Псалом 26 Двадцать шестой псалом надписывается так: псалом Давиду, прежде помазания. Надписание замечательное, и в истории Давида имеет верное приложение, потому что Давид был действительно помазан на царство Израилево, след., псалом этот написан был Давидом прежде его помазания. Казалось бы, что вопрос о надписании тем должен и кончиться, и как окончательно и удовлетворительно разрешённый, будет служить для нас путеводною звездою в исследовании самого содержания псалма; но здесь-то именно и начинается ряд недоумений, которые более или менее могут затруднять изъяснение слов пророческих, и закрывать или изменять смысл оных, потому что у Давида не одно было помазание, а три, различающиеся и временем, и местом, и обстоятельствами сопутствующими и последующими, и всё это, естественно, могло иметь своё разнообразное влияние на его душу и сердце, и столь же разнообразно отражаться и выражаться в его мыслях, чувствах, словах и делах. Первое помазание совершено было над ним в Вифлееме пророком Самуилом, ещё до гонения Саулова, второе – в Хевроне – коленом Иудиным, после погибели Саула, третие – всеми коленами Израилевыми, по смерти уже Иевосфея. О первом помазании Писание повествует так: прииде Самуил в Вифлеем, и прияв рог со елеем, помаза Давида посреде братии его, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом ( 1Цар.16:4:13 ): о втором в том же Писании сказано: и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? И рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон. Потом бытописатель, рассказав, как он взошёл, присовокупил: и приидоша мужи от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным ( 2Цар.2:1:4 ); О третьем помазании там же говорится: и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон, и чрез несколько слов: и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и. помазаша Давида на царство над всем Израилем ( 2Цар.5:1–3 ). Значит, псалом сей изречён Давидом между первым и вторым его помазанием, т. е. прежде нежели он принял второе поставление на царство и вступил в управление делами, потому что лицо, говорящее в этом псалме, представляется человеком страждущим и укрывающимся от гонения и преследования врагов своих, а Давид в этот именно период времени и был действительно в таком положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 8. Пророчественная хвалебная песнь Творцу и Промыслителю вселенной, открывающему Свое величие в малом создании – человеке Псалом 8, по буквальному своему смыслу, есть хвалебная песнь Творцу и Промыслителю вселенной, выражающая благоговейное изумление пред бесконечным Его величаем, вызывающим к Его прославлению даже младенцев, и пред Его крайним снисхождением и благоволением к слабому в сравнении с другими величественными созданиями человеку, которого Он поставил владыкою всех земных тварей и сделал видимым представителем Своего божественного величия и могущества на земле. Но вместе с тем этот псалом, по изъяснению его в Новом Завете, указанием на исповедание славы Божией младенцами (ст. 3) и изображением человека в его первобытном величии и владычестве над природою (ст. 5–9), представляет собою ясное пророчество о Христе Спасителе, как восстановителе первоначальных, утраченных людьми богоподобных прав ( Еф.2:4–7 ; Кол. 1:12–22 ), после Своего унижения в искупительных страданиях сделавшемся и по человеческой своей природе Владыкою всех существ небесных, и земных, и преисподних ( Мф.28:18; 11:27 ; Евр.2:6–10 ; Филип.2:6–11 ; Еф 1:19–23 ; 1Кор.15:27 ; 1Петр.3:22 ), который во время земной жизни своей, при торжественном входе своём в Иерусалим, устроил себе хвалу в устах детей еврейских (Мф.21:15–16) и, в устроении Своего царства на земле, божественную славу Своих дел и учения открывал и возвещал миру преимущественно чрез подобных младенцев, простых, некнижных людей, посрамляя ими премудрых и разумных ( Мф.11:25–26 ; 1Кор.1:27–28 ). Псалом 8, по свидетельству надписания (ст. 1), написан был Давидом, и он действительно, и по содержанию и образу выражения, всего более приличествует этому воспитавшемуся среди стад (ст. 7–8) под величественным небесным сводом (ст. 4) псалмопевцу (ср. его Псс. 18, 23 и др.), так что даже ученые, отрицающие принадлежность Давиду многих других надписывающихся его именем псалмов, не оспаривают написание этого псалма Давидом. Соображая содержание псалма с обстоятельствами жизни Давида, с вероятностью можно полагать, что он воспет был им при созерцании звёздного неба в одну из светлых ночей, проведённых им у стад отца его на вифлеемских пажитях, вскоре после его помазания пророком Самуилом, с которым вместе его природному дару псалмопения и сообщено было благодатное освящение от Духа Божия ( 1Цар.16:13 ) 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт.1:28; 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех до­христианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую до­христианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор.22:22-23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос.2:19-20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт.34:12 ; Исх.22:16 ; 1Цар.18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов.7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт.29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис.49:18; 61:10 ; Иер.2:32 ; Иез.16:10-12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак.9:39 ; Пс.44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт.29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов.8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт.24:60 ; Руф.4:11-14 ; Тов. 8:4-8 ).

