Пока Саул был в Гиве ( 1Цар. 14:2, 16 ), его сын Ионафан вышел из Гевы против филистимлян по другую сторону переправы, и с географической точки зрения здесь очень подробное описание: У переходов, по которым Ионафан искал пробраться к отряду филистимскому, была острая скала с одной стороны и острая скала с другой: имя одной Бощц, а имя другой Сене; одна скала стояла с севера перед Михмаеом, другая – с юга перед Гевой ( 1Цар. 14:4–5 ; перевод автора). Это подробности из уст очевидца. Автор 1-й книги Царств знал географические особенности переправы. 300 лет спустя пророк Исаия показал своё знание этой местности ( Ис. 10:28–29 ). В обоих случаях географическая точность в тексте подтверждает историчность. Ионафан не напал на передовой отряд филистимлян у переправы, а перешёл через скалы Боцец и Сене и атаковал восточный фланг филистимлян. Этого было достаточно, чтобы внести смятение в ряды противника. Землетрясение усилило хаос. Израиль поражал «филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона» ( 1Цар. 14:31 ). Их бегство отмечено на маршруте Вефоронского хребта. 5 . О ПОБЕДАХ, 1 Царств 14:47–48 Саул победил Моава, Аммона, Едома, Сову (арамеев), филистимлян и Амалика. То, что он «утвердил своё царствование» ( 1Цар. 14:47 ), показывает, что успех и власть усилили его тщеславие. Хотя начинал он как правитель, признававший полновластие Бога ( 1Цар. 11:13 ), вскоре он стал считать, что царство принадлежало ему. 6. БИТВА ПРОТИВ АМАЛИКА, 1 Царств 15 Саул воевал против амаликитян. Чтобы произвести впечатление на Иудею, он установил в честь победы памятник на Кармиле (карта 5–3). Однако, когда Саул с победой пришёл в Галгал, Самуил сказал ему, что по причине непослушания царство будет отнято от него: «Послушание лучше жертвы... ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царём» ( 1Цар. 15:22, 23, 26 ). Вскоре Самуил в Вифлееме помазал на царство Давида ( 1Цар. 16 ). Остаток жизни Саула большей частью прошёл в погонях за Давидом и войнах с филистимлянами. 7. СМЕРТЬ САУЛА, 1 Царств 31

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Во все последующее время, впредь до вавилонского плена, как оно описывается в ветхозаветных исторических книгах. Пятокнижие Моисея служило законом для еврейского народа. Так, первая книга Царств начинается повествованием о первосвященнике Илии, который происходил из рода Аарона ( 1Цар.2:27–30 ), согласно закону Моисея ( Исх.28 ; Лев.7:34 ) служил при ковчеге и вместе с детьми приносил жертвы, причем, дети его злоупотребляли принадлежавшею им по Моисееву закону частью жертвенных даров (mischfat kohanim et haam – 1Цар.2:13 = Втор.18:3 ) и отношениям к женщинам, служившим при скинии ( 1Цар.2:22 = Исх.38:8 ). Просьба евреев, обращенная к Самуилу о выборе царя, основывается и составляет даже дословное воспроизведение закона Моисеева о царе ( 1Цар.8:5 = Втор.17:14 ). Прощальная речь Самуила (1Цар.12гл.), заключая воспоминания об избрании еврейского народа Богом и спасении его по Божественной правде (zedakah), напоминает повествования и терминологию Пятокнижия и, вообще, составлена как бы из изречений Пятокнижия, что можно объяснить тщательным изучением последнего (ср. Исх.20:2 ; Числ.14,13–19 ; Лев.19:4 ; Втор.2:15;6:5,13;16:19 ). Пятокнижие же воспроизводит и его речь к Саулу: не обратится и не раскается Святый Израилев, потому что Он не как человек ( 1Цар.15:29 = Числ.23:19 ). Давид основывает свои мессианские надежды на призвании еврейского народа и обетованиях Пятокнижия и благодарит Бога за обетования также словами Пятокнижия ( 2Цар.7:23–24 = Исх.15:11 ; Втор.4:7;10:21;13:16 ). И при нем, как при Илии, соблюдались законы Пятокнижия о жертвах, хлебах предложения, левитском служении, священных днях и праздниках ( 2Цар.6:17;24:25 ; 1Цар.21:4 = Исх.20:30; 29:39 ; Лев.6:14–16;2:5 ). В прощальном наставлении Соломону Давид называет свою смерть путнм всей земли ( 3Цар.2:2 ), характеристическим терминов Пятокнижия ( Быт.19:31 ), повелевает Соломону сохранять пути, завет Господа Бога, заповеди и оправдания Его и судьбы Его и свидания Его, написанные в законе Моисеевом ( 3Цар.