Глава 8 Установление царской власти в еврейском народе. 1Цар.8:1 .  Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. «Сыновей своих»: обет назорейства (см. примеч. к 1Цар.1:11 ) не соединялся с обязательным безбрачием давшего этот обет. 1Цар.8:3 .  Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. Вирсавия – город вблизи южных границ Ханаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы (см. примеч. к 1Цар.1:1 ) в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила (ст.3). 1Цар.8:5 .  и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей. 1Цар.8:6 .  И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. «И не понравилось слово сие Самуилу». Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т.е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и Небесным Царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его Небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа. Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю ( 1Цар.8:7–8 ). К тому же, прося себе царя, евреи выразились: «как у прочих (т.е. языческих) народов».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 Победа Саула над Наасом, царем аммонитян. 1Цар.11:1 .  И [было спустя около месяца,] пришел Наас аммонитянин и осадил Иавис Галаадский. И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. «Спустя около месяца» – после избрания Саула на царство. Наас аммонитянин – царь аммонитян. аммонитяне жили в южных пределах восточного Заиорданья. Иавис Галаадский – город, находившийся в средней части восточного Заиорданья, Галааде. 1Цар.11:2 .  И сказал им Наас аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля. Кроме наносимого бесчестия Израилю, лишение покоренных правого глаза могло иметь и иную цель. Лишая жителей Иависа именно правого глаза, Наас «хотел сделать их неспособными к войне, потому что держащий в левой руке щит закрывает им левый глаз, правый же смотрит на врагов». Поэтому лишение правого глаза легко может повести к поражению тех, кто лишены его (Блаж. Феод., Толк. на 1 Цар., вопр. 23; ср. Иосиф Флавий «Иудейские Древности», 6:5, 1). 1Цар.11:3 .  И сказали ему старейшины Иависа: дай нам сроку семь дней, чтобы послать нам послов во все пределы израильские, и если никто не поможет нам, то мы выйдем к тебе. «Выйдем к тебе», чтобы исполнить твое требование. 1Цар.11:5 .  И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа. «И вот пришел Саул позади волов с поля». Очевидно, он продолжал еще вести ту трудовую земледельческую жизнь, которую вел до своего избрания в цари. Царский быт и царская обстановка явились позднее. 1Цар.11:6 .  И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его; «И сошел Дух Божий на Саула» – дух благородной решимости идти и освободить невинно угнетаемых, в полной уверенности, что Господь не оставит его своей помощью. 1Цар.11:7 .  и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Рождение Самуила и посвящение его Господу. 1Цар.1:1 .  Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – ефрафянин; «Рамафаим-Цофим» – иначе Рама Самуилова (см. 1Цар.1:19 ) – местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. «ефрафянин» не в смысле «вифлеемлянин» ( Быт.35:1 ): Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, а в смысле «ефремлянин», по месту своего происхождения. Ефрафа, ефрафянин, Ефрем, Ефраим, ефремлянин происходят от одного и того же еврейского корня – произрастать, плодиться, производить плоды, быть плодородным. 1Цар.1:3 .  И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т.е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес – священниками. «Положенные дни», в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были ( Исх.34:23 ; Втор.16:16 ) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы. 1Цар.1:4 .  В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные ( Лев.7:11,21,29–34 ; Втор.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Псалом 11 Надписание сего псалма, составляющее первый стих его, читается так: В конец, о осмей, псалом Давиду . Подобное надписание имеется и в шестом псалме, при объяснении которого дано объяснение и сего надписания. В одиннадцатом псалме пророк приносит жалобу Богу на лживых и двоедушных, коварных и льстивых людей, которые, притворяясь искренними и добрыми друзьями на словах, на деле оказываются гордыми и нечестивыми врагами, и при этом советует не полагаться на льстивые слова их, а возложить все упование на Бога, Который не оставляет без Своей помощи надеющихся на Него. Пс.11:2 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Таким образом, пророк изображает нравственное состояние окружающих его людей: трудно и тяжело, говорит, жить в обществе таких людей, между которыми не стало правды, среди которых совсем мало людей, любящих и говорящих истину. Спаси меня, Господи, и сохрани во истине Твоей. Пс.11:3 Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Нет искренности и правды во взаимных отношениях людей: каждый говорит с ближними своими притворно и лживо, с намерением обольстить и обмануть; у каждого лесть на языке, а в сердце зло. На языке и в словах – доброжелательство; а в сердце скрытое зло. Пс.11:4–5 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? В словах сего стиха пророк возвещает погибель льстецам и клеветникам, утверждая, что Господь истребит тех людей, которые говорят: «Языком мы сильны, уста наши с нами, кто нам господин?» Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык (язык велеречивый) и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при этом осмеливаются заявлять: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таковы были льстецы при дворе Саула царя во время Давида ( 1Цар.23:20 ); таков был фараон египетский, который говорил Моисею и Аарону: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его?» ( Исх.5:2 ). Таков был Рабсак, военачальник царя ассирийского ( 4Цар.18:28–32 ); таков был Навуходоносор, царь вавилонский ( Дан.3:15 ). Таковы были и враги Господа нашего Иисуса Христа, которые во время крестных страданий Его не убоялись изрыгать хулы свои и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста. Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:42–43 ). Таковых нечестивцев, с их языками велеречивыми, потребит Господь, накажет, истребит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 8 Государственная деятельность Соломона (Ср. 3Цар.9:10–27 ) 1–6. Устроение и постройка городов. 7–9. Государственные подати и повинности. 10–11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12–16. Организация богослужебного персонала. 17–18. Флот Соломона и плавание в Офир. 2Пар.8:2 .  Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых. Тогда как по ( 3Цар.9:11 ) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, в уплату за работы и материал по постройке храма, 2 Паралипоменон здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему («Кавул» – ( 3Цар.9:10–12 )). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Паралипоменон) совершенно другое событие. «Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого? Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы?» – Проф. М.С. Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 509. 2Пар.8:3 .  И пошел Соломон на Емаф-Сува и взял его. В этом стихе 2 книги Паралипоменон сообщает неизвестный из 3 книги Царств факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр.: Хамат-Цова, Vulgata: Emath Suba, LXX по Александрийскому списку: Αιμιθ Σωβ, слав.: «Эмаф-Сува». Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. ( Чис.13:22 ; 3Цар.8:65 ); Onomasticon 52, 424, 425, 425; См. «Толковая Библия», т. II, с. 407), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова (или Сува, Цоба) ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:3 и другие места) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Евфратом (Onomasticon, 889; «Толковя Библия», т. II, с. 404 и 317). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м ( 4Цар.14:23,25 ), свящ. писатель 2 Паралипоменон имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар.4:21,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 83 Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся Пс.83:3 и Пс.83:11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия ( Пс.83:10 ). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям ( 1Цар. 12:3, 5, 26:9 ; 2Цар. 1:14 ; Пс. 17:51, 19:7 ). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» ( Пс.83:12 ). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма – бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. – «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии. Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2–4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5–8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9–13). Пс.83:2 .  Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Пс.83:3 .  Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Пс.83:4 .  И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Пс.83:5 .  Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аммонитяне Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми , т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр. I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. ( Втор. 2:19–21 ). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25 ), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. ( Втор. 2:19 ), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). II. ИСТОРИЯ А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3 ). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу ( Суд. 3:13 ). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ ( Суд. 10:7–9 ; Суд. 11:32–33 ). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его ( 1Цар. 11:1–11 ). Давид, напротив, был дружески принят Наасом ( 2Цар. 10:2 ). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду ( 2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву ( 1Пар. 20:1 ). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением ( 2Пар. 20 ). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15 ) и Иоафам получают с них дань ( 2Пар. 26:8 ; 2Пар. 27:5 ). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона ( Иер. 27:3 ). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25 ) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии ( Иер. 40:14 ). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен ( Иез. 25:3 ; Соф. 2:8 ). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия ( Иер. 49:1–6 ) и Иезекииль ( Иез. 21:20 ; Иез. 25:1–7 ), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга Руфь I. АВТОР, ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ И МЕСТО В КАНОНЕ 1) в К.Р. рассказывается история, которая произошла в эпоху судей ( Руф. 1:1 ; согл. родословию, приведенному в Руф 4 и след., описанные в ней события происходили прим. за 100 лет до царствования Давида). Имя автора книги и время ее написания неизвестны, но поскольку она сообщает о происхождении Давида от моавитянки (ср. также 1Цар. 22:3 ), то исследователи предполагают, что она была написана в период расцвета этого царствующего дома; именно тогда, скорее всего, и возникла потребность письменно изложить предысторию дома Давида; 2) в евр. Библии К.