08.04.2024 Сегодня, 7 апреля, православные празднуют Неделю Крестопоклонную 7 апреля, в третье воскресенье Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует Неделю Крестопоклонную (по церковному, Неделя – это и есть воскресный день, а собственно семидневную неделю называют седмицей). По установившейся традиции, Крест выносится на середину храма накануне в субботу, на Всенощном бдении, после чего совершается поклонение ему верующих. Украшенный Крест выносится из алтаря, ставится посреди храма и находится там до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Часто спрашивают: почему орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах,… 07.04.2024 Сегодня, 1 апреля, у православных началась третья седмица Великого поста 2024 В понедельник 1 апреля у православных христиан началась третья неделя (по-церковному – седмица) Великого поста 2024 года. В субботу на этой неделе, 6 апреля, не будет традиционной для второй субботы Великого поста заупокойной службы, т.к. этот день совпадает с днем предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы В воскресенье 19 марта Церковь будет праздновать Благовещение Пресвятой Богородицы и… 01.04.2024 Какого числа Страстная пятница в 2024 году? События Страстной пятницы – самые страшные события в истории человечества для верующих людей. В этот день на кресте был распят Господь. Он пришел в мир, чтобы своей смертью искупить наши грехи. Так, посредством самой позорной казни, совершилось спасение всего человеческого рода. 31.03.2018 Сегодня, 31 марта, православные вспоминают святителя Григория Паламу 31 марта, во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста 2024 года, Церковь празднует память защитника православия святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (+ 1359 г.). Святитель Григорий является не только символом монашества и духовного делания, но также защитником православного вероучения. Он также стал выразителем особого церковного учения о Фаворском свете – нематериальном (нетварном) благодатном Небесном свете, свете Божественной славы, которым просиял Господь Иисус Христос во время Своего Преображения на горе Фавор. По учению Григория Паламы, человек также может стяжать этот свет, благодать Духа Святого, путем усиленной и серьезной молитвы и доброделания. При этом важно отметить, что святитель Григорий Палама не только разработал…

http://foma.ru/themes/velikij-post

43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне 44. Неделя св. Жен Мироносиц 45. Шестая неделя по Пасхе — о слепом 46. Вознесение Господне 47. Вознесение Господне 48. О святых Апостолах 49. Неделя всех святых 50. Преображение Господне 51. Успение Пресвятой Богородицы 52. Покров Пресвятой Богородицы 53. О Богослужении 54. О жизни в богослужении и о приобщении к Вечности 55. О чтении и разумении Св. Писания 56. Слово о Церкви, как Теле Христовом Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Вторая проповедь Воскресенье вечер 1-й недели Третья проповедь Воскресенье вечер 2-й недели Великого Поста. Четвертая проповедь Суббота 3-й недели Великого поста. Пятая проповедь Воскресенье вечер 3-й недели Великого Поста Шестая проповедь Суббота вечер 4-й недели Великого Поста Седьмая проповедь Воскресенье вечер 4-й недели Великого Поста Восьмая проповедь Воскресенье вечер 5-й недели Великого Поста Девятая проповедь. Над Плащаницей Слово в Неделю первую Великого Поста, вечер СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ Слово на Преображение Господне СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово о покаянии Духовные беседы 1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св.Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно. Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем воспитатися честно, для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, — войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Св.Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только субботы сложились следующие практики: 1. При 6 неделях по 6 дней в неделю (без сб.) получался 36-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 37 дней. 2. При 7 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 35-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 36 дней. 3. При 8 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 40-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 41 день. Первоначально фактическое несоответствие строго 40-дневному сроку компенсировалось представлениями о Великом посте как о десятине времени, приносимой Богу в течение года (36 из 365 дней), о чем замечательно написано в 15-м «Душеполезном поучении» аввы Дорофея . «Семь седмиц без воскресений и суббот становятся тридцатью пятью днями. Итак если добавить пост в великую субботу и половину яркой и светлой ночи, то становятся тридцатью шестью с половиной днями, что является десятой частью триста шестидесяти пяти дней в году с большой точностью» . Впоследствии в Византии появилось осознание целостности поста (ср. у свт. Кирилла Александрийского: «Для доказательства достаточен постоянный сорокадневный пост») и необходимости включения или неисключения в этот срок выходных дней. Такая позиция в более строгом виде привела к консолидации восточной практики, для реализации которой стало достаточно 6 недель (6 на 7=42 дня), и в менее строгом виде – западной, для реализации которой достаточно 7 недель (7 на 6=42 дня) , в то время как восьминедельный срок (8 на 6=48 или 8 на 7=56) оказался излишним. 2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире древних восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из 8-ми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших великому посту. Яковитская монофизитская церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская – пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры.

