Закрыть Праздник в пост - или пост в праздник? 29.03.2017 335 Время на чтение 4 минуты Как «совместить» светские праздники и православные посты - вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то - иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко. - Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова? - На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 - 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья - язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Подпишитесь на наш Телеграм Пожалуй, ни один символ не имеет столько мистических прочтений, сколько имеет крест. И зачастую они далеки от настоящего христианства. «Нести свой крест», «не по силам креста не дают» — расхожие выражения отражают стремление человека к простым решениям и объяснениям событий своей жизни. Священник Александр Сатомский рассказывает о кресте как об исторической реликвии и о кресте как оружии нашего спасения. О том, почему не получается убежать от страданий и боли, но находится возможность пройти через них вместе со Христом. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…» История обретения Креста Господня уходит в начало четвертого века. Императрица Елена, мать императора Константина , предприняла археологическую экспедицию в Иерусалим. Тогда при раскопках на Голгофе и был найден Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI — табличка, которую прибывали к кресту. На табличке — аббревиатурой надпись «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». С тех пор Крест хранился в Иерусалиме — городе, который всегда находился на перекрестье интересов разных держав. И византийский период не был исключением. Вскоре после обретения Креста персы захватили Иерусалим, пленили патриарха и вывезли священную реликвию к себе. Последовали затяжные войны между Персией и Византией, в ходе которых Крест был возвращен. С тех пор установлен праздник, который отмечают в третье воскресение Великого постаНеделю Крестопоклонную . За прошедшие столетия исторический смысл праздника затушевался. Сейчас Церковь основной акцент делает на общих символических смыслах и укреплении духа верующих созерцанием святыни в середине поста. Трансформация смыслов Апостол Павел совершенно не впустую заявляет: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор 1:18) и дальше: «Иудеи требуют чудес, и Еллины премудрости ищут; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных — Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1:22–24).

http://blog.predanie.ru/article/orudie-s...

В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Необходимо поэтому знать, какие злые дела особенно тяжелы. Одни происходят от немощи, как, например, плотское сладострастие, оно может быть укрощено воздержанием в пище. Другие же злые дела, происходящие не от плотской немощи, но от некоей особенной злобы, как, например, грех зависти, ненависти, лакомства, грех, поедающий и потребляющий ближнего, – это грехи гораздо тяжелее всех первых. Ибо грехи плотского сладострастия – это грехи немощи человеческой, грехи же, происходящие от злобы, – это грехи сатанинской вражды. От них-то, то есть от грехов, происходящих от злобы, особенно необходимо воздерживаться христианину... Без этого второго поста, первый пост – ничто. Сам Бог в книге Своего пророка Исаии говорит: «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей... Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» и прочее ( Ис. 58:3–6 ). Для того, как видим, нужно поститься от злых дел, чтобы перед Богом был благоприятен первый пост, пост в пище. Кроме того, потому еще необходимо воздержание от злых дел, что с грехами, со злыми делами, с нравами, состарившимися в грехах, невозможно войти в отверстое для нас Небо, в которое, по словам святого Иоанна Богослова, не может войти никакая скверна (1). Не великим ли считается у людей быть кому-либо постником, как, например, говорил и фарисей: «пощусь два раза в неделю» ( Лк. 18:12 ). Не велико ли быть кому-либо воздержником, не есть в пост рыбы или не только не есть рыбы в пост, но даже и в скоромные дни мяса и не пить вина? Не считаются ли такие сынами Небесного Царствия? Однако же и им иногда Господь с гневом отказывает: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» ( Ис. 58:5 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении первой недели Великого Поста излагаются обстоятельства призвания Филиппа и Нафанаила к апостольскому служению. Здесь изображается всепобеждающая сила Спасителя. 1. Всепобеждающая сила Иисуса Христа обнаружилась над Филиппом (ст.43–45), который а) не только сам тотчас следует призванию Господа, но и б) других старается привлечь к Господу: « Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса » (ст.45). 2. Всепобеждающая сила Иисуса Христа обнаружилась над Нафанаилом (ст.46–51). а) Нафанаил был предубежден против лица Иисуса Христа, частью вследствие предрассудка: « из Назарета может ли быть что доброе » (ст.46)? a частью, вероятно, вследствие знакомства с Писанием, в котором сказано, что Мессия должен явиться в Вифлееме, a не в Назарете. б) Но его предубеждение могло легко рассеяться при ближайшем знакомстве с Мессиею: « пойди и посмотри » (ст.46). в). Это предубеждение действительно рассеялось, когда Спаситель явил себя пред Нафанаилом проницательным сердцеведцем (ст.47–48). г) Всепобеждающая сила Спасителя влечет уверовавшого в Него к открытому исповеданию (ст.49). д) Предавшиеся Иисусу Христу с верой и любовью постепенно восходят к высшей и высшей благодати, и вступают во внутреннее общение с горним миром (ст.51). Кроме воскресного евангелия в первую неделю поста читается еще особое евангелие, по случаю торжества православия, совершаемого в память восстановления православного почитания святых икон. При этом торжестве Святая Церковь, с одной стороны, ублажает соблюдающих древние ее постановления, a с другой — анафематствует тех, которые упорно отрицают ее богопреданное учение и уставы. Применительно к этому в евангельском чтении (Мат. 18:10–17) предлагается учение Иисуса Христа о том а) как осторожно нужно поступать, чтобы своим примером и речами не соблазнить невинных, « ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного » (ст.10);

