XVI в. до Р. Х. (слой XI). Слои IX-VIII (XIV-XII вв. до Р. Х.) состояли из жилых построек и погребений эпохи поздней бронзы, содержащих предметы егип. происхождения (фаянсовая печать, скарабей 19-й династии и др.), микенскую, кипрскую, египетскую и малоазийскую керамику. Хананейский город эпохи поздней бронзы был полностью уничтожен пожаром. В складских помещениях обнаружены тарные кувшины, наполненные обуглившимся зерном, чечевицей и фигами, что является важным свидетельством филистимского нашествия. С приходом филистимлян в 1-й трети XII в. до Р. Х. (слой VII) на северо-вост. склоне холма была возведена стена из кирпича-сырца шириной 3,25 м и возник район, населенный ремесленниками (вдоль стены обнаружены печи разного типа, в которых обжигали сосуды, схожие с микенской керамикой, и статуэтки эгейского типа). Израильский археолог Д. Усишкин относит постройку стены к эпохе Ханаана, датируя укрепления филистимлян в Е. VIII в. до Р. Х. Он считает, что город не нуждался в защите до эпохи ассир. вторжений. Во 2-й пол. XII в. до Р. Х. (слой VI) фортификационная система была усилена, хорошо спланированная городская застройка из кирпича-сырца заняла весь холм. К этому времени относится типичная филистимская 2-цветная посуда. На периферии города было возведено одно из первых святилищ филистимлян с комнатой для религ. обрядов. В 1-й пол. XI-X в. до Р. Х. (слои V-IV) оно было обмазано глиной, среди вотивных предметов обнаружены подписные скапулы (костяные лопатки для гаданий), подобные происходящим из кипрских святилищ. В соседних зданиях найдены скульптурки ашдодского типа и ритон, декорированный львиной головой. В 1-й пол. XI в. до Р. Х. (слой V) здание перестроили в дворец на каменном фундаменте с 2 помещениями-святилищами (15×16 м). Стены шириной 1,20 м сохранились на высоту 3 м. Главный вход с севера вел в зал со скамьями, расположенными вдоль юж. стены и 2 каменных пилонов, фланкировавших круглый очаг наподобие очагов святилищ из Эгейского бассейна, к-рые строились в виде мегаронов.

http://pravenc.ru/text/189655.html

Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. К нач. V в. рим. Британия испытывала экономические трудности: была прекращена выплата жалованья армии и гражданским служащим, металлургия и производство керамики пришли в упадок. По данным археологии, на протяжении IV в. территория Дуроверна сокращалась, нек-рые кварталы были заброшены (многие вопросы, связанные с упадком рим. городов и заселением Британии герм. племенами англов, саксов и ютов, остаются предметом дискуссии - см.: A Companion to Roman Britain/Ed. M. Todd. Malden (Mass.), 2004. P. 428-442). В 1-й пол. V в. поселение в Дуроверне продолжало существовать, но об упадке городской жизни свидетельствует захоронение, обнаруженное внутри городских стен. Между археологическими слоями рим. времени и следами герм. заселения пролегает слой т. н. темной земли (dark earth), что указывает на отсутствие хозяйственной деятельности. Высказывалось мнение, что временной промежуток между упадком рим. города и появлением англосакс. поселенцев мог составлять 20-30 лет ( Brooks D. A. 1988). Тем не менее исследователи указывают на отсутствие археологических данных о непосредственных контактах в Дуроверне романо-бриттского населения с германцами ( Esmonde Cleary A. S. The Ending of Roman Britain. L., 1989. P. 124-127, 160; Russo. 