Близ могил Харьковских от Татар плененный С женою своею в Крым отведенный. В миле за Карасев живет Мурза главный, Кара-Картечи Ширишский, всему Крыму славный. В оного Мурзы в неволе был храненный; Там и живот имел доконченный, Октября в девятый день с светом прощался, Телом земли, душею Богу предался. Там и тело его погребенно, Лица же зрак зде изображенный, Да всяк зряй его сердцем умилися, По Бозе ко Пресвятей Деве о нем помолися! По злоключениях, скорбех Бог его успокоит, Со святыми жити вечно удостоит. Так и Ияков Апостол нам повествует, Да всяк друг за друга Бога молитствует.» В 1711 г.. татары по желаниям Орлика (товарища Мазепы), оставили себе память на многих слободах. Харьковские могилы, близ которых наблюдал за татарами Ахтырский обозный и где схвачен он был в плен, находятся в 45 верстах от Харькова и в 4 от Богодухова, и следовательно получили название свое не по гор. Харькову, а разве по печальной судьбе харьковцев, совершившейся прежде 1710 г. В Бакчи-Сарае поныне один фонтан называется Павловским: близь него стоит памятник, под которым погребен обозный Павел Гаврилович Павлов. Супруга его, попавшаяся вместе с ним в плен, получила свободу за дорогой выкуп. В пяти верстах от Богодухова есть село Павловка, на р. Мерло, – наследственное небольшое имение г. Павловых, где видим священника с 1694 г. и где Павел Гаврилович в 1683 и в 1685 г. приобрел себе имения. В 1838 г. в Павловке найден был скарб в черепках горшка, это 1083 серебрянные польские монеты, все 1551 г. короля Сигизмунда. Не зарыты ли они были от татар несчастным владельцем Павловки – обозным Павловым пред его пленом? Но от чего жена его, которая возвратилась из плена, не могла найти их, тогда как могла получить сведения о них от мужа? Остается положить, что этот скарб скрыт был в земле гораздо прежде обозного Павлова каким-либо Котелевским торговцем, который, был застигнут татарами, поспешил вверить сокровище свое земле, и уже не видался с ним более. БОЛЬШАЯ ПИСАРЕВКА При р. Ворскле и заливах её, в 88 верстах от гор. Харькова и в 37 от Богодухова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 Чернёное серебро Будете в Великом Устюге — обязательно заезжайте на улицу Угловского, дом 1. Здесь находится Великоустюгский завод «Северная чернь». При нем есть музей, в котором кроме экскурсий проводятся еще и мастер-классы. Загляните! Много нового узнаете об уникальном народном художественном промысле, признанном бренде Вологодчины. Древнее искусство чернения известно в России со времен Киевской Руси. Техника производства пришла на Русь с Востока — с Кавказа, из Персии. Тиснение со временем заменило собой чеканку и гравировку. Сначала чернили «белым по черному», позже стали изображать черный рисунок на серебряном фоне. Чернь готовилась из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. После плавки состав растирался в порошок и разводился водой в кашицу. Готовилась серебряная пластинка — рисунок на ней сначала рисовался, потом тиснился, процарапывался, черневой кашицей замазывались все углубления пластинки, после этого пластинку нагревали на огне, состав плавился и крепко соединялся с серебром. Пластинку очищали, чернь в процарапанном рисунке оставалась. В XIX веке серебро чернили в Великом Устюге, Сольвычегодске, Вологде, Казани, Ярославле, Туле, Петербурге, на Кавказе, в Сибири. В наше время чернение по серебру живо только в селе Кубачи (Дагестан) и Великом Устюге. На Сухону, в Устюг чернь, вероятнее всего, пришла из южных областей и городов России — из Киева, Чернигова, из Смоленска и Владимира Суздальского, а может быть, и из самой Москвы, где в XVI веке была довольно распространена. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. Из Москвы приезжали в Устюг мастера учиться чернению. Производили предметы церковного обихода. Завезенный состав черни постепенно совершенствовался устюжскими ювелирами. Рецепт особой устюжской черни великолепного цвета, качества и прочности — местный секрет — прославил Устюг и в России, и за ее пределами. В 1786 году голова устюжской ремесленной управы Иван Жилин открыл Устюжскую серебряную управу, но чернением занимались не все мастера в ней и число их от года к году уменьшалось. В 1811 году в Устюге было 36 мастеров, в 1840 — 23, в 1852 году единственным представителем великоустюжской серебряной черневой работы остался пожилой ювелир Кошков, который по причине потери зрения уже почти не брал заказов. В начале XX века северная чернь практически прекратила свое существование. Секреты и профессиональные навыки к 20-м годам сохранил последний потомственный мастер Михаил Чирков.

