28. Библейские тексты о Евангелии Евангелие есть благая весть о спасении: «Как прекрасны на горах ноги благовестника... проповедующего спасение» ( Ис. 52:7, 8 ). – «Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость... ибо ныне родился вам... Спаситель» ( Лк. 2:10, 11 ). – «Напоминаю вам... Евангелие, которое я благовествовал вам... которым и спасаетесь» ( 1Кор. 15:1, 2 ). Евангелие есть: а) сила Божие ко спасению: «я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» ( Рим. 1:15, 16 ). б) слово спасения: «Мужи братия!.. вам послано слово спасения сего» ( Деян. 13:26 ). в) слово благодати: «во свидетельство слову благодати Своей, Господь творил руками апостолов знамения и чудеса» ( Деян. 14:3 ). – «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его» ( Деян. 20:32 ). г) слово примирения: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение» ( 2Кор. 5:19 ). д) вечное: «Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам преподано» ( 1Пет. 1:24 ). – «Увидел я... Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие» ( Апок. 14:6 ). е) славное: «по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено» ( 1Тим. 1:11 ). Евангелие есть истина: «услышавши слово истины, благовествование вашего спасения... вы запечатлены... Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). Евангелие проповедует: а) благодать Божию: «услышали вы и познали благодать Божию в истине» ( Кол. 1:6 ). б) жизнь и бессмертие: «явлением Спасителя нашего... явившего жизнь и нетление» ( 2Тим. 1:10 ). в) познание славы Божией: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием Славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор. 4:6 ). Евангелие дарует: а) надежду небесного наследия: «в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования» ( Кол. 1:5 ). б) мир: сказал Ангел: «возвещаю вам великую радость... И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир» ( Лк. 2:10, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом § 1. Каждый приходский священник, по долгу своего пастырского служения, есть первый миссионер в своем приходе и " обязан непрерывно вести миссионерское дело, действуя против раскольников всеми зависящими от него мерами». Поэтому «учреждение епархиального и окружных миссионеров с их помощниками, действующих в указываемых им пределах и только временно посещающих местности, зараженные расколом, отнюдь не освобождает его от миссионерской деятельности» (Прав. об устр. мис., утвержд. Св. Синодом 25 мая 1888 г.). § 2. Миссионерская деятельность священника в приходе должна быть двоякая: а) по отношению к православным и б) по отношению к раскольникам. По отношению к православным она должна быть направлена: 1) на поддержание в них чистой веры и нравственности и 2) на ограждение их от влияния раскольников и всех неправоверующих, а по отношению к раскольникам – к вразумлению и воссоединению их с православною Церковью . А. Миссионерская деятельность священников по отношению к православным § 3. Для поддержания в прихожанах чистой веры и нравственности священники обязаны: а) проводить жизнь свою честно и благочестиво, помня слова апостола: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим. 4:12 ); б) «постоянно внимательно и непременно истово совершать на себе крестное знамение и преподавать благословение другим, всегда благоговейно и согласно с уставом церкви совершать общественное богослужение, а также частные церковные службы и домашние требы, с вразумительным и внятным чтением и пением молитвословий» (Прав. об устр. мис. § 8, а); в) обучать прихожан истинам православной веры и нравственности в храме при отправлении богослужений, на внебогослужебных собеседованиях, в домах прихожан, при отправлении треб и молитвословий, и при всяком удобном случае. § 4. Для ограждения православных прихожан от заражения расколом и сектантством священник должен: а) во всякое время хорошо знать не только число раскольников своего прихода, но и «лично знать их», 1 и «вести особую от исповедных росписей запись раскольников и сектантов, с подразделением её на две части: первую для внесения раскольников и сектантов, значащихся таковыми от рождения, и вторую для уклонившихся в раскол и секты, с указанием числа лет уклонения». (Ук. Св. Синода от 26 мая 1900 года за 5);

