Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Основа христианского учения По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, Священная История Новаго Завета, Петроград, 1915 г. Основа христианского учения находится в жизни, чудесах, притчах и учении Господа Иисуса Христа. Все молитвы, богослужения в течение целого года, праздники, история Церкви, нравоучение, учение о жизни, все, все в христианстве исходит оттуда. Содержание: 1. Введение 1 – Десять Заповедей Ветхого Завета. (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21). Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Таким образом евреи разделились и одна группа пошла за Иисусом Христом, а другая нет. 10 заповедей из Ветхого Завета и Заповеди Блаженства из Нового Завета (Евангелия), в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от них). Внизу они даются в сокращенном виде. 1. Я Господь Бог твой, (Исход) да не будет у тебя других богов, (20:2,3) 2. Не делай себе идолов и не служи им, (20:4) 3. Не говори имя Господа Бога если не нужно, (20:7) 4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу, (20:8) 5. Почитай отца и мать твоих, (20:12) 6. Не убивай (20:13) 7. Не прелюбодействуй, (20:14) 8. Не кради (20:15) 9. Не говори неправду про других, (20:16) 10. Не желай ничего чужого; не завидуй. (20:17) 1.1 Толкование Десяти Заповедей Завета По учению Иисуса Христа, эти заповеди толкуются широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок который ведет к нарушению заповеди. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми которые придерживаются первого или второго. Внизу даны более подробные объяснения:

http://zavet.ru/a/rss_1284695913.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Пацифизм (от лат. pacificus – миротворческий, pax – мир и facio – делаю) – 1) идеология сопротивления насилию ради исчезновения насилия; 2) политическое или общественное движение, направленное на сопротивление войнам и насилию вообще. Говорится ли в заповеди «Не убий» о любом лишении жизни? Или возможны исключения? Полемизируя с христианами, пацифисты зачастую ссылаются на ветхозаветную заповедь «не убий», данную Богом Моисею на горе Синай на 50й день после Исхода из Египта ( Исх.20:13 ). Эта заповедь понимается ими, как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах. Удивительно, но хотя стремление к исполнению этой заповеди объясняется ими исходя из необходимости послушания Богу, они словно и не замечают, что, согласно Писанию, в ряде случаев умерщвления одних людей другими происходили в соответствии с волеизъявлением Божьим ( Исх.22:18-20 ; 1Цар.15:1-3 ). Это значит, что в ветхозаветные времена заповедь «не убий» осмысливалась отнюдь не как абсолютный и безусловный императив Заметим, что древние евреи не настаивали на существовании категорического противоречия между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал законные смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий». Следует обратить внимание на слова Бога, дающие ограничение принципу «не убий»: « Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника » ( Исх.23:7 ). Во времена действия Нового Завета Церковь тоже не придавала этой заповеди безусловного значения. Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму? Нельзя. В христианском понимании святость подразумевает праведность и теснейшую благодатно-духовную связь с Богом, любовь к Богу и ближним. Святые стремятся к миру во Христе. Пацифист же (в светском значении слова), в своем пацифистском стремлении, руководствуется отдельно взятым принципом о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек и гражданин, призван принимать участие. Выступая против применения силы, пацифист выступает и против силового противления злу. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться. Нередко это приводит к тому, что пацифист оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты». Как христианину относиться к пацифизму? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?

