Зах.11:10,14 . Пс.26:1 и 28:1) или Иерусалим и Самария ( Ис.10:10–11 ), обреченные по слову пророка на добычу царю ассирийскому (10:5–11). Точно также, между тем как в пророчествах после разделения нередко встречаются названия царствующих династий, здесь нет упоминания ни о Давиде, ни об Иуе, из дома которого происходил Иеровоам. С другой стороны, ни в летописях царствования Иеровоама, ни в самом ходе событий этого времени не видится достаточно данных для суждения об отношений Евреев к Моавитянам, Идумеем, Амаликитянам, Кенеем и Ассириянам. Усилившиеся под управлением царя Меши Моавитяне незадолго до вступления на престол Иеровоама были поражены и ослаблены соединенными силами Иорама, царя израильского, и Иосафата, царя Иудейского ( 4Цар.3:6–27 ). С того времени Моавитяне были, по-видимому, даже в подчинении у Израильтян 388 . Идумеи к этому времени были также поражены Иудейским царем Амассией ( 4Цар.14:7:10 ), а в летописях царствования Иеровоама о них не только не упоминается, да и не было надобности, ибо даже предшественник Иеровоама II Иоас оказался в силе разбить в битве возмечтавшего о себе победителя Идумеев – царя Амасию ( 4Цар.14:11–15 ). Точно также могущественные и страшные в древности Амаликитяне 389 уже при Сауле оказались народом слабым, не способным отразить нападение даже небольших сил еврейского царя ( 1Цар.15:5:8 ), а в царствование Иезекии их остатки были истреблены сынами Симеона ( 1Пар. 4:43 ). Еще меньше было основанний в жизни Евреев при Иеровоаме II для упоминания Кенеев. Свою вражду прямо они проявили только в древнее время ( Быт.15:19 ), при Моисее они были союзниками ( Чис.10:29–32 ), при Сауле они даже были в дружеских отношениях ( 1Цар.15 гл.) и не только не оказали никакой помощи Амаликитянам, но, по-видимому, помогали Евреем в борьбе Давида с Амаликитянами ( 1Цар.30:29 ). Впоследствии же, именно около этого времени они составляли часть Иудейского царства ( 1Пар.23:8 ). Отсюда совершенно очевидно, насколько произвольно утверждение защитников гипотезы происхождения книги Чисел 22–24 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

в значении , наместник, , согражданин; а по указанию Гербста 18 , в еврейском языке нередко имена мужского рода образованы по женской форме, и наоборот – имена женские – по мужеской. Прим. первого рода: ( 1Цар.4:14 ), ( 1Пар.7:33 ), ( 1Цар.8:24 ), ( Неем.11:9 ), ( 4Цар.22:14 ), ( 2Цар.25:23 ) и др. Прим. второго рода: ( 1Цар.25:3 ), ( Быт.11:29 и д.), ( 3Цар.11:19 ). Аналогию с этим можно находить в языках сирском и арабском. – То и другое объяснение имеет свое основание. В пользу перваго Генгстенберг приводить следующие доказательства. Во-первых, в гл.7:27 в мазоретском тексте Когелет конструируется как, имя женского рода ( ), чем обозначена, говорит Генгстенберг, мудрость свыше. Между тем как в других местах, где Когелет трактуется как имя мужеского рода, обращено внимание на лицо, здесь – на одушевляющий его принцип. Второе доказательство, продолжает Генгстенберг, дает сравнение с девятью первыми главами книга Притчей, в которых мы находим ключ к наименованию Когелет. Автор не избрал бы его, если бы он не рассчитывал на читателей, которые из указанных глав могли почерпнуть объяснение этого имени. Эти главы образуют род ведения. Прежде нежели будет предложено частное учение мудрости, должно быть выяснено в них существо истинной мудрости, по милости Бога учредившей свое местопребывание между Израилем, и пробуждена любовь к ней; а с другой стороны, должна быть поселена ненависть к ложной мудрости, стремящейся проникнуть своими соблазнами в среду народа Божия. Мудрость в этих главах вводится, как лице, и представляется говорящею. Характер ее, как Когелета, ясно обнаруживается в гл. 1:20, 21 кн. Притчей: «Премудрость восклицает на улице, на площадях возвышает голос свой; она проповедует на углах многолюдных, говорить свою речь в воротах города»; потом – в гл. 8, 1 ид. От этого олицетворения мудрости только один шаг к тому, чтобы она сделалась в индивидууме как бы личностью, что случилось в книге Екклесиаст. Далее: такое олицетворение мудрости тем менее представляет трудностей, что оно находится, неоспоримо, и в Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

