Этот древнейший неписаный закон был общим для всего потомства Адамова. Со времен праотцов он переносился из уст в уста, из поколения в поколение и сохранился через столетия как Священное Предание. Однако непрестанными усилиями сатаны и из-за испорченности людей этот естественный Закон исчез из человеческих сердец. Поэтому Господь Бог через Моисея, за пятнадцать веков до Христа, дал людям Закон, записанный на скрижалях. Этот писаный Закон называется Ветхий Завет. Ни один из этих двух Законов (неписанный и Ветхий) не смог спасти род людской от трех главных зол: от сатаны, от греха и от смерти. Эти Законы были лишь подготовительными, подводящими людей к последнему Закону Божьему, называемому Новым Заветом. Этот Новый Божий Закон дан людям через Господа нашего Иисуса Христа. Что такое Ветхий Завет ? – Этот Божий Закон, который Бог дал через Моисея на горе Синай и который был записан на двух каменных скрижалях и состоял из десяти заповедей. Как звучат Десять заповедей? – Они звучат так: 1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Как эти заповеди были написаны на двух каменных плитах? – На первой каменной плите были начертаны письмена четырех Заповедей, приводящие в порядок наши отношения к Богу. На другой каменной скрижали были начертаны шесть Заповедей, упорядочивавшие наши отношения к человеку. 4.1. Первая заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

(10:37–38) Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём. 7. (Q) Говорит это также против ариан, и что это не сходно с тем, что говорилось ученикам. Ведь Господь, сказав им: Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви 51 , объясняет этим, что пребудет в любви Христовой тот, кто исполняет Его заповеди. Это не возводит к единосущию с Сыном учеников, которые могли оказаться и вне (Его любви), если бы не желали более исполнять Его заповеди, пусть даже Сын непреложно делает угодное Отцу как Бог по природе, хотя и говорит это как человек для нашей пользы, чтобы мы подражали Ему насколько возможно. Поэтому «желать» или «не желать» мы усматриваем не в сущностях и не в понятии природы, но в преднамеренном выборе (προαρεσις), какой был у учеников, но не у Сына. Ведь мы усматриваем, что Сын – единосущен Отцу из тех природных благ, что есть у Него, а не из того, что бывает или отсутствует в нас. (10:39) Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их. 8. (Q) Евангелист рассказывает и о жестокости иудеев, которые в ответ на столь благие речи не умягчились, но искали схватить Его и убить, и о силе Спасителя. Будучи Богом по природе, Он убежал от исступленных врагов, хотя и находился прямо в руках их. Сказал же об этом евангелист как бы в удивлении, показывая этим, что Тот, Кто, находясь посреди ищущих Его крови, легко ускользает без всякой опасности, не мог никогда быть схвачен иначе, как только добровольно. (11:1) Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, (где жили) Мария и Марфа, сестра ее. 9. (Q) Итак, вследствие любви этих жен достоин был и брат их того, чтобы любил его Христос, так как и его Он любил очень сильно 52 . ( Ин. 11:11–12 ) Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. 10. (V) Разве не нелепо было им верить, что Он приходит туда ради того, чтобы разбудить его? Поэтому они и говорили: если уснул, то выздоровеет. Они полагали, что Он не говорит ни о сне, ни о смерти, но думали, что говорит Он какую-то загадку, потому что пройди Он пять и десять стадий 53 54 , Он бы не мог успеть разбудить Лазаря 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

17. Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. (Тако глаголет Господь, избавивый тя Святый Израилев: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь, по немуже пойдеши). Народ Израильский, лишившись своего отечества и свободы, попал в пещь убожества (горнило страдания) (ст.10) и не мог придумать никакого средства избавиться из неё: но, по любви к беспомощному народу, Святой Израилев – Бог, верный своим обетованиям, научает его, как он будет избавлен (ст.14–15), дает ему возможность найти путь, по которому он должен идти – возвращаться в свое отечество (ст.20–21). 18–19. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною. (И аще бы еси послушал заповедей Моих, то был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская, и было бы яко песок семя твое, и изчадия чрева твоего яко перст земли: ниже ныне потребишася, ниже погибнет имя твое предо Мною). Израиль попал в безвыходное положение по своей вине: он не соблюл заповедей Господних, даже главнейших, – первой и второй – о признании и почитаний единого Бога. А если бы он слушал заповеди Его – знал и исполнял, то не встретил бы бедствий от нашествия врагов, а наслаждался бы миром, и не был бы обвинен и осужден на страдание и гибель, а пребывал бы в правде – оправдании и благословении: и мир его был бы непрестанным, как течение реки, правда его была бы сильна, неотразима, победоносна, как волны моря: он мог бы излить свое оправдание в глубоких, сильных, одушевленных речах, которые были бы неотразимы, как морские волны, поднятые бурным ветром (ср.гл.54:13–15). Если бы народ послушал заповедей Господних, то и семя его – потомство было бы как песок и исчадия древа его – ближайшее поколение (дети, внуки) было бы как пылинки земли, иначе – потомство его было бы неисчислимо многочисленным. А за преслушание своих заповедей Господь подверг нечестивых умалению потомства: они и дети их гибли при осаде Иерусалима от меча, голода и язвы, а в плену от изнурительной непосильной работы. Но Господь, по милости Своей, указал путь жизни Своему народу (ст.17), и он теперь уже не истребится, и не погибнет его священное имя; напротив, размножится несравненно более, нежели прежде (гл.49:17–22; гл.54:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1:11). С этим сравнивает и кажущееся благоденствие людей — богатство, славу, достоинство: все это подобно сену увядает. Симмах передал это место так: «потому что дух проходит через него, и потом — нет его». Духом называет душу, в присутствии которой тело живет и действует, а когда она отлетает, тело умирает и разлагается, так что совершенно утрачивает свои прежние отличительные черты и тогда уже нет возможности отличить, что принадлежало одному человеку и что другому. Несомненнейшим образом можно убедиться в этом, заглянув в могилу. Там все одинаково становится добычей тления и не сохраняет своих прежних свойств. « Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их » (ст. 17, 18). Итак, природа наша столь преходяща, но божественное человеколюбие дарует ей долговечную жизнь и для отдаленных потомков сохраняет воздаяние правды, заслуженное предками. Конечно по заслугам патриархов удостоил Господь Своего избрания и особенного попечения происшедший от них потом народ, что и показал чрез Моисея, говоря: « не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь, не за праведность твою и не за правоту сердца твоего, но исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим » (Втор. 9:4, 5). В другом смысле — сынами праведных мужей будут ревнители их дел. Навсегда распространяет Господь свою милость; Он всегда милостив, будучи благ по природе, но с этой милостью Его сопряжена правда к хранящим завет Его, по которой Он делает их за их добродетель наследниками грядущих обетований. Они не просто помнят заповеди, но исполняют то, для чего они даны; так и Спаситель сказал: « кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня » (Ин. 14:21). Наследует обетования не тот, кто помнит заповеди, но кто исполняет их. Так, за Ииуем до четвертого поколения сохранил Господь царство, хотя он только в начале царствования оказал ревность, а совершенного благочестия не соблюл. Так, и великому Давиду сохранил Господь искру семени его неугасимой, несмотря на то, что много нечестивых следовало за ним в его роде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