http://bogoslov.ru/article/4446196

В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не дается, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных указаний. В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем». На время поста не следует менять характер воскресных звонов . Воскресенье – малая Пасха . В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные. К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен. Каждый воскресный день в период Великого поста празднуется особо. В неделю 3-ю, Крестопоклонную , в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон « во вся », который продолжается до возложения креста на аналой. Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения. В среду 5-й седмицы «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни». Красными именовали колокола среднего размера за их высокий красивый голос. В данном случае предписывается совершать трезвон без больших колоколов. Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все кроме первого».

http://zavet.ru/a/rss_1330172255.html

Вед.: Следующий вопрос очень актуален для многих: «По работе мне необходим интернет. Но часто получается, что я захожу в него по делам, а потом не могу выйти, потому что получила сообщение от друзей в соцсетях, ссылки на какие-то интересные статьи или, например, захотелось поучаствовать в полемике на фейсбуке, и не просто так, а в защиту Церкви. Как быть? Как понять, что твое пребывание в сети уже лишнее и отучиться от этого? Мне кажется, было бы легче, если бы я могла совсем отказаться от интернета, но из-за работы я не могу себе этого позволить. С уважением, Анна». Митрополит Лонгин: Сложный вопрос и очень актуальный. Нужно испытывать свою собственную волю. Если для работы интернет необходим, то конечно, совсем отказаться от него невозможно, но ограничить себя в хождении по тем или иным сайтам, в бесцельном времяпрепровождении в Интернете, думаю, необходимо. Здесь нужно вести себя по тому же принципу: держаться, а сорвавшись, тут же начинать все снова, и опять держаться. И помнить слова апостола Павла, который высказал замечательно мудрую мысль: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Надо, чтобы человек научился определять, полезна ли ему та или иная вещь, и в соответствии с этим к ней относиться. Вед.: Тут есть еще такой подвопрос: Анна вступает в полемику в защиту Церкви, как она говорит… Митрополит Лонгин: Знаете, в этом тоже есть какой-то самообман. Я не сочувственно отношусь к этому, потому что, по-моему, это совершенно бесполезно. Вед.: Ирина спрашивает: «Как можно во время поста увеличить свое домашнее молитвенное правило? Я знаю, что во время поста акафисты не читают». Митрополит Лонгин: Акафисты можно читать дома и во время поста. Здесь нет строгих правил, это, скорее, благочестивое предание. Лучше всего можно увеличить свое домашнее правило чтением Псалтири. Собственно говоря, и наше богослужение во время Великого поста увеличивается, в основном, за счет Псалтири. Если по Уставу в течение недели за богослужением в храме прочитываются полностью все двадцать кафизм Псалтири, то Великим постом за неделю они читаются дважды. Так же можно поступить и с домашним правилом. Скажем, если человек обычно читает одну кафизму, в пост можно читать две. И, в принципе, дома можно читать все, что угодно, к чему лежит сердце.

http://pravmir.ru/besedy-s-arxipastyrem-...

В храме пребывают особо чтимые иконы Божией Матери: «Неупиваемая Чаша», «Всецарица», «Скоропослушница». Поселок Коммунарка находится в 4 км от МКАД по Калужскому шоссе. Поселок возник на месте одноименного совхоза, организованного в 1925 году по инициативе Ф.Э. Дзержинского. Совхоз являлся одним из крупнейших сельхозпредприятий бывшего СССР. В 1943 году в непосредственной близости от совхоза на территории бывшей дачи наркома НКВД Г.Г. Ягоды был организован секретный расстрельный полигон НКВД, где были расстреляны, по разным оценкам, от 10 до 14 тысяч человек. В поселке находится Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка». В 2020 году центр одним из первых был перепрофилирован для работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией. Это самая известная, самая современная и одна из крупнейших коронавирусных клиник страны. В период распространения инфекции и весеннего пика пандемии врачи Центра получили уникальный практический опыт оказания медицинской помощи пациентам. Они непосредственно участвовали в формировании протоколов и рекомендаций по лечению коронавирусной инфекции. Священнослужители храма окормляют больницу, посещая болящих и преподавая им необходимые Таинства. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6016167.ht...