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  разделы   рассылка  распечатать Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии РЕШИЛИ: Мы, нижеподписавшиеся: 1. Осуждаем экуменизм как ересь, повреждающую и извращающую учение Святой Православной Церкви. Просим всех ответственных лиц о скорейшем соборном рассмотрении вопроса по выходу РПЦ МП из еретического экуменического движения по примеру Иерусалимской, Сербской и Грузинской Православных Церквей. Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от нее, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания. 2. Просим руководство Московской Патриархии осудить такое явление церковной жизни как " неосергианство " , и в дальнейшем строить взаимоотношения с государственной властью и светским обществом, руководствуясь евангельскими и святоотеческими принципами, по слову Апостола Павла – " Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " (Гал.1:10). 3. Выражаем нашу боль и обеспокоенность священноначалию РПЦ МП, в связи с недостаточной активностью обличения нравственных пороков современного общества. Призываем архипастырей и пастырей, являть своим примером образец высокой нравственности, а в отношениях с государственной властью, последовать примеру Святейшего Патриарха Тихона (пророка Илии, Иоанна Крестителя, Св. Патриарха Ермогена) и более решительно обличать пороки и недостатки современной государственно-политической и общественной жизни. Например: проведение гей парадов содомитов, разрешение абортов и эвтаназии, поголовную вакцинацию, алкоголизм и наркоманию, пропаганду " полового воспитания " , " планирования семьи " , " агрессии и насилия " . Также, согласно церковным канонам, необходимо предать публичному отлучению от Церкви лиц, повинных в растлении нации, в первую очередь, через средства массовой информации. " Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели " (1Тим.5:20). Убедительно просим более твердо придерживаться традиций Православной Церкви, чтобы не быть виновными за происходящие ныне попрания Божественных законов по слову Св. Писания: " И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрешь, а ты не будешь ничего говорить , чтобы предостеречь беззаконника от пути его, ? то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою " (Иез.33:7-9).

http://religare.ru/2_42694.html

архимандрит Амвросий (Юрасов) О молитве за умерших Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Все вместе христиане составляют единое Тело – Церковь Христову ( Еф.1:23 ; Кол.1:18 ; Евр.12:22–23 ). Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших. Почему она необходима? Как мы знаем, никто из людей, умирая, не может сказать, что он вполне очистился от грехов, после смерти нет покаяния, и облегчение своей участи своими собственными силами грешники получить уже не в состоянии. Помочь им может только молитва живых, молитва Церкви, милостыня, а главное – бескровная Жертва, приносимая на алтаре. Эти молитвы, по учению Православной Церкви, «исхищают из уз ада души» находящихся там усопших братий наших (правосл. исповедание, отв. на вопр. 64) и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Простр. катехизис, II чл.), то есть помогают получить от Бога прощение грехов и перейти в лучшее состояние. Придавая такое значение молитве за умерших, Православная Церковь следует слову Божию и указаниям святых Отцов и учителей. Слово Божие, заповедует христианам: «молитесь друг за друга» ( Иак. 5, 16 ), молитесь за брата своего, «согрешившего грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), «о всех святых» ( Еф.6:18 ), т. е. о христианах, и «за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). А это значит, что надо молиться и за умерших, потому что у Бога «все живы» ( Лк.20:38 ), потому что «живы или умираем – всегда Господни» ( Рим.14–8 ). Почему мы должны молиться друг за друга? Потому что все мы – дети одного Отца, члены одного Тела Христова. И Господь говорит : «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» ( Ин.13:35 ), любовь же по словам апостола, «никогда не престает » ( 1Кор.13:8 ). «Любовь познали мы в том, – свидетельствует и апостол Павел, – что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Истинною любовию, – пишет апостол Павел, – члены Церкви «все возращали в Того, Который есть глава Христос» ( Еф.4:15 ). Это означает, что истинная любовь содействует духовному возрастанию христиан, очищению и прощению грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

