5 Хитрость разума Смысл истории и смысл жизни 1 2 3 4 Вечное и преходящее в учении русских славянофилов 1 2 3 4 5 6 7 8 Человеческая мудрость и премудрость Божия 1 2 3 4 5 6 В мире исканий и блужданий I. Знаменательный спор II. Соблазн прекраснодушия III. Пафос лжепророчества и мнимые откровения Два завета Памяти проф. П. И. Новгородцева Метафизические предпосылки утопизма I II III IV V Дом отчий Филарет, митрополит Московский Тварь и тварность 1 2 3 4 Идея творения в христианской философии Оправдание знания Евхаристия и соборность (Из книги о Церкви) 1 2 Жил ли Христос? 1. Свидетельство апостольской проповеди 2. Свидетельство внешних 3. Свидетельство первохристианства Спор о немецком идеализме Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) Богословские отрывки О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Промысел Святого Духа в Богооткровении (Выступление достопочтенного профессора Г. Флоровского на Шестой англо-русской студенческой конференции) Проблематика христианского воссоединения О границах Церкви Соборность Церкви Богочеловеческое единство и Церковь Внутреннее свойство соборности Преображение личности Священное и историческое Недостаточность Викентиева канона Свобода и авторитет О воскресении мертвых Церковь: ее природа и задача Соборный дух Новая реальность Новая тварь Исторические антиномии Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы Библиография Социальная проблема в Восточной Православной Церкви 1 2 3 4 5 Утрата Библейского мышления Современный человек и Священное Писание Проповедуйте Символ веры! Предание живо Что означал Халкидон Трагедия, освещенная новым светом Новое несторианство Новое монофизитство Современный кризис Актуальность святых отцов Откровение и истолкование Благовестие и свидетельство История и система Евангелие Воскресения Христианство и цивилизация Вера и культура 1 2 Затруднения историка-христианина 1 2 3 4 5 Послушание и свидетельство «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17) (Рецензия на книгу:) Emil Brunner. Der mittler. Zur besinnung über den chrisusglauben Противоречия Оригенизма (Рецензия на книгу:) Charles Gore. Jesus of Nazareth Приложение Слово в день Светлого Христова Воскресения О почести горнего призвания Христианин в церкви «От Рождества Христова» Тайна Фаворского света Сыны и наемники (Мф.20:1–16) Светозарная ночь. Слово в светоносный день спасительного Христова Воскресения Смерть и жизнь (Иез.37:1–14) Соблазн учеников (Ин.13:12–30) Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979  

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Эту веру исповедует каждый причастник в молитве святителя Иоанна Златоуста , читаемой непосредственно перед принятием Святых Тайн. В этой молитве, в частности, мы говорим, обращаясь ко Христу: «Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Для православных Тело и Кровь Спасителя за Божественной Литургией – не символ, но реальность. Противники сущностного преложения объявляют такую позицию католическим влиянием. Для таковых напомним, что рассматриваемые выражения, в указанном понимании, встречаются у отцов задолго до возникновения католичества и схоластики, у отцов, далёких от свойственного схоластике рационализма. В этой связи можно вспомнить хотя бы святителя Кирилла Иерусалимского (IV век). Евхаристия как «воспоминание» Христа В чём состоит смысл слова «воспоминание» (νμνησις), употреблённого Спасителем применительно к Евхаристии на первом евхаристическом богослужении, на Вечери Господней ( Лк. 22:19 )? Для нас «воспоминание» Христа за Божественной Литургией не есть «поминки по Христу», как получается у протестантов. Они вспоминают за мессой Христа как Лицо, присутствующее только в воспоминании верующих, но в действительности отсутствующее (кальвинисты, цвинглиане, баптисты); или «укрепляются» верой в обетование Сына Божьего о нашем спасении, видя ритуальные действия пастора над хлебом и вином, напоминающие о реальных страданиях и смерти Христа (лютеране). Для нас, православных, «воспоминание» Христа означает и реальное единение с Ним. Мы каждое воскресенье и в праздники, а многие и чаще, собираемся в храм для совершения Божественной Литургии, потому что здесь мы встречаемся с Господом нашим Иисусом Христом, реально присутствующим в Чаше Причастия. Именно в этом уникальное значение евхаристического богослужения, которое ничем