II.15. Отношения с инославными церквами и общинами Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 14 августа 2000 г.) 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь , утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь , о которой Сам Спаситель сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Она есть Единая Святая Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь , хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере, однажды преданной святым ( Иуд. 1:3 ). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (святитель Киприан Карфагенский . О единстве Церкви). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос ( Еф. 5:23 ) и действует один Дух Святой, животворящий тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (святитель Ириней Лионский ), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и Божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа ( Мф. 28:19–20 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ). 1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Беседа LXIX. О девятом члене символа веры. О названии Церкви Соборною Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Истинная Церковь Христова есть едина и святая. В девятом члене символа веры указано третье свойство ее, именно она называется соборною. Церковь называется так потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господь наш Иисус Христос приходил на землю, как мы с вами уже говорили, братие, не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение ( Ин.3:15–17;6:51;12:47 ; 1Ин.2:2 ; Рим.3:28–30 ) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были, все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, – получить спасение, Он устроил на земле свое благодатное Царство, Церковь , члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все, желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Церковь Христова, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборною. В этом же смысле она называется кафолической (то есть распространенною по всей земле), или вселенскою Церковью. Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо ( Кол.1:5–6 ). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, то есть находит себе последователей по всему миру, которые составляют собою Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Введение Откровение Божие, устное предание и Священное Писание. 1. Кто нас создал? Нас создал Бог. 2. Для чего нас создал Бог? Бог нас создал, 1. чтобы мы Его познавали, 2. чтобы мы поклонялись Ему и прославляли Его, 3. чтобы мы исполняли Его святую волю, 4. чтобы мы достигли вечного спасения или блаженства. Пояснения: I. Святой апостол Павел во втором послании к Сол.1:8, говорит, что непознающие Бога будут наказаны. II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Да хвалит Господа вся тварь земная» ( Пс.148:1,7 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца небесного ( Мф.7:21 ). IV. В первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим. 2:4 ) сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В псалме 19, стих 1 говорится «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит (гл. 1, ст. 20). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам сам Бог и то тем, что Он о себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Блажени плачущии, яко тии утешатся 1. Объяснение второй заповеди блаженства " Какие плачущие находятся на пути к блаженству?» – спрашивает святитель Филарет, митр. Московский. «Христос Спаситель, – говорит он, – ублажает нищих не просто, но нищих духом ( Лк.6:20 ). И когда, по сказанию св. Луки, говорит: «блажени, алчущии ныне: яко насытится» ( Лк.6:21 ), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство; но, как полнее и яснее сказует св. Матфей, «блажени алчущии и жаждущии правды» ( Мф.5:6 ). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и, по духовному побуждению, плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что при всем желании видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию. Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в Раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него; и Сам Бог, как Праведный Судия и вместе как Человеколюбивый Врач, поставил его на путь плачевный, когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: «в печалех снеси тую вся дни живота твоего» ( Быт.3:17 ), – когда сказал Еве: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя» (ст. 16). Что Бог поступил в сем, как Праведный Судия, сие понятно само собою. А что Он поступил в сем и как Человеколюбивый Врач, сие требует изъяснения. Христос Спаситель сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Оно есть в нас, конечно, не в полноте, как оно есть на Небе; но по крайней мере в начатке, когда живет в нас благодать Божия, когда вселяется Христос верою в сердца ( Еф.3:17 ). По прямой с сим противоположности справедливо можно сказать, что и царство дьявола, или иначе ад и самый огонь геенский, не в полноте, а в начатке, внутрь человека есть, когда живет в нем грех. Сей скрытый огонь оказывает себя в действиях. Он непрестанно возжигает в душе грешника желания к новым грехам и жжет совесть ( 1Тим.4:2 ) темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особенных обстоятельствах, разгорающимся в пламя отчаяния. Посему, как для угашения пожара нужна вода, так для угашения неестественного огня греховного в душе нужны слезы покаяния. Как для уврачевания расстройства в здоровье, произведенного роскошью и неумеренностью в пище и питье, употребляются горькие врачевства; так для уврачевания души, зараженной впечатлениями греховных услаждений, требуются скорби покаяния и горькие слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава I. Наставления Святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии 1. Некто спросил авву Антония: что мне должно соблюдать, чтоб угодить Богу? Старец сказал ему в ответ: соблюдай, что заповедую тебе: куда ни пойдешь, – всегда имей Бога пред очами своими; что ни будешь делать, – имей на то свидетельство из Священного Писания ; и в каком ни поселишься месте, – не переменяй его скоро. Соблюди сии три правила и спасешься. 