Потому-то и возмутились книжники. Мф.9:3 .  И се, нецыи от книжник реша в себе: Сей хулит. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Марк сказал яснее: «бяху же нецыи от книжник ту седяще и помышляюще в сердцах своих: что Сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехи, токмо един Бог» ( Мк.2:6–7 ). Соблазнялись по причине зависти и лукавства. Часто они видели, как Спаситель со властью прогонял болезни, изгонял бесов, повелевал ветрам и морю и совершал все это, превышая человеческие силы; но они, мстя за свои страсти, думали, что мстят за оскорбление Бога. Мф.9:4 .  И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих? Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Здесь показывает и другое неопровержимое знамение Своего Божества и равенства с Отцом, именно: знание помышлений сердец их, что также было свойственно одному Богу; ибо написано: «Ты бо един веси сердца сынов человеческих» ( 2Пар.6:30 ), ибо Ты один знаешь сердце сынов человеческих; и опять: «испытаяй сердца и утробы Бог» ( Откр.2:23 ); и в другом месте: «человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» ( 1Цар.16:7 ), человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. Так как они не приняли того знамения, потому что оно казалось им невозможным, приводит это как несомненное, и посредством него подтверждает также и прежнее, как бы так говоря: действительно, никто не может отпускать грехов, кроме Того, Кто видит помышления людей. Мф.9:5 .  Что бо есть удобее рещи: отпущаются ти греси: или рещи: востани и ходи… Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Так как вы, говорит, думаете, что Я богохульствую, потому что отпускаю грехи, и что Я делаю Себя равным Богу, то отвечайте Мне, что легче для исполнения, сказать ли то, или это? И то, и другое, о чем Он спросил, было возможно для Бога и невозможно для человека. И отпускать грехи было свойственно Богу, равно как и Своей властью поднять и укрепить расслабленного. Когда же они молчали, так как не могли сказать, что из двух легче, Он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Смысл этого утверждения, как мне видится, заключается в том, что мудростью, дарованной Господом, можно назвать как необходимое человеку умение, так и знание в любой области. В конце концов, в книге Иова написано: «Кто дал женщинам мудрость ткать и умение вышивать? 46 » ( Иов.38:36 ). И в книге Исход сказано: «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (ср. Исх.35:30–35; 36:1; 31:1–6 ). 3.3. Уразумей из всего этого, что от Господа – мудрость ремесленника, работающего с золотом или с серебром или с каким иным материалом, и мудрость составлять ткани; заметь, что обо всем этом справедливо можно сказать, что знания эти – от Всевышнего. Но если утверждается, что умения ремесленника – от Всевышнего, почему не таковы знания геометрии, из которых происходят навыки, называемые в Писании строительными? Ведь и у Захарии говорится о землемерной верви, которой ангел измеряет Иерусалим (ср. Зах.2:1–2 ). И потому мне не кажется нелепым утверждение, что и такое знание – от Всевышнего. А что мы скажем о музыке? Ведь мудрейший Давид достиг в ней таких высот и столь хорошо усвоил законы мелодии и ритма, что всегда находил звуки, способные утешать мятущегося и терзаемого злым духом царя ( 1Цар.16:23 ). Думаю, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что в этих знаниях «всякая премудрость – от Господа». Несомненно, это же верно и в отношении врачебных знаний; ибо если и есть наука от Бога, то какая же больше науки о здоровье, где познаются сила растений и свойства многоразличных снадобий? 3.4. Итак, из всего этого следует, что даже знания Валаама, ради которых его привели из Месопотамии, с гор восточных, чтобы проклясть Иакова, берут свое начало и происходят от Всевышнего, от Которого исходит познание и о природе животных, и о полете птиц, и об их различных голосах, но полученные им добрые знания он обратил ко злу. Это похоже на то, как если бы изучивший медицину, познавший силу растений и искусство приготовлений снадобий – все то, что Бог благодатью Своей даровал людям для исцеления, – захотел бы обратить знания, полученные им для телесного врачевания, ко злу и вместо лекаря стал бы отравителем, вместо врачевания недугов и исцеления нес бы смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сказано: «Посему прореки на них все слова сии и скажи им: Господь возгремит (дословный пер.: «рычит». – О.