http://azbyka.ru/kratkaya-istoriya-chino...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Владимир Хулап " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Брак был установлен Богом в раю еще до грехопадения Адама и Евы ( Быт. 1:28 ; Быт. 2:22 ), поэтому он рассматривался как священное, божественное установление во всех дохристианских культурах, и, как следствие, его заключение было связано с совершением определенных религиозных церемоний. Наши сегодняшние чинопоследования обручения и венчания уходят своими корнями в глубокую дохристианскую древность, восходя по форме к ветхозаветным и греко-римским корням. Заключение брака в Ветхом Завете и греко-римской среде Священное Писание Ветхого Завета нигде не дает полного описания «чина» заключения брака, однако мы находим в нем ряд важных элементов. Прежде всего, его «двухступенчатая» структура, состоявшая из помолвки и собственно свадьбы, которые четко разграничиваются ( Втор. 22:22–23 ). Пророк Осия использует термин «обручение» в переносном смысле для обозначения верности и постоянства завета с Богом, ориентированного на будущее исполнение ( Ос. 2:19–20 ). Помолвка имела прежде всего правовое значение и состояла в передаче женихом денежной суммы или дара отцу невесты ( Быт. 34:12 ; Исх. 22:16 ; 1Цар. 18:25 ), в более позднее время происходило составление брачного контракта ( Тов. 7:13 ). Через это устанавливался предварительный союз не только между женихом и невестой, но и между их семьями, который окончательно реализовывался в свадебной церемонии. Т. к. все правовые вопросы решались во время помолвки, свадьба была прежде всего большим семейным праздником, на который часто приглашались все жители селения ( Быт. 29:22 ). Молодые, празднично одетые и увенчанные венками ( Ис. 49:18; 61:10 ; Иер. 2:32 ; Иез. 16:10–12 ), в сопровождении друзей ( 1Мак. 9:39 ; Пс. 44:15 ) и гостей торжественной процессией шли из дома невесты в дом отца жениха, что символизировало переход девушки в новую семью мужа. По прибытии процессии здесь устраивался брачный пир, который длился неделю ( Быт. 29:27 ) или даже две ( Тов. 8:19 ). Вечером молодые вводились в брачную опочивальню ( Тов. 8:1 ). С заключением брака были тесно связаны молитвы и благословения, некоторые из них сохранились в тексте Ветхого Завета ( Быт. 24:60 ; Руф. 4:11–14 ; Тов. 8:4–8 ).

