В. Как возводятся в эти степени? О. В священные степени достойные священства христиане возводятся чрез священнодействие руковозложения, называемое таинством священства. В Св. Писании говорится, что Ап. Тимофей поставлен в епископа «с возложением рук священства», т. е. рук епископов ( 1Тим.4:14 ). В. Что дается рукополагаемому чрез это священнодействие? О. Рукополагаемый в таинстве священства получает «дар Божий», дар Св. Духа для своего благодатного священствования. Ап. Павел пишет поэтому еп. Тимофею: «напоминаю тебе возгревать дар Божий , который в тебе чрез мое рукоположение » ( 2Тим.1:6 ). В. Как посвящаются в священные степени? О. По Апостольским правилам епископа поставляют несколько епископов, не менее двух. Пресвитера или священника и диакона поставляет один епископ. В. Как должно относиться к священноначальствующим? О. Ап. Павел пишет: «просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоящей ваших в Господе, и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовию за дело их» ( 1Фес.5:12 ). И в другом случае Апостол говорит: «достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). В. Почитают ли сектанты священство Церкви Христовой Православной? О. Нет, не почитают и не признают. Эти нечестивцы говорят, что им не нужно истинного православного священства. В. Против кого сектанты идут в своей гордости? О. Сектанты идут против Духа Божия и Христа. Ап. Павел говорит Ефесским пресвитерам: «Дух Святый поставил вас» ( Деян.20:28 ). Так и наших епископов, священников и диаконов поставляет Дух Святый, а сектанты их отвергают. В. Кто же у сектантов священствует и учительствует? О. Всякий сектант думает, что он священник и учитель, а ап. Павел объясняет этим дерзким самочинникам, что не все священники, но только " иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями... Все ли, спрашивает Ап. Павел, Апостолы? все ли пророки? все ли учители? В. Как же отвечает на этот вопрос Ап. Павел? О. Он говорит: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). А сектанты сами, против воли Божьей, взяли себе эту честь. 13. О святом крещении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ). «Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, и не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:20–21 ). Итак, всё дозволенное не есть в нравственном отношении что-либо безразличное – не добро и не зло; напротив, оно есть всегда вид осуществления нравственного добра, но такой, который безусловно зависит от личной свободы каждого и потому нравственным законом ни запрещается, ни повелевается. Можно даже сказать, что так как сам закон освящает собой эту область действий, предоставленных свободе человека, то она сама по себе есть добро и посягать на неё значило бы идти против закона, совершать зло. Первая определённая заповедь Божия человеку, кроме известного запрещения, указывает уже и на дозволенное: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» (т. е. можешь есть); какое бы из этих деревьев невинный человек ни избрал для себя, во всяком случае его действие будет доброе. Ещё обширнее область дозволенного открывается заповедью о господстве человека над безличной природой: «Наполняйте землю, обладайте ею, владычествуйте над рыбами морскими» и пр. Как человек должен достигнуть этого обладания и в каких формах осуществлять это обладание – закон не определяет, а предоставляет личному самоопределению каждого. В состоянии невинности область дозволенного была шире, чем в состоянии подзаконном, потому что «чистому всё чисто». Ветхий Завет в воспитательных целях повреждённого грехом человечества ограничил эту область многочисленными законами, например, о том, как праздновать субботу и другие праздники, о разных родах пищи, об осквернении и проч. Но с искуплением от силы греха очищенная от него и освящённая личность снова становится свободнее, и область дозволенного снова расширяется. Весь закон относительно Бога и ближнего, вместо многочисленных отдельных предписаний, теперь уже может быть выражен в одном слове ( Гал.5:14 ). Вместо всех законов о пище и об осквернении выставляется одно общее положение: «Слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст, оскверняет человека» ( Мф.15:10–11 ); а св. апостол Павел выражает это положение в ещё более общей форме: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим.4:4 ); высшую же степень свободы в области дозволенного выражает он в этих словах: «Для чистых всё чисто» ( 1Тим.1:15 ). Для нравственно совершенного, воля которого есть едино с волей Божией, нет более никаких границ со стороны закона: что бы он ни избрал, что бы ни полюбил, – всё это будет то самое, чего хочет и что любит сам Бог: всё, что он ни делает, делает только «во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ) 15 . 13. Номизм и антиномизм