1. Духовное. Ст. 11. За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить этому народу. Ст. 12. Им говорили: «вот покой, дайте покой утружденному и вот успокоение». Но они не хотели слушать Ст. 13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены. Когда книжники и фарисеи мало ценили спасительное учение Слова Божия; напротив по гордости всю важность своей учености и мудрости поставляли в знании мелочных предметов: то Бог в наказание попускает им более и более уклоняться от здравого, спасительного учения веры, которое одно доставляет истинное утешение совести, и подвергнуться суете своего ума на погибель своих душ. Бог говорил народу Иерусалимскому (как видно из ст. 14): сей есть покой: дайте покой утомленному. Это есть слово благодати и отпущения грехов, есть евангелие Иисуса Христа и Апостолов, которые доказывали, что человек, утомленный под тяжестью Моисеева закона, у которого совесть обременена грехами, ни в чем не может найти спокойствия, утешения и веселия, как только в вере в Мессию, и в оправдании, получаемом чрез Него, с отвержением всех плотских, обрядовых дел, заслуг, и внешних преимуществ, в которых фарисеи полагали надежду спасения. Вы – ложные учители, которые несчастный народ обманываете, питаете бесплодным учением преданий старческих и обрядов, которые составляют только внешность религии, а душу не питают, не доставляют истинного утешения, – дайте говорит Бог, покой утомленному, у которого совесть обременена грехами, дайте успокоение совести, которому я научаю, и доставляю верующим в Меня, как говорил Спаситель: приидите ко мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. ( Мф.11:28 ; Ин.7:37 ). Но фарисеи – упорные в своих предрассудках, надутые гордостью, не хотели послушать этого евангельского призывания, оставить свои заблуждения. Этот тяжкий грех фарисеев и обратился им в наказание, – Бог по требованию Своего правосудия попустил им запутаться этим грехом, как сетью, впасть в большие заблуждения – на погибель, как говорит Пророк в 11 стихе: за это Бог лепечущими устами и иным языком будет говорить с этим народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

1. Итак, Закон был для них (иудеев) и средством научения и пророчеством будущего. Ибо Бог сперва наставлял их чрез естественные заповеди, изначала насажденные в людях, т. е. чрез Десятисловие – не исполняющий Которых не имеет спасения – и ничего более от них не требовал. Так Моисей говорит во Второзаконии: «эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе, и ничего не прибавил, и написал это на двух досках, и дал мне» ( Втор.5:22 ), дабы желающие следовать Ему соблюдали заповеди. Но когда они решились сделать тельца и обратились сердцами своими опять к Египту, желая быть рабами вместо свободных; то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом рабства. Так и пророк Иезекииль, объясняя причину такого законодательства, говорит: «вслед похотения сердца их были очи их, и Я дал им заповеди недобрые и оправдания, в которых они не будут жить» ( Иез.20:24 ). И Лука написал о Стефане, который первый был избран Апостолами на диаконство и первый убить, как мученик Христов, что он так сказал о Моисее: «Он принял заповеди Бога живого» 100 , чтобы передать вам, Которому отцы ваши не хотели быть послушными, но отринули Его и обратились сердцем своим к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые бы предшествовали нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца и принесли жертвы идолу и веселились делом рук своих. Бог же отвратился и предал их служить воинствам небесным, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне жертвы и заклания в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду Бога Ремфана, – изображения, которые вы сделали, чтобы покланяться им» ( Деян.7:38–43 ; Ам.5:25–26 ), – ясно показывая, что не другим Богом, а тем же самым дан им такой Закон, приспособленный к их рабскому состоянию. Посему и в Исходе Он говорит Моисею: «Я пошлю пред тобою ангела Моего; ибо Я не сойду с тобою, потому что ты народ жестоковыйный» ( Исх.33:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

