(9) Дает Он скоту пищу его, воронятам – которые кричат. (10) Не силы коня хочет Он, не к голеням человека благоволит. (11) Благоволит Гсподь к боящимся Его, к надеющимся на милость Его. (12) Славь, Йерушалаим, Гспода, хвали Бга твоего, Цийон, (13) Ибо укрепил Он затворы ворот твоих, благословил сыновей твоих среди тебя. (14) (Он) тот, кто положил мир (в) границах твоих, туком пшеницы насыщает тебя. (15) Тот, кто посылает слово Свое на землю, – быстро бежит слово Его; (16) Тот, кто дает снег, подобный шерсти, иней, как пепел, рассеивает, (17) Бросает град Свой, как крошки, – перед холодом Его кто устоит? (18) Посылает Он слово Свое и заставляет их таять, дует ветром своим – текут воды. (19) Изрекает Он слово Свое Йаакову, уставы Свои и законы Свои – Йисраэйлю. (20) Не сделал Он такого никакому народу, и законов (Его) не знают они. Алелуйа. 148 (1) Алелуйа. Хвалите Гспода с небес, хвалите Его в высотах. (2) Хвалите Его, все ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. (3) Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды светлые. (4) Хвалите Его, небеса небес и воды, которые над небесами. (5) Пусть хвалят имя Господне, ибо Он повелел и они сотворены были. (6) И поставил Он их навсегда, навечно, дал закон, и нельзя преступить (его). (7) Хвалите Гспода с земли, рыбы великие и все бездны, (8) Огонь и град, снег и пар, ветер бурный, исполняющий слово Его, (9) Горы и все холмы, ю деревья плодоносные и все кедры, (10) Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, (11) Цари земли и все народы, князья и все судьи земные, (12) Юноши, а также девушки, старцы с отроками, – (13) Пусть славят они имя Гсподне, ибо возвышено имя Его Одного, слава Его – над землей и небом. (14) И возвысил Он рог народа Своего, славу всех благочестивых Его, сыновей Йисраэйля, народа близкого к Нему. Алелуйа! 149 (1) Алелуйа. Пойте Гсподу песнь новую, хвала Ему – в собрании благочестивых. (2) Да радуется Йисраэйль Создателю своему, сыновья Цийона да возликуют о Царе своем. (3) Да славят имя Его в танце, на тимпане и кинноре играют Ему, (4) Ибо благоволит Гсподь к народу Своему, украшает смиренных помощью.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Слова Христовы суть животворящее завещание миру, так же как и Его страдания, Его тело и Его кровь. Господь не отделяет Своих слов от Себя и не придает им меньшего значения, чем Своей личности. Его слово неотделимо от Него. Его слово имеет силу, как и Его личность. Потому Он сказал Своим ученикам: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин.15:3). Он словом Своим очищал души, исцелял болящих, изгонял бесов, воскрешал умерших. Слово Его – творческое, очистительное, животворящее. Впрочем, что тут удивительного, если в Евангелии говорится: и Слово было Бог (Ин.1:1)? Род сей Господь называет прелюбодейным в широком смысле этого слова, подобно древним пророкам, кои и поклонение другим богам называли прелюбодеянием (Иез.23:37). Прелюбодействует всякий, кто забывает свою жену и идет вслед чужой; но прелюбодействует и всякий, кто забывает Бога живаго и начинает поклоняться сотворенному миру. Кто оставляет веру в Господа и верует в людей, кто оставляет любовь к Богу и переносит ее на людей или вещи, тот совершает прелюбодейство. Короче говоря, все грехи, из-за которых твоя душа удаляется от Бога и сочетается с кем-либо или чем-либо вне Бога, могут быть названы одним общим именем – прелюбодеяние, ибо все они имеют особенности супружеской измены. Итак, кто постыдится Господа Иисуса Христа, Жениха души человеческой, пред таковым прелюбодейным родом, воистину, подобен невесте, постыдившейся своего жениха пред распутными людьми. Господь говорит не просто " в роде сем грешном " , но прелюбодейном и грешном. Для чего? Дабы особым образом обличить прелюбодеяние. Под прелюбодеянием же здесь подразумеваются все самые тяжкие грехи, ядовитые и смертоносные, кои более всего отвращают человека от следования за Христом, от самоотвержения, от креста и перерождения. Но посмотрите, сколь удивительно оканчивается сегодняшнее евангельское чтение: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

