На часах тропарь праздника. Слава – отцев. Кондак праздника и отцев попеременно (ср. 11 мр. гл. 2 февр.). На литургии блаженна праздника песнь 9 на 4 и отцев песнь 6 на 4. По входе тропарь праздника, тропарь Отцев, тропарь храмового святаго, кондак храмового святаго 597 , Слава, кондак отцев, и ныне, кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий (ср. 11 мр. гл. 2 февр.) и причастен праздника и отцев: апостол и евангелие дне и отцев. Глава 17. О богослужении Сырной седмицы, если случится Обретение главы Предтечи 24 февраля А. Если Обретение головы Предтечи случится в понедельник или вторник Сырной седмицы (3 мр. гл. 24 февр. Тип., л. 188 на об.). Вечером накануне того и другого дня после 9 часа отправляется вседневная вечерня. На ней накануне понедельника Блажен муж – 1 антифон 1 кафизмы, а накануне вторника рядовая кафизма вся сполна. После 1 антифона 1 кафизмы накануне понедельника и по окончании всей кафизмы накануне вторника малая ектения и возглас: Яко твоя держава... Господи, воззвах... во глас стихир. Стихиры на Господи, воззвах Предтечи на 6. Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... Вход 598 . Премудрость, прости. Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен дня и паремии Предтечи. Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... и т. д. Стихиры на стиховне из Триоди: самогласен дне 2 и мученичен 1, с обычными припевами. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный (ср. послед. 24 февр., Типик., л. 187) по гласу Славы (ср. 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Тропарь Предтечи, Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря. Ектения: Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие малое. На нем кондак святаго. Полунощница повседневная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Неск. реже для выражения идеи спасения употребляется глагол ομαι - освобождать, избавлять. Обычно его значение связано с избавлением от крайней, тяжкой опасности (напр., смерть или вражеская угроза). В Мф 27. 43 он употреблен в речи евр. начальников, произносящих слова Пс 21. 9 перед Иисусом на кресте: «Уповал на Бога; пусть теперь избавит (υσσθω) Его...» В Песни Захарии в словах «по избавлении от руки врагов наших» (Лк 1. 74) употребляется образованная от этого глагола причастная форма - υσθντας. В заключительных словах молитвы «Отче наш» этим глаголом завершается прошение об избавлении «от лукавого» (Мф 6. 13). Идея спасения представлена в Е. также с помощью терминов, связанных с глаголом λυτρω - избавлять, искуплять (Мк 10. 45; Мф 20. 28). Христос - Тот, Кто отдает Свою душу (жизнь) как искупление (λτρον - букв. выкуп) ради жизни людей (Мк 10. 45). Эти слова соотносятся с Ис 53. 10: «...душа Его принесет жертву умилостивления». В этом стихе подчеркивается не столько букв. значение (выкуп), сколько искупительный смысл служения Христа. Употребление глагола λυτρω по отношению к Богу в ВЗ не всегда связано с идеей выкупа ( B ü chsel. Λω//ThWNT. Bd. 4. S. 353). В Лк 24. 21 сказано, что «Он есть Тот, Который должен избавить (λυτροσθαι) Израиля». Λτρωσις в Лк 1. 68 означает просто «спасение» (как и в др. стихах этой главы: Лк 1. 69, 71, 77), как и πολτρωσις в Лк 21. 28, где это слово употреблено в эсхатологическом смысле и означает свершение искупительного дела в последние времена (см.: Ibid. S. 357). (Сотериологический аспект представлен также в отдельных стихах Е. с помощью глаголов λευθερω - Ин 8. 32, 36 и λω - Лк 13. 16). Кроме того, в образном языке евангельского богословия идея спасения может передаваться такими выражениями, как обретение «жизни вечной» (ζων ανιον - Мф 19. 16; Ин 3. 15), обретение «жизни» (Мф 18. 9), достижение блаженства («блаженны (μακριοι) нищие» - Мф 5. 3 слл.; ср.: Лк 11. 28; Ин 20. 29), вхождение в Царство Небесное (Мк 10. 15, 23-25; Мф 19. 24; 21. 31; Ин 3. 5). Учение ВЗ о спасении в свете откровения НЗ

http://pravenc.ru/text/344423.html

§165. По окончании третьей статьи и после малой Ектении с возгласом поется: Господи воззвах.... со стихирами, диакон, (если есть) а если нет, то священник совершает каждение по обычаю; – затем в начале пения: слава и ныне... отверзаются Царские врата, священник, по прочтении входной молитвы, целует Евангелие и престол, а диакон престол и бывает обычный вечерний вход с кадильницею, без Евангелия. – Впрочем в празднование храма святого, а также на обретение главы Предтечи и сорок мучеников и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы вход на преждеосвященных литургиях бывает с Евангелием. Затем читаются паремии и после первой из них совершается осенение народа со свещею и кадильницею, по обычаю. После сего действия продолжается чтение второй паремии, и по окончании ее поется: Да исправится молитва моя.... и т.