http://sever.foma.ru/reznoj-palisad-cher...

Августа 14 воинские люди Татарове, большая орда, были под слоб. Водолагу и под Сумской сторожевой город на три статьи». Писал к нему же Золочевский сотник Яков Ковалевский: Богодуховские козаки на полевой сторожи видели большую орду Татар, шли в 10 верстах от Коломака и сожгли новый городок на Берестянке. Вероятно, вскоре после того времени, для той же цели поселены были здесь боярские дети, или, что тоже, однодворцы, которые потом вошли в состав линейного войска. Такая давность основания Охочей и была причиной того, что Охочую называли Старой Охочей, т. е. старой в сравнении с Алексеевской, Бишкинями и поселениями по р. Орели. В 1747 году признано было нужным распространить старый храм Св. Тройцы, построенный в 1712 г., и в 1748 г. выдан был антиминс, освященный Святителем Иосафом Горленком, с такою надписью: «в село Охочее, иже есть на линии, в храм Святыя Тройцы». Каменный храм во имя Тройцы, с такою же колокольней построен в 1813 г. Из благотворителй, участвовавших в построении этого храма, особенно оказал старание волостной голова, мещанин города Змиева, Илья Федоров Чурилов. Церковной земли при храме 66 десятин. Благодеяния Божии явлены были в прошедших 1847, 1848 и 1849 годах: когда во всей окружности падали тысячи жертв от холеры и цынготной болезни: в этом селении умерло не более 20 душ. Число православных в 1790 г. 1730 муж., 1853 жен.; в 1810 г. 1772 муж., 1968 жен.; в 1830 г. 1804 муж., 1944 жен.; в 1850 г. 1683 муж., 1840 жен. душ. БЕРЕКА Берека – при вершине р. Береки, в 8 верстах от Алексеевской, в 68 от Харькова. По делу 1763 г.- " Берека верховая однодворческая». Это название она получила оттого, что расположена при вершине р. Береки и занята была однодворцами. До поселения здесь однодворцев, в привольных местах по р. Береке, черкасы имели пасеки, а татары, свободно рыская по степи, не редко тревожили пчелинцев. От 8 июля 1673 г. Балаклейский полковник Черниговец писал: «приехал к нам казак полковой, житель Балаклейский, с пасеки и сказал: орда сильная стоит на Береке доконечне, и не ведомо, куда она повернется; гонялись за пасечниками и насилу пасечники утекли у лес».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однако, такое распределение не было осуществлено. В Черниговской епархии нельзя было осуществить этого распределения «по скудости денег», имеющихся в распоряжении консистории, так как, например, по апрель 1795 года консисторией получено было денег на этот предмет 600 рублей, а истрачено уже около полуторы тысячи. Поэтому, при высылке священников из Чернигова только один получил полную сумму – 100 рублей, другие же, хотя «таких же качеств», но «малосемейные» должны были удовольствоваться половинной суммой, а «прочие» священники 20 и 25 рублями, хотя некоторые, впрочем, и из этих получили все 35 рублей 1683 . Смоленская консистория совсем не имела «потребной суммы» для отправления священников и, пока преосвященный Виктор «сносился» с Тутолминым и вызвал его распоряжение о немедленном доставлении в консисторию потребной суммы 1684 , произошло по этому вопросу некоторое изменение. Св. синод, получив рапорты от преосвященного Виктора о сделанном им распределении денег, признал такое распределение «несоответственным» и предписал деньги выдавать только на проезд священникам с места их отправки до места их