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

Скачать epub pdf Глава 16 Искушение Иисуса Христа фарисеями и саддукеями ( Мф.16:1–4 ). Закваска фарисейская и саддукейская ( Мф.16:5–12 ). Исповедание Петрово ( Мф.16:13–20 ). Предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.16:21–23 ). Крест последователей Христовых ( Мф.16:24–28 ). Мф.16:1 . И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. «Фарисеи и саддукеи»: см. прим. к Мф.3:7 . – «Искушая Его, просили знамения»: «спрашивали Его не для того, чтобы уверовать, но чтобы уловить... Если бы веровали, то не просили бы знамения» (Злат.). Их просьба была лицемерная, почему Спаситель и называет их лицемерами ( Мф.16:3 ). Притворялись они, что желали бы веровать в Господа, а сами в душе и не думали верить; показывали вид, что сомнение относительно лица Иисуса Христа тяготит их, тогда как на самом деле оно им нравилось. Может быть, думали поставить Его в затруднение и в этом найти предлог взнести на Него хулу. – «Знамение» (ср. прим. к Мф.12:38 ) «с неба»: какое-либо особенное, необычайное явление на тверди небесной. Ветхозаветные пророки иногда творили такие чудеса. Так, по слову Самуила, произошел необычайный чудесный гром ( 1Цар.12:16–18 ); Исаия возвратил солнечную тень на 10 степеней ( Ис.38:8 ); Моисей свел манну с неба ( Исх.16:4 ; Ин.6:31 ); Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ). Фарисеи и саддукеи и просили Господа показать им подобное знамение в надежде, что Он не покажет такого, не сможет; а если Он действительно Мессия, то удовлетворит их желанию. «А не знали, глупые, что Моисей в Египте совершил много знамений на земле, напротив, огонь, сошедший с неба на скот и на детей Иова, был от дьявола; из чего видно, что не все приходящее с неба – от Бога, равно и не все, бывающее на земле, – от бесов» (Злат.). Относительно неожиданного согласия двух, обыкновенно враждебных между собою, сект (фарисеев и саддукеев) в настоящем случае и требования ими знамения именно с неба, блаженный Феофилакт замечает: «хотя в учениях фарисеи и саддукеи не согласны были между собою, но относительно Христа были единодушны; знамения же с неба просили потому, что думали, что знамения на земле совершаются (Христом) посредством демонской силы и о веельзевуле».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 15 Бог ободряет Аврама Быт.15:1 . После сих происшествий Довольно обычное, хотя в то же время слишком общее хронологическое указание. было слово Господа к Авраму Экзегеты обращают внимание на данное место, как на первый случай того, как в Библии под термином dabar «слово» предлагалось таинственное предуказание на боговоплотившееся Слово, т.е. на Господа нашего Иисуса Христа ( Исх. 9:20 ; 1Цар. 3:21 , Пс. 32:6 и др.). в видении [ночью], Последнее указание, стоящее в скобках, есть у LXX (не во всех кодексах, см. у Гольмеса); еврейский же подлинник его не имеет и большинство комментаторов считают его позднейшим добавлением. Но если даже и допустить, что это богоявление происходило ночью, то, во всяком случае, несомненно, что Аврам, воспринимая это откровение, находился не в сонном, а в бодрственном состоянии, как это ясно видно из всего контекста ( Быт. 15:2, 5, 9–11 ). Точнее определяя это состояние, бытописатель называет его «видением», т.е. особо восторженным, приподнятым и, так сказать, экстатическим состоянием, подобным тому, в котором находился пророк Исаия в момент призвания его к пророческому служению ( Ис. 6 ) или Апостол Павел, когда восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы ( 2Кор. 12:3–4 ). и сказано: не бойся Аврам; Я твой щит; Не бойся, прежде всего, мести от тех врагов, над которыми ты недавно одержал столь блистательную победу, а также не страшись недоброжелательства и зависти к твоему военному успеху и возрастающему благосостоянию со стороны окружающих тебя хананейских владетелей; не бойся ничего подобного, – говорит Господь: «ибо Я твой щит», т.