Поэтому удовольствуйтесь воспоминанием о тех словах, которые сказаны, но блюдите, чтоб достоинства, которое и для самого слушателя, и для приближающихся бывает более сладким, чем мед и сот, не вывести за пределы умеренности, превратив его как бы в горькую суровость. Ведь духовная радость честно и благоприлично приводит душу в единение с Богом, наполняет сладостью также и тех, кто находится с таким человеком в сношениях. Но, по поводу моих слов, так как тебе запрещено много проводить времени в веселии, не начни вести себя угрюмо и сурово в отношении к приходящим братьям, и вместо полезного и ласкового не будь жестоким и недоступным и бесчеловечным, и в обхождении с приходящими братьями не будь угрюмым и при ответе и беседе нелюдимым. Во всякое время радоваться ( 1Фес.5:16 ) – апостольское повеление, также и следующее: «увещавайте друг друга» ( 1Фес.5:11 ), и «будьте друг ко другу добры» ( Еф.4:32 ): " любовь..., – говорит апостол, – милосердствует» ( 1Кор.13:4 ); апостольские приветствия находятся также в их посланиях, где слушатели приветствуются, как дети, внимающие увещеваются, как братья. И об этой святой доброте, проистекающей из любви, можно многому научиться из святых Писаний. Не должно ни доходить до неумеренной веселости, ни осквернять смехотворством богоподобную доброту, но следует стоять в средине совершенной веселости и ни опечаливать вступающих в сношения людей, ни ослаблять и делать беспечными, ни упрекать тяжело, ни льстить лукаво, но с пользой обращать на истинный путь, и добросердечно увещевать. Кто избегает, говорит (Писание), произнесения жестокого слова, тот разумен ( Притч.10:19 ); «приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна», «иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует» ( Притч.16:24, 12:18 ). Прекрасно также в умеренной степени заниматься и божественными песнями; такая веселость освящает душу, по апостолу: «исполняйтесь, – говорит он, – духом, ...поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ). Посему, прекрасно со старанием преследовать такого рода веселие и, по причине какой-то суровости и жесткости характера, не относиться лениво к божественному песнопению, как если бы мы не считали достойным возносить голос для воспевания Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Итак, пребывая в Самом Господе и, сколько нам доступно, созерцая чудеса Его, из созерцания сего будем приобретать в сердцах своих радование 737 . Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1Фес.5:16–18) I «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» ( 1Фес.5:16–18 ). Так заповедует апостол Павел. Прежде чем выяснить, что значит радоваться и какая в этом заслуга и как возможно непрестанно молиться и за все воздавать благодарение Богу, необходимо устранить некоторые возражения против этой заповеди апостола. Говорят: «Что за добродетель проводить день и ночь в радостном излиянии души? Да и как возможно это, когда нас окружают тысячи разнообразных зол, которые, естественно, должны производить в душе уныние и скорбь?» Среди скорбей радоваться и благодушествовать так же невозможно, как невозможно то, чтобы при ожоге или ране не чувствовать боли и не мучиться. И еще говорят: «Как можно нам всегда радоваться, когда причины радости не в нашей власти? Ведь не от нас зависит то, что производит радость: прибытие друга, свидание с родителями после долгой разлуки, восстановление здоровья после тяжкой болезни, счастливая находка, почести и прочее. Для чего же нам дана заповедь, выполнение которой не в нашей воле? Да и молиться как можно