Но легко ли человеку, зараженному лестью лукавого, прийти в познание истины и спастись? Господь «пришел исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу» ( Лк.4:18 ); и потому прежде, чем получит кто радость спасения, много должен потерпеть мучении. «Истаевает душа моя о спасении Твоем, – взывал пророк Давид, – я говорю: когда Ты утешишь меня?» ( Пс.118:81–82 ). Но вот и путь, которым привел его Господь во спасение: едва не погубили меня враги; но я не оставил повелений Твоих. Они подстерегают меня, чтоб погубить; а я углубляюсь в откровения Твои – утешение мое, и уставы Твои – советники ( Пс.118:87, 95, 24 ). И нас тому же учит Господь: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:31–32 ). Почему, «делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» ( Гал.6:9 ). Хотя иго Господне и благо ( Мф.11:30 ), однако же не мимо идет и сие слово Господне: «в мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ). Всем нам суждено войти в Царствие Божие многими скорбями ( Деян.14:22 ). «Покоритесь Богу, – сказано нам, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте» ( Иак.4:10 ). «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные его покоились в мире сем; но паче восхотел, чтобы пребывали в сокрушении сердечном и печали о своем спасении. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Когда пребываем в печали о своем спасении, то будем знать, «что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения» ( 1Фес.5:9 ). «И блаженны нищие духом; блаженны плачущие» ( Лк.6:20–21 ). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» ( Пс.125:5 ). «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни» ( Пс.93:12–13 ). Блаженная жизнь безстрастная, жизнь, чуждая греха, который производит скорбь и муку; приятно для души, когда отнимется от нее завеса, скрывающая вечное блаженство. Но и безстрастие не безопасно; оно неискусного приводит в высокоумие и надежду спасения заставляет полагать не в Боге, но в своей добродетели. Тогда как вечная жизнь есть дар Божий, который достигается верой в Сына Божия; она уготована боящимся Его и надеющимся на милость Его. Хорошо, кто, делая добро, смиренно помышляет о себе; добрые дела укрепляют в нем надежду на воздаяние Божие. Но и борьба со страстями и похотями, сокрушая сердце, смиряет дух и водворяет надежду на милость Господню. И «блаженны все, уповающие на Него» ( Пс.2:12 ), – говорит Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Смотри, что он говорит: «Скажите мне вы, желающие быть под законом: закон читаете и закона не слышите? 9 Ибо написано: Авраам имел двух сынов» ( Гал.4:21–22 ) и прочее, и затем прибавляет: «В этом есть иносказание» ( Гал.4:24 ). Разве он открыл тайны закона тем, кто не читал и не слышал закона? Нет, но он сказал «Закона не слышите» тем, кто читает закон. Как же тогда я могу открыть и растолковать тайны и иносказания закона, которым научил нас Апостол, тем, кому чужды и чтение, и слышание закона? Возможно, я кажусь вам несколько суровым, но я не могу белить упавшую стену (ср. Иез.13:10 ), ибо боюсь написанного: «Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» ( Ис.3:12 ). «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих» ( 1Кор.4:14 ). Я удивлюсь, если окажется, что путь Христа вам еще не ведом, если вы еще не слышали, что он не «широк и пространен», «но узок путь, ведущий в жизнь». И поэтому вы «входите тесными вратами» ( Мф.7:13–14 ). Оставьте пространный путь погибающим. «Ночь прошла, а день приблизился» ( Рим.13:12 ). «Поступайте, как чада света» ( Еф.5:8 ). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» ( 1Кор.7:29, 31 ). Апостол повелевает нам молиться «непрестанно» ( 1Фес.5:17 ). Как же вы, не собирающиеся на молитву, будете «непрестанно» исполнять то, чем всегда пренебрегаете? Однако Господь повелевает также: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мк.14:38 ). Но если те, кто бодрствует и молится и всегда держится слова Божьего, все же не могут избежать искушений, что тогда делать тем, кто ходит в церковь только по праздникам? «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:18 ). Мне сложно делать какие-либо выводы из приведенных слов, ибо даже Апостол говорит, что подобного рода слова «трудно истолковать, потому что вы сделались неспособными слушать» ( Евр.5:11 ). 