1945) оказала большое влияние на мн. правосл. авторов, в т. ч. на протопресв. А. Шмемана). Однако уже Иеремиас показал, что предположение ученых XIX в. о существовании в иудейской традиции эпохи Второго храма трапезы «киддуш» вообще не имеет никаких оснований, а трапеза «хавурот» является не особым самостоятельным чином, а простой праздничной трапезой, устраиваемой в честь таких событий, как обрезание, свадьба и т. п. Поэтому ни «киддуш», ни «хавурот» не могут считаться прообразом Е. Еще один вид религ. трапезы, имеющей нек-рые сходства с Е. - ветхозаветная «жертва хвалы» (    ; одно из названий Е. звучит точно так же: θυσα ανσεως - жертва хвалы). В наиболее радикальном виде идея о связи ветхозаветной жертвы хвалы с Е. была выдвинута Х. Гезе, к-рый обратил внимание на роль Пс 21 (по форме являющегося   - благодарственной молитвой об избавлении от бедствий и смерти) в повествовании о Страстях (причем стихи 22 и 27 этого псалма могут быть истолкованы как пророчества о Е.) и на этом основании интерпретировал Тайную вечерю как Жертву хвалы, принесенную Самим Христом в предвидении Страстей ( Gese. 1968; Idem. 1981). В более сдержанной форме эта теория была развита К. Леон-Дюфуром ( Léon-Dufour. 1982), к-рый считал, что христиане апостольской эпохи понимали и совершали Е. как жертву хвалы в память о спасительных деяниях Господа Иисуса Христа. Развитие Л. Лижье и Ч. Джираудо идеи о ветхозаветных молитвах в форме   как непосредственном прообразе важнейших христианских молитв (в первую очередь евхаристических) дало ценные результаты для исследования истории и богословия чина евхаристической литургии ( Giraudo. 1981). Христианская трапеза. Роспись катакомб Присциллы в Риме. 2-я пол. II в. или 1-я пол. III в. Христианская трапеза. Роспись катакомб Присциллы в Риме. 2-я пол. II в. или 1-я пол. III в. Большое влияние на библеистику XX в. оказала позиция Х. Лицмана ( Lietzmann. 1926), к-рый, развивая высказанную в кон. XIX в. Ф. Шпитта гипотезу, предложил теорию не одного, а 2 типов Е.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Помимо погребальных комплексов, содержащих раннехрист. символы, на общегородских кладбищах Б. Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христ. обряду. Все они датируются кон. II - 1-й пол. IV в. В первые века христианство в Г. подвергалось гонениям, к-рые начались еще при царе Адеркии (2-я пол. I в.). К нач. II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним - груз. князей, служивших царю Албании Артаксару. Лит.: Джавахишвили И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. С. 77-113; Максимова М. Геммы из некрополя Мцхеты-Самтавро//Вестник ГМИГ. 1950. Т. 16-В; Иващенко М. М. Результаты археол. исследований. Тбилиси, 1980. Т. 3: Самтаврские погребения I-III вв.; Бибилури Т. И. Плинфовые погребения в Грузии античной эпохи: Дис. канд. ист. Тбилиси, 1983; он же. Интересный погребальный комплекс из Мцхеты//Дзеглис мегобари. Тбилиси, 1983. 62 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Предметы с греческими надписями из Мцхеты//Сб. докладов, посв. Дж. Рухадзе. Тбилиси, 2002; Бибилури Т. , Глонти Н. Археологические памятники II-IV вв. Самтаврского могильника. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Т. Бибилури, Н. Т-М. Картли и Колхида в I - нач. V в. В I-II вв. Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах IV-III вв. до Р. Х.; в 35-50-х гг. I в., по сведениям рим. историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо-Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоединив земли (совр. Аджария и Лазистан) до Чёрного м. (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Имп. Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняют значительным влиянием Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа. Так, в 134 г. картлийский царь инициировал нашествие аланов на Албанию, Армению, Мидию и Каппадокию, что встревожило Парфию и Рим. Преемник Адриана Антоний Пий (ум. 161), «когда Парсман Иверийский с супругой прибыл в Рим… увеличил его владения, дал разрешение на принесение жертвы в Капитолии, воздвиг ему конную статую и наблюдал за военными упражнениями Парсмана, его сына и других именитых иберийцев» (Дион Кассий).