в русской Библии–„верхняя риза“; (39:32–„тканая“) (Ключарев. Ветхо-заветное священство, стр. 79). Белый Эфод, надевавшийся собственно на плечи, состоял из двух кусков материи, составлявших переднюю и заднюю часть одежды и соединявшихся на плечах застежками и ниже руки шнурами или лентами. Эта одежда, кажется, не свешивалась ниже груди. Упоминание И. Флавия о том, что Эфод имел рукава, ученые относят к эфоду позднейшего времени. Отлично от других представляет эфод Деличь (Heil Worterbuh 401–403, где приложен и рисунок). По нему эфод был род широкого пояса, оставлявшего открытой верхнюю грудь, а сзади доходившего до плеч. Здесь концы его, в виде мантии подобных плат поднимались вверх, закрывали плечи и соединялись у горла; внизу же он связывался завязками (402). Деличь ссылается на то, что в 7 ст. 28 гл. Исхода нарамники отличаются от эфода, а в 2 кн. Царств говорится (гл. 6 ст. 14), что Давид был опоясан в льняной эфод, что неприложимо к одеванию одежды. Но нарамниками могла называться не особая одежда, а две половины эфода, а свидетельство о Давиде кн. Царств в русском переводе Библии читается так: .Давид был одет в льняной эфод. Эфод носили и священники и другие знатные лица при религиозных церемониях. И Самуил надевал эфод ( 1Цар. 2:18 ), и Давид при перенесений Ковчега Завета надевал льняной эфод ( 2Цар. 6:14 )( 1Цар. 22:18 ) и о 85 священниках при Сауле, убитых Доиком в Номсе, говорится, что они носили льняной эфод ( 1Цар. 22:18 ). Одежда Адерет, название которой происходило от глагола „быть полным“, –имела покрой широкой и длинной мантии. Упоминание об этой одежде встречаем только в тех местах Библии, где говорится о пророках или царях ( 3Цар. 19:13–19 ; Иовы 3:6; Зах. 11: 3 ). Словом Адерет означается в Библии и милоть пророка Илии ( 4Цар. 2: 8 ), которую он оставил Елисею. Пророческую мантию носили как истинные, так и ложные пророки еврейского народа. Эта мантия была ни более, ни менее, как простая овечья шуба, вывороченная мехом вверх. Если же не была она простым мехом, то, во всяком случае, делалась из шерстяных материй, была власяницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Для лучшего уразумения этого пророчества нужно знать 1) происхождение Филистимлян, 2) местоположение их земли и 3) отношение их к Иудеям. 1) Филистимляне происходили от Мицраима, сына Хамова ( Быт. 10:14 ), или от Египтян. 2) По рассеянии народов они поселились на острове Крите, откуда перешли в Хананейскую землю, и заняли приморскую страну к югу и западу от Иудеи ( Иез.25:16 ; Соф. 2:5 ). Знатнейшие города их, упоминаемые в свящ. истории, суть; Газа, Аскалон, Азот, Геф и Аккарон (ИИс. Нав. 13:3 ; 1Цар. 5:8–10; 6:17 ; Иер.25:20 ; АмОс.1:6). В Св. Писании Филистимляне упоминаются чаще других народов и по славянскому переводу называются иноплеменниками 3) Между Филистимлянами и Иудеями с древних времен была непримиримая вражда, происходили почти непрерывные войны с переменным успехом, смотря потому, как Богу было угодно наказывать Свой народ за беззакония. Они известны при всех Судьях, особенно при Самсоне ( Суд.13, 15. 15, 20 ); славную победу над Иудеями они одержали при Первосвященнике Илие, когда ковчег завета взяли в плен ( 1Цар. 2:1; 4:10 ). Самуил начал усмирять их (Суд.