Учение о Боге и о том, что никто не должен называть себя безгрешным, но исповедаться в грехах своих Бог есть свет, и тьмы в Нем несть ни единыя: аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тьме ходим, лжем, и не творим истины, аще же во свете ходим, яко сам Той есть во свете, общение имамы друг ко другу и Кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас; аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякие неправды; аще речем, яко не согрешихом, лжа творим Его, и слово Его несть в нас. 1:5–10. Учение об И. Христе, о соблюдении заповедей и о любви к братиям Чадца моя! сия пишу вам, да не согрешаете, и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира; и о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем; глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть, а иже аще соблюдает слово Его, по истине в сем любы Божия совершенна есть; глаголяй в Нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит; и глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тьме есть доселе; любяй брата своего, во свете пребывает и соблазна в нем несть, а не навидяй брата своего во тьме есть, во тьме ходит, и не весть камо идет, яко тьма ослепи очи ему. 2:1–11. Предостережение от любви к миру Не любите мира, ни, яже в мире; аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем; яко все еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего, и мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки. 2:15,16,17. Учение о любви к братиям Не любяй брата пребывает в смерти; всяк не навидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца неимать живота вечнаго в себе пребывающа. О сем познахом любовь, яко Он по нас душу свою положи; и мы должни есьмы по братии души полагати. Иже убо имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною. 3:14–19.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Этим подчеркивается, что личность и дело Христа занимают в новой религии центральное место. Ни Павел, ни Варнава, ни кто-либо иной из апостолов не пытались сплотить людей вокруг собственной личности: они всегда указывали на Христа как на центр, который должен объединить общину. Этот основополагающий миссионерский принцип будет изложен в словах из Первого послания к Коринфянам, где Павел сначала нападает па местных христиан за то, что они поделились на партии, а затем восклицает: Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?.. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа. Божию силу и Божию премудрость (1Kop. 1:13:17–24). Этот впечатляющий текст представляет собой миссионерский манифест Павла. И хотя он адресован христианам Коринфа, те подходы, которые в нем изложены, несомненно, применялись Павлом с самого начала во всех местах, где он проповедовал. Все миссионерское поле он делит на два крупных сегмента: иудеев и эллинов (не эллинистов, как было в Деян. 6:1 , а именно эллинов, то есть полноценных язычников). В центре проповеди стоит фигура Христа, выходящая далеко за рамки и еврейского благочестия, и эллинской мудрости. Эту фигуру невозможно измерить ни теми ни другими мерками: для ее принятия нужно новое мышление, которое Павел называет «юродством», или «безумием» (греч. μωρα). В книге Деяний христианское учение иногда называется «словом» (Деян, 11:19), иногда «путем» ( Деян. 9:2 ). 127 Павел находит свое определение: «слово о кресте». В центре христианской проповеди стоит не фигура Христа как учителя нравственности и благочестия, а образ Христа, распятого на Кресте. Именно вокруг этого образа формируется та новая религиозная традиция, главным символом которой станет крест. И Павел прекрасно сознает, что эта традиция не впишется ни в рамки того иудаизма, приверженцем которого он был до обращения, ни в рамки эллинской религии, к которой ранее принадлежало большинство обращенных им в христианство людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

360 В следующих далее словах вплоть до геон причаститас имеет место порча текста, ср. в Кол.: рече бо гь. аминь глю вамъ аще не два на земли согласта въкупь. сирчь плоть и дша къ горнему тещи житью или паки тма в стра(с) сластолюби съ земными прилежати тмь и геон причаститас. аще ли согла(с)но об си будта къ болюбию. дша же и тло. о всемъ же аще просита, сбудетьс има... 361 В словах Иисуса Христа речь идёт не о душе и теле, а о двух людях; ср.: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:19 ). Представление о тесном взаимодействии материальной и душевной субстанций человеческого естества, находящихся в состоянии взаимовлияния друг на друга, исходит из установок на гармонизацию духовного и материального начал, эталоном которых в православной традиции является «Диоптра» Филиппа Пустынника. Подобного рода тенденции не согласуются с отторжением души от плоти в объяснении зачатия с точки зрения дуального разграничения начал естества человеческого зародыша (см. коммент. 