http://pravenc.ru/text/168205.html

В 1-й пол. IV в. до Р. Х. первым в Юж. Аравии К. стал выпускать собственные монеты - подражания афинским тетрадрахмам. Начиная с III-II вв. до Р. Х. в К. чеканили серии монет с портретами и именами катабанских царей. Нередко на реверсе помещалось название дворца катабанских правителей - Хариб (  ), находившегося в Зу-Гайле и служившего монетным двором. Чеканка своей монеты продолжалась в К. приблизительно до кон. I в. по Р. Х. Основой существования К., как и др. гос-в древнего Йемена, являлось паводковое орошение, заключавшееся в использовании воды, которую дважды в год, в сезоны муссонных дождей, приносили селевые потоки, заполнявшие вади - русла высохших рек. Однако экономическим процветанием К. и его соседи были обязаны международной торговле благовониями и пряностями, сведения о к-рой, отсутствующие в местной эпиграфике, встречаются у античных авторов. На значительную роль товарно-денежных отношений в жизни К. указывает высеченный в камне торговый кодекс, обнаруженный на рыночной площади Тамны,- единственный юридический памятник такого рода, происходящий из Юж. Аравии. Ряд его положений поддается лишь приблизительной интерпретации ( Beeston. 1959, 1971). Возвышение К. началось после успешных для него войн с Сабой в кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Последние 2 века до Р. Х. ознаменовались чередой катабано-хадрамаутских войн, в ходе которых были разорены внутренние районы Хадрамаута. Однако в этот период К. постепенно теряет свое могущество. В кон. II в. до Р. Х. от него отделилась обл. Химьяр , во 2-й пол. I в. до Р. Х.- обл. Мадхи, на рубеже эр - царство Аусан, в 70-х гг. I в. по Р. Х.- обл. Радман. В греч. соч. «Перипл Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), содержащем уникальные сведения о странах бассейна Индийского океана, К. в отличие от Сабы, Химьяра и Хадрамаута даже не упомянут. В 1-й пол. II в. К. потерял большую часть остававшихся под его контролем земель, в т. ч. Тамну, захваченную сабейцами, и его столицей стал Зу-Гайль. В сер. II в. Сабейское и Химьяритское царства временно объединились в единое государство. Против него сложилась т. н. вост. коалиция царя Хадрамаута, полунезависимого правителя Радмана и Мадхи и царя К. Набата Йуханъима (    ), к-рый считается последним катабанским монархом. Вооруженный конфликт между этой коалицией и Сабейско-Химьяритским гос-вом начался в 146-147 гг. и продолжался, вероятно с перерывами, по крайней мере до 159-160 гг. Неудача, постигшая союзников во время этой войны, очевидно, решила судьбу К.: он был разделен между Сабой и Хадрамаутом, причем последнему достался Зу-Гайль.