непрестанно, когда телесные нужды необходимо обращают на себя по временам внимание души? Ведь невозможно мысль делить между двумя заботами. Кроме того, предписывается благодарить за все: я должен благодарить и тогда, когда меня мучают, подвергают издевательствам, когда цепенею от стужи, страдаю от голода, когда я вдруг лишился детей или жены, когда внезапно потерял весь достаток, когда я изранен, оклеветан, разорен?» Что же скажем в ответ? Скажем, что апостол, заповедуя всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить, пытается вознести души наши с земли на высоту и ввести в небесный образ жизни. Апостол призывает всегда радоваться не всякого, но того, кто таков, как он, не живет уже во плоти, но имеет живущего в себе Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Любовь, как томление по Боге, вдохновение, воодушевление и редко как чистое деятельное явление жизни, и эгоизм, возлюбивший землю и необузданную плоть вот драма, развертывающаяся на странницах истории человеческой души. Но любовь все может. И потому падая, она восстает, снова обращает свои лучшие чувства к Богу и снова достигает незаметных приобретений. Свершается прогресс, хотя незаметный, с переменным успехом, пока возрастающая любовь её станет, господствующим началом жизни, любовью от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры ( 1Тим. 1:5 ). Любовь от чистого сердца есть любовь, как определяющая сила жизни. Она проникает во все изгибы человеческого существа. Она господствует в каждом моменте сознания. Она управляет побуждениями и произвольными действиями. Она наполняет область подсознания, запечатлевает непроизвольные действия, отображается даже в телесных состояниях. Это любовь послушная Откровенному учению, верующая в правду ( Рим.6:7 ; Рим.10:10 ), озаренная светом славы Божьей в лице Христа ( 2Кор.4:6 ). Это любовь, вопиющая Духом: Авва, Отче, просвещенная надеждой на наследие святых ( Гал.4:6 ; Еф.1:18 ). Это любовь, в которой обитает Христос ( Еф.3:17 ), которая воспевает Господа ( Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), которую соблюдает и в которой господствует мир Божий ( Флп.4:7 ; Кол.3:15 ); любовь, познающая тайну Бога и Христа (K.2:2), искушаемая, утешаемая и в любовь Божью Самим Господом направляемая ( 1Фес.2;4 ; 2Фес.2:17; 3:5 ); призывающая Господа, укрепляемая благодатью (1Т. 2:22; Евр.13:9 ). Это любовь, отвечающая пред судом слова Божия за все свои намерения и предположения ( Евр.4:12 ). Это любовь друг к другу, непорочная пред Богом в пришествии Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его ( 1Фес.3:13 ). Одним словом любовь пневматическая, бесстрастная, как эмоция сердца, измененного благодатью Св. Духа. Поскольку душевное живет в духовном человеке, и любовь, как аффективное состояние, может совпадать с пневматическим движением сердца, но может и совершенно расходиться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Не похожие ли явления замечаем мы и в священнической среде: сначала строго и честно держал иерей своё святое знамя; потом буря жизни, отсутствие спроса на честную идейную работу, ложное экономическое положение, широкое применение административного усмотрения, – всё это и многое другое вместе выматывает живую душу пастыря, гасит искру Божию... 3 . Как же сохранить в человеке эту искру Божию, как возгреть её в пастыре – священнике, в особенности обязанном во все дни жизни „трезвиться, облекшись в броню правды, веры и любви и в шлем надежды спасения“ ( 1Фес.5:8 )? – Пусть на это даст нам ответ величайший апостол языков: он говорит: утешайте друг друга, назидайте один другого... Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных; поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всём. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем... такова бо воля Божия... и Духа не угашайте“... ( 1Фес.5:11,14–16,18–19 ). Великие слова, но как далеки мы от них! Тяжело сознаться, что взаимное разъединение нигде не сделало такого зла, как в среде священников. Совершенно спокойно, пожалуй даже с чувством скрытого удовольствия, наблюдает за этим разъединением духовная администрация. Лишь только несколько священников установят между собой общение, станут собираться для обсуждения своих дел, тотчас появляется подозрение в том, что эти священники – народ не трезвый, собираются не ради суждения о „словесех благочестия“, а ради самых низменных удовольствий. Мы знаем и примеры, когда такие собрания вызывали доносы по начальству... А как велико значение этого общения? Сколько у нас, священников, общего дела, общих вопросов, общих условий жизни; сколько минут и часов можно провести в серьёзной, полезной, одушевлённой товарищеской беседе! По долгу службы я много езжу по уезду, много приходится говорить о деле с священниками уезда, и по долгому опыту я знаю, как изголодался наш сельский священник голодом духовным, с какой радостью встречали они меня, как свежего человека, которому приходится много слышать, видеть, читать, беседовать и наблюдать... Редко на ночлегах я засыпал ранее часа–двух ночи, несмотря на мою усталость. И всё это время было полно самой искренней беседой принципиального характера...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Твердая вера, утверждающая на словах Спасителя, по учению преп. Нила, получает свою силу и крепость не в чаянии земной награды, а в уповании на получение вечных благ в жизни грядущей. «Ты будешь признан верным, – пишет он одному из своих учеников, – если и без награды не перестанешь ожидать и надеяться на то, что, по Божиему обетованию, восприимешь вечные блага в будущей жизни. Ведь если бы Господь сейчас же, вдруг и без замедления награждал за добрые дела, то это скорее было бы куплей, нежели благочестием, и можно было бы подумать, что благоговейны мы не по своему благочестию, а из корысти» 239 . Напоминание о вечных небесных благах и о спасении – любимое средство к ободрению слушающих, используемое преп. Нилом; к нему он часто прибегает и тогда, когда назидает своих учеников в вере и благочестии. Так, например, стремясь укрепить монаха Фавмасия в вере и в ревности к добродетели, он пишет ему, в частности, следующее: «Претерпевай искушения с благодарением, и будь тверд в вере и в образе мышления, и непрестанным бдением, славным воздержанием и постоянной молитвой не отступай от Всесовершенного; и так ты узришь конец. А конец подвизающихся за Христа – это спасение» 240 . «Нам, верным, – пишет преп. Нил в другом месте, – уготовляется венец жизни, славы и нетления, венец, сплетенный для тех, которые ожидают Господа» 241 . Тех же людей, которые предаются безутешной печали, переживая постигшее их несчастье, как, например, смерть самых любимых ими людей и т. п., и таким образом проявляющих свое маловерие, преп. Нил укоряет с любовью и в то же время утешает, дабы тем самым укрепить их ослабевшую веру. Так, одной матери, скорбящей об умершем сыне, преп. Нил пишет: «Если веруешь твердо, что по свершении мира сего будет воскресение всех умерших, почему тогда непрестанно плачешь и безутешно терзаешься? Если и умер прекрасный твой сын Никорет, сын единственный, то узришь ты его в тот день прекраснейшим