Беседа 31. Евангелие от Матфея, глава 9, 14–17. «О посте и о старом и новом» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея, и мы рассмотрим две темы: 1)   О посте. 2)   Притчу о старом и новом. Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9 -я глава с 14-го по 17-й стих. Прочитаем первый стих: Мф.9:14 . «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?». Блаженный Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном» . Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя. Блаженный Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать» . Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде, занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» ( Мф.18:1 ); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» ( Мф.20:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И второе – вот, какой дар? Ведь посмотрите, когда Апостол Иоанн пишет! Ну-ка, 1-е Соборное Иоанново откройте. 1-е, 2-ю главу. Вот вы посмотрите, какой был духовный уровень у людей. Вот представьте, что он обращается вот к нам, здесь сидящим. Да мы скажем: да как же это, нам стыдно и такие слова на свой и принимать счёт! Да что это? Не может такого быть! А посмотрите-ка, что он им пишет. Вот читайте нам. 20-й стих, 2-я глава, смотрите все внимательно: « Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы ее знаете, ее равно как и то, что всякая ложь не от истины». Дальше он говорит – 27-й стих: « Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том и пребывайте ». То есть, ну можем мы о себе сказать, что мы не нуждаемся в научении со стороны и что мы знаем всё? А ведь тогда-то они всё знали. Вот такой был уровень. И всё это очень быстро потеряли. Очень быстро потеряли. Вот сейчас мне в 1-м классе пришлось снова историю с патриархами . У всех тишина такая – как это так с Лотом, с дочерьми, Содом и Гоморра? Это, понимаете, Симеон и Левий – какое коварство проявили к Сихему, сыну Еммора! Он принял их веру, а они на больных на них напали и всех перерезали! Одна жестокость. Одно коварство. И вдруг всё это связано с историей спасения, и все они входят ещё и в родословную Христа! Как вот это всё совместить? Вот Христос-то и берёт позор всех Своих предшественников на Себя. И, если бы не это, спастись вообще было бы невозможно – история спасения вся тяготела : быстрее бы воплотился Христос! Потому что все рождения патриархов вот этих – хоть и велики они перед лицом Божиим, но в каждом находится изъян и их служение недостаточно. Недостаточно. Стремились: да когда же совершится это воплощение?! Когда же придёт Тот, Кто покроет грехи и недостатки всех? Кто из патриархов мог сказать: вот грядет князь сего и во Мне не найдет ничего (см. Ин. 14:30 )? Никто. В каждом из нас найдётся, за что зацепиться. А вот когда Христос говорит: кто из вас обличит Меня в неправде? (ср. Ин. 7:18; 18:23 ) – молчок. Не могут ничего сказать. Как ни искали, как ни пристрастны были, не могли ничего сказать. И даже на суде Каиафа видел всю недостаточность этих .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Беседа 36. Евангелие от Матфея, глава 11, 1–19. «Свидетельство Иисуса Христа об Иоанне Крестителе» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по тексту Евангелия от Матфея. И сегодня мы приступаем к изучению 11-й главы этого Евангелия. Общее название сегодняшней беседы: Свидетельство Господа Иисуса Христа об Иоанне Крестителе, и мы будем рассматривать 11-ю главу с 1-го по 19-й стих. И мы читаем 1-й стих упомянутой главы: Мф.11:1 . «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Послав учеников, Сам Он на время успокаивается, не творит чудес, а только учит в синагогах» . То есть Иисус Христос приступает к исполнению обычных раввинских обязанностей. Он учит людей Закону Божию в синагоге. Как мы ранее беседовали, раввины в те времена были народными учителями, которые в противоположность иудейским священникам не отгораживали себя от общения с простым народом, а, напротив, находились в самой его гуще. Раввины не входили в элитарный клуб храмовых священников, закрытый для каждого простого человека и даже для не храмовых левитов, а жили именно интересами простых людей, разделяя их труд, скорби и переживания. Так как Христос пришел не «…нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ), в Его обязанности (по Закону) входило научение людей правильному исполнению Божьих Заповедей. То есть учить и наставлять из Закона в синагоге – была Его прямая обязанность.  