Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 189; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. VII, 25, 33, 71, 80; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 158-159; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 22, 65, 93, 137, 141. Е. В. Лопухина Иконография Единоличный образ Е. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится у раки святого в Дальних пещерах. Преподобный показан вполоборота вправо, старцем в черном монашеском одеянии и в куколе, с раздвоенной на конце бородой средней величины с проседью, с правой рукой на груди, в опущенной левой - четки. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик Е. описан т. о.: «Сед, брада Власиева, схима на главе, ризы преподобническия, испод бакан, правая рука к сердцу, левая молебна, длань простерта» (БАН. Строг. 66. Л. 316 об., «левыя страны» 24-й). Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Евфимий Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Е. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (более 15 вариантов гравюр). Его изображение помещено в 3-м или 5-м ряду крайним справа, оглавно, в куколе, без индивидуальных особенностей: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) - с наименованием «пре Ефимий» (Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63); на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) - дважды, в 3-м и 5-м ряду, в куколе и без него, с надписью: «пр Ефимии сх»; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - с надписью: «пре Ефи»; на тонолитографии 1893 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - в 3-м ряду 2-м справа, в виде старца, назван «преп. Евфимий схимн.». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) в Соборе святых Дальних пещер помещены 2 святых с одинаковой надписью на нимбе: «преп.

http://pravenc.ru/text/187657.html

Образы З. и С. присутствуют на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. мастерской В. М. Пешехонова из местного ряда ц. во имя преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамского Преображенского мон-ря (в наст. время в домовой церкви Церк. управления Финляндской Правосл. Церкви в Куопио, Финляндия, см.: Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21), а также в 3-м ряду (З. с жезлом и четками в руках, С. с четками) на 2 идентичных иконах-пядницах с этим сюжетом, написанных в 1876 г. валаамскими иноками (Нововалаамский монастырь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия, см.: Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. 16). Кроме того, З. и С. иногда изображались в группе предстоящих на нек-рых иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами - образы XVIII в. из вологодских церквей (ВГИАХМЗ, см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 91, 95. 35, 40). Особо чтимые старообрядцами, З. и С. представлены на почетном месте (в 1-м ряду слева) в составе Собора русских святых поморского извода: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 448-449); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) Соловецкие святые - в 3-м ряду правой группы преподобных (порознь: З. во главе ряда, С. в центральной части), на иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - во 2-м ряду. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ - Ibid. P. 144-147. Cat. 53) Соловецкие святые показаны крайними справа во 2-м ряду, рядом со святителями (напротив - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские).

http://pravenc.ru/text/200051.html

М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) в 1-м ряду слева от свт. Николая Чудотворца изображены Ростовские святители Леонтий, И., Игнатий, справа - Московские святители, во 2-м ряду - др. Ростовские и Московские чудотворцы. Изображения И. достаточно рано стали включать в состав минейных циклов на май, как правило вместе с прп. Пахомием Великим, прп. Евфросином Псковским, блгв. царевичем Димитрием Угличским под 15 мая. Образ И. имеется, напр., на иконе посл. четв. XVI в. (дар имп. мч. Николая II, ГРМ), на вологодской иконе кон. XVI в. (происходит из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995. Кат. 80. Ил.), на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями 1-й четв. XIX в. (ГРМ). Позднее образ И. появился на палехской или вязниковской иконе 1-й пол. XIX в. предположительно письма Т. И. Гагаева (до 2007 комплект минейных икон находился в собрании А. Глезера в Германии, затем - в собрании М. Е. Елизаветина; см.: Рус. иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко и др. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135. 9), а также на эмалевых иконах 1-й пол. XIX в. (ГМИР; И. с архиерейским жезлом в руке) и 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии; И. в митре, имя не подписано). Образцами для подобных икон часто служили гравированные святцы, напр. 1722 г. Г. П. Тепчегорского и 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ; см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33. 9, 34. 9, 35. 8). В иконописи XVIII - нач. XX в. сохранялись древние традиции иконографии И. Напр., в верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 100) в молитвенном обращении к Св. Троице (новозаветной) написаны избранные святые; среди Ростовских чудотворцев есть И. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове изображены все (в т. ч. местночтимые) Ростовские святители. Образ 1838 г. представляет И. крайним справа в 1-м ряду, с седоватой бородой; на иконе кон. XIX - нач. XX в. он 2-й справа, длинная борода святителя с проседью, в конце разделена на 2 части. Его образ включен также в иконные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX в. (ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 217, 409. Ил. 8), нач. XX в. (Минея (МП). Янв. Прил.). На иконе «Ростовские чудотворцы» иконописца В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 110) образ И. помещен слева от свт. Леонтия.