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Для нас этот страшный пример очень важен. Многие из нас по своему опыту знают, что после поста мы часто впадаем в расслабление и искушения, даже в самый день Пасхи, и теряем всё то, что приобрели. Есть такая икона святого Иоанна Лествичника, где восходят по лестнице в рай, в Царствие Небесное подвижники и падают очень многие из них, даже с самого верха. Очень убедительная картина на этой иконе. Летят вниз головой и священники, и монахи, и архиереи – люди, которые, казалось, были в одном шаге от того, чтобы войти в Царствие Небесное. Это для нас очень важное предостережение в эти минуты. Нельзя быть людьми беспечными, нельзя быть людьми глупыми, наивными. Надо всегда помнить о том, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5: 8), а более всего он хочет поглотить нас, учеников Христовых. Но Христос пришел в мир, был распят и воскрес для того, чтобы нам измениться, чтобы нам ходить в обновленной жизни. Не для того, чтобы нам сорок дней поститься, а потом разговеться, не для этого. А для того, чтобы мы изменились, чтобы мы стали сильнее греха и сильнее диавола. Поэтому сейчас, в предвкушении Пасхи, все мы должны настроиться на то, что подвиг наш не закончен, он только начинается. Всю Пасхальную неделю будут радостные, торжественные, победные богослужения, храмы будут открыты, будут совершаться крестные ходы, будет Чаша для нас приготовлена для участия в Евхаристии – приобщении Тела и Крови Христовых. Это и есть ходить в обновленной жизни (Рим. 6: 4). Господь говорит Своим ученикам: Идите, научите все народы… уча их всему, что я заповедал вам (Мф. 28: 19–20). Мы такой силой обладаем именно благодаря тому, что мы свободны от греха. Мы ходим в обновленной жизни, и это и есть самая главная и самая действенная проповедь. Для этого и дается нам время Великого поста – чтобы мы приобрели силы, чтобы мы отличались от мира, чтобы мы были светом этому миру (ср.: Мф. 5: 14) и обращали всех, крестили во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа своим примером, своей любовью, своим светом. Господь без меры дает благодать Святого Духа (см.: Ин. 3: 34). Главное – чтобы мы были настоящими Его учениками, мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6: 11).