1998. P. 100-104). Датировка следов ранней деятельности англосаксов на месте рим. Дуроверна остается спорной; остатки древнейших герм. жилищ-полуземлянок скорее всего относятся ко 2-й пол. V в. Согласно различным версиям легенды, приведенным св. Гильдой (VI в.), Бедой Достопочтенным (VIII в.) и Неннием (IX в.), а также составителем «Англосаксонской хроники» (IX в.), англосаксы подчинили Кент раньше др. областей Британии. В более поздних источниках зафиксировано древнеангл. название Дуроверна - Cantwaraburh (крепость жителей Кента), но в лат. сочинениях (напр., в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного) использовалось рим. название - Дуроверн или Доруверн. Во многом благодаря активным торговым связям с континентом, прежде всего с королевством Меровингов в Галлии, правителям Кента удалось укрепить влияние среди англосаксов. В кон. VI в. правивший в Кенте кор. Этельберт I (560-616) носил титул бретвальды (bretwalda), его власть признавалась и в др. англосакс. гос-вах. Этельберт был женат на Берте, дочери Хариберта I (561-567), меровингского правителя г. Паризии (ныне Париж). Берта исповедовала христианство и привезла в Британию духовника, еп. Лиудхарда ( Beda. Hist. eccl. I 25).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Сверху они обведены широким поясом; там, где пересекаются старые и новые фрагменты кладки, напр. в сев. части, линия пояса нарушена. Основным источником света являются 6 окон, прорезанных в круглом барабане. Пол трансепта и алтаря поднят на 2 ступени, и в центре устроена полукруглая солея. Несмотря на полную каменную облицовку храма в XI в., во внешнем виде кафоликона просматриваются 2 строительных слоя. На продольных фасадах купол от центра передвинут к западу. Эту асимметрию не сглаживает наличие зап. портика. Также заметна неорганичная связь древнего восьмиугольника и трансепта XI в. Фасады облицованы хорошо тесанным алгетским серым базальтом (исключение - зап. фасад зап. портика, где для облицовки использован желтоватый камень). Часть облицовки выполнена и исправлена во время ремонта в XIX в. Исключением является барабан, который сохранился почти в первозданном виде. Храм полностью перекрыт черепицей с желобами. Декор фасада кафоликона мон-ря Манглиси Облицовка XI в. не лишена декора. Сравнительно скупо украшены фасады храма V в.: здесь декорированы резьбой только карнизы (внешние массы тетраконха многофронтонные и завершаются пиловидными карнизами). Фасады алтаря, трансепта, портиков и купол богато декорированы резьбой. Репертуар резьбы кафоликона М. (использование равномерного листовидного и геометрического орнамента, большая глубина резьбы, четкое изображение орнамента) типичен для церквей 1-й пол. XI в. Барабан снаружи 12-гранный. Каждая грань покрыта тройным валиком и сверху перекрыта 12 арками. Окна декоративно обрамлены наличниками. Украшены резьбой базисы и капители вертикальных валиков. Вост. фасад несколько акцентирован декором. Две треугольные ниши и между ними окно алтаря соединены общим декоративным архивольтом, к-рый повторяет полукруглую форму 2 арок и окна, помещенного в украшенный декором наличник. Окна жертвенника и диаконника без наличника, их украшают только декоративные архивольты с горизонтальными краями. Более декорированы фасады портиков. Украшены широко открытый арочный вход, декоративная аркада, опирающаяся на колонны; фон ниш позади колонн придает пластичность фасадам храма (над юж.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Patm. 55. Fol. 156–157v) Греческих И. с последованиями песней сохранилось гораздо меньше, чем с последованиями канонов. Это Принстонский палимпсест и списки: Sinait. gr. 929 (2-я пол. XI в.); Paris. Suppl. gr. 1284 (1-я пол. XII в., фрагмент - 2 листа); Sinait. gr. 1258 (1257 г.); Ath. Laur. Δ. 35 (XIII в.); Hieros. Patr. Sab. 599, 617 (оба кон. XIII - нач. XIV в.); Ath. Philoth. 132 (XIV в.), 131 (1-я пол. XV в.), 123 (кон. XIV в.; раздел сборника: ирмосы канонов Великой Четыредесятницы, Страстной седмицы, Пентикостария и некоторым святым). Первоначально И. с последованиями песней содержал небольшое число ирмосов, в нач. XIV в. его состав был расширен. В И. с последованиями песней входят и те ирмосы, которые были исключены из И. с последованиями канонов в XII-XIII вв. и возвращены в списки этого типа в XIV в. ( Velimirovi . 