Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Эдомитяне, идумеи Эдомитяне, идумеи, потомки Исава ( Быт. 36:1–19 ), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир ( Быт. 32:3 ; Быт. 36:6–8 ). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев ( Быт. 14:6 ; Быт. 36:20–30 ; Втор. 2:12.22 ). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей ( Быт. 36:31–39 ). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее ( 3Цар. 11:14 ) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома ( Числ. 20:14–21 ; Втор. 2:4–8 ; Суд. 11:17 ). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8–9 ), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул ( 1Цар. 14:47 ); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама ( Числ. 24:18 ). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. ( 2Цар. 8:13–18 ; 1Пар. 18:12–17 ). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население ( 3Цар. 11:15–22 ), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона ( 3Цар. 11:14–22.25 ), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере ( 3Цар. 9:26–28 ) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник ( 3Цар. 22:47–50 ), который в 4Цар. 3 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) ( 4Цар. 3:4–27 ). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре ( 2Пар. 20:1.10.23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 5 Воцарение Давида над всем Израилем. Завоевание крепости Сион. Построение царского дома. Двукратное поражение филистимлян. 2Цар.5:1 .  И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы – кости твои и плоть твоя; От смерти Иевосфея до избрания Давида общееврейским царем прошло около 5 лет ( 2Цар.2:10–11,5:4–5 ). 2Цар.5:2 .  еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля». «Еще вчера и третьего дня», т. е. вообще в прежнее время. «Ты выводил и вводил Израиля», т. е. предводительствовал израильскими войсками во время сражений с неприятелем. «И сказал Господь тебе...». См. ( 1Цар.16:12–13 ; 2Цар.3:18 ). 2Цар.5:3 .  И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над [всем] Израилем. «И помазали Давида в царя». «Царского помазания Давид сподобился от Самуила. Дееписание же помазаниями называет и двукратное избрание его народом» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 15). 2Цар.5:6 .  И пошел царь и люди его на Иерусалим против иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». Город иевусеев Иерусалим, расположенный на возвышенности Сион, с крепостью того же названия, представлял из себя труднодоступную твердыню. Существование независимой хананейской области, врезавшейся между северной и южной частью Ханаана, было несовместимо с интересами объединенного государства и небезопасно для его спокойствия. Иевусеи – хананейское племя, происшедшее от внука Хама (через Ханаана) – Иевуса. 2Цар.5:8 .  И сказал Давид в тот день: всякий, убивая иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]. «И сказал Давид» и проч. Разгоряченный издевательством иевусеев (6 ст.), Давид отдает суровое приказание: не щадить побежденного врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Государственная деятельность Соломона (Ср. 3Цар.9:10–27 ) 1–6. Устроение и постройка городов. 7–9. Государственные подати и повинности. 10–11. Главные приставники Соломона; поселение дочери фараоновой в особом дворце. 12–16. Организация богослужебного персонала. 17–18. Флот Соломона и плавание в Офир. 2Пар.8:2 .  Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых. Тогда как по ( 3Цар.9:11 ) Соломон отдал Хираму 20 городов в северной Палестине или земле Галилейской, в уплату за работы и материал по постройке храма, 2 Паралипоменон здесь говорит, наоборот, что Хирам дал Соломону 20 городов. В объяснение этого некоторые толкователи (напр., Calmet, Philippson), полагали, что здесь идет речь, собственно, о возвращении Хирамом городов, уступленных ему Соломоном, но не понравившихся ему («Кавул» – ( 3Цар.9:10–12 )). Но текст библейский говорит о даре, отдаче городов, а не о возвращении, поэтому естественнее видеть здесь (2 Паралипоменон) совершенно другое событие. «Хотя и можно заметить, что в книге Паралипоменон вообще все показания представляются к пользе и славе иудеев, но едва ли справедливо здесь предполагать какое-либо намеренно неверное показание. Нельзя ли два разноречивые показания книг Царств и Паралипоменон принять за две части одного целого? Не была ли выдача известных городов взаимным обменом с той и другой стороны, как новый залог дружбы?» – Проф. М.С. Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 509. 2Пар.8:3 .  И пошел Соломон на Емаф-Сува и взял его. В этом стихе 2 книги Паралипоменон сообщает неизвестный из 3 книги Царств факт похода Соломона против Емафа-Сувы, евр.: Хамат-Цова, Vulgata: Emath Suba, LXX по Александрийскому списку: Αιμιθ Σωβ, слав.: «Эмаф-Сува». Только здесь Эмаф-Сува отожествляется с известным сирийским городом Эмафом (ср. ( Чис.13:22 ; 3Цар.8:65 ); Onomasticon 52, 424, 425, 425; См. «Толковая Библия», т. II, с. 407), позже у греков известным под именем Епифании. Вообще же Сова (или Сува, Цоба) ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:3 и другие места) предположительно считается государством в Сирии между Оронтом и Евфратом (Onomasticon, 889; «Толковя Библия», т. II, с. 404 и 317). Упоминанием о покорении Эмафа, окончательно завоеванного лишь Иеровоамом II-м ( 4Цар.14:23,25 ), свящ. писатель 2 Паралипоменон имел в виду обозначить северную границу владений Соломона (ср. 3Цар.4:21,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Снисходительность — 1) нравственное качество разумно-свободного существа (например, человека), выражаемое: а) в его способности и готовности проявлять терпимое, благосклонное отношение к слабостям и недостаткам других, к обладателям этих слабостей и недостатков; б) в несклонности к проявлению излишней требовательности по отношению к другим; 2) деятельное проявление этого качества. Примерами снисходительности могут служить: проявление сочувствия, великодушия, уступчивости по отношению к кому-либо, прощение кого-либо за совершенный им неблаговидный проступок, и прочее. Отличается ли снисходительность от попустительства? Богоугодно, благоразумно проявляемую снисходительность не следует путать с безалаберным попустительством. Примером призыва проявления богоугодного снисхождения к человеческим слабостям, могут служить библейские слова: «Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей» ( Сир.3:12-13 ). Снисходительность к грешникам неоднократно проявлял Господь Иисус Христос, как, скажем, в случае с прелюбодейкой, которую иудеи едва не побили камнями ( Ин.8:4-11 ). Такая снисходительность всегда была направлена на добро. Безалаберное же попустительство, напротив, может способствовать приумножению зла, благоприятствовать совершению человеком грехов. Примером тому может служить поведение безответственных родителей, чрезмерно балующих своих чад, лишь бы только они не огорчались. Ярчайший библейский пример такого рода попустительства – отношение ветхозаветного первосвященника Илия к своим сыновьям. Как следует из Священного Писания, его сыновья грешили тяжкими грехами, регулярно, но он не проявлял к ним должной отеческой требовательности и надлежащих мер педагогического воздействия, за что и попал под осуждение Божие ( 1Цар.2:12, 27-34 ). Снисходительность по отношению к грешнику не должна проявляться в форме безответственного попустительства, не должна превращаться в потакание греху. Цитаты о снисходительности

