Большие по размеру В. как украшения праздничной службы могли выносить в процессии великого входа. Эта традиция отражена, напр., в рус. соборных Чиновниках XVI-XVII вв.; перенесение подобного большого В. ангелами на плечах встречается в поздневизант. фресковых росписях, напр. в ц. св. Антония во Вронтисиу (1425-1450, Крит). Символическую интерпретацию «Се Агнец Божий». Воздух. 1562–1563 гг. (КОХМ) «Се Агнец Божий». Воздух. 1562–1563 гг. (КОХМ) В. дает Псевдо-Герман К-польский (кон. VIII в.), сравнивая его с камнем, к-рым Иосиф запечатал гроб Христов, а также с завесой небесного храма, описанного в 10-й гл. Послания к Евреям (что само по себе указывает на большой размер В.- см.: Герман, свт. Сказание. С. 70-71). Согласно блж. Симеону, архиеп. Фессалоникийскому, В. символизирует твердь небесную, а также плащаницу Спасителя (PG. 155. Col. 288; рус. пер.: Симеон Солунский . Соч. С. 131). Понимание В. как плащаницы Спасителя, обусловленное не в последнюю очередь обычным для визант. толкователей VIII-XV вв. осмыслением великого входа как символа погребения Христа, привело к установлению композиции «Положение во гроб» как наиболее распространенного варианта декорации В. Помимо понимания В. как напоминания о Страстях Христовых традиц. является символическое толкование обряда потрясания В. во время произнесения Символа веры как указания на благодать Св. Духа. В. и плащаница Одно из наиболее ярких священнодействий утрени Великой субботы - шествие с Евангелием и плащаницей после великого славословия - первоначально было простым входом с Евангелием; однако в XIV в. появилась практика заворачивать Евангелие в В.: так, в греч. Типиконе (Vatop. 320 (931)) 1346 г. сказано, что во время входа на утрене Великой субботы священник «поверх плеча своего несет Евангелие, обернутое воздухом». В XV-XVI вв. во время этого священнодействия В. с вышитой на нем композицией «Положение во гроб» выносится уже как самостоятельный предмет и получает название «плащаница»; Евангелие несет предстоятель, остальные священники - В.; после XVII в. плащаница уже не называется словом «воздух» (см. статьи Великая пятница , Великая суббота , Плащаница ). Иногда В. используется при др. священнодействиях: напр., им покрывают блюдо, на к-ром выносится крест в чине Воздвижения креста ( Троицкий. 1912).

http://pravenc.ru/text/155094.html

1657 г. 5 дек. того же года Вятским архиереем был назначен Александр, еп. Коломенский Коломенская епархия была упразднена и присоединена к Патриаршей области , на вост. окраинных землях к-рой образовалась новая епархия. Еп. Александр приехал на Вятку в апр. 1658 г., местом его пребывания стал Трифонов Успенский мон-рь. Для содержания кафедры были определены Бобинский стан и Иоанно-Предтеченский мон-рь в Котельниче. Перемещение еп. Александра из Центр. России на Вятскую кафедру, по-видимому, было связано с его неприятием богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном . После оставления Никоном Патриаршего престола в 1658 г. еп. Александр уехал в Москву. В 1661 г. вернулся в В. е., принимал у себя старообрядцев, в частности Феоктиста , бывш. игум. московского во имя Иоанна Златоуста монастыря , арестованного в 1666 г. в Хлынове, занимался ревизией богослужебной реформы. С февр. 1666 г. архиерей находился в Москве, участвовал в работе Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Вернулся на Вятку 27 нояб. 1669 г., получив пожалование вотчинами и деньгами на постройку архиерейского дома при Никольском соборе в Хлынове, но строительство не было начато. В 1669 г. еп. Александр установил под 24 мая празднование явлению Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца (событие произошло ок. 1383). 