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но в довольно подробном перечислении вообще границ этого последнего мы напрасно стали бы искать каких-либо точно определенных границ с владениями филистимлян ( Нав.15 ). Мало того, в числе принадлежащих евреям городов и их областей указываются и города филистимские – Екрон, Азот и Газа, а границей владений этого колена на западе полагается «поток Египетский» и «великое море» ( Нав.15:45–48, 11 ), т.е. Нил и Средиземное море. Объяснить это, кажется, возможно, во-первых, тем, что евреи должны были изгнать из Палестины всех туземцев ее, а след. и филистимлян; а во-вторых, едва ли будет ошибочно предположить, что еврейский вождь-завоеватель, указывавший такие именно пределы колену иудину, не видел естественных препятствий к расширению владений этого колена до самого Средиземного моря, каковое он полагает естественной границей владений этого колена 20 . Начала враждебных столкновений евреев с филистимлянами точно-хронологически определить нельзя; библия говорит только, что ко времени восьмого судии еврейского народа филистимляне уже в течение 18 лет «теснили и мучили сынов Израилевых» ( Суд.10:7–8 ); но из ст. 11-го той же главы видно, что евреи страдали от них и раньше этого времени. Столкновения эти продолжаются при Сампсоне, Сауле и последующих царях, до времени порабощения этих соседей-врагов ассириянами. Перевес в этих столкновениях склоняется то на сторону филистимлян, и они появляются в Лехе ( Суд.15:9, 14 ), Афеке ( 1Цар.4:1 ), Массифе ( 1Цар.7:7, 11 ) и Михмасе, откуда их отряды направляются вглубь страны еврейской тремя путями, и они являются в Офре, по дороге Вефоронской и долине Цевоим ( 1Цар.13:5, 17–18 ), – в Ефесдаммиме ( 1Цар.17:1 ), Кейле ( 1Цар.23:1 ), Сонаме ( 1Цар.28:4 ), на горах Гелвуйских ( 1Цар.31:1, 8 ) и Вифлееме ( 2Цар.23:14 ), то оказывается на стороне евреев ( 2Цар.5:17 и д.; 2Цар.21:15–22 ), причем иудейский царь Озия не только блистательно отразил нападение этих неутомимых врагов своих, но и сам прошел победоносно большую часть страны их ( 2Пар.26:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О небиим начинает определенно говориться в период деятельности Самуила. Они, по-видимому, уже были хорошо известны в тот момент, когда в текст 1Цар.9:9 была вставлена глосса, поясняющая понятие «прозорливец» (хозе) и сопоставляющая прозорливца и наби . Эти древние небиим отличались некоторыми характерными особенностями, которые впоследствии исчезли и на которых надлежит несколько остановиться. §2. Коллективное пророческое служение Небиим при Самуиле составляли коллективное явление. Согласно показаниям 1–2 Цар., они живут группами или общинами. То же самое, согласно 3–4 Цар., продолжается в IX веке в Северном царстве при Илии и Елисее ( 3Цар.20:55 , 4Цар.2:3, 5, 7, 15, 4:1, 38, 5:22, 6:1, 9:1 ). В 3–4 Цар. они называются «сынами пророческими», но это выражение означает только, что они были причастны служению пророческому и, по существу, является синонимом «небит». Эти общины, по всем данным, находились под началом особых возглавителей. Таковыми были Самуил ( 1Цар.19:20 ) и, как будто, Елисей ( 4Цар.4:38, 6:1 ). Возглавителя члены общины называли «отцом» ( 4Цар.2:12 ср. 6:21, 8:9, 13:14). Члены общины жили совместно ( 