И мы читаем далее: Мф.11:2–3 . «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Как мы ранее говорили, Иисус вступает на общественное служение проповеди только после ареста Иоанна Крестителя. И в этом заключается символический смысл. Иоанн Креститель, последний ветхозаветный пророк, и, плененный царем Иродом, он символизирует плененный Закон, над которым воцарился и превознесся грех. Креститель символизирует собою последние, на пределе возможностей, человеческие усилия в деле исполнения Божией Заповеди; а Ирод – символ победы греха над благочестием, когда грех пленяет в нашей жизни любое доброе намерение в деле исполнения Божией Заповеди. Апостол Павел писал о подобном соотношении: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иудеи ожидали пришествие Миссии именно с наступлением Римского железного царства. Известный стих из Книги Бытия 1-я глава 2-й стих, они истолковывали следующим образом: «Земля же была безвидна (безвидна, бесформенна – царство Вавилона) и пуста (царство Персии), и тьма (царство Греции) над бездною (царство Рима), и Дух Божий (дух Мессии (Христа)) носился над водою». То есть с наступлением 4-го железного царства, иудеи ждали Пришествия Христа (Миссии). Все известные еврейские комментаторы относят пророчество о въезжающем в Иерусалим на ослице и осляти, из Книги Захарии, именно к Миссии (Христу). Интересно и то, что далее говорится в Книге Захарии: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:10 ). Слова: «и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли», могут быть отнесены только ко Христу, Царство которого установится по всей вселенной. Его Царство – это Его ЦЕРКОВЬ . В современной иудейской традиции евреи путают 1-е пришествие Христа со 2-м, и пытаются отрицать христианскую концепцию о ДВУХ пришествиях Миссии. Но в самих древних текстах иудаизма эта концепция присутствует: В Талмуде есть интересная притча, основывающаяся на Книге Захарии (9,9), однако в ней не стирается различие между Первым и Вторым пришествиями Мессии. Раби Александри сказал: «Раби Йегошуа противопоставил друг другу два стиха. Написано: «Вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий» ( Дан.7:13 ), в то время как в другом месте написано: «Вот, царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице» ( Зах.9:9 ). (Он разрешил парадокс, говоря что, если люди заслуживают того, то он придет с облаками небесными, но если нет – скромно, сидя на осле» (Сангедрин 98а). То есть для иудеев было всегда трудно совместить пророчества о пришествии Миссии на облаках в славе и величии, и пришествии Миссии кротко на осляти. Объясняя им церковное учение о ДВУХ пришествиях, мы помогаем им лучше понять ветхозаветных пророков и свою собственную традицию, как отголосок тех времен, когда иудеи и иудаизм были Истинною Ветхозаветною Церковью; которая прекратила свое существование в глазах Бога, когда в момент смерти Господа Иисуса Христа «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» ( Мф.27:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Теперь девятое – 21-й псалом на пересказ. Двадцать первый: «Элои, Элои, Лама савахвани! Еже есть сказаемо: Боже Мой! Боже Мой! Почто Мя оставилъ еси?» ( Мк. 15:34 ). Так этими словами начинается 21-й псалом. Вот я вам говорил: 21-й и 53-й – это апогей пророческого прозрения. Теперь надо записать – место Рождества Христова. Кто это говорит? И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных (см. Мф 2:6 ) Открывайте пророка Михея. И находите 5-ю главу, 2-й стих: «И ты, Вифлеем-Ефрáфа [Вифлеем, Ефрáфа – это одно и то же: «Домъ хлба», Бет-лехем], мал ли ты между тысячами Иудиными? [конечно, мал] из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных», – ну явно, что речь идёт о Христе: от дней вечных. И последнее давайте посмотрим. Да-да, пусть будет. Захария, 9-я глава, 9-й стих. Это торжественный вход Господень в Иерусалим. Лазарева Суббота: «Ликуй от радости, дщерь Сиона! Торжествуй, дщерь Иерусалима! Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, спасающий, праведный, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Вот это пророчество исполнилось во время торжественного входа Господа в Иерусалим. Вот, это – так. Теперь чисто текст такой, давайте: «История История На пересказ две первых главы: Бытия 1–2. На пересказ. История Что? – Да мы не успеем, Игорь Цезаревич! – Да слушайте, вы приготовите всё! А Новый Завет, Новый Завет – притча на выбор. Всё! Весь Новый Завет – притча на выбор! – С объяснениями? – Ну, как-нибудь. А вы скажете мне: я приготовила притчу о мытаре и фарисее. А я спрошу: а вот какой ключик к этой притче? Где он находится? А вы мне скажете: ключ в данном случае – в притче – находится перед ней. И там текст: Сказал также притчу о тех, которые почитали себя праведными и уничижали других (см. Лк. 18:9 ). А других унижали! Как это можно почитать себя праведным, унижая других? Как это? Вот, где извращения-то! Вот, два человека вошли в храм помолиться. И не говорите, что один вышел оправданный, а другой осуждённый. Неверно это. Фарисей вышел менее оправданным, чем мытарь. Его сгубило !