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Где содержится слово Божие, изреченное Богом через пророков и Единородного Сына Своего, Иисуса Христа и через Его апостолов? Как разделяется Священное Писание по времени своего происхождения? Как оно разделяется по своему содержанию? Чем доказывается, что Священное Писание содержит в себе истинное слово Божие? Как должно читать и слушать Священное Писание? 3. Священное Предание и разделение учения слова Божия об угождении Богу Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины 1Тим.3:15 . Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 1Кор.11:2 . Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. 2Фес.2:15 . Без веры угодить Богу невозможно. Евр.11:6 . Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк.16:16 . Вера без дел мертва. Иак.2:20 . Пребывающий в любви пребывает в Боге, ибо Бог есть любовь. 1Ин.4:16 . Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 1Тим.14:10 . А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. 1Кор.13:13 . Выше мы сказали, что слово Божие частью было записано пророками и апостолами, а частью не вошло в писания их. О слове Божием, записанном в священных книгах, мы уже говорили. Теперь скажем о слове Божием, не вошедшем в писания пророков и апостолов. Где содержится это слово? Для ответа на этот вопрос обратимся к священной истории. По свидетельству ее Божественное откровение началось с Адама. До грехопадения Бог беседовал с Адамом в раю, как Отец с сыном, и открывал ему волю Свою. Равным образом, по грехопадении его, Он дал ему обетование о будущем Спасителе и наставил его, как должно богоугодно жить и служить Ему. Но Адам не умел писать и потому не записал того, что открыл ему Бог. Однако в продолжение своей жизни он исполнял все Божественные наставления и словом, и примером, поучал и детей своих исполнять их. Дети его, в свою очередь, таким же точно образом поучали в этих наставлениях своих детей, эти – своих и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И в ту самую минуту, когда выходит на кафедру, прежде, нежели отверзет уста свои, пусть вознесет жаждущую душу свою к Богу, да по благодати Его отрыгнет то, чем сам напоен, и да излиет от полноты своей. Ибо, если во всяком предмете, с верою и любовью исследуемом, есть множество сторон, с коих можно раскрывать оный; если каждый предмет люди знающие могут выражать многими и различными способами, то кто знает, что именно должно сказать нам в такое или в другое время, что выгоднее для наших именно слушателей – кто, говорю, знает это кроме Того, Который видит сердца всех? Кто наставит нас, что должно и как должно сказать, кроме Того, в деснице Коего и мы, и словеса наши? ( Прем.7, 16 ). Поэтому, кто желает и сам научиться, и других учить, тот пусть изучает предметы наставления, пусть приобретает способность говорить, как прилично Церковному лицу: но в самую минуту сказывания пусть лучше приводит себе на мысль слова Господа: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10, 19–20 ). Когда Дух Святый глаголет в тех, кои за Христа предаются гонителям, то почему не глаголать Ему в тех, кои Христа словом благовествования преподают учащимся? 33) Скажут: если Дух Святый производит учителей, то люди не должны предписывать правил, чему и как надлежит учить. Но в таком смысле, пожалуй, можно сказать, что и молиться нам не должно, ибо Господь говорит: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6, 8 ); можно, пожалуй, сказать, что и Апостол Павел не имел права заповедовать Тимофею и Титу, что и как они должны были заповедовать другим. Между тем, прочтите все три Послания Апостольские к Тимофею и Титу, кои учитель Церковный всегда обязан иметь перед глазами. Разве не написано в Первом Послании к Тимофею: «Проповедуй сие и учи»? ( 1Тим.4, 11 ) А чему учить, об этом выше сказано. – Разве нет там наставления: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» ( 1Тим.5, 1 )? Разве во Втором Послании не говорится: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1, 13 )? Разве не говорится: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2, 15 )? Та же есть и следующее наставление: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4, 2 )? Далее, в Послании к Титу разве не говорит Апостол: «Ибо епископ должен быть...