8 янв. 1674 г. еп. Александр оставил кафедру и удалился в Коряжемский во имя свт. Николая монастырь . Его преемником на Вятской кафедре стал еп. Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Иона (Баранов) , 12 марта 1682 г. возведенный в сан архиепископа. Трудами архиеп. Ионы на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, освящение храма с приделом во имя свт. Николая состоялось в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы, в Трифоновом мон-ре - Успенский собор (1689) и Никольская надвратная ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

в с. Юрьеве Котельнического р-на, 1767-1778, и др.) или аттиком с картушами по краям, между к-рыми «вписано» полуглавие, напр. в Спасской ц. в с. Спас-Талица Оричевского р-на (1765-1788). По образцу этих церквей до кон. 90-х гг. XVIII в. на Вятке было построено много сельских храмов (в основном 1-этажных), на нек-рых старых храмах поставлены малые восьмерики. Среди церквей этого периода выделялись: Вознесенская в с. Хмелёвка (ныне Зуевский р-н, 1776, не сохр.) - особой изощренностью декора, близкого к Крестовской ц. в Иркутске (1747-1760), Спасская в с. Вяз Кирово-Чепецкого р-на (1773-1783) - стройными пропорциями, рельефным декором и оригинальными полуглавиями («бровки» со сдвоенным окном). Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Великорецкая икона свт. Николая. Икона. XVII в. (КОХМ) Юж. районы В. е. в отличие от сев. поморских - всегда тяготели к Поволжью, к соседним Казани и Чебоксарам. Ранние бесстолпные каменные храмы, Благовещенский в Яранске (1699), Покровский в Кукарке (1700, ныне г. Советск), 2-этажный Спасский собор Цепочкина мон-ря близ Уржума (1700-1711, не сохр.) и Никольский в Нолях (1722-1724, ныне г. Нолинск), отличаются от собственно вятских церквей более сдержанным декором (вогнутые фронтончики в очельях и др.). Особое место занимала ц. во имя Рождества Пресв. Богородицы в Шошме (с. Рождественское Яранского р-на, по мнению А. Ю. Каптикова, построена в кон. 90-х гг. XVII в., обрушилась в 1996) - единственный памятник столичного нарышкинского стиля в архитектуре В. е.: храм типа восьмерик на четверике с колокольней, имевшей 3 яруса восьмериков. Восьмерик церкви, имевшей вытянутые пропорции, был увенчан кокошниками с заполненными тонкой белокаменной резьбой «лепестками», главы и ажурные кресты были покрыты поливными изразцами. Тесная связь с Поволжьем продолжалась и в дальнейшем, хотя можно проследить и отдельные влияния вятской школы. В сер. XVIII в. на территориях между вятским севером и югом были построены церкви типа восьмерик на четверике с отдельными чертами декора храмов великорецкого типа, напр.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Во 2-й пол. XIX в. калужские письма также сохраняют самобытность и узнаваемость. Напр., на иконе «Св. Иоанн Богослов в молчании» (частное собрание, Германия; см.: Zacharuk. 2005), написанной калужским иконописцем купцом Иваном Ивановым Касалаповым в 1860 г. по заказу мещанина из Жиздры Ивана Андреева Сперанского, заимствованная на Ветке орнаментика сочетается с типичным калужским колоритом и виртуозным сложным письмом личного. Т. Н. Нечаева, М. А. Чернов XVIII-XIX вв. (К. и Б. е.) В интерьерах мн. деревянных храмов XVIII-XIX вв. в кон. XIX в. стояли старые тябловые иконостасы, нередко перенесенные в них из прежних церквей. Характерным примером был иконостас ц. Покрова в с. Высоком, где «единственным декоративным украшением… [были] две полки-тяблы, расписанные цветным орнаментом, и столбцы у царских дверей. Местные образа прикреплены прямо к восточной стене, низ которой, под каждой иконой, завешен пеленой… Иконы второго яруса поставлены наклонно и вверху закруглены» ( Преображенский. 