архимандрит Амвросий (Юрасов) Сопоставительный богословский анализ «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», – говорит Христос ( Ин.6:4 )... Призвал Господь человека и тот уверовал, и стал искать путь спасительный, путь истинный. «Один Господь, одна вера, одно крещение», – гласит Священное Писание ( Еф.4:5 )... Не одна вера, но три с половиной тысячи вероисповеданий – конфессий насчитывается сегодня в мире, все они называют себя христианскими, говорят от имени Иисуса Христа, проповедуют Евангелие. Православие, католицизм, протестантизм – ведущие среди христианских конфессий, каждая из них предлагает свой путь спасения... Почему нарушилось единомыслие в христианском мире? Где исконная вера, дарованная Богом, Церковь , основанная Господом нашим Иисусом Христом, а где – произволение человеческое?.. На эти и другие вопросы мы попытались дать ответ в этой книге. Надеемся, что наш скромный труд поможет разобраться где истина, глубже познать догматические основы христианства. Краткая история протестантизма Слово Божие устами святого апостола Павла учит, что Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Эти слова говорят о великом достоинстве и святости Церкви Христовой. Но еще большая слава и сила Церкви раскрывается перед нашим духовным взором, когда мы слышим обетование Христа, что «врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Божественное откровение, свидетельствуя о несокрушимой силе Христовой Церкви, в то же время предостерегает и о тех опасностях, которые могут постигнуть тех, кто приступает к вере христианской. Апостол Павел говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси». ( 2Пет.2:1 ). Непонимание между членами Церкви возникало еще в апостольские времена: едва вышли на проповедь апостолы, едва основали первые общины христиан, как внутри их стали появляться учения, противные духу истинной веры. Апостол Павел пишет ефесянам: «...я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». ( Еф. 4:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Вопрос: Почему православные священники ставят чуть ли не в один ряд " традиционных " протестантов – англикан, лютеран – и всякие еретические секты типа Свидетелей Иеговы? Если я готов понять неприятие католичества с непогрешимостью папы, то что касается лютеран и англикан – не лучше ли, не вдаваясь в тонкости богословия, просто сотрудничать христианам разных ветвей в служении Господу – служении делом, как проповедовал апостол Иаков? Может быть, сотрудничеством традиционных ветвей христианства, проще будет оградить неведующих от еретических сект? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Дорогой Константин! Не знаю, какие именно публикации Вы имеете в виду. Это существенно, потому что многое зависит от контекста. Возможно, такое сближение лютеран и представителей некоторых сект произошло в работе, в которой автор говорит о сохранении неповрежденным апостольского учения в Православии. С этой точки зрения между протестантами и сектантами различие несущественно. Степень заблуждений разная, но единит одна принципиальная особенность: все они отвергли Предание. У них весь период христианства с 2 века до М.Лютера (а у секты Свидетелей Иеговы – до Ч.Рассела) стоит под знаком минус. Однако же не все в этом 1,5 тысячелетнем опыте Церкви сводится к индульгенциям, папским злоупотреблениям, ложным идеям о «сверхдолжных заслугах» и проч.? Были семь Вселенских соборов, на которых святые отцы догматически раскрыли богословские истины, которыми живет ныне христианский мир. Был многовековой опыт монашества, воспитавшего подлинных исполинов духа. Целый сонм подвижников веры поднялся на ступень святости. Одни обладали даром прозрения, творили чудеса и даже воскрешали мертвых (свят. Николай, преп. Макарий Великий, авва Сисой и др.). Иные (преп. Антоний Великий, Арсений Великий, Пахомий Великий и др.) своими впечатляющими подвигами доказали великие духовные возможности человека. Священное Писание богодухновенно и является главным источником истины. Но чтобы истина, вошедшая в мир, была хранима и передавалась неповрежденной из поколения в поколение, нужна Церковь. Это – богооткровенная истина: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Здесь выражена ясная мысль, что соборный опыт Церкви есть твердый и надежный фундамент евангельской истины. Если падет Церковь, то прекратится преемственность апостольского предания. Но по Божественному обетованию это никогда не случится: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).    