http://pravenc.ru/text/1681347.html

9 ч. Син. 868; ныне богородичен отпуст.); II. гл. 1, «Аще праведник едва спасается» (поч. 9 ч. Син. 868; сед. понед.) и «Заченши неопально огнь божества» (богород. отпуст.); III. гл. 1, «Объятия отча отверсти ми потщися» (сед. вторн.) и «Чудо чудес благодатная» (богород. отпуст.); IV. гл. 1, «Егда приидеши, Боже, на землю со славою» (служба по вся дни, кондак; сн. чин 12 псс.) и «Пречистая Богородице, на небесех благословенная» (богород. отп.); V. гл. 2, «Аз есмь древо неплодное Господи» (почасие 1 ч. Син. 870; сед. понед.) и «Божественнаго быхом общницы естества» (почасие 6 ч. Син. 868, богород. отп.); VI. гл. 3, «Живущи на земли душе моя покайся» (сед. вторн.) и «Прибежище и сила наша Богородице» (повечерие Син. 865; богор. отп.). – Полунощница, (гл. 8) «Яко судии предстоящу, попецыся душе» (сед. понед.) и «Се жених грядет». – Остальные шесть часов (VII–XII) тропарей не имеют. Ватопед. 350 для каждого из ночных последований указывает по три тропаря в следующем порядке: I. гл. 2, «Яко волны морския восташа на мя беззакония моя» (почасие 1 ч. Син. 870; сед. понед), «Аз есмь древо неплодное Господи» (там же) и «Беззаконий моих, Христе Боже, видя множество, враг победити уповает ими благость твою» (пол-ца Син. 865); II. гл. 5, «Тебе седящу на судилищи и человеческая испытующу», «Аз есмь овча заблудшее, Господи» и «На одре лежа грехов многих» (сед. вторн.); III. гл. 6, «Во юдоли плачевне» (чин 12 пс., сед. понед.), «Мудрых дев бодрственное даруй ми Господи (пол-ца Соф. 1052 ; сед. вторн ) и «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене» (повечерие); IV. гл. 6, «Помысливши душе страшному предстояше судищу», «Грехов болезнью разслабленный» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» (повеч.); V. полунощница, гл. 4, «Всю мою жизнь поработих греху», «Ослаблен есмь сном уныния " и «Помрачение тяжкаго греха»; VI. гл. 2 «Помяни, Господи, яко благ, рабы твои» (полун-ца), «Возвесели, Господи, со набранными рабами твоими», гл. 8 – «Со святыми упокой» (пол-ца) и «Тебе и стену и пристанище имамы» (почасие 3 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Дионисий Колофонский, лицо неустановленное VI 100 Дионисий NepeбeжчukVII 166, 167; V 93; VII 23, 37; Ср. Ук. ист. Дионисий I Сиракузский, тиранн Сиракуз в 405–367 гг. II 66, 67, 69, 73; 75–83; III 18, 21; VIII 85 Дионисий II Сиракузский (367–344), наследник предыдущего, отличался жестокостью и самодурством, был изгнан в 357 г. Дионом и в 344 г. – Тимолеонтом II 63; III 21, 23. 25, 61; IV 8, 11; VI 50; VIII 79; ср. Ук. ист. Дионисий (I или II) II 61; III 9, 34, 36; VI 58 Дионисий Халкедонский, философ мегарской школы, учитель Феодора Безбожника, первый назвал своих коллег диалектиками. См. Ук. ист. Дионисий, философ мегарской школы, возможно, идентичен предыдущему II 98 Дионисий, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Дионисий, грамматик, учитель Платона III 4 Дионисий, раб Платона III 42 Дионисий, отец Диоскурида V 57 Дионисий, стоик из Кирены, ученик Антипатра Тарсийского, математик, учивший в Афинах во время молодости Цицерона. См. Ук. ист. Дионисий, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Дионисий, автор комментариев к Гераклиту Эфесскому IX 15 Дионисий, эпикуреец, третий в преемстве X 25 Дионисодор, беотийский историк. См. Ук. ист. Дионисодор, флейтист IV 22 Диоскурид Кипрский, скептик, ученик Тимона Флиунтского IX 115, 144 Диоскурид, литератор, ученик Исократа. См. Ук. ист. Диоскурид, свидетель по завещанию Феофраста V 57 Диоскурид, отец стоика Зенона Тарсийского, ученик Хрисиппа VII 190, 197, 198, 200, 202 Диотел, один из душеприказчиков Аристотеля V 12 Диотим, стоик втор. пол. II в., сочинивший 15 подложных писем Эпикура, чтобы его опорочить. См. Ук. ист. Диофант, отпущенник Стратона V 63 Диофант, друг Ликона, возможно, скульптор V 71 Диохет, отец пифагорейца Аминия IX 21 Дифил Боспорский, философ мегарской школы, ученик Евфанта II 113 Дифил Вифинский, стоик, отец Деметрия, ученика Панэтия V 84 Донак, раб Феофраста V 55 Досиад, считается отцом Эпименида I 109 Драконт, афинский законодатель VII в., чьи законы отличались большой суровостью I 55, 81 Дромон, отпущенник Стратона V 63 Дропид, родственник (брат?) Солона III 1