д. В это время весь народ молится с колено-преклонением, один только священник стоит в алтаре с кадильницею пред престолом и совершает каждение. Когда же начнут петь: Да исправится... в пятый раз снова, тогда священник сам преклоняет колена, а диакон, если есть, берет кадильницу от священника и, став перед жертвенником, кадит до самого конца этой статьи (если нет диакона, то сие оставляется). Затем по окончании пения священник возглашает: Господи и Владыко живота моего … и совершается чтение сугубой ектении, и т.д. Впрочем на страстной седмице, и в храмовые праздники, а также на обретение и сорок мучеников после: Да исправится... и трех поклонов с помянутою молитвою: Господи и Владыко живота моего.... читаются чередные Апостол и Евангелие, и затем  следуют положенные в служебнике ектении с возгласами; при сем во время сугубой ектении Евангелие берется с антиминса, ставится на своем месте, как и на обыкновенной литургии, развертывается антиминс, и т.д. совершается все до самой песни: Ныне силы небесные... по уставу. При этом надобно заметить, что по издревле заведенному у нас обычаю, по окончании второй паремии Царские врата отверзаются, и так стоят во все время пения: Да исправится... до самой сугубой ектении, при начале которой снова закрываются по обычаю. (Сравн. рук. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Так же. Поется: Да исправится молитва моя..., как всегда. После этого три поклона и преждеосвященная литургия в обыкновенном порядке. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Так же. Стихиры на стиховне Триоди: Самогласен дне 2. Мученичен 1. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы (ср. послед. 24 февр., Тип., л. 187 и 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Так же. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Так же. Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь Предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря: Еже от века утаенное... Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона. Так же. Всесвятая Троице. Буде имя Господне... 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа. Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие накануне праздника, случившегося в понедельник, и полунощница понедельника. Повечерие накануне праздника, случившегося во вторник, среду, четв. и пяток, и полунощница сих дней. Повечерие – великое. На нем по 1 трисвятом тропарь Предтечи. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря. По 2 трисвятом обычные тропари: Помилуй нас, Господи... По Достойне и Трисвятом кондак Предтечи; а Господи сил с нами буди... не поется. По Честнейшую 3 великих поклона. Конечное трисвятое и Господи, помилуй 12 не произносятся. Отпуст малый 707 . Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. На ней по Честнейшую три великих иоклона. Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. По Честнейшую три великих поклона. Глава 21 Утреня в праздник Обретения главы Предтечи 24 февраля: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток св. Четыредесятницы. На утрени Бог Господь... 4 и тропарь Предтечи 2. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Главы богословские и созерцательные 1 Ни богомыслящему годится покаяние, Ни кающемуся — богомыслие. Ибо насколько отстоит восток от запада, Настолько выше богомыслие покаяния. Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий, Или из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне - Так в покаянии сущий, И покаяния дела поистине творящий, нарекается. Богомыслящий же подобен есть в царском дворе воспитывающемуся, В светлости наицарственнейшего одеяния, И со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда, И от него ежечасно слышащему ясно, Его повеления и воления. 2 Приложение внимания Богу, Невнимания к иному всему причиной и ходатаем бывает - Кроме самого Бога, И множество осияния Его — совершенное ослепление, И, выше чувства, сверхсовершенное чувство - Всего, вне Его сущего, — бесчувствие. Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, - В чем оно есть — неведающее, И распознать или уразуметь вовсе это не возмогающее - Как чувство будет существовать, И разве не более сверх чувства то? Ум же в чувстве своей немощи, Бесчувственным к тому, что выше чувства, Не будет ли обретен? Ибо «их же око не виде, и ухо не слыша, И на сердце человеку не взыдоша», Как чувству будут подвержены? 3 То, что выше чувства нам дарующий Господь, Дает нам и выше чувства чувство другое, Посредством Духа Своего, Да те, что выше чувства, Его дары и дарования, Сверхестественно, посредством всех чувств, Ясно и чисто мы чувствуем. 4 Всякий, бесчувственный к Единому, Ко всему бесчувственен есть. Как и чувство имеющий к Единому — в чувстве всего, И чувства всего вне есть. В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается. 5 Глухой к Слову — глух ко всякому гласу, И слышащий Слово — всех слышит. Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и никого, Если только не в Слове единственных словеса творящих. И не их, но Слово единственное в гласе безгласно вещающее. 6 Слышащий так, и видящий, и чувствующий, - Знает глаголемого силу. Неведущий же явлен есть, Что отнюдь чувства души проясненные и здравые носит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3921...