http://pravoslavie.ru/6752.html

Вступление Воплощение Единородного Сына Божия и явление Его на земле в лице Ходатая Бога и человеков – Христа Иисуса ( 1Тим.2:5 ) есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о нашем спасении. Так св. Апостол Павел, наименовав ветхий закон пестуном во Христе ( Гал. 3:24 ), в самом Христе, от жены рожденном ( Гал.4:4 ), указывает источник благодати, спасающей человека, усыновляющей нас Богу, соделывающей причастниками Духа, и наследниками царствия Божия. Егда быхом млади, писал Апостол к Галатам, под стихиями быхом мира порабощени егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче! Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом (гл. 4. ст. 3–7). Отсюда понятно и то, что, при размышлении о благодатных действиях Божиих, открывшихся в явлении Господа нашего Иисуса Христа и составляющих или только приготовление, или совершение и запечатление нашего вечного спасения, благоговейное внимание каждого христианина должно быть сосредоточено преимущественно на учении слова Божия и святой Церкви о самом лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. От Него воссиявает свет миру; чрез Него исходит всякое даяние благо и всяк дар совершен от Отца светов. Итак каждый из нас, по любви к Спасителю и по заботливости о вечном спасении, приобретенном для нас бесценною кровию Его, конечно, с живым участием сердца войдет в рассмотрение учения о лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, какое предложено в Св. Писании и в писаниях св. Отцев и Учителей Церкви. Особенная потребность сего учения Есть и относительная надобность внимать в особенности сему учению, чтобы приобретать верное, ясное и твердое ведение о лице Иисуса Христа. Припомним, почему св. Апостолы так усильно увещавали христиан своего времени – крепко держаться преданной им веры во Христа, как Сына Божия, во плоти пришедшего, – то есть, признавать и исповедывать Его истинным Богом и истинным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Где же ныне хранится эта истина Христова? Где сосредоточивается и продолжается эта спасительная жизнь Христова после вознесения Его на небо? Она – в Церкви Христовой. Спаситель, вознесшись на небо, не оставил на произвол людей ни Своего учения, ни всего дела Своего, ради которого и нисходил на землю, т. е. спасения мира. Он учредил на земле Церковь и ей-то оставил Своё слово, Ей поручил продолжать и дело спасения людей до скончания века. И Церковь сильна совершить это дело и сохранить Его слово в неповрежденности, потому что Спаситель не отделился от неё, но невидимо пребывает с нею, как Глава, и потому также, что в ней пребывает Дух. Святой. Церковь поэтому живет и действует силою Главы – Христа и силою Духа Святого. Такова и есть православная Церковь, потому что она от времен апостольских преемственно и неповрежденно сохраняет св. веру Христову, священноначалие, св. таинства и всё прочее. Поэтому тем, которые спрашивают: где ныне хранится истина Христова и жизнь Христова? мы отвечаем – в православной Церкви Христовой. В ней и ныне свет учения Христова светит, – и тьма не объяла его ( Ин.1:5 ); истина сохраняется и благовествуется; жизнь Христова продолжается и утверждается. Можно еще сказать, что истина Христова написана и сохраняется в Евангелии. Но кто само Евангелие сохранял в грешном мире и будет сохранять до скончания века? Церковь, конечно. Поэтому-то ап. Павел и говорит о Церкви, что она есть столп и утверждение истины: сие пишу тебе, говорит он Тимофею, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:14–15 ). В этом изречении апостола заключаются следующие частные мысли. Апостол Павел, в виду опасности разномыслия между христианами и совращения неутвержденных в вере, выражает заботу о хранении верующими истины евангельской. Не только должно знать и хранить истину, но и жить по ней; ибо истина Христова и жизнь Христова неразделимы. Апостол при этом не указывает на училища, на учителей, на мудрецов, у которых также ищут познания истины; а указывает на Церковь Божию, в которой хранит истину Сам Дух Святой ( Ин.14:16, 26 ). Только Церковь апостол признает верною и надежною хранительницею истины, потому и называет её столпом и утверждением истины. Условием же познания и усвоения сей истины он ставит постоянное, неуклонное пребывание в Церкви Христовой: необходимо жити в дому Божии, т. е. жить по руководству Церкви, – тою жизнью, какую указывает Церковь . Таким образом, по мысли апостола, чтобы сохранить правую веру Христову, Его учение и чтобы жить истинно Христовою жизнью, – должно жить в Церкви со всеми членами её одною общею церковною жизнью и не уклоняться от неё, иначе утратишь и жизнь истинно христианскую и самую истину Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава III. О церковном устройстве: качества епископов (1–7), диаконов и диаконисс (8–13). Понятие о Церкви, как начале, каким должны руководствоваться в своей деятельности пастыри (14–16). 