Римские катакомбы Фрикена, Ч. 1, стр. 70. 105. 173. Глава 13. Одежды Иисуса Христа и св. Апостолов. Причастие под видом хлеба и вина и св. миро Во дни Господа Иисуса Христа и апостолов многие чтили одежды, которые носил Господь и которые употребляли ученики Его; ибо через них изливалась на верующих чудотворная сила благодатная, проявлявшаяся в исцелении разных болезней. Кровоточивая жена, страдавшая двенадцать лет от болезни и все имение свое издержавшая на врачей без пользы, как только коснулась с верою одежды Спасителя, исцелилась от болезни ( Мф. гл. 9. Марка гл. 5. Луки гл. 8, 43-48). Св. евангелист Марк повествует, что куда ни приходил Господь, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись (Марк. 6, 56). Св. евангелист Лука повествует, что Бог творил немало чудес руками Павла в Ефесе, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них (Деян. 19, 11-12). Если совершались великие чудеса через рукотворенные предметы, именно через одежды Спасителя и апостолов и почитание этих вещей не есть идолопоклонство; то почему Господь Бог не может совершать подобные чудеса через святые иконы Его и святых своих?Мы уже говорили, что Сын Божий принял на Себя образ агнца в откровении св. Иоанну Богослову и высшие небесные силы поклонялись этому Агнцу; говорили о явлении Духа Святого в виде голубя. Но мы имеем более. Сын Божий не только является нам, но и вселяется в нас весь всецело и Божеским и человеческим естествами в пречистых Тайнах под видом хлеба и вина и мы воздаем Ему под этими видами Божеское поклонение, что иудей, на основании второй заповеди, может сочесть за идолопоклонство. Равно и Дух Святой вселяется в нас через святое миро в таинстве миропомазания. Итак Господь Бог многоразлично и многообразно открывался и открывается людям через видимый мир и не только открывается, но и освящает нам и вселяется в нас через предметы видимого мира (через св. миро и св. дары). Почему же противны некоторым даже из христиан св. иконы? Потому что противны они врагу Божию, тех христиан обольстившему. И он сделал то, что отвергающие св. иконы отвергаются законного священства, а через то и спасающей благодати Святого Духа в таинствах. Глава 14. Употребление икон - есть духовное совершенство

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

 -У меня вопрос о Сергее Александровиче Нилусе,  5-ый том. Легенда об Адонираме. Как ее понимать?  -Вы знаете, я Нилуса не читал, кроме одной его работы «Близъ есть, при дверех». И то это было очень давно, в советские времена. Это была подслеповатая ксерокопия. Мне пришлось читать этот текст, эти известные протоколы мудрецов, тогда был какой-то оживленный интерес к этой работе Нилуса. Говорили, что это подделка. Другие говорили, что нет, это подлинный документ. Но мне интересно было читать именно вводную часть об антихристе, где ссылки на святых отцов. Это было очень интересно. А то, о чем вы спрашиваете, мне неизвестно.  -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -Вопрос по евангелию от Луки. Глава 15, 1 ст. Вот здесь упоминается, что Пилат был повинен в убийстве. То- есть галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Но здесь вопрос связан вот с чем еще. Получается, если я правильно понимаю, это было резонансное убийство в то время. Потому что оно, видимо, имело религиозный смысл для иудеев. И потом иудеи первосвященники обращались за судом к тому же Пилату, который совершил это убийство. Вот хотелось бы толкование получить, как это связано - убийство Галилеянина и обращение первосвященника к Пилату. Ведь это фактически было религиозным предательством своего народа. И тогда уже убийство Христа приобретает, в общем-то, другой смысл.  -Предательство своего народа заключается в том, что первосвященники, точнее синедрион, выдали молодого еврея, тридцати трех с половиной лет в руки язычников. Они ж не верили в Него как в Сына божия, но они знали, что Он молодой. Они знали, что Он еврей. И по своему закону они не имели права выдать еврея язычникам по любому обвинению. Вот в этом заключается их предательство собственного народа. С точки зрения собственно иудейского права. А 13-я глава- здесь надо связать 1-й стих с 4- м, и все станет понятно. Здесь Христос говорит о несчастных случаях в целом. О каких-то трагических совпадениях. Вот 1-ый стих: В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или, думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

