Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. (VI-VII вв.), к-рый оформился в письме Корана и исламской лит-ры. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и лит-ру Сирии, Месопотамии, Ирана, Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии, Нубии. Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928) и ряд др. Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано и представленного памятниками Йемена до VII в. по Р. Х., в V-VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой А. В IV-V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной лит-ры эфиоп. А. под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с нек-рыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность сир. царства Пальмира (Тадмор) II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории развития лит-ры вост. христианства. В нач. III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Свящ. Писания, для к-рого разработан алфавит эстрангело (от арам. сетар-ангело - евангельское письмо или от греч. στρογγλη - круглая). Сир. христ. лит-ра успешно развивалась до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. по Р. Х. образовалась восточносир. «несторианская» письменность, к-рая распространилась в Азии вплоть до Тибета, Китая и Индии. А. на основе греч. письма Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Под влиянием финик. письма в IX-VIII вв. до Р. Х. сложились вокалический греч. и консонантный арам. А. В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков А. представлено 2 вариантами - вост. (Эллада, М. Азия) и зап. (Италия, Сицилия, Сардиния, Средиземноморское побережье совр. Франции и Испании). К VI-V вв. до Р. Х. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV-V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в. по Р. Х. на основе греческого был создан копт. А. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. А., к-рый лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. А.

http://pravenc.ru/text/115282.html

Чаша с надписью на донце: “Сивин, жупан Великой Болгарии”. IX–X вв. (СНАМ) Чаша с надписью на донце: “Сивин, жупан Великой Болгарии”. IX–X вв. (СНАМ) Термином «протоболгары» (или булгары) называют кочевой народ тюркского происхождения, одна из ветвей к-рого наряду со славянами приняла участие в создании Болгарского гос-ва. Первые достоверные сведения о протоболгарах относятся к сер.- 2-й пол. IV в., когда в результате миграции из Центр. Азии одновременно с вторгшейся в Европу гуннской волной они расселились в причерноморских степях, Приазовье и бассейнах Дона и Северского Донца. Часть протоболгар была увлечена гуннами на запад, где они вошли в тесное соприкосновение со славянами. После распада гуннской державы во 2-й пол. V в. часть протоболгар расселилась в М. Скифии (в устье Дуная) и вступила в непосредственный контакт с Византией. В 80-х гг. V в. они оказали помощь имп. Зинону в борьбе с остготами, а в 493 г. совершили поход в подвластные империи земли во Фракии. В VI в. протоболгары, как и славяне, нередко вторгались в пределы Византии. Протоболгары, оставшиеся в приазовских степях, с 1-й пол. VI в. также совершали походы на земли империи. С др. стороны, наемные протоболг. дружины нередко использовались византийцами (напр., во время войны с готами в Италии). В 60-х гг. VI в. авары увлекли из Приазовья в Паннонию новую группу булгар - племенной союз кутригуров,- к-рые вошли в состав основанного тогда же Аварского каганата. Неудачная попытка булгарской знати захватить власть в каганате (631-632) вызвала отток булгар из Паннонии: 2 племенных союза ушли в Италию, а 3-й, во главе с Кубером (Кувером),- в Македонию (80-х гг. VII в.), где поселился на Керамисийском (Битольском) поле по договору с империей. В составе войска Кубера были христиане - потомки византийцев, взятых в плен аварами. Оставшиеся в Приазовье булгары (крупнейшим племенным союзом здесь были утигуры) вскоре после ухода аваров попали под власть Зап. Тюркского каганата. В результате распада каганата (632) образовался племенной союз булгар во главе с ханом Кубратом (Кувратом) из рода Дуло, названный византийцами Вел.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В немногих случаях изображены люди и лодки (Сульбакк). В сер. II тыс. до Р. Х. в Н. начался бронзовый век, но собственного производства бронзы здесь не было: бронзовые слитки и изделия ввозились из Центр. Европы. О переменах в духовной жизни свидетельствует новый обряд погребения - ингумация под насыпями из земли или камней, воздвигавшимися над одиночными захоронениями, бедными инвентарем. На рубеже II и I тыс. до Р. Х. появился обычай кремации, остававшийся господствующим до сер. I тыс. до Р. Х. Наскальные изображения каменного века дополняют рисунки кораблей, битв, ритуальных процессий, оружия и солнца, пахарей, повозок с впряженными лошадьми и быками. Среди фигур участников процессий и плывущих на лодках людей часто своими размерами выделяется фигура вождя или жреца (Листа). В раннем железном веке (сер. I тыс. до Р. Х.- сер. I тыс. Р. Х.) добыча и обработка железа на территории Н. привела к интенсификации хозяйства благодаря использованию более совершенных орудий труда. В связи с переменой климата появилось стойловое содержание скота в зимний период, летом - отгонное скотоводство на высокогорных пастбищах. Ко 2-й пол. IV в. до Р. Х. относится 1-е письменное свидетельство о Сев. Европе: ок. 325 г. до Р. Х. греч. путешественник, географ и астроном Пифей из Массилии (Массалии; совр. Марсель) совершил поездку на север, достигнув некоего о-ва Туле, который отождествляется разными учеными с Исландией, зап. побережьем Н. и др. регионами Скандинавии. К 1-й пол. I тыс. Р. Х. заселена большая часть прибрежных территорий и установлены торговые связи с рим. провинциями бассейна Рейна, увеличился импорт («вестланнские» бронзовые котлы, стеклянные изделия). Продвижение германцев на север вдоль зап. побережья Н. привело к нач. VI в. по Р. Х. к разделению саамских и финских культурных ареалов - от Халогаланда (Холугаланн) включительно на север, и германских - от Халогаланда, где были лишь анклавы германцев, на юг. Поздний железный век подразделяется на эпоху Меровингов (сер. VI - 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