http://azbyka.ru/snishoditelnost

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед зрителем представлена трагическая смерть царя Саула, ослушавшегося Бога. Царь Саул в ветхозаветном повествовании — пример правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. В правление этого царя израильскому народу приходилось бороться с филистимлянами. Сюжет картины отражает один из эпизодов данной борьбы. Когда между израильтянами и филистимлянами вспыхнула очередная война, войско Саула стало терпеть поражение. «И побежали мужи Израильские от Филистимлян и пали пораженные на горе Гелвуе. И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него» ( 1Цар.3:1-4 ). Как гласит Писание, накануне сражения с филистимлянами Саул попытался вопросить Бога по поводу предстоящей битвы, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» ( 1Цар. 28:6 ). Тогда он отправился за помощью к Аэндорской волшебнице. Волшебница вызвала ему дух Самуила, и тот предрек ему гибель. Обращение к волшебнице стало очередным богопротивным шагом Саула. С этим шагом священнописатель связал его смерть: «умер Саул за своё беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом» ( 1Пар. 10:13 ). Описание Эли Маркус показывает момент трагического исхода битвы Саула с филистимлянами. Окруженный вражескими лучниками, израненный Саул держит в руке меч, желая вонзить его в свое тело. Стражник поддерживает его за руку, желая отвратить от отчаянного шага, но павший духом, разгневанный царь его не слушает. На его лице мы видим решительность свести счеты с жизнью: в этом сражении он потерял своих сыновей. Начищенные до блеска доспехи и пурпурная перевязь – символ царской власти, — подчеркивают тщету человеческой славы перед лицом смерти. Рядом с Саулом стоит его оруженосец, который указывает царю на павшее по его вине войско. Позади умирающего сражаются последние оставшиеся в живых израильтяне, до конца выполняя свой воинский долг. На первом плане мы видим тела погибших в неравном бою сыновей Саула. На втором плане художник показал наступающих в утреннем тумане филистимлянских всадников и лучников: они выглядят как единая накатывающая волна – столь огромно их число. На фоне разворачивающейся трагедии контрастом выглядит умиротворенная природа: дремлющие предгорья, окутанные сизым туманом, рассеивающиеся облака, спадающая ночная синева: безмолвие природы и гибель людей, падающих под ударами бесчисленного войска неприятелей придает картине особое напряжение и драматизм. Рекомендуемая литература Тематическая подборка