С.) с высоты и из жилища святыни Своей (дословный пер.: «рыком рычит о Храме Своем». – О.С.)…» ( Иер.25:30 ). Чем же недоволен Бог, что рыком рычит в Храме (Церкви) Своей? Далее пророк Иеремия указывает, на кого и за что направлен Его гнев: «Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада (то есть архиереи. – О.С.); ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд. И не будет убежища пастырям (то есть священникам. – О.С.) и спасения вождям стада (то есть архиереям и старцам. – О.С.). Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их» ( Иер.25:34–36 ). «Пажити их» вызвали гнев Бога, дорогие колесницы, городские дворцы и загородные виллы с бассейнами, счета в римских банках, поборы низшего священства, разврат прямо близ скинии Храма (см.: 1Цар.2:22 ). Смотрите, что пишет пророк Осия: «В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние…» ( Ос.6:10 ); а что пишет апостол Павел: «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» ( 1Кор.5:1–2 ). И все это мы должны сносить (ибо благодать действует и через недостойных, как мы беседовали в прошлый раз), как учит 15-е правило двукратного Собора 378 : пока не зазвучит ЕРЕСЬ – здесь Правило рекомендует решительно дистанцироваться от запятнавших себя еретическими мировоззрениями. Но «теология обогащения» и «процветания», по мнению маститого профессора А.Л. Дворкина, позволяет нам не считать ее носителей даже христианами. Этой же точки зрения придерживаются многие как отечественные, так и зарубежные религиоведы и сектоведы. Следовательно, эти «самозванцы от святости» (неважно, как они себя сами называют: ксендзами, пастырями, архиереями, игуменами или настоятелями), использующие религию как некий коммерческий проект, эксплуатирующие низшее духовенство и мирян, не могут считаться даже христианами. Их можно называть гедонистами, политическими и общественными деятелями, но не христианами, ибо таковые не «обогатились Его (Христа. – О.С.) нищетою», и не познали «что Он, будучи богат, обнищал ради» нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Хочешь, покажу тебе того, кто никогда не отлучается от «колодезя видения»? Это – апостол Павел, сказавший: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся» ( 2Кор.3:18 ). Так и ты, если все время будешь искать пророческих видений, если постоянно будешь стремиться познать, если станешь размышлять о них, пребывать в них, то и ты получишь благословение от Господа и будешь жить «у колодезя видения». Ибо и тебе Господь Иисус Христос явится «на дороге» и откроет тебе Писание, чтобы и ты мог сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Но Он является лишь тем, кто думает о Нем, размышляет о Нем и живет в законе Его «день и ночь» ( Пс.1:2 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XII. О беременности Ревекки и разрешении от бремени 1 . Мы должны молить Отца Слова, чтобы «когда они читают Моисея» ( 2Кор.3:15 ), Он и в нас исполнил написанное в псалме: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:18 ). Ибо если Он Сам не откроет наши глаза, то как мы увидим те великие тайны, которые переданы нам в патриархах и выражены то в образах колодцев, то через браки, то через рождения или даже через бесплодие? Пока же мы читаем: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться» ( Быт.25:21–22 ). Прежде всего подумай, почему о многих святых женщинах в Писании сказано, что они бесплодны: сама Сарра, а теперь – Ревекка (ср. Быт.11:30 ). И Рахиль, возлюбленная Израиля, была неплодна (ср. Быт.29:31 ). Сказано также, что неплодной была Анна, мать Самуила (ср. 1Цар.1:2 ). И в Евангелиях написано, что неплодной была Елисавета (ср. Лк.1:7 ). Но во всех этих примерах обнаруживается, что после бесплодия все они рождали святых. Итак, сказано, что Ревекка была неплодной, но «молился Исаак Господу о жене своей… и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. ( 1Ин.2:20 ) Священник : Таинство миропомазания есть священнодействие, установленное Господом Иисусом Христом, в котором, через помазание освященным миром и произнесение установленных слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», новокрещеному преподается благодать к дальнейшему усовершению жизни духовной, начатой крещением. Это таинство, преподаваемое новокрещеному епископом или священником сразу по святом крещении, было предвозвещено в Ветхом Завете через патриарха Иакова. Увидев во сне лестницу до небес и Бога вверху ее, он по пробуждении взял камень, который... положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его ( Быт.28:17–18 ). Помазание камня елеем прообразовало помазание христиан освященным миром, или дарование им печати Духа Святаго, ибо Священное Писание повелевает нам: сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный ( 1Петр.2:5 ; ср.: Евр.3:6 ). Что же касается помазания людей, то Ветхий Завет знает лишь помазание царей, которое совершал освященным елеем первосвященник (см.: 1Цар.10:1; 16:1–13 ), и это также было прообразом миропомазания. В новозаветные времена таинство миропомазания преподавалось апостолами через возложение рук тем, кто принял христианское крещение 109 . Апостолы Петр и Иоанн, посланные из Иерусалима к самарянам, которые еще прежде уверовали и крестились, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго ( Деян.8:14–17 ). Апостол же Павел, отыскав в Коринфе учеников, знавших лишь крещение покаяния, крестил их во имя Христово и потом, когда... возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян.19:6 ). А его увещание ефесянам не оскорблять Духа Божия, Которым они были запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ), свидетельствует, что таинство запечатления Духом совершалось и в апостольские времена сразу по крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

5 Поэтому и блж. Иероним называет пророков учителями народа (doctores). При изъяснении активного смысла слова nabi не принято проходить мимо наиболее типичного места – Исх. 7:1–2 . Господь говорил Моисею, который отказывался от посольства, ссылаясь на свое косноязычие:  Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком; ты будешь говорить ему все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону. Здесь слово nabi означает того, кто передает слова одного лица другому. Об Аароне в другом случае говорил Господь: Я знаю, что он может говорить... и будет говорить он вместо тебя (Моисея) к народу; итак он будет твоими устами ( Исх. 4:14, 16 ). Очевидно, что «пророк» ( Исх. 7:1 ) соответствует «устам» ( Исх. 4:16 ). Аарон и был «устами» Моисея, как видно из Исх. 4:30 . Пророк Иеремия также называет себя устами Иеговы (см.: Иер. 15:19 ). Соответствующее значение сохраняет филологический эквивалент nabi в греческом языке – prof " thj. Profhthj может быть филологически истолковано как сложенное из ргТ – за и fhm… – говорю. По такой интерпретации prof " thj будет означать говорящего за кого-нибудь. Пророк поэтому есть тот, кто возвещает людям то, что открывает ему Бог. В этом смысле и блж. Августин называет пророков изрекателями слов Божиих людям, не могшим или недостойным слышать Самого Бога. Нужно заметить, что в Библии встречаются пророки Ваала (nebi’ej habaal) и пророки Астарты (nebi’ej haaschera) (см.: 3Цар. 18:25, 29, 40, 19:1 ; 4Цар. 10:19 ), но зато есть и особенный термин для обозначения языческих пророков – kosemim (см.: Втор. 18:10, 14 ; 1Цар. 6:2 и др.) от глагола kasam – заклинать; еврейские пророки Иеговы никогда не называются kosemim. Такова ветхозаветная терминология пророков. С достаточной ясностью оттеняет она то, что, с одной стороны, пророк получал нечто в особом состоянии от Бога, а с другой – сообщал это полученное людям. Следовательно, самый общий принцип пророчества весьма различен от принципа священства. Если священство посредствовало между Богом и человеком и было представителем со стороны человека, то пророчество было органом откровения со стороны Бога, через который Бог всегда возвещал Свою волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В VIII гл. Пасхазий ближе определяет характер того осуждения, какое получают