С VI в. до Р. Х. в зап. части территории совр. Н. о. проживали носители саргатской культуры, на востоке, в Приобье,- большереченской культуры. Эти культуры входят в обширный круг евразийских культур скифо-сарматского мира, представлены значительным количеством погребальных комплексов, в т. ч. крупными, элитными усыпальницами, откуда происходит вооружение, конское убранство, украшения, исполненные по канонам скифо-сибир. звериного стиля (Усть-Тартасский могильник, Венгерово-6, Марково-1 и др. в Венгеровском и Куйбышевском районах; Быстровка-1, Ст. Шарап в Искитимском и Ордынском районах). На северо-западе, в предтаежной зоне (Кыштовский р-н), локализованы памятники новочекенской культуры (VI-IV вв. до Р. Х.), представленной наземными постройками, курганными могильниками, тонкостенными круглодонными сосудами с гребенчато-ямочной традицией в орнаментации, бронзовые предметы в основном таежного облика). Между IV и II вв. до Р. Х. в зоне ленточных боров Приобья появились носители таежной кулайской культуры. Постепенно адаптируясь к местным условиям и продвигаясь вдоль Оби на юг, ее представители смешивались с носителями большереченской культуры. На этой основе формировались памятники верхнеобской культуры 2-й пол. I тыс. по Р. Х., в к-рой выделяется неск. этапов (для одинцовского этапа - V-VI вв.- изучались городища, трупоположения в неглубоких могилах под невысокими курганами, отмечена искусственная деформация черепов, среди находок - бляшки с изображением медвежьих голов и лап). В III-V вв. в Прииртышье, в зону позднесаргатского населения, с северо-запада, по акваториям рек Оми и Тары, проникали носители сперановского этапа потчевашской культуры. К числу уникальных памятников, связываемых с эпохой экспансии гуннов на запад, относится погребение 688 на могильнике Сопка-2 (среди находок - железный однолезвийный меч с богатым золотым навершием, в серебряных ножнах, с нефритовой портупейной скобой). Во 2-й пол. VI в. Юж. Сибирь вошла в зону влияния Тюркского каганата. У носителей верхнеобской культуры появились многочисленные изделия, связанные с тюрк.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

