Предметом творения пятого дня являются рыбы, птицы и земноводные. В этот день «воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя пресмыкающихся и рыб; в безднах сотворены киты, и из воды в то же время взлетели в воздух птицы» 15 . Здесь вторично употребляется слово бара (см.: Быт. 1:21 ), так как речь идет о новом виде творения – душе живой (ср.: Быт. 1:20 ). Шестой день (Быт. 1: 24 – 31) Предметом творения шестого дня являются домашние и дикие животные, пресмыкающиеся и человек. Творение человека предваряется особым Советом, в котором участвуют все Лица Святой Троицы, о чем свидетельствует не только обращение Бога к Себе во множественном числе (по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 )), но и наименование пророком Исайей Сына Божия Великим Советником (ср.: Ис. 9:6 ) и осознание ветхозаветными людьми того факта, что человека Дух Божий создал (ср.: Иов. 33:4 ). По мысли многих святых отцов, в Троическом Совете произошло предопределение и дальнейшей участи человека – вплоть до его искупления и воссоздания в Богочеловеке Иисусе Христе. При творении человека в третий раз употребляется глагол бара, так как создается нечто новое, не бывшее прежде. Человек, венчая все творение Божие, принадлежит всем его трем уровням, каждый из которых создавался творческим словом Божиим: материальному миру (плоть), животному (душа) и духовному (дух). Такое постепенное создание человека красочно описывает святитель Кирилл Александрийский : «Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностию своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и Животворящим Духом, ибо написано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ) " 16 . Об этой цели свидетельствует и различие, проведенное в описании творения человека между понятиями «образ» и «подобие» Божий. Определение Троического Совета: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) заключается указанием на то, что сотворил Бог человека по образу Своему ( Быт. 1:27 ). Согласно святоотеческому пониманию, словом по образу означается сила ума и сила свободы и словом по подобию – уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно 17 . «Первое мы имеем по сотворению, а последнее мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

В прошлый раз мы рассматривали явление субординационализма. Приведу цитату на эту тему из свт. Григория Богослова : «Хочу назвать Отца большим, потому что от Него равные Ему (Сын и Дух Святый) имеют и бытие, и то, что Они равны Ему, и, однако, боюсь, как бы не сделать Начала началом меньших» (40-е Слово на Крещение). Здесь говорится о том, что если «А» является началом «Б», то, следовательно, «А» должно быть в каком-нибудь смысле большим, чем «Б». Но одно дело, когда мы будем рассуждать в отношении «А» и «Б», другое – при перенесении на бесконечные объекты, когда мы говорим о Божественной Троице. Мы не ставим целью устроить логическую схему между нашими представлениями (тем более, что мы не знаем, что значит «рожден»). Когда начинают рассуждать о первых среди равных и т. д., то это очень хорошее рассуждение в отношении человеческих институтов, а в отношении Божественного – нет. Поэтому-то свт. Григорий Богослов так осторожно и формулирует – так и хочется назвать большим начало всего, но страшно, как бы не нарушилось благочестие, как бы не сделать рожденного и исхожденного меньшими, чем Бог Отец. На первое место лучше поставить благословение и благочестие, а не рассуждение о том, что мы не знаем. Видимо, на этом уровне и следует остановиться, не вдаваясь глубоко в этот вопрос, памятуя, что прежде всего мы пытаемся разобраться не в логических схемах взаимоотношений, а в том, что мы знаем о Боге из Откровения. Творение человека В Катихизисе говорится: «Бог со Святой Троицей рек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию» ( Быт.1:26 ). «И сотворил Бог тело перваго человека Адама из земли; вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву» ( Быт.2:21–22 ). В этой формулировке следует обратить внимание на четыре момента. 1 . Человек отличен от окружающих тварей, хотя и находится в тесной связи с ними. Это видно из того, что способ сотворения человека особый. Уже нет ранее слышанных слов «да изведет земля», а здесь другое – «сотворим человека», и, более того, дается постепенное творение человека. Хотя, может быть, оно было и одновременным (о времени здесь трудно судить), но, тем не менее, говорится о двух этапах сотворения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