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

10-м сл. правда употреблено в смысле даруемой человеку божественной правды. В данном стихе это понятие, по нашему мнению, должно иметь тоже самое содержание, хотя некоторые критики доказывают иное (Чейне). Весь предшествующий ход мыслей, трактующих исключительно о божественном оправдании грешников или спасении страдальцев, уничтожает предположение, что здесь речь была относительно человеческой праведности. Заключительное выражение стиха: насаждение Господа во славу Его с новой силой подтверждает такое объяснение, потому что виновником всего совершающегося определенно считает Господа Вседержителя. Оно является почти буквальным повторением второй половины 21 стиха 60 главы: народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему“ Весь третий стих воспроизводит 10-й стих той же 61 главы: радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством», отчасти Захарии 3:5: и сказал, возложите на главу его чистый кидар, – и возложили чистый кидар на главу ею и облекли его в одежду”. Картина возрождения грешников и преобразования страдальцев живо напоминает картину поклонения седящему на престоле Богу нашему и Агнцу тех, иже стояще пред престолом и пред агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их иже приидоша от скорби великие, и испраииа ризы своя, и убелиша ризы своя в крови агнчи» ( Откр. 7:9, 14 ). Глава 63:1–6 Кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора? сей красен во утвари, зело с крепостию? аз глаголю правду, и суд спасения (1). Почто червлены ризы твоя, и одежды твоя яко от истоптания точила (2)? Исполнен истоптания, и от язык несть мужа со мною: и попрах я яростию моею, и сотрох я яко персть, и сведох кровь их в землю, и вся ризы моя омочих (3). День бо воздаяние прииде на них, и лето избавления приспе (4). И воззрех, и не бе помощника, и помыслах, и никтоже заступи: и избави я мышца моя, и ярость моя наста (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

И всё соединяется в нём. Жизненная сила зерна настолько велика, что находя и делая эти археологические открытия, вскрывая саркофаги с фараонами – там у них всё необходимое для будущей жизни оставляли, в том числе в мешках и зерно – оно за эти тысячелетия обуглилось, превратилось в уголь, а когда высеяли – оно взошло. Какая же жизненная сила коренится в этом зерне? Так. Так вот этот Адам стал прообразом будущего, но дар благодати не как преступление. Дар благодати принёс нам Христос. Этот дар превысил, он собой утопил это преступление]. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека [в оригинале одного Адама. Какого?] Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих стих:]. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою Одного – всем Человекам оправдание к жизни». Вот так Апостол Павел рассмотрел тему грехопадения в Раю. И вот сопоставил Адама с Христом, как второго Адама. Начинается жизнь вне Рая, и у них появляется потомство. Первый человек, родившийся от Адама и Евы – Каин. При его рождении Ева говорит: Приобрела я человека от Господа (см. Быт. 4:1 ). Это великие слова она сказала. Во-первых, чадородие – это дар Божий. Дети не от брака, а от благословения Божия. Многие состоят в браке, но не имеют потомства. Следовательно, приобрела я человека от Господа, это первое. Второе. Возможно, она надеялась увидеть в нём то семя жены, о котором было сказано в Раю, что семя Жены сотрет главу змия. Вот в этом она ошиблась. Вскоре в этом сыне стали проявляться такие черты, что просто откуда они и взялись? Откуда они и взялись? Вот она говорит: Приобрела я человека от Господа. А что о нём скажет Апостол Иоанн Богослов? Он скажет совершенно другое. Вот это заложите, а 1-е Иоанново Соборное Послание откройте. Здесь речь идёт о сынах диавола и о детях Божиих. Вот он нам с вами говорит: Иоанн, 3-я глава, 2-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Беседа 32. Евангелие от Матфея, глава 9, 18–26. «Воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей кровотечением» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, и темы сегодняшней беседы: 1) Воскрешение дочери Иаира. 2) Исцеление женщины, страдавшей кровотечением. Сегодня мы рассмотрим главу 9-ю, с 18-го по 26-й стих. И мы читаем 18-й стих, здесь сказано: Мф.9:18 . «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива». Блаженный Феофилакт пишет: «Видно, и этот имел веру, только не большую, потому что просил Иисуса не слово только сказать, как говорил сотник, но и придти и возложить руку» . То есть, обрядовые и ритуальные действия нужны для людей слабоверных. Для человека подлинно религиозного достаточно только слова Божия, чтобы быть уверенным, что его проблемы будут разрешены. Сотник не требовал от Христа никаких действий, он сказал: «…но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» ( Мф.8:8 ). Но не все веровали и веруют так, как веровал Лонгин сотник. Да и вся система обряда есть не что иное, как костыли для слабоверующих. Такими слабоверующими были древние иудеи с их сложной системой обрядов, и такими не были первые христиане, когда обрядовая сторона была сведена к минимуму. Но со временем, когда христиане стали оскудевать в вере, то внешняя, обрядовая сторона начинала доминировать в их религиозной жизни. Но это не значит, что так будет всегда! Сам Сын Божий использовал разные