Попразднственные песнопения вообще, можно сказать, менее предпразднственных оригинальны.    Здесь все важнейшие песнопения, как и в другие попразднства, заимствуются из праздничной службы. Оттуда берутся почти все заключительные стихиры (на «Слава и ныне»), причем праздничные стихиры выпеваются здесь все по очереди, которая начинается с литийных стихир (стихиры на «Господи воззвах», как наиболее видные в службе этого праздника, не поются в попразднство): так, 16-го числа в качестве заключительной стихиры на хвалитех поется 1-я литийная стихира праздника («Подобаше самовидцем»), 17-го на Господи воззвах — 2-я литийная, на стиховне вечерни — 3-я, на стиховне утрени — 4-я. На таких же группах стихир 18-го числа и на Господи воззвах 19 августа — поются по очереди все 4 стиховные стихиры праздника. 19 августа в качестве заключительных к стиховным стихирам вечерни и утрени поются опущенные ранее 5-я и 6-я литийные стихиры. 20-го последняя хвалитная (первые три хвалитные, как не самогласные, не поются в попразднство) и стихира 50-го псалма. 21-го на Господи воззвах в качестве заключительной поется такая же стихира с малой вечерни праздника. 22-го — опять первая литийная стихира. Все же остальные заключительные стихиры попразднственных дней не заимствуются из праздничной службы, а новые. Такие новые стихиры положены прежде всего на вечерне под 16-е августа, наиболее торжественной по близости к празднику и по совпадению этого дня попразднства с новым праздником (Нерукотворенного Образа): на «Господи воззвах» гл. 8-й «Девичестии лицы», на стиховне гл. 8-й «Уверяя Иисус» — творение знаменитого в церковном песнотворчестве императора Льва VI («Леонта деспота»). Если здесь особые стихиры даны «за честность дне», то в других случаях — по недостатку праздничных стихир: так на стиховне вечерни в 21 и 22 августа — обе упомянутые стихиры с вечерни 16-го; на стиховне утрени 21 и 22 заключительные стихиры новые для соответствия всей группе по гласу и подобну.    Повторяет попразднство и другие песни праздника. Так, новые светильны попразднство имеет только 16 и 17-го, а далее (18, 19, 20, 21 и 22-го) — светилен праздника. Реже повторяются седальны праздника: 1-й седален повторяется 17, 19, и 21-го, 2-ой — 20-го.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лики начинают антифонно 71 петь стихиры на стиховне, причем первая стихира исполняется без предшествующего ей стиха. Канонарх: «Глас такой–то», и первую строку первой стихиры. 1–й лик поет первую воскресную стихиру на стиховне (из Октоиха). Канонарх, стих: «Господь воцарися». 2–й лик: «В лепоту облечеся» и вторую воскресную стихиру на стиховне. Канонарх, стих: «Ибо утверди вселенную». 1–й лик: «Яже не подвижится» и третью воскресную стихиру на стиховне. Канонарх, стих: «Дому Твоему подобает святыня Господи». 2–й лик: «В долготу дний» и четвертую воскресную стихиру на стиховне. Если «на Славу» в Минее есть стихира святому, то исполняется она. Канонарх: «Слава, глас такой-то». 1–й лик: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и стихира святого «на Славу» из Минеи. Канонарх: «И ныне, глас той же». 2–й лик: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и богородичную воскресную стихиру, по гласу «Славы» святого, из первого приложения Минеи. Если же «Славы» святого нет, то: Канонарх: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, глас той же». 1–й лик: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и богородичную стихиру на «Слава, и ныне» из Октоиха, по гласу недели. Во время пения стихир на стиховне духовенство, с предшествующими свещеносцами, несущими подсвещники с горящими свечами, переходят в храм. Посреди храма, против царских врат, пономарь заблаговременно поставляет т. н. «литийный» стол, покрытый пеленой, на котором приготовлены на приличном сосуде («литийнице») для благословения пять хлебов, пшеница и два небольших сосуда, один слева (от молящихся) с вином, другой справа с елеем. По обе стороны (а зачастую еще и позади) литийного сосуда устанавливаются еще и литийные подсвещники. Духовенство становится перед литийным столом, причем диакон немного впереди вправо от священника. Свещеносцы устанавливают свои подсвещники за праздничной иконой (если таковая имеется посреди храма, если же нет, то позади литийного стола), а сами, встают немного поодаль, лицом друг к другу. И так они ожидают времени пения тропаря «Богородице Дево, радуйся...» (рис. 63). «Ныне отпущаеши» и Трисвятое