2001). Существуют И. смешанного типа, сочетающие оба типа расположения ирмосов внутри гласовых разделов (см. списки: Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156, XII в.; Vat. Palat. gr. 243, XIV в.; Patm. 473, XIV в.; Ath. Karakal. 224, кон. XIV в.; Sinait. gr. 1588, XIV-XV вв.). Уже в начальный период истории канона гимнографы стали часто использовать в своих произведениях ирмосы прежних авторов. Вслед. отбора самых популярных ирмосов появлялись составные каноны, для к-рых ирмосы выбирались из разных последований ирмосов (напр., в списке Wash. Libr. of Congress. Music Division. 2156). М. Велимирович и некоторые др. исследователи выдвинули предположение, что списки греч. И. с последованием канонов связаны с к-польской и афонской традициями, а списки с последованием песней - с палестинской и синайской (см.: Velimirovi M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologion. Copenhagen, 1960. P. 46. (MMB. Subs.; 4); Onasch. Lexicon. P. 162). С этой гипотезой согласуется, в частности, предположение, что древнейший греческий И. с последованием песней - Принстонский палимпсест - хотя и использовался на Синае, но имеет иерусалимское или палестинское происхождение (см.: Raasted. 1992; Jeffery. 2001. P. 196). Метревели предложила дифференцировать во времени данные о распространении разных типов греческого И. Она полагает, что И. с последованием канонов был приспособлен для создания новых гимнов и для обучения певчих, поэтому был распространен прежде всего в крупнейших гимнографических центрах (в монастыре св. Саввы в Палестине, в К-поле, на Афоне, в Юж. Италии) в периоды наибольшей творческой активности этих центров, а И. с последованием песней использовался прежде всего в литургической практике (см.: Метревели. 1971. С. 119).

http://pravenc.ru/text/674073.html

Связь Шривиджайи с буддийским ун-том Наланда содействовала распространению тантристских идей. В 717 г. в Шривиджайю из Индии прибыли 2 проповедника тантризма - Ваджрабодхи и Амогхаваджра. В IX в. сангху (буддийскую общину) Шривиджайи возглавлял Дхармакирти, учитель Атиши, реформатора буддизма в Тибете, а сам Атиша в течение 12 лет обучался в Шривиджайе. Статуя Локантхи (бодхисаттвы Авалакитешвары) в Шривиджайе была известна в кон. X - нач. XI в. как одна из величайших святынь буддийского мира. На Центр. Яве буддизм (в форме махаяны) занимал важное положение, хотя и уступал по степени влияния индуизму. Он был распространен при Шайлендрах, охватывая гл. обр. верхние слои общества. Первым свидетельством о значимости буддизма на Центр. Яве является надпись 778 г., повествующая о возведении святилища богини Тары с ее статуей и о сооружении помещения для проживания монахов, «которые сведущи в учении махаяны». Надпись из Келурака (782) посвящена бодхисаттве Манджушри, к-рый описывается как хранитель «тройного сокровища» (триратны) - Будды, его учения и сангхи - и одновременно является воплощением всех богов, включая Брахму , Вишну и Шиву. Буддизм на Яве не исчез вместе с Шайлендрами. Хотя число надписей, относящихся к этой религии, резко сократилось, буддизм продолжал оказывать влияние на яванское общество. В дальнейшем произошло сближение шиваизма и буддизма, начавших сливаться по сути в единую религию. Этому в немалой степени способствовало внедрение тантризма, к-рый предлагал мистический путь постижения истины и слияния с божеством. В результате в эпоху Аирланги (1-я пол. XI в.) Будда и Шива почитаются в одних и тех же надписях. XI-XII вв. подготовили фактически полное слияние обоих культов, осуществившееся в последующий период индонез. истории. И. в XI-XV вв. Во 2-й четв. XI в. яванское гос-во Матарам смогло не только оправиться от поражения в войне со Шривиджайей, но и добиться серьезных политических успехов. Это произошло при махарадже Аирланге (1019-1049). После коронации в Матараме он начал борьбу за воссоединение страны при поддержке духовенства.

