Долго избранный народ приготовляем был к этому. Сам он многократно ходом обстоятельств своих приводим был к необходимости избрать из среды себя Единовластителя — с правом судить всего Израиля. Но ни в одном из судей Господь не нашел Себе мужа по сердцу ( 1Цар.13:14 . Деян.13:22 ), достойного представителя Себя Самого и верховного покровителя Своей Церкви. А вот на кого Я призрю, — глаголет Он, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:3 ). И этого кроткого узрел Он в сыне Иессея ( 1Цар.16:1 ). То был Давид. Только он мог быть истинным царем народа Божия, сочетать и Церковь и государство в одно Царство Божие. (Предшественник его был поставлен Промыслом на царство только для воспитания этого Царя.) Давид был царь в богонамеренном смысле этого слова. Он был посредник между Богом и народом, правитель во имя и от имени Бога. Он был образ не зримого, но вездесущего Царя Небесного, собравшего и совокупившего все судьбы человеческие в одно домостроительство спасения человеческого; он был живой и поразительный образ грядущего Искупителя, отобразил на себе почти всю земную судьбу Его; и малое царство его было не только прообразом, но и началом величайшего Царства Христова. Род Давида должен был царствовать вечно на престоле Израильском, царство — продолжаться до века ( 2Цар.7:16 ). Мы не поняли бы обетовании Господа, если бы на царство Давидово стали смотреть как на государство и на дом Давида как на род царей иудейских. Уже внуку Давида из всего его государства досталась только шестая часть. Потом не стало и самого царства Иудейского. Между тем, на богодухновенном языке пророков всё было одно и то же имя Давида. Один говорит, что таинственный Сын… дан нам… Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века ( Ис.9:6-7 ). Дам вам завет вечный, - говорит Господь через того же пророка, — неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам ( Ис.55:3-4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Неуважение к святыне и прямое нарушение требований закона видим даже в детях первосвященника ( 1Цар.2:12–18, 22–26 ). Неудивительно, поэтому, что еще во времена Самуила, последнего судии, Господь уже определяет «творите глоголы (свои) во Израили, яко всякому слышащему сия, пошумит во обоих ушесех его» ( 1Цар.3:11 ). Особенно же густые тени кладут на эту картину некоторые псалмы. «Не стало праведнаго, нет верных между сынами, человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного» ( Пс.11:2–3 ). «Они (нечестивые) изрыгают дерзкие речи; величаются все, делающие беззаконие. Попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое. Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют, и говорят: не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» ( Пс.93:4–7 ). «Гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Над всем издеваются; злобно разглашают клевету; говорят свысока. Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полной чашей, и говорят: как узнает Бог ? и есть ли ведение у Вышнего?» ( Пс.72:6–12 ), а иные идут еще дальше, дерзко объявляя: «несть Бог!» ( Пс.13:1 )... Здесь считаем возможным окончить обозрение главнейших условий исторической жизни народа еврейского в Палестине. Подробное рассмотрение их несомненно приводит к тому заключению, что, во-1-х, условия эти сами по себе были таковы, что могли давать как полную возможность широкого развития благосостояния народного, так могли служить источником весьма разнообразных и серьезных бедствий, – что это благосостояние и эти бедствия находились в полной и прямой зависимости от того направления, которое примет жизнь народа в его дальнейшем историческом существовании; во-2-х, почти с первых же шагов своего исторического пути народ избирает форму своего быта, всего менее отвечающую этим условиям, и уже становится на ту наклонную плоскость, скользя по которой он постепенно, но безостановочно, стремится к своему падению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответ на возражение 3 . Само то, что наказание – смертью ли или какое-то другое из тех, которые внушают человеку страх, – становится известным одновременно с самим грехом, отвращает человеческую волю от греха, поскольку страх перед наказанием превозмогает искушение примером греха. Раздел 4. НУЖНО ЛИ МСТИТЬ ТЕМ, КТО СОГРЕШИЛ НЕПРОИЗВОЛЬНО? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что мстить нужно и тем, кто согрешил непроизвольно. В самом деле, воля одного человека не следует из воли другого. Однако один человек может быть наказан за другого, согласно сказанному [в Писании]: «Я... Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20, 5 ). Так, за грех Хама был проклят его сын Ханаан ( Быт. 9, 25 ) и за грех Гиезия было поражено проказой его потомство ( 4Цар. 5 ). И кровь Христова легла на потомков требовавших казни евреев, которые говорили: «Кровь Его – на нас и на детях наших» ( Мф. 27, 25 ). Кроме того, мы читаем о том, что сыны Израилевы были преданы в руки врагов за грех Ахана ( Нав. 7 ), и что они же были поражены филистимлянами за грехи сынов Илиевых ( 1Цар. 4 ). Следовательно, человек должен быть наказан даже тогда, когда он не заслуживает этого своей произвольностью. Возражение 2 . Далее, произвольным может быть только то, над чем человек властен. Но иногда человека наказывают за то, над чем он не властен; так, зараженного проказой человека отстраняют от управления делами церкви, а сама церковь перестает быть епископальной по причине греховности её прихожан. Таким образом, возмездие следует не только за произвольные грехи. Возражение 3 . Далее, неведенье делает акт непреднамеренным. Но возмездие иногда совершается и в отношении несведущих. Так, хотя дети содомлян и пребывали в полном неведенье, однако они погибли вместе со своими родителями ( Быт. 19 ), и за грех Дафана и Авирона земля поглотила и их детей ( Чис. 16 ). Более того, за грех амаликитян было наказано убить даже скотину, которая лишена разума ( 1Цар. 15 ). Следовательно, возмездие иногда можно заслужить и непроизвольно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Падший ангел злоупотребил дарованной ему Богом свободой. Свобода, дарованная ангелам, исключала какое-либо принуждение, поэтому они не были ограждены от падения и соответственно утраты своего величия и достоинства. Испытание свободой — главное условие, при котором ангелы как разумные существа могли возрастать в совершенстве. Множество ангелов остались верны Богу, однако некоторые, во главе с денницей, отпали от Бога. По учению святых отцов, отпадение части ангелов от Бога было событием, которое произошло лишь однажды и повториться не может: «Гавриил — ангел и всегда предстоит перед Богом. Сатана — ангел, но полностью отпал от собственного чина. И его (Гавриила) произволение сохраняло в вышних, а последнего (сатану) низвергла свобода Ангелу, падшему первым, обычно усваиваются имена: «сатана», то есть противник, обольститель, «диавол» — клеветник, «веельзевул» — «князь бесовский» ( Мф 12:24 ; Мк 3:22 ; Лк 11:15 ), «отец лжи» ( Ин 8:44 ), «великий дракон», «древний змий» ( Откр 12:9 ). Падших ангелов называют словами: «лжец», «противник» ( 1Пет 5:8 ); «враг» ( Мф 13:39 ); «лукавый» ( Мф 6:13 ; Лк 11:4 ; Еф 6:16 ); «нечистый дух» ( Мк 3:30 ). Подчиненные ему падшие ангелы называются «демонами», «бесами». О бесах говорится в Священном Писании, творениях святых отцов и житиях святых. Священное Писание нередко называет языческих богов «бесами»; именно бесам, а не бездушным идолам народ приносил жертвы ( Втор 32:17 ). Действие демонских сил проявлялось в чародействе, ворожбе, гаданиях, вызываниях духов мертвецов ( 1Цар 28:3–25 ; 4Цар 9:22 ; 21:6Втор 18:10–11). На царя Саула, когда от него «отступил Дух Господень», напал злой дух ( 1Цар 16:14; 18:10 ). Евангелие от Луки повествует о гадаринском бесноватом, который, «увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» ( Лк 8:2829 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Самое имя Елимелех (с евр. «Бог мой царь»), по мнению некоторых, указывает на знатное происхождение лица, носившего это имя. По происхождению имя это справедливо сближается с упоминаемым в телль-амарнских письмах (клинописях, открытых в Египте в 1887–1888 гг.) именем одного хеттейского князя (в южной Палестине) Илимилки, или Милкили 3 . И. Флавий передает имя Елимелех βιμελχος, сближая таким образом Елимелеха с именем филистимских царей. Имена жены Елимелеха Ноемини и обоих сыновей тоже очень знаменательны. Ноеминь, евр. Noomi – «прелестная, приятная, счастливая» (ср. Руф. 1:20 , где это имя противополагается по значению другому: «Мара» – «горькая»), ибо, замечает Мидраш (s. 17), «дела ее были прекрасны