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Духовные лица из иноверных как принимаются в православие (отд. II, § 15)? З. Затруднительные случаи при миропомазании, и как священники должны поступать в них (отд. II, § 16)? И. Измовение крещаемых какою совершается водою (отд. III, § 17)? Иноверцы какие присоединяются к православной церкви чрез миропомазание (отд. II, § 9)? О восприемниках при миропомазании иноверцев (отд. II, § 11). С чьего ведома священники могут совершать присоединение иноверцев, и частнейшие правила для его совершения (отд. II, §§ 10–13). – О присоединении к православию вместе с обращающимися иноверцами детей их (там же, § 10). Испорченное миро где девать должно (отд. I, § 4)? М. Метрической записи форма о присоединяемых к православию лицах иноверных исповеданий (отд. II, § 14; сравн. главу Дополнительную, приложение 2-е, под буквою Б). Миро святое откуда должны получать священники для миропомазания (отд. I, § 1)? Где надобно хранить миро по его получении (отд. I, § 2)? Где девать старое и вообще испортившееся миро (отд. 1, § 4)? – Что делать, когда св. миро прольется или уканет на пол или на одежду (отд. I, § 5)? Может ли священник употреблять св. миро в других каких-либо случаях кроме миропомазания (отд. I, § 6)? Может ли священник дозволять причетникам и вообще мирским людям приносить св. миро из церкви или относить в оную (отд. I, § 3)? Миропомазание когда именно и как должно быть у нас совершаемо (отд. I, § 6)? Может ли таинство миропомазания когда над кем быть повторяемо (отд. I, § 8)? Иноверцы какие принимаются в православие чрез миропомазание, и как должно быть совершаемо это принятие (отд. II, § 10–13)? Восприемник при миропомазании иноверцев (отд. II, § 11). О затруднительных случаях при миропомазании (отд. II, § 16). Н. Найденышей воцерковление как и когда производится (отд. III, § 21)? О. Отсутствие матери может ли препятствовать воцерковлению младенца (отд. III, § 20)? П. Повторение миропомазания когда допускается (отд. I, § 8)? Подкидышей воцерковление (отд. III, § 21). Пострижение крещенных и миропомазанных и о волосах постригаемых при этом (отд. III, § 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

59-62; Cazelles H. Patriarches//DBS. 1966. T. 7. P. 81-156; Weidmann H. Die Patriarchen und ihre Religion im Lichte der Forschung seit J. Wellhausen. Gött., 1968. (FRLANT; 98); Lord J. R. Abraham: A Study in Ancient Jewish and Christian Interpretation. Duke, 1968; Clements R. Abraham//ThWAT. Bd. 1. S. 53-62; Светлов Э. [Мень А. ] Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. Т. 2. С. 171-193; Thompson T. L. Historisity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. B.; N.Y., 1974. (BZAW; 133); Martin-Achard R. Abraham I: Im Alten Testament//TRE. Bd. 1. S. 364-372 [библиогр.]; Berger K. Abraham II: Im Frühjudentum und Neuen Testament//Idem. S. 372-382 [библиогр.]; Leineweber W. Die Patriarchen im Licht der archäologischen Entdeckungen: Die krit. Darstellung einer Forschungsrichtung. B., 1980; Betz O. Abraam//EWNT. Bd. 1; Roldanus J. L " héritage d " Abraham d " après Irénée//Text and Testimony: Essays on New Testament and Apocryphal literature in honour of A. F. J. Klijn/Ed. Baarda T., Hilhorst A., et al. Kampen, 1988. P. 212-224; Berton R. Abraham est " il un modèle? L " opinion des Pères dans les premiers siècles de l " Èglise//Bull. de littérature ecclésiastique. 1996. T. 97. P. 349-373; Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 1: Gen 22, 1-19 im Alten Testament, im Frühjudentum und im Neuen Testament. (WMANT; 78) [библиогр.]; Joest Chr. Abraham als Glaubensvorbild in den Pachomianerschriften//ZAW. 1999. Bd. 90, 1/2. S. 98-122; M ü ller P. Unser Vater Abraham: Die Abrahamrezeption im Neuen Testament - im Spiegel der neueren Literatur//Berliner theol. Ztschr. 