общины в Аквилее, засвидетельствованное в источниках со 2-й пол. VIII в. (см. ст. Ермагора и Фортунат ). По преданию, в Аквилее проповедь христианства по поручению ап. Петра начал ап. Марк, а затем ап. Петр назначил епископом св. Ермагору, который стал 1-м рукоположенным в И. епископом. Несмотря на древность Аквилейской кафедры (епископское преемство прослеживается с нач. IV в.), это предание не имеет исторической основы. Подобным образом в греч. энкомии св. Маркиану (BHG, N 1030 (VII-VIII вв.)) утверждается, что ап. Петр, находясь в Антиохии, послал святого для проповеди христианства на Сицилию. Маркиан стал 1-м епископом Сиракузским и впосл. претерпел мученичество. Более достоверные агиографические источники (напр., Мученичество св. Лукии) и данные археологии указывают на то, что христ. община в Сиракузах существовала до IV в., однако время ее возникновения неизвестно. Тем не менее агиографические сказания, содержащие вымышленные детали и эпизоды, могут основываться на достоверных сведениях. IV-V вв. В нач. IV в. в процессе формирования новых адм. структур (префектур, диоцезов, провинций) была создана префектура И., в состав к-рой вошел диоцез Африка. На территории И. были образованы 2 диоцеза - Аннонарная И. (с центром в Медиолане) в сев. части Апеннинского п-ова и Субурбикарная И. (с центром в Риме) на юге. Граница между диоцезами проходила примерно в 50-70 км к северу от Рима. Резиденция викария Субурбикарной И. находилась в Риме, однако сам город составлял особую префектуру и был исключен из компетенции префекта претория И. Рим. префекту подчинялись небольшие города вокруг Рима (Остия, Римский Порт (ныне Порто), Сильва-Кандида), считавшиеся частью города. Территорией Аннонарной И. была бывш. Цизальпинская Галлия, ранее облагавшаяся подушной и поземельной податью (аннона) и рассматривавшаяся как провинция. Аннонарная И. включала также области в центральной части Апеннинского п-ова - Пицен, Умбрию и часть Тусции (Этрурии), которая была разделена на 2 провинции - Тусцию Аннонарную и Субурбикарную с центрами во Флоренции и в Сполетии (ныне Сполето).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Лисимах (355–281), диадох, с 305 г. царь Фракии II 102, 140; VI 97; X 4 Лисимах, афинский архонт в 436/35 г. III 3 Лисимахид, афинский архонт в 339/38 г. IV 14 Лисипп, знаменитый скульптор втор. пол. IV в. из Сикиона II43 Лисистрат, знаменитый свидетель по завещанию Феофраста V 57 5 Лобон Аргосский (конец III в.), историк литературы, отличавшийся недостоверностью, видимо, пародировал «Таблицы» Каллимаха. См. Ук. ист. Мавсол, династ Карии в 377–353 гг., прежде персидский сатрап, сделавший Карию независимой; знаменит его надгробный памятник – одно из семи чудес света II 10; VIII 87 Маг, сын Береники I и ее первого мужа; правитель Кирены в 308–260 гг.; при Маге в Кирене находилась философская школа, к которой принадлежал его советник Феодор II 103 Маммария, гетера, подруга Эпикура и Метродора X 7 Манет, раб Феофраста V 55 Манет, раб Диогена Синопского VI 55 Манефон (III в.), египетский первосвященник, по преданию, причастен к созданию культа Сераписа, считается автором многочисленных исторических и астрологических сочинений, из которых особенно важна «История Египта» на греческом языке. См. Ук. ист. Мармак, считается отцом Пифагора VIII 1 Махаон, один из предков Аристотеля V 1 Меандрий Милетский, историк IV в., автор истории Милета IX 50; ср. Ук. ист. Мегабиз, обычное имя жреца Артемиды Эфесской II 51, 52 Мегаклид, лицо неустановленное IX 54 Медий, естествоиспытатель, врач, пользовавший Ликона, упомянут в его завещании V 72 Медонт, лицо неустановленное VII 12 Мелант, отец Феофраста V 36 Мелант, ученик и наследник Феофраста, возможно, родственник V 51, 54, 56 Меланф, царь Мессении, затем Аттики, отец Кодра III 1 Меланфий Родосский, академик, ученик Карнеада, писал трагедии II 64 Меланфий, историк IV в., писавший об Аттике и об Элевсинских мистериях. См. Ук. ист. Меланхр, тиранн Митилен, свергнутый и убитый Питтаком I 74 Мелеагр, киник, современник Мениппа VI 99; ср. Ук. ист. Мелет, сын поэта Мелета, главный обвинитель Сократа II 38– 40, 43; VI 9 Мелет, отец предыдущего II 40