2 . Но давайте все же рассмотрим прочитанное нам. «Вышла Ревекка… и кувшин ее на плече ее», и «сошла к источнику» ( Быт.24:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Если хочешь чтобы у тебя не было врагов и тебя любили, полюби и ты врага и делай ему добро, относись к нему с вниманием и заботой. За это враг тебя полюбит и не будет у тебя врага, а будет друг. Так как любовью и терпением искореняется зло и побеждается вражда. “И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго” (1Пет.3:13). Нужно жить так, чтобы ненавидеть зло, но любить людей ближних, даже грешников. Так как они стали добычей зла и под влиянием зла стали творить зло. Сумей разрушить влияющее на них зло и уничтожь зло в их сердце, и ты любовью и заботой своей спасешь грешника от греха, как это делал Иисус Христос. “Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1Иоан.3:8). Если человек любит ближнего, в том числе и врага, то и сам удостоится этой любви. Если не делает вреда ближнему, то и сам не будет иметь вреда. Так как не может человек, не причиняя вреда себе, навредить ближнему. “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал.6:7). Поэтому любовь к ближнему, и даже к врагу, как фактор, формирующий воздаяние, полезна и необходима. Кто ненавидит врага и вредит ему, сам становится злодеем и вредит самому себе, так как “убьет грешника зло” (Пс.33:22). Чтобы избежать такой участи и нужно любить врагов своих. “Мудрый боится и удаляется от зла” (Притч.14:16). А Господь советует людям “всегда ищите добра и друг другу и всем” (1Фес.5:15). Любить ближних наших, даже врагов и злодеев, не отвечать им причинением вреда, нужно для того, чтобы не получить воздаяние за ответное зло к врагам и злодеям, так как Господь “воздаст человеку по делам его” (Притч.24:12). Любить врагов своих нужно для того, чтобы соблюдать заповеди Божьи о совершении добрых дел и о любви к ближнему. Так как “соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла” (Еккл.8:5). Любить ближних врагов и злодеев нужно также для того, чтобы исполнением заповедей любви и соблюдением законов Божьих попасть в Царство Небесное. “И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ибо пение печальному как пластырь, к ране приложенный, или как жаждущему — студеная вода. 4) Укрепляется терпение ожиданием избавления, которое, хотя и не до смерти, но со смертью последует. Ибо смертью всякое бедствие сокращается. 5) Воззрением на образ страдания Христова, святых мучеников и прочих святых, а также и тех, кто ныне всякое бедствие терпит, как сказано. 6) Ожиданием будущей славы утешение приобретается. Так утешаются земледельцы надеждой плодов, путники надеждой покоя, воины надеждой победы и славы, купцы надеждой приобретения богатства. Если надежда этих временных благ ободряет, тем более надежда верных и неизреченных благ ободрит и поощрит к терпению бедствия и печали. 7) Святое Писание подает разнообразные утешения скорбящим и сетующим душам. Как в богатой и изобильной аптеке различные имеются лекарства, которыми различные исцеляются телесные болезни, так и в Священном Писании предлагаются нам различные средства, которыми можем в терпении утешиться и ук­репиться. Ибо для того и дано оно Богом, «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Глава 7: О благодарении Богу «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» — говорит апостол (1Фес.5:18). «Будьте благодарны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою Премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:15-16). § 216. Благодарение Бога есть внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, которые Он нам, недостойным, оказывал и оказывает, — и сердцем и устами засвидетельствование. Образ этого сердечного благодарения показал нам Сам Христос, Сын Божий, когда «возрадовался духом и сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли!»» — и прочее (Лк.10:21); показала Пресвятая Матерь Его, Пречистая Дева Мария, когда радостным духом воспела эту песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей», — и прочее (Лк.1:46—55).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кроме того, процесс освобождения душ из чистилища представляется чисто механическим, подобным освобождению заключенного из тюремного заключения, независимо от того, исправило его заключение или нет. Такая чисто внешняя, юридическая мерка неприложима к религиозно-нравственной жизни. Наконец, все души, находящиеся в чистилище, могли бы быть освобождены посредством полных папских индульгенций. Т. о. чистилище если и «существует», то по вине пап. Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 247–255, 269–274; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 325–338; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. Кн. 2. С. 277–288. Вопрос 59. Неизвестность времени Второго славного пришествия Господа Иисуса Христа и признаки его приближения (Мф.16:27, 24:14,30,36; Лк.18:8; Деян.1:11; Иуд.14–15; 2Тим.3:1–5; Евр.9:28). Понятие об антихристе (Ин.5:43; 2Фес.2:3–4,7–10) Ответ. Суд частный, которому подвергается каждый человек после смерти, не есть суд окончательный. После частного Суда и для праведников и для грешников открывается только предначинание того блаженства или мучения, которое они заслужили. Но придет последний день для всего человеческого рода, в который Бог произведет Суд всеобщий и окончательный. Когда придет этот день, Господу не было угодно открыть нам для нашей же нравственной пользы. О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ). «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» ( Мф.24:42 ). Перед Вознесением Господь говорит апостолам: «...