http://pravenc.ru/text/389581.html

К 990 г. империя Гана захватила укрепленные поселения Валата и Аудагост. Последний, расположенный на путях транссахарской торговли, превратился в крупный город с 5-6 тыс. жителей в центре процветающей сельскохозяйственной местности. В нем находились одна соборная и многочисленные квартальные мечети. К нач. XI в. поверхностно исламизированная конфедерация санхаджа распалась, а в долине Сенегала распространилось влияние Текрура - гос-ва фульбе, правители которого вскоре обратились в ислам (о мусульм. богословах по прозванию ат-Такрури в Египте известно уже с кон. X в.). К сер. XI в. санхаджийскую конфедерацию сменило суннитское движение Альморавидов (араб. «аль-мурабитун» - «живущие в рибате»; рибат - пограничная крепость-обитель; отсюда европ. «марабут»). В 40-х гг. XI в. приглашенный берберским вождем Яхьей ибн Ибрахимом ислам. проповедник Абдаллах ибн Ясин основал в землях санхаджа 1-е рибаты, ставшие очагами нового учения. В 50-70-х гг. XI в. одно из санхаджийских племен лемтуна, среди которого проповедь Абдаллаха имела наибольший успех, под лозунгами джихада создало могущественную державу - гос-во Альморавидов, охватившее весь Дальн. Магриб и Андалусию. Его политическим центром стала обл. Адрар, где располагалась ставка альморавидских предводителей («эмиров мусульман») - Азуги. В 1076/77 г. «эмир мусульман» Абу Бакр ибн Умар овладел центром империи Гана - Кумби. К 1090 г. границы гос-ва Альморавидов установились по р. Сенегал, и в нач. XII в. его экспансия остановилась. С деятельностью 1-го кади в Азуги - Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Хасана аль-Муради («Хадрамаутского имама», ум. в 1095/96) - связывают успехи суннитской проповеди в Адраре. С 1146/47 г. завоевания Альмохадов (выходцев из союза племен зената) теснее привязали сев. и центральные районы совр. М. к Дальн. Магрибу, а ее юж. часть после падения Ганы ок. 1240 г. последовательно входила в сферу влияния держав Сосо, Мали (до кон. XIV в.) и Сонгай (до кон. XV в.). На севере уже во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XIV в. расцвели оазисные города Тишит, Валата и Вадан, а к нач. XV в. главным культурно-религ. центром и местом встречи паломников со всего Зап. Судана стал г. Шингетти в Адраре. Название этого города распространилось и на весь край (Билад-Шанкит, в разговорной форме - Шингет). Обл. Ход, служившая ранее земледельческим центром региона, в эти века оказалась заброшена из-за иссякших водных источников.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Vie de Bouchard le Vénérable/Éd. Ch. Bourel de la Roncière. P., 1892. P. 6-12). Реформированное аббатство Фосе стало важнейшим центром почитания М. В грамоте кор. Роберта Благочестивого от 19 апр. 997 г. М. впервые назван среди св. покровителей мон-ря, упоминается о его мощах, к-рые почивали в обители ( Boussard J. Actes royaux et pontificaux des Xe et XIe siècles, du chartrier de Saint-Maur des Fossés//J. des Savants. P., 1972. Vol. 2. N 1. P. 93-94). Вскоре почитание М. было заимствовано клюнийцами: поминовение святого указано в самом раннем клюнийском лекционарии оффиция (Paris. lat. 13371. Fol. 89, X в.); согласно более поздним свидетельствам, в день памяти М. было положено 12 чтений из его Жития (см.: É taix R. Le lectionnaire de l " office à Cluny//RechAug. 1976. Vol. 11. P. 112). В XI в. в Клюни хранилась рука М.; другая рука святого находилась в аббатстве Флёри. Ок. 1000 г. Аймоин из Флёри включил сведения о М. в «Историю франков» (PL. 139. Col. 681-682). Во 2-й пол. XI в. Фулькой из Бове составил стихотворную версию Жития святого (BHL, N 5778; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 240-264). К этой же эпохе относятся самые ранние сохранившиеся изображения М.- вместе со святыми Бенедиктом и Плацидом на фресках пещерного мон-ря «грот Спасителя» в Валлерано (пров. Витербо) (предположительно 2-я пол. X в.) и в композиции «Святой Бенедикт посылает Мавра на помощь Плациду» в нижнем храме рим. базилики Сан-Кризогоно (вероятно, сер. XI в.). После перенесения мощей М. Гланфёй превратился в небольшой приорат, подчиненный аббатству Фосе, но при этом остался местом паломничества. Так, в 996 г. мон-рь посетил св. Адальберт , архиеп. Пражский (см.: Bloch. 1952. P. 188). На рубеже X и XI вв. в Гланфёй прибыл Фульк Нерра († 1040), гр. Анжуйский, который по совету Рено, еп. Анже, решил восстановить обитель и вернуть ей былое величие (Le cartulaire. 1843. N 8). Фульк и его сын гр.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