4Цар.5:38–41 ). Есть указания о том, что некоторые имели жен ( 4Цар.4:1 ). Питались «сыны пророческие» от подаяния ( 4Цар.4:8, 42, 5:22 ). Внешним их отличием были милоть из козьей шерсти и кожаный пояс ( 3Цар.20:35–42 , ср. Зах.3:16 , а также Матф.3:4 и параллели) и тоже, по крайней мере у некоторых, шрамы на лбу ( Зах.3:16 ). Шрамы эти они сами себе наносили при впадении в экстатическое состояние ( 3Цар.18:28 ). Когда на них сходил дух Ягве, они «пророчествовали», т. е. входили в неистовство и тоже становились другими людьми ( 1Цар.10:6:9 ). В это же состояние могло находит выражение в пении (там-же, стр. 5), в выкриках, в повторении призываний ( 3Цар.22:10, 12, 18:22–26 ), в действиях символического характера (22:11) и в беспорядочных движениях ( 3Цар.18:26 ср. 2Цар.6:58 , 1Цар.18:6 и, также, Исх.15–20 ). Как уже было сказано, в этом состоянии небиим могли тоже себе наносить раны. Иногда тоже они срывали с себя одежды или падали без чувств ( 1Цар.19:24 ср. Дан.8:18:27 ). Во многом эти древние небиим напоминали дервишей, которые в наши дни еще встречаются на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Таковы например: трагическое описание смерти Саула (1Цар.31 гл.), отношение Давида к Вирсавии и Урии со всеми его последствиями (2Цар.11—12 глл.), война с Авессаломом с исходом ее (2Цар.15—18 глл.), перепись народа и моровая язва (2Цар.24 гл.). Всякий читатель при чтении указанных отделов легко заметит, что все это могли излагать лишь очевидцы событий с полнейшею точностью. Благодарственная песнь Давида (2Цар.22 гл.) помещается в значительнейше сходном виде в Псалтири (Пс. 17-й) и имеет, таким образом, за себя «двух свидетелей.» Во многих надписаниях псалмов содержатся сокращенные, а иногда и полные, повествования об описываемых в книгах Царств событиях (Пс.3:7, 17, 33, 50, 51, 53 и мн. др.). Обычно свидетельствам надписаний соответствует, особенно по тону, характеру, мыслям и чувствам, и содержание самых псалмов (напр., псалмы 3, 17, 50, 51, 62 и мн. др.), а иногда и по упоминаемым в псалмах историческим лицам и событиям видно такое же соответствие (Пс.51; 53; 59). Мессианское обетование Давиду (2Цар.7:14—16), как выше сказано, воспроизводится во многих пророческих книгах, а кроме того в псалмах (Пс.77:70—72; 88:21—38; 131:1—5:11—12:17; 143:10) воспроизводится и вся жизнь его в связи с этим обетованием и освещаемой им дальнейшей историей иудейских царей (Пс.88:39—53). Можно сказать, что 3 и 4 книги Царств также излагают всю последующую историю иудейского и израильского царств в связи с тем же обетованием, и таким образом, оно уже имеет не «двух» только, а очень «многих» свидетелей, переходящих из Ветхого и в Новый Завет (Мф.1:1; Лк.1:32).    В числе «внешних» свидетелей могут быть указаны упоминаемые священным историком и точно обозначаемые им, как всем его читателям известные, вещественные памятники: большой камень на поле Иисуса Вефсамитянина (1Цар.6:18); камень Авен-Эзер (1Цар.7:12); также собственные имена, данные разным лицам и местам, в воспоминание о совершившихся при них или на них событиях: Самуил (1Цар.1:20), Ихавод (внук Илия — 1Цар.4:21), Села-Гаммахлекоф (1Цар.23:28), Хелкаф-Гадурим в Гаваоне (2Цар.2:16), Ваал-Перацим (2Цар.5­­ Ис.28:21), «Поражение Озы» (2Цар.6:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