http://azbyka.ru/art/smert-czarya-saula/

Разделы портала «Азбука веры» Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет – это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать. Обет, данный Богу, — это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения. Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:20-22 ). I. Библейские примеры обетов, данных Богу II. Виды обетов 1. Обет обещания ( «neder» — обещание или что-то обещанное) Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома. 2. Обет воздержания ( «‘esar» — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо, например, от супружества; также обет это обет назорейства: Назореями   были Самсон ( Суд.13:3-7 ) и Самуил ( 1Цар.1:11 ). К назореям относят и Иоанна Крестителя: « Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей » ( Лк.1:13-15 ). III. Распоряжения ветхозаветного Закона об обетах 1. Обязательное исполнение обета Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: « … если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха » ( Втор.23:22 ). Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: « Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими » ( Втор.23:21-23 ).

http://azbyka.ru/obety-v-svjashhennom-pi...

Пренебрежем, наконец, братия, временное, и позаботимся о вечных, обетованных нам, благах. Приложим старание, пока не стемнело, пока не кончилось сие торжище: сотворим себе други от мамоны неправды (Лк.16:9). Приобретем себе в свидетели многих бедных, у них купим елея, и пошлем вперед себя; ибо вот продающие елей для светильников, - вдовы, сироты, немощные, увечные, хромые, слепые, прокаженные и все нищие, которые сидят у дверей церковных. Их преклоним на свою сторону; они примирят с нами Судию. От приходящих к нам не будем отвращаться, но станем встречать их весело; а которые не имеют сил прийти, к тем будем сами посылать: это важнее первого. Каждый да разведает в церквах, нет ли бедного, или странника, и нашедши, постарается принять в дом и упокоить. Каждый да приложит старание предвосхитить себе бедного, прежде всех желающих то сделать; потому что вместе с бедным входит в дом Христос, нас ради обнищавший; таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр.13:16). И если приемляй Пророка, мзду пророчу приимет (Мф.10:41); то какую получит награду приемлющий самого Христа? Очевидно ту, о которой написано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Кто в дом к себе вводит бедного, тот вводит и Христа, сказавшего: блажени милостивии (Мф.5:7). Милуяй нищаго, взаим дает Богови (Притч.19:17), сказавшему: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Кто принимает под кров свой странника, тот принимает Христа, сказавшего: Сын же Божий не имать где главу подклонити (Лк.9:58). Все сие и подобное тому - плоды покаяния, венец, похвала и слава христиан. Да не хвалится премудрый премудростию своею, и сильный силою своею (1Цар.2:10), всяк же хваляйся о Господе да хвалится (1Кор.1:31). Похвала христианам - заповедь Господня. Похвала христианам - учения Апостолов и Пророков. Похвала христианам - смиренномудрие, духовная нищета и послушание. Похвала христианам - умиленное псалмопение. Похвала христианам - покаяние со слезами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/786/...

Разделы портала «Азбука веры» Воздеяние рук — литургический, молитвенный жест. О воздеянии рук при молитве в Священном Писании говорят в основном тексты послепленного периода ( Пс.27:2; 62:5; 140:2 ; Плач.3:41 ), вероятно указанный способ выражения молитвы распространяется в этот период. Особенно характерен стих Плач. 3:41: Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах , так как в этих словах предполагается, что молитва должна быть одновременно и внутренней, и иметь внешнее выражение. Понятна и необходимость подобного физического действия: человек по своей природе не может молиться исключительно безмолвной и умной молитвой (пример Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар.1 ) – исключение), ему нужны и внешние способы выражения молитвы. Воздеяние рук – символ возношения души и мыслей к Богу. В Новом Завете апостол Павел фактически утверждает древнюю практику молитвы с воздетыми руками: «Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ).  В итоге в Древней Церкви такой способ выражения молитвы стал доминирующим, о чем имеется множество свидетельств. В современном церковном богослужении практика молитвы с воздетыми руками используется в важнейшей службе – литургии. Во время литургии священник неоднократно, в том числе и во время чтения тропаря 3го часа перед освящением Даров, молится с воздетыми руками. Этот жест и обеспечивает связь с древней церковной практикой, и, можно сказать, внешне украшает наше богослужение. «Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Оранта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча . ( Исх.17:11-13 )