http://pravoslavie.ru/45544.html

Только однажды, для того чтобы усилить восхищение творением Божиим, выразить, сколь велико дело сотворения человека, многострадальный Иов восклицал – «Твои руки трудились надомною и образовали всего меня кругом – и Ты губишь меня?» ( Иов.10 :.8). Сколь трудно было творение человека, столь же трудно будет его спасение. Сам Господь однажды сказал: «Труд будет тяжелый ...В нечистоте твоей такая мерзость, что, сколько Я ни чищу тебя, ты все нечист...» ( Иез.24:12,13 ). Наряду с понятием «труд» в Священном Писании весьма часто употребляются термины «работа» и «дело». Наиболее близким в русском языке к понятию «труд» стоит слово «работа», которое вполне однозначно говорит о пребывании в рабстве, то есть в неволе. «Работа» – это, собственно говоря, и есть рабство, то есть вынужденное служение (физическое или духовное) кому-либо или чему-либо (Богу, иному человеку, себе, своему рту, истукану, вымыслу и т. п.). Труд очень скоро становится работой – так наряду с тяготой появляется и зависимость, то есть обязательства перед другим человеком под угрозой либо наказания, либо смерти. Книга «Исход» – это книга о рабстве и выходе из этого рабства. Исторический буквализм и духовный символизм в книге «Исход» вполне адекватны друг другу – историческое деяние беспрепятственно рассматривается как образ духовной жизни каждого человека. Египетские работы – «плинфотворения» – это наиболее яркий образ подневольного бытия человека, порабощенного и телом, и душою, и духом. Египтяне, как образ грехов, с жестокостью принуждают человека к работе: «...Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» ( Исх.1:13,14 ). Рабство греху (плоти и страстям) имеет одну только цель – угнетение человека. Египтяне не давали материала для кирпичей – соломы, но количество кирпичей должно быть сделано столько, как если бы солома имелась в достатке, в этом и состоит угнетение – возложение на человека непомерной тяготы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23: 4–7). Закваска фарисейская опасна для каждого священнослужителя, мы все должны стремиться изживать ее в себе. Иногда я боюсь, что становлюсь книжником, а иногда и фарисеем. Христианин должен всегда подозревать именно себя самого в тех или иных уклонениях и ошибках. Осуществлять церковное исправление с исправления своих собственных дурных нравов и наклонностей и означает трудиться на благо всей христианской общины, участвовать деятельно в деле Божественного Домостроительства. Именно к такому серьезному и самокритичному действию и призывает нас Господь словами: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» . Об отношении к ближним (Евангелие от Матфея. 5: 21–28) Но мы читаем далее: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф. 5: 21). Этими словами Христос нисколько не перечеркивает значение древнего закона. Напротив, Он и говорит о Законе, который Сам и изрек. Ведь именно Божественный Логос (Слово) и общался с древними пророками. Сказано о ветхозаветных пророках, что они исследовали волю Бога: «…на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1: 11). Бог Отец всегда действует через Слово Свое – через Своего Сына возлюбленного. Сказано о Сыне Божием, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1: 15–17). На древних иконах и фресках, где изображается сотворение мира, изображается именно второе Лицо Пресвятой Троицы. Он, Христос, общался, собеседуя, и с пророком Моисеем на Синае, и с пророком Илией на Хориве. Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним» , чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаженный Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно» 14 . Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. « Мера за меру» – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень.