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ис.66:22 . «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше». Объяснение. Что это пророчество относится не ко времени после Страшного суда, когда будет новое небо, видно из следующего 23 стиха этой же главы. Значит, поклонение Богу и телом и духом будет и должно совершаться до страшного суда. И только после страшного суда, когда не будет уже смены дня и ночи, недель и месяцев, явится новый порядок Богопоклонения: Откр.21:23–25:22:5 . Мал.1:11 . «От востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф». Объяснение. Ветхозаветное поклонение было тесно связано с жертвой: Быт.12:7:22:5 . Жертвоприношения приурочивались к одному определённому месту: Лев.17:3–9 ; Втор.12:5–14 ; 3Цар.8:16 ; 1Пар.22:1 . Но с пришествием Мессии это определённое для всех место поклонения Богу и жертвоприношений не должно иметь значения, ибо это поклонение свободно в отношении места, как свободен дух, т.е. везде: Мк.11:17 ; 1Тим.2:8 ; Ин.4:21 . Всё же христианская жертва и во времена апостолов приносилась на известных жертвенниках, отличных от жертвенников ветхозаветных: Евр.13:10 ; 1Кор.10:18 . Приносилась в известных помещениях, отличных от жилых людских помещений: 1Кор.11:22 . Эти-то дома, начиная с Сионской горницы ( Мк.14:15 ), в которой Христос установил таинство святого Причащения, и были первыми христианскими домами молитвы, или храмами. Основные места Священного Писания в учении о поклонении Богу, которые необходимо заучить наизусть 1Кор.6:20 . Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. Рим.12:1 . Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. 1Тим.2:8 . Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как страдающие горячкой, желая уничтожить жар, часто бросаются в холодную воду и, на краткое время утишив боль, потом подвергаются сильнейшему пламени, – так точно и имеющие порочную совесть, стараясь найти утешение и не желая омыть грехи покаянием, придумали господство судьбы и неверие Воскресению. Таким образом, утешая себя на краткое время холодными рассуждениями, они воспламеняют для себя большой огонь геенны, и когда, оставшись беспечными, и потом, перешедши туда, увидят, что каждый сам должен дать отчет за свои прегрешения. И дабы убедиться, что это справедливо и что злые дела вредят твердости веры, послушай, что говорит Павел в Послании к Тимофею. «Воинствовал.., – говорит он, – как добрый воин, имея веру и добрую совесть, – а добрая совесть обыкновенно бывает от жизни и правых дел, – которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:18–19 ). И еще в другом месте: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:10 ). Видишь ли, что и те потерпели кораблекрушение, и эти уклонились, потому что те отвергли благую совесть, а эти предались сребролюбию? Тщательно размышляя обо всем этом, постараемся о добром образе жизни, чтобы получить нам двойную награду, – одну, уготованную в воздаяние за дела, а другую в воздаяние за твердость в вере. Что пища для тела, то жизнь для веры; и как плоть наша по естеству своему не может поддерживаться без пищи, так и вера – без добрых дел, потому что «вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ). Осталось, наконец, сказать об одном: что значит: «тот же»? Апостол не сказал просто: «имея дух веры»; но что? «Имея тот же дух веры». Я желал бы объяснить и это; но так как вижу много потоков мыслей, проистекающих из этого простого слова, то опасаюсь, чтобы множеством того, что нужно будет сказать, не затопить всего сказанного и не сделать бесполезным для вас настоящего поучения, повредив вам неумеренностью. Поэтому, прекращая здесь беседу, прошу и умоляю вас, тщательно соблюдать сказанное, – все, что вы слышали о жизни, вере, девстве, человеколюбии и милостыне, и, твердо помня это, быть готовыми к слушанию последующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Напоминая тебе об этом, я не учу тебя, а сам учусь. А ты по милости Божией, знаешь священныя Писания, которые могут умудрить тебя