Глава 11 1. И бысть, соверш заповда бманадесте учнкома своима, прейде тд учити и проповдати во градхъ ихъ. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их Прейде оттуду (перешел оттуда), т. е. с того места, где давал наставления апостолам, вероятно, в окрестностях г. Капернаума, во время предпринятого Им путешествия по Галилее (гл. 9 ст. 35). Прешел учить и проповедыватаъ в городах их, т. е. в городах Галилейских вообще или в соседних с Назаретом. Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне Читается в понедельник 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Обретения главы Иоанна Предтечи, на литургии. 2. же слышавъ во узилищи дла хртва, посла два ученикъ своихъ, Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3. реч ты ли грдый, ил иног чаемъ; сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Дела Христовы, это чудеса, которые творил И. Христос, и вообще действия Его ( Ин. 5:36 ). В темнице, т. е. Иоанн посылал своих учеников к И. Христу в то время, когда уже был заключен Иродом в темницу в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (14:3). В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение с своими учениками. Ог них он мог слышать и о делах Христовых ( Лк. 7:17 ). Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Ты ли тот, который должен притти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин. 1:31–34 ); но ученики его еще не знали этого, Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его. «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, не расположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю: Тот, Кто был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:26 ). Ибо они еще не знали, Кто был Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

до Р. Х. осмелился даже на войну с ассирийским царем – Ассурбанипалом. От этой народности дошли до нас недавно открытые, интересные «набатейские надписи». Ис.60:9 . Так, Меня ждут острова и впереди их – корабли Фарсисские, чтобы пере­везти сынов тво­их издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Го­с­по­да Бога твоего и Святаго Израилева, по­тому что Он про­славил тебя. Под «кораблями Фарсисскими» разумеется, вообще, оживленная морская торговля, которую вели жители древнего Востока с жителями отдаленного западного пункта – г. Фарсиса, лежавшего в современной Испании ( 3Цар.10:22 ; Иез.27:12 ; Ион.1:3 и др.). Пророку Исаии здесь важно было отметить, главным образом, внушительную отдаленность этого пункта, что однако же не помешает и его обитателям прийти под ограду восстановленного Сиона. Ис.60:10–14 . С 10–14 ст. – третий отдел пророчественной поэмы, содержащий в себе подробное развитие мысли о славе и чести восстановленного Сиона. Ис.60:10 . Тогда сыновья иноземцев будут стро­ить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я по­ражал тебя, но в благо­воле­нии Моем буду милостив к тебе. «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе». Слова эти исполнились и буквально, в отношении к историческому Израилю, когда персидские цари – Кир и Артаксеркс Лонгиман оказывали послепленным иудеям деятельную помощь по постройке второго храма и восстановлению стен Иерусалима ( 1Ездр.3:7 ; Неем.2:5–8 ). Но согласнее с общим характером данной главы видеть здесь указание на роль языческих народов в создании новозаветной церкви, в особенности, на выдающиеся заслуги их правителей, каковы, напр., равноапостольные Константин и Елена. Последняя, как известно, в особенности прославилась своими заботами о сохранении и восстановлении священных памятников Палестины и Иерусалима (Обретение Животворящего Креста Господня, основание храма Гроба Господня и пр.). «Ибо в гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе» (10 ст.). Черты исторического и духовного Израиля здесь рассматриваются без строгого их разграничения, и нередко одни заменяются другими, как прообраз и его исполнение, что встречалось нам у пророка Исаии уже и раньше ( Ис.54:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда они ушли, Господь сказал народу об Иоанне: – Он пророк и больше пророка. Он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший (по возрасту – то есть Сам Христос – прим. авт.) в Царстве Небесном больше его. От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его. Все пророки и Закон прорекли до Иоанна. Он есть Илия, которому должно прийти. (Ибо Иоанн исполнил служение пророка Илии, обличавшего нечестие народа – прим. авт.) Между тем настал день рождения Ирода. Он устроил большой пир своим вельможам. И когда все напились вина, дочь Иродиады Саломея плясала и угодила царю. Он поклялся, что исполнит любую ее просьбу, даже даст полцарства. Она посоветовалась с матерью и сказала: – Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но не захотел