http://pravoslavie.ru/94858.html

Вопрос о том, что именно составляет «образ и подобие Божие» в человеке породил обширную богословскую литературу. Их усматривали в разуме, слове, свободе, в особом духовном устроении человека и т.д. Но ближайший контекст, т.е. сам текст Библии, как указывали уже древние экзегеты (напр. Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст), предлагает нам видеть образ Божий во власти: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися по земле. (Быт 1:26) Ту же идею, но в поэтическом оформлении мы можем видеть в 8-ом псалме: Ты поставил его владыкою над делами рук Твоих; Все положил под ноги его: Овец и волов всех И также полевых зверей Птиц небесных И рыб морских Всё, преходящее морскими стезями. (Пс 8:7-9) И в литературе премудрости: Она (Премудрость Божия) сохраняла первозданного отца мира… Она дала ему силу владычествовать над всем. (Прем 10:1-2). Адам – владыка, имеющий власть над всеми делами Божьими. Власть возвышает его над прочим творением, и власть сближает его с Богом. Божественное установление власти настолько существенно, что апостол Павел берется утверждать: «нет власти не от Бога… посему противящиеся власти противятся Божию установлению» (Рим 13:1-2). Власть (владычество) – ключевое слово, характеризующее богоподобие «первозданного отца мира». Но если Библия, повторяя одно и то же слово, акцентирует на нем наше внимание, то это может значить лишь то, что данное слово таит в себе возможность более глубокого понимания: власть предполагает ответственность, а ответственность, в свою очередь, – свободное произволение, свобода – наличие разума, разум – слово. Не только разум, или желание, но и власть может являть себя в слове: «где слова царя, – там власть» (Эккл 8:4). Адам сотворен как царь, увенчанный славою (Пс 8:6) и наделенный властью и словом. На закате формирования ветхозаветного канона тема творения, устремленного от безвидного вещества к образу Божьему, в целом ряде писаний получает одно довольно интересное преломление. Безвидность начального вещества интерпретируется не в плане отсутствия зрительного образа, воспринимаемого глазом, но как безмолвие, т.е. опять же отсутствие образа, но на сей раз образа звукового.

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Также Моисей, желая показать с начала, что Бог имеет Слово и Дух и что в них и с ними Он есть Един Бог Творец всего сотворенного, сказал: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… Он сказал: да произрастит земля зелень… и стало так» ( Быт.1:3, 11 ). И, чтобы мне не повторять всё, как рек Давид: «Ибо Он сказал, – и было, повелел, – и создалось» ( Пс.33:9 ). Следовательно, слова «Ибо Он сказал, – и было, повелел, – и создалось» показывают, что Бог имеет Слово, ибо нельзя сказать что-то без слов. Это также показывает, что всё сотворенное было сотворено помышлением о них. Так это Слово Божие существует прежде всего созданного и Само не сотворено. Слово Божие, будучи несотворенным, как может не быть Богом, раз лишь Бог несотворен? Моисей, научая также о человеке, сказал: «Бог вдохнул ему в ноздри дух жизни и стал человек душою живою». Значит, говоря о вдохновении Божием и о том, как человек был сотворен, он [Моисей] показывает, что Бог имеет также Духа и это Дух творящий. Но лишь Бог есть Творец живых существ. Вот почему Иов говорит: «Дух Божий создал меня» ( Иов.33:4 ). Епископ Солунский хотел ещё соединить вместе остаток доводов от пророков и особенно тех, чрез которые показывается, что Бог делает обновление человека и всего мира, «Своим Духом» как Давид говорит: «Послал слово Свое, и исцелил их и избавил их от погибели (растления) их» ( Пс.106:20 ), и ещё здесь: «Пошлешь Духа Твоего и будут созданы, и обновишь лице земли» ( Пс.103:30 ). Это были слова, которые епископ хотел было привести, когда все слышащие прервали его, говоря: «То, что ты говоришь есть правда и не может быть иначе». Тогда епископ отвечал им: «Бог, следовательно, те три и один Бог , Творец». А они, все подвигнутые божественной силою сделать так, ибо были не в силах отрицать, согласились опять, говоря: «Это то, что ты показал и это – истина. Это то, что мы такожде утверждаем». Епископ сказал: «Хорошо. Слава Богу нашему, Который изволил так». Но они, тоже, сказали опять: «Но скажи нам, как ты исповедуешь Христа, как Бога, тогда как Он был человек и рождён, как человек?» Снова епископ сказал: «Бог не только Владыка и Всемогущий, но и праведный также, как Давид пророк рек» ( Пс.