заменить невозможно. Вспомнить о Христе мы можем везде и во всякое время и должны всегда носить Его в Своём сердце. В этом смысл заповеди апостола Павла: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ), – и основанной на этой заповеди православной практики умного делания и особенно Иисусовой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Разделы портала «Азбука веры» Непрестанная молитва – 1) определенное молитвенное состояние православного верующего, описываемое в православном восточно-христианском богословии как высшая степень обращенности, устремленности к Богу; 2) буквально – молитва, совершаемая постоянно, без перерыва. Непрестанная молитва может осуществляться в рамках общественного (церковного) или частного (келейного) молитвенного делания. История явления Уже в Священном Писании Нового Завета встречается идея о том, что жизнь православного верующего – это постоянное богослужение ( Рим.12:1 и пр.). В послании же апостола Павла к Фессалоникийцам содержится прямой призыв к верующим: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Хотя некоторые современные библеисты допускают, что выражение  «непрестанно молиться» является гиперболой, с помощью которой святой апостол подчеркивает важность молитвы в контексте скорого ожидания прихода Христа, однако, буквальное содержание этого призыва не дает оснований понимать его иносказательно. Необходимо отметить, что многими древними христианскими авторами непрестанная молитва понималась как состояние постоянной обращенности, устремленности верующего к Богу. Кроме того, понятие «непрестанная молитва» связывалось церковными богословами с понятием «постоянное памятование о Боге». Вот, например, что говорил об этом свт. Григорий Богослов : «вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». А вот слова блж. Диадоха Фотикийского : «… Желающим сбросить с себя гнилость свою не так следует вести себя, чтоб иногда молиться, а иногда нет, но всегда должно упражняться в молитве с блюдением ума… Ибо как взявший очистить золото, если хоть на короткое время оставит горнило без огня, делает, что очищаемая руда опять ожестевает: так и тот, кто иногда памятует о Боге, а иногда нет, что кажется приобретает молитвой, то теряет пресечением ее ». Идея постоянного памятования о Боге отражается в православной аскетике на всем её протяжении. Ярким примером организационной формы непрестанного моления является практика совершения непрерывного псалмопения, осуществлявшаяся в обители «неусыпающих», основанной на рубеже IV–V вв. св. прп. Александром на берегу реки Евфрат. Впоследствии эту практику переняли многие другие монастыри.

http://azbyka.ru/molitva-neprestannaja

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Авторами ветхозаветных библейских книг были пророки. Господь сам избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как священным. Их не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Храме. Священные манускрипты были также в сонмищах (молитвенные дома евреев), о которых говорится в св. Евангелии. Согласно иудейское преданию, при священнике Ездре в середине V в. до Р.Х. священные книги были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон (Тора), Пророки (Небиим) и Писания (Кетубим). Так был установлен канон (перечень книг, признанных богооткровенными). Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято Новозаветной Церковью. Священные книги Нового Завета были написаны под водительством Святого Духа апостолами на протяжении первого века. Это было предсказано Иисусом Христом в беседе с учениками: « Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:25–26 ).Христианские общины воспринимали как Слово Божие не только Евангелия, но и Послания апостолов : «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ; «Ибо сие говорим вам словом Господним» ( 1Фес. 4:15 .Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Сами апостолы призвали к этому христиан: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям») ( 1Фес. 5:27 ; «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол. 4:16 . Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились. В IV в. они были собраны в единый корпус. В 397 г. канон новозаветных священных книг был утвержден на Карфагенском соборе. Священное Писание Ветхого и Нового Завета составили единую книгу – святую Библию. Есть ли канонический запрет на ношение оружия в Храме?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