нарушить клятву (хотя только так он мог сохранить Закон Бога). Он повелел дать ей просимое. Воин отсек голову пророка в темнице, ее принесли Саломее, а она отдала ее своей матери. Иродиада в ярости исколола язык Предтечи и желала утопить голову в нечистом месте. Но тайные ученики Господа похоронили ее на Елеонской горе, где она была обретена в IV веке. Ученики Иоанна похоронили его тело в гробнице. Так умер за правду Божию величайший пророк, крестивший Господа. Душа Иоанна Крестителя сошла в ад, и там он также стал Предтечей Христа. В аду он возвестил умершим приближающееся спасение. Память усекновения главы Иоанна Предтечи совершается 11 сентября. Умножение хлебов (Мф. 14, 13–21; Мк. 6, 30–44; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–14) Незадолго до Пасхи Господь учил народ недалеко от Тивериады. День склонялся к вечеру, а до города было далеко. Тогда Христос, испытывая Филиппа, спросил: – Где нам купить хлеба, чтобы их накормить? – Им и на двести динариев не хватит, чтобы каждому досталось хоть понемногу, – отвечал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

— Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. О, сколь великий страх объял тогда всех, возлежавших и предстоявших на вечери той, когда все увидели человеческую голову, как пищу, носимою на блюде, источавшую кровь, и, кроме того, движущею устами и изрекавшею слова; и сию главу плясавица взяла дерзкими руками своими и отнесла к матери своей. Иродиада же, взяв ее, проколола иглою язык, обличавший беззакония ее; посмеявшись достаточное время, Иродиада не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если глава его будет присоединена к телу, и тогда не начал бы снова обличать ее и Ирода. Тело святого Предтечи ученики его в ту же ночь взяли из темницы и похоронили в Севастии; главу же Крестителя Иродиада закопала в земле, у себя во дворце, на некоем бесчестном и потаенном месте. Относительно того, каким образом оттуда была взята глава Крестителя, написано под двадцать четвертым числом февраля, когда празднуется Обретение сей честной главы. После умерщвления святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окаянный Ирод совершил и другое, не меньшее, злодеяние; ибо он посмеялся над Господом нашим Иисусом Христом во время вольного Его страдания за нас, как о том повествует святой Евангелист Лука: «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Однако мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа; ибо, с одной стороны, кровь Иоаннова вопияла на Ирода к Богу, как некогда кровь Авелева на Каина (Быт.4:1–16); с другой стороны, иные беззакония Ирода (особенно поругательство над Господом нашим Иисусом Христом) навлекали на него праведную казнь Божию; и действительно спустя непродолжительное время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясавицей. Ибо Арефа, царь аравийский, мстя за бесчестие и поругание над его дочерью, собрал воинов и пошел с ними на Ирода; точно также и Ирод, собрав своих воинов, вышел на борьбу с Арефой. Произошла жаркая схватка воинов с той и другой стороны; воины Арефы победили воинов Иродовых; Ирод понес сильное поражение; почти все воины его были побиты, и сам он спасся с большим трудом. После этого Ирод лишен был своей власти и всех своих богатств кесарем римским и был послан на заточение с прелюбодейцею и дочерью ее первоначально в Лион, город галльский, потом был переслан оттуда в Илерду, город испанский, и здесь окончил жизнь свою в лишениях и бедствиях; но ранее своей смерти он видел смерть плясавицы, своей дочери, которая погибла таким образом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Но поскольку мы, насколько возможно, увенчали золотую главу презлатыми цветами хвалений, давайте обратимся и к другим членам, чтобы, воспевая Предтечу отчасти, не показаться приносящими недостаточную хвалу. Итак, что сиятельнее и световиднее тех рук, которые удостоились быть возложенными на Христа при Крещении? Ведь если присутствует Божественный огонь, то разумей, что при прикосновении к Божией главе длани Предтечи, как в сочетании с огнем, стали пламенными, не изменив собственной природы. Междорамия его в блещании злата ( Пс. 67:14 ), как воспевается, у несущего на плечах крест Христов. Чрево его сосуд слоновый на камене сапфирове ( Песн. 5:14 ) – у изгоняющего наслаждения, что вокруг пупа чревного. Чресла его, вместившие освящающее целомудрие, – у принявшего дар девства. Округления бедр его как ожерелье ( Песн. 7:1 ) – у препоясанного мечом бесстрастия. Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях ( Песн. 5:15 ), то есть на добродетелях; стопы богоходящие – у приготовляющего стези Господни (ср. Мф. 3:3 ). Каждый член этого священнейшего и бесстрастнейшего тела есть оружие правды, сосуд избранный, освященный. Оно возмужало чистотой, стало совершенным вечной молитвой. И не следует мне пропустить и того, что вовне, – я говорю об одежде и поясе. Но праотец Иаков [ Col. 454 ] изготовил для любимого сына Иосифа разноцветный хитон ( Быт. 37:3 ), а великий евангелист Матфей описывает [одежду] сего мужа как одноцветную и неукрашенную. Ибо, по его словам, он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих ( Мф. 3:4 ), показывая и в этом символы умерщвления греха, хотя в том случае разноцветность нужно понимать в ином смысле. И разве справится мой разум и язык с тем, чтобы насытиться восхвалением тебя в каждом из членов, о величайшее украшение человечества? Но так как я стеснен и беден и в том, и в другом, прости как человеколюбивейший и утверди меня всячески, твоего наималейшего слугу, вместе с духовным отцом и преданной тебе паствой; сохрани же невредимыми и всех песнопевцев твоего божественного величия во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава со Всесвятым Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б Аллилуия святителю, глас 6 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 17. Великомученика Феодора Тирона Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 292. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 24. Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предтечи Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 176. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 Март 9. Святых 40 мучеников Севастийских Прокимен, глас 5 Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас/от рода сего и вовек. Стих: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного. Пс 11:8, 2а Зачало 331а. Аллилуия, глас 4 Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его, придайте славы хвале Его. Стих: Ибо Ты испытал нас, Боже, огнём очистил нас, как очищают серебро. Пс 65:1б–2, 10 25. Благовещение Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 4 Благовествуйте день за днём/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля. Пс 95:2б, 1 Зачало 306. Аллилуия, глас 6 Стих: Он сойдёт, как дождь на руно, и как капля падающая на землю. Стих: Будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его. Пс 71:6, 17а Апрель 23. Святого великомученика Георгия Победоносца Прокимен Триоди и мученику, глас 7 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. Пс 63:11а Зачало рядовое и мученику, зачало 29. Аллилуия Триоди и мученику, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Наиболее значительным произведением И. является «Слово о жизни св. Гонората» - панегирик (проповедь), произнесенный в день памяти покойного епископа. Произведение, первоначально составленное из неск. частей, датируется 430-432 гг. Вероятно, оно было написано в 1-й год пребывания И. на кафедре, т. е. в годовщину памяти свт. Гонората, и содержит ряд указаний на то, что было прочитано в храме. Впосл. И. переработал и соединил отдельные части панегирика; его окончательная редакция относится к 30-м гг. V в. «Слово...» не является собственно житием (vita), жанр панегирика не предполагает связного и хронологически выстроенного рассказа о жизненном пути подвижника. При этом сочинение отличается и от рим. эталона похвальной речи. По мнению И., традиц. риторическая преамбула - рассказ о родине, семье, рождении, воспитании и т. д.- не нужна христ. оратору. Главной задачей И. является описание всеобщей скорби об утрате епископа, к-рая претворяется в радость обретения нового небесного заступника - св. Гонората. По мнению М. Д. Валантен, равноудаленность вступления и заключения от основной части повествования является одной из особенностей «Слова...». Рассказ об обращении св. Гонората к аскезе (главы 5-8) перекликается с повествованием о смерти Гонората (главы 29-35). В последней части «Слова...» ключевыми словами являются «смерть» (mors), «исход» (obitus) и т. д., в начальной - «жизнь» (vita). И. опускает сведения о детстве и ранней юности Гонората, начиная повествование с рассказа о его духовном рождении - крещении. В начале и в конце произведения содержатся рассуждения св. Гонората об обманчивости земного мира и о непреложности Божиих обетований. Тема 2 др. лит. блоков (главы 9-14 и 25-28) - апостольское служение Гонората. В 1-м блоке рассказывается об обращении брата святого, Венанция, о путешествии братьев на восток и о погребении Венанция. Во 2-м блоке описывается епископское служение Гонората. В диптихе, посвященном леринскому периоду жизни святого, 1-ю ч. составляет рассказ о его прибытии на о-в Лерин и об основании мон-ря (главы 15-17), 2-ю - повествование о беседах Гонората с И. (главы 23-24). Композиционным центром произведения являются главы 18-22, в к-рых описывается монашеская жизнь Гонората, его настоятельская деятельность, а также расцвет подвижничества в обители.