    «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию». Того, что сказано доселе, было бы и достаточно. Сообразно с ним слова Писания, в которых, как читаем, Бог сказал: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию» выражают ту мысль, что подобие Божие, по которому сотворен человек, может быть принимаемо за само Слово Божие, т. е. единородного Сына Божия, хотя с другой стороны, человек, конечно, не представляет собою самого этого образа и подобия равного Отцу: правда, и человек есть образ Божий, как это весьма ясно показывает Апостол, говоря: «муж убо не должен есть, покрывати главу, образ и слава Божия сый» (1 Корнф. XI, 7); только этот, сотворенный по образу Божию, образ не равен и не совечен Тому, образом Кого он служит, да и не был равен, если бы даже и не согрешил никогда. — Но Божественные слова: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» скорее должны быть принимаемы в том смысле, в котором бы изречение это понималось не в единственном, а во множественном числе, — именно так, что человек сотворен по образу не одного Отца, или одного Сына, или одного Святого Духа, а всей Троицы. А Троица такова, что Она есть един Бог; с другой стороны, и Бог един так, что Он есть Троица. В самом деле, Он не говорит Сыну: «Сотворим человека по образу Твоему», или «по образу Моему», но говорит во множественном числе: «по образу нашему и по подобию»; а кто же осмелится от этой множественности отделять и Святого Духа? Но так как эта множественность — не три Бога, а един Бог, то поэтому именно, надобно думать, Писание выражается дальше в единственном числе и говорит: «И сотвори Бог человека, по образу Божию»; так что [слова эти] не следует понимать так, как будто бы Бог Отец [сотворил человека] по образу Бога, т. е. Сына Своего: в противном случае как будет верным. сказанное: «по образу нашему», если человек создан по образу одного Сына? А так как сказанное Богом: «по образу нашему» верно, то слова: «сотвори Бог человека по образу Божию» значат то же, как если бы было сказано: «по образу Своему»; чтО и есть Сама Троица.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении Петр Владимирович Добросельский [ < < назад вперед > > к оглавлению ] ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ (СОЗДАНИИ) ЧЕЛОВЕКА «…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величест-венно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8: 5-10). «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138: 14). ВВЕДЕНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА ВООБЩЕ «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что начало быть» (Ин. 1: 1, 3). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их… Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32: 6, 9). «Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом» (святой Иоанн Да-маскин. Точное изложение православной веры. Книга вторая. Глава 2: «О творении»). «…Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою» (Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 1). А) ПОБУЖДЕНИЕ К ТВОРЕНИЮ И ЕГО ЦЕЛЬ «Так как Бог создал мир не вследствие необходимости, а совершенно сво-бодно: то значит, создал по какому – либо побуждению, — ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом: значит, создал для какой либо цели, — потому что премудрость не может действовать без цели. Православная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог…, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершенен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его бла-гости” (Православное исповедание, ч. 1, ответ на вопрос 8)» (цит. по 1: 370).

http://zavet.ru/book/10nauk/001dobrosels...