208. Покушается ли тщеславие на искажение лика смирения? Одно лишь смиреннословие, как и показное поведете, противоположны истинному смирению, так как являются от тщеславия. Еще более погибельно – «мнение», т.е. убежденность в своем смирении, что уже относится к гордости. Истинное смирение «не видит себя», оно закрыто простотой или молчанием. Смиряться пред некоторыми – ложное смирение; следует быть смиренным пред всеми. Слепое суждение часто видит смирение в человекоутоднике. " Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием» ( Кол. 11, 18 ). 209. Что Бог открыл нам о внутренней природе смирения? Смирение есть блаженное ощущение в душе благодати Божией, что возможно познать только своим опытом. «...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» ( Mф. XI, 29 ). Христос говорить: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но – от Меня, то есть от Моего в вас вселения и осияния и действия. Потому и говорить пр. Иоанн Леств., что смиренномудрие есть Божие наименование. 210. Что обещано нищим духом по 1-й Заповеди Блаженства? Блаженство , как предощущение вечного блаженства и приобщение к Царству Небесному . См. учение о Царстве Небесном в Части Второй в изучении 12-го члена Символа Веры . § 27. О второй заповеди блаженства 211. Кого Господь Иисус Христос ублажает во 2-й Заповеди Блаженства? " Блажени плачущии, яко тии утешатся» ( Mф.V, 4 ). Сокрушение, охватившее душу, об удалении от Бога, скорбь о разлучении с Богом, есть духовный плач. После нищих духом Господь причисляет к блаженным тех, кто слезно скорбит о крайнем своем недостоинстве. Так взывал в покаянной скорби пророк царь Давид: «...каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими увлажняю постель мою» ( Nc. VI, 7 ). Так скорбел отрекшийся Апостол: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько» ( Mф. XXVI, 75 ). Так блаженство первое – нищета духа, рождает второе – блаженный плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

21. И, во-вторых, заключает апостол речь о любви, от Него мы имеем, чрез Иисуса Христа, эту заповедь: чтобы любящий Бога любил и брата своего. В 4 гл. послания апостол указал христианам на божественного совершителя и свидетеля нашего общения с Иисусом Христом, Сыном Божиим, и Богом Отцом – Духа Божьего и признаки Его действия в христианах, открывающиеся в исповедании ими Иисуса Христом во плоти пришедшим и Сыном Божьим и в любви к братьям и к Богу, возвышающейся до дерзновения пред Ним в день суда. В 5 главе апостол указывает на третий признак действия в христианах Духа Божьего – веру их в Иисуса Христа, Сына Божьего. Верующий в Иисуса Христа – Сына Божьего, говорит апостол, как и любящий братьев (4:7), рождён от Бога, и естественно любит Отца своего и рождённых от Него, братьев своих, исполняя все заповеди Его. Этой верой христиане победили и побеждают мир. Верующий в Иисуса Христа – Сына Божьего, утверждаясь на свидетельстве апостолов, Духа Божьего и своего внутреннего опыта, имеет в Сыне Божьем вечную жизнь и по молитве к Богу Отцу с дерзновением дарует жизнь и братьям своим, согрешающим не к смерти. 5:1. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, Сын Божий (5 ст.), обращается апостол к вере христиан, как третьему признаку действия в них Духа Божьего, от Бога рождён 611 и любит родившего 612 . И всякий любящий родившего любит и рождённого от него. 2. В том, что любящий родившего, естественно, любит и рождённого от него, мы познаём, что мы любим детей Божьих 613 . Когда мы любим Бога и из любви к Нему исполняем заповеди Его (3:23: да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга; 4:21: да любяй Бога любит и брата своего). 3. Ибо любовь к Богу состоит в том, присоединяет апостол разъяснение, что любовь христиан к Богу не есть только чувство или теоретическое знание о Нём, как о совершеннейшей любви, но есть любовь, выражающаяся делом и истиной, исполнением воли Бога, – чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его для христиан, как детей Божиих, любящих Отца своего и послушных воле Его, не тяжки (ср. Мф. 11:30 : лёгкое бремя) 614 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

2). Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира. Он есть умилостивление за грехи наши, – «за грехи не тех из нас, которые живут беспечно, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь; они приимут утешение от Утешителя. А кто согрешил и забыл грех свой, и в таком состоянии переселяется из тела, на того падет гнев Божий» (прп. Ефрем Сирин ). И за грехи всего мира, – «Господь есть умилостивление не только жившим тогда людям, но и всей Церкви, простирающейся во весь мир, обнимающей от первого избранного до последнего, имеющего родиться в конце времен, итак, Господь ходатайствует за грехи всего мира, ибо на весь мир простирается Церковь , Которую Он создал ценой Своей крови» (св. Беда). 3). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. «Сверься с Евангелием, не в этом ли Его заповедь: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 )… Что такое совершенство в любви? Люби своих врагов так, чтобы ты желал сделать их братьями; люби своих врагов так, чтобы они вняли призыву быть в общении с тобой. Ибо так любил Тот, Кто вися на кресте, сказал: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Он отгонял от них вечную смерть всемилосердной молитвой и все превосходящей властью. Многие из них уверовали и прощена им была пролитая ими кровь Христова. Сперва в неистовстве они ее пролили, теперь с верой причащаются ей» (блж. Августин). 4). Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины; «Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко и одинаково, – как образованный, так и неграмотный, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают исполнители слова, а не только слышатели» ( Иак.1:22 ) (прп. Иустин Попович) . 5). А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

3 . – Желал бы я услышать, господин, – сказал я, – как должно служить доброму желанию? – Слушай. Имей страх Божий и веру в Бога, люби истину, твори правду и подобные добрые дела. Делая это, ты будешь угодным рабом Божиим и будешь жить с Богом; и все, которые будут служить стремлению доброму, будут жить с Богом. Заповедь-эпилог И так окончил он двенадцать заповедей и сказал мне: – Вот тебе заповеди, поступай по ним и к тому же убеждай людей слушать тебя, чтобы покаяние их было чисто в остальные дни их жизни. И это служение, которое поручаю тебе, исполняй тщательно и получишь великий плод, ибо найдёшь любовь у всех, которые покаются и послушаются слов твоих. Я буду с тобой и буду побуждать их слушаться тебя. И я сказал ему: – Господин, эти заповеди величественны, прекрасны и могут возвеселить сердце человека, который исполнит их. Но не знаю, господин, способен ли человек соблюдать эти заповеди, потому что они очень трудны. Он отвечал мне: – Эти заповеди легко соблюсти, и не покажутся они трудными, если будешь убеждён, что их можно соблюсти; но если закралось в сердце твоё сомнение, что не по силам человеку, то не соблюдёшь их. Теперь же говорю тебе: если не соблюдёшь этих заповедей и пренебрежёшь ими, то не спасёшься ты, не спасутся и дети твои, и весь дом твой, потому что ты сам себе присудил, что этих заповедей нельзя соблюсти человеку. 1 . Произносил он это с большим гневом, и я очень смутился и испугался. Лицо его изменилось так, что вид его стал невыносим для человека. Но, видя, что я весь в смущении и страхе, начал он говорить умереннее и ласковее: – Неразумный и непостоянный, не видишь ли славу Божию, не понимаешь, как велик и дивен Тот, который сотворил мир для человека, и всё творение покорил человеку, и дал ему всю власть господствовать над всем поднебесным? Если человек есть владыка тварей Божиих и над всем господствует, то ужели он не может господствовать и над этими заповедями? Это по силам человеку, имеющему Господа в сердце своём. Кто же имеет Господа только в устах своих, огрубел сердцем и далёк от Господа, для того эти заповеди тяжки и неисполнимы. Итак, вы, слабые и нетвёрдые в вере, положите себе Господа вашего в сердце и узнаете, что ничего нет легче этих заповедей, ничего приятнее и доступнее их. Обратитесь к Господу, оставьте дьяволу его удовольствия, которые злы и горьки, и не бойтесь дьявола, потому что над вами он не имеет силы. Ибо я с вами, ангел покаяния, и я господствую над ним. Дьявол наводит страх, но страх его не имеет силы. Посему не бойтесь его, и он покинет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010