http://pravoslavie.ru/124486.html

кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха (Ин 1,7) . Итак, пусть никто не унывает из грешников, сколь бы он ни был грешен, но да уповает получить прощение и очищение всех грехов своих; ибо мы имеем Спасителя, по благодати с нами присутствующего всегда в Церкви Своей, особенно в святых Тайнах, Который снисшел очистить нас от всякого греха, только бы мы веровали в Него, искренне и невозвратно каялись и причащались с верой и любовью пречистого тела и крови Его. Так, вспоминаемая ныне святая Мария Египетская была первоначально погружена в бездну зол, в глубину разврата; но покаяние, вера и любовь, подвиги поста и молитвы, причащение святых Тайн Христовых очистили ее, сделали ее святой и равноангельной. Будем и мы подражать ее вере, усердию в покаянии и молитве и в любви к Богу, ее жажде причащения тела и крови Христовой, и Господь очистит нас от всякого греха: ибо у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит нас от всех беззаконий наших (Пс 129,7.8) . В Евангелии нынешнего дня Господь наш Иисус Христос преподает нам то наставление, чтобы мы не домогались первенства и превосходства над другими из видов честолюбия и самолюбия, а домогались бы единственной угодной Богу чести — служить другим во спасение, как и Сам Христос Бог пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу свою для искупления многих. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочешь быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк 10,45.44) . Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал 6,2) . Аминь. СЛОВО В ПЯТУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многи (Мк 10,45) . Скоро наступят достопамятные дни мироспасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, и в нынешний воскресный день Церковь положила читать Евангелие, в котором Господь предсказал о будущих Своих страданиях, как о настоящих. Именно Он сказал: " вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Так Господь наперед знал все, что с Ним будет в Иерусалиме, все подробности Своего уничижения, Своих страданий и смерти и не уклонялся от них, но бодро и весело шел испить горькую чашу страданий за мир и за самих неблагодарных и распявших Его иудеев, чтобы послужить общему всех спасению. О, безмерная любовь! о, безмерное снисхождение! о, дивное долготерпение!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Литургия, во время которой свершается это Таинство, живописует перед нами всю жизнь Иисуса Христа, от колыбели Его и до Вознесения на небо; – а Святые Тайны являют Его личное присутствии, безмерную любовь Господа к Своему разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и образе человека показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по образу Божию, но униженной, обезображенной, расслабленной и умерщвленной грехом. Он удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и свято, то он будет равен Ангелам и будет с ними вечно жить и ликовать бесконечные веки; потому что у Бога, после Божией Матери и Ангелов, нет более никого выше и дороже человека, – человека, коему Он уподобился, за которого пострадал, умер и воскрес; что кроме него нет больше наследников, коим было бы сказано: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25: 34). т. 1, с. 77–78]. Бесноватые: Слово в Неделю четвертую Великого Поста Сегодня, возлюбленные братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – чрез изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту (см. Мк. 9: 17–29). Дух немой и глухой! – сказал Господь нечистому, – Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его и он встал. Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, что демон, где только не схватывал его, бросал его на землю, – и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими и весь оцепеневал. Это же сделалось и на тот раз, когда отец привел его к Спасителю. И когда Господь спросил отца, как бы не ведая, хотя, как Бог, все знал: как давно это сделалось с ним (Мк. 9: 21), тот сказал, что с детства, и прибавил, что демон много раз бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его, и просил Господа – сжалиться над ним и сыном и помочь, если что может. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9: 23). И несчастный маловерный отец со слезами воскликнул: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9: 24). Видите, какую силу Господь приписывает вере и верующему: все возможно верующему, говорит Он (Мк. 9: 23). Верующий может и бесов изгонять, и всякие болезни исцелять. А как бессилен и жалок неверующий! Он и с собою совладеть не может, и грехов своих одолеть не может, но, как раб, служит им и мучится ими. Так как несчастный отец сначала приводил бесноватого сына своего к апостолам и они не могли изгнать из него этого беса, то они наедине спросили Господа: почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9: 28). Господь на это сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Христос говорит о прощении грехов и вызывает возмущение иудейских старейшин. Они считают, что Он богохульствует: Кто Он такой, чтобы прощать грехи? И дальше происходит еще одна примечательная беседа. Свидетельствуя о том, что прощение грехов выше исцеления, и убеждая людей в том, что это так, Христос говорит: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Мк. 2: 8-10 ). И действительно говорит эти слова, и человек исцеляется. Но, исцелив его от паралича, Господь вновь и вновь говорит нам о том, что не телесного исцеления мы должны искать в первую очередь. Если перед нами будет выбор между внешним исцелением от телесных болезней и исцелением души от ее недугов, нужно не усомниться в том, что главное – душа. А за ней, за ее исцелением, может приложиться и исцеление телесного состава. Это не просто принять, когда такой выбор стоит лично перед тобой, когда это твоя селезенка, твой пораженный раком организм, или когда у твоего ребенка что-то болит. Но если мы действительно верим в вечность, то помним о том, что то, что будет потом там, где всякая слеза будет отерта, а всякая боль забыта и уйдет все земное, неизмеримо более значимо, чем то, что может произойти в этом мире, эти слова Христа кажутся важными и для нашей жизни. Проповедь в НеделюВеликого поста, Крестопоклонную Мк.8:34-9:1 Сегодняшний евангельский отрывок читается в воскресенье, которое называется Крестопоклонным и является срединным воскресенье Святой Четыредесятницы, то есть предпасхального поста. Отрывок этот невелик по объему, и мы можем поразмышлять над ним, прочитывая буквально каждый стих. В первом его стихе Иисус Христос говорит, обращаясь к Своим ученикам, а по сути дела, не только непосредственно к ним, но и ко всем, кто будет читать эти слова: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк, 8:34).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

После великого славословия при пении: Святой Боже… совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей. Прокимны перед паремией 1. Гл. 4: Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей. Стих: Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам. ( Пс. 43, 27.2 ). 2. Гл 3: Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои ( Пс. 9, 33.2 ) Аллилуиарий: 1. Да воскреснет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. 2. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня. 3. Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возрадуются ( Пс. 67, 2–4 ). Литургия Василия Великого соединяется с вечерней. Стихиры воскресные на Господи воззвах 1. Прими, Господи Святой, наши вечерние молитвы и даруй нам прощение грехов, ибо Ты один – явивший миру воскресение. 2. Пойдите, люди, вокруг Сиона и обойдите его и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых, ибо Он – Бог наш, избавивший нас от беззаконий наших ( Пс. 47, 13 ). 3. Приидите, люди, воспоем и поклонимся Христу, прославляя Его воскресение из мертвых, ибо Он – Бог наш, от обольщения врага искупивший мир. 4. Прославим добровольно плотию распятого за нас, пострадавшего, погребенного и воскресшего из мертвых и воскликнем: утверди в православии Церковь Твою, Христе, и в жизни нашей восстанови мир, как Благой и Человеколюбец. Иные стихиры, гл. 8: 1. Сегодня ад со стоном вопит: «Лучше мне было бы не принимать Родившегося от Марии, ибо, прийдя ко мне, Он уничтожил мою власть, сокрушил медные врата, а души, которыми владел я раньше, Он, как Бог, воскресил». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему. 2. Сегодня ад со стоном громко взывает: «Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал; я имел мертвых от века, а вот, Он всех воскрешает». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010