Глава 19 Зач. 94. Господь в доме Закхея мытаря. Читается в 32-ю неделю по Пятидесятнице. Об этом обстоятельстве пишет в Евангелии только один св. Лука. Лк.19:1 . И вшéд прохождáше иерихóн. Лк.19:2 . И сé мýж нарицáемый закхéй, и сéй бе стáрей мытарéм, и тóй бе богáт: (Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,) Об Иерихоне чит. в объясн. 30 ст. 10 гл. Закхей – имя еврейское ( 1Ездр.2:9 ) и указывает на еврейское происхождение сего мытаря. Старей мытарем (начальник мытарей, т. е. сборщиков податей), – начальник над мытарями известного округа. Закхей был начальником над мытарями иерихонского округа. Иерихон во времена Христовы славился производством и большою торговлею бальзама, а потому должность иерихонского сборщика податей была более важною, и ему были подчинены другие, менее значительные, соседние сборщики (О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл.). Бе богат (человек богатый). Из мытарей многие были богаты, как откупщики и сборщики податей. Еписк. Михаил замечает при этом: «не без цели, быть может, евангелист указывает, что Закхей был богат, так как мало богатых следовало за бедным Учителем Галилейским. Вероятно, богатство не удовлетворяло раскрывшихся духовных потребностей этого человека, и он искал чего-то другого, и – нашел Христа; богатство не вполне поглотило его душу, и – он нашел сокровище высшее». Лк.19:3 . и искáше видети Иисýса, ктó éсть, и не можáше от нарóда, яко вóзрастом мáл бе: Лк.19:4 . и предитéк, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. (искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.) Искаше (искал) видети Иисуса. Закхей слышал о Господе, как о великом учителе и чудотворце, и вот в нем загорелось желание видеть Его. И это желание было так сильно, что из своего дома он пришел туда, где проходил Христос; и когда, из-за множества окружавшего Господа народа и по причине своего малого роста, не мог видеть, Кого желал: то он, богатый человек, взлез на дерево, чтобы достигнуть своей цели. «Кто смотрит на Иисуса, замечает один из духовн. писателей, тот не может закосневать во грехах». Ягодичина или смоковница, это – дерево, с которого собирают плоды – смоквы или так называемые у нас винные ягоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 23 Зач. 110. Иисус Христос на суде у Пилата. Читается во вторник сырной недели. Св. еванг. Лука повествует о суде над Господом у Пилата, Его распятии, смерти и погребении согласно с повествованиями об этом свв. Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ); разница состоит лишь в том, что он вносит некоторые свои подробности, а их подробности опускает. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, принадлежит как иудеям, так и язычникам. Лк.23:1 . И востáвше всé мнóжество их, ведóша егó к пилáту. (И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,) Ведоша (повели) Его, – Иисуса Христа, к Пилату. С тех пор как иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона (о Синедрионе чит. в объясн. 2 ст. 22 гл.) было отнято право наказывать преступников смертию, без утверждения Римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у иудеев правителем!) был Понтий, по прозванию, Пилат. Он получил правление (прокураторство), иначе, игемонство от Римского императора Тиверия в 26 г. до Р. Хр. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя, но св. Лука, как и Марк, это опускают. По Евангелию Иоанна ( Ин.18 ), члены Синедриона, приведшие Иисуса Христа к Пилату с тем, чтобы он утвердил смертный их приговор Господу, не вошли в преторию, потому что боялись оскверниться, а им надлежало по вечеру заколоть и есть пасху, – пасхального агнца. Пилат вышел к ним вон и сказал: " В чем вы обвиняете человека сего?» Они отвечали ему: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.» Члены Синедриона, по всей вероятности, думали, что они делают великую честь Пилату своим появлением у претории, и что достаточно их одного слова, чтобы он исполнил их желание. Но Пилат, еще не слыша обвинения и не видя улик на Обвиняемого, сказал им: возьмите Его вы и судите по вашему закону. Но иудеи, т. е. судьи, сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого. Тогда Пилат приступил к суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2 . Евангелист Матфей начинает так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф. 1:1 ). Этим своим началом он показал, что он намерен повествовать о рождении Иисуса Христа по плоти. Ведь по ней Христос есть сын человеческий, как и Сам Он весьма часто себя называет ( Мф. 8:20 ; Мф. 9:6 ). А то высшее и вечное рождение, по которому Он есть единородный Сын Божий прежде всякой твари, ибо все сотворено через Него, столь неизреченно, что пророк говорит о нем: «Но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:8 ). Итак, Матфей исследует человеческое рождение Христа, когда называет предков Его от Авраама, которых и доводит до Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус. Ибо он полагал, что не следует отделять его от супружества с Марией, хотя она и родила Его будучи девой, а не от союза с Иосифом. Этим примером прекрасно явлено всем верующим, находящимся в браке, что супружество может сохраняться и называться таковым даже и при соблюдении телесного воздержания по взаимному согласию, но с сохранением душевной склонности; ведь и у Иосифа и девы Марии родился Сын без всякого плотского соития, каковое должно иметь место только ради рождения детей. Поэтому не должно называть Иосифа отцом Христа, так как он не родил Его от плотского союза, хотя он поистине был и отцом Его, ибо усыновил рожденного от своей жены. 3 . Впрочем, Христа многие действительно считали сыном Иосифа, как будто Он в самом деле родился от его плоти; но это потому, что тогда мало кто знал о девстве Марии. В самом деле, Лука говорит: «Иисус... был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов» ( Лк. 3:23 ). Но и Лука нисколько не колеблясь называл обоих супругов Его родителями, а не одну только Марию, когда говорил: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» ( Лк. 2:41 ). А если кто-либо думает, что здесь идет речь о Марии и ее кровных родственниках, пусть прочтет там же у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк. 2:33 ). Итак, если он сам повествует, что Христос рожден не от союза с Иосифом, а от девы Марии, то почему этого последнего он называет отцом Его, как не потому, что и мужем Марии мы считаем его не по плотскому союзу, а по союзу супружескому. Поэтому и отцом Христа, родившегося от его супруги, он был более подходящим, чем если бы Он был усыновлен Иосифом откуда-то со стороны. Отсюда ясно, что слова «как думали, сын Иосифов» сказаны тем, кто воображал, что Он рожден от Иосифа подобно другим людям. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Луки: «и исхождаше глас о Нем во всяко место страны» ( Лк.4:37 ). И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Слух и глас обозначают молву о Нем. Ту страну, которую Матфей назвал Сирией, другие назвали страною Галилейскою. Молва о Нем распространилась, потому что Он учил тому, чего никогда не слышали, слова Свои подтверждал чудесами и со властью учил и творил чудеса, как ты можешь найти об этом яснее у Марка. Мф.4:24 .  И приведоша к Нему вся болящыя различными недуги и страстьми одержимы, и бесны, и месячныя, и разслабленныя (жилами): и изцели их. ...и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. После слов: «различными недуги», нужно сделать остановку. «Страстьми» называет страдания от болезней. Болезнь лунатиков обусловливается состоянием гнилых жидкостей. Так как луна, во время полнолуния, имеет свойство притягивать силою своего света жидкости, находящиеся в телах, то они тогда возмущаются; поднимающееся от них густое и дурное испарение терзает мозг и доставляет мучение человеку. Так как люди терпят это от луны, то и называются лунатиками. Но почему ни у кого из этих прежде исцеления не требует веры, как впоследствии от многих других? Потому, что Он еще не дал очевидного доказательства Своей силы. С другой стороны, то самое, что они пришли и привели, было делом не случайной веры. Мф.4:25 .  И по Нем идоша народи мнози от Галилеи и Десяти град, и от Иерусалима и Иудеи, и со онаго полу Иордана. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. «Со онаго полу Иордана», т.е. с той области, которая была по ту сторону Иордана. Глава V Изъяснение нагорной проповеди Мф.5:1 .  Узрев же народы, взыде на гору... Увидев народ, Он взошел на гору… Господь изложил блаженства, взойдя на гору; этим Он показал, что желающий достигнуть блаженства должен отвлекаться от всего земного и подниматься к высокому. Взошел на ближайшую гору, отчасти уклоняясь от шума толпы, отчасти желая преподать учение без перерыва. От врачевания тел переходит к врачеванию душ. Таким образом Он всегда поступает, переходя от одного к другому, и от этого опять к тому, чтобы доставить разнообразную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