гл. 7). Саул, одержав над ними несколько побед ( 1Цар. 14:52 ), наконец был побежден ими и убит вместе с сыном своим Ионаоаном (гл. 31). Давид покорил их, а Соломон наложил на них дань ( 2Цар. 8:1 ; 3Цар.4:21 ). При Иораме они отложились от Иудеев и нанесли им сильное поражение ( 2Пар.21:16 ). Озия опять поработил их ( 2Пар.26:6, 7 ) При Ахазе они опять отложились и делали частые нападения на сопредельные области Иудеи ( 2Пар.28:18 ). Проповедь эта состоит А) из надписи (ст. 28), и Б) пророчества (ст. 29–32). Пророчество разделяется на две части. В первой части Пророк обличает суетную радость Филистимлян по случаю смерти Ахаза, предсказывая им наступающее бедствие (ст. 29, 30). Во второй части возбуждает их к плачу, предсказывая другое бедствие, а Иудеев утешает надеждою на будущее благосостояние (ст. 31, 32). Объяснение А) Надпись Ст. 28. В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово. Благочестивые из Иудеев, воздыхая о бедствиях Израиля, поражаемого за нечестие Ахаза, хотя питали надежду на лучшее царствование его преемника; но как он был еще молод, то Бог этим пророчеством хотел укрепить их в надежде на особенное покровительство, которым прославится царствование -благочестивого Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

6:8–13 жертва всесожжения. Ср. гл. 1. Поскольку ничего из жертвы всесожжения не предназначалось в пищу священнику или жертвователю, в тексте говорится лишь об ответственности священников за надлежащее обращение с пеплом и огнем. 6 Огонь... пусть горит. Ср. ст. 13. Этот ритуал должен был напоминать о Божием присутствии и о потребности народа в постоянном искуплении. 6:14–18 О приношении хлебном. Ср. гл. 2. 6 все, прикасающееся к ним, освятится. Эту фразу можно передать и так: «Все, прикасающиеся к ним, освятятся». 6:19–23 Священники должны были ежедневно совершать хлебное приношение. Об этом здесь упоминается впервые (6,20). 6 священник помазанный. Т.е. первосвященник. 6:24–30 О жертве за грех. Этот фрагмент содержит наставления, касающиеся священников. Глава 7 7:1–10 Процедура принесения жертвы повинности. 7:11–36 Установление о мирной жертве, или жертве общения (ср. гл. 3). Здесь даны предписания, касающиеся мирной жертвы и, в частности, хлебного приношения, а также описывается, как надо употреблять мясо жертвы (7,15.16). 7 при жертве благодарности. Можно было бы назвать эту жертву «жертвой исповедания», поскольку она приносилась также при исповедании грехов и в случае оказанных Богом милостей. Эта жертва служила для того, чтобы усилить молитвы о прощении или об исцелении, или же выразить благодарность за услышанные молитвы. 7 по обету. Находясь в затруднительном положении, люди клялись принести жертву Богу, если Он ответит на их молитвы ( Быт. 28,20–22 ; 1Цар. 1,11; 2,21.24 ); подобные клятвы обычно сопровождались мирной жертвой. от усердия. Такая добровольная жертва служила выражением благодарности Богу. 7 нечистоту. Определение понятия нечистоты см. в гл. 12–15. истребится. Такое выражение является общим для описания Божиего проклятия, его точный смысл в каждом конкретном случае определяется контекстом Священного Писания. Оно может означать смертную казнь (напр., Исх. 31,14.15 ) или обреченность остаться бездетным (18,14.19; 20,20). 7 крови не ешьте. Имеется в виду мясо, из которого не выпущена кровь ( 1Цар. 14,33 ). Богословское обоснование этого запрета дается в 17,11 и Быт. 9,4 . Глава 8

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

§ 173. . О сочетании гл. с другим глаголом в адвербиальном значении «снова» см. § 19 (стр. 187) 2125 . Настоящее сочетание значит «и вы снова увидите». Древние и некоторые из новых (напр., Новак) переводят буквально: «и вы обратитесь и увидите» (κα πιστραφσεσθε κα ψεσθε, «et convertemini et videbitis», «und ihr werdet umkehren und sehen»). В сочетании с предл. («между») гл. значит «видеть разницу» (букв. «видеть между кем-л.»). С предлогом конструируются вообще многие глаголы, обозначающие видение, знание, научение, – в значении: видеть, знать или разъяснять разницу между чем-л. (Ср. 2Цар.19:36 ; Ион.4:11 ; 3Цар.3:9 ; Иез.44:23 ). Вместо повторения в одном предложении предлогов ... (таковое мы встречаем, напр., в 1Цар.17:1 ; Исх.11:7 ) дов. обычно употребляется, – для