этот первый жертвенник; и в знамение того, что на престоле будет приноситься, по примеру Мелхиседека, вино благовонное по благодати и животворное, престол окропляется и очищается во имя Отца и Сына и Св. Духа, розовою водою, соединенною с красным вином, при словах 50 псалма: окропиши мя иссопом и очищуся, омывши мя паче снега и убелюся 729 и проч. Омытие престола напоминает о таинстве крещения 730 . И как по крещении Прав. Христианин помазуется св. миром: так и по омовении и отертии престол купно с антиминсом крестовидно помазуется св. миром, при возглашении: «вонмем, аллилуия», и при пении псалма 132, внушающего, что храм освящается св. миром и тем утверждается на нем благословение Господа выну и он становится источником дарований духовных 731 . Миропомазание престола и храма употребляется издревле. Сам Бог учредил это действие в ветхом Завете, повелев Моисею освятить елеем помазания алтарь в устроенной им скинии, все принадлежности скинии и самую скинию (Исх. 40 9–10): и Моисей помаза и освяти ю ( Числ.7:1 ). О помазании миром св. престола упоминают св. Дионисий Ареопагит , муж апостольский 732 , и блаженный Августин 733 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1481C; р. п., с.157,158. 725 Cap. de charitate II,19; III,43 [р. п. I,109,126]. Ep.14, PG.91, 537D-540A, p.309–310. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,21, PG.93, 1488A, с.161; преп. Марк Подвижник, De his qui putant 87,88 (94,95), PG.65, 944A; р. п., с.59. Преп. Максим (как это ни странно) ничего не говорит о молитве Иисусовой, о чем так много говорят уже преп. Исихий и блаж. Диадох. 726 Cap. de charitate II,25,34; I,36,34 [р. п. I,110,112,99]. Cap. theol. I,37: II,26 [р. п. I, 221. 239]. Ambigua, PG.91, 1237C, f.194a. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 512A, p.152 [р. п. II, 185]; LV, 544C, p.169–170 [р. п. II,200] (cap. quing. III,51: περι τεσσρων απαθειων). Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 27. 28 (29. 30), PG 65, 936A; р. п., с.48; блаж Диадох, гл.35, с.112. 727 Expositio in psalm. LIX, PG 90, 861C, p.338 [р. п. I,210]. О созерцании см. ниже, в начале главы»Естественное созерцание». 728 Сар. de charitate I,1; IV,91 [p. n I,97,144]. Cap. quing. I,17. Блаж. Диадох, гл.1, с.22. 729 Сар. de charitate II,25; III,68; I,2 [р. п. I,110,129–130,97]. 730 Ibid. I,1.5.7.8.43; III,50 [р. п. I,97,100]. По Евагрию, любовь — цель практического любомудрия (Cap pract. 56, PG.40, 1233С; р. п., с.578 [с.109, гл.84]). Такой же взгляд находим и у преп. Марка: любовь — последняя по порядку, но высшая по достоинству добродетель (De his qui putant 35(37), PG.65, 936B; р. п., с.49); нет ничего выше любви божественной (ibid. 89 (96), 944А; р. п., с.59=Cap, de charitate I,9 [р. п., I,97]). Ср. у аввы Дорофея, Doctrina XIV, 2, PG.88, 1776В; р. п., с.167. 731 Cap. de charitate II,48 [р. п.1,114]. Ер.2, PG.91,397B, р.221–222 (cap. quing. 1,32). 732 Cap. de charitate I,10,12 [р. п. I,97,98]. Cap. theol. I,39 [р. п. I,221]. Ambigua, PG 91, 1249B, f.199a. Блаж. Диадох, гл.1. 14,91, с.23,38–39,478–481. 733 Сар. de charitate I,4.7; III,50 [р. п. I,97,127] Ep.12, PG.91, 508A, p.289. Cap. theol. II,9 [р. п. I, 235]. 734 Ep.14, PG.91, 533B, p.307 Cp. Cap. de charitate IV,90; I,23 [р. п. I,144,98]. 735 Ep.2, PG.91, 393C-396A, p.220.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