назначения, «разсчитывая, по силе 4-й главы Регламента, поверстно», – семейным на две подводы и по 25 копеек суточных, полагая нормальный проезд 50 вёрст в сутки, а «безсемейным» – на одну подводу и по 15 копеек суточных, причём остатки, образовавшиеся от уменьшения денежной выдачи бессемейным священникам, должны быть употреблены на добавочное пособие священникам многосемейным; кроме того, по прибытии священников в епархию, до определения их на приходы, выдавать им, по усмотрению преосвященного, особое вспоможение 1685 . Поверстного точного рассчёта, конечно, никто не делал, и этот синодальный указ отразился лишь пропорциональным уменьшением первоначально предложенных выдач, спустившись до 20,15 и даже 10-ти рублевой выдачи для священника и пятирублевой – для дьячка 1686 . Результатом всего этого явилось то, что из двадцатитысячной суммы только немногим более половины было израсходовано на тот предмет, на который эта сумма предназначалась, часть получившегося остатка была употреблена впоследствии на дело однородное, а часть оказалась потерянной «при переводе счета на польские злоты» 1687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

408 Деяние собора издано при чиновнике 1677 г. Оно же в I т. ист. иер. 577–610. Грамота Митрополита Корнилия в 4 т. акт. эксп. 205. Чиновник архиерейского служения в первый раз издан в Москве 1600 г. Сл. Naberti Αρχιερατικον, liber pontificalis eccl. grec. Paris. 1643 f. 410 На заглавном листе постной триоди: «напечатася третие (и от марковых глав, с старых печатных московских, понеже устав еще з греческого не преведеся) повелением» и пр. См. у Строева в опис. кн. Царского 221. У Толстого 149. В библиотеке Толстого рукоп. (стр. 709, 332): «чин строения и священия святаго мира, переведено с греческого по воле Патриарха Иоакима в 1683 г.». 413 См. в ист. акт. царские грамоты к новгородскому Митрополиту Корнилию от 14 ноября 1682 г. Память верхотурского воеводы от 16 ноября 1682 г. Двинскому воеводе от 2 сентября 1686. 93. 100. 101. В декабре 1685 г. предписано: того, кто будет укрывать раскольников, наказывать кнутом. (Чулкова юрид. словарь 2, 136). 414 Ист. акт. 5, 98. акт. эксп. 4, 260. Извлечение из увета см. в книжке: истина соловецкой обители, стр. 141–154. 415 Строева опис. книг Толстого стр. 243. 346. Дополнение к описанию (м. 1841), стр. 201, где еще «молебен о соединении и умирении веры православныя», разосланный в 1688 г. 422 Пращица Питирима стр. 348. Протопопа Андрея известие о раскольниках стр. 72–76. 83–86. Ветка – остров на р. Соже, в черниговской губернии, тогда принадлежавшей Польше. Летопись о войнах Хмельницкого говорит, что после 1668 г. «многие (не принимая определений собора 1667 г.), выходили на Украину, поселялись на севере ее, оставив свои пожитки, или лишенные их против воли». Чтен. моск. общ. ист. 1846 г. 2, стр. 66. 425 Заметим здесь хитрость раскольничьих учителей. Они внесли в синодик всех этих самоубийц; но ни о ком не сказали: сам сожегся, или сами сожглись, а пишут: «помяни, Господи, сожженых», или «сожженых благочестия ради». Чувствуют, что и простой смысл, простое чувство отвратились бы от самоубийц и не дерзнули бы молиться за ожесточенных. И потому извращают правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Последние слова документа показывают, что он исходил от шляхты, лояльной по отношению к Речи