http://azbyka.ru/pacifizm

Виталий Кандалинцев Глава 2. УЧЕНИЕ О СМИРЕНИИ Смирение – это путь к Богу. Таково краткое определение понимания Оптинскими старцами сущности смирения. Поскольку путь к Богу лежит через всецелое исполнение воли Божией, то учение о смирении является существенной частью учения Оптинских старцев о познании и исполнении воли Божией. Вместе с тем смирение – это надлежащий образ жизни христианина, в котором достигаются ее цели, независимо от того, протекает ли данная жизнь в монастыре или в миру. Поэтому тема смирения может рассматриваться относительно самостоятельно. 2.1. ПУТЬ К БОГУ Смирение – это путь к Богу. Оптинские старцы многократно повторяли данное положение и всесторонне раскрывали его смысл. Первый Оптинский старец преп. Лев говорил так: «…Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освящает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам Премилосердый Создатель, глаголя апостолам: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам ( Ин.14,27 ), и о всем приносите Богу благодарение, а паче, воспоминая великия Его к вам благодеяния и милости»; т.2, с.346]. Человек, ищущий спасения и предпринимающий усилия для исполнения заповедей Божиих, не может не видеть, что его действия в этом направлении несовершенны. Все, что делается на земле, делается нескоро и негладко, и часто не приносит желаемого результата или далеко не достигает поставленных целей. Само отсутствие значимого результата обычно является источником душевного дискомфорта человека. Но в данном случае речь идет о большем. Насколько несовершенные, а порой и попросту неудачные действия в исполнении заповедей, согласуются с волей Божией, благой и совершенной? Старец Лев разъясняет этот вопрос, говоря по сути вот о чем. Смирение начинается с видения и признания своей немощи в надлежащем исполнении заповедей, и терпеливом ожидании восполняющей эту немощь милости Божией. Коль скоро душа человека приняла таковое расположение, Господь ее не оставляет, посылая человеку благодать и освящение его действий. Благодать устраняет беспокойство в душе и наполняет ее миром, дает ей внутреннюю силу и дальше стремиться к исполнению заповедей. Освящение действий человека придает им богоугодный характер, хотя они сами по себе и несовершенны.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

Глава V Рождение зла в мире ангельском совершилось прежде сотворения мира видимого. Существование зла во вселенной было прежде сотворения Богом человека. Невинное состояние сотворенных первых людей. Благо и радость бытия. Свидетельство о сем Св. Писания. Благо бытия вообще; благо и радость бытия, в частности, человека. Божественный элемент в существе человека, как начало и источник радости его бытия в Боге. Зло не могло входить атрибутом в двойственность, т.е. духовно-телесность существа человека. Тело человека не могло быть для него источником зла. Двоякая возможность проявления зла в роде человеческом путем рождения и путем приражения. Зло в мире человеческом не рождено самим человеком. Безусловная необходимость заповеди Божией первому человеку в невинном его состоянии. Двойственный характер сей заповеди, определяемый самим существом человека. Богооткровенное учение о положительной заповеди Божией, данной первому человеку в невинном его состоянии. Выводы. «Божие» и индивидуально-человеческое: переход из состояния «может согрешить» в состояние «не может согрешить». Умопредставляли ли себе первые люди понятие о смерти? В чем сила Божественной заповеди о невкушении плодов от древа познания добра и зла? Божие, как Божие и вместе как непреложно и вечно человеческое. Выводы. Св. Писание не говорит определенно ни о времени сотворения Богом духовных существ или Ангелов, ни о времени падения диавола и с ним других духов из ангельского мира. На основании, однако, некоторых косвенных и прикровенных указаний Св. Писания богословская наука устанавливает точное мнение о том, что ангельский невидимый мир сотворен Богом прежде сотворения видимого мира, для подтверждения чего богословская наука приводит, во-первых, прикровенные слова пророка Моисея о самом начале творения и, во-вторых, слова пророка Иова о бытии уже ангелов при сотворении мира видимого. Передавая историю творения видимого мира, пророк Моисей говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). «Здесь под именем неба, – говорит преосвященный Макарий, – нельзя разуметь твердь или вообще то, что вообще называется небом, ибо небо видимое со всеми своими пространствами и светилами сотворено после ( Быт.1:16–17 ). И как под землею надобно понимать не одну только землю, а и вообще вещество, из которого потом, в продолжение шести дней, Бог образовал мир вещественный, так и под небом, по противоположности, естественно разуметь собственно духов, которые обыкновенно представляются в Писании населяющими небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Материальные источники Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Божественное право. Принято различать материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальные источники - это документы, памятники, в которых изложены эти нормы. Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при ее создании - ей Церковь будет подчиняться «Во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди - главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер. Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (о епископах и диаконах - 1 Тим. 3:1-13, об отношении к государственной власти - Рим. 13:1-7), содержащиеся в Священном Писании, а также те заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, составляют, по общепринятой у канонистов терминологии. Божественное право (jus divinum). Таким образом, область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Правила, которые Церковь получила от апостолов, даже если они переданы ей не в письмени, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях Мужей апостольских, Отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право. Некоторые канонисты ограничивают сферу Божественного права теми нормами, которые имеют абсолютно неизменный характер. При такой точке зрения не все правовые заповеди, включенные в Писание, наделяются авторитетом Божественного права. А. С. Павлов отмечал: «Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в Св. Писании, принадлежит к jus divinum и что не принадлежит? Таким критерием может служить только ясно выраженное сознание Вселенской Церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в Божественной воле, а не есть только предписание, вызванное исключительно обстоятельствами Церкви первенствующей.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432347/

Скачать epub pdf Глава 11. Свет миру Продолжая рассматривать 12-ю главу Евангелия от Иоанна, мы подходим к той ее части, где Иисус говорит о Себе как о свете. Ее необходимо рассмотреть в общем контексте того «богословия света», которое характерно для четвертого Евангелия и всего корпуса писаний Иоанна. 1. Я Свет миру В своем Первом послании евангелист Иоанн говорит: И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Ин.1:5 ). Термин «благовестие» здесь является переводом греческого слова εαγγλιον: Иоанн, следовательно, хочет подчеркнуть, что суть Евангелия заключается в учении о Боге как свете. При этом сами слова, на которые Иоанн ссылается как на услышанные от Иисуса, звучат как цитата из Его прямой речи. Они не вошли в текст четвертого Евангелия, но были сохранены Иоанном в послании, написанном, возможно, еще раньше, чем его Евангелие обрело свою окончательную форму. Таким образом, слова Иисуса о Боге как свете – первое, что Иоанн счел необходимым письменно сообщить миру. Первое послание Иоанна представляет собой сокращенное изложение основных тем его Евангелия. Противопоставление света и тьмы занимает в нем важное место: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:6–7 ). Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Третья заповедь Поучение 46. 1) Чему учит третья заповедь? 2) Что она предписывает? и 3) Что запрещает? Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 1) Третья заповедь учит не произносить имя Божие всуе или напрасно, то есть без должного благоговея или с оскорблением его. Под именем Господа Бога надобно разуметь все наименования, коими называем мы единого истинного Бога, так наименования – Творца Промыслителя, Святейшей Троицы, – Отца, Сына и Святого Духа, Иисуса Христа, Искупителя, Спасителя, Ходатая и примирителя, и другие. Под именем Господа Бога также надобно разуметь и Божественные свойства, как вечность, беспредельность, вездеприсутствие, всемогущество, всеведение, премудрость, святость, и другие. Как всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть от Отца светов ( Иак.1:17 ); поэтому, благо­говея к имени Господа Бога, мы должны с почтением говорить и о всяком даре Божием, о всем, в чем проявляется особенная благодать Божия, в чем особенно раскрываются совершенства Божии – премудрость, благость, святость, человеколюбие; таковы следующие священные предметы: слово Божие, спасительные Таинства, Святая Церковь , богослужение по установлению Апостольской Все­ленской Церкви, также – наименования преблагословенные: Богородицы, святых Ангелов, апостолов, пророков, мучеников, исповедников, святых отцов и всех ликов праведных. Все, что видим на земле и на небе, все это напоминает нам о Боге Творце и Промыслителе: поэтому и на все создания Божии должны мы взирать с благоговением к Создателю, всеблагому, премудрому, всеведущему и вездеприсущему. 2) Третья заповедь, повелевая не употреблять имени Господа Бога напрасно, предписывает две обязанности: благоговейно чтить имя Господа Бога, и избегать всякого неуважения к Божественному имени. Надобно знать и пом­нить, как должно чтить имя Божие, и как можно бесчестить или оскорблять имя Божие. Оказываем почтение имени Господа Бога, когда, про­износя имя Божие или представляя в уме, мы питаем в себе благочестивые мысли и чувствования, представляем Божественное вездеприсутствие и Его величие, и таким образом повседневно утверждаем себя в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