IV, 2. Поскольку же наши противостояние и брань «против начальств, против властей» и «против духов злобы» ( Еф. 6, 12 ) недостаточно сильны, постольку [апостол] увещевает нас принять всеоружие Божие, говоря, чтобы мы облеклись «в броню праведности,» обули «ноги в готовность благовествовать мир,» препоясали «чресла истиною,» а паче всего взяли «щит веры,» которым можем «угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6, 14–16 ); «стрелы лукавого» же суть действия нечистых страстей «и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф. 6, 17 ). Апостол показывает, что с помощью этих перечисленных [видов] духовного оружия мы можем противостоять опасным козням диавольским ( Еф. 6, 11 ), имея силу, превышающую наше естество 458 . IV, 3. Способ же, которым мы можем стяжать все это, [апостол] обозначил словами: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением» ( Еф. 6, 18 ). Поэтому и сам он молится о всех, говоря: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). И еще: «ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ). Вот, многими способами [апостол] ясно указывает на прямой путь правды и высшую цель христианства, всех увещевая и желая, чтобы все поспешали к ним. [И все подлинные] правдолюбцы устремляют взор свой к этой цели, всячески подвизаясь зрелой верой и надеждой; молясь в мирном и добродетельном устроении [души], они жаждут достичь ее. [Подвизающиеся] таковым образом смогут, избавившись от всякого зла, чисто, совершенно и безукоризненно исполнить и великие заповеди, на которых утверждаются Закон и Пророки: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22, 37–40 ; Мк. 12, 28–34 ; Лк. 10, 25–37 ). V, 1. Если нам пришло на ум продолжить дальше рассуждение о цели благочестия, как то передают нам Господь, апостолы и все Богодухновенные Писания 459 , представляя эту цель с помощью многочисленных свидетельств, то, думается, что [такое намерение] весьма уместно [и полезно] для того, чтобы мы неоспоримо и несомненно удостоверились, «в чем состоит надежда призвания» ( Еф. 1, 18 ) нашего, какова цель его и какое ристалище ожидает нас. Особенно это касается принявших монашескую жизнь, удалившихся от мирских уз и плотского общения, избрав девство в Господе. 460

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

7 Будучи необходимым для снискания пропитания, для поддержания телесной жизни человека, труд является и большим благодеянием для греховной человеческой природы. Он служит врачевством против греха: противодействует дурным мыслям и желаниям, упражняет человека в борьбе, терпении и т. д., доставляет мир и довольство душе. Потому-то св. Писание и отцы Церкви внушают нам труд, как непременную обязанность. Напр., Ап. Павел говорит: «молим же вы, братие,... любезно прилежати, еже безмолвствовати и деяти своя и делати своима рукама, якоже повелехом вам» ( 1Фес.4:10–11 ); «аще кто не хощет делати ниже да яст ( 2Фес.3:10 ). Древнехристианские подвижники ставили труд на ряду с молитвой, как необходимую потребность желающего проводить благоугодную жизнь. Так как человек – существо духовно-телесное, то труд его может быть частью телесного или физического свойства, частью духовного, а частью смешанного. Благосостояние человечества основывается на соединении телесного труда с духовным... Постоянно работать человеческая природа не может; для нее нужны перерывы труда или отдых. Полный отдых дается сном («сон сладок работающему»; Еккл.5:11 ; ср. Лк.8:23 ), а совершенный покой – созерцанием Божественной премудрости и благости, столь дивно явленных в создании всего сущего, при каковом созерцании человек отрешается своей мыслью от земных забот, и вполне отдается чисто духовному наслаждению. 