По свидетельству евангелиста Луки, ангел Гавриил благовествовал о зачатии и рождении Иисуса Христа от неискусомужной пресвятой Девы Марии, по наитию на Нее Духа Святого и при осенении Её Силою Вышнего ( Лук.1:30–31,34–35 ). Ангел, приветствуя Деву-Матерь, в самом приветствии и словах благовестия напоминает Ей слова пророчества Исаии о рождении Еммануила и говорит: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою... И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего ( Лук.1:28,31–32 ). По прошествии восьми дней после рождения Сына от пр. Девы Марии, когда (по закону Моисееву) надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя, Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лук.2:21 ). Но имя Иисус равносильно по значению имени Еммануил. «Иисус», точнее по еврейскому произношению Иегошуа, значит: Бог-помощь, а «Еммануил» значит: с-ними-Бог. И с зачатием Иисуса, как и Еммануила, соединялась та же мысль о союзе Бога со своим народом и спасении его от врагов. Так, святой священник Захария, отец Иоанна Предтечи, узнав от Девы Марии, что Она – Матерь Господа, что «сотворил Ей это величие Бог сильный», сам исполнился Святого Духа, и пророчествовал, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой, и сотворил избавление ему; и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока своего; как возвестил устами бывших от века святых пророков своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» ( Лук.1:43,49,67–71 ; ср.ст.31–33; Матф.1:21 ). Впоследствии, когда в учении и делах Иисуса Христа обнаружились божественная премудрость и сила Всемогущего, то и высшие представители иудейской религии, князья-фарисеи признали его божественное происхождение. Так «Никодим, один из начальников иудейских, пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог ( Иоан.2:23; 3:1–2 ). Так в лице пресвятой Девы Марии и воплотившегося от Неё Сына Божия исполнилось знаменательное пророчество Исаии о рождении Еммануила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

О пророчествах из Ветхого Завета и текстах из Нового Завета о Рождестве Господа Иисуса Христа 18.01.2017 08:51:02 Протоиерей Олег Стеняев Сегодня мы будем говорить о Рождестве Христовом. Мы будем рассматривать тексты из Евангелия от Матфея, Евангелия от Луки, где рассказывается об этом удивительном событии. Но предварить это повествование хочется словами Евангелия от Иоанна (3 глава, 16 стих), где сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».  В Евангелии от Матфея в 1-й главе с 18 стиха и ниже сказано: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» . В этом тексте говориться о том, что Пресвятая Дева Мария - это избранница Божия, она была обручена Иосифу, и, как святые отцы говорят, это было сделано, как бы по двум причинам. Первая причина - надо было скрыть от дьявола до времени ту Деву, от которой в этот мир должен родиться Христос Спаситель, ибо дьявол знал из Писания, что Мессия родится от девы. Обрученная дева - это как бы уже жена. И здесь внимание дьявола было ослаблено. С другой стороны, Господь избрал Иосифа Обручника Марии, этого благочестивейшего человека из дома Давидова, для того, чтобы он покровительствовал Пресвятой Деве, чтобы он возглавлял святое семейство во время тяжелых переходов в Египет и назад из Египта. До времени Иосиф не был посвящен в эту тайну, в тайну непорочного зачатия, сказано «прежде чем нежели сочетать они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». И мы читаем далее: " Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее " . Вот в этих словах есть серьезное противоречие. Здесь сказано «Иосиф же муж Ее, будучи праведен», какой же праведностью праведен этот человек? Если говорить о праведности Ветхого Завета, то он, узнав о том, что обрученная ему девица ждет ребенка, должен был за волосы вытащить её к городским воротам и отдать на побиение камнями.

