Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Такая ситуация с подругой. Она верит в Бога, читает Библию и живёт по Библии. И как-то я ее спрашиваю: ты празднуешь Рождество Христово? Она ответила нет, так как это не упомянуто в Библии. Вопрос: есть ли дата рождения Иисуса Христа в Библии? 6 Ответов В Библии дата Рождества не названа, как и многое другое. Даже слова “Троица” там нет. Нынешняя дата Рождества —  это церковный обычай, установленный примерно в IV веке. Но если подруга живет по Библии, то она должна знать, что Тело Христово — это Церковь, которая существует неизменно от дня Пятидесятницы. Ее Главой является Сам Иисус Христос. В ней установлены разные церковные чины, в том числе учители, епископы и пресвитеры. Церковь светит миру истинным учением и преподает дары Святого Духа не где-нибудь в углу, но как свеча на подсвечнике, поэтому она является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ). Даже спасаемся мы не сами по себе, но в теле Церкви ( Еф. 5:23 ). Ваша подруга должна знать все эти библейские утверждения. Итак, живя по Библии, она должна причащаться Тела и Крови Христовых в Церкви ( Ин. 6:53–54 ). Должна слушаться церковных уставов и постановлений. Должна почитать церковных учителей и сохранять незыблемо церковную верую, однажды преданную святым ( Иуд. 1:3 ) и с тех пор неизменно хранимую в Церкви через апостольское Предание, за что нас хвалит и апостол ( 1Кор. 11:2 ). Поэтому, будучи верной православной христианкой, она должна принимать и церковные праздники, совершаемые во славу Божию, в том числе и Рождество Христово. Если же она свое личное толкование ставит выше голоса Церкви и Ее Главы — Господа Иисуса Христа, то не надо ей говорить, что она живет по Библии. Наоборот, самое главное в Библии — послушание Богу и Его Церкви, которое многие подменяют собственными мнениями и толкованиями. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов ( 1Цар.15:22 ).

http://azbyka.ru/vopros/est-li-data-rozh...

Рассуждение четырнадцатое. О смоковнице И узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки: и абие изсше смоковница ( Мф.21:19 ). § I Смоковница означает: 1) добрых общества правителей, которые приносят сладкие плоды правды, мира, защищения подданных, а не утеснения. Блаженно то общество, которое имеет таковых правителей. 2) Означает добрых родителей, кои воспитывают детей и домашних своих в вере и благочестии, и как бы сладость своих добродетелей близким сердцам сообщают по подобию смоковницы, которая близ стоящей руте соки свои сообщает. Таковая смоковница были родители пророка Самуила, и родители Преблагословенной Девы Марии. Благословенны дети, кои имеют благочестивых родителей, предшествующих собственным примером в благочестии и вперяющих в оные сердца страх Божий! Таковые не погибают, якоже Офни и Финеес ( 1Цар.4:11 ). § II Спрашивается: для чего Господь проклял смоковницу? да николиже от тебе плода будет во веки ( Мф.21:19 ). 1) Дабы показать могущество и силу Свою. Ибо единым словом иссушил смоковницу, которая сочнее из всех дерев. 2) Дабы удивить и утвердить Апостолов в вере, чтоб они, увидя Его страждуща, не приписали сие Его немощи, но единому благоволению. Мог бы Он могуществом Своим изъять себя из рук убийц, но не восхотел: или мнится ти, сказал Господь пред страданиями Петру, яко не могу ныне умолити Отца моего, и представит ми вящше неже дванадесяте легеона Ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобает быти? ( Мф.26:53–54 ) 3) Дабы уверить, что скоро имеет явиться гнев Божий на Иудеях, лишённых плодов веры и благодати; гнев Божий, о коем ещё Предтеча благовестил: уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо ( Мф.3:10 ). 4) Наконец дабы научить беззаконника творить плоды достойны покаяния. Нет ничего для человека приятнее, как созрелые смоквы; и нет вкусу противне, как смоквы незрелые: так пред Богом плоды добрых дел столько приятны, сколько противны дела злые.