солнца и в несказанной славе и радости. Увидишь ты, как стоит он пред царским престолом и молится за тебя Христу, человеколюбнейшему Царю всяческих. И тогда ты утешишься, ибо будешь видеть, что сын твой, рожденный из твоей утробы, пребывает во дворех небесных и имеет дерзновение пред Творцом всяческих, пред Богом, наслаждаясь чистой и нетленной жизнью. Посему положи конец сему заслуживающему упрека малодушию и безмерному плачу. Прими блаженную радость, исполнись добрыми чаяниями и благими надеждами, дабы своими слезами не огорчить тебе сына своего и не вызвать против себя гнев Владыки. Вспомни также и то, что пишет апостол: «Не хочу же оставить вас, братия, в печали (в синод. тексте: «в неведении». – Прим. пер.) об умерших, дабы вы не скорбели как язычники (в синод. тексте: «как прочие. – Прим. перв.), не имеющие надежды» ( 1Фес.4:13 ). Посему «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия…» ( 1Фес.5:16–18 )» 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Указанное различие терминов со всею решительностью дано в огромной, чтобы не сказать почти во всей, массе новозаветных мест. Ср. особенно: γαθοεργω 1Тим. 6:18 , где τ γαθν является принципом и целью для ργοις καλος, – γαθοποιω Мк. 6:9. 33, 35 ; 1Пет. 2:15. 20; 3:6. 14 ; 3Ин. 11 ; γαθοποια 1Пет. 4:11 ; γαθοποις 1Пет. 2:14 , – особенно γαθς: Мф 5:17. 18; 19:16. 17; 22:10; 25:21; Лк. 6:45; 23:25; Ин. 5:29; Деян. 9:36; 23:21; Рим. 2:7. 10; 3:8; 5:7; 7:12. 13. 18. 19; 8:28; 9:11; 12:2. 21; 13:3–4; 14:16; 15:2; 16:19; 2 Кор. 5:10; 9:8; Еф. 2:10; 4:28; 3:17; 6:8 Фил. 1:6 Кол. 1:10 1 Фес. 5:15 1 Тим. 1:5. 19; 2:10; 5:10; 2 Тим. 2:21; 3:17; Тит. 1:16; 2:5. 10; 3:1; Флм. 6:14 1 Пет. 3:11. 13. 16. 21. Но γαθουργω Деян. 14:24 и нек. немн. γαθς предст. исключение. Тоже καλς Мф. 15:7 Мк. 7:6. 9; 12:28. 32; 16:18; Лк. 6:26. 48; 20:39; Ин. 4:17; 8:48; 13:13; 18:23; Деян. 10:33; 25:10; 28:25; Рим. 11:20; 14:17; 2 Кор. 11:4; Гал. 4:17; 5:7; Фил. 4:14; 1 Тим. 3:4. 12. 13; 5:17; Евр. 13:18; 2 Пет. 1:19 3 Ин. 6; исключения: Мф. 12:12 ; Мк. 7:57 ; Лк. 6:27; 8:15 и м. б. Иак. 2:3. 8 . Тоже καλς: напр. Рим. 7:16; 14:21; 1 Кор. 5:6; 9:15; 1 Фес. 5:21; 1 Тим. 1:8. 18; 2:3; 3:1. 7. 13; 4:4. 6. 5. 10; 6:12. 19; 2 Тим. 1:14; 2:3; 4:7; Иак. 2:7; 3:13; 1 Пет. 2:12; 4:10 др. Безразлично с αγαθος: Тит. 2:7. 14; 3:8. 14; Евр. 5:14; 10:24; 13:9. 18; Иак. 4:17; 1 Пет. 2:12 и др. Но исключения конечно не подрывают наблюдения, особенно по отношению к VII главе 1 Коринфянам, где явная намеренность в употреблении одного термина и избежание другого стоит пред глазами. Притом при употреблении καλς в нравственных отношениях надо иметь в виду, что им все-таки ударяется более на внешнюю и эстетическую сторону блага или на красоту его, так как высшее благо или το γαθν у греков представлялось не только как «правда» (δκη и δικαιοσνη Нов. Зав.) или «истина» (λθεια и в Н. З.), но и как «красота» (τ καλν). Отсюда смешение терминов в обычной речи, строго различаемых в языке богословском. В Нов. Завете, соответственно главной стороне его назначения и характера, преимущественно раскрывается первая, нравственно-практическая сторона блага. Вторая также глубоко проникает весь Н. Завет, но по связи с первой, т. е. не как философско-метафизическая и отвлеченно-теоретическая доктрина, но как истина нравственно-религиозного сознания. Значительно менее затрагивается третья сторона Блага, и притом, как и вторая, не сама по себе, а в служебном отношении к первой (Ср. 1Кор. 14:33 ; 1Тим. 2:9; 3:2 ; Тит. 2:10 ; 1Фес. 5:14 ; 2Фес. 3:6. 7. 