726 22 апреля 1917 г. состоялось совещание послов Англии, Франции, Италии и Соединенных Штатов с министром иностранных дел П. Н. Милюковым. Предварительно прошло отдельное совещание послов перечисленных стран, которые выработали точку зрения на происходящие в Петрограде события. Послы признали, что осложнения, возникшие на почве опубликования Временным правительством ноты союзным державам, относятся всецело к внутренним делам России. 727 Вероятно, речь идет об одной из двух книг П. Г. Клепатского: 1) Очерки по истории Киевской земли. Т. I. Одесса, 1912; 2) Русская история. Опыт научного построения гимназического учебника. Ч. 1. Одесса, 1916. 728 Имеется в виду совещание у председателя Судебной палаты В. Н. Челищева по вопросу реорганизации бывшего сыскного отделения. 729 То есть жесткий дирижабль системы Цеппелина, по имени его разработчика Ф. Цеппелина (1838–1917). 25 апреля 1917 г. последовало опровержение этого сообщения. 730 Зимой и весной 1917 г. Кавказская армия испытывала большие трудности, только за период с 1 по 18 апреля 1917 г. от цинги и тифа вышли из строя 34 017 человек (см.: Арутюнян А. О. Кавказский фронт 1914–1917. Ереван, 1971. С. 260). Здесь, как и на других фронтах, активно шло разложение армии. В таких условиях Н. Н. Юденич, назначенный 3 марта 1917 г. исполняющим обязанности главнокомандующего отдельной Кавказской армией, а 3 апреля (после образования Кавказского фронта) его главнокомандующим, вынужден был прекратить наступление на Багдадском и Пенджабском направлениях и перейти к позиционной обороне. Некоторые части отводились в районы с лучшим базированием. Именно этими обстоятельствами объясняется оставление русскими войсками городов Муш и Огнот в западной Турции (восточнее озера Ван). 731 Комитеты общественных организаций были созданы для поддержки Временного правительства. Возникли во многих городах России. Московский комитет общественных организаций образован 1 марта 1917 г. по инициативе городского головы М. В. Челнокова. 732 Имеется в виду законопроект, разработанный Комиссией по сохранению древних памятников при Московском Археологическом обществе (членом которого состоял Богоявленский) еще в 1911 г. и, с некоторыми исправлениями и дополнениями, вносимый вновь на обсуждение. Печатный экземпляр «Проекта закона об охранении древних памятников в России» с правкой, в том числе, с исправлением даты опубликования 1911 на 1917, см.: ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 669. Л. 46–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

716 Согласно Септуагинте: «произойдет отрасль от корня Иессея, и цветок от корня появится». Цветок, flos, упоминается в этом месте и в Вульгате. В еврейском тексте употреблено слово со значением: «побег, черенок», которое встречается, кроме указанного места, только в трех местах: Ис. 14:19; 60:21; Дан. 11:7. 717 См.: Ис. 11:2—3. 718 Конъектура Кройманна. в рукописи: «не соответствовало все разнообразие духовных свидетельств». 719 См.: Ис. 53:3. 720 См.: Ис. 53:7. 721 Ср.: Ис. 42:2. 722 Ср.: Ис. 42:3. 723 Вставка Кройманна. 724 Тертуллиан пока говорит только о предвозвещении (Кройманн). 725 Кройманн исключает это слово. 726 Греч.: παιδς. 727 См.: Ис. 50:10. 728 См.: Ис. 53:4; Мф. 8:17. 729 Между своим Христом и Христом Творца. 730 См.: Втор. 21:23. 731 Интерпретация Кройманна. Другая интерпретация: «откладываю». 732 In hostiam. 733 Lignum. Ср.: Быт. 22:6—7. В Септуагинте и Вульгате используется множественное число: та ξλα/ligna. 734 In victimam. 735 Lignum. 736 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и не». 737 «дикого быка» в оригинальном тексте; в Септуагинте: «единорога», в Вульгате: «носорога». 738 См.: Втор. 33:17. 739 Конъектура Кройманна. В рукописи: «истолковывает». 740 См.: Быт. 49:5. Цитата по Септуагинте. 741 Букв.: «печень». 742 См.: Быт. 49:6. Цитата по Септуагинте. 743 Ср.: Исх. 17:10—13. 744 Ср.: Исх. 20:4,23; Лев. 19:4; 26:1. 745 Ligno. 746 Ср.: Числ. 21:8—9. 