благозвучия, – сочетание ... , как в нашем случае (ср. привед. цит. и еще Быт.1:6 ; Дан.11:45 ), или ... ( Иоил.2:17 ) 2126 . Комментаторы прежнего времени (Де-Дьё, Фюрст, Рейнке), а из новейших Орелли склонны были рассматривать , как имя (st. constr. от )==«промежуток», «intervallum». Рейнке для доказательства своей мысли ссылается на форму ( Иез.10:2, 7 ; Быт.26:28; 42:23 ; Исх.10:2; 6:7 ; 2Цар.21:7 ), являющуюся множ, числом этого имени, на употребление его с предлогом – ( Ис.44:4 ), на двойств. ч. ( 1Цар.17:4, 23 ) и на соединение с ним другого имени в st. constr. –   (ib) 2127 . Несомненно, что почти все предлоги были некогда именами, а некоторые навсегда сохранили за собою и именное значение. К последним отчасти принадлежит и . Но действительно именное значение он имеет лишь в 1Цар.17:4, 23 , а в остальных случаях его весьма частого употребления он обыкновенно является предлогом. И в приводимых Рейнке примерах он сохранил лишь некоторые этимологические принадлежности имени, а значение имеет предложное и употребляется только с суффиксами (, , и т. под.) или после других предлогов (, ), – кроме только Иез.10:7 . 2128 Мы полагаем, что, в виду этого, совершенно излишне допускать употребление Малахией предлога в значении имени, – тем более, что не только совершенно ясный смысл речи, но и аналогии библейского словоупотребления вполне гармонируют именно с предложным значением . LXX переводят ν μσον (слав. «между»), бл. Иероним – придаточным предложением: «quid sit inter justum et impium», тарг. и сир. – «между». Бахман допускает возможность, что после в подлиннике было еще целое прид. предложение:   (==«ибо Я, Иегова Бог различу и т. д.») 2129 . Но такая корректура нам кажется совершенно излишней и ничем не оправдываемой (ср. Быт.6:9; 7:1 ; Ис.3:10; 49:24 ; Иез.3:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

d) (Зах. 8, 18–23) Вторая половина гл. 8 представляет прямой ответ на вопрос ст. 3 гл. 7. При изложенных выше условиях посты должны превратиться для иудеев в торжественные и приятные празднества, И этим обетованиям, говорящим о будущем благополучии обитателей Иерусалима, присовокупляется обетование о высших и превосходнейших благах: к бывшему некогда в рассеянии и вновь восстановленному в своей стране народу будут стекаться отовсюду представители различных народов, будут звать друг друга жители городов языческих в святой город для молитвы пред Господом в Иерусалиме. И могущественные народы придут в Иерусалим, в лице своих представителей. Язычники будут нуждаться в руководстве и посредничестве иудеев – народа близкого к Богу; один иудей будет руководить десятью язычниками. 76 48 Подл. т., LXX, Vulg., Трг. дают указание только года и месяца; сирск. добавляет: иврит – в перзый (день) месяца (см. Walt. t. III, Bredenkamp, S. 2). 49 В ( Зах. 1, 3 ) три раза встречаем имя Божие иврит, употребленное потом многократно на протяжении четырнадцати глав кн. пр. Захарии (см. Mandelk.).Эmo имя представляет собой одну из отличительных особенностей пророческого языка вообще. В древнейших книгах (Пятокн., Нав. и Суд.) оно совсем не встречается; первые случаи его употребление находим в ( 1Цар. 1, 3. 11 ); ( 1Цар. 4, 4 ) (Oehl, Theol. d. А. Т. II, 8. 131; Глаг., стр. 19, 238–239). иврит, по Гезен,означает: Heer; иврит 1) das Heer der Engel, 2) die Gestirne (Oehl. 134; Тюрн., стр. XVII, пр.). Таким образом, наименование иврит может иметь троякое значение. Оно указывает или на то, что Господь – как бы предводитель воинств Израиля (А. Loisy, Études bibliques. Paris, 1903. Pp. 266–267 et n. 1; в ( 1Цар. 17, 45 ) иврит сопоставляется с наименованием иврит, а в ( Пс. 24,8 ) иврит поставлено, очевидно, в параллель с иврит – см. Oehl. S. 132), или то, что Он – творец светил небесных (Е. Sellin, Die alttestamentliche Religion im Rahmen der andern altorientalischen. Leipzig, 1908. Ss. 63– 64), или, наконец, что Он – владыка ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Можно предположить, что на месте бежавших гаваонитян в этом городе поселились израильтяне из колена Вениаминова. Непонятно, принадлежали ли убийцы Иевосфея к первоначальному населению Беерофа или же к переселившимся туда израильтянам. 