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

в помещении 1-го этажа не обязательно содержат христ. мотивы, однако на это могут указывать особенности сохранившихся фрагментов фигур молящегося и философа (возможно, апостола). По мнению Краутхаймера, при сооружении инсулы в сер. III в. одно из включенных в ее состав зданий подверглось существенным перестройкам. Часть стен и перекрытий между 2-м и 3-м этажом была разобрана, образовался просторный зал, предположительно разделенный на 2 части аркадой. Вход в здание вел через один из бывш. магазинов, задняя комната к-рого была расписана фресками христ. содержания (вероятно, фрески относятся к нач. IV в.). Здание с нежилыми помещениями на 1-м этаже и с просторным залом на 2-м вряд ли могло служить жилым домом. По мнению Краутхаймера, здесь был обустроен один из городских храмов, возможно «титул Византа». Во 2-й пол. IV в. внутри здания был сооружен мартирий, однако исследователь воздержался от предположений о причинах этой перестройки. В кон. IV в. инсула перешла во владение рим. сенатора Паммахия, знакомого с блж. Иеронимом Стридонским . Паммахий занимался благотворительностью и церковным строительством, вел аскетический образ жизни (см.: PLRE. T. 1. P. 663). По его указанию на месте частично разобранной инсулы началось строительство базилики, известной впосл. как «титул Паммахия». Вероятно, строительные работы были окончены лишь к сер. V в., т. к. в церкви была обнаружена надпись об отделке нартекса и фасада храма предположительно при папе Римском Льве I Великом (440-461). Мартирий, почитавшийся в то время как гробница И. и П., сохранялся под полом базилики и служил местом поклонения. Несмотря на то что Краутхаймер подчеркивал гипотетичность представленной им истории храма до V в., предположение о существовании там в III-IV вв. «титула Византа» получило широкое распространение. Вместе с тем ряд итал. исследователей (А. Пранди, Дж. Де Санктис) на основании результатов раскопок попытались доказать, что легенда об И. и П., несмотря на ряд поздних искажений, основана на реальных событиях.

http://pravenc.ru/text/471229.html

1965/1966. Σ. 159). Пол вимы на 2 ступени выше пола нефа. Вима выступает в центральный неф западнее 1-й пары колонн. Особенностью этой базилики является длинная солея почти во всю длину центрального нефа. Она была сооружена после укладки мозаичного пола и, видимо, соединяла с алтарем также вторичный, расположенный по центральной оси храма амвон из мягкого известняка ( Megaw. 1974. Р. 67). Пол вимы разрушен, поэтому неясно, был ли в алтаре синтрон. Мозаичные полы выкладывали в 2 этапа: мозаики сев. и юж. нефа, нартекса и диаконника датируются нач. V в. и имеют много общих черт с мозаиками Антиохии и Апамеи кон. IV в. ( Χατζηχριστοφ. 2010. Σ. 155). Они также сходны с мозаиками дома Евстолия в Курионе. По мнению археологов, они могли быть созданы одной артелью ( Michaelides. 1992. P. 78-79). Мозаики центрального нефа выполнены в сер. V в., они украшены геометрическим орнаментом высокого качества. Имена жертвователей Аетия, Евфалия и Евтихиана выложены у зап. входа, а перед центральной апсидой сохранилась надпись с упоминанием диак. Ираклия, на средства которого был сделан мозаичный пол в центральной части храма. В сев. нефе помимо геометрического орнамента и крестов встречаются изображения плодов граната и пар сандалий - раннехрист. символов, широко распространенных на Ближ. Востоке и в Сев. Африке. С севера к базилике был пристроен небольшой парекклисион. Из нартекса 3 входа вели в базилику и 3 входа - в атриум. К нартексу с юга был пристроен зал, видимо служивший диаконником-скевофилакием ( Π[απαγεωργου] Α. Τριδος Αγας βασιλικ/ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 155). Из него проход вел вдоль юж. стены базилики в баптистерий, расположенный к юго-востоку от базилики. Он имел неск. помещений (4-колонное помещение для раздевания, зал с купелью, консигнаторий и др.). Выложенная мрамором крестообразная купель - самая большая на Кипре. Образцом кипрских баптистериев служили сиро-палестинские баптистерии процессионного типа, а не центрические к-польские и малоазийские. Атриум в форме удлиненного прямоугольника имел 3 портика, каждый из к-рых поддерживали 2 колонны и Т-образный квадратный столб ( Idem.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