12 пренебрег слово Господа. См. Чис. 15,31 ; 1Цар. 2,30 . сделав зло пред очами Его. См. ком. к 11,27. ты поразил. Не участвуя непосредственно в убийстве Урии, Давид, тем не менее виновен в его смерти не меньше, чем если бы собственноручно поразил его. мечом. Это слово здесь, как и в 11,25, следует понимать в переносном смысле, ибо, как явствует из 11,24, Урия был убит лучниками. 12 не отступит меч от дома твоего во веки. Дом Давидов действительно вскоре начал страдать от тяжких междоусобиц: Авессалом убил Амнона (13,28.29); Иоав убил Авессалома (18,14.15); Соломон повелел предать смерти Адонию ( 3Цар. 2,24.25 ) и Иоава ( 3Цар. 2,29–34 ). 12 Я воздвигну на тебя зло из дома твоего. Эта угроза воплотилась в восстании Авессалома (гл. 15; 16). будет он спать с женами твоими. См. 16,21.22. 12 согрешил я пред Господом. Выслушав обвинительную речь пророка, Давид немедленно и чистосердечно раскаялся в совершенных им грехах (ср. 1Цар. 15,24.25.30 ). Полнее и глубже раскаяние Давида выражено в Пс. 50 . ты не умрешь. См. ком. к 11,5; 12,5. 12 ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его. Более предпочтительным представляется такое прочтение: «Ты этим делом проявил крайнее непочтение к Господу». Однако уже в древних манускриптах это место оказывается немного исправленным; исправление это, видимо, было вызвано желанием смягчить обвинение против Давида (ср. 1Цар. 20,16 ). 12 молился Давид Богу о младенце. За этой молитвой стоит осознание Давидом того, что давать человеку жизнь и отнимать ее может один только Бог ( Втор. 32,39 ; 1Цар. 2,6 ; Пс. 29,4 ). 12 не ел с ними хлеба. См. ком. к 1Цар. 1,7 . 12 пошел в дом Господень, и молился. Подобно Илию и в отличие от Саула, Давид со смирением принял обращенную на него Богом кару (см. ком. к 15,26; 16,11). 12 Я пойду к нему. Т.е. туда, где обитают мертвые (см. 1Цар. 28,19 и ком., а также Быт. 37,35 ). 12 Вирсавию, жену свою. Здесь в первый раз о Вирсавии говорится как о жене Давида (см. ком. к 11,3). Соломон. «Человек мира» наиболее общепризнанный перевод этого имени, в некоторой мере опирающийся на 1Пар. 22,9 . Оно, однако, может быть переведено и как «замена»; в таком случае имя Соломона должно означать, что он был дан Давиду и Вирсавии «взамен» их умершего первого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Господь обещает Давиду утвердить его престол навеки (7,1–29) В. Деяния Давида-царя (8,1 10,19) 1 . Выдающиеся победы Давида и его военачальников (8,1–18) 2 . Милость Давида к Мемфивосфею (9,1–13) 3 . Отказ царя Аннона от милости Давида и война между Израилем и аммонитянами (10,1–19) III. Грехи Давида и их последствия (11,1 20,26) А. Грехи Давида и его последующее примирение с Богом (11,1 12,31) 1 . Вирсавия и Урия (11,1–27) 2 . Давид приносит покаяние, но не избегает наказания (12,1–31) Б. Грехи сыновей Давида, за которыми не следует полного примирения ни с Богом, ни с отцом (13,1 14,33) 1 . Амнон блудодействует, Авессалом совершает братоубийство (13,1–39) 2 . Авессалом возвращается в Иерусалим, но полного его примирения с Давидом не происходит (14,1–33) В. Авессалом восстает против отца и погибает (15,1 18,33) 1 . Авессалом восстает против Давида, и тот бежит из Иерусалима (15,1–37) 2 . Семей порочит Давида (16,1–23) 3 . Хусий навязывает Авессалому свой военный план (17,1–29) 4 . Иоав убивает Авессалома; Давид оплакивает сына (18,1–33) Г. Бог восстанавливает царство Давида (19,1 20,26) 1 . Давид возвращается в Иерусалим (19,1–43) 2 . Попытка Савея отделиться (20,1–26) IV. События второй половины царствования Давида (21,1 24,25) А. Голод, поразивший Израиль за грех Саула, прошел (21,1–14) Б. Люди, способствовавшие успеху Давида (21,15–22) В. Благодарственная песнь Давида (22,1–51) Г. «Последние слова» Давида (23,1–7) Д. И снова о тех, кто способствовал успеху Давида (23,8–39) Е. Поветрие, поразившее Израиль за грех Давида, прекращается (24,1–25) Глава 1 1 По смерти Саула. См. 1Цар. 31,4–6 . в Секелаге. См. 1Цар. 30,1 . 1 одежда на нем разодрана и прах на голове его. Проявление скорби из-за сокрушительного поражения Израиля от филистимлян ( 1Цар. 31,1 ). 