и приятны». Махлон и Хилеон (слав. Маалон и Хелеон) некоторыми (Мидраш, цит. м.; Geiger, s. 50) толкуются: «болезнь и истощение» (от евр. Chalah и Kalah), чем могла бы быть обозначена ранняя смерть ( Руф. 1:5 ) обоих сыновей Елимелеха (Мидр. цит. м.). Однако такое соответствие значений имен (хотя оно еще спорно вследствие разных значений, усвояемых одному и тому же имени) не говорит против исторического значения рассказа книги Руфь, так как совпадение этого рода, без сомнения, ненамеренное. «Ефрафяне», слав. «ефрафейстии», – то же, что «вифлеемляне» (ср. 1Цар. 17:12 , где ефрафянином назван Иессей), жители Вифлеема, древней Ефрафы, а отнюдь не «ефремляне» (ср. Суд.12:5 ; 3Цар. 11:26 ; 1Цар. 1:1 ), как ошибочно понимает Мидраш (s. 17). Руф.1:3 .  И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Елимелех умер в земле моавитской, вероятно, вскоре после прибытия туда, и брак сыновей его имел место уже после смерти. Ноеминь осталась вдовою, «как остаток бескровной жертвы» (Мидраш, s. 18). Руф.1:4 .  Они взяли себе жен из моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Руф.1:5 .  Но потом и оба [сына ее], Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего. Смерть отца не побудила семейство его возвратиться; напротив, оба сына Елимелеха теперь еще прочнее устраиваются на чужбине: женятся на моавитянках: старший, Махлон, – на Руфи ( Руф. 4:10 ), а второй, Хилеон, – на Орфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ: Наличие Новозаветного священства ( 1Тим. 4:14 ) предполагает и наличие священных одежд. Где 2 или 3 во имя Моё… Скажите, этим Христос призывал к единству или разделению? Тогда в любом случае эту цитату нельзя рассматривать как благословение разделений. Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор. 1:10 ) Преемственность – явление временное. При временных служениях преемственности не было. Например, пророческое или говорение языками. Канон Нового Завета заменил дар пророчества и учительства, но служение священства – созидание Тела Христова. Нужда в сем есть и ныне. Христос наш первосвященник ( Евр. 8:1 ). Да, как Искупитель ( Евр. 9:12 ). У священнослужителей служение иное. Они домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), т.е. служители плодов искупления. Мы все священники ( Откр. 1:6 ; 1Пет. 1:9 ). Это о нашем внутреннем преображении, плодами которого мы призваны возвещать совершенства Призвавшего нас ( 1Пет. 2:9 ). Это было сказано еще в Ветхом Завете ( Исх. 19:6 ), но Корей, Дафан и Авирон за подобное вашему понимание этого места: всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Числ. 16:3 ) поплатились жизнью (ст. 32). Христос соделал нас царями н священниками Богу и Отцу Своему ( Откр. 1:6 ). В каком смысле мы цари? В этом же смысле мы и священники. Освящение Воды: Святая вода освящалась Господом и называлась святой ( Числ. 5:17 ), очистительной ( Чис. 19:9, 13, 20 ), живой ( Чис. 19:17 ). Ею очищались от скверны в разных случаях. Господь в Новом Завете часто подает благодать через воду: Крещение, исцеление слепорожденного посредством воды и брения ( Ин. 9:7 ), в Иерусалимской купальне ангел возмущал воду, и она исцеляла болящих ( Ин. 5:2–4 ). Разве Господь или вода изменились? Миропомазание : Сначала апостолы миром не помазывали, а возлагали руки. Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого ( Деян. 8:18 ). С умножением числа верующих апостолы заменили возложение рук миропомазанием: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:21–22 ). Коринфянам (грекам) не знакомо было понятие о духовном помазании. К тому же, они были духовными младенцами в вере. Апостол Павел не стал бы вводить излишнее богословское понятие для немощных. В Ветхом Завете помазание елеем означало сообщение особых даров Святого Духа. Аарон ( Исх. 30:30 ), Саул ( 1Цар. 10:1 ), Давид ( 1Цар. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Что препятствует призывать к молитве и бестелесных святых? То ли они, царствуя со Христом, не хотят молиться за нас? Или не могут молиться? Или перестали любить нас, или не слышат? А может, просить их о молитве – значит оскорблять Бога и Спасителя нашего? Слово Божие делает все эти вопросы риторическими. Молитвенное предстательство отнюдь не оскорбляет Бога, ибо его установил Он Сам, заповедуя взаимную молитву. Оскорбил ли Христа сотник, когда не сам лично, а через посланных от него старейшин иудейских просил у Него милости ( Лк. 7:3 )? И кем были те старейшины, просящие за него? Кем были друзья, посланные им вместо себя навстречу Христу (6ст)? Посредниками и ходатаями перед Христом. Тем не менее, православные просят святых молиться не вместо нас, а вместе с нами. “После смерти святые уже не принимают участия в земных делах” 405 – полагают протестанты. Какова же причина такого безучастия? Может быть, праведников не интересуют земные события? Это мнение неверно, ибо в “Откровении” нам открыто, что души святых мучеников, убиенных за слово Божие ( Откр. 6:9 ) вопиют, прося у Бога отмщения. Если мученики молят об отмщении своим убийцам, то, без сомнения, ещё более просят милости своим братьям, как об этом молил ангел: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом…? тогда в ответ ангелу… изрёк Господь слова благие, слова утешительные ( Зах. 1:12-13 ). Отрицание этого предположения представляет мучеников аморальными. Откуда протестанты черпают такую уверенность в том, что у святых, пребывающих со Христом, совершенно отсутствует всякий интерес к нашему спасению? Даже отъявленный грешник из притчи о богатом и Лазаре, будучи в муках, молился о спасении братьев своих ( Лк. 16:28 ). Тем более, что баптисты не считают притчу о богаче и Лазаре притчей, а реальностью. 406 Не кощунственно ли делать апостолов и всех святых хуже того грешника? На просьбу о ходатайстве пред Богом за сынов Израилевых Самуил ответил: да не будет этого со мною, чтоб отступить от Господа Бога моего, и не взывать о вас в молитве ( 1Цар. 7:8 ). 407 Итак, не молиться за ближних просто неестественно для праведника. Для него это равносильно отступлению от Бога, не говоря уже о том, что, по слову Самуила, перестать молиться за братьев есть грех перед Господом ( 1Цар. 12:23 ). Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий ( 2Мак. 15:12-14 ). Пророк Варух взывает:  Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля! ( Вар. 3:4 ). 408

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия. Я, Господь, делаю все это». ( Ис. 45,7 и десятки подобных мест; но ярче всего – в книге Иова, особенно –38,4–15: «Где был ты, когда Я полагал основания земли» и проч.)) Зтем, вдохновенное сознание ветхозаветных писателей видит в Боге всемогущего Вседержителя. ( Прем. 4,1–3 ; Иов, 11,7–12). Священные книги Ветхого Завета подчеркивают неисследимость путей Божиих ( Еккл. 8,17 ; Сир. 16,18–22 и мн. др.), святость Божию ( Ис.6,1–3 ), правду Божию ( 3Езд. 7,8,9 главы; Притч. 3,29 ), промыслительно – охраняющие действия Божии по отношению к творению ( 3Цар.8,31–53 ). Конечно, все эти темы с особенной силой и убедительностью – равно, как и все остальное – раскрываются многократно и многообразно в уникальной и фундаментальной Псалтири. Но более всего Ветхий Завет показывает творческую любовь Бога по отношению к человеку. В нем раскрывается милость Божия и к отдельным людям, и к Своему народу (Плач Иер. 3,22–23 ); Его сердцеведение ( 1Пар.28,9 ); помощь Божия как вообще, так даже и отдельным группам людей («Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженных, Господь хранит пришельцев». ( Пс. 145 ). Но Господь не только удерживает народ от путей неправды, но и учит его правде Своей, указывая пути жизни ( 1Цар. 9,8 ) и слушает верных Своих ( 4Цар. 18,7 и проч.). Все это дает возможность видеть ветхозаветному человеку Бога глазами молитвы, любви, поклонения и благодарности. Духовное и нравственное величие Бога, Его милость и святость, по самой своей природе взывают к прославлению, к поклонению, к хвале. И в этом отношении наиболее богатый, величественный, поэтический и духовный материал обретается в Псалтири. Но и в других книгах Ветхого Завета обнаруживаются дивные образцы любви человека к Богу, находящие свое выражение в словах славы и хвалы. Одним из таких великих образцов является молитва праведной Анны, матери пророка Самуила: «Возрадовалось сердце мое в Господе, вознесся рог мой в Боге моем... Нет столь святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя, и нет твердыни как Бог наш. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает. Ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» ( 1Цар. 2,1–8 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