1891. С. 78; уцелевшие иконы хранятся в КОХМ). Внутреннее убранство XVIII в. с барочным резным декором сохранялось в кон. XIX в. в храме в с. Огорь, где «иконостас… набран вызолоченною резьбою… [на царских дверях] вырезаны из дерева Божия Матерь с 12 апостолами» (Там же. С. 112). С сер.- 2-й пол. XVIII в. иконы и иконостасы выполняли в стиле барокко. Барочные интерьеры храмов почти повсеместно утрачены (некоторые были переделаны в XIX в., многие разрушены во время Отечественной войны 1812 г.). Большинство сохранившихся к нач. ХХ в. интерьеров уничтожено в советское время. Уцелел высокий иконостас (кон. XVIII в.) в церкви с. Спас-Прогнанье Жуковского р-на, украшенный резьбой с головками херувимов. В церкви микрорайона Роща Боровска сохранились фрагменты старого резного иконостаса, замененного в XIX в. Обзор иконостасов 2-й пол. XVIII в. в 34 храмах Перемышльского у. ( Пуцко. 2004) показал, что в 11 из них были включены резные скульптурные элементы. Распространены были резные царские врата и скульптурная композиция в завершении иконостаса - Распятие с предстоящими. В 4 храмах была скульптура иного типа - в Никольской ц. Людемска (Людимеска) придельный иконостас украшали изображения 2 ангелов с рипидами и 4 сидящих евангелистов.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Известно, что К. и. встречали в Калуге и в дни больших церковных праздников, напр. в 1876 г., на праздник Покрова Пресв. Богородицы ( Рождественский. 1876). Широкое почитание К. и. нетрадиционного для старообрядцев письма имело ту особенность, что проявлялось оно в Калужском крае с крепкими старообрядческими устоями. В 1899 г. было засвидетельствовано чудо исцеления жены коллежского асессора З. А. Чуфаровской. Семья исцеленной в благодарность ходатайствовала о принесении иконы в их дом в Боровске, около половины населения которого составляли старообрядцы. При встрече К. и. к крестному ходу примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания св. иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» ( Извеков. 1900. С. 3). Признание и почитание К. и. старообрядцами подтверждает существование списков иконы, выполненных в старообрядческой стилистике, а также включение ее в состав клейм икон праздников и избранных святых (напр., клеймо К. и. на иконе «Воскресение Христово, с клеймами праздников и избранными святыми», кон. XVIII в., ц. вмч. Георгия «за верхом» в Калуге, написанной калужским мастером в манере, близкой к манере ветковских мастеров ( Нечаева Т. Н., Чернов М. А. «Писанъ в Калуги...»: Калужские иконы XVIII-XIX вв.//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2010. 11(81). С. 24. Ил. 82, 83 на с. 58). Об исключительном значении К. и. для жизни Калужского края свидетельствуют изображения иконы вместе с Калужскими чудотворцами. Так, на иконе 2-й пол. XIX в. (КОХМ) представленную на золотом фоне в среднике К. и. придерживают по сторонам святые Лаврентий и Тихон Калужские (см.: Там же. Ил. 57 на с. 48). Почитание иконы выражалось и в стихотворной форме, причем из стихотворения, принадлежащего еп. Макарию (Троицкому), можно узнать не только о количестве дней празднования К. и. в кон. XIX в. («Троекратно в год приходит Матерь Божия в наш град»), но и о некоторых особенностях крестного хода ( Макарий (Троицкий), еп. Стихотворение на день посещения Калужской чудотворной иконы Матери Божией г. Калуги//Калужские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. 19. С. 682-685).

