12 . Если случится предпразднство или попразднство Богородичного праздника, – тропари: храма, предпразднства или праздника и святого (если два святых, то и второго); кондаки: храма, святого и предпразднства или праздника (см. Типикон, гл. LII, «зри» 46-е). 13 . Если случится отдание Господского или Богородичного праздника, – тропарь и кондак праздника (иногда прибавляются тропарь и кондак празднуемого святого) (см. 1 25 ноября). 14 . Если случится бдение святому, или полиелей, или славославие, – тропари: храма и святого; кондаки: святого и храма (см., например, 26 сентября, 29 июня, а также Типикон, гл. XV и LII, «зри» 42, 43-е). 15 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в понедельник, вторник и четверг, – тропари: храма, дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), кондаки: дня седмицы (в четверг – два), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 5, 6, 16, 31, 32-е). 16 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в среду и пятницу, – тропари: дня («Спаси, Господи, люди Твоя»), святого Минеи (одного или двоих); кондаки: дня седмицы («Вознесыйся на Крест волею»), святого Минеи (одного или двоих), «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», храма (см. Типикон, гл. LII, «зри» 23-е). 17 . Если случится в субботу бдение святому, или полиелей, или славословие, а также предпразднство, или попразднство, или отдание, устав пения тропарей и кондаков тот же, что и в прочие дни седмицы (см. выше пункты 11–14). 18 . Если случится служба святому шестеричная или без знака в субботу, – тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы») и святого Минеи (одного или двоих); ковдаки: святого Минеи, «Слава», «Со святыми упокой», «И ныне», «Яко начатки естества» (см. Типикон, гл. XII). 19 . Заупокойная служба в родительские субботы Мясопустную и Троицкую – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава»; кондаки «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. службу в субботу Мясопустную). 20 . Заупокойная служба в субботу Димитриевскую, во 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста – тропари дня («Апостоли, мученицы»), «Помяни, Господи», «Слава»; кондак «Со святыми упокой», «И ныне», «Тебе и стену» (см. Типикон, гл. XIII, и службу в субботу 2-й седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Пойдем поприщем поста, как поприщем благодатного просвещения ума, очищения сердца укрепления к добру воли; пойдем в твердом уповании на Бога во взаимном мире и незлобии друг ко другу, в благой решимости духа всеми мерами исправлять и на всякое благое дело уготовлять себя пред Богом. Будем по возможности очищать тело наше воздержанием душу просвещать молитвою и Богомыслием; заключим чувства наши от всего вредоносного; отверзем для всего, что способно питать в нас страх Божий и умиление о грехах наших; взор наш отвратим от всего соблазнительного, от всего возмутительного для внутреннего чувства, да зрит оно паче всего распятого Господа; слух да оглашается токмо словом Божиим и благими вещаниями мира, взаимного назидания, утешения; язык наш да износит во-первых слово молитвы, потом да изрекает глаголы благоговения и страха Божия, глаголы здравого разума и благого чувства. Так будем совершать поприще поста, чтобы, постясь телесно, поститься и духовно, и, простираясь вперед, не ослабевать в духовном течении, но, по благодати Божией, восходить от телесного воздержания к духовному, к подвигам умерщвления плоти и распинания страстей и похотей; и веруем, что Господь по мере трудов наших даст нам силу, и по мере внутреннего сетования подаст и благодатное утешение. Аминь. 6. Среда. – См. четыредесятница, как воспоминание четыредесятдневного поста Спасителя, должна быть подражанием примеру Его Приидите, якоже Господь постом уби врага, сим и мы сокрушим его стрелы и ловления (Вторн. 1 седм. утр. пес. 9). И сам Божественный Подвигоположник наш Иисус Христос постом предначал великое дело спасения нашего; постом вступил в поприще спасительных подвигов искупления нашего; постом одержал первую победу над диаволом, преодолев три сильнейшие и вкупе дерзновеннейшие искушения от него. Изнуренного сорокадневным постом Божественного Постника искуситель, во-первых, побуждал к немедленному удовлетворению томившего Его глада, льстивым внушением обратить камни в хлебы, и – отражен был словом Божиим, что человек и среди глада телесного может поддерживать жизнь свою словом Божиим. Потом поставив Подвигоположника на крыле церковном, искуситель понуждал Его броситься вниз в