4 известие о Сауле и Ионафане. Т.е. известие об их гибели (гл. 1; 1Цар. 31 ). Мемфивосфей. См. 9, 6–13; 16,1–4; 19,24–30; 21,7 (в 21,8 речь идет о другом человеке по имени Мемфивосфей). 4 жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби. В то время как Рихав и Баана пытались представить себя благочестивыми исполнителями Божиего суда над домом Саула (ст. 8), Давид однозначно дает им понять, что имея помощь от Господа, он не нуждается в человеческой помощи. 4 приказал Давид слугам. Если Иоаву Давид сохранил жизнь, ограничившись проклятиями ему и его потомству (см. ком. к 3,29), то теперь он не колеблясь приказывает предать убийц Иевосфея смерти. отрубили им руки и ноги. Такого рода казнь могла иметь особое значение, а именно отсечение членов, с помощью которых было совершено преступление рук, пронзивших Иевосфея, и ног, донесших известие об убийстве до Давида. Глава 5 5 все колена Израилевы. Точнее, их предводители. Древнееврейское слово, означающее «колена», «племена», имело также значение «предводители», «старейшины». кости твои и плоть твоя. Парафраза, выражающая родственную связь (ср. 19,12.13; Быт. 29,14 ; Суд. 9,2 ). То обстоятельство, что Давид являлся израильским старейшинам соплеменником, было первой из трех причин, в силу которых те пожелали видеть его своим царем. 5 ты выводил и вводил Израиля. Или: «ты предводил Израиль в военных сражениях». Второй причиной, по которой старейшины Израиля пожелали видеть Давида своим царем (см. ком. к ст. 1), были его удачные действия в качестве военачальника ( 1Цар. 17,32.45–47; 18,7.13.16; 25,28 ). сказал Господь тебе. Третьей причиной, по которой Давид был призван на израильский престол, явилось его избрание Господом (см. 1Цар. 16,1 ). будешь пасти народ Мой. Образ пастыря часто используется в Библии метафорически для обозначения Бога (напр., Быт. 48,15; 49,24 ; Пс. 22,1; 79,2 ), Сына Его Иисуса Христа (см., напр., Ин. 10,11 ; 1Пет. 5,4 ; Евр. 13,20; 0 ткр. 7,17), а также, как в данном случае, того или иного человека, которого Господь поставил руководить другими людьми (см., напр., 7,7; Чис. 27,15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 . Господь довел народ свой до цели его путешествия, ввел его в землю садов, плодоносных полей и дал ему питаться плодами и пользоваться всеми удобствами этих садов и полей. Слав. выражение: « в зе млю Карми лъ» оставляет слово «Кармил» без перевода. Но это слово не может быть понимаемо, как собственное имя. Имя Кармил в собственном смысле прилагается в ветхозаветных священных книгах а) к горе Кармил, возвышающейся на берегу Средиземного моря при впадении в это море реки Кисона, на границе Ефремова колена с Ассировым, – горе особенно известной по жертвоприношению, совершенному на ней пророком Илиею ( 3Цар. 18 гл.); б) к городу, лежавшему в горах иудейских к югу от Хеврона ( Нав. 15:55 ; 1Цар. 15:12 ) и известному по столкновению Давида с Навалом Кармильским, жена которого сделалась с течением времени женою Давида ( 1Цар. 25:2  и сл. 1Цар. 27:3 ). Ни та гора, ни этот город не имели какого либо выдающегося значения для израильтян в первое время их пребывания в стране обетованной или в позднейшей их истории, чтобы вся страна могла называться их именем. Слово Кармил, как имя нарицательное, значит или плодовый лес, поля, усеянные плодовыми деревьями, или вообще лучшие плоды земли. Землею таких плодов или лесов или полей страна обетованная могла быть названа по справедливости. Еще на первых израильтян, ходивших из Кадис-варни обозреть эту страну, она произвела впечатление страны необыкновенно богатой плодовыми деревьями. Соглядатаи взяли из