http://azbyka.ru/vozdejanie-ruk

Разделы портала «Азбука веры» Нрав ( характер ) – 1) психологическая особенность человека, обусловленная особенностями его душевных свойств; то же что характер (пример: кроткий нрав, суровый нрав); 2) совокупность психических свойств; 3) обычаи, уклад жизни (обычно употребляется во множественном числе: нравы). В Священном Писании жестокий человек называется зверонравным: «Имя же человеку Навáлъ и имя жене егó Авигéа: и женá егó благá смысломъ и добрá взóромъ зелó, мýжъ же ея человекъ жéстокъ и лукáвъ въ начинáниихъ и человéкъ зверонрáвенъ» ( 1Цар.25:3 ). В синодальном переводе слово «зверонравен» переведено как «злой нравом». В Новом Завете апостол Павел наставляет своих учеников в благонравии, предупреждая их об опасности безнравственного угождения своим похотям: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» ( Евр.13:3-5 ), в церковнославянском: «не сребролюбцы нравомъ». Чрезмерная склонность действовать в соответствии со своим нравом (склонность действовать по своим прихотям, капризам и т. п.) называется своенравием, здесь мы тоже имеем дело с корнем «нрав». Своенравие часто путают с упрямством, однако, это не одно и то же. Упрямый только не соглашается с вами, не уступает. Своенравный же идет дальше: он хочет, чтобы и другие непременно делали по его желанию. Своенравие тесно связано с самомнением и своеволием – эти три греха являются очень сильными факторами, препятствующими падшему человеку усвоению нрава Христова. При этом самомнение порабощает ум человека, своенравие порабощает его сердце, а своеволие порабощает его волю. Все три составляют падший нрав человека, они в совокупности и являются его безнравием, т. е. отсутствием (недостатком) благонравия. Своенравие поражает человека до самой глубины души, прежде всего, оно проявляется в характере его отношений с окружающими. Хотя своенравие часто проявляется в прихотях и капризах, его наличием не исключается способность устойчиво хранить определенный порядок, определенный характер отношения к окружающему. Причем в определенных ситуациях своенравный человек может вести себя одинаковым образом.

http://azbyka.ru/nrav

Разделы портала «Азбука веры» Правильно ли я понимаю что ни где в Священных Писаниях нет никаких указаний и предписаний соблюдать тот или иной пост? Вернее их там вообще нет, а все они были придуманы уже позже людьми? 3 Ответа Нет, не правильно. Господь Иисус Христос предписал посты для своих последоваиелей в дни, после Его крестной смерти Мф. 9:14–15 Как видно из отрывка, фарисеи (ветхозаветные религиозные последователи в Иудее) много постились, и православным положен пост, о чём установленно Церковью, которая есть Тело Христово Еф. 1:22–23 Ветхий Завет знал обязательный для всех пост в день очищения (Йом-Киппур).Впоследствии число постов увеличилось: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир. ( Зах. 7:5 ) Кроме того, верующие постились по собственному желанию. Например, так регулярно постился царь Давид. Моисей постился на горе 40 дней перед получением закона. Были и всенародные посты по разным случаям. Скажем, после смерти царя Саула народ постился семь дней ( 1Цар. 31:13 ). Вы должны понять, что пост того времени,- это ничего не есть до вечера и воздерживаться от супружеского общения. А вечером допускалось немного воды и хлеба. Вот что говорит закон о посте дня очищения: никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее ( Лев. 23:28–30 ). Смиряющий нас пост весьма приятен Богу: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. ( Иоил.2:12 ) В Новом Завете есть пожизненный постник Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ). Иисус Христос показал нам пример многодневного поста, когда постился без пищи 40 дней в пустыне. Призывает Он и нас к посту, обещая за это награду от Бога:

http://azbyka.ru/vopros/kem-zaveshhany-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010