http://pravenc.ru/text/1320157.html

вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере, Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533 г. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавец (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 - фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 - оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК) В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу - святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой - ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

В Николаевской ц. Елабуги находилась икона свт. Николая, явившаяся в 2 верстах от г. Мамадыша (Казанская губ.), в овраге над источником, именуемым Св. Чашей; время ее явления и перенесения в Елабугу, а также совр. местонахождение неизвестны. В с. Понине Глазовского у. хранились перенесенная с Афона икона Божией Матери «Достойно есть», а также образ свт. Николая, по преданию присланный имп. Елизаветой Петровной в дар удмуртам, когда они согласились принять христианство, ежегодно этот образ 9 мая с крестным ходом переносили в дер. Дондинскую, на место, где первоначально были крещены местные удмурты (не сохранился). В Троицком соборе, в Котельниче, пребывала икона прп. Алексия, человека Божия, пожертвованная царем Алексеем Михайловичем (утрачена). В часовне в починке Липовском, в 10 верстах от с. Боровица, находилась икона Соловецких чудотворцев, по преданию оставленная там монахами Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , потому что была буря и монахи не могли отплыть от этого места, пока не оставили икону. 27 сент. к часовне приходили многочисленные паломники (икона не сохранилась). В 1865 г. в Вятке, над Раздерихинским оврагом, на месте деревянной часовни («Устюжской») была построена каменная часовня во имя арх. Михаила (разрушена в 1925, восстановлена в 1999). В 4-ю субботу по Пасхе в ней совершалось поминовение убитых в кон. XIV в. вятчанами устюжан (по преданию пришедших к ним на помощь против марийцев и удмуртов, но принятых за врагов). В часовне хранился покаянный крест, установленный в 1592 г. на месте битвы (в наст. время в Кировском обл. художественном музее). В 6 верстах от Орлова, на месте явления чудотворного образа Рождества Предтечи Христова Иоанна, была построена Монаховская часовня (ни икона, ни часовня не сохр.). Свящ . Андрей Дудин Архиереи: Распятие Господне с предстоящими и Нерукотворным образом Спасителя. Из часовни во имя арх. Михаила. 1592 г. (КОХМ) Распятие Господне с предстоящими и Нерукотворным образом Спасителя. Из часовни во имя арх.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Лит.: Милорадович Г. А. Вятка и ее достопримечательности. Вятка, 1874; Чудотворные и особо чтимые иконы Вятской епархии//Памятная кн. и адрес-календарь Вятской губ. на 1897 г. Вятка, 1896; То же... на 1898 г. Вятка, 1897; Софийский Л. Из истории Слободского//Вятские ЕВ. 1904. 8. с. 25; В-н А. Повесть о стране Вятской//Тр. Вятской УАК. Вятка, 1905. Вып. 3. Отд. 2. С. 1-97; Шабалин В. И. Иконописцы и иконопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во 2-й пол. XVIII в.//Там же. 1910. Вып. 2/3. Отд. 3. С. 78-102; Храмы Вятской епархии//Изв. Имп. археол. комиссии. СПб., 1912. 44, 46; 1913. 