3–4. Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Признавая Давида мятежником, Саул неоднократно похвалялся превосходством своей силы над ним. Так, когда Давид ушел из Номвы в Филистимскую землю, в город Геф, к царю Анхусу, а отсюда перешел в город Кеиль и донесли Саулу, что Давид пришел в Кеиль, то Саул сказал: «Бог предал его в руки мои; ибо он запер себя, вошедши в город с воротами и запорами». – «И созвал Саул весь народ на войну, чтоб идти к Кеилю, осадить Давида и людей его». Давид снова должен был спасаться бегством ( 1Цар.22:7–8,13 и сл.). – Так похвалялся Саул своим злодейством и творил беззаконие весь день – постоянно. – Неправду измышлял язык его, или – язык Саула высказывал измышленную им неправду, – то, чего в действительности не было. И лесть, точнее – коварство ты соделал своим орудием, которое так убийственно, как изощренная или хорошо отточенная бритва, не только очищающая бороду, но и срезающая голову одним взмахом. – Как несправедлив был коварный Саул в отношении к Давиду, это засвидетельствовал пред ним первосвященник Авимелех. На допросе царя, почему он оказал помощь Давиду, который будто бы враг царя, Авимелех заявил решительно: «кто из всех рабов твоих так веренее, как Давид? Он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем». И это свидетельство свое Авимелех запечатлел мученическою смертью ( 1Цар.21:14,16,18 ). – И вот, Давид с изумлением и огорчением спрашивает, почему Саул так похваляется злобой, силой и коварством: он предвидит, что Саулу предстоит страшная гибель, – он соделается жертвой гнева и проклятия Божия (ст. 7–9). 5–6. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. С негодованием и огорчением Давид говорит о Сауле: «ты возлюбил злобу более, нежели благость», – любишь злое настроение питать злодеяниями больше, нежели добродушие, питающееся добрыми делами милости и справедливости; возлюбил неправду, неже глаголати правду, – любишь говорить неправду больше, нежели правду, разумеется – в обвинении неповинного Давида. Ты возлюбил глаголы потопные, – такие слова, а с ними и дела, которые гибельны и губительны для других, – они высказываются языком льстивым коварным. Возбужденный гневом, Саул высказывал коварные и клеветливые обвинении на Давида с страшными угрозами; они волновали народ и разрушали мирное течение жизни, подобно тому, как потоп – бурное наводнение все потрясает, разрушает и увлекает в безвестную даль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

4:10), заповедал почитать как апостолов, так и других святых – Его друзей ( Ин. 15:14 ): «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф 10:40,41; сн. Лк. 10:16 ; Ин. 13:20 ). «Во имя пророка», «во имя праведника», «во имя ученика» (стих. 42), т. е. если кто примет не по гостеприимству или по другим каким-либо расчетам, но потому, что он пророк или праведник или ученик (Христов), то будет участвовать в награде пророка, как содействующий ему в его служении, как сочувствовавший и единомысленный с ним. Требуя почтения к святым, Господь Иисус Христос, очевидно, не только не усматривал в этом ничего несогласного с служением Единому Богу и Его прославлением, но, напротив, находил это необходимым для полной славы Божией, потому что святые должны быть почитаемы не как Он Сам или Его Отец, а только как друзья Его, как Им посланные, как Его ученики; вся же честь, им воздаваемая, должна быть относима к Нему Самому, а через Него к Богу Отцу. в) ... поклоняться святым: Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» ( 3Цар. 1:23 ), Орна – Давиду ( 1Пар. 21:21 ), Авигея – Давиду ( 1Цар. 25:23 ), Авдий – Илии прор. ( 3Цар. 18:3–7 ), сыны пророков – Елисею ( 4Цар. 2:15 ), Сонамитянка – Елисею ( 4Цар. 4:37 ), темничный страж «припал (προσπεσε от προσππτω – припадать к стопам, на коленях умолять) к Павлу и Силе» ( Деян. 16:29 ). Ангелу (предстоятелю) Филадельфийской церкви Господь говорил: «Я сделаю то, что они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» ( Откр. 3:9 ). Святым поклонялись не только при жизни их, но и после смерти: Саул «пал лицом на землю и поклонился» прор. Самуилу ( 1Цар. 28:14 ). Бог наказывает за непочитание святых «Дети... насмехались над ним (прор. Елисеем)... Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар. 2:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010