Р. принадлежит к разделу кетувим, т.е. Писаний, а среди них – к мегиллот, т.е. к (праздничным) свиткам. В позднем иудаизме она зачитывалась во время праздника Пятидесятницы. Септуагинта, в соотв. с содержанием К.Р., помещает ее вслед за Книгой Судей, в этом ей следуют Вульгата и совр. переводы Библии. Место книги среди Писаний часто объясняли следами арам. влияния в ее языке и истолковывали как указание на ее позднее происхождение, что, однако, не бесспорно. II. СОДЕРЖАНИЕ В книге рассказывается об одной иуд. семье, которая, спасаясь от голода, «пошла жить на полях моавитских». Елимелех, его жена Ноеминь и двое их сыновей не захотели разделить с народом выпавшие на его долю бедствия и не остались в уделе, унаследованном от отцов. На чужбине Елимелех и его женатые на моавитянках сыновья умерли. Когда Бог вновь дал израильтянам хлеб, Ноеминь и ее оставшиеся бездетными невестки отправились в обратный путь. Одна из снох, Орфа, ушла от свекрови и вернулась в родит. дом, т.к. считала, что там у нее больше возможностей снова выйти замуж. Но другая сноха, Руфь, осталась с Ноеминью, с ее народом и ее Богом ( Руф 1 и след.), в вере и любви приняв на себя тяготы, выпадавшие на долю бездетной вдовы. Вернувшись в Вифлеем во время жатвы, Руфь, по праву вдов и пришельцев ( Лев. 23:22 ; Втор. 24:19 ), пошла подбирать колосья на поле Вооза, богатого родственника Елимелеха. Вооз, которому понравилась Руфь, в соотв. с законом о наследовании и законом о браке выкупил земельный надел Елимелеха и женился на Руфи, после того как ее ближайший родственник отказался это сделать (⇒ Брак , III,3 ⇒ Наследование , I,3 ⇒ Выкуп , I,1c). Руфь стала прабабкой царя Давида ( Мф. 1:5 ). III. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ В К.Р. приведена история из повседневной жизни израильтян. В ней рассказывается об обычаях народа, о правовой системе Израиля, о повседневной жизни израильтян. Но на фоне этой повседневной жизни раскрывается вера и любовь женщины из Моава, которые привели ее к народу Божьему; она вошла в тот род, из которого произойдут цари – израильские и иудейские, а затем и обетованный Мессия. В нежных словах Вооза, обращенных к Руфи ( Руф 2 и след.), звучит напоминание об Аврааме, так же, как и Руфь, покинувшем свою родину ради Господа ( Быт. 12:1 ) и ставшем отцом всех верующих ( Рим. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Назорей, Назарянин I. Слово «назорей» происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Числ. 6:7 : «посвящение Богу его на главе его». II. Постановление о назорействе приведено в Числ. 6 . У израильтян обет назорейства мог дать любой человек – мужчина или женщина, – если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., ⇒ Самсон ; Суд. 13:5.14 ) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар. 1:11 ). III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» ( Числ. 6:3–21 ); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства ( Числ. 6:5 ); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников ( Числ. 6:6–21 ). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву ( Числ. 6:9–12 ); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее – в храм) и положить их на огонь, который горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (⇒ Жертва потрясания ) ( Числ. 6:13–20 ). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью. IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят ( Числ. 6:8 ) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания ( Ам. 2:11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 5 Воцарение Давида над всем Израилем. Завоевание крепости Сион. Построение царского дома. Двукратное поражение филистимлян. 2Цар.5:1 .  И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы – кости твои и плоть твоя; От смерти Иевосфея до избрания Давида общееврейским царем прошло около 5 лет ( 2Цар.2:10–11,5:4–5 ). 2Цар.5:2 .  еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля». «Еще вчера и третьего дня», т. е. вообще в прежнее время. «Ты выводил и вводил Израиля», т. е. предводительствовал израильскими войсками во время сражений с неприятелем. «И сказал Господь тебе...». См. ( 1Цар.16:12–13 ; 2Цар.3:18 ). 2Цар.5:3 .  И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над [всем] Израилем. «И помазали Давида в царя». «Царского помазания Давид сподобился от Самуила. Дееписание же помазаниями называет и двукратное избрание его народом» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 15). 2Цар.5:6 .  И пошел царь и люди его на Иерусалим против иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». Город иевусеев Иерусалим, расположенный на возвышенности Сион, с крепостью того же названия, представлял из себя труднодоступную твердыню. Существование независимой хананейской области, врезавшейся между северной и южной частью Ханаана, было несовместимо с интересами объединенного государства и небезопасно для его спокойствия. Иевусеи – хананейское племя, происшедшее от внука Хама (через Ханаана) – Иевуса. 2Цар.5:8 .  И сказал Давид в тот день: всякий, убивая иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]. «И сказал Давид» и проч. Разгоряченный издевательством иевусеев (6 ст.), Давид отдает суровое приказание: не щадить побежденного врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010