1999. Bd. 16. S. 132-143. . Сюжет жертвоприношения А. (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос , ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб (Присциллы, II в.; Каллиста, 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ [лат. Hippolytus, Ippolitus] (III в.?), мч. Антиохийский (пам. зап. 30 янв.). Память И. отмечена в древнейших церковных календарях: в Сирийском Мартирологе (411) под 30 янв. говорится: «...в городе Антиохии Ипполита»; в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.) под 29 янв. отмечена память «Ипполита, епископа из древних», а под 30 янв.- «в Антиохии мученичество св. Ипполита». И. Делеэ в комментарии к Иеронимову Мартирологу высказал предположение, что под обеими датами поминается И., мч. Антиохийский, и предложил объединить под 30 янв. обе календарные заметки. Добавление «из древних», по мнению Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшена, указывает на то, что речь идет об одном из мучеников, пострадавших до гонений при имп. Диоклетиане (284-305), о к-рых рассказывалось в утраченном сочинении Евсевия , еп. Кесарийского (MartHieron. P. LXVI-LXVII). Кроме того, в сохранившемся на сир. языке (Brit. Lib. Add. 12150, 411 г.) Похвальном слове всем мученикам (BHO, N 700; CPG, N 3493), приписываемом Евсевию, среди малоизвестных мучеников назван «воздержанный старец Ипполит». Т. о., И., вероятно, пострадал в Антиохии во II-III вв. В 1-й пол. IX в. память И., пострадавшего в Антиохии, была внесена под 30 янв. в Мартиролог Флора Лионского, а затем в т. н. Малый Римский Мартиролог ( Quentin. 1908. P. 327, 417). В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) И. Антиохийский представлен как последователь новацианской схизмы, который затем раскаялся и принял мученическую кончину (PL. 123. Col. 224). Эти сведения были заимствованы из эпиграммы еп. (папы) Римского Дамаса I ( Damasus. Epigrammata. 37), посвященной Ипполиту , мч. Римскому (пам. 13 авг.); эпиграмма была найдена в усыпальнице мч. Ипполита в Риме. Смешение И. и мч. Ипполита Римского перешло в Мартиролог Узуарда (2-я пол. IX в.; PL. 123. Col. 709) и получило дальнейшее распространение в зап. традиции. В Римском Мартирологе (XVI в.) кард. Цезарь Бароний окончательно отождествил 2 мучеников, внеся в календарную заметку об И. (MartRom. P. 40) указание на пресвитерский сан из гимна испан. поэта Пруденция, относящееся к Ипполиту Римскому ( Prudent. Perist. 11).

http://pravenc.ru/text/673787.html

В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. главенствующее положение на территории Н. о. занимала общность культур текстильной керамики. В раннем железном веке в регионе распространились ананьинская культура в Заволжье и городецкая культура на правобережье Оки и Волги, памятники к-рой в кон. I тыс. до Р. Х. появились на левобережье Волги. В юго-вост. части совр. Н. о. (Ардатовский, Сергачский, Воротынский районы) известны могильники (в основном трупоположения на спине) 1-й пол. I тыс. по Р. Х., культурная принадлежность которых является дискуссионной. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. на территории Н. о. фиксируются древности 3 родственных народов поволжских финнов - муромы (в приокских районах, датированы не ранее кон. VII в.), мордвы (на юго-востоке региона), черемисов (марийцев; в Заволжье). В их культуре наблюдается много общего; различия проявляются прежде всего в погребальном обряде, обнаруживаются в жен. украшениях, уборе. На границе расселения этносов, на берегах Волги и Оки, происходили наиболее тесные контакты, о чем свидетельствуют материалы могильников - Безводнинского (Кстовский р-н) V - 1-й пол. VIII в., Желтухинского (Городецкий р-н) VI-VII вв. и Подвязьевского (Богородский р-н) сер. IV - 1-й пол. VI в. (наиболее раннее