подходы к людям с учетом того, надо было ли усиливать их веру, или нет. Например, для исцеления некоторых достаточно было слова или прикосновения, но иногда нужен был и сложный ритуал, ритуальные действия, и даже призыв отправиться в паломническую поездку. Сказано: «…Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» ( Ин.9:6–7 ). При этом нельзя забывать, что обряд не может быть бездумным. Его осмысление совершенно необходимо, в противном случае он теряет свой первоначальный смысл, становиться бесполезным и даже опасным для человека. Сказано: «…кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:29–30 ); и еще: «…в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. Братия! не будьте дети умом…» ( 1Кор.14:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 55. Евангелие от Матфея, глава 15, 21–31. «Исцеление дочери хананеянки» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и мы будем читать Евангелие от Матфея, 15-ю главу с 21-го по 31-й стих. С 21-го по 28-й стих – мы рассмотрим тему «Исцеление дочери хананеянки», а с 29-го по 31-й – «Исцеление многих больных». То есть, мы рассмотрим историю исцеления дочери одной хананеянки и исцеление многих при море Галилейском. И попытаемся сравнить эти два чуда – чудо веры хананеянки и чудесное исцеление многих иудеев. И мы читаем Евангелие от Матфея, 15-ю главу, 21-й и 22-й стих: Мф.15:21–22 . «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Истолковывая эти слова, блаженный Иероним пишет: «Оставив книжников и фарисеев, порицавших Его, Он перешел в область городов Тира и Сидона, чтобы исцелить также тирян и сидонян. А женщина хананеянка выходит из прежних пределов, чтобы усиленными воплями получить исцеление для дочери… Потому она научилась называть Его сыном Давида, что уже вышла из пределов своих, и через перемену места и верований оставила заблуждение тирян и сидонян». Итак, Господь оставляет книжников и фарисеев и через это научает и нас самих, удалится от любых форм религиозного ханжества и лицемерия, гордыни и превозношения. Действительно, нам, верующим людям, нечем гордиться, ибо нет ничего такого доброго, что мы привнесли в жизнь христианской общины. Напротив того, иногда мы живем так, что порочим само имя православного христианина, называясь таковым, но живя хуже, чем живут язычники и безбожники. Сказано: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ″не прелюбодействуй″, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:22–24 ). А если что доброе и делается нами, то сие не от нас, а Божий дар и наущение, как и сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» ( Иак.1:17–18 ). То есть не мы родились для Вечной жизни, но Он Сам породил нас через дар веры, ниспосланный нам не по заслугам нашим, а скорее, по нашей несостоятельности самостоятельно возвыситься до богообщения. А книжники и фарисеи, оставленные Господом, именно в себе видели некоторую автономную святость и автономную праведность. Но мы знаем через слово Божие, что ничего из того доброго, что имеем, не можем приписать себе, а все злое, творимое нами, именно от нас и происходит. Посему никто не самодостаточен в глазах Бога, и каждый нуждается в Его милосердии и прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это очень важно – иметь такое ощущение, оно должно быть даже на биологическом уровне: «свой–чужой», чтобы уметь вовремя распознать. И вот, они были в тягость, эти хананеянки, которых привел Исав в шатры Исаака и Ревекки. Это было тяжело – жить с этими девицами рядом! Они были в тягость, потому что они не приняли веру Авраама. То есть они не прошли гиюр, как это было тогда принято в ветхозаветной церкви, когда над женщинами совершали обряд присоединения к ветхозаветной вере, совершали обряд микве – полное погружение в воду. А эти девушки были в тягость, потому что они не присоединились к вере Авраама и Исаака. И далее мы читаем: Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я (Быт. 27,1). Итак, Исаак состарился. Скажем прямо: сто лет для людей того времени – небольшой срок, ведь отец Исаака Авраам прожил 175 лет! В каком же смысле он состарился ? Не в возрастном смысле имеется в виду! А какие-то духовные проблемы начались у этого человека! Притупилось зрение – какое зрение у него притупилось? У него притупилось духовное зрение, и сейчас мы это ясно увидим! То есть имеется в виду не просто слепота – это тоже с ним произошло! Но главное – у него притупилось и духовное зрение! Он же пророк Божий! Они же все были пророки Божии, эти ветхозаветные патриархи! Смотрите! [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей (Быт. 27, 2). Точно у него притупилось духовное зрение! – он не знает дня своей смерти! Например, Иаков знал день своей смерти! – Бытие, 48я глава, 21я стих. Иаков там ясно говорит о дне своей смерти. Иосиф – 50я глава книги Бытия, 2й стих – знает день своей смерти. Мой покойный дедушка Журавлев Егор Аркадьевич, который был простым человеком, четко сказал, когда с утра наступил день его смерти: «Я сегодня вечером умру». Попросил, чтобы воду поставили кипятить. Даже простым людям открывается момент ухода, не говоря уже о пророках! Иаков знает день смерти, Иосиф знает день смерти, а смотрите, что говорит Исаак: Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей .

http://pravoslavie.ru/111494.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010