747 A ligno. См.: Пс. 96 95:10; ср.: 1 Пар. 16:31. В еврейском, греческом и латинском тексте этого псалма нет слов «с древа», однако Иустин ссылается на них в lust. Apol., 1,41, а в lust. Dial., 73 обвиняет иудеев в том, что они изъяли эти слова из псалма. 748 Вставка Кройманна. 749 Конъектура Кройманна. В рукописи: «даже если». 750 Ср.: Рим. 5:14. 751 По мнению Кройманна, слова «новой славы» можно поставить перед словами «новых веков»: «новый Царь новой славы новых веков Христос Иисус». 752 Lignum. 753 См.: Иер. 11:19. 754 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 755 Ср.: Лк. 22:19; Мф. 26:26; М с. 14:22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

661 Nec ultra volui legere; nec opus erat. Statim quippe cum fine hujusce sententiae quasi luce securitatis infusa cordi meo, omnes dubitationis tenebrae diffugerut [Я не захотел читать дальше, да и в этом не было необходимости. Тотчас, как я закончил читать эти строки, какой-то свет безмятежности излился в мое сердце, рассеялся мрак моих сомнений] (Ibid. VIII, 29, PL 32, 762). 662 Convertisti me ad te, ut nec uxorem quaererem, nec aliquam spem saeculi hujus [Ты обратил меня к Себе, дабы я не искал ни женитьбы, ни какой-либо иной радости века сего] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VIII, 30, PL 32, 762). 663 Putabam enim me miserum fore nimis, si feminae privarer amplexibus, et medicinam misericordiae tuae ad eamdem infirmitatem sarandam non cogitabam, quia expertus non eram; et propriarum virium credebam esse continentiam, quarum mihi non eram conscius, cum tam stultus essem ut nescirem, sicut scriptum est, neminem posse esse continentem, nisi tu dederis (Sap. VIII,21). Utique dares, si gemitu interno pulsarem aures tuas, et fidesolida in te iactarem curam meam [Я считал, что буду слишком несчастлив без женских объятий, и не думал, что эту немощь может излечить милосердие Твое, поскольку я не испытал его. Я верил, что воздержание зависит от наших собственных сил, которых за собой не замечал, и был настолько глуп, что не понимал слов Писания о том, что никто не может быть воздержанным, если того не дарует Бог ( Прем.8:21 ). И Ты, конечно, даровал бы, если бы внутренний стон души моей поразил слух Твой и я с твердой верой переложил на Тебя заботу свою] (Ibid. VI, 20, PL 32, 729). 676 Ibid. III, 1, PL 32, 683; IV, 13, 15, PL 32, 698, 699; VI, 26, PL 32, 732. Рус. пер. C. 44–45, 79–80, 81–82, 156–158. 677 Augustinus Hipponensis. Confessiones I, 15–16, 20–22, 50, PL 32, 667–668, 670, 674. Рус. пер. С. 14– 15, 17–20, 26–27. 680 Confessiones praeteritorum malorum meorum, quae remisisti et texisti, ut beares me in te (Psal. XXXI, 1), mutans animam meam fide et Sacramento tuo, cum leguntur et audiuntur, excitant cor ne dormiat in desperatione et dicat, Non possum; sed evigilet in amore misericordiae tuae et dulcedine gratiae tuae, qua potens est omnis infirmus, qui sibi per ipsam fit conscius infirmitatis suae. Et delectat bonos audire praeterita mala eorum, qui jam carent eis; nec ideo delectat quia mala sunt, sed quia fuerunt et non sunt [Исповедь моих прежних грехов, которые Ты покрыл и отпустил мне, чтобы я был счастлив в Тебе, изменив сердце мое верой и таинством, – эта исповедь, когда ее читают или слушают, будит сердце, чтобы оно не спало и не говорило: «Я не могу», но чтобы бодрствовало в любви милосердия Твоего и сладости благодати Твоей, которой силен всякий немощный, осознавший через нее свою немощь. Добрым лодям нравится слушать о прошлых бедах, пережитых другими; и радуются не бедам, а тому, что они были, а теперь их нет] (Augustinus Hipponensis. Confessiones Χ, 4, PL 32, 780).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010