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Псалом 98 Псалом Давиду. В Еврейском нет надписания. «Сей псалом, – говорит св. Афан., – изображает царство Христово и высокомерие Иудейских архиереев». По бл. Феод., псалом сей предвозвещает возвращение Иудеев из Вавилона, и предрекает так же пришествие Спасителя нашего и неверие Иудеев. 1 . Господь воцарися, да гневаются людие. С Евр.: «Господь царствует: да трепещут народы». Здесь словом: гневаются – предвозвещается будущее состояние гнева, ярости, вражды врагов Христовых. «Христос есть тот Царь, которого царской власти не признают гневающиеся Иудеи» (Св. Афан.). «Ибо Иудеи и Еллины приходят в неистовство и ярость, слыша о царстве Владыки Христа» (Бл. Феод.). Седяй на херувимех, да подвижится земля. Т.е. «Тот самый воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах, и пред Кем подвиглась земля – из состояния ее во зле, т.е. из идолопоклонства» (Св. Афан.). Или: «Проповедуемый нами, говорит пророк, есть Бог горних сил и Господь, Который царственно восседает на херувимах, устрашает и поражает ужасом слушающих» (Бл. Феод.). Седение Господа на херувимах у Иудеев обыкновенно выражало царское величие Божие, потому они благоговели пред Богом, невидимо восседавшим на кивоте, на херувимах. Под. Пс. 17:11, 79:2 ; Ис. 37:16 ; Иез. 10:1, 11:2 ; Дан. 3:5 ; 1Цар. 4:4 и друг. 2 . Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми. «Сион есть Церковь , в которой прославляется и возносится Христос» (Св. Афан.). 3 . С Евр.: «Да славят великое и страшное имя Твое; свято оно»! 4 . И честь царева суд любит. С Евр.: «И могущество царя любит суд». Т.е. «досточестным делает царя – любовь к правде» (Бл. Феод.). «Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом: суд, то повеление Его страшно непокорным и свято для послушливых» (Св. Афан.). Ты уготовал еси правоты 554 , суд и правду во Иакове Ты сотворил еси. С Евр.: «Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершы во Иакове». Т.е. Ты, Господи, научил людей честности, Ты учредил справедливый суд в Еврейском народе. По бл. Феодориту, «Ты доказал истинность обетования Твоего, исполнив обещания, данные предкам Израиля, и даровав им спасение о Семени Авраамовом».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет – это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать. Обет, данный Богу, — это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения. Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:20-22 ). I. Библейские примеры обетов, данных Богу II. Виды обетов 1. Обет обещания ( «neder» — обещание или что-то обещанное) Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома. 2. Обет воздержания ( «‘esar» — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо, например, от супружества; также обет это обет назорейства: Назореями   были Самсон ( Суд.13:3-7 ) и Самуил ( 1Цар.1:11 ). К назореям относят и Иоанна Крестителя: « Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей » ( Лк.1:13-15 ). III. Распоряжения ветхозаветного Закона об обетах 1. Обязательное исполнение обета Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: « … если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха » ( Втор.23:22 ). Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: « Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими » ( Втор.23:21-23 ).

http://azbyka.ru/obety-v-svjashhennom-pi...

Разделы портала «Азбука веры» Херувимы — 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции); 2) ангелы, представители этого чина. Согласно толкованию « Дионисия Ареопагита », название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость» 1 . Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться». Херувимы в Ветхом Завете В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу. В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: « И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » ( Быт.3:24 ). В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ). Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики ( Иез.41:18 ), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.