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В новых текстах подобный перевод отсутствует в Триоди Постной, а в Триоди Цветной и в Минее имеется лишь в новопереведенных текстах, которые отсутствуют в старой редакции. Поговорим теперь об этих случаях. Их всего два. Первый прецедент: Триодь Цветная, пяток Светлой седмицы, Служба иконы Богородицы Живоносный источник, вечерние стиховны, 2-я стихира – [воду] живу скачущую([δωρ] τ ζν τ αλλμενον). В старопечатном тексте этой службы нет . Вся служба переведена в стиле Евфимия Чудовского, со множеством неологизмов (порою в ущерб грамматике) . Второй прецедент: Минея январь, 30-е января, 1-я литийная стихира. Служба Трем святителям – бдение. Праздничные службы, в отличие от будничных, при справе Миней правятся кардинально . Стихира отсутствует в старом тексте и переведена с греческого печатного текста. В оригинале напечатано: τ δωρ τ ζν τ αλλμενον. Переведено: воду живу скачущую. Литийные стихиры также переведены в стиле Евфимия Чудовского, с неологизмами . Сохранившийся корректурный экземпляр Минеи январь (РГАДА, ф.381/1, который мы уже описывали выше, может раскрыть анатомию этой справы и доказывает изначальную принадлежность этого перевода Евфимию . Теперь поговорим о Евфимии Чудовском, которому, по моему мнению, принадлежит авторство рассматриваемого перевода. Евфимий участвовал в справе Триодей и Миней Месячных. В корпорации справщиков существовало «разделение труда». Переводом новых текстов обычно занимались одни, текущей справой – другие. Перевод традиционно доверялся самым опытным. При работе с корректурными экземплярами у меня сложилось впечатление, что признанным и авторитетным переводчиком на данном этапе справы являлся именно Евфимий. Ему поручали новые переводы, тогда как текущей справой занимались менее квалифицированные Захарий Афанасьев, Иосиф Белый и проч. Наличие в новых переводах этого неологизма позволяет сделать предположение о систематическом навязывании этого варианта перевода причастия αλλμενον Евфимием. Впрочем, справщики не идут у него на поводу, в своей части работы продолжая переводить αλλμενον традиционно.

http://bogoslov.ru/article/2308475

Просительная ектения. Священник: Мир всем. Лик: И духови твоему. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Диакон: Главы наши пред Господом преклоним. Лик: Тебе, Господи. Молитва главоприклонения. Хор: Тебе, Господи. Молитва главопреклонения. Аще есть бдение исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию. Священник же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною, предыдут же им со двема лампадома. Слава, святаго. И ныне, Богородичен. И прочая. В дни, когда совершается всенощное бдение, выходим в притвор храма со светильниками и кадилом и творим литию – усердное всенародное моление. Хор поет литийные стихиры праздника (на воскресном бдении – стихиры храма), диакон же кадит святые иконы, священника и народ, затем произносит прошения. Если бдение не служится, сразу же после молитвы главопреклонения поются: Таже стихиры стиховны. Стихиры на стиховне Аще несть праздника в нихже глаголем настоящия стихи: В непраздничные дни стихи из псалма 122: Стихира 1 Стих 1: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Стих: К Тебе возвёл я очи мои, живущему на небесах. Вот, как очи рабов – к рукам господ их, как очи рабыни – к рукам госпожи её, так очи наши – ко Господу, Богу нашему,/доколе Он не пожалеет нас. Стихира 2 Стих 2: Помилуй нас Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых. Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо с избытком мы насыщены презрением. С избытком насыщена душа наша поношением от благоденствующих/и презрением от гордых. Стихира 3 Слава, и ныне, Богородичен. Слава, и ныне: Богородичен Аще же суббота, глаголем: Стих: Господь воцарися,/в лепоту облечеся. В субботу вечером стихи: Стих: Господь воцарился,/благолепием облёкся. Стих: Ибо утверди вселенную,/яже не подвижется. Стих: Ибо Он утвердил вселенную,/и она не поколеблется.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