11 ). См. места по конкорданции Moulton-Geden. Ср. Biblisch-Theologisches Wörterbuch der Nent. Gräcität v. Cremer к γαθς и καλς, но мало обоснованные тонкости и дробности в оттенках смысла здесь, как и постоянно в других терминах, заводят составителя в дебри бестолковщины. Этими качествами отличается и вышеук. синонимика Шмидта, как и вообще нередко немецкий экзегес – классический и библейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1.1 БИБЛИЯ 8 . Научное богословское исследование должно начинаться с изучения библейских оснований того или иного учения и церковной практики. Поэтому в изучаемой нами проблематике необходимо задаться вопросом о том, рассматривает ли Священное Писание вопрос об участи некрещеных младенцев в принципе. Так, предварительное ознакомление с Новозаветными Текстами убеждает нас в том, что первые христианские общины не задавались вопросом о возможности достижения спасения новорожденными и некрещеными младенцами. Говоря о практике крещения, Новый Завет обычно подразумевает крещение взрослых. Но сами по себе, новозаветные свидетельства не исключают возможности крещения детей. Так, в Деяниях Апостольских говорится о крещении уверовавших «со всем домом своим» (oikos) ( Деян.18:8 , ср. 16:15 и 33) (ср. также 1Кор.1:16 ), что дает возможность предположить крещение младенцев вместе со взрослыми. Отсутствие однозначных свидетельств по данному вопросу, возможно, объясняется тем фактом, что главной темой Писаний Нового Завета был (не вопрос крещения сам по себе (А.С.)), но первоначальное распространение христианства по всему миру. 9 . Отсутствие ясного учения об участи некрещеных младенцев в Новом Завете не означает невозможности ссылки на основные данные библейского учения в богословской дискуссии. Среди таковых: 1) Воля Божия о спасении всех людей (ср. Ин.3:15, 22:18 ; 1Тим.2:3–6 ), благодаря победе Иисуса Христа над грехом и смертью (ср. Еф.1:20–22 ; Фил.7–11 ; Рим.14:9 ; 1Кор.15:20–28 ). 2) Всеобщая человеческая греховность (ср. Быт.6:5–6, 8:21 ; 3Цар.8:46 ; Пс.129:3 ) и реальность того, что все, происходящие от Адама, рождены во грехе ( Пс.50:7 ; Сир.25:24 ), а потому обречены на смерть (ср. Рим.5:12 ; 1Кор.15:22 ). 3) Утверждение необходимости веры для спасения верующего (ср. Рим.1:16,17 ) и, одновременно, необходимость Крещения (ср. Мк.16:16 ; Мф.28:19 ; Деян.2:40–41, 16:30–33 ) и Евхаристии (ср. Ин.6:53 ), преподаемых Церковью. 4) Христианское упование превосходит человеческую надежду (ср. Рим.4:18–21 ). Оно возвещает, что Живой Бог – Спаситель всего человечества (ср. 1Тим.4:10 ), Который, в жизни со Христом, сделает всех причастниками Своей Славы (ср. 1Фес.5:9–11 ; Рим.8:2–5, 23–25 ). Христиане же должны быть готовы дать отчет в этом своем уповании (ср. 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

9), то тем самым душевное констатируется, как факт жизни каждого человека, независимо от того, христианин он или нет, так как никто не будет оспаривать у христиан права смотреть, слушать, дышать и, вообще, быть человеком в земном смысле этого слова. Правда, он духоносный человек, но все же он во плоти. Следовательно, душевный человек. Прежде мы сказали, что апостол назвал духом праведную жизнь христианина. Теперь мы видим, что эта жизнь не определилась окончательно, не отрешилась от земных условий и потому осталась душевной, хотя и своеобразной жизнью. Πνεμα, таким образом, обнимает всю душевную жизнь христианина в её движении вперед под водительством Св. Духа. Это его техническое значение. Слишком объемистое понятие, чтобы можно было усвоить ему определенный психологический смысл! Можно говорить