вместо тела и крови недостойно принимающие таинство. Помимо виновности в прежних своих грехах, недостойно причащающийся навлекает на себя вину гордыни и святотатства, потому что дерзнул коснуться святыни, назначенной только для чистых. Преступление, которое он совершает, таким образом гораздо более тяжелое, чем все его прежние грехи. Иуда, пока еще не принял освященного куска из рук Господа, хотя был уже человеком с искалеченною душою, тем не менее неоднократно то наедине, то пред другими благостно и кротко был наставляем Господом. Но после того, как он недостойно принял таинство, в него вошел сатана, и в то время как раньше он еще колебался, теперь, как только принял таинство, тотчас вышел вон. В Ветхом Завете первосвященник Илий говорил своим сыновьям, укоряя их за осквернение народных жертв: «если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» ( 1Цар.2:25 ). Какого же ходатая найдёт тот у Бога, кто, презирая Господа всей твари, в Его уничижение недостойно приступает к божественным телу и крови? Применительно к таинству евхаристии Пасхазий изъясняет видение пророком Иезекиилем ( Иез.9:2 ) шести мужей, имевших сосуд разрушения и между ними мужа, одетого в льняную одежду с прибором писца в руках. Основанием для Пасхазия является истолкование Иеронима, который говорить, что эти мужи, стоявшие подле жертвенника, получили повеление истреблять всякого, у кого они не увидят знака отпущения грехов. Имевший прибор писца по Пасхазию ныне налагает тау – знак креста на тех, кто достойно приступает к таинству. Сосуд же разрушения в руках исполнителей воли божией напоминает Пасхазию о словах апостола: «оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» ( 1Кор.11:30 ). Пасхазий ставит вопрос, почему наказание за недостойное принятие таинства не поражает явно виновных, и отвечает с своей обычной точки зрения на таинство: тогда быль бы один страх, но не было бы веры. Во всяком случае несомненно, – говорит Пасхазий, – что ангел мститель не пощадил бы ни одного недостойно причащающегося, если бы благость Христа не удерживала меча и не предотвращала мгновенную смерть (с. 1289–1293).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

XIX. Но, говорят, делай изображение Христа и удовольствуйся, или Матери Его – Богороди­цы 21 . О нелепость! Ты ясно признал себя врагом святых. Ибо если ты делаешь изображение Хрис­та, а святых – никоим образом, то ясно, что ты запрещаешь не изображение, но чествование свя­тых. Ибо изображения Христа, как украшенного славою, ты делаешь, изображение же святых, как будто бесславных, отвергаешь и истину называ­ешь ложью, ибо: «Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ). И божественный Апостол: «По­сему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал.4:7 ). И: «Если... с Ним и страдаем, чтобы с Ним и просла­виться» ( Рим.8:17 ). Ты предпринял войну не про­тив икон, но против святых. Ибо Иоанн Богослов и наперсник говорит: «Будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). Как соединяющийся с огнем делается огнем, не по природе, но в силу соединения, воспламе­нения и участия, так, говорю, и плоть воплотив­шегося Сына Божия. Ибо она вследствие ипостасного участия в божественной природе, не из­меняясь, обожествилась, освященная не действием Божиим, как каждый из пророков, а присутстви­ем все Освящавшего. А что и святые суть боги, говорит [Писание]: «Бог стал в сонме богов»( Пс. 81:1 ), и – что Бог стоит посреди богов, распределяя [каж­дому] по заслугам, как говорит божественный Григорий, толкуя [это место]. Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по смерти их благодать Святого Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гро­бах, и в их чертах, и в святых их изображениях не по причине их сущности, а вследствие благо­дати и [божественного] действия. XX. А какой храм в честь Себя обещал Бог Да­виду создать через собственного его сына и угото­вать место покоя, этот храм созидая, Соломон сде­лал Херувимов, как говорит Книга Царств, и обло­жил Херувимов золотом, также и все стены кругом, «сделал резные изображения херувимов и пальмо­вых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» ( 3Цар.6:29 ) (и