http://pravenc.ru/text/674806.html

В 1-й четв. XIX в. в композиции «Собора Киево-Печерских святых» появились изменения. Так, обособление в центральной группе фигур равноап. кн. Владимира и святых Бориса и Глеба и вытеснение в группы преподобных фигур вмц. Варвары (слева) и прав. кнж. Иулиании Ольшанской (справа) привели к смещению рядов и изменению традиционного состава «пятериц» святых. Так, на офорте 1-й четв. XIX в. (ЦМиАР, см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 63) «М.» назван святой, замыкающий 4-й ряд (все преподобные представлены с покрытыми куколем, клобуком или скуфьей головами). Такой устойчивый элемент в иконографии святого, как непокрытая голова, является важной характеристикой для идентификации расположенного крайним в 5-м ряду образа М. не только в случае утраты подписи (напр., в среднике 3-створчатого складня, XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 53), но и при неверном указании имени преподобного, сделанном, напр., при поновлении иконы. Так, на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 33) с изменениями в композиции центральной группы М., как и все святые в ряду его «пятерицы», атрибутирован ошибочно и назван прп. Евфимием (подпись с именем М. у святого, представленного крайним в 4-м ряду). Без подписи образ М. узнаётся на эмалевой иконе «Собора Киево-Печерских святых» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. Ил. на с. 48). Известны переработанные по составу святых композиции «Собора Киево-Печерских святых», в к-рых образ М. представлен с куколем на голове, но сохраняет свое традиц. место (напр., на раскрашенной литографии, отпечатанной в мастерской А. А. Абрамова (1883, ГРМ, см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169)); реже встречаются композиции, где святой изображен близко к преподобным в своей «пятерице», но в др. ряду и не крайним (2-й в 7-м ряду, в куколе - на хромолитографии московской мастерской И. Д. Сытина (1903, ц. вмц. Варвары в Казани)). Неизвестно, на чем был основан содержащий множественные ошибки замысел переработки композиции «Собора Киево-Печерских святых» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В результате изменений преподобные, традиционно разделенные на 2 группы по принципу местонахождения мощей в Дальних и Ближних пещерах, оказались расположенными в произвольном порядке; образ святого в куколе с надписью: «Mapдapiй» показан в левой группе, крайним в 6-м ряду из 7 фигур (рядом с ним - преподобные Руф, Кассиан и Павел).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

Кроме единоличных икон существует ряд икон с изображением Собора Радонежских святых, в состав которых входит образ М. Г. Еще в Буслаевском иконописном подлиннике кон. XVII - нач. XVIII в. под 21 янв. приведена память М. Г.- «Радонежского чюдотворца» (РНБ. Q.XIII.11. Л. 80-81 об.). Самая ранняя икона этого типа - «Прп. Сергий Радонежский, с учениками в молении Св. Троице» (вклад Анны Шереметевой в Троице-Сергиеву лавру, после 1674, СПГИАХМЗ) с пластинчатым серебряным окладом. На иконе ученики прп. Сергия расположены в 3 ряда в молении иконе Св. Троицы, расположенной в центре верхнего поля. В каждом ряду по 2 группы учеников, стоящие друг напротив друга. Изображение М. Г. находится в нижнем ряду, он представлен крайним справа, за фигурой прп. Елисея Радонежского. Фигура дана в рост, в 3/4-ном развороте влево, взгляд М. Г. обращен вверх, руки протянуты вперед в жесте моления; широкая борода доходит до груди. На святом зеленый подрясник и длинная коричневая мантия с желтой разделкой, схима, на голове - камилавка. На иконе «Радонежские чудотворцы», созданной попечением «старца Антония Болотникова» (2-я пол. XVII в., ризница Троице-Сергиевой лавры), 6 святых, изображенных на голубом фоне, разделены на 2 стоящие друг напротив друга группы в молении к благословляющему Христу в облачном сегменте вверху. М. Г.- старец с круглой формы седой бородой до груди - представлен в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду, за прп. Михеем Радонежским; на нем подрясник цвета золотистой охры и длинная коричневая мантия, на голове черная камилавка, левая рука в жесте моления, в правой руке держит свернутый свиток. На иконе Радонежских святых кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. прор. Илии в Сергиевом Посаде в верхней части, на облаках,- деисусная композиция, ниже, на фоне голубого неба, представлены 8 святых, разделенных на 2 группы, М. Г. изображен 1-м в верхнем ряду в правой группе. На нем черные монашеские одежды, на голове черная камилавка, правая рука приложена к груди, в опущенной левой держит свернутый свиток. Белая седая борода доходит до груди, из-под камилавки выбиваются седые локоны волос. На иконе «Святые ученики прп. Сергия Радонежского» кон. XIX - нач. XX в. из Троице-Сергиевой лавры преподобные изображены на золотом фоне в 2 группы, по 4 ряда в каждой. М. Г. представлен в рост в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду правой группы, между прп. Дионисием Радонежским и свт. Серапионом, архиеп. Новгородским. У него коричневая широкая борода до груди. Левой рукой М. Г. указывает на икону Св. Троицы, к-рую держат стоящие в центре преподобные Сергий и Никон Радонежские.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада Николина, на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки у сердца накрест» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны» 27-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры он изображен вполоборота вправо, читающим при свете свечи, в монашеском одеянии с куколем на голове, левая рука положена на раскрытую книгу, правая возле груди. Святой показан старцем с седоватой бородой средней величины, щеки впалые, взор опущен к страницам книги, в надписи назван постником. З. представлен в нек-рых произведениях в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (см., напр., лист 1505 - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 622). Его изображение с надписью: «п Зинон схимник» - помещено в 4-м ряду 2-м слева, за прп. Иосифом многоболезненным: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - в куколе, надпись на нимбе: «п. зинон[ъ] схимник»; на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) - с русой бородой; на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г., напечатанных в Киево-Печерской лавре (РГБ),- с окладистой бородой. На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альб.-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. средовек с именем Зинон помещен в левой группе святых (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 5-м ряду 2-м справа вполоборота к центру, голова покрыта куколем. На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской, находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, З. изображен во 2-м ряду в небольшом повороте вправо как средовек с округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в куколе, десница возле груди (пальцы сложены для крестного знамения?); на нимбе надпись: «Прп[д]: Зинонъ постник». Образ З. включен в группу подвижников Дальних (Феодосиевых) пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. изображен также в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на повторениях этой иконографии кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/199845.html