об обновлении духа, о духовном новообразовании, о плодах духа состояниях преображающейся личности. Но все же человек остается сеющим в Дух, т. е. душевно живущим, отвне оплодотворяемым, отвне получающим свою духовность; поэтому не представляется возможным говорить о πνεμα христианина, как о новом носителе жизни. Выражение: служу в духе моем ( Рим.1:9 ), обрезание сердца в духе ( Рим.2:29 ), жить по духу ( Рим.8:18 ), быть в духе ( Рим.8:9 ), умерщвлять духом дела плоти ( Рим8:13 ), принимать духа усыновления ( Рим.8:15 ), отсутствовать телом, присутствуя духом (1Кор.5ср. Кл. 2:5), начать духом ( Гал.3:3 ), ходить духом ( Гал.5:25 ), водиться духом ( Гал.5:18 ; Рим.8:14 ), сохранять единение духа ( Еф.4:3 ), обновляться духом ума ( Еф.4:23 ), переполняться в духе ( Еф.5:18 ), стоять в одном духе ( Флп.1:27 ), общиться духом ( Флп.2:1 ), не угашать духа ( 1Фес. 5:19 ), принимать духа силы, любви, целомудрия ( 2Тим.1:7 ) имеют один и тот же неизменный смысл: пребывать в состояниях, определяемых нормами Св. Духа, диктуемыми объективно в Откровении и субъективно в совести ( Еф.1:17 ; Рим.9:1 ), преображаясь силою благодати Св. Духа ( Еф.3:16 ; 2Кор.3:18 ). Технический смысл понятия πνεμα со включением в его содержание всей душевной жизни мы считаем определенно установленным ( 1Кор.7:34 ; Рим.14:17 ; Рим.8ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

V. Молитва о церкви (3,14–21) VI. Хождение во Христе: путь к единству и чистоте (4,1 6,9) А. Единство и многообразие (4,1–16) Б. Новый ум (4,17–24) В. Новый путь: в единстве, любви, чистоте, свете и мудрости (4,25 5,17) Г. Исполнение Духом Святым (5,18 6,9) 1 . В поклонении Богу и прославлении Его (5,18–20) 2 . В общем и взаимном повиновении (5,21) а) мужья и жены (5,22–33) б) родители и дети (6,1–4) в) господа и рабы (6,5–9) VII. Наше противостояние духовным силам тьмы (6,10–20) А. Призыв вооружиться против подлинного врага (6,10–12) Б. Наши доспехи, оружие и способы борьбы (6,13–20) VIII. Прощальные приветствия (6,21–24) Глава 1 1:3–14 Это единое изречение в греческом тексте, являющееся хвалой путей Божиих, кратко повторенное в Рим. 8,28–30 . Хвала воздается избравшему нас Отцу (ст. 4–6), искупившему нас Сыну (ст. 7–12) и запечатлевшему нас Духу (ст. 13,14). Павел размышляет о предвечном избрании верующих, прощении их в настоящем веке и будущем их наследии. Ключ ко всему тексту повторяющееся выражение «во Христе» или «в Нем», говорящее о тесном единстве, которое Бог утвердил между Христом и Своим избранным, прощенным и запечатленным народом. 1 в небесах. С этим местом соотносятся два из пяти других мест Послания к Ефесянам, где также присутствует это выражение. Христос был воскрешен из мертвых и посажен одесную Отца «на небесах», откуда Он управляет вселенной, будучи «выше всего, главою Церкви» (ст. 20,22). Более того, верующие тоже воскрешены и восседают с Ним «на небесах» (2,6). Через победу Христа над смертью верующим дарованы милости, за которые Павел благословляет Отца. 1 так как Он избрал нас в Нем. См. статью «Избрание и осуждение». Павел ликует, что Бог избирает людей к общению с Собой ( Рим. 8,29–33; 9,6–26; 11,5.7.28; 16,13 ; Кол. 3,12 ; 1Фес. 1,4 ; 2Фес. 2,13 ; Тит. 1,1 ). Некоторые полагают, что слова «в Нем» означают, что Бог решил избрать тех, кто, по предвидению Божию, уверует во Христа. Это не только вносит в текст мысль, которой там нет, но, более того, в другом послании Павел учит, что само пребывание «во Христе» уж есть состояние избранничества ( 1Кор. 1,26–31 ). Павел прямо говорит, что предызбирающая любовь Божия