той уверенности, что Ангелы на руках возьмут Его, и безопасно поставят на земле. И опять отражен был словом Божиим: не искусиши Господа Бога твоего, т. е. что слово Божие воспрещает ожидать от Бога без нужды сверхъестественной помощи. Наконец искуситель, в мгновении ока показав Божественному Ратоборцу все царства земные, обещал дать Ему всю славу их, если он падши поклонится ему, думая, что уничижением вызовет Подвижника к обнаружению неведомой силы Его. Но могущественно отражен был и силою духа: прочь сатана, и силою слона Божия, что только одному вышнему Богу подобает рабское поклонение и служение. Все сии искушения преодолел Спаситель, после 40-дневного поста, словом Божиим в глубоком смирении, преодолел как человек, не показывая в Себе никакого знамения Божества, в подкрепление искушаемого человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кто должен читать молитву «Христе, свете истинный» на 1 часе во св. Четыредесятницу? Следует ли после этой молитвы петь во св. Четыредесятницу «Взбранной воеводе? В последовании понедельника 1 седмицы Великого поста говорится: «Таже молитва: «Христе, свете истинный»… глаголется от предстоятеля». А что под предстоятелем здесь разумеется именно священник, видно из изданной Св. Синодом книги: «Службы на каждый день 1 седмицы Великого поста», где в последовании 1 часа пред молитвою стоит указание: «таже священник молитву». После этой молитвы и во св. Четыредесятницу поется «Взбранной воеводе» (см. указан. книжку). (Ц. В-к 1897 г. В одной епитрахили или и в фелони читать канон Андрея Критского на первой седмице Великого поста? По общему правилу, священник бывает в фелони только на тех службах, на которых читается Евангелие (Ц. В-к 1895 г. Можно ли по просьбе прихожан в дни св. Четыредесятницы совершать заупокойную литургию по усопшем? Церковным уставом полагается совершать заупокойную литургию только по субботним дням 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста, так что даже по умершим в дни Четыредесятницы третины и десятины откладываются до субботних дней Четыредесятницы. Исключение допущено только относительно сорочин, которые отправляются в то число, в которое прилучатся; о сорокоустах же замечено, что они откладываются на время после Пасхи (см. Послед. нед. Сырныя вечера по Типикону и по Триоди Постной) (Р.д.С.П. 1893. Можно ли в дни св. Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, а также Великого четверга, совершать заупокойную литургию, т. е. литургию св. Златоуста? и если нельзя, то можно ли на литургии преждеосвященной после сугубой ектении прибавлять и заупокойную, по примеру того, как это есть в литургии св. Златоуста? Нет надобности в день погребения и сорочин усопшего в седмичные дни поста совершать литургию св. Златоуста; в эти дни, при погребении и сорочинах усопших, можно совершать литургию преждеосвященную с приложением заупокойных Апостола, Евангелия и ектении; поминовение усопших на этой литургии может быть совершаемо с тою же верою в силу и действие его, с какою оно совершается и на литургии полной (Р.д.С.П. 1885 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

и Слезами очистивше... Мр. гл. 9 марта под стихирами креста подразумевает те же самые, но, кроме того, и те стихиры, которые в последовании вторника 4 седмицы названы «подобными Триоди дне» и суть следующие: Посреде земли... Мертв был еси... и Его же древле Моисей... Из всех этих 6 песнопений для стихир на Господи, воззвах надобно взять 4. Остальные же два, по Типикону, надобно пропеть на утрене среды в хвалитных стихирах. На И ныне же хвалитных стихир можно петь богородичен вечерних стихир: Зрящи тя тварь..., так как он остается не пропетым во вторник, если совершается литургия преждеосвященных даров. – После стихир на Господи, воззвах – «вход, прокимен и чтения дне, и Да исправится молитва»... и т. д. Если же во вторник почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров, то песнопения 40 мучеников поются только на вечернем богослужении понедельника, на утреннем и дневном вторника до изобразительных включительно. На вечерни же вторника они уже не употребляются; для стихир на Господи, воззвах в этом случае назначаются все 6 стихир креста. 2) Если 40 мучеников случится в четверток Великого канона, то служба их правится во вторник 5 седмицы Великого поста. 3) Если 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то служба их правится в неделю 5-ю Великого поста. Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Вечерня накануне понедельника. Хотя неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня после 9 часа отправляется не великая, а вседневная вечерня, подобно тому, как и в другие недели Великого поста. Порядок вечерни в неделю Ваий такой же, как и в сии последние. Отличие состоит 1) в том, что стихиры на Господи, воззвах полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди Постной. На Славу, а равно на И ныне поются песнопения из Триоди же. 2) Вместо великого прокимна произносится обыкновенный дневной: Се ныне благословите Господа... со стихом, причем, однако, вход после стихир на Господи, воззвах положен. 3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы: Воспойте Господеви песнь нову...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вступая ныне в поприще св. поста, – как в поприще очищения пред Богом и примирения друг с другом, признаем себя в смирении и уничижении неоплатными, безответными должниками пред Богом, тяжкими друг пред другом; искренно исповедаем тайные грехи наши пред Богом, и простим, возлюбленные отцы, братия и чада о Господе, простим от сердца друг другу не только поношения и оклеветания от неправедного видения, слышания, глаголания, принятые нами, но и всякие обиды и озлобления. Не простим только себе, а будем самих себя нещадно судить, осуждать, обличать, дабы непрестанно видеть пред собой грехи наши, во всей живости чувствовать и в болезненном сознании обносить оные всюду и всегда сознавать их пред Богом и человеками. Итак, стоя на пределе святого поста, как на суде, Божием, возопием и будем в умилении и сокрушении вопиять к Небесному Отцу: Отче Небесный! благостью Единородного Сына Твоего и благодатью Пресвятого Духа отпусти нам бесчисленные долги наши! Обратимся и друг к другу в кротости и смирении, в уничижении и самоосуждении и испросим и дадим взаимно от сердца оставление и в всепрощении речем все и каждый друг к другу: братия и друзе, простите мне во Христе прегрешения мои, коими я оскорбил, вас волею и неволею, и – Преблагий услышит смиренную молитву и искреннее исповедание наше, благоутробно примет пощение и говение наше к очищению душ и телес наших, и Своею благодатью, милостью и человеколюбием простит и помилует всех нас. Аминь. 3. Навечерие святыя четыредесятницы Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния. (На стих. самогл. понед. 1-й нед. поста). Когда день склоняется к вечеру, солнце скрывается за небосклон, ночные тени упадают на землю, дневной труд прекращается, шум умолкает, все притихает: тогда мы чувствуем присутствие ночи и спешим на покой. Настоящий вечер и вечернее молитвенное собрание преимущественно призывают нас к тишине, к миру, к покою; к тишине сердца, к миру совести, к покою в Боге, к прощению с близкими, и по истине прекращает молву суетности и волнение рассеянности, утишает дневной шум мирских забав и увеселений, и как предвестник общей смертной ночи, от треволнения страстей вводит нас в благотишное пристанище душевного покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Каждая из девяти упомянутых служб (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы – первый, третий, шестой, девятый и литургия) состоит из троякого рода молитвословий, иначе сказать, из троякого рода служб. Во-первых, молитвословия (службы из них) принадлежат ко времени суток – вечеру, утру и так далее. Молитвословия содержат благодарения, прошения, воспоминания, соответствующие тому времени суток, в которое молитвословия произносятся. Так, на вечерне произносятся благодарения за прошедший день, воспоминаются события, совершившиеся вечером – сотворение мира и прочее, на утрени молитвословия содержат прошения о наступающем дне, воспоминают события утра – явление Господа во плоти и прочее. Молитвословия, принадлежащие к известному времени суток – к вечеру, к утру – бывают на каждой службе неизменны. Так, бывают на каждой вечерне псалмы: «Благослови, душе моя, Господа», «Господи воззвах»; на каждой утрени – великая ектения и т.д. и эти молитвословия называются неизменяемыми. Во-вторых, в каждой из вышеупомянутых девяти служб (вечерни, повечерии, полунощнице, утрени, часах 1, 3, 6 и 9 и литургии) находятся молитвословия (службы из них), принадлежащие к дням седмицы – воскресению, понедельнику, вторнику и т.д. В молитвословиях одних дней седмицы воспоминаются события, совершившиеся в эти дни седмицы: в день воскресный – воскресение Господа, в пяток – крестная смерть Его. В молитвословиях других дней творится память святых угодников Божиих или приносится молитва за умерших. Молитвословия дней седмицы переменяются с каждым днем седмицы. В-третьих, в каждой из вышеупомянутых служб (вечерни, повечерии, полунощнице, утрени, часах 1, 3, 6 и 9 и литургии) находятся молитвословия (службы из них), принадлежащие к дням года, к числам месяцев, к дням Великого поста, Пасхи и т.д. в молитвословиях дней года воспоминаются события, бывшие в те дни года, в которые совершается служба, или творится память святых, или содержатся молитвы за усопших. Эти молитвословия переменяются с каждым днем года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