Мон-ри и епископские города каролингской Фрисландии оставались центрами культуры с собственными скрипториями и большими б-ками (одной из старейших рукописей Н. считается богато иллюстрированный Евангелиарий Харлинды и Релинды (Эйкский кодекс - Codex Eyckensis), созданный в 1-й пол. VIII в., вероятно в мон-ре Эхтернах). К нач. IX в. была кодифицирована местная правовая традиция в судебнике «Фризская правда» (Lex Frisionum) и в капитуляриях епископов Льежа Герибальда (787-810) и Валькауда (ок. 810-831). Светским аббатом мон-ря св. Серватия в Маастрихте был автор знаменитой «Жизни Карла Великого» Эйнхард , в Льеже ок. 848-858 гг. трудился христ. автор ирландец Седулий Скот . На 2-ю пол. IX - нач. Х в. приходится расцвет школ в Сент-Амане и Утрехте. В тот период Милон из Сент-Амана († 872) написал Житие св. Аманда и трактат «Об умеренности» (De sobrietate), его племянник Хукбальд (ок. 840-930) - сочинения по теории музыки, стихотворные и агиографические произведения. Вероятно, в Сент-Амане ок. 880 г. были составлены кодекс, содержащий «Секвенцию о св. Эвлалии» (древнейший лит. памятник на старофранц. языке), и «Песнь о Людовике», посвященная победе западнофранк. кор. Людовика III над норманнами (один из старейших лит. текстов на древневерхненемецком). Утрехтский еп. Радбод писал на латыни прозу и стихи, он составил Жития святых Серватия, Мартина Турского, Лебуина, был автором неск. исторических произведений, а также молитвы св. Мартину Турскому. Милон из Сент-Амана получает благословение. Миниатюра. Нач. XI в. (Universiteitsbibliotheek, Leiden. BPL 190) Милон из Сент-Амана получает благословение. Миниатюра. Нач. XI в. (Universiteitsbibliotheek, Leiden. BPL 190) В X-XI вв., когда прекратились крупномасштабные набеги скандинавов на побережье Н., политическая обстановка в регионе стабилизировалась. Экономическое возрождение монастырского хозяйства стало одной из задач королевской власти. Аббатства в Н. одними из первых начали получать таможенные привилегии: так, уже в 1015 г. мон-рь Сен-Бертен был освобожден от таможенных пошлин во всей Свящ. Римской империи. Епископские кафедры Утрехта и Льежа почти всегда занимали представители наиболее влиятельных родов нем. знати. Они стали крупнейшими церковными феодалами Н., князьями-епископами Свящ. Римской империи в 918 и 972 гг. соответственно. Получив от императора светские права и привилегии, епископы осуществляли на подконтрольной им территории не только духовную, но и светскую власть. К сер. XI в. сформировался комплекс земель, подчиненных епископу Утрехта (т. н. Sticht), над которыми он имел все юридические, политические и военные права светского правителя. За пределами этих земель опорой власти Утрехтского епископа на Н. Рейне были местные графы, во Фрисландии действовали договоры епископа с фризской знатью, заключенные в Ставорене (1077), в Остерго и Вестерго (1086). Др. епископы постепенно теряли свое политическое влияние и уступали позиции светским сеньорам.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. С VI-VIII вв. на юге и в центральной части совр. К. наблюдается рост городов, связанных с гос. объединениями и, как правило, с международной торговлей. В их культуре заметную роль играли местные, согдийские, тюркские, позднее араб. и др. элементы. Среди городов - Тараз, Исфиджаб (позднее Сайрам), Усбаникет, Отрар, Шавгар (г. Туркестан), Сауран, Сыгнак, Кулан, Каялык, Талгар. Число больших и малых городов на территории К. (в основном на юге) к XI-XII вв., по ряду оценок, приближалось к 200. В VIII-X вв. на юге К. утвердился ислам суннитского толка, хотя часть населения еще долго сохраняла верность вытесняемым религиям (зороастризму, буддизму, христианству); попытки исламизации кочевников в это время и позднее зачастую были неудачными. В 1-й пол. X в. в Семиречье из Вост. Туркестана вторглось тюркское племя ягма. Под его ударами распался Карлукский каганат, на базе