е. покровитель и защитник ( Пс. 3:4, 5:13, 83:12, 118:114 и др.). награда твоя [будет] весьма велика. В награду за все возвышенные и благородные свойства высокой души Аврама, в особенности за его послушание и веру, Господь не только даровал ему целый ряд обетований, как временных, так и вечных благ, но и удостоил его особенной близости к Себе, которая дала Апостолу Иакову ( Иак. 2:23 ) основание назвать его даже другом Божьим, в чем нельзя не видеть высочайшей награды для человека. Аврам скорбит об отсутствии у него потомства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 26 Псалом Давиду, прежде помазания. «Надписания сего, – говорит Феодорит, – в Екзаплах я не нашел; но есть оно в некоторых списках. Иные взяли это за повод отвергать все надписания, как неистинные; ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати всевышнего Духа, и при том был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз – в Вифлееме пророком Самуилом ( 1Цар. 16:13 ); во второй раз – в Хевроне коленом Иудиным, после погибели Саула ( 2Цар. 2:4 ). О третьем помазании опять сказуется в 2Цар. 5:3 . А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство и вступил в управление делами. И так, изрек он слова сии, гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху и, помолясь в скинии Божией, приял благословение св. хлебов, избежал от рук врага». С Евр.: «Псалом Давида» 172 . 1 . Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Давид, гонимый врагами, свое спасение находил в едином Боге. Эта надежда на Господа была так жива, глубока и тверда в боголюбивой душе Давида, что он не боялся никаких врагов среди сильнейших гонений. Господь был ему защитителем 173 , прикрывал как бы щитом, или (с Евр.): был крепостию его жизни, благодатным светом. 2 . Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Что действительно милостив был Господь к Давиду, это последний доказывает здесь собственным опытом. Когда, говорит, приближались ко мне, нападали на меня злодеи, мои враги и противники, чтобы, подобно диким зверям, пожрать, погубить меня, «не причинили мне вреда, но сами потерпели конечную пагубу» (бл. Феод.), – изнемогоша и падоша; с Евр.: «преткнутся и падут». Если псалом сей действительно написан пред вторым помазанием Давида, то здесь, конечно, приличнее разуметь будущее поражение и посрамление врагов Давидовых – Саула и его сообщников. «А потому сказанное в сем псалме, – говорит бл. Феод., – есть предречение будущего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Рассказ Ахава Иезавели о кармильских событиях, в частности и об умерщвлении, по слову пророка Илии, жрецов Ваала ( 3Цар.18:40 ), имел, вероятно, целью расположить жену к религии Иеговы; но на Иезавель, упорную и фанатичную язычницу, рассказ этот произвел обратное действие; возбудил ее ярость, мстительность и намерение со всей решительностью бороться за культ Ваала и против главного представителя религии Иеговы – пророка Илии, ставшего причиной гибели ее жрецов; и она через посла клятвенно (ср. 3Цар.2:23,20:10 ) угрожает ему смертью , имея в виду, вероятно, побудить его к бегству (умертвить пророка Илию, как многих других пророков ( 3Цар.18:4,13 ), Иезавель, видимо, не находит возможным ввиду известности его народу, особенно вскоре после происшествий на Кармиле, когда впечатление силы пророка истинного Бога на народ было еще свежо). LXX, слав. в словах Иезавели, ст. 2, добавляют ει συ ει Ηλιου, κα γ Ιεζαβελ, «аще ты еси Илиа, аз же», т. е. «деятельности твоей и авторитету пророка я сумею противопоставить свой авторитет царицы, чтительницы Ваала». Вероятно, Иезавель сделала это не без ведома Ахава, который оказался слишком слабым для того, чтобы оказать противодействие Иезавели: чувство раскаяния (ср. прим. к ( 3Цар.18:45–46 ) ) в нем оказалось слишком неглубоким и бесплодным. Пророк убоялся (LXX: φοβθη; Vulg.: timuit ergo, слав.: «и убояся», соотв. евр. гл. яре, «бояться», а не яра – «видеть», как в евр. и русск. синод, ст. 3). «Почему, – спрашивает блаженный Феодорит (вопр. 59), – Илия, имея такую силу, убоялся одной Иезавели?» И отвечает: «потому, что был не пророк только, но и человек. С другой стороны, и страх был делом Божия смотрения. Чтобы великость чудотворения не надмила мысли, благодать попустила природе дать в себе место боязни, а пророку через это познать собственную свою немощь». Пророк удаляется из Израильского царства в Вирсавию – в Иудейском царстве. Вирсавия принадлежала Симеонову колену ( Нав.19:2 ; 2Цар.24:7 ), лежала на границе Идумеи, теперь хирбет-бир-эс-Себа, Onomast 277; на южном конце Иудеи и всего Ханаана, как Дан составлял северную границу его; отсюда известное выражение «от Дана до Вирсавии» ( Суд.20:1 ; 1Цар.3:20 ; 2Цар.3:10,17:11,24:15 ; 3Цар.4:25 ), ср. Robinson, Palastinal, 337. Хотя город этот принадлежал к Иудейскому царству, но и во времена разделения царств привлекал много паломников из Израильского царства ( Ам.5:5,8:14 ). В Вирсавии пророк оставляет отрока своего (ст. 3), сн. ( 3Цар.18:43–44 ); в печали своей пророк, естественно, хотел быть один.