§1.2. Библейские песни Библейские песни являются второй основой нашего православного песнотворчества. Это – гимны, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни их и целого Израиля. Эти ветхо- и новозаветные песни вошли в наше богослужение как основа канонов. Структура канона не может быть усвоена без рассмотрения этих песней. Поэтому более подробно их содержание, порядок и исполнение будут объяснены в связи с канонами. §2. Церковная гимнография Песнотворчество церковных авторов дало чрезвычайное богатство богослужебного гимнографического материала, как в смысле его обширности, так и разнообразия форм. §2.1. Стихира Как показывает само название, так именуется песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам. В древности под названием стихира (в греческом языке это слово множественного числа: τα στιχηρ) подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные как поэтические произведения. Возможно, что в древних уставах термином стихира обозначались сами стихи из псалмов, затем же это наименование перешло на песнопения, исполняемые вместе с этими стихами. Современный Церковный Устав знает несколько видов стихир в зависимости от их места в круге суточного богослужения: – стихиры на «Господи, воззвах…»; – литийные стихиры;стихиры на стиховне;стихиры на «Хвалите…». Стихиры на «Господи, воззвах…». Это песнопения, которые припеваются к отдельным стихам вечерних псалмов «Господи, воззвах…» (140, 141, 129 и 116). Уже в VII веке упоминаются песнопения на «Господи, воззвах…», однако стихирами они стали называться намного позднее (изначально они обозначались как тропари). Древние стихиры были короче. Это особенно видно по первым стихирам на «Господи, воззвах…» в Октоихе. Вообще со временем размер отдельных стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, произведениях. Современный Устав знает ежедневное употребление стихир на «Господи, воззвах…». Количество их варьируется в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихира – тο что написано стихами или стихотворение. В церковном употреблении под именем стихир разумеются песнопения, по содержанию своему принаровленные к воспомннанию празднуемого события или к прославлению празднуеымого святого. Еслн эти песнопения не всегда написаны стихами, и почему не всегда в этом отношении выдерживают название стихир, то они всегда почти со стихами псалмов, и в этом отношении всегда могут удержать за собой название стихир. Впрочем и по нынешней форме своей, или по крайней мере, по напеву своему, они всегда суть стахиры, ибо составлены по определенному размеру и принаровлены к определенному напеву. Чтобы отличить одни стихиры от других, для этого каждому роду стихир дано особое название; именно: а) Стихиры на Господи воззвах; они поются за вечерней после пения Господи воззвах  поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 129-го и 116-го; б) стихиры стиховны вечерни; они поются в конце вечерни, после ектении, но не всегда с одинаковыми стихами: стихи этих стихир изменяются принаровительно к праздникам; в) Стихиры хвалитны (см. примеч. 1-е) г) стихиры стиховны утрени; они поются, когда нет праздника, в конце утрени после ектений, и поются со стихами не всегда одннаковыми: стихи этих стихир изменяются в службу субботнюю; в праздники на утрени  стиховные стихиры не поются, но тогда совершается лития и поются д) стихиры литийные – эти стихов не имеют. В каждом исчисленном роде стахир последняя стихира есть Богородична; ибо она поется во славу Пресвятой Богородицы; либо содержат в себе моление к ней. Богородичны стихиры поются не со стихом псалма, а с припевом и ныне, и присно и во веки веков. аминь. В воскресные дни на хвалитех пред стихирою Богородичною поется стихира евангельская с припевом „СлаваОтцу” и пр; она называется евангельскою потому что содержание ее заимствуется из  воскресного утреннего Евангелия; евангельских стихир по числ воскресных утренних Евангелий одинадцать; сочинены они царем Львом Премудрым. Кроме того стихиры называются умилительными, другие покойными или мертвенными, иные мученичными, но все эти наименования отличается только содержание стихир но не особый род их. В число воскресных стихир включаются и те, которые называются также Анатолиевыми и Восточными. Анатолиевы – по имени сочинителя Константинопольского патриарха Анатолия (5 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Иерусалимский Устав, действующий ныне в большинстве Православных Церквей и известный по названию «Устав лавры святого Саввы Освященного», восходит к тому же тексту, что и