329 и 332), но вполне совместимы с зачином палейного «Сказания о семени», отражающем ортодоксальную точку зрения Восточной Церкви. Видимо, имеет место чересполосное помещение в тексте рассказа извлечений из источников разной идейно-мировоззренческой направленности. 363 О душевном оке см. коммент. 249. В гносеологических рассуждениях ум (душевное око) рассматривается как орган познания идеального и, следовательно, блага. Поэтому в нравственном исследовании того, что является благом, а что нет, он является органом, призванном обуздывать дурные помыслы. 364 Цитата весьма сокращена; ср.: «Одному даётся Духом слово мудрости, дру­гому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исце­лений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различе­ние духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие произ­водит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1 Кор. 12:8–11 ). – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

3. 6). 43.  …кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, …или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5. 11). 44.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 45.  Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего… дело преступное я ненавижу… клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100. 2–7). 46.  Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138. 17). 47. Алфавитный патерик. 48. Еккл. 4. 10. 49. Притч. 8. 19. 50. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, статья 10. 51. 2 Кор. 4. 10. 52. Очевидно, что правила эти, в существенных началах своих, должны быть непременно соблюдаемы, как заключающие в себе постановления Апостолов и святых Отцов, как принадлежащие к нравственному преданию Церкви. Столько же очевидно, что в мелочных частностях, относящихся к наружному благочинию, должно применяться к требованию и положению каждого монастыря. 53. Четьи-Минеи, житие святого Василия Великого, 1 января. 54. Не Великий, но другой, позднейший инок Скита. 55. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 56. Притч. 15. 27. 57.  Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их (Лев. 15. 31). 58. Мф. 26. 23. 59. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 60. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 61. Святого Исаака Сирского Слово 9. 62. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. Статья о авве Агафоне. 63.  Положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140. 3). 64. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 65. «Тех, которые притворяются добродетельными и кожею овчею по наружному виду являют одно, а в сущности по внутреннему человеку суть другое, которые исполнены всякой неправды, исполнены зависти, ревности и злосмрадных страстей, почитают святыми и бесстрастными весьма многие, имеющие неочищенное душевное око и не могущие познать их от плодов их; пребывающих же во благоговении, добродетели и простоте сердца, истинно святых, пренебрегают как бы обыкновенных людей, оставляют их без внимания и презирают, вменяют за ничто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф 5:5 ). Кротость — качество, явленное Самим Господом Иисусом Христом, Который сказал о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф 11:29 ). Кроткими называют людей незлобивых, нераздражительных, уступчивых, готовых прощать обиды и не склонных к мести, обладающих мягким характером и терпеливо переносящих беды и оскорбления. Кротость — это не слабохарактерность, не трусость. Наоборот, кротость, в христианском понимании, есть проявление твердости характера и духовной силы, так как кроткий отвращается от греховных страстей и уповает на Бога, имея образцом Христа Спасителя. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Кроткий, если и обижен, радуется; если и оскорблен, благодарит; гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; когда с ним ссорятся, спокоен; когда подчиняют, веселится; не уязвляется гордыней, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, со всеми живет в мире; начальству покорен, на всякое дело готов, чужд лукавства, не знает зависти; отвращается злоречия, не терпит Господь называет кротких людей блаженными, потому что они не побеждены злом мира сего и уже в этом веке являются наследниками той «новой земли» ( Откр 21:1 ), которую Бог уготовал всем, обретающим спасение во Христе. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф 5:6 ). Слово «правда» имеет несколько значений: справедливость, праведность, истина. Правда противоположна неправде (лжи), несправедливости и отказу от стремления познавать истину и быть верным ей. В общем смысле слово «правда» указывает на установленный Богом нравственный порядок, который был нарушен грехопадением первого человека. Этому порядку призван соответствовать каждый христианин, обретающий спасение через веру во Христа. По слову апостола Павла, «ныне, независимо от [ветхозаветного] закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим 3:21–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Главы 12-19 — это угрожающие предсказания и предостережения и словом, и делом. Здесь темы — и падение Иерусалима, и Слово Господне дому Израилеву, лжепророки и лжепророчицы, которые во множестве восставали в то время, и идолопоклонство старейшин израилевых, и личная ответственность каждого перед Богом. «И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот. И если бы нашлись в ней три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души», — говорит Господь Бог» (Иез.14, 12-14), т.е. важно, что если Господь посылает казнь, то, действительно нравственность народа дошла до крайнего предела. Гл. 15 говорит о неизбежности и необходимости наказания. Главы 20—24 — это последнее возвещение суда. Обратите внимание, что во всей книге тема наказания и тема описания мерзостей повторяются периодически. Если внимательно прочитать первые 10 глав, то становится все понятно. Дальше читать легче, т.к. темы повторяются. Главы (25-32) — темы предсказания о языческих народах. Это предсказание об аммонитянах, моавитянах, едомитянах и филистимлянах (гл.25). В гл. 26 говорится о царе Тир, царе Сидон (гл.28) и о египтянах, о тех народах, которые влияли на Израиль, и «благодаря» которым Израиль вступил на путь беззакония, взяв от них те самые мерзости, которые стал сам употреблять. Совершая свое служение, Иезекииль неустанно говорил о чудесном избавлении Израиля. И Дух Божий открыл перед ним страшную картину смерти и Он же показал, как оживают божественным произволением иссохшие костные останки. (Гл. 37,1—11 необходимо знать близко к тексту.) «Дух воскрешает, пусть рана была неисцелима, пусть Израиль стал подобно безжизненным костям, но для Бога нет невозможного, Его дыхание плодотворит и мертвых и отчаявшихся окрылевает надеждой» — говорит один богослов об этих костях. Как мы видим, пророки были врагами социальной неправды, тирании. Ограничивая права власть имущих и вводя в свое учение принцип равенства, Иезекииль последовал пути своих предшественников. Он очень хорошо знал, что одного этого недостаточно и поэтому основной акцент проповеди пророка делается на полной перемене целостной жизненной ориентации. Мы слышим от него призыв сделать духовную жизнь центром существа каждого человека. Это именно то, что потом мы услышим с вами в евангельском рассказе, когда евангелист Матфей говорит нам слова Христа «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все это приложится к вам». Отсюда связь между пророком и Новым Заветом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

говорящей на этом языке, могли на родном для себя языке услышать благую весть? 3. Известны ли Вам православные верующие, в частности, православные священнослужители, которые придерживались точки зрения на спасение, противоположной Вашей? Знакомы ли Вы, например, с точкой зрения на этот вопрос А. Меня? Читали ли Вы что-либо из сочинений архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Д. А. Шаховского)? 4. Как согласуется с Вашим утверждением слова нашего Спасителя, записанные в Иоанна 5:24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»? Уточню вопрос: могут ли слова Христа «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня» быть отнесены к христианам других конфессий? Если нет, то не могли бы Вы указать причины, по которым Вы так считаете? И тот же самый вопрос к словам Христа из Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Могут ли слова «всякий верующий» быть отнесены к тем христианам, которые не принадлежат к Православной Церкви? Дабы не затруднять Вас, Михаил, ограничусь этими вопросами, хотя их ещё немало появилось в связи с Вашим утверждением. Лично я, будучи Свидетелем Иеговы, никогда не настаивал и не настаиваю на том, что необходимым условием спасения является принадлежность к Свидетелям Иеговы. Только Бог решает, кого Он посчитает достойным вечной жизни, поскольку только Он видит глубинную сущность человека. Жду Ваших ответов. Если Вы по какой-то причине не захотите их опубликовать на портале «Богослов», можете написать мне на почту: igor.v.lysenko@gmail.com . С добрыми пожеланиями, Лысенко Игорь Михаил, Пятигорск 11 февраля 2016г. 22:38 1. Выражаю святоотеческое учение. Выражено в Символе веры, Символических книгах, соборных постановлениях и учении свв.отцов Церкви. 2. Разумеется, вне Церкви нет спасения. Как не было спасения от потопа вне Ноева Ковчега. Миссия и внутренний нравственный закон, который приводит при исполнении его к Церкви Христовой, какова и есть Православная Церковь. Пример, вмч. Варвара. По заплведи Спасителя: " Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят " .

http://bogoslov.ru/article/4839154

Здесь Ап. говорит, что подробности о его положении в Риме сообщат Колоссянам Тихик (см. Деян 20:4 ) и Онисим, житель Колосс, приходивший в Рим к Павлу (о нем см. посл. к Филимону). Они должны оба сообщить Колоссянам и о всем «здешнем», т. е. о состоянии церкви в Риме. Впрочем «утешать» Колоссян должен только Тихик, как человек более окрепший в вере (Онисим был только недавно обращен). Кол.4:10 .  Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), Кол.4:11 .  также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Кол.4:12 .  Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Кол.4:13 .  Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. Кол.4:14 .  Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствия Колоссянам Ап. передает от своего добровольного товарища по заключению в узах Аристарха (см. Деян 20:4 ), от Марка, племянника Варнавы, о котором Колоссяне получили было от Апостола какие-то предписания (вероятно, запрещение этому, не твердому в своем деле, проповеднику дальнейшей общественной деятельности – см. Деян 15:37, 38 ), но которого теперь Ап. велит принять (это, конечно, был евангелист Марк. См. введение в Евангелие от Марка). Затем следуют приветствия от Иисуса Иуста, вероятно римского Иудея, которого церковное предание отождествляет с Иосифом Варсавою, носившим также имя Иуста ( Деян 1:23 ). Эти три лица были Иудеи по происхождению. Далее идут приветствия от христиан из язычников – именно от Епафраса (ср. Кол.1 ), который так любит своих сограждан – Колоссян, что постоянно молится о их нравственном усовершенствовании (чтобы они были вполне убеждены в истине открытой им воли Божией – по-русски: «исполнены всем, что угодно Богу») – И заботу – это слово лишнее: в греч. находится только одно слово ζλος – ревность. – О «Луке» – см. введение в Ев. от Луки. – «Димас» – вероятно, сокращение имени Димитрий (см. о нем 2Тим 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исаак устраивает жертвенник пока еще в законе и раскидывает шатер, а в Евангелиях не ставит шатер, но строит дом и закладывает основание. Послушай, что Премудрость говорит о Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» ( Прит.9:1 ). И Павел тоже говорит об этом: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Таким образом, там, где есть шатер, даже если его должно раскидывать, он непременно рушится. Но если под домом заложено основание и дом построен «на камне», такой дом никогда не упадет, «потому что основан был на камне» ( Мф.7:25 ). Тем не менее, Исаак выкапывает колодец и здесь; он не перестает копать колодцы, пока не откроет источник воды живой и «речные потоки возвеселят град Божий» ( Пс.45:5 ). 3 . И Авимелех – человек, прежде почитавший Авраама, – приходит теперь из Герара со своими друзьями к Исааку. «Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла» ( Быт.26:27–29 ) и прочее. Авимелех, как мне видится, не всегда был в мире с Исааком, но когда спорил с ним, а когда и соглашался. Если ты вспомнишь, как выше мы говорили, что Авимелех представляет ученых и мудрых мужей мира сего, которые через изучение философии познали многое, даже об истине, то сможешь понять, почему он не мог ни всегда спорить, ни всегда соглашаться с Исааком, олицетворяющим Слово Бога в законе. Ибо философия ни противоречит всему, сказанному в законе Бога, ни со всем соглашается. Многие философы пишут, что есть один Бог, все создавший. В этом они сходятся с законом Бога. Некоторые философы добавляют, что Бог создал все и всем управляет через Свое Слово и Словом Божьим все направляется. В этом они согласуются не только с законом, но и с Евангелиями. По сути, почти вся философия, называемая нравственной или натуральной, придерживается тех же взглядов, что и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

истории снова выступает хеттеянин, И нельзя сказать чтобы при взаимных отношениях этого хеттеянина и народа Божия нравственное превосходство было на стороне последнего. Хеттеянин этот Урия. Он представляется ревностным исполнителем религии Израиля, не допускающим мысли, чтобы можно было спать в доме и наслаждаться радостями и удовольствиями семейной жизни, когда ковчег Божий находится в поле ( 2Цap. XI ). В библии есть ещё важное указание относительно хеттеев. Оказывается, что в состав некоторых хеттейских имён входило слово Иегова – наименование Бога израилева. Так, в Библии рассказывается, что, когда Давид разбил сувского царя Адраазара и Сирийцев, Фой, царь Имафа, т. е. хеттейский послал „Иорама, сына своего, к царю Давиду, приветствовать его и благодарить его за то, что он воевал с Адраазаром и поразил его; ибо Адраазар вёл войны с Фоем. В руках же Иорама (в еврейском и LXX наименования нет) были сосуды серебряные, золотые и медные. Их также посвятил царь Давид Господу, вместе с серебром и золотом, которое посвятил из отнятого у всех покорённых им народов“. ( 2Цар.8:10–11 ). В кн. Паралипоменон ( 1Пар.8:10 ) имя посла Фоева несколько изменено (в русском тексте стоит также Иорама). Может быть транскрипция кн. Паралипоменон есть результат описки. Во всяком случае писатель книги царств очевидно, допускал возможным в состав хеттейского имени вводить слово Иегова. Некоторых учёных это короткое сообщение библии заводит очень далеко, они говорят на основании его даже о несемитическом происхождении имени Иегова, но во 1) Иегова весьма удобно производится от семитического – быть, во 2) в состав еврейских имён имя Иеговы входило с древнейшего времени (наприм., Иохаведа, мать Моисея Исх.6:20 ). Сопоставляя имя хеттейского Иорама с его миссией естественнее всего предположить, что не находившие предосудительным уважать евреев хеттеи не находили предосудительным почитать и их бога. Но относительно того, какого рода было это почитание, как они смотрели на Иегову, нельзя дать ответа, который опирался бы на серьёзные, данные. Некоторые (наприм. Ленорман) готовы видеть в основе религии хет-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010