1 колесницы же и всадники настигали его. На колесницах часто помещались лучники, стрелявшие на ходу (ср. 1Цар. 31,3 ). 1 подойди ко мне и убей меня. Если соотнести рассказ амаликитянина с описанием смерти Саула в 1Цар. 31 , то необходимо предположить, что попытка самоубийства не вполне удалась Саулу и кто-то должен был добить раненого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Наряду с этими законами, вполне в духе той и не только той эпохи, существуют другие, весьма показательные: например, воин не имел права повреждать во время военных действий фруктовые деревья, чтобы не обеднить завоевываемые ресурсы ( Втор.20:19–20 ; 3Цар.3:19 ). Половина добычи доставалась воинам, половина – уходила в казну ( Чис.31:27 ; 1Цар.30:24 ; 2Цар.8:11–12 ). Пленники становились рабами победителей ( 3Цар.20:39–40 ). Иоиль мог взять такую рабыню в жены, но лишь спустя месяц после того, как она попала в плен, чтобы дать ей время успокоиться и преодолеть страхи. Если он от нее отрекался, то не имел права ее продать и должен был дать ей свободу ( Втор.20:18 ; Чис.31:15 ). Библия и литература того времени много говорят о войне, но подробно военные действия не описывают. Чтобы представить стратегию и тактику тех давних дней, необходимо обратиться к результатам археологических раскопок. Элохим – непременный участник битв своего народа: чтобы ему помочь, он ниспосылает холод, град, звездный дождь или даже останавливает движение солнца. Воины должны были сражаться в условиях плохой связи после начала битвы и, если она развивалась не по намеченному плану, легко впадали в панику. До царской эпохи, когда армия представляла собой племенное ополчение, воины были плохо вооружены и не имели специальных навыков ( Суд.5:8 ; 1Цар.13:19 ): военные действия часто представляли собой строго направленные внезапные атаки ( Суд.7:1 ; 1Цар.14:6, 13:22 ). Эти нападения заставали врага врасплох и позволяли его разбить, пока он еще не успевал осознать происходящее и собраться с силами для сопротивления ( Нав.8 ; Суд.9:30, 20:29 ; 1Цар.15:56 ). Ночь или раннее утро считались самым подходящим временем для набега: некоторые из них стали легендарными, как, например, атака Гедеона 58 . Библия описывает подобные подвиги высоким слогом и подчеркивает, что слава и победа достаются всегда умному и хитрому, например, Давиду, сравниваемому с гигантом Голиафом. Победа лишь тогда может считаться полной, когда враг совершенно разбит: Библия содержит многочисленные описания преследования бегущего с поля битвы врага ( Нав.10:19, 11:7–8 ; Суд.7:22–25, 8:4–11 ; 1Цар.14:3–6 ; Суд.3:28–29, 7:24–25, 12:5–6 ). Бог Иоиля – это «Бог гор»: евреи избегают равнинных боев, где колесницы хананеев непобедимы. Они предпочитают завлечь врага в горы, где им известна каждая тропинка и куда нет доступа колесницам ( Суд.4:15, 5:20–21 ). При осаде укрепленного поселения Иоиль старается заставить врага покинуть городские стены или разузнать, где располагается тайный вход в город ( Суд.1:22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот факт особенно важен для нас, так как при известном его понимании он может доказывать существование глубокого внутреннего разъединения и соперничества между двумя половинами еврейского царства даже в то время, когда они, по-видимому, составляли одно сильное целое. Известно, что ковчег завета, плененный и потом опять возвращенный филистимлянами, поставлен был в Кириафиариме, где и оставался до перенесения его при Давиде в Иерусалим ( 1Цар.7:1,2 ; 2Цар.6:2 ; 227 1Пар.13:6 ). Сам собою навязывается вопрос, почему он не был поставлен теперь же или несколько позднее во святом святых скинии