Евергетидский Типикон, и является редакцией Студийского синаксаря и его адаптацией к обычаям палестинских монастырей, поскольку обладает константинопольскими, а не палестинскими богослужебными параметрами (месяцеслов, система литургийных чтений и евхологические тексты) 94 . О службе Пятидесятницы рукописи Иерусалимского Устава имеют от нынешнего Типикона следующие отличия: на утрене ирмосы канона по дважды, тропари на 4; на вечерне нет замечания о чтении молитв «на люди» и указано, что их 6 или 7, и произносятся они по две или в конце три (в 3й группе присутствовала еще молитва патриарха Филофея Царю Небесный, Утешителю Владыко ). О повечерии не говорится, а на утрени Понедельника Святого Духа поется канон Святому Духу (с нынешнего повечерия) 95 . Старопечатные славянские уставы имеют следующие особенности в богослужении праздника в сравнении с нынешним Типиконом. «Око церковное» 1610 года на малой вечерне под праздник говорит о первом пении всем народом Царю Небесный : «Благословившу иерею, и мы глаголем «Аминь. Царю Небесный» и прочее» 96 . На Господи, воззвах малой вечерни стихиры, ныне поемые в понедельник попразднства вечером, на Слава, и ныне : «Утешителя имущее» (сейчас в среду вечера). На стиховне малой вечерни поются нынешние стиховны утрени вторника (3я на Слава, и ныне , а после второй Да страшно чудо ужасит ). На великой вечерне на Господи, воззвах 2я стихира дважды; а во второй группе все стихиры единожды, и Видехом Свет истинный поставлена второй. На литии поются нынешние хвалитны (славник остается литийный). На утрени целование Евангелия указано по обычаю, на исхождении в притвор перед 1 часом – стихира Евангельская и оглашение Студитово. На Литургии указывается второй причастен (8 глас): Духа Твоего Святаго не отыми от нас, молим Тя, Человеколюбче 97 . Уставом 1641 года указываются некоторые дополнения: в субботу

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

...стихеры хвалитныя... – Стихира – песнопение, написанное стихотворным размером или присоединяемое к стихам псалмов. В зависимости от места в структуре богослужения суточного круга выделяют четыре группы стихир: стихиры на «Господи воззвах»; стихиры литийные; стихиры на стиховне; стихиры на «Хвалите», или «хвалитные». Кроме этого, стихиры различаются в зависимости от их содержания, происхождения, авторства. Славословие великое – одна из древнейших христианских песен, прославляющих Бога. «Слава, и ныне» – общепринятое уставное сокращение «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!». Отпуск – отпуст, заключительное благословение по окончании богослужения. К л. 27 об. Гривна – денежная единица; московская гривна была равна 20 деньгам (10 копейкам). К л. 28. ...в Буквареши... – Речь идет о Бухаресте, ныне столице Румынии. К л. 28 об. ...до Голац... – Ныне город Галац в Румынии. К л. 30. Око – мера веса, равная 3 фунтам (1 кг 200 г). ...в Борлат... – Ныне город Бырлад в Румынии. К л. 30 об. ...горы Венгерския... – Имеются в виду Восточные Карпаты. К л. 31 об. Левок – левковый талер, славянизированное название голландского левендаальдера, монета, в начале XVIII в. равная 15 алтынам. На монете с одной стороны была изображена фигура одетого в броню человека, с другой – лев на задних лапах. Размером и весом левки уподоблялись талерам, но чеканились из худшего серебра, поэтому ниже ценились на рынке. К л. 32 об. Черный поп – священник, принявший постриг, священноинок. К л. 33. ...пристали к городу, а имя ему Рен... – Ныне город Рени в Одесской области на Украине. К л. 33 об. ...городок Сакча. – Ныне город Исакча в Румынии. ...городок турецкой Тулча. – Ныне город в Румынии. Горач – ежегодная подать, взимаемая в Турции с иноверцев, немусульман. Червонный – золотая монета, равная в России XVII в. (с 1667 г.) 1 рублю 12 копейкам, в вв. – 2–3 рублям. Монета использовалась в основном для расчета с поставщиками, для заграничных платежей и нужд двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем последование Смоленской иконе Божией Матери имеет свое лицо, в песнопениях широко представлены мотивы различных богородичных праздников. Так, в стихирах на стиховне взяты идеи Покрова Божией Матери, причем 1-я стихира не заимствована из службы Покрова. В литийных стихирах звучат идеи Благовещения; в тех и других употребляются выражения из акафиста с частым упоминанием обращения к