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Вопрос об участии Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть частный случай учения об образе откровения Пресвятой Троицы в мире. Свщ. Писание говорит, что в творении мира участвует вся Пресвятая Троица. Причем, в Свщ. Писании имеются и указания на Бога Троицу, как Творца мира, и указания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы. Свидетельства Свщ. Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: " В начале сотворил Бог небо и землю " (Быт. 1, 1). Глагол " бара " — в единственном числе, слово " Бог " (по-еврейски " Елогим " ) стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему " (Быт. 1, 26). " Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их " (Пс. 32, 6). Под " словом " святые отцы понимают Слово Божие, а под " духом уст " — Духа Святого. Указание на Бога Отца, как Творца мира: " Но у нас один Бог Отец, из которого все " (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: " Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! " (Деян. 4, 24). Из дальнейшего контекста мы видим, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Прев. Троицы, к Отцу. О Сыне Божием, как о Творце мира: " Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Слово у Иоанна является наименованием Второй Ипостаси Прсв. Троицы. " Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое " . Слова эти сказаны о Сыне Божием. О Святом Духе (Кол. 1, 16): " Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою " . (Быт. 1, 2) Слово " носился " является очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. " Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь " (Иов. 33, 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

   Всё Богочеловеческое домостроительство спасения — это и есть «день спасения», непрерывный день, начавшийся с рождения Спасителя в мир и продолжающийся до Страшного Суда (2Кор.6:2). В Лице воплощенного Бога всем людям явилась «спасительная благодать», научающая нас отречься от безбожия и похотей мира сего и праведно и благочестиво жить в этом мире (Тит.2:11).    Цель воплощения Бога Слова — это спасение человеческого рода. Бог Слово пришел в мир «взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11; ср.: Лк.19:10). В Своем безмерном человеколюбии «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17; ср.: Лк.9:56): через Него, не только через Его дело или подвиг, но через всю Его Богочеловеческую Личность и через всецелую Его Богочеловеческую жизнь. Современным Ему неверующим и сомневающимся Спаситель ясно и определенно раскрывает цель Своего пришествия в мир: «Я пришел... спасти мир» (Ин.12:47). Тайна Боговоплощения объясняется новозаветным домостроительством спасения: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Сокровенное прежде сотворения мира в неисследимых глубинах Трисолнечного Божества о человеке и человечестве возвещено в воплощенном Боге Слове, Господе нашем Иисусе Христе: Христос спас нас и призвал «званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9).    Воплощение Бога Слова воздвигло человеческое естество и мысль из чувственного в над-чувственное, из земного в небесное, из человеческого в Божественное. Оно вернуло человека к Божественным источникам жизни и бессмертия, вывело его из пустыни человекоцентричного одиночества и замкнутости и ввело в дивные бесконечности Божественной истины и свободы. «Так как человеческая мысль однажды ниспала в чувственное, — рассуждает святой Афанасий Великий, — то Бог Слово благоизволил соделать Себя видимым посредством тела (δι σματος), чтобы, став человеком, привлечь к Себе людей, обратить на Себя их чувства (τς ασθσεις) и чтобы людей, взирающих на Него как на человека, делами, которые Он творит, убедить, наконец, что Он — не только человек, но и Бог, Слово и Премудрость истинного Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всё Богочеловеческое домостроительство спасения – это и есть «день спасения», непрерывный день, начавшийся с рождения Спасителя в мир и продолжающийся до