http://azbyka.ru/heruvimy

Жребий Жребием владеет Бог Не напрасно говорят у нас: «Жребием владеет Бог» ( Пс.30:15–16 ). Приведем два примера, подтверждающие эту истину. 1 . Господь посылал однажды пророка Иону на проповедь в Ниневию, столицу ассирийского царства. Но Иона устрашился этого назначения на служение врагам своего отечества и решился бежать от лица Господня в Фарсис; и вот, когда он плыл туда, на корабле, Господь воздвиг сильную бурю на море; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда все бывшие на корабле сказали друг другу: «Пойдем, бросим жеребьи, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда». И бросили жеребьи, и пал жеребий на Иону… «И взяли Иону, и бросили его в море, и утихло море от ярости своей» ( Иона.1:7,15 ). Известно, что Иона промыслом Божиим сохранен был невредимым во чреве кита, и выброшен потом, чрез три дня, на берег морской совершенно здоровым, после чего Иона мог проповедовать в Ниневии ( Иона.2:1–11 ; Иона.3:4 ). 2 . А вот еще случай более явного участия промысла Божия в жребии: когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство ( 1Цар.10:1 ), в народе еврейском об этом никто не знал еще; тогда Самуил созывает старейшин народа и других почетных людей и предлагает им, согласно их желанию, избрать от среды себя достойнейшего человека в царя, кого укажет Сам Бог чрез жребий. Между тем Господом уже был избран Саул и без жребия, на главу которого Самуил возлил елей в доказательство того, что Бог посвятил его на царство. Собрались евреи, стали все по коленам своим, и начали вынимать жребии, и паде жребий на хоругвь Вениаминю, в которой находились предки Саула. Отделили эту хоругвь и стали призывать к жребию по племенам этой хоругви, и паде жребий на Маттариино, от которого происходили родоначальники Сауловы; но как в этом племени было много молодых людей – мужей, и не известно было, кого из них избрал Господь Бог, то стали вынимать жребий в третий раз, поименно, по мужам этого рода, и паде жребий на Саула, сына Кисова, – на того самого, которого Бог давно уже и без жребия избрал и посвятил в царя ( 1Цар.10:20–21 ). Следовательно, верно, что жребием располагает Сам Бог и каждому предопределен жребий уже давно, при самом рождении его и даже ранее ( Иер.1:5 ); а потому роптать на Бога за то, что Он не помог, например, призываемому к военной службе вынуть жребий счастливый, неразумно и грешно, так как этот ропот показывает, что человек не желает подчиняться воле Божией и не признает определения ее справедливыми забывая, что Бог всеблаг и правосуден. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Воспитание детей Родители должны · научать детей закону Божию: Вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ); · учить их страху Божию: Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас ( Пс.33:12 ); · повествовать им чудесные дела Божии: Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил ( Пс.77:4 ); · повествовать им суды Божьи: Передайте об этом [словах Господа о суде] детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду ( Иоиль.1:3 ); · исправлять и наказывать их: Наказывай сына твоего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его ( Притч.19:18 ); · не раздражать их: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали ( Кол.3:21 ); · научать свое дитя в начале его жизни, в молодые его годы: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет ( Притч.22:6 ). Небрежность в воспитании строго наказывается: Я [сказал Господь] объявил ему [Илию], что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его не чествуют, и не обуздывал их ( 1Цар.3:13 ). Побуждения к воспитанию детей: Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им. Умер отец его, и как будто не умирал; ибо оставил по себе подобного себе. При жизни своей он смотрел на него, и утешался, и при смерти своей не опечалился. Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его. Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним, и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности, и не потворствуй неразумию его. Учи сына твоего, и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его ( Сир.30:2,4–5,7–8,10–11,13 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Похвала Поскольку Писание говорит: не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших ( 1Цар. 2:3 ), и апостол иногда признается: что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу ( 2Кор. 11:17 ); и еще: я дошел до неразумия, хвалясь ( 2Кор. 12:11 ), а иногда дозволяет хвалится: хвалящийся хвались о Господе ( 2Кор. 10:17 ): то какая похвала о Господе и какая запрещена? В апостоле весьма ясно видно необходимое его противление страстям. Ибо говорит это не для того, чтобы себя самого выставить на вид, но чтобы низложить безрассудное высокомерие и превозношение некоторых. Похвала же о Господе бывает, когда человек добрые дела свои приписывает не себе самому, но Господу, говоря: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп. 4:13 ). А похвала запрещенная может быть двоякого рода, или по сказанному: хвалим бывает грешнник за похоти души своей ( Пс. 9:24 ), – и: что хвалишься злобою, сильный? ( Пс. 51:3 ). Или по сказанному: делают, чтобы показаться перед людьми ( Мф. 6:5 ), в самом же желании приобрести похвалу за то, что делают, как бы хвалясь сделанным. Но таковых можно назвать и святотатцами, присвояющими себе дары Божии, и себе самим восхищающими славу, которая подобает Богу (5). Господом будет хвалиться душа моя ( Пс. 33:3 ). Пророк говорит: никто не хвали моей изобретательности, которой спасся я от опасностей, ибо не в силе, не в мудрости человеческой, но в благодати Божией – спасение. Ибо сказано: да не хвалится мудрый мудростью своею, сильный силою своею, богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Господа Бога своего ( Иер. 9:23, 24 ). Смотри, как апостол хвалит сотрудников своих в деле благовестия. Он говорит: это ваш служитель и сотрудник в Господе ( Кол. 4:7 ). Если кто хвалится красотой телесной или знаменитостью рода, то не о Господе хвалится душа его; напротив, каждый из таковых предан суете. Не заслуживают также истинной похвалы искусства средние и занимающиеся ими: кормчие, врачи, витии 112 , строители, которые созидают города, или пирамиды, или лабиринты, или другие какие дорого стоящие или пышные громады зданий. Те, которые хвалятся этим, не в Господе полагают душу свою. Взамен всякой иной чести для нас довольно именоваться рабами такого Владыки. Не будет ли слуга царев хвалиться, что он поставлен в том или другом чине служения? Неужели же удостоившийся служить Богу будет измышлять себе похвалы отинуду 113 , как будто для полноты славы и именитости недостаточно ему именоваться Господним. Итак, Господом будет хвалиться душа моя (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Глава 3 Призвание Самуила к пророческому служению. 1Цар.3:1 .  Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. «Слово Господне» – через пророков, откровение воли Божией через видения были в те дни не часты. 1Цар.3:2 .  И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, – «На своем месте» – около порога скинии. 1Цар.3:3 .  и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; «Светильник Божий (находившийся в святилище) еще не погас», огонь в лампадах светильника зажигался священниками вечером и горел всю ночь до утра, а утром гасился ( Исх.27:21 . Ср. 1Цар.30:7–8 ; Лев.24:2–4 ). Наблюдение за исправностью лампад светильника, особенно в ночное время, очевидно, возложено было священниками на отрока Самуила, что вынуждало его проводить это время «в храме Господнем, где Ковчег Божий», точнее – в первом (со входа) отделении этого храма, или скинии, т.е. в святилище. 1Цар.3:11 .  И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; «Зазвенит в обоих ушах» – от ужаса (ср. 4Цар.21:12 ; Иер.19:3 ). 1Цар.3:12 .  в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; 1Цар.3:13 .  Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; 1Цар.3:14 .  и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. См. 1Цар. 2:27–36 . 1Цар.3:20 .  И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. «От Дана» – северного пункта Ханаана – до Вирсавии – его южного пункта. Выражение «от Дана до Вирсавии» на языке священных писателей тождественно выражению «вся земля израильтян», «весь Израиль», «весь Израиль и Иуда» ( 2Цар.3:10,6:19,17:11,24:2 ; 3Цар.4:25 ; 1Пар.21:2 ; 2Пар.30:5 ). 1Цар.3:21 .  И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне. [И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Господень. Илий же сделался очень стар, а сыновья его продолжали ходить беззаконным путем своим пред Господом.] «Самуил есть пророк Господень» – богоизбранный и боговдохновляемый провозвестник воли Господней. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Раскаяние, раскаиваться I. 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко ( Исх. 13:17 ; Суд. 21:15 ; Иер. 8:6 ; Иер. 31:19 ; Иов. 42:6 ). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II); 2) в НЗ понятие «раскаиваться» передается греч. глаголом метамеломай ( Мф. 21:29 ; Мф. 27:3 ; 2Кор. 7:10 ), значение которого тесно связано с глаголом метаноэо (⇒ Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели. II. 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» ( Быт. 6:6 ). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, которые даровал ему ( Иер. 18:10 ). Так, напр., Бог говорит: «Жалею, что поставил Я Саула царем» ( 1Цар. 15:11 ). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле ( Иер. 18:8 ) и в тех бедствиях ( Ион. 3:10 ; Иоил. 2:13 ), которые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: «Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того» ( Иер. 4:28 ), а также: «не отменю и не пощажу, и не помилую» ( Иез. 24:14 ); 2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» ( Числ. 23:19 ). В 1Цар. 15:1 , где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула ( 1Цар. 15:11.35 ), в 1Цар. 15сказано: «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (ср. Мал. 3:6 ); 3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидетельствует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает ( Иер. 12:1 ). «Раскаяние Божие» позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6:37 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010