кон. IV в. (самое позднее - в 80-х гг. V в.) приобрел структуру четырехстолпного купольного сооружения с квадрифолием внешних стен. Др. ранней центричной постройкой является храм-мартирий Сурб Саркис (св. Сергия) в Текоре (совр. Дигор, Турция) (80-е гг. V в.) - первая из сохранившихся крестовокупольных церквей с каменным куполом на 4 опорах. В нач. 90-х гг. VI в. возводится храм в Аване - родоначальник архитектурного типа тетраконхов с угловыми нишами (св. Рипсиме в Эчмиадзине, Гарнаовит, Сисаван, Ахтамар ). В 1-й пол. VII в. получают развитие следующие композиции: четырехстолпная крестово-купольная структура, лежащая в основе классического типа (восходит к ц. Сурб Саркис в Текоре), с прямоугольным наосом и пастофориями по сторонам алтарной апсиды (св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине, 630; Мрен, 639; Багаван, 631-639; Одзун, ок. сер. VII в. и др.); компактный тетраконх на основе структуры Эчмиадзина (Багаран, 624-631); постройки с наружной стеной в виде триконха (соборы в Двине, Талине, 2-я пол. VII в.). Тенденция к созданию цельного центричного и вместе с тем просторного храма наиболее ощутимо проявляется к сер. VII в., чаще всего на основе планового квадрифолия - формы, вероятно прочно связанной с Эчмиадзинским кафедральным собором, именуемым армянами «Матерью-Церковью» (Аван, Мастара, ок. 645 г., храм-мартирий Бдящих сил Звартноц, 642-662). Форма просторного, нерасчлененного светлого купольного интерьера максимально выражена в храме Аруча - величественном купольном зале, с 4 опорами в виде пилонов, к-рые примыкают к его продольным стенам; символика креста отражена не в плане, а в структуре сводов. Подобный светлый интерьер - характерная черта зодчества 2-й пол. VII в. (Талин, Артик, Звартноц). Композиционное разнообразие памятников раннесредневек. эпохи дополнялось храмами шести- и восьмиапсидной структуры (Арагац; Зоравар у Егварда, 60-е гг. VII в.; Иринд). В VII в. имело место массовое строительство небольших, вероятно, приходских церквей типа простого купольного тетраконха, триконха или свободного креста с апсидой на востоке (Агарак; Арзни; Аламан, 637; Дорбантаванк; Кармравор в Аштараке; Кош и др.).

http://pravenc.ru/text/76104.html

239 Сходное сочетание разных форм монашеской аскезы затем получило свое распро­странение на Афоне. Вот как описывает афонскую монашескую жизнь известный византинист Д. Оболенский: «Монашество существовало на Афоне, но крайней мере, с X века и, следуя традиции восточнохристианского аскетизма, развивалось но трем основным направлениям: пустынники, выбрав путь отшельничества, жили, как живут и поныне, в пещерах и скалах на южной оконечности Афонско­го полуострова; существовали также lavrai (по-славянски – скиты), где группы отшельников жили порознь под руководством настоятеля и изредка встречались при совместном принятии причастия; наконец, на Афоне были и крепко органи­зованные, централизованные иноческие общины, члены которых жили в одном здании, подчиняясь одному игумену и общему распорядку молитв и трудов». Оболенский, 1998. С. 494. 240 Известные ограничения на использование данных Сократа Схоластика заключаются в том, что в отношении Египта IV в. он автор вторичный и не всегда надежный. Так, например, в IV книге своей «Церковной истории» (IV, 23) Сократ пишет о том, что Амун вместе со своей супругой основали в Нитрии общее поселение (σκητριον ε), где не различался мужской пол от женского. Эти данные резко расходятся с информацией, содержащейся у Палладия и в Historia monachorum. Насколько мы знаем, в известных источниках по египетскому монашеству IV в. никаких сведений о таких совместных монастырях не зафиксировано. 242 Здесь речь идет о том, что монахи Нитрии (τν ν τος ρεσι τς Νιτρας μοναχν τινες), разделявшие взгляды патриарха Феофила, оставили монастыри (φμενοι ον τν μοναστηρων) и пришли в Александрию [Hansen, 1995. Р. 359. 14.1–2]. 244 Основное расхождение между очерком Палладия и различными версиями «Жития» св. Пахомия (кроме арабской), заключается в том, что в Житиях отсутствует со­общения о видении Пахомием Ангела, который продиктовал ему Устав. Мы уже упоминали о критическом отношении к этому сообщению Палладия и попытках реконструировать его происхождение. Существует предположение, что данные 32-й главы «Лавсаика» опираются на некий саидскнй документ, греческий перевод которого был известен в Нитрии – Barlelink, 1974b. Р. 357, n. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010