Божией Матери “радуйся”. Это последнее обстоятельство дало Ф. Г. Спасскому основание предполагать, что стихиры, напоминающие структуру канона Одигитрии, могли принадлежать также творчеству монаха Игнатия 94 . Несомненно оригинальными представляются строки седальнов, когда в первом из них предлагается “христоименитым соборам” приступить “припадающе Божия Матери образу” 95 , а во втором говорится о радости верных, которые должны “ликов­ствовать”… “видяще многоименно сияющия праздники Божия Матери” 96 . Это очень образное, почти живописное изображение того, что имело место на Руси — многоименные храмы и отсюда — многоименные праздники Божией Матери — по всему необъятному пространству земли русской. Стихиры на Господи, воззвах отличаются краткостью и выразительностью. “Златая кадильнице”, поется в первой из них, “ручко и жезле, и светильниче светозарный: свитче божественный, в немже перстом Божиим написася Слово, спаси нас Тебе величающих” 97 . Пустынные иноки, разлучаясь со своей обителью, где имелся престол Одигитрии, со слезами вспоминали пение этой стихиры. Златая кадильнице было для них выражением всех их иноческих упований, утешения и радости 98 . Канон Одигитрии творения монаха Игнатия сообщает всей службе Смоленской Богоматери состояние крепкого и верного празднования, которое не убывает от первой до последней песни. “Радостно, Чистая, ныне наставшее хваление приношаю радуяся”, восклицает творец канона в первой песни. “И тихим гласом, Одигитрие, вопию Ти: радуйся, и исполни мя разума пети начинающа” 99 . Эта радость будет содержаться на протяжении всего канона и закончится в 9-й песни следующим восклицанием: “Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю радуйся, Отроковице, радуйся Одигитрие, всемирное чудо и слышание” 100 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Воспроизведенная на с. 246 икона отличается большой ритмичностью, легкостью и изяществом рисунка. Наклон расположенных одна над другой фигур ангелов и наклон Предтечи повторяют линии реки и фигуры Спасителя, сосредотачивая на Нем все внимание зрителя. Сретение Сретение. Россия. Около 1500 г. Кастел де Вийенборг (Нидерланды) Сретение (встреча- παπαντη») Господа нашего Иисуса Христа (2 февраля) на Западе более известно как Очищение Богоматери. Как и большинство праздников палестинского происхождения, Сретение, принесение Христа во храм, восходит к глубокой христианской древности. Этерия (конец IV в.) видела, как в Иерусалиме его праздновали с большой торжественностью и крестными ходами 294 . В Константинополе этот праздник был введен в VI в. при Юстине и Юстиниане 295 . Отсюда он перешел в Рим в течение VII столетия. Обычай на Сретение стоять на литургии с зажженными свечами, введенный в Иерусалиме около 450 г., еще сохранился на Западе. Отсюда его название – «Светлая обедня» (Lichtmesse, Chandeleur, Candlemas). Также как праздник Обрезания Господня (1 января), Сретение Господне во храме показывает нам «закона Творец, закон исполняя» 296 . Это посвящение перворожденного сына Богу (см.: Исх.13:2 ) и приношение жертвы за очищение матери на сороковой день после рождения мальчика (см.: Лев.12:6–8 ). Как литургические тексты, так и иконография основываются на евангельском повествовании (см.: Лк.2:22–39 ). Древнейшие известные изображения Сретения находятся на мозаике храма Санта-Мария Маджоре (Рим, V в.) и на эмалевом кресте-реликварии Латеранского музея (конец V или начало VI в.). Иконография праздника Сретения окончательно складывается приблизительно к IX–X вв. и с тех пор практически не меняется 297 . Иногда Богомладенец изображается на руках Матери, или же Она передает Его св. Симеону. В большинстве же случаев Его держит на руках св. Симеон. Христа никогда не изображают спеленутым; Он обычно одет в коротенькую рубашку, оставляющую непокрытыми ноги. Сидя на протянутых руках св. Симеона, Он благословляет его, как это видно и на нашей иконе. Это иконографический тип Христа Эммануила: «Безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты, не отступль Своего Божества...» (Вечерня, стихира Иоанна Монаха, глас 6-й). «Ветхий денми, младенствовав плотию» (Там же, стихира Германа Патриарха, глас 5-й). «Иже закон древле в Синаи дав Моисею закон исполняя, во храм приносится...» (Там же, литийная стихира Анатолия, глас 1-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010