Страшного Суда ( 2Кор.6:2 ). В Лице воплощенного Бога всем людям явилась «спасительная благодать», научающая нас отречься от безбожия и похотей мира сего и праведно и благочестиво жить в этом мире ( Тит.2:11 ). Цель воплощения Бога Слова – это спасение человеческого рода. Бог Слово пришел в мир «взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ; ср.: Лк.19:10 ). В Своем безмерном человеколюбии «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ; ср.: Лк.9:56 ): через Него, не только через Его дело или подвиг, но через всю Его Богочеловеческую Личность и через всецелую Его Богочеловеческую жизнь. Современным Ему неверующим и сомневающимся Спаситель ясно и определенно раскрывает цель Своего пришествия в мир: «Я пришел... спасти мир» ( Ин.12:47 ). Тайна Боговоплощения объясняется новозаветным домостроительством спасения: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Сокровенное прежде сотворения мира в неисследимых глубинах Трисолнечного Божества о человеке и человечестве возвещено в воплощенном Боге Слове, Господе нашем Иисусе Христе: Христос спас нас и призвал «званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» ( 2Тим.1:9 ). Воплощение Бога Слова воздвигло человеческое естество и мысль из чувственного в над-чувственное, из земного в небесное, из человеческого в Божественное. Оно вернуло человека к Божественным источникам жизни и бессмертия, вывело его из пустыни человекоцентричного одиночества и замкнутости и ввело в дивные бесконечности Божественной истины и свободы. «Так как человеческая мысль однажды ниспала в чувственное, – рассуждает святой Афанасий Великий , – то Бог Слово благоизволил соделать Себя видимым посредством тела (δι σματος), чтобы, став человеком, привлечь к Себе людей, обратить на Себя их чувства (τς ασθσεις) и чтобы людей, взирающих на Него как на человека, делами, которые Он творит, убедить, наконец, что Он – не только человек, но и Бог, Слово и Премудрость истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Дивишься, может быть, почему, предположив говорить о вочеловечении Слова, рассуждаем теперь о начале людей. Но и это не чуждо цели нашего рассуждения. Говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо нам сказать и о начале людей. Из этого узнаешь, что наша вина послужила поводом к Его пришествию, и нашим преступлением вызвано человеколюбие Слова, чтобы Господь пришел к нам и явился среди людей. Свт. Афанасий Александрийский.  О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, 1:4 Библейское повествование о творении мира и человека Священное Писание начинается с истории о происхождении мира и человека – об этом говорят первые две главы книги Бытия, написанной св. пророком Моисеем. « В начале сотворил Бог небо и землю » (Быт.1:1). В этих немногих словах выражена та истина, что все в мире, существующее как на небе, так и на земле, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван Богом из небытия к бытию, причем вместе с миром сотворено и время; до появления тварного мира времени не было. Бог творит мир не из какого-то уже существующего материала, а в прямом смысле из ничего . И хотя об этом прямо говорится только в неканонической 2ой Маккавейской книге (7.28), в первой главе книги Бытия это также подразумевается, что отмечают святые отцы, толкующие это место Писания. На это указывает, например, глагол бара («сотворил») в Быт.1:1, который в Библии употребляется лишь для обозначения творения чего-то абсолютно нового. Бог является единственной причиной происхождения вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от «случая», ни от «самозарождения». Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Бог творит посредством Своего всемогущего Слова (« И сказал Бог… », Быт.1:3, 6, 7 и далее). Как пишет апостол Павел, “ Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое ” (Евр.11:3). А в Евангелии от Иоанна говорится, что « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть » (Ин.1:1,3), где под творческим Словом Божиим понимается Вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий. А так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно видеть, что с самых первых строк Библии говорится о Боге как о Пресвятой Троице .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010