в спасение верою во Христа Иисуса, и все Писание Богодухновенно, и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому делу доброму приготовлен. А притом Господь наш Иисус Христос обещался быть с нами во все дни до скончания века, и Духа Святого дарует верующим в Него и уповающим на Него. Да пребудет с ними и в них во веки, телом и кровью Своею питает их, псалмами и всякими духовными гимнами в церковных собраниях утешает их, и прогоняет всякую мрачность уныния. Но всего, что Он для вас соделал и делает, мы не можем и вместить в помышления, однако можем при помощи Его, столько уразуметь превышающую разум любовь Его, чтобы стыдиться маловерия, утопающего в волнах печали, а ко Господу Иисусу не простирающего руки, дабы и нас, простерши высокую мышцу Свою, спас, как Петра. Думаю сотворить с вами общение хлебом-солью дарованного нам в священном Писании слова Божия. Но внимание мое уже довольствуется и сими изречениями: невозможное для человека, возможно для Бога; Бог хочет, чтобы все люди спаслись, и достигли познания истины ( Мф.19:26 ; 1Тим.2:4 ). Пилат сказал Иисусу Христу: что есть истина? а Иисус Христос за несколько часов пред тем сказал ученикам Своим: Я есмь путь, и истина, и жизнь» ( Ин.14:6 ). Но Пилат не надеялся найти путь к истине и самую истину во Иисусе, и потому, сказав сие, не стал ждать ответа Его, но вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. И несмотря на собственное свое свидетельство о невинности Иисуса, он вскоре потом предал Его им на распятие. ( Ин.18:38, 19:16 ). He лучше же познают и почитают Иисуса Христа и те, которые видят в Нем только что человека, хотя и непорочного, пресвятого, премудрого и совершенного, а не веруют в Него, как в Бога истинного, явившегося во плоти ( 1Тим.3:16 ). Но и мы, верующие, что Христос есть Бог и человек, если для соединения с Богом, не вступаем в тот путь к Отцу, который открыл нас в Себе Иисус Христос, и не шествуем по сему пути, как бы обеими ногами прямо ( Евр.12:13 ), покаянием и сердечною верою во Евангелие ( Мр.1:15 ), то не достигнем познания истины, к которой сей путь ведет, и будем оставаться во лжи, в грехе, во тьме, и не имея в себе вечной жизни, которая есть Иисус Христос ( 1Ин.5:20 .), будем мертвы для всего, что принадлежит сей жизни, и чем она объявляет себя и прославляется в живущих ею, словом, будем пребывать в смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Не грешат ли пастыри Церкви тем, что получают плату за свой труд? Нет, не грешат. Христос Спаситель сказал: «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк. 10, 7 . ср. Мф. 10, 10 ). А св. Апостол так писал христианам: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования» (1. Кор. 9: 7–14). На сколько степеней разделяется основанное Спасителем в Церкви священство? Основанное Спасителем священство разделяется на три степени: епископа, пресвитера и диакона. Упоминаются ли в Слове Божием эти названия степеней священства? Упоминаются. О епископах упоминается в послании к Филиппийцам, в начале которого ап. Павел посылает приветствие «всем святым, находящимся в Филиппах, с епископами»... ( Фил. 1, 1 ) и в первом послании к Тимофею, где перечисляются качества, которым должен удовлетворять епископ. ( 1Тим. 3 ). О пресвитерах упоминает книга Деяний, когда говорит, что апостолы рукополагали пресвитеров, ( Деян. 14, 23 ), что Павел и Варнава были отправлены Антиохийскими христианами в Иерусалим к апостолам и пресвитерам ( Деян. 15, 24 ) и что апостол Павел призывал к себе из Ефеса пресвитеров Церкви (20, 17). Кроме того, о пресвитерах упоминается в посланиях ап. Павла к Тимофею (1, 5, 10) и к Титу (1, 5). О диаконах упоминается в книге Деяний, где повествуется о посвящении семи диаконов (6 гл.), в послании к Филиппийцам (и. 1) и в первом послании к Тимофею ( 1Тим. 3, 3–12 ). Как принято в Церкви называть епископов и пресвитеров? Епископов называют архиереями, а пресвитеров – священниками. Откуда заимствованы эти названия? Эти названия заимствованы из Слова Божия, где