1Тим.3:1 .  Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. « Верно слово», т. е. справедливо говорится. Апостол, вероятно, приводит поговорку, образовавшуюся в его время среди христиан. « Епископства» – ( επισκοπς). Апостол называет так служение предстоятеля церкви. Слово это происходит от слова «епископ» ( επσκοπος), которое в пастырских посланиях попадается два раза – в следующем, втором стихе рассматриваемой главы и в послании к Титу ( Тит.1:7 ). По буквальному переводу слово «епископ» значит надзиратель и этим именем у греков назывались разного рода видные государственные чиновники. И в христианской Церкви, как видно из рассматриваемой главы, а также из послания к Титу, этим именем обозначались лица, наблюдающие за порядками в Церкви, лица важнейшие в Церкви, продолжающие дело Великого Епископа душ ( 1Пет 2:25 ) – Христа. По толкованию святых отцов, такое служение появилось одновременно с началом христианства и есть божественное установление. Но те же св. отцы признают, что в первенствующей церкви и простые пресвитеры назывались иногда епископами, как тоже наблюдавшие за порядками церковными в своих приходах (как и епископы иногда именовались пресвитерами, например, Тит.1:5 ), хотя, несомненно, по представлению св. отцов, епископство было и в апостольские времена высшею иерархическою степенью, а пресвитерство было подчинено епископству. В рассматриваемом месте название « епископство» обнимает собою оба служения – и собственно епископское, и пресвитерское; если бы было иначе, т. е. если бы апостол имел в виду указать только качества одних епископов, то непонятно, почему он пропустил без внимания обязанности пресвитеров. Ведь даже о диаконах он говорит здесь с достаточною обстоятельностью… « Доброго дела желает» – т. е. к хорошему, с нравственной стороны, служению стремится (ср. 1Фес 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXIV §1. Чин, бываемый, аще случится чесому скверному яковому либо впасти в кладязь водный Апостол Павел в первом Послании к Тимофею ( 1Тим.4:4–5 ) сказал: зане всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою. Посему хотя нет ничего нечистого и скверного в тех вещах, которые Господь создал весьма добрыми: однако, когда они возмущают нашу совесть и помышления, как вещи, к которым прикасались животные нечистые, и потому почитаются нечистыми и оскверненными, тогда святая церковь , желая пособить несовершенней мысли нашей и немощи помышлений, как сказано в молитве, положенной на сей случай, и устранить подозрение скверны и нечистоты, внушаемое кознию диавольскою, – как показано в следующей молитве над оскверненною пшеницею, – творит очищение оскверненного вещества различным образом: вычерпыванием оскверненной воды из кладязя, омовением сосуда и наконец освящением и молитвами; – и потом, чтобы устранить всякое зазрение совести от прочих, сам священник, который благословил и освятил вещество святою водою и возженным фимиамом, первый вкушает несколько из освященного сосуда, утверждая своим примером, что благословение церкви очистило скверну известного вещества и освободило его от вреда и порчи. §2. Молитва над пшеницею осквернившеюся и проч В Требнике на «чин, бываемый, аще случится скверному чесому впасти в сосуд вина и елея», показано: «аще же случится впадшему нечистому закосневшему в сосуде вина или елея согнити, подобает излияти сии вино и елей, и ничесому же сих прикасатися». Здесь должно разуметь жидкости, вино и елей. Но если то же масло будет в сгущенном виде, или какая-либо другая сухая снедь, как, например, пшеница, то должно поступить по следующему Уставу Григория Великого (кн. 3, гл. 40): «если в пшенице или другой какой-либо сухой снеди, например, в меду, масле и сгущенном молоке найдется мышь или другое какое-либо нечистое животное мертвым: то вещество, находящееся около самых животных, должно быть выброшено, а все остальное должно быть окроплено святою водою и употребляемо в пищу без смущения». §3. Молитва на основание дому

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010