Посполитой. Представляется достаточно очевидным, что это выступление связано с деятельностью епископа Гедеона. Среди послов, которые отправились с этим текстом к королю, был Вацлав Четвертинский, по его инициативе документ внесли в книги. Направленные к королю послы фигурировали в документе как послы воеводства Волынского, но один из них, Вацлав Четвертинский, был хорунжим житомирским, другой, Андрей Гулевич, чашником киевским, а третий, Даниель Братковский, подстолием брацлавским. Среди шляхтичей, подписавших обращение, могут быть отмечены «подчаший киевский», «войский» и «подстолий» новогородские. Очевидно, что для организации выступления пришлось собирать сторонников православия из разных земель Правобережья. К тому же времени относятся свидетельства, говорящие о сохранении епископом Гедеоном определенного влияния в среде волынской шляхты. В инструкции послам на сейм от 3 декабря 1680 г. шляхта Волыни поддерживала его просьбу о выделении участка земли для расширения кафедрального собора. В инструкции отмечалось, что епископ может служить примером «w nabozestwie y w restaurowaniu domów Однако уже в ближайшие годы в настроениях шляхты произошли новые неблагоприятные для православной иерархии перемены. В инструкции послам на сейм киевской шляхты от 17 сентября 1682 г. содержались похвалы владимирского униатского епископа Леона Заленского за его труды по распространению унии. Одновременно послы должны были ходатайствовать о подтверждении сеймом конституции 1676 г. о запрете для православных сношений с восточными Инструкция послам черниговской шляхты на сейм 1683 также восхваляла заслуги униатского Владимирского епископа. Ее послы также должны были требовать подтверждения конституции 1676 г. и осуществления решений сейма в Гродно о проведении «диспута». Но этим дело не ограничилось. Инструкция содержала резкие выпады против Луцкого епископа Гедеона (Четвертинского), которому одному уния «sancta romana nie podoba si» и который препятствовал переходу православных обителей под патронат униатских шляхтичей.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677363/

126 Бутурлин Иван Иванович (1661–1738) – генерал-лейтенант. С 1687 г. премьер-майор Преображенского полка. Под Нарвой попал в плен (1700 г.). В 1710 г. обменен на шведского генерал-майора Майерфельда. Участник боя при Гангуте (1714 г.). Активный деятель розыска по делу царевича Алексея. С 1718 г. командир Преображенского полка. При Петре II в 1727 г. попал в опалу, лишен чинов и сослан. Голицын Михаил Михайлович (1675–1730) – генерал-фельдмаршал (1725 г.). С 1687 г. барабанщик Семеновского полка. В 1702 г. руководил штурмом Нотебурга, в 1708 г. одержал победу при Добром и отличился в бою при Лесной. В 1709 г. под Полтавой командовал гвардией. Участвовал в морском сражении при Гангуте. В 1720 г., командуя флотом, одержал победу при Гренгаме. В 1723–1728 гг. командовал войсками на Украине. С сентября 1728 г. президент Военной коллегии и член Верховного Тайного Совета. При Анне Иоанновне подвергся опале. 127 Головин Автомон Михайлович – комнатный стольник Петра I, полковник Преображенского полка. Участвовал во взятии Азова. В 1700 г. попал в плен под Нарвой. Обменен в 1718 г. 128 Шакловитый Федор Леонтьевич (ум. 1689) – государственный деятель, дипломат. В 1673 г. подьячий Тайного приказа, в 1682 г. думный дьяк, после казни князя И.