ОТ СОТВОРЕНИЯ (СОЗДАНИЯ) МИРА С самого начала существования мира и человечества; отсылка к исходной точке мировой истории. Говорится о чем-либо изначально существовавшем и продолжающем существовать и служит указанием на протяженность во времени и стабильность какого-либо явления. Два взаимодополняющих повествования о сотворении мира составляют содержание 1й и 2й глав книги Бытия. Священное Предание рисует картину творения мира из первобытного хаоса («земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — Быт.1:2 ) в течение шести дней (так называемый Шестоднев). В первый день был создан свет и отделен от тьмы: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:5 ). Во второй день была создана твердь среди воды, отделившая воду, «которая под твердью, от воды, которая над твердью И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:7-8 ). В третий день вода, которая под небом, была собрана в одно место и образована суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:10 ). В этот же день был создан и весь растительный мир. В четвертый день были созданы «светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ) и звезды. В пятый день — пресмыкающиеся, рыбы, птицы. В шестой день Бог создал скотов, гадов, зверей земных и увенчал Свое творение созданием человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт.2:2 ). Более раннее по происхождению повествование добавляет к событиям Шестоднева рассказ о сотворении человека из праха земного, создании полевых животных и небесных птиц, насаждении сада в Эдеме и создании женщины из ребра мужчины. Прославление Господа как Создателя и Творца мира проходит через все библейские книги, первенство же принадлежит Псалтири (евр. название — «Книга Хвалений»). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их; Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. …Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс.32:6–9 ). Ср.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:1–4 , см. также 4Цар.19:15 ; 1Пар.16:26 ; Иов.9:9 ; Пс.88:12, 103, 135:3–9, 148:1–6 ; Притч.3:19–20 ; Прем.13:3–5 ; Ис.40:22–28 ,

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

ГЛАВА IV. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (Быт. 1:26—31, 2:4—7)   (Быт. 1:26—27) «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицам небесным, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их».    Мы видим, что шестидневное творение есть действие Свя­той Троицы, а именно, что Отец повелевает: да будет!», и Сын творит.    Однако, при сотворении человека между Лицами Пресвятой Троицы имеет место как бы некий совет. Об этом свят. Василий пишет:    «Сотворим человека...» Это слово еще не было упот­реблено для какого-нибудь из устроенных существ; бысть свет, а повеление было простым: «рече Бог: да будет свет». Были созданы небеса, и не было смотрения ради небес... Вот, человека еще нет, и есть смотрение о человеке. Бог не сказал, как ради других существ: «Да будет чело­век!» Познай достоинство, которое принадлежит тебе. Он не вызывал твое происхождение повелением, но был со­вет в Боге, чтобы знать, как ввести в жизнь это живое существо, достойное чести...    Почему не сказал Бог: «Сотвори», но: «Сотворим»? Это для того, чтобы ты познал державность. Он желает, чтобы, обращая внимание к Отцу, не отрицал ты Сына; Он желает, чтобы ты знал, что Отец сотворил Сыном, и что Сын сотворил по воле Отца, и что тебе должно прослав­лять Отца в Сыне, и Сына в Святом Духе...    (Но) не сказал Он: «И сотворили», так, чтобы ты не мог вывести отсюда предлога для многобожия» (пер. с англ., свят. Василий, On the Origin of Man, 1:3—4, pp. 171—175).    Подобное сему говорит свят. Иоанн Златоуст: «...почему, когда созидаемо было небо, не сказано: со­творим, но: да будет небо, да будет свет, и так — о каждой части творения; здесь же только прибавлено: «Сотворим», (чем выражается) совет, смотрение, и сообщение с Дру­гим Кем-то равночестным? Кто же такой имеет быть со­творен, что удостаивается такой чести? Это человек — великое и дивное живое существо и для Бога драгоцен­нейшее всей твари... Был совет, смотрение и сообщение, — не потому, однако, будто Бог имеет нужду в совете, — этого да не будет, — но чтобы самым способом выраже­ния показать нам достоинство творимого...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АДАМ И ЕВА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сотворение Адама и Евы. Изгнание из рая Сотворение Евы. Современная икона Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр. sela - это не только «ребро» (как в синодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) ( Быт. 2, 23 ). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2, 18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1 Ин. 4, 16 ). Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт. 1, 28 ). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным ( Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт. 2, 15 ). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» ( Мф. 5, 48 ). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла ( Быт 2, 17 ). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» ( Деян. 17, 25 ) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти ( Быт. 2, 17 ).