В отдельных поучениях святых отцов, сказанных в преддверии святой Четыредесятницы, звучат увещания к прощению ближних. «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его; только такового пост и молитва угодны Богу» (прп. Ефрем Сирин) 1 . «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги» (свт. Василий Великий) 2 . «Чтобы быть сыном Божиим, для того нужна не благодать только, но и дела. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (свт. Иоанн Златоуст) 3 . «Воздадим прощение, чтобы быть прощенными; даруем прощение, о котором мы просим, и не будем жаждать возмездия, так как сами молим о прощении. Не будем проходить глухим ухом мимо стонов бедных, но будем оказывать милость нуждающимся с неизменной щедростью, чтобы заслужить милость в день суда» (свт. Лев Великий) 4 . «Но мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви; более того, будем следящими друг за другом с целью побуждения к любви и добрым делам, и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом» (свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский) 5 . Вместе с тем до нашего времени дошло немало проповедей отцов Церкви, произнесенных в преддверии Четыредесятницы, в которых отсутствуют наставления о прощении ближних 6 . Более того, ни слова о долге прощения ближних не содержится в синаксаре в Сырную неделю Никифора Каллиста Ксанфопула 7 . Следовательно, в эпоху отцов Церкви призыв к прощению перед началом Великого поста хоть и звучал в церковной проповеди, но нет никаких свидетельств о том, что он был облечен в форму общепринятого литургического обряда.

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

Молящиеся подходят к целованию креста сначала к предстоятелю, а затем поочередно ко всем клирикам. Согласно обычаю, лобызая крест, прихожане обращаются к предстоятелю со словами: «Простите меня, грешного (грешную)», на что тот отвечает: «Бог простит». Во время целования креста хор поет «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и иные песнопения покаянного характера 6 . По окончании целования предстоятель осеняет всех крестом и произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Разъяснение ответа В богослужебной практике Русской Православной Церкви чин прощения, совершаемый после вечернего богослужения в Сыропустную неделю (вечером воскресного дня накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста), по своему смыслу является особым обрядом, совершаемым один раз в год. Он зримо являет необходимость исполнения евангельской заповеди о том, что христиане должны прощать друг другу взаимные греховные поступки, обиды, огорчения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Неслучайно, этим изречением начинается евангельское чтение на литургии Сыропустной недели. Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, Житии прп. Марии Египетской. В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню.  Однако необходимо отметить, что из слов самого свт. Софрония ясно, что описываемый обычай был исключительной особенностью уклада монастыря, где жил авва Зосима, и в иных палестинских обителях не практиковался. Кроме того, в повествовании идет речь лишь о взаимном прощении монахов, связанном с предстоящей разлукой. Здесь нет указания на то, что монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные прегрешения и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

А зачем мы это читаем сегодня, и к чему оно нам с вами, христианам, которые вроде бы никуда не путешествуют и между гор не стоят? Мы приближаемся к 1-ой неделе Великого поста, которая именуется Неделей Торжества Православия. Исторически это связано с победой иконопоклонников, которыми мы являемся, над иконоборцами. Т.е. гонения на иконы прекратились, и после VII Вселенского Собора был утверждён догмат иконопочитания, и чтители икон, как Образа Воплотившегося Христа, Бога нашего, а также Его Матери и святых Его, получили догматическое обоснование. Это исторически. А в духовном смысле во время Великого поста в 1-ю неделю Церковь произносит благословение и анафему. Благословение она произносит на всех тех, кто трудится ныне о православии и подвизается о нём: патриархи, митрополиты, епископы, игумены, архимандриты, священники, монахи, миряне. Всякая добрая крещёная душа, трудящаяся для Христа словом и делом, да будет благословенна, и многая лета этому человеку. Поминаемы также будут и все те, кто умер в вере и для веры потрудился: благоверные цари Константин и Елена, Иустиниан и Феодора, князь Владимир, княгиня Ольга и многие другие — всем им пропоётся «Вечная память». Хотя они святые, но в сей день поётся и им. «Вечная память» будет пропета всем вождям и воинам на полях брани, убиенным за веру и Отечество, и всем православным христианам, благочестивой жизнью, словами и делами подвизавшимся за Христову истину. Живущим  - «Многая лета»,  усопшим -  «Вечная память»,  и там будет ещё «Анафема, анафема, анафема». «Анафема» — тем, которые борются с Божией истиной и отвергают её. Анафематизмы — это подтверждение того, что не является нашим. Например: первый анафематизм -   утверждающим, что мир сей самобытен есть, и что не есть творение Бога Живого. Это всякие эволюционисты, атеисты, отвергающие наличие Бога Живого, сотворившего мир. Далее - отрицающим необходимость для спасения человеческого рода пришествия в мир Христа Спасителя, Его воплощения, страдания, воскресения — анафема.

http://radonezh.ru/text/nedelya-torzhest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010