собрания, на месте, указанном ему законом? Вопрос этот тем настойчивее требует своего решения, что именно в это время – под влиянием тесных обстоятельств, особенно пленения, хотя и кратковременного, ковчега завета, и увещаний со стороны Самуила израильский народ оставляет Ваалов и Астарт и обращается к Иегове ( 1Цар.7:3,4 ). Так при Самуиле, так и при Сауле; сам Саул, как известно, был строгим ревнителем по культе Иеговы ( 1Цар.14:32–45; 28:3 ). Возможны и предлагаются различные решения этого вопроса. He разрешает вопроса, а рассекает его тот взгляд, по которому ни ковчег завета не имел значения, какое ему обыкновенно усвояется, 228 ни скиния не существовала в том виде и с тем значением, какие ей усвояются. 229 Ближе к решению подходит, по-видимому, тот взгляд, по которому скиния собрания Моисеева была разрушена филистимлянами вместе с пленением ковчега завета. 230 Ηо о разрушении скинии ничего не говорится и в позднейшей истории встречается, как мы видели уже, именно Моисеева скиния. Другие, признавая предшествующее предположение о разрушении скинии, обращают внимание на характер религиозной реформы Самуила, – указывают на то, что он – пророк, устрояет жертвенник Иегове в своем городе, отличный от жертвенника при скинии ( 1Цар.7:17 ), и вообще служение Богу внутреннее предпочитает внешнему служению жертвами ( 1Цар.15:22 ), – и на основании всего этого ставят его в прямую противоположность к священству, из каковой противоположности объясняют и забвение скинии и ковчега завета в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, появляются разбойничьи банды. Одна из них помогла Давиду прийти к власти ( 1Цар.22:2 ; 1Цар.25:11–18 ; Суд.9:4, 11:3 ). Действия таких объединений всецело зависят от воли главаря. Они являются свидетельством упадка племенной власти и предвестием монархического уклада. б) Царская армия С приходом монархии армия становится царской. Теперь военная служба обязательна. Перепись населения служит не только для облегчения процедуры сбора налогов, но и для осуществления мобилизации. Царь обеспечивает экипировку и содержание своих воинов ( 3Цар.9:22 ; 2Пар.8:4, 9:11–12, 26:14 ). Их набор происходит в соответствии с территориальными условиями. Монархия изначально опиралась на армию наемников ( 1Цар.13:2, 14:52, 24:3 ). Ее основой стали члены отряда, который помог прийти к власти Давиду, впоследствии рекрутский набор осуществлялся по согласованию со всеми родами. Главнокомандующим, «cap хассаба», становился член царской семьи ( 4Цар.25:19 ; Иер.52:25 ; 4Цар.4:13 ). У него в подчинении находится «cap ха-хайил», командующий тьмой, затем командующие тысячами, сотнями и так далее ( Исх. 18:21 ; 3Цар.11:4 ; 4Цар.1:9 ). Есть бригадиры, капитаны, «шелишим». Лучшие воины называются героями, «гиборим»: они составляют элитную касту. Нужно также упомянуть кавалеристов, посыльных-бегунов, адъютантов ( 2Пар.18:33 ; 4Цар.9:17–18 ; 2Цар.15:1 ; 1Цар.22:17, 14:6 ). Отряды колесниц – самая могущественная и дорогостоящая часть армии – находились под контролем царя. Дорого стоили сами лошади и их содержание, а также амуниция всадников. Эта часть армии часто играла важную роль в переворотах: Замврий, возглавлявший эту часть армии, пришел к власти после убийства Ваасы ( 3Цар.16:8–9 ). Давид организовал отряд иностранных наемников, которые подчинялись лично ему: он оплачивал их из личных средств, чтобы обеспечить свою безопасность. Археологические раскопки показывают, что эти объединения базировались в Араде, Мегиддо и других стратегических точках. Наемники принимали активное участие как во внутренних конфликтах, так и в межгосударственных ( 4Цар.11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010