http://drevo-info.ru/articles/21084.html

Апостол Павел подчеркивает это для того, чтобы мы не подумали, что Иисус Христос как человек (притом родившийся и живший совсем недавно по сравнению со временем, когда апостол говорил эти слова) является такой же тварью, как и все прочие существа. Действительно, как человек Он — творение, но в то же время Он есть перворожденный, «перворожден всея твари» и есть образ Бога невидимого, а образ содержит в себе весь первообраз, иначе он был бы неточным и неполным. И, воплотившись, Господь Иисус Христос сделал этот невидимый образ видимым через Свое человеческое естество. Например, взирая на иконах на образ Христа, мы видим человеческое лицо, но в то же самое время — лицо Сына Божия. Как по чертам лица мы можем угадать характер человека, так и, созерцая черты лица Спасителя, мы можем почувствовать, что предстоим не перед изображением человека, но перед ликом Сына Божия, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (ст. 16). Перевод епископа Кассиана, может быть, более точен, чем церковнославянский и русский: «Потому что в Нем было сотворено всё». Почему — в Нем? Потому что Он, как Слово Божие, есть предвечный носитель Божественных идей. Как у человека есть какие-то замыслы о своих делах, так есть они и у Бога, но у человека они возникают, исчезают и меняются, а Бог, как существо неизменное, от века имел в себе мысли о видимом мире. Эти мысли, конечно, также существовали в Слове Божием, как и в Боге Отце, поскольку Сын единосущен Отцу. Итак, в Господе Иисусе Христе было сотворено все, что на небесах и все, что на земле. Поскольку все, что существует в мире видимом, нам известно, то апостол Павел на этом не останавливается. И, вероятно, желая говорить о более возвышенных творениях, он перечисляет ангельские чины: престолы, господства, начала и власти. То есть все создано Им, в Нем и через Него. Как пишет апостол Иоанн Богослов, «все через Него начало быть, что начало быть» (см. Ин.1:3 ) — не только видимое, но и невидимое.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Первый день творения И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5). По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально. Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева      Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3). При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви. Второй день творения И создал Бог твердь... и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей. Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2). При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

http://pravoslavie.ru/103568.html

Но это не меняет сути дела. Не следует забывать, что Отцы I Вселенского Собора под Творцом неба и земли подразумевали Того, Кто, согласно богодухновенному повествованию пророка Моисея, сотворил за шесть дней. Никому из «православных эволюционистов» пока не удалось отыскать ни одного библейского или святоотеческого изречения, которое свидетельствовало бы в поддержку их мнения. Примеры того, как неискусно некоторые из них пытались найти аргументы в Священном Предании Церкви, представлены в нижеследующих главах (в частности, в главах 5 и 10). Приведём разъяснение трёх новых цитат, которыми в недавнее время наши оппоненты пробовали обосновать свою, так и не подтверждённую «правоту». 1) В церковнославянском переводе библейской книги Иова есть такой стих, который, по недоразумению, воспринимается некоторыми как указание на «животное» происхождение человека: Или ты, брение взем, от земли создал еси животно , и глаголиваго сего посадил еси на земли ( Иов.38:14 )? Здесь речь идёт не о создании «животного», а о сотворении из брения (из праха земного) человека, способного произносить членораздельную речь («глаголиваго»). Слово " животно» по-церковнославянски означает «живое существо», а в контексте данного библейского стиха – «живого человека». 2) В книге Премудрости Соломона содержится одна, на первый взгляд, «эволюционистская» мысль: Самые стихии изменились, как в арфе звуки изменяют свой характер, всегда оставаясь теми же звуками; это можно усмотреть чрез тщательное наблюдение бывшего. Ибо земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю . Огонь в воде удерживал свою силу, а вода теряла угашающее своё свойство; пламя наоборот не вредило телам бродящих удоборазрушимых животных, и не таял легко растаявающий снеговидный род небесной пищи ( Прем.19:17–20 ). 19-я глава книги Премудрости Соломона никаким образом не может быть использована в качестве иллюстрации к картинам «эволюционного развития поскольку повествует о конкретных исторических событиях одного библейского эпизода – исхода евреев из Египта под предводительством пророка Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010