представлен на иконах кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., созданных в мастерской Выговской пуст. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, собрание Г. В. Лепса), и на их повторениях работы других старообрядческих мастеров - последователей поморских иконописцев (напр., на иконе 1814 г. Петра Тимофеева из Зеленковской моленной в С.-Петербурге, ГРМ). Его образ помещен в левом верхнем ряду преподобных Сев. Фиваиды, между Корнилием Палеостровским и Иринархом Соловецким. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) крайним справа в 3-м ряду изображен преподобный в куколе с надписью в нимбе «ПР. ПАИСИИ», а на иконе нач. XIX в. из с. Белая Криница Глыбокского р-на Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ) в предпоследнем ряду правой группы - святой с непокрытой головой с наименованием «Прп(д) Паисïи И[г]оуменъ». На одной из 3 икон с рус. святыми кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) фигура П. расположена во 2-м регистре сверху в необычном иконографическом варианте: голова покрыта куколем, свиток в руке свернут. В иконописи XX в. образ П. (в группе Костромских чудотворцев) известен в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой): келейная икона свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., иконы 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), предварительные эскизы с Костромскими святыми (из альбома кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание). На основе «надгробного» образа в 1999 г. для Паисиева мон-ря была написана поясная икона П. (в его руках - Овиновская икона Божией Матери); над ракой святого находится его золотофонный образ с видом обители. Совр. поясной образ П. в молении Овиновской иконе Божией Матери установлен в местном ряду иконостаса Успенского собора обители. В соборе костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря хранится икона «Собор Костромских чудотворцев» (2001, иконописец Е. П. Тисов) с изображением П. во 2-м ряду левой группы. Сложился также извод «Собор Галичских святых» (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче). Ростовой образ П. (с иконой в руках) помещен в стенописи алтаря галичской Введенской ц.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Прп. Киприан Стороженский в ряду избранных святых. Фрагменты иконы " Собор русских святых " . 1-я пол. XIX в. (ГМНР) Прп. Киприан Стороженский в ряду избранных святых. Фрагменты иконы " Собор русских святых " . 1-я пол. XIX в. (ГМНР) Изредка образ К. можно встретить на иконах «Собор русских святых», создававшихся в XIX в. преимущественно в старообрядческой среде. Так, он представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - оплечно, в куколе, в надписи именуется Новгородским. В составе Собора Новгородских чудотворцев К. присутствует на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (2-й справа в 3-м ряду). Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы " Собор Карельских чудотворцев " . Кон. ХХ-нач. XXI в. (собор кн. Александра Невского в Петрозаводске) Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы " Собор Карельских чудотворцев " . Кон. ХХ-нач. XXI в. (собор кн. Александра Невского в Петрозаводске) В кон. XX - нач. XXI в. в местах подвижничества К. разработаны новые изводы иконографии, появилось неск. икон, исполненных в древнерус. традициях. В храме-часовне над местом погребения святого на гранитную плиту положен небольшой поясной образ К. в мантии и схимническом куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке. На иконе свт. Николая Чудотворца и К. из Николо-Успенской ц. бывш. мон-ря (находится в нижнем приделе). Святые написаны в рост, внизу, на 1-м плане,- узнаваемый вид монастырского собора и погоста, частично разрушенных временем, с покосившимися крестами. К. предстает храмоздателем с большой одноглавой церковью в правой руке и со свитком в левой (пропорции храмов совпадают). Для ц. Рождества Христова в дер. Надкопанье создана житийная икона К.: средник с поясным образом святого, держащего свиток в руках, фланкирован слева и справа 6 клеймами, иллюстрирующими события его жизни и чудеса, на верхнем поле - оплечный образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя Стороженской обители. К. изображен с непокрытой головой, шапкой густых волос, разделенных на прямой пробор, и седой раздвоенной бородой.