48; Гнедовский Б. В. , Добровольская Э. Д. Дорогами земли Вятской. М., 1971; Живопись Хлынова XVII в.: Кат. произв., включ. в экспозицию музея/Сост. Г. Киселева. Киров, 1978; Берова И. В. Архит. памятники вятского барокко//Архит. наследие и реставрация. М., 1990. С. 112-125; Каптиков А. Ю. Каменное зодчество рус. Севера, Вятки и Урала XVIII в.: Пробл. региональных школ. Свердловск, 1990; Правосл. золотное шитье: Из собр. КОХМ: Кат. выст. М., 1992; Бруцкая Л. А. Иконописание в Вятской епархии 2-й пол. XVIII в.//История и культура Вятского края. Киров, 1994; Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5: Архитектура; 1999. Т. 9: Культура и искусство; 2000. Т. 10: Ремесла; Хрипунова Л. Г. Архитектура г. Лальска: градостроительное развитие и памятники церк. зодчества кон. XVII-XVIII вв.: АКД. СПб., 1996; Рузаева Е. И. К вопр. о многопрестольности в рус. деревянном зодчестве кон. XVI в.: (Успенский собор Трифонова Вятского мон-ря)//Архив архитектуры. М., 1997. Вып. 9. С. 174-187; Безверхова Л. Б. Великорецкое: История и архитектура. Киров, 1998; Слободской Екатерининский кафедр. собор: 300 лет. Слободской, 1999; Добровольская Э. Д. Памятники нар. деревянного зодчества России в творчестве Б. Гнедовского: 40 лет в реставрации: 1947-1988. М., 2000; Кировский худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых: Мат-лы и исслед. (1994-1997). Киров, 2000; Мохова Г. А. Вятские иконописцы. Киров, 2001; она же. Вятское худож. серебро. Киров, 2003; Вятка: Памятники и памятные места. Киров, 2002; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 39, 103-106, 148-152.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Михаила. 1592 г. (КОХМ) еп. Александр (5 дек. 1657 - 8 янв. 1674), Иона (Баранов; 23 авг. 1674 - 8 окт. 1699, с 12 марта 1682 архиеп.), архиеп. Дионисий (Ушаков; 4 авг. 1700 - 7 февр. 1718), Алексий (Титов; 25 янв. 1719 - 26 сент. 1733, с 19 февр. 1731 архиеп.), еп. Лаврентий (Горка; 26 сент. 1733 - 10 апр. 1737), еп. Киприан (Скрипицын; 31 дек. 1737 - 18 мая 1739), еп. Вениамин (Сахновский; 18 мая 1739 - 6 (2?) дек. 1742), еп. Варлаам (Скамницкий; 27 февр. 1743-1748), еп. Антоний (Илляшевич; 25 мая 1748 - 16 нояб. 1755), еп. Варфоломей (Любарский; 19 июня 1758 - 5 июня 1774), еп. Лаврентий (Баранович; 6 авг. 1774 - 13 марта 1796), еп. Амвросий (Яковлев-Орлин; 1 июня 1796 - 29 янв. 1804), еп. Серафим (Глаголевский; 29 янв. 1804 - 7 июля 1805), еп. Гедеон (Ильин; 20 авг. 1805 - 3 мая 1817), еп. Амвросий (Рождественский-Вещезеров; 15 июля 1817 - 28 окт. 1822), еп. Павел (Морев; 27 мая 1823 - 19 марта 1827), еп. Кирилл (Богословский-Платонов; 26 марта 1827 - 3 янв. 1832), еп. Иоанникий (Образцов; 3 апр. 1832 - 1835), еп. Нил (Исакович; 8 дек. 1835 - 23 апр. 1838), еп. Неофит (Соснин; 23 апр. 1838 - 29 марта 1851), еп. Елпидифор (Бенедиктов; 29 марта 1851 - 7 янв. 1860), еп. Агафангел (Соловьёв; 6 февр. 1860 - 17 июня 1866), еп. Христофор (Еммаусский; 17 июня - 5 окт. 1866), Аполлос (Беляев; 12 дек. 1866 - 7 июня 1885, с 20 апр. 1880 архиеп.), еп. Макарий (Миролюбов ; 7 июня 1885 - 5 дек. 1887), еп. Сергий (Серафимов; 5 дек. 1887 - 10 авг. 1896), еп. Алексий (Опоцкий; 10 дек. 1896 - 10 нояб. 1901), еп. Никон (Софийский ; 10 дек. 1901 - 27 нояб. 1904), еп. Филарет (Никольский; 27 нояб. 1904 - 20 марта 1914), еп. Никандр (Феноменов; 20 марта 1914 - нояб. 1918), Слободской еп. Алексий (Кузнецов; 11 нояб. 1918 - 20 мая 1919, в. у.), еп. Николай (Покровский ; май 1919 - 19 окт. 1920), еп. Яранский, затем Уржумский сщмч. Евсевий (Рождественский ; 19 окт. 1920 - янв. 1921, в. у.), Слободской еп. священноисп. Виктор (Островидов; февр.- 13 мая 1921, в. у.), Павел (Борисовский; 13 мая 1921 - авг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001   002