основана на Его благоизволении (ст. 5,10; ср. Втор. 7,7.8 ), а не на чем бы то ни было, что мы сделали или сделаем ( Рим. 9,11.16 ). «В Нем» скорее означает, что Божие избрание всегда имело в виду падший народ в союзе с его Искупителем ( 2Тим. 1,9 ). См. 1Пет. 1,18–21 ; Откр. 13,8 . святы и непорочны. См. 5,27; Кол. 1,22 . Бог намерен провести Своих избранных по всему пути: от духовной смерти во грехе (2,1–5) к прощению грехов во Христе (ст. 7) и к окончательному устранению греха из их жизни ( Рим. 8,29.30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Как видно из этого примера, для уразумения истинного смысла Св. Писания, необходимо основательное знание всего Св. Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении св. текста, для избежания ошибки, обязательно проверять свое понимание объяснениями людей от Господа поставленных ( 1Кор.8:2, 10:12 ); если же чего-нибудь из «заповедей Господних» человек не разумеет, «пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ), ибо он совсем не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24 ср. 38:24–25). 1Кор.8:2, 10:12, 14:38 . Сир.3:21–24, 38:24–25 . В Мк.13:37 говорится собственно об обязательности для всех духовного «бодрствования». Утверждающие на основании того места, что все в Св. Писании относится непосредственно к каждому человеку и к текущей современности, забывают тот факт, что в Св. Писании иное говорится прямо к св. апостолам (Мф. гл. 10) и пастырям ( 1Пет.5:1–4 ), иное супругам и родителям ( Еф.5:22–25, 6:4 ), иное детям ( 1Ин.2:12 . Еф.6:1 ), иное слугам ( 1Пет.2:18 . Еф.6:5–8 ), иное господам ( Еф.6:9 ). Сказанное в Св. Писании действительно относится ко всем людям, но только так, что одно к одному человеку, другое – к другому и т. д. В Иак.1:5 говорится не о той мудрости, которая есть разумение Св. Писания (ср. 1Кор.14:38 . Сир.3:21–24 . 2Пет.3:16 ), а о той, которая есть доброе поведение, скромность и послушание (ср. Иак.3:13–17 ). В 1Кор.4:6 ап. Павел. увещевает предававшихся спорам и пересудам Коринфских христиан (1:11, 12, 3:3, 4:3, 4), чтобы они «от них (т. е. ап. Павла и Аполлоса) научились не мудрствовать сверх того, что написано». В предшествующих ст. 3 и 4 Апостол написал, что при всей правоте своей он не оправдывается, а предоставляет суд Господу; в ст. 5 он пишет, что сердечные тайны каждого человека доступны только для Господа, и потому суд над людьми принадлежит Господу. Следовательно, в этом месте Апостол нисколько не запрещает христианам пользование мудростью из разных наук, помимо сказанного в Св. Писании, как то утверждают сектанты, а предостерегает только от пересуд и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим». Своим примером ап. Павел, напротив, научает нас благоразумно пользоваться ненаписанными в Св. Писании мудрыми изречениями и сведениями ( 1Фес.5:21 ), приводя слова языческих писателей Арата ( Деян.17:28 ) и Эпименида ( Тит.1:12 ); ап. Петр для выяснения предметов веры употреблял простые житейские пословицы ( 2Пет.2:22 ). Во 2Кор.3:14–16 говорится о том ослеплении ума и покрывале сердца «сынов Израиля», которое, при чтении ими Ветхого Завета, закрывало для них соответствие между ветхозаветными пророчествами и событиями из жизни Господа Иисуса Христа, и которое у сынов Израиля снимается верою в Господа Иисуса Христа (ср. Лк.24:25–27 ). Таким образом ст. 16 совсем не дает признаваемой сектантами мысли о том, будто всякому обращающемуся ко Господу открывается полный и истинный смысл Св. Писания ( 1Кор.14:38 ср. Сир.38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010