не сказал: с боков, но кругом), так­же волов и львов и гранатовые яблоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Будучи первопричиной всех и вся, Он требует прославления Себя. Поэтому в очень многих местах Священного Писания Он называется «Богом славы» ( Деян.7:2 ). Выше я уже говорил, что Бог желает славы Себе, поскольку, если вы будете воздавать славу Богу, первопричине ваших успехов как мастеров и учителей, то слава, воздаяемая Ему, возвращается от Бога к вам, причем в гораздо большей степени, чем вы получили бы сами, если бы удержали ее для себя, а не отдали Ему. Именно это обещает Бог Самуилу: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ). Итак, провозглашайте вместе с Давидом: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» ( Пс.113:9 ). И славьте вместе с премудрым Зоровавелем: «От Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб» ( 2Езд.4:59 ). Ремесленникам не следует завидовать друг другу И последнее. Остерегайтесь, братья, завидовать другим мастерам, поскольку сходство природы и ремесла, как в любом деле, естественным образом объединяет похожих людей и побуждает их любить друг друга и взаимно радоваться удачам и преуспеванию друг друга. Как говорит Сирах, «всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» ( Сир.13:19–20 ). И продолжает: «Птицы слетаются к подобным себе» ( Сир. 27:9 ). А общей для всех философов аксиомой является изречение: сходство порождает дружбу 113 . И хотя сходство – причина любви и горячего стремления людей друг к другу, тем не менее завистник и ненавистник добра дьявол извращает эти понятия и не перестает такое сходство делать причиной ненависти, раздора и зависти, подвигая земледельца завидовать земледельцу, портного портному, горшечника – горшечнику, столяра – столяру, художника – художнику и так далее. Собратья по ремеслу и цеху завидуют друг другу. Как сказал поэт Гесиод: «Зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник, нищему нищий, певцу же певец соревнует усердно» 114 . Эта зависть имеет обыкновение развиваться у тех собратьев по ремеслу, из которых одни неуспешные и негодные, а другие успешнее и лучше их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1. Вчера мы вели беседу против еретиков и в защиту славы Единородного, не с целью поведать что-нибудь тайное, а чтобы благодарственно прославить благодать. Подлинно, не Христос возвеличивается нашими речами, а мы, возвеличенные его дарами, благодарственно возвещаем Его благодеяния. И было бы, поистине, безумием, получив от Него благодеяния, отплачивать за них молчанием, и тем более внимая призыву Давида, который, как вы только что слышали, говорит: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе» ( Пс.65:4 ). Восхваляя Бога, мы не Ему доставляем честь, а делаем честь самим себе. Прославляя Бога, не Ему даруем славу, а самих себя облекаем в бессмертную славу. «Прославляющих Меня, – говорит Бог , – прославлю, и уничижающие Меня уничижатся» ( 1Цар.2:30 ). По мере наших сил мы научили, что пределов славы Божией невозможно превзойти ни людям, обитающим на земле, ни Ангелам Небесным, ни Архангелам, ни Началам, ни Херувимам, ни Серафимам. И я хорошо знаю, что вы, слушатели любознательные, помните, чем окончилась у нас беседа об этом. А так как сегодня, братие, сам Царь славы предвозвестил о своем Кресте, и апостол, следуя царственному гласу Спасителя, любомудрствовал о Кресте, [Спаситель] именно говорил ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть» ( Мф.20:18 ); а Павел, порицая Галатов, писал: «Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый?» ( Гал.3:1 ), так как, говорю, и царский глас Господа (возвестил о Кресте), и царским следам последовало учение верного раба, то и нам, полагаю, по мере наших сил, нужно сказать приличное слово о Кресте Господнем, – не с целью изъяснить предмет по достоинству, а дабы, по мере сил, уплатить свой долг. Итак, что говорит Спаситель? «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет». Победитель смерти предрекает страдания; Разрушающий крестом смерть предвозвещает Крест; предвозвещает борьбу, чтобы проповедать победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010