А. Хованского возглавил Стрелецкий приказ. Сторонник царевны Софьи. После прихода к власти Петра I казнен. 129 Голицын Борис Алексеевич (1654–1714) – князь. В 1689 г. активный сторонник Нарышкиных в борьбе с царевной Софьей. Во время пребывания Петра I за границей (1697–1698 гг.) вместе с Л.К. Нарышкиным и П. И. Прозоровским стоял во главе правительства. С 1683 по 1713 г. возглавлял Казанский приказ, управлял всем Поволжьем. В 1713 г. постригся в монахи. . 130 Нарышкин Лев Кириллович (1668–1705) – боярин, брат царицы Натальи Кирилловны, дядя Петра I; в 1697–1698 гг. возглавлял правительство. Стрешнев Тихон Никитич (1644–1719) – с 1685 г. боярин; с 1701 г. – глава Приказа военных дел; с 1708 г. –московский губернатор, с 1711 г. – сенатор. 131 Желябужский Иван Афанасьевич (1638 г. – после 1709 г.) – государственный деятель, дипломат. Служил в Конюшенном приказе (1666 г.) и приказе Казанского дворца (1680 г.), воеводой в Чернигове (1682 г.). Выполнял дипломатические поручения, участвовал в заключении Андрусовского перемирия (1667 г.) с Польшей. Оставил «Записки» с описанием событий 1682–1709 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Во 2-й ч. И. ссылается на авторитет митр. Петра (Могилы). Труд И. вызвал большой резонанс в католич. кругах. В ответ на «Stary Kocio...» были изданы 4 католич. сочинения: 2 трактата, приписываемые аббату Оливского мон-ря цистерцианцев близ Гданьска полемисту Михаилу Антонию Хацкому,- «Na «Stary Koció Zachodni» Joanicyusza Galatowskiego» (На «Древнюю Западную Церковь» Иоанникия Галятовского) (Оливский мон-рь, 1678) и «Questyjkie, albo Krómkie pytania, na «Stary Koció Zachodni» zadane y rozwizane» (Квестийки, или Краткие вопросы, по поводу сочинения «Древняя Западная Церковь» поставленные и разрешенные) (Оливский мон-рь, 1682); атрибутируемые Николаю Сосновичу «Quaestiunculae super dialogum primum de processione Spiritus S.» (Вопросы к разговору об исхождении Св. Духа) (Оливский мон-рь, 1682); соч. Рутки «Goliat, swoim mieczem poraony...» (Люблин, 1689). Последняя книга, выдержанная в особенно резком тоне, направлена не только против И., но и против его покровителя Лазаря (Барановича); Рутка также высказал неправдоподобное утверждение, что митр. Петр (Могила) якобы был тайным сторонником католичества. Fundamenta... Чернигов, 1683. Титульный лист (Харьковская б-ка) Fundamenta... Чернигов, 1683. Титульный лист (Харьковская б-ка) В июле 1683 г. в Чернигове был опубликован антикатолич. и антиуниат. трактат И. «Fundamenta, na których acinnicy jedno Rusi z Rzymem funduj wedug rzymskiej teranieyszey wiary nowey, prawdziwymi odpowiedziami Cerkwi Wschodniey wywrócone y zniesione, iako fundamenta ciemnicy byy poruszone modlitw Pawa y Syla» (Основания, на которых латинники устраивают единство Руси с Римом согласно нынешней римской новой вере, правдивыми доводами Церкви Восточной опрокинутые и упраздненные, как основание темницы было разрушено молитвой Павла и Силы). Трактат стал продолжением полемики с иезуитами и отчасти ответом на критику соч. «Stary Koció...». Одной из задач трактата было опровержение обвинения в адрес православных в следовании идеям социнианства (И. жаловался, что униат. митр. Киприан Жоховский называет его и архиеп. Лазаря (Барановича) арианами). Н. Ф. Сумцов считал «Fundamenta...» наиболее выдающимся произведением И.