встречаются наименования пастырей – архиерей и священник. ( Евр. 10, 21 ). Можно ли называть пастырей отцами, когда Спаситель сказал: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах» ( Мф. 23, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«О, Тимофей! храни, говорит тот же апостол, преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». ( 2Тим.1:13 ). «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Тот же апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Из приведенных мест Свящ. Писания ясно видно во-первых, то, что не все новозаветное откровение заключено в письмена; во-вторых, сами апостолы пользовались устным Откровением, а в-третьих, и нам завещали держаться устного откровения. В самом чистом, неизменном виде сохраняет устное откровение православная Церковь , которая, по словам апостола Павла, «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Откровение, заключенное в письмена, уклоняющиеся от православной Церкви толкуют свободно; они говорит, что Дух Божий помогает им правильно понимать слово Божие и что они пользуются, при толковании, духовным озарением. Этому можно было бы поверить, если бы считающие себя озаренными свыше, подтвердили бы свои слова истинными чудесами; если бы толкования их не противоречили бы одно другому и слову Божию; Дух Божий противоречить Сам Себе не может 579 . Отвергая иерархию, сектанты глумятся над ней, указывая ее образ в лице фарисеев и книжников ( Матф. 23 гл.) и в апокалипсической саранче, о которой говорит Иоанн Богослов в 1–11 ст., 9 гл. «Откровения»; они говорят, что, согласно 3 ст. 2-го псалма, следует сбросить оковы этой иерархии, что Господь (ст. 4, 2-го псал.) посмеется ей; ко всей вообще Церкви, т. е. пастырям и пасомым, сектанты относят 1–2 ст. 17 гл. Откровения и ст. 8–9, 136 псалма. Посмотрим, насколько основательны эти ссылки. В 23 гл. Евангелия Матфея Господь осуждает лиц, принадлежавших к иудейской секте, члены которой ставили исполнение обрядового закона Моисея выше духа этого закона и стремились обособить и возвысить Иудейский народ среди других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Относительно же молодых вдовиц св. апостол Павел «желает, чтоб они вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противникам никакого повода к злоречию» ( 1Тим.5:3–14 ). В рождении детей святой апостол указывал естественное призвание женщины и заслуг ее пред Богом. Спасется жена ради чадородия, – учит св. Павел ( 1Тим.2:1–15 ), – если при этом пребудешь в вере и верности, и в любви, и в святости с целомудрием. Спасется жена никак не громким учительством и ученостью, не отправлением гражданских должностей и не гражданскими доблестями, а тихим, святым и целомудренным исполнением природного призвания женщины – быть христианской матерью. Жене св. апостол Павел учительствовать запрещает, властвовать над мужем запрещает, повелевая ей и учиться со всякой покорностью и пребывать в безмолвии. По Велиару-Толстому, ненависть -нормальное отношение между супругами, и это будто бы не может быть иначе, вследствие соучастия в осквернении. По христианскому же учению это далеко не так. Св. апостол Павел об этом поучает так: «во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. А мужья любите своих жен, как Христос возлюбил церковь . Любить своих жен мужья должны так, как свое тело; любящий свою жену, себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика» ( Ефес.6:20–32 ). Вообще христианство, – нельзя сказать, – благословляет, но попускает все здравые естественно-человеческие чувства, стараясь их возвысить до духовности, утончить до совершенства, и в высшем законоправном, сообразном с творческими целями направлении, благословляя их и освящая. В этом отношении половая и семейная любовь никак не составляет исключения, любовь жениха к невесте и обратно, любовь мужа к жене, родителей к детям и взаимно детей к родителям. Естественна животная сторона даже в привязанности детей к родителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010