http://pravenc.ru/text/389093.html

§ 168. Вообще у нас принято совершать литургию преждеосвященных даров по Средам и Пяткам каждой недели великого поста, а также и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы. Но кроме этого, по уставу, полагается еще совершать эту литургию: 1) в Четверток 5 недели великого поста после Андреева или Мариина, стояния, (сравн. выше § 44); 2) На обретение главы Предтечи 24 февраля и 3) На Сорок мучеников 9 марта, если только который либо из этих двух последних праздников не случится в субботу или неделю. Сюда же 4) надобно отвести также и храмовые праздники, когда который из них случится в великом посту в такие дни, когда по уставу полной литургии не полагается (сравн. и выше § 47). Исключение в этом случае состоит только в том, что во все подобные храмовые праздники, а равно также и на Обретение главы Предтечи и Сорок мучеников литургия преждеосвященная совершается с чтением апостола и евангелия, после «Да исправится…» как это полагается по уставу (см. устав ц. 24 февраля и 9 марта, и о храмовых главах). Впрочем, если бы по какой либо причине священнику понадобилось служить преждеосвященную литургию и в другие дни великого поста, напр. ради множества говеющих, для их причащения (за исключением, конечно, субботы и недели) то и это не запрещается. В Киево-Печерской Лавре, как известно, преждеосвященная литургия совершается во весь великий пост за исключением суббот и недель, (да еще первых двух дней первой недели великого поста), ежедневно, и это никогда не признавалось противоречащим уставу или обыкновению церковному (сравни записки по ц. закон. 1857 г. стр. 172). § 169. Служить преждеосвященную литургию можно только на св. дарах, нарочито для этой цели заготовляемых на ближайшей полной литургии. Что касается до запасных даров, хранимых для приобщения больных и умирающих, то служение на этих дарах преждеосвященной литургии нигде не полагается. Если бы на случай пришлось когда священнику причащать кого запасными дарами в течение великого поста не на литургии, то в этом случае всего лучше служить обычные часы, и потом, по окончании их причащать желающих после отпустительных тропарей: «Богородице, Дево, радуйся...» пред: «Благословлю Господа на всякое время...» (как это делают иногда в своей практике полковые священники во время своих объездов для исповеди и причащения военных чинов), и затем оканчивать вечерню по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

О Литургии Преждеосвященных даров. – Можно ли кроме среды и пятка служит Преждеосвященную литургию в другие дни св. Четыредесятницы? – Можно ли совершать Литургию Преждеосвященных даров на запасных дарах, уготовляемых для причащении больных? – О заготовлении агнцев для Преждеосвященной литургии, – и как хранить оные в случае, если бы который из них не помещался в дарохранительнице? – О чтении входных молитв на Преждеосвященной литургии. – Нужно ли читать какие-либо молитвы при облачении для совершения этой литургии, и вообще так ли начинать оную, как начинается литургия обыкновенная? – О перенесении Св. Даров на жертвенник в начале Литургии Преждеосвященных даров, – и нужно ли читать какие-либо молитвы при покровении дискоса и чаши, по поставлении их на жертвенник, также при влиянии вина и воды в чашу? и т.