http://pravenc.ru/text/1684698.html

Т. 3. С. 621). Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - «пре Димиянъ» - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: «пре Дaмiahъ ц.» На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко) Д. (по надписи: «Дoмiяhъ»), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь, в руках Евангелие, голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ; опубл.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169), на хромолитографии 1894 г. Киево-Печерской лавры (РГБ) - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева. В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя поясной образ Д. находился в зап. части среди Киево-Печерских святых возле композиции «Основание Киево-Печерской лавры» ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), как и в росписи 1898 г. на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) Д.- в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236). Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г.

http://pravenc.ru/text/168750.html

На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК) редкий по иконографии образ П. помещен в левой группе, его голову покрывает схимнический куколь. Подобный образ П. в куколе - в правой группе на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (Петровский мон-рь в Ростове; в центре - св. Иоанн Предтеча). Данная композиция близка к иконам «Собор Ростовских святых», получившим распространение в кон. XVII - нач. XX в. (напр., образ из костромской ц. Воскресения на Дебре). П. представлен в традиц. «монашеской» иконографии, иногда в схиме. На иконе 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) он изображен вверху слева в необычном одеянии: на нем монашеские ризы и царский венец, волосы и борода святого короткие, волнистые, седые. На иконе сер. XIX в. (в т. ч. с избранными святыми, ц. свт. Николая Чудотворца в Ростове) П. также написан слева в верхнем ряду, в островерхом куколе; на образе посл. четв. XIX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - справа в верхнем ряду, с непокрытой головой, в волосах и бороде значительная проседь, правая рука лежит на груди. В коллекции Д. А. Ровинского хранилась «листовая картинка, гравированная на меди; издание на бумаге 1809 года» под названием «Образ ростовских чудотворцев» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616 А). Икона 1909 г. находится в часовне на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи в рус. Вознесенском мон-ре на Елеоне в Иерусалиме. Согласно надписи на обороте, она была пожертвована в обитель «потомственной почетной гражданкой Александрой Феодоровной Мальгиной из гор. Ростова Яросл. губ. в лето 1909 г. 24 июня». П. представлен во 2-м ряду 2-м справа, он - старец в черной монашеской одежде, на голове проплешины, небольшая седая борода слегка раздваивается на конце. Образ П. включался в различные по иконографии композиции с Ростовскими чудотворцами. Напр., на иконе с врезанным меднолитым Распятием и избранными святыми 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) изображены в молении апостолы Петр и Павел, коленопреклоненные преподобные Авраамий и П. (волосы и небольшая окладистая борода - русые с проседью). На иконе «Воскресение Христово» (1729, ГМЗРК) в верхней части по сторонам от Св. Троицы (Сопрестолие) представлены избранные и Ростовские святые (П. изображен слева во 2-м ряду, руки сложены крестообразно на груди). «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» (ГМЗРК) написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» в 1855 г. по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, участвовавшей в Крымской войне 1853-1856 гг. Среди клейм с образами Ростовских подвижников на полях имеется полуфигура П. (со свитком в руке). Его изображение в сонме визант. и рус. святых вводилось и в более многофигурные иконографические программы, напр. в состав «Походного иконостаса» сер. XVII в. (старообрядческое собрание при Рогожском кладбище в Москве).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010