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

И вот тайновидец и передает нам голос иного ангела, который, пролетая посредине неба, возглашал: Горе, горе, горе (тройное – в знак усиления его) – горе живущим на земле (уже непосредственно людям) – от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить. «Словами: горе, горе, горе живущим на земли, – указывает св. Андрей, – показывается сострадание и человеколюбие божественных ангелов, богоподражательно сожалеющих о наказываемых грешниках, а еще более о тех, которые не исправляются язвами» 235 . Глава 9 И вот раздалась пятая труба, и бедствия от нее направились уже против людей непосредственно. 1–3. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны: она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Снова пред тайновидцем звезда, и снова – природа ее особенная, ибо чрез нее также вторгается на землю бедствие, хотя и не так непосредственно, как в звезде полыни. От новой этой звезды данным ей ключом выпускается из бездны чрез ведущий в нее колодезь дымное исчадие ее – саранча. «Самое наименование бездны, – говорит прот. Орлов, – есть указание на преисподнюю, где осуждены пребывать злые духи. Бездну, таким образом, нужно отличать от ада и от геенны как места страдания умерших. Бездна есть местопребывание демонов, где они заключены и как бы заперты на ключ, т. е. лишены свободы действия» 236 . Об этой бездне как месте обитания злых духов не раз говорится в Евангелии. Так, например, изгнанный из Гадаринского бесноватого легион бесов просил Господа, чтобы не высылал их вон из страны той ( Мк.5:10 ), а по Евангелию от Луки, чтобы не повелел им идти в бездну ( Лк.8:31 ) 237 . И вот соответствующая полыни третьей трубы, упавшая теперь с неба звезда данным ей ключом отпирает этот колодец, ведущий из бездны, и тайнозритель видит такое множество вышедших оттуда частиц дыма, что ими помрачилось солнце и воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

иже приидóша послýшати егó и исцелитися от недýг своих, и стрáждущии от дýх нечистых: и исцеляхуся. Лк.6:19 . И вéсь нарóд искáше прикасáтися емý: яко сила от негó исхождáше и исцеляше вся. (И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.) Ста (стал Иисус) на месте равне, а, по Матфею, взошел на гору, и начал проповедь. Это разноречие объясняется следующим образом: Господь, избрав Апостолов на горе, сошел оттуда и остановился было на равнине, где окружил его собравшийся народ: но с равнины, для удобства проповеди пред многочисленным народом, поднялся несколько на гору и, седя здесь, произнес проповедь (Август.). Замечательно при этом следующее: ветхозаветный закон дан был на горе, и новозаветный – тоже на горе; закон ветхозаветный заключал в себе 10 заповедей, закон Христов заключает 9; закон на Синае был дан среди громов и молний, как закон строгий, закон Евангельский, как закон благодати, возвещен был из уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Нагорная беседа, это – трогательная, высокая и преисполненная любви Отца к детям, речь о том, как достигнуть небесного блаженства, какие добродетели требуются от нас для этого. Она составляет сущность и дух Нового завета и ясно изображает величие духа Богочеловека-Законодателя и убедительно доказывает божественность христианства. От (из) всея Иудеи. О Иудее чит. в объясн. 1 ст. 3 гл. Иерусалима. Иерусалим был главным городом Иудейского царства; он находился в южной части Палестины. Постоянных жителей в нем, около времени жизни Христовой, считалось до 120,000. Основан Иудейским царем Давидом. Помория Тирска и Сидонска (приморских мест Тирских и Сидонских). Тир и Сидон, это были древние, богатые, славившиеся морскою торговлею, города Финикии, – области, соседней с Иудеею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010