8 Заслуживает внимание определение права, как нравственной способности лица что-либо иметь или делать, данное знаменитым юристом Гуго Гроцем, основателем новой философии права (De jure belli et pacis, 1.1, §§ III, IV et IX). Известный философ Вольф всю свою теорию естественного права выводил из нравственного закона. «Согласие частной собственности с природой человека имеет за себя не одни выводы философии, но и мировой опыт, ибо собственность существует везде, где человек вышел из первобытного состояния», говорит проф. Чечерин; «социальные же утопии были вечно и остаются неосуществимыми, именно потому, что они насилуют человеческую природу и нравственную свободу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вопрос об отношении христианина к мирской письменности и наукам ставился и решался весьма давно, еще во времена борьбы язычества с христианством. В основу этого отношения можно поставить апостольский совет: Все испытывая, хорошего держитесь ( 1Фес.5:21 ). Можно читать светских и языческих писателей, но «не должно, предав им кормило корабля, следовать за ними, куда ни поведут; но заимствуя у них все, что есть полезного, надобно уметь иное и отбросить. Со всяким охранением надобно оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого. Поэтому вы должны изучать сии сочинения, во всем уподобляясь пчелам. Стыдно, в пище отвергая вредное, а в науках, которые питают нашу душу, не делать никакого разбора, но, подобно весеннему ручью, увлекая за собою все встречающееся, нагружать тем душу» 634 . «Всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость и не только сию благороднейшую (церковно-православную) ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющею от Бога» 635 . И эта внешняя ученость годна «для ограждения от лжи и для охранения от суетности. Например, сила диалектики есть стена для догматов и не дозволяет расхищать и брать их в плен всякому, кто хочет» 636 . Преподобный Нил Синайский (IV–V в.) из сочинений язычника Эпиктета составил сборник нравоучительных наставлений 637 . И мирское чтение, и учение по целям может совпадать с духовным. Например, Евангелие ты читаешь для того, чтобы сила Божественного «Промысла, действующего во всяком роде, руководствовала тебя, и чтобы ум твой углублялся в чудеса Божии» 638 . Но не одно Евангелие повествует о промысле и чудесах Божиих: это же составляет предмет естествоведения, философии, истории и даже математики. Всюду главный деятель Бог. Вдумчивым, внимательным чтением с записыванием особо важных мыслей и сведений читающий полезен будет не только себе, но и знакомым своим, удовлетворяя их любознательности и доставляя возможность вести разумную беседу в духе истины, на которую ныне так сильны нападки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

В самом деле, в нем нет ни библейских песен канона, ни хвалитных псалмов, которые были известны всей Церкви уже в IV веке как непременные элементы утреннего богослужения. Служба состоит из 12 чтений Священного Писания , предваряемых пением тропарей. Это тот вид раннехристианского богослужения, о котором упоминает Климент Александрийский , когда говорит, что последователи Василида праздновали и день крещения, проводя предшествующую ночь в чтении Писаний. Любопытна еще одна деталь, говорящая о глубокой древности этой рождественской службы. В ней все чтения из ветхозаветного Писания называются их собственным наименованием – «чтение», тогда как евангельское чтение этим термином не обозначается. Бесспорно, что Евангелие, как и другие библейские книги за этим богослужением, предлагалось вниманию молящихся посредством чтения, но отсутствие термина «чтение», когда речь идет об Евангелии, очевидно, представляет собой отголосок богослужебной практики еще апостольского времени, где ветхозаветные книги, а равно и послания апостольские к Церквам, действительно читались ( Кол.4:16 ; 1Фес.5:27 ), Евангелие же не составляло чтения в собственном смысле этого слова, а было живым устным благовестием. О чем же говорит рассматриваемая древнейшая служба на Рождество Христово? Здесь приходится сожалеть, что предваряющие чтение тропари в памятнике полностью не приведены, а даны лишь первые слова их. Поэтому невозможно сказать что-либо об их содержании, зато смысл двенадцати чтений будет вполне ясным, если учесть ту обстановку, в которой происходило распространение христианства в первые века по Рождестве Христовом. В то время, когда пришел на землю Христос Спаситель, цивилизованный мир, где надлежало быть проповедану Евангелию, был языческим. Римским императорам воздавалось поклонение как божествам, и сама империя была своего рода воплощением языческого мировоззрения. В конечном счете истукан, которого видел во сне Навуходоносор, упал и рассыпался в прах, но это произошло не потому, что его глиняные и железные ноги не выдержали тяжести его золотой головы и серебряного туловища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Участие в общественном Богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от Богослужения – знак отступничества от Церкви. Посещать Богослужения во храме надобно не только по воскресениям и праздникам, но по возможности и каждый день. Глава III Важно присутствовать на общественном Богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом Богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Когда никто не присутствует, человек думает, что его никто не видит, кроме Того, Который видел Нафанаила под смоковницей ( Ин. 1:48 ), – и поэтому вполне отдаётся молитве, говоря Богу всё, что у него на сердце. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы, не только совместной, но и отдельной. Молитвенное расположение, говорит один подвижник, является термометром душевного состояния человека. Поскольку человек больше стремится к молитве, постольку лучше стоит духовно. Быть нерасположенным и не иметь желания молиться значит быть духовно заспанным и духовно мёртвым. Глава IV О чём надо молиться? Молитвы делятся на славословные, благодарственные и просительные. На первом месте стоит молитва славословная, когда славим Бога и величаем Его за Его совершенства подобно небесным ангелам. Тогда человек совсем не думает о себе и о своих потребностях, но весь свой духовный взгляд устремляет к Богу. Благодарственная молитва есть потребность человеческой души, которая ощущает Божественную заботу о себе. В ней человек признаёт Бога за своего добродетеля и, не ища ничего больше для себя, выражает перед Богом свои чувства благодарности за полученные милости. Христос похвалил самарянина, который вернулся благодарить за исцеление и выразил порицание его друзьям, которые это не сделали ( Лк. 17:12–19 ). «О всём благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас», пишет апостол Павел ( 1Фес. 5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Итак, прекрасные изречения Апостольские: «Носите бремена друг друга», «Все испытывайте» и т. д., «Солнце да не зайдет над гневом вашим», «Не воздавайте злом за зло», «Любовь покрывает множество грехов», – оказываются, собственно говоря, словами Самого Христа Спасителя. Но, как замечено выше, весьма вероятно, что и другие, подобные им, замечательные по сжатости и силе изречения, приводимые Ап. Павлом в тех же главах Посланий к Фессалоникийцам ( 1Фес.5 ) и к Римлянам ( Рим.12 ), происходят из того же Божественного источника. Таковы, например: «Духом пламенейте», – «Утешайтесь надеждой, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны», – «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими», – «Не мечтайте о себе», – «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите... ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Наконец, как оказывается, и известное изречение: 10 Приидет же день Господень, как тать ночью, приводимое Ап. Петром ( 2Пет. 3:10 ), а у Ап. Павла непосредственно примыкающее, в 1-м Послании к Фессалоникийцам ( 1Фес.5:2 ), к приведенному выше эсхатологическому «слову Господню» об умерших, по свидетельству Дидима (конец IV века) и Епифания († 403), представляет собой подлинные слова Христа Спасителя. 43 Любопытно также, что ведь и евангелист Иоанн повторяет (в Апокалипсисе) ту же мысль в замечательном изречении (от первого лица), довольно неожиданно вставленном посреди рассказа о семи ангелах гнева Божия, являющихся «в оный великий день Бога Вседержителя»: «Се, иду как тать» и т. д. ( Откр.16:15 ; ср. Откр.3:3 ). По нашему мнению, совершенно очевидно, что мы тут имеем дело с подлинным изречением Христа Спасителя о последнем дне мира (или также – отдельного человека?), которое, в полном согласии по существу с Мф. 24:43 , в несколько иной форме сохранено нам Апостолами Петром, Иоанном и Павлом. 44 Ввиду всех этих довольно многочисленных внеевангельских изречений Спасителя, сохранившихся в Апостольских Посланиях (особенно в Посланиях Ап. Павла), можно даже, вместе с Рэшем, поставить себе вопрос, не указывают ли эти «Аграфа», – в которых «стиль синоптиков и сродство с паулинизмом стоят рядом с оригинальностью содержания и самостоятельностью мысли», – на какой-то древнейший «внеканонический памятник письменности (γραφ) евангельского характера, который был уже известен Ап. Павлу», 45 и который, быть может, и будет еще когда-нибудь открыт историко-богословской наукой?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010