Два более пространные высказывания затрагивают тему поведения на суде как самих судей (эту роль исполняли уважаемые члены общества) (23–25), так и свидетелей (28–29; оба стиха неразрывно связаны, один как бы вытекает из другого, продолжая общую мысль). Самое длинное изречение в притчах (30–34) живописует портреты излюбленных персонажей книги («излюбленных» скорее в отрицательном смысле), картинки из жизни бездельников. Ленивый человек ненадежен (10:26; 18:10), он может только тщетно желать (13:4; 21:25), у него постоянно проблемы (15:19), он голоден (19:15; 20:4), у него всегда отговорки (22:13; 26:13), он никогда не доводит дело до конца (12:27; 19:24; 26:15), он обречен на бедность (12:24) и неисправим (26:14,16). Образ лентяя в 6:6–11, 19:24 и 26:13–16 также представлен удивительно ярко. Лентяю и бездельнику противопоставляется трудолюбивый, прилежный человек (12:24,27; 13:4; 16:26; 21:5). Прилежание – это добродетель, свойственная мудрости, необходимая для обретения мудрости и благоденствия в жизни. 25:1 – 29:27 Притчи Соломона, собранные при дворе царя Езекии Главы 25 – 29 так же, как и 10:1–22:16, содержат высказывания в форме одностиший, и в некоторых их разделах изречения сгруппированы по принципу вербальных связей, в частности, в гл. 25 ст. 5 и 6 – от царя и пред лицем царя, в ст. 8 и 9 – соперник и с соперником, в ст. 10 и 12 – услышавший и для внимательного уха (в оригинале одно еврейское слово). Если в гл. 25 представлены «парные» высказывания, то в гл. 26 они собраны в более крупные группы. Иногда связующим звеном выступает форма изречения; так в 25:13 и 14 – это образные сравнения на тему погоды. Первая часть собрания этих притчей вызывает восхищение своими чрезвычайно выразительными метафорами и тонкими поэтическими аллегориями. Ни один перевод не может адекватно передать красоту оригинала, многое теряется вообще, например, часто опускаются слова «подобно тому, наподобие», «то», «так» и др. Они сохранены в 25:13; 26:1–2,8,18–19; 27:8 и др. Ст. 14 главы 25 звучит следующим образом: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками». Здесь читателю предложено поразмышлять над сказанным: истина не подносится на блюдечке с голубой каемочкой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Логическим продолжением «Философии хозяйства» стала одна из наиболее известных книг Б. «Свет Невечерний: Созерцания и умозрения» (1917), вместе со сб. ст. «Тихие думы» (1918) завершающая московский период творчества мыслителя. Так же, как и в случае с «Философией хозяйства», большая часть к-рой была первоначально опубликована в периодике («Проблемы философии хозяйства» (Гл. 1)//ВФиП. 1910. Кн. 104; «Проблема науки» (Гл. 5)//Философский сборник. Л. М. Лопатину к тридцатилетию научно-педагогической деятельности. М., 1912; ««Экономический материализм» как философия хозяйства»//РМ. 1912. Кн. 1) и затем переработана в цельное исследование, отдельные главы «Света Невечернего» сначала выходили в журналах («Трансцендентальная проблема религии»//ВФиП. 1914. Кн. 124, 125; «Отрицательное богословие»//ВФиП. 1915. Кн. 126, 128; «О тварности»//ВФиП. 1915. Кн. 129; «Софийность твари (космодицея)»//ВФиП. 1916. Кн. 132, 133; «Пол в человеке (фрагмент из антропологии)»//ХМ. 1916; «Искусство и теургия»//РМ. 1916. Кн. 12) и лишь затем в немного измененном виде были объединены в книгу. Сам Б. определяет «Свет Невечерний» как «собранье пестрых глав» (в предисловии «От автора»), подчиненное единой универсальной задаче: поиску «религиозного единства жизни, взыскуемого, но не обретенного». Близкая к жанру традиц. для Б. доэмигрантского периода сборников статей, книга, однако, обладала большей целостностью, предвосхищая работы крымского периода и «большую трилогию». Именно в этой работе Б. впервые включает в рамки единого пространства раздела или главы чужеродные по стилю тексты: экскурсы, порой представляющие собой самостоятельные исследования на темы, лишь косвенно связанные с общим содержанием, и лирические эссе, близкие по жанру к дневниковым записям. Характер композиции только подчеркивает основную интенцию «Света Невечернего»: осознание недостаточности и как следствие отказ от «света вечернего», света рационального, рассудочного мышления, и стяжание Света Невечернего, осуществимое прежде всего в живом опыте церковной жизни, с помощью к-рого только и возможно корректное прояснение метафизических оснований правосл.