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 Народное расположение к Давиду. Подозрительность Саула. Тайная вражда Саула против Давида. 1Цар.18:1 .  Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу. 1Цар.18:2 .  И взял его Саул в тот день и не позволил ему возвратиться в дом отца его. 1Цар.18:3 .  Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. Союз дружбы. 1Цар.18:4 .  И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой. 1Цар.18:5 .  И Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми; и это понравилось всему народу и слугам Сауловым. 1Цар.18:6 .  Когда они шли, при возвращении Давида с победы над филистимлянином, то женщины из всех городов израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. 1Цар.18:7 .  И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч! 1Цар.18:8 .  И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. 1Цар.18:9 .  И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. 1Цар.18:10 .  И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. Музыка Давида потеряла для Саула, по-видимому, всякое очарование. Вид предполагаемого претендента на его престол вызывал в Сауле необузданное бешенство. 1Цар.18:11 .  И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. Надобно полагать, что Саул действовал здесь не совсем бессознательно, потому что вскоре затем он начал хладнокровно придумывать другие, более благовидные, способы погубить Давида. 1Цар.18:12 .  И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил. 1Цар.18:13 .  И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил пред народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 Столкновение евреев с филистимлянами. Несогласие между царем Саулом и пророком Самуилом. 1Цар.13:1 .  Год был по воцарении Саула, и другой год царствовал он над Израилем, как выбрал Саул себе три тысячи из израильтян: «Год был по воцарении Саула, и другой год царствовал он над Израилем», т.е. во второй год по воцарении Саула над Израилем. «Три тысячи израильтян» – в качестве постоянного военного отряда. 1Цар.13:2 .  две тысячи были с Саулом в Михмасе и на горе Вефильской, тысяча же была с Ионафаном в Гиве Вениаминовой; а прочий народ отпустил он по домам своим. Михмас – город на северо-востоке от Гивы Вениаминовой. Возвышенность Вефиля – на север от Гивы Вениаминовой. 1Цар.13:3 .  И разбил Ионафан охранный отряд филистимский, который был в Гиве; и услышали об этом филистимляне, а Саул протрубил трубою по всей стране, возглашая: да услышат евреи! «Охранный отряд филистимский, который был в Гиве»: см. примеч. к 1Цар.9:16 . Очевидно, Гива Вениаминова входила уже в район филистимских захватов, и в ней (вернее, около нее) расположен был наблюдательный и охранный отряд филистимлян. Неудивительно, что подобное соседство не могло особенно понравиться царю евреев. 1Цар.13:5 .  И собрались филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря; и пришли и расположились станом в Михмасе, с восточной стороны Беф-Авена. Беф-Авен – Аиалон ( 1Цар.14:23,31 ); расположен к юго-западу от Гаваона. 1Цар.13:6 .  израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснен, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах; 1Цар.13:7 .  а некоторые из евреев переправились за Иордан в страну Гадову и Галаадскую; Саул же находился еще в Галгале, и весь народ, бывший с ним, находился в страхе. «Потому ли, что война была начата не по единодушному взрыву народного чувства, а по личным соображениям Саула; или потому, что гром железного оружия филистимлян наводил панический страх на евреев (см. прим. к 1Цар.9:16 ), но вышло так, что евреи упали духом: только часть их последовала за Саулом в Галгал (для жертвоприношения Богу); наибольшая же масса спряталась в пещеры, в терновые кустарники, в ущелья гор, в башни и ямы; многие бросились даже за Иордан» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010