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Второе пришествие Христово будет для большинства людей неожиданным, день Господень «придет, как тать ночью» ( 1Фес.5:2 ). «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Между тем, Сам Бог, положивший предать бедствиям нераскаянный народ Свой, говорил пророку Иеремии: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ), этим ясно показывая, что при других обстоятельствах могли бы ходатайствовать пред Ним о Его народе (уже отшедшие от мира) Моисей и Самуил, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. Иуда же Маккавей, как повествуется в книге Маккавейской, видел в сновидении бывшего первосвященника Онию, который, простирая руки, молился за весь народ иудейский и который, кроме того, указывая на, явившегося потом, другого мужа, украшенного сединами и окруженного дивным и необычайным величием, сказал ему: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий», и этим рассказом обрадовал и ободрил своих воинов для мужественной борьбы с врагами ( 2Мак.15:11–14 ). А это служит ясным и несомненным знаком того, что в Ветхозаветной Церкви было общим верованием – верование в возможность и важность предстательства за живых, пред Богом скончавшихся святых. Между тем, и в Новом Завете находим ясные следы этой же веры. Так, ап. Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к сему присовокупляет: много бо может молитва праведного споспешествуема (усердная) ( Иак.5:16 ). Апостол же Павел собственным примером показывал, как он высоко ценил взаимные христианские молитвы, когда сам, молясь о всех верующих, и к ним неоднократно обращался с, такого рода, просьбами: молю вы, братие, Господем нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ); или: брате, молитеся о нас ( 1Фес.5:25 ), бдяще во всяком терпении и молитесь о всех святых, и о мне ( Еф.6:18, 19 ; снес. Кол. 4:3 ; 2Кор.1:10, 11 ). Если же апостолы словом и примером наставляли верующих и самим молиться за других, и у других просить для себя молитв, просить, именно, ввиду того, что много может усердная молитва праведника, который может между многими обрестись, то нельзя думать, чтобы они при этом не предполагали уместности обращения к молитвам, уже отшедших и прославленных Богом святых, особенно, если принять во внимание их учение о внутренне органическом общении между Церковью земною и небесною, в силу которого верующие, вступающие в земную Церковь , становятся весьма близкими к церкви первородных, на небесех написанных...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Она называет себя светом и выставляет себя матерью: дети! говорит она, пользуйтесь счастливым временем, пока Я – с вами; без Меня – темно вам; учитесь у света – Христа; будьте в отношении к Нему, как дети в отношении к матери; дорожите наставлениями Его, – без них – несчастье, с ними – блаженство. Подобные выражения, Лк.16:18 ; 1Фес.5:5 . Свет истинный просвещает всякого человека грядущего в мир ( Ин.1:9 ). Свет Христос ныне не зрим телесными очами, как зрели Его, когда жил Он на земле: тем не менее Он сияет и ныне. Тьма мимоходит и свет истинный сей уже сияет ( 1Ин.2:8 ). До которого времени будет сиять свет благодати? Для меня и тебя, до времени смерти нашей; для целого мира земного – до времени всеобщего преобразования его. Тогда или переведены будут в область обширнейшего освещения или сокроется от людей свет. Как же не дорожить временем, пока свет с нами? Надобно веровать во свет, надобно превращать в жизнь его светлые мысли и правила. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ). Веруйте, Дóндеже свет имате. Дóндеже, сказано. Значит, не для чего обольщать себя мечтами, будто и за гробом можем исправиться. Определение Божие неизменно. Земная жизнь назначена для того, чтобы мы образовались в сынов света. Если в продолжение её остаемся сынами тьмы, то вечная тьма – доля наша за гробом. «Сказав сие, Иисус отошел и скрылся от них». Совершенно подобные известия читаем у св. Матфея: «и остави, их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь» ( Мф.21:17 ); у св. Луки ( Лк.21:37 ): «днем учил в храме, а ночью выходя, проводил на горе называемой Масличною». Потому напрасно хотят видеть в словах Иоанна известие о прекращении публичных наставлений Спасителя народу, напрасно, тем более, что у других евангелистов предложено много поучений Спасителя, следовавших за входом в Иерусалим. Ст. 37–43. Следуют замечания евангелиста о состоянии иудеев. «Столько чудес сотворил Он пред ними и они не веровали в Него»; чудеса совершаемы были не тайно, не за глазами представителей иудейства, а в виду народа, в виду книжных людей и правителей иудейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первой заповедью Христа о миссионерском служении, – преподанной Им первым миссионерам на земле Церкви Христовой – св. апостолам: идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.10:6 ) ... Аз есмь Пастырь добрый : Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает: и волк расхитит их ( Ин.10, 11:12 ). Что вам мнится? аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них, не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? ( Мф.18:12–13 ). Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящия стада. И от вас самех востанут мужие глаголющи развращенная, еже отторгати ученики во след себе. Сего ради бдите ( Деян.20:28–31 ). Молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научитеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви вашему Иисусу Христу не работают: благими словесы прельщают сердца незлобивых. Хощу вас мудрых убо быти во благое, простых же во злое. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре ( Рим.16:17–20 ). Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его Пусть тот знает, что обративший грешника от ложнаго пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов ( Иак.5:19–20 ). Умоляем также вас, братия, вразумляйте безчинных, утешайте малодушных поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем ( 1Фес.5:14 ). А других страхом спасайте, исторгая из огня (обличайте же со страхом), гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию ( Иуд.23 ). Из святоотеческих наставлений Св. Иринея , Еп. Лионского (Только в Церкви истина). Не должно у других искать истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питье жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие учители суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

По его учению, так как Церковь – это общество святых, все отпадшие должны быть отлучены из неё и не могут приниматься обратно. Церковь , если же она их прощает и принимает обратно, делается нечистой и перестаёт быть святой. Новациане, главным образом, останавливали своё внимание на словах: невозможно «отпадших, опять обновлять покаянием», и понимали здесь всех отпадших от веры, т. е. тех, кто во время гонений принёс языческие жертвы. Можно проследить, как в православной традиции понимался этот отрывок. В святоотеческих творениях можно найти несколько толкований этого отрывка разного объёма. Стоит отметить, что Отцы Церкви старались придать особое значение словам «опять обновлять». Они утверждали, что здесь апостол запрещает второе крещение. Так как обновление даётся только в крещении и только в нём верующий распинает со Христом себя как ветхого человека ( Рим.6:3, 6 ), то креститься во второй раз по отпадении, значило бы распинать во второй раз Сына Божия, что, конечно, есть величайший грех. Существует и другой подход, который предполагает, что речь идёт о тех, кто был верующим, но затем отпал и настолько закоренел во грехе, что уже потерял чувство покаяния 7 . Они, отпадая, так же как бы снова распинают Христа. Это есть грех к смерти, о котором говорит Иоанн Богослов ( 1Ин. 5:16 ). Какой бы не выбрать подход к этому тексту, те из отпадших, кто не хочет ничего слышать, то и не услышит, потому что «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ). Однако те, кто не сжёг свою совесть окончательно и не сделал своё сердце каменным, ещё могут обратиться и покаяться. Бог обещает быть к отпавшим безмерно милостивым, если «... обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, – говорит Господь Саваоф…» ( Мал 3:7 ); «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению...» ( Ос.14:5 ). Согласно Священному Писанию , отпадение можно предотвратить пребыванием во Христе ( Ин.15:4–7 ), постоянной молитвой ( Еф.6:18 ; 1Фес.5:17 ) и доброй совестью ( 1Тим.1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Собеседование 45 на псалом 99 Пс.99:1 .  Псалом Давида во исповедание. Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмо­певцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заклю­чается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: «в благодарение», Симмах: «в благословение», а пятое издание: «в похвалу». «Воскликните Богу , вся земля! Работайте Господу с веселием, вхо дите пред Ним с радостью» ( Пс.99:1–2 ). И в этом пророчестве замечается великая точность и по­следовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить ( 1Фес.5:16–18 ), зная, кому и за что мы рабо­таем, от какого рабства освобождены и к какому призваны, сколь легкое иго получили взамен тяжкого. «Вхо дите пред Ним с радостью», т.е. с радостью. Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего нестоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Су­диею; напротив, мы должны радоваться, когда подвергаемся ограбле­нию, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие, как об этом свидетельствуют слова Господа: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ). «Знайте, что Господь – Он есть Бог Наш, Он сотворил нас, а не мы, мы же народ Его и овцы пажити Его " ( Пс.99:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010