долины Ахор и принесли в Кадис-варни громадную ветвь винограда до того тяжелую, что нести ее нужно было двоим ( Чис. 13:24 ). В такую плодоносную страну ввел Израиля Господь, дав ему право пользоваться ее плодами. Эта страна, однакоже, называется землею Господа, Его достоянием. Значит, Израиль был и мог быть в ней не полновластным хозяином, не мог жить в ней по прихотям сердца своего; но должен был соображаться в своей жизни с волею Того, кому принадлежит страна в собственном смысле и Кто дал ее народу еврейскому только по милости. Израиль не соблюл, однакоже, в данной ему стране того порядка, который соответствовал бы святости и несравненным совершенствам ее истинного Обладателя. Он повел там жизнь, прямо противную требованиям воли Святейшего. Оскверни ли е ст – сделали нечистою – зе млю мою , и досто н е мое поста вили есте в ме рзость, какими образом, объясняется в следующем

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иудейское предание определяло личность писателя книги, признавая таким Самуила (Baba Batra 14b). Из христианских писателей это мнение разделял Исидор Испалийский (De office. Ecles. 1:12). В Синопсисах Афанасия и Златоуста этот вопрос не поднимается. Бл. Феодорит в слове Иерусалим ( Суд.1:7,21 ) видел указание на эпоху Давида, якобы современную писателю; но из Библии этого подтвердить нельзя, потому что и ранее Давида, еще при Аврааме Иерусалим назывался Салимом, а в соединении с словом город () Иерусалимом ( Быт.14:18 ). При Иисусе Навине употребительно было уже полное имя Иерусалим (И. Навин 10:1;12:10;15:63). О перемене какого-либо древнего названия города на Иерусалим в эпоху Давида также в Библии нигде не говорится, следовательно, предположение Феодорита не может быть принято. В подтверждение иудейского предания можно привести следующие косвенные даты из самой книги Судей. В 1:21 говорится, что Иевусеи «до ныне» живут в Иерусалиме. Иевусеи были окончательно изгнаны из Иерусалима при Давиде ( 2Цар.5:6–9 ). Следовательно, писатель жил ранее воцарения Давида и изгнания Иевусеев. В 6:24 замечено, что жертвенник Гедеона в Офре Авиезеровой и «до ныне» находится. В 11:30 говорится: вошло в обычай, что ежегодно дочери Израилевы ходят оплакивать дочь Иефеая. Едва ли жертвенник Гедеона и плачь о дочери Иефеая могли долго существовать. Описывая беспорядки в эпоху судей, писатель очень идеально смотрит на царское правление и отсутствием царя объясняет описываемые беспорядки, например, междоусобицу и почитание истукана (18:1;19:1;21:25). Следовательно, он не дожил до разделения царств и сопровождавших его войн ( 3Цар.14:30 ), почитания тельцов и поголовного увлечения языческими культами ( 3Цар.12:27–33;14:22–24;19:14–18 ). Кроме этих, как видно довольно неопределенных дат, исследователи находят более определенную: сходство во взглядах и даже выражениях писателя книги Судей и пророка Самуила на эпоху судей, на нечестие Евреев, как на причину порабощения врагами, на обращение к Богу, как причину дарования судей и избавления от врагов (ср. особ. Суд.2:11–23 = 1Цар.12:8–15 ) вспоминаются почти все судьи, описываемые в книге Судей. Вообще, раскрываемая в книге Судей идея постепенного падения еврейского народа в период судей и неудовлетворительности формы судейского правления напоминает речи Самуила перед избранием и помазанием Саула на царство ( 1Цар.8 и 12 гл.). Правда, царское правление очень тягостно, по взгляду Самуила, должно быть для Евреев, оно оскорбительно, по их требовательности, и для Господа, но оно необходимо по жестоковыйности народа. Отсутствие у Израиля единовластного царя было источником многочисленных бедствий еврейского народа в период судей ( 1Цар.12:9–12 ). Так, основная мысль книги Судей и речей Самуила одна и та же и может подтверждать, хотя конечно и косвенно, свидетельство иудейского предания о происхождении книги Судей от Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010