http://pravenc.ru/text/577962.html

После этого в 1683 г. Патриарх Иоаким совместно с правительством Софьи стал готовить почву для церковного воссоединения в Малороссии, где, впрочем, к тому времени за переход в московскую юрисдикцию выступало большинство духовенства и казачьей старшины во главе с гетманом Иваном Самойловичем (кстати, происходившим из среды духовенства). Между Иоакимом и украинскими представителями в первой половине 1683 г. шла оживленная частная переписка по вопросу о поставлении нового митрополита Киевского уже в Московской церковной юрисдикции (со времени кончины митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в 1675 г. Киевская кафедра вдовствовала). В сентябре 1683 г. Патриарх Иоаким послал гетману официальную грамоту, в которой шла речь о необходимости поставления митрополита Киевского Патриархом Московским и всея Руси. Однако в этом документе речь шла лишь о том, что Патриарх Московский совершит только поставление митрополита Киевского, остающегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Действия главы Русской Церкви при этом мотивировались стремлением исправить церковные нестроения, возникшие ввиду вдовства Киевской кафедры и старости местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича). Самойлович выдвинул на Киевскую митрополию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (князя Святополк-Четвертинского), бежавшего из Речи Посполитой на Левобережье после того, как из Луцкой епархии его изгнал Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), тайный униат. В ноябре 1684 г. видный московский дипломат думный дьяк Емельян Украинцев в гетманской резиденции Батурине встретился с Самойловичем и епископом Гедеоном. В Москве настороженно отнеслись к кандидатуре Луцкого владыки: прежде правобережные архиереи, как правило, проявляли себя как поборники интересов Речи Посполитой. На подвластном Москве Левобережье единственным архиереем был Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович). Он пользовался огромным авторитетом среди духовенства, был целиком лоялен Москве, но уже весьма немолод.

http://pravoslavie.ru/37969.html

«Filar wiary y grunt prawdy» (Столп веры и основание правды) (1675) - небольшой сборник стихов из 3 частей на богословско-полемические темы: об исхождении Св. Духа и о Троице, Богородичный цикл, похвальные и полемические стихи в защиту Православия. Перетц считает, что сборник был составлен из материала соч. «Nowa miara» (совпадает значительная часть стихов) как популярная брошюра, поскольку издание самого полемического сочинения затягивалось (Filar wiary. 1675. S. 72-73). Перу Л. принадлежат также стихотворные и прозаические циклы в честь Пресв. Богородицы: «W wieniec Boey Matki ss. oyców kwiatki» (Цветы от святых отцов в венец Божией Матери) (1680) и «Naianieysza nieba y ziemie, Carica Panna Matka Panna Marya» (Светлейшая неба и земли, Царица Госпожа Матерь Божия Мария) (1683). Первое сочинение - это подборка в алфавитном порядке высказываний св. отцов и молитв, а также рифмованные и прозаические тексты о Пресв. Богородице преимущественно на польском, а также на латыни и реже - на простой мове. Адресованное гетману Самойловичу рифмованное вступление призывает хранить верность царю Феодору Алексеевичу, которому во 2-й ч. книги посвящена колядка. Второе сочинение начинает посвящение царевне Софии Алексеевне, написанное кириллицей, за ним следуют построенные на основе библейских цитат рифмованные славословия Пресв. Богородице на польск. языке с отдельными слав. и лат. стихами. В сборник вошло также прозаическое поучение (1683) и стихотворение о том, что почитание Пресв. Богородицы поможет примирить ляха и русина. Оба богородичных сборника включают многочисленные народные афоризмы и поговорки. К жанру пассийных размышлений можно отнести «Notiy pi, ran Chrystusowych pi» (1680). Сочинение составлено в прозе и в стихах, преимущественно на польск. и лат. языках, с отдельными набранными кириллицей фрагментами Свящ. Писания и молитв, с очень сумбурной композицией. Размышления преимущественно пассийного содержания перемежаются с общими поучениями о вере и о Церкви (во 2-й ч.), сформулированными в виде отдельных тезисов и высказываний. В начале 2-й ч. помещены панегирик Феодору Алексеевичу по случаю его брака с А. С. Грушецкой и 2 адресованных царю Слова (на польском и церковнославянском), стихотворная просьба-молитва о победе над турками. Сочинение было преподнесено патриарху Иоакиму игуменом Николаевского Батуринского монастыря Феодосием (Гугуревичем). Ряд панегириков Л. был издан отдельными брошюрами. «Благодать и истина» (Чернигов, 1683), посланная в Москву всем членам царской семьи 28 янв. 1684 г., восхваляла царей Иоанна V и Петра I, а также содержала похвалу царевне Софии и патриарху Иоакиму с просьбой к царям об украшении церкви Троицко-Ильинского мон-ря в «вашей вотчине в княжении Черниговском».

http://pravenc.ru/text/2462531.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010