к-рого возникло гос-во Караханидов. В кон. X - 1-й пол. XI в. Караханиды подчинили себе Кашгарию, Семиречье, Мавераннахр. Ханы жаловали вассалам икт с правом сбора в свою пользу налога с определенных территорий. Значительного уровня развития достигла культура: здесь творили Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и другие выдающиеся мыслители и поэты. Во 2-й пол. XI в. в условиях усобиц между группами караханидской знати начались войны с сельджуками, захватившими Мавераннахр. Распад державы Караханидов завершился вторжением в Семиречье в 30-х гг. XII в. каракитаев, к-рые создали в Центр. Азии свое гос-во. В сер. XII в. от ослабевшей державы каракитаев откололся Хорезм. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. В 1219-1221 гг. территория К. была завоевана монголами и поделена между сыновьями Чингисхана; войны сопровождались разрушением мн. городов. Городская культура в Семиречье прекратила существование в кон. XIII-XIV в., на юге, переживая периоды расцвета и упадка, сохранялась до XVIII в. В XIII-XIV вв. крупные центры городской культуры сформировались в Прииртышье, Центр. К., на р. Урал (Сарайчик, городище Жайык и др.). В период монг. господства К. входил в Золотую Орду, а после ее ослабления и распада - в новые гос. образования (Белая Орда, Синяя Орда, Моголистан и др.). В кон. XIV - нач. XV в. на территории К. сформировались Ногайская Орда и Узбекское ханство. Ногайская Орда занимала территорию между реками Яик (Урал) и Волга, а Узбекское ханство - земли от Аральского м. до р. Урал на западе, территории по Тоболу на севере и по Иртышу на востоке. В этническом отношении эти образования объединяли тюркоязычные племена, еще не превратившиеся в единую народность. Население Узбекского ханства собирательно именовалось «узбеки-казахи» (в рус. источниках - «киргизы»).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Д. Е. Афиногенов Славяно-русские переводы На (церковно)слав. язык хроника Г. А. полностью переводилась дважды (помимо перевода отдельных фрагментов), оба раза с продолжением по хронике Симеона Логофета. Происхождение и датировка 1-го перевода («Временник») является предметом продолжительной научной дискуссии (общепризнано лишь, что это не могло произойти позднее 90-х гг. XI в., когда памятник был использован в Киеве при составлении «Хронографа по великому изложению»). Язык этого перевода характеризует сочетание южно- и восточнослав. лексики и форм (см.: Пичхадзе. 2002). В связи с этим выполненным в Болгарии в X в. и отредактированным позднее на Руси 1-й перевод хроники считали А. И. Соболевский , М. Н. Сперанский , П. А. Лавров , В. А. Розов, Н. А. Мещерский , А. Досталь, Ф. Дж. Томсон, однако В. М. Истрин , А. А. Пичхадзе, О. В. Творогов утверждали, что перевод был сделан на Руси в XI в. И. И. Срезневский полагал, что первоначальный перевод мог быть как болгарским, так и русским, Н. Н. Дурново допускал возможность участия в переводе совместно болг. и рус. книжников, М. Вейнгарт предложил гипотезу о переводе хроники болгарином на Руси. Дополнительные аргументы в пользу восточнослав. происхождения перевода привел С. Франклин, не считавший, однако, вопрос окончательно решенным. Извержение Везувия. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 190 об.) Извержение Везувия. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 190 об.) В плане исторической аргументации вероятность перевода хроники Г. А. в Болгарии в X в. весьма мала. Упоминание в добавлениях Симеона Логофета, составляющих неотъемлемую часть слав. версии, визант. имп. Никифора II Фоки (963-969) ограничивает возможность болг. перевода очень узким хронологическим промежутком - 963-967 гг., временем до похода киевского кн. Святослава на Болгарию (вероятность перевода в западноболг. державе комитопулов, находившейся в состоянии непрерывной войны с Византией, практически исключена). Против болг. версии свидетельствует и то обстоятельство, что греч. оригинал слав. версии был лицевым (что отразилось в древнейшем Тверском, или Троицком, списке), в то время как греч. лицевые списки хроник в X в. (в отличие от XI-XII вв.) неизвестны ( Франклин. 1988).

http://pravenc.ru/text/164333.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010