п. О малом входе и пении. «Да исправится молитва моя»... и нужно ли открывать Царские врата во время этого пения? – О перенесении Св. Даров с жертвенника на престол во время великого входа, и какие при этом надобно читать молитвы? – О способе закрытия катепетасмы после великого входа на Преждеосвященной литургии и о значении этого обряда. – Об окончании литургии Преждеосвященной и о том можно ли на этой литургии вынимать частицы за живых и умерших, и вообще совершать какие-либо поминовения о верующих? §159. Вообще у нас принято совершать Литургию Преждеосвященных даров по Средам и Пяткам каждой недели Великого поста, а также и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы. Но кроме этого, по уставу, полагается еще совершать эту литургию 1) в Четверток 5 недели Великого поста после Андреева-стояния, (сравн. выше §149); 2) На обретение Главы Предтечи 24 февраля и 3) На Сорок мучеников 9 марта, если только который-либо из этих двух последних праздников не случится в Субботу или Неделю. Сюда же 4) надобно отнести также и храмовые праздники, когда который из них случится в Великом посту в такие дни, когда по уставу полной литургии не полагается (сравн. выше §152). Исключение в этом случае состоит только в том, что во все подобные храмовые праздники, а равно также и на Обретение Главы Предтечи и Сорок мучеников литургия Преждеосвященная совершается с чтением Апостола и Евангелия, после «Да исправится.. как это полагается по уставу (см. устав ц. 24 февраля и 9 марта, и о храмов. главах). Впрочем если бы по какой-либо причине священнику понадобилось служить преждеосвященную литургию и в другие дни Великого поста на пр. ради множества говеющих, для их причащения, (за исключением, конечно, Субботы и Недели), то и сие не запрещается. В Киево-Печерской Лавре, как известно, преждеосвященная литургия совершается во весь Великий пост , за исключением Суббот и Недель, ежедневно, и сие никогда не признавалось противоречащим уставу или обыкновению церковному.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Таким образом, Израиль не может погибнуть окончательно» (статья Pentateuch 1098). Эти два источника (DtrL и Р), восходящие к конкурирующим друг с другом группам авторов-священников (DtrL – садокиды; Р – аарониды) и содержащие в себе противоречащие друг другу концепции, были объединены после плена (в V в. до н.э.) в редакции Шестикнижия. К ним были присоединены и другие традиции, в результате чего возник большой текст Быт.1:1 – Суд.2:9 . Повествовательная линия (главными пунктами которой стали добавленные теперь главы Быт.15 и Ис Нав.24 ) охватывает события от сотворения мира до завершения завоевания земли/смерти Иисуса Навина. Шестикнижие провозглашает безопасное пребывание Израиля в своей земле целью творения и мировой истории и противоречит в этом официальной политической теологии Персидской империи, к подвластным территориям которой относилась Иудея с Иерусалимом. Согласно персидскому пониманию, центр власти и порядка всего мира располагался в Персеполе – городе, основанном великим богом Ахурамаздой. Автор Шестикнижия, пропагандирующий концепцию великого Израиля с помощью Книги Иисуса Навина и особенного подчеркивания роли Сихема (ср. Ис Нав.24 !), противопоставлял персидским идеям уверенность в том, что «Яхве как творец мира даровал своему народу Израилю землю, а Тора охраняет право Израиля жить на своей земле» (статья Pentateuch 1101). Очевидно, что для Отто, воспринимающего Шестикнижие как намеренно антиперсидское произведение, является совершенно неприемлемым тезис других ученых о персидской государственной авторизации Пятикнижия (ср. C.I.3). Решительный шаг в формировании Пятикнижия был сделан ок. 400г. до н.э. В редакции Пятикнижия были добавлены старая книга завета Исх.20:22–23:19 и закон святости Лев.17–26 . Второзаконие завершалось эпитафией Моисею, и таким образом Книга Иисуса Навина была отделена от корпуса текстов, и сложилось Пятикнижие, завершающееся не обретением земли, но обретением Торы. Эпитафия, в которой говорится обо всей жизни и деяниях Моисея, «имеет неограниченное значение для всех поколений адресатов Пятикнижия. Со смертью Моисея заканчивается эпоха Божественного откровения; она не будет иметь продолжения. Понимание этого отразилось

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010