I. Источники церковного права 3. Материальные источники 3.1. Материальные и формальные источники права Принято различать понятия: материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальные источники – это документы, памятники, в которых изложены эти нормы. 3.2. Божественное право Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при её создании – ей Церковь будет подчиняться «во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Божественное Откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди – главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер. Заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными Апостолами (например, о епископах и дьяконах – 1Тим. 3, 1 – 13 , об отношении к государственной власти – Рим. 13, 1 – 7 ), содержащиеся в Священном Писании , составляют, по общепринятой у канонистов терминологии, Божественное право (jus divinum). Но область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, правила, которые Церковь получила от Апостолов, даже если они переданы ей не в письменном виде, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях мужей апостольских, отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право. Некоторые канонисты ограничивают сферу Божественного права теми нормами, которые имеют абсолютно неизменный характер. Но при такой точке зрения не все правовые заповеди, включённые в Писание, могут быть наделены авторитетом Божественного права. Так А. С. Павлов писал: «Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в Священном Писании, принадлежит к jus divinum и что не принадлежит? Таким критерием может служить только ярко выраженное сознание Вселенской Церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в Божественной Воле, а не есть только предписание, вызванное только обстоятельствами Церкви первенствующей» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 1. Как научиться покаянию в грехах 25.03.2023 983 Время на чтение 19 минут Фото: Из интернет-источников В предыдущей статье я начал писать о необходимости изучения Евангелия. Продолжу эту тему. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: « И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его». Причина этого парадокса в том, что большинство современных христиан относятся к Евангелию не как к Закону, обязательному для исполнения каждому, кто хочет спастись, а как к книге либо исторической, либо нравственной, указывающей нам определенные ценности как некий идеал, хотя и весьма похвальный, но стремиться к достижению которого для нас вовсе не обязательно. Такое отношение к Евангелию является гибельным заблуждением. Если мы не уясним себе значения евангельских заповедей как единственных спасительных для нас правил жизни, то так никогда и не начнём его изучать по-настоящему. Не изучив его, никогда не сможем применить его для своего спасения, а значит, так и останемся пребывать в своём падшем погибельном состоянии, которое мы унаследовали после грехопадения наших прародителей. Только исправление нами своего падшего естества через исполнение евангельских заповедей может спасти нас от вечной смерти, от рабства своим страстям и злым духам, как учит нас Церковь. «Исполнение этих заповедей, противное и враждебное падшим воле и разуму человеческим, исцеляет наше естество от недуга и заразы, произведенных в нем падением, исцеляет с тою решительностию и силою, которая свойственна одному Божественному врачевству. Никакое человеческое нравоучение, никакая человеческая мудрость не могут производить такого действия на человека, не могут производить тени того действия, какое производят евангельские заповеди, когда человек исполняет их. Они изменяют ум, сердце, тело», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Но очень и очень немногие из тех, кто считает себя нынче православными христианами, понимают важность деятельного изучения Евангелия как определяющего их вечную участь. Большинство же современных христиан, часть из которых «воцерковлены» уже много лет, Евангелие читают редко, евангельских заповедей не знают, а когда речь заходит о необходимости жизни по Евангелию, предпочитают побыстрее закончить этот неудобный для них разговор. Если бы современные христиане действительно понимали всю важность изучения Евангелия, то жили бы совсем не так, как живут сейчас. Да и сама окружающая нас политическая, экономическая и социальная обстановка в стране и в мире, конечно, была бы совсем другой, если бы хоть та мизерная часть из крещёных людей, которые еще посещают нынче храмы, относились к Евангелию так, как этого требует от нас Бог.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/25/za...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею В «Вере святых» Николай Сербский толкует десять заповедей — первый Божий Закон.»Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто может думать, и кто хочет спасти душу свою.Но тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, то не решится выплыть на глубину, боясь утонуть. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет считать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не освоит плавную речь и письмо. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу». Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею Первая заповедь. Первый Божий Завет " Внимай, народ мой, закону Моему " , - повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе: 1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.  2. Не дела себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.  6. Не убивай.  7. Не прелюбодействуй.  8. Не кради.  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто может думать, и кто хочет спасти душу свою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010