200 на об.). Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в субботу 3 и 4 седмицы Великого поста и в пяток 23 числа почему-либо не будет литургии преждеосвящ. даров (Тип., л. 200 на об.). Примечание. Если предпразднство Благовещения случится во вторник 5 седмицы, то служба его переносится на понедельник 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. Во вторник же в этом случае поется великий канон. Примеч. 1. Если предпразднство Благовещения случится в четверток 5 седмицы, то служба его переносится на среду 23 марта и отправляется так, как изложено в сей графе. В четверток же поется великий канон. Примеч. 2. По изложенному в этой графе уставу богослужение отправляется и в том случае, если предпразднство случится в четверток 3 и 6 седм., а накануне его, 23 марта, почему-либо не совершается литургии преждеосвященных даров. Примечание. Если предпразднство Благовещения случится в Лазареву субботу, то служба его переносится на четверток 6 седмицы 22 марта, и отправляется так, как изложено в сей графе. В воскресенье, в первом случае 23 марта, а во втором 22, на вседневной вечерни (Тип., л. 201 и на обор.). На вечерни, следующей за изобразительными, в первом случае в понед. 23 марта, во втором во вторник 23 марта, в третьем во вторник же 22 марта, в четвертом – в четверток 23 марта и в пятом – в среду 23 марта (Тип., л. 200). На вечерни, следующей за изобразительными, 23 марта, в первом случае во вторник, а во втором – в четверток (Тип., л. 201 на обор.). В среду, в первом случае 23 марта, а во втором – 21, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Типик., л. 200). В среду, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров (Тип., л. 201 на обор.). В пяток, 23 марта, на вечерни, предшествующ. литургии преждеосвящен. даров. В пяток, 23 марта, на вечерни, следующей за изобразительными. Кафизмы нет, потому что в неделю вечера кафизма не глаголется. Обычная кафизма и малая ектения. Рядовая кафизма и малая ектения. Обычная кафизма с малыми ектениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

3) Прощение ближних – второстепенная тема богослужения Недели. Несмотря на то, что сама Неделя часто именуется «Прощеным воскресением» и совершаемый вечером Чин прощения – весьма заметное и значимое действие, ясно данная тема звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6 :14–15). § 1.5.2. Частные особенности богослужения Богослужение Недели сыропустной по схеме почти тождественно богослужению Недели о блудном сыне, однако имеет и ряд сходств с Неделей мясопустной (последние две из указанных ниже особенностей). Вот что следует отметить: – катавасия особая – «Яко по суху…» (воскресные ирмосы 6-го гласа). – икос по 6-й песни имеет интересный вид: он состоит из четырех кратких строф, каждая из которых завершается фразой «Милостиве, помилуй мя падшаго»; – хвалитные стихиры поются так же, как в Неделю мясопустную (Октоиха – 5, Триоди – 4); – на литургии прокимен и аллилуиарий – Триоди. § 2. Седмичные дни подготовительного периода Как уже было отмечено, период подготовительный к Великому посту охватывает три седмицы: седмицу после Недели о мытаре и фарисее (эта седмица общепризнанного названия не имеет, потому может быть названа «седмицей о блудном сыне»), мясопустную и сырную. Вследствие того, что богослужения первых двух недель Постной Триоди оформились достаточно поздно, из трех предварительных седмиц с темой наступающего поста идейно связаны только службы сырной седмицы, тогда как в первые две седмицы (между Неделей о мытаре и фарисее и субботой мясопустной) Триодь в седмичные дни не используется вообще. § 2.1. Седмица после Недели о мытаре и фарисее В эту седмицу Триодь не поется и богослужения совершаются по обычному чину. Стоит обратить внимание на два обстоятельства: отмену поста в среду и пяток и особое указание насчет порядка чтений на литургии в субботу. § 2.1.1. Отмена поста в среду и пятницу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010