погребение кон. III - сер. IV в. относится к раннему железному веку). По мнению исследователя Подвязьевского могильника Н. Н. Грибова, население, оставившее его, ведет свое происхождение от племен культуры рязаноокских могильников. Первые славяне появились на нижегородском правобережье Оки не ранее XII в. Их расселение, по-видимому, брало свое начало с Муромо-Рязанского княжества и тянулось вниз по Оке. Большинство поселений возникло на свободных местах, но нек-рые данные указывают на процесс древнерус. ассимиляции муромы. В XII - нач. XIII в. земли совр. Н. о. стали ареной борьбы между Ростово-Суздальским княжеством (с 1157 Владимирское великое княжество ) и Волжско-Камской Булгарией. Владимирские князья основали здесь города Городец (сер.- 3-я четв. XII в.; впервые упоминается в 1171) и Н. Новгород (1221), что способствовало притоку слав. населения.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Кнуду VI наследовал его брат, кор. Вальдемар II Победитель (1202-1241), к-рому удалось подавить сепаратизм южнодат. знати, поддерживаемой епископами Шлезвига, и в результате ряда военных походов присоединить к Д. северогерм. территории почти до р. Эльбы, добившись в 1214 г. офиц. признания прав на эти земли от герм. имп. Фридриха II Штауфена . Король создал постоянный военный флот, поддерживал союз с католич. Церковью. Внутренняя консолидация страны, внешнеполитические успехи и усиление королевской власти стали основой для экспансионистских устремлений дат. короля. Он желал установления контроля Д. над Прибалтикой и ее торговыми путями. Поводом для вторжения датчан в Прибалтику стало обращение к Вальдемару II еп. Рижского Альберта I с просьбой поддержать крестовый поход против эстов (1218). Дат. король привлек к походу своего вассала Витслава, кн. Рюгена, и архиеп. Лундского Андерса Сунессона. Датчане высадились в Эстляндии, где на их лагерь напали эсты, но король, поддержанный вендами, одержал победу у Линданисе (Ревель, ныне Таллин) (1219). Согласно легенде, во время этой битвы с небес спустилось красное с белым крестом знамя - Dannebrog, ставшее впосл. гос. флагом Д. Датчане захватили территорию Эстляндии почти до Финского зал. При Вальдемаре II Д. вступила в конфликт с Новгородом Великим. Первые известия о торговых сношениях Д. с Новгородом относятся к XII в.: в 1130 и 1134 гг. новгородские купцы ездили в Д., в 1157 г. рус. корабли с товарами находились в гавани Шлезвига. В кон. XII - 1-й пол. XIII в., после завоевания крестоносцами Вост. Прибалтики и Зап. Финляндии, Новгородское гос-во было оттеснено к вост. оконечности Финского зал., новгородское мореходство сократилось. В 1-й пол. XIII в. Королевство Д. стало соседом рус. земель. В 1219-1346 гг., когда Д. владела Сев. Эстляндией, граница дат. и рус. владений была установлена по р. Нарве. Однако в 1223-1238 гг. Сев. Эстляндию захватили нем. рыцари, после восстановления в 1238 г. власти Д. дат. купцы уже не играли заметной роли в торговле городов Ревеля и Нарвы с русскими землями. В 1238 г. в Стенбю при участии представителя Папской курии был заключен договор между кор. Вальдемаром II и магистром рыцарского Тевтонского (Немецкого) ордена , одним из условий к-рого стало обязательство о подготовке совместного наступления на соседние с Ливонией рус. земли. Дат. рыцари из Сев. Эстляндии приняли участие в походах 1240-1242 гг. против Руси на Изборск и Псков. В 1268 г. обострились отношения Новгорода с нем. и дат. владениями, и большое рус. войско отправилось в поход на дат. Эстляндию. При Раковоре (совр. Раквере, Эстония) произошло одно из крупнейших сражений в истории Новгорода, закончившееся победой новгородцев. И дат. вассал в Сев. Эстляндии, Дитрих фон Кивель, в 1256 г., и его сын в 1294 г. пытались закрепиться на берегах р. Нарвы, но потерпели неудачу; в 1302 г. новгородские послы заключили мирный договор с Д.

http://pravenc.ru/text/171341.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010