http://pravenc.ru/text/153629.html

113 Согласно другой агиографической модели, блудница может раскаяться, увидев, как соблазняемый ею аскет побеждает соблазн, нанеся себе увечье. 114 Показательно, что М. А. Кузмин в своей инсценировке Жития («Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка», 1907) этой частью сюжета и ограничивается. 116 В представлениях античных естествоиспытателей лев несчастлив в семейной жизни, поскольку львица изменяет ему с леопардом (так курьезно объяснялась исчезающая с возрастом рудиментарная пятнистость львиных детенышей). 117 Обретение имени пустынножительницы – одно из многочисленных чудес этого житийного текста: оно начертано на песке рядом с телом умершей, бывшей при жизни неграмотной. 119 См.: Петрова Л. Н. Сюжет о Марии Египетской в устной и письменной традиции/Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб., 2001. Т. 31. С. 100–111. 121 Показательно в этом плане заглавие последней по времени из известных нам художественных обработок Жития – романа французского писателя Ж. Лекаррьера «Мария Египетская, или Испепеленное желание» (1995, русский перевод М., 2006). 123 См.: Смирнов И. П. Древнерусские источники «Бесов» Достоевского/Русская и грузинская средневековая литература. Л., 1979. С. 212–217. 127 Оба писателя знакомятся с житиями уже во взрослом возрасте, что, видимо, характерно для образованных слоев русского общества этого времени. Показательно, что в одном из писем (датировано 31 мая 1845 г. и адресовано Ф. А. Бюлеру), сообщая другу о работе над поэмой, И. С. Аксаков хочет убедить его в том, что избранный им сюжет вовсе не сух (то есть друг Житие явно не читал). 128 Следует отметить, впрочем, и косвенное воздействие на осуществление обоих замыслов цензуры, ожидаемой или реальной. Герцен справедливо сомневался в «проходимости» через досмотр вводной главы повести с ее образом рассказчика-арестанта; сборник же И. С. Аксакова, куда вошли главы его незавершенной поэмы, был действительно задержан цензурой. 129 См.: Лотман Л. М. Русская историко-филологическая наука и художественная литература второй половины XIX века (взаимодействие и развитие)/Русская литература. 1996. 1. С. 19–44.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Беседа 14. Того же мар Исаака. Главы о молитве и ее внешних формах. (spuria [подложное слово]) 595 1 . Вкратце темы настоящего слова суть . О том, что нельзя нам, ошибочным мнениям, 596 отказываться от телесных трудов и благоговейных внешних форм, которые соответствуют молитве, даже если бы мы достигли вершины нашего духовного восхождения. 597 Я имею в виду определенное стояния на богослужении, внешние телесные поклоны, и так далее. 2 . И о том, от каких великих зол спасает нас псалмопение. 598 И о том, что, когда по временам удостаиваемся мы дара чистоты молитвы и заключающегося в ней разумного видения, которое суть духовные прозрения, исполнением службы и всего чина правил должны мы считать это. 3 . И о тех, кто пренебрегает почтительными внешними формами, страхом и благоговением, которые следует показывать в молитве: 599 каким бедствиям подвергаются эти в богооставленности. 600 А также о других темах. 4 . Есть четыре вида изменения всякой существующей деятельности, для всех лиц, какой бы меры . 601 Бывает изменение деятельности благодаря похвальной мудрой рассудительности и с богоугодным сознанием, но бывает и из-за искаженного разумения, расслабления и безумного сознания; 602 бывает оно под давлением принуждающих причин и неизбежных обстоятельств; бывает, наконец, и под действием божественного милосердия. 5 . Это также к досточудному иноческому жительству. 603 Всякое изменение, происходящее с человеком в этом образе жизни, может быть признано им как к одному из упомянутых мною четырех видов: оно или от премудрости любви Божией, когда сознание человека направлено к благочестивой цели; или от искаженного сознания и расслабленности, одерживающей верх над человеком, когда более незначительным служением заменяет он тот похвальный образ жизни, в котором преуспевал. Бывает также, что благодаря божественному действию человек испытывает столь сильное духовное наслаждение в Боге, что он, по благодати , изменяется, и обычное делание добродетелей обновляется в нечто более высокое по чину. 604 И , благодаря восхитительному вкусу и обретению возвышенного знания, прежний образ служения его отвергается, когда узревает он нечто более усладительное и достославное, чем то, над чем он трудился прежде. И по временам наполняется мысль его молитвенными движениями 605 и от внешнего чувственного служения уходит внутрь, 606 как это свойственно всем подвижникам. 607 Происходит же это в соответствии со степенью, временем и силой подвижничества. Но бывает и от сильного нападения или от приступов болезней и недомогания.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста . Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник. К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема...». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию...». Подробное изложение порядка изобразительных см. 5 марта (окончание изобразительных см. 7 марта). Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 7 марта; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 5 марта. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. Примечание. На субботу, 10 марта, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010