2. Авва Памво спросил авву Антония: что мне делать? Старец ответил ему: не верь своей праведности, не жалей о прошедшем и отречении от мира и будь воздержан языком и чревом. 3. Авва Антоний сказал: древние отцы ушли в пустыню; уврачевались и соделались врачами; потом, возвратясь оттуда, врачевали других. А мы, едва выходим из мира, прежде уврачевания самих себя желаем врачевать других. Посему болезнь опять растравляется в нас и бывают последняя... горша первых ( Мф. 12:45 ); и слышим от Господа: врачу, исцелися первее сам ( Лк. 4:23 ). 4. Авва Андрей говорил: монаху приличествуют следующие три добродетели: странничество – чувствовать себя чужим для всех и всего, нищета и молчание с терпением. 5. Авва Афанасий, епископ Александрийский, сказал: часто говорят некоторые из вас: где теперь гонение, чтоб подъять мученичество? Но помучься в совести, умри греху, умертви уды, сущие на земле, и соделаешься мучеником по произволению. Те противоборствовали царям и владыкам; имеешь и ты супостата диавола – князя греха, а владык – демонов. Тем иногда предлагаемы были жертвенник, и жертва, и мерзость идолослужения. Есть и ныне мысленный в душе жертвенник и жертва и мерзкий идол: жертвенник – ненасытное чрево, жертва – чувственные наслаждения, идол – дух похоти. Рабствующий блуду и преданный чувственным наслаждениям отвергся Христа и поклонился идолу, ибо имеет в себе идола Афродиты – скверную похоть плоти. Также порабощенный гневу и ярости и не пресекающий беснования сей страсти отвергся Христа и имеет в себе богом Арее 2 , который есть идол ярости. Другой – сребролюбец и сластолюбец, заключающий утробу свою для брата своего и немилосердый к ближнему, отвергся Христа и служит идолам, ибо имеет в себе идолом Ерму 3 и твари служит паче, нежели Создавшему, корень бо всем злым сребролюбие есть ( 1Тим. 6:10 ). Так что если ты воздержишься и сохранишь себя от буйных страстей, то тем попрешь идолов, отвергнешь идолослужение и соделаешься мучеником, исповедав доброе исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Евангелие Евангелие а) есть благая весть о спасении: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость: ибо ныне родился вам Спаситель ( Лк.2:10–11 ). Напоминаю вам, братья, евангелие, которое я благовествовал вам, которым и спасаетесь ( 1Кор.15:1–2 ); б) предвозвещено пророками: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее – возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет ( Ис.9:1–2 ; Мф.4:15–16 ). Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ). Павел, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих о Сыне Своем ( Рим.1:1–3 ). Евангелие есть а) сила Божия ко спасению: Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим.1:15–16 ); б) слово спасения: Мужи братья! Вам послано слово спасения сего ( Деян.13:26 ); в) слово благодати: Во свидетельство слову благодати Своей Господь творил руками апостолов знамения и чудеса ( Деян.14:3 ). Предаю вас, братья, Богу и слову благодати Его ( Деян.20:32 ); г) слово примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор.5:19 ); д) вечное: Слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам преподано ( 1Петр.1:25 ). Увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное евангелие ( Откр.14:6 ); е) славное: По славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено ( 1Тим.1:11 ). Евангелие есть истина: Услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, вы запечатлены Святым Духом ( Еф.1:13 ). Евангелие проповедует а) благодать Божию: Услышали вы, и познали благодать Божию в истине ( Кол.1:6 ); б) жизнь и бессмертие: Явлением Спасителя нашего, явившего жизнь и нетление ( 2Тим.1:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И. Скерцо Истина об Иисусе Беседы об Иисусе Ошибки, допускаемые христианами в полемике со Свидетелями Иеговы на тему Божества Иисуса Христа. С чего бы вы ни начинали разговор о Божестве Господа Христа, вы должны знать, что практически у каждого Свидетеля Иеговы есть защитная система: твердая уверенность в том, что Иисус является первым творением – ангелом. Поэтому никакие доводы в пользу Божества Христа не будут действовать, пока вы не разрушите это препятствие. Ни в коем случае не говорите о догмате Троицы на протяжении всего диалога, это понятие оставьте на последний этап. Ведите диалог в согласии с греческим подлинником Нового Завета, желательно использовать текст Westcott-Hort. Не употребляйте 1Ин.5:7,8 и 1Тим.3:16 . Не приводите фразу Иисуса «Я есмь» (εγω εμτ), в связи с проблематичностью двойного смысла этой греческой фразы в разных контекстах и неполного соответствия с текстом Исх.3:14 (εγω εμι ο ων – LXX). Последовательность разговора со Свидетелями Иеговы о Христе. Попросите прямо показать стихи в Библии, где Иисус называется ангелом. Решительно отвергайте любые объяснения (формулировки Сторожевой Башни) не основанные конкретно на тексте Библии. Покажите, каким образом Иисус прямо противопоставляется ангелам и не причислен к их числу. Для ангелов Иисус является объектом поклонения ( Евр.1:6 ) и служения ( Мф.4:11 ). Выясните, верит ли Свидетель Иеговы в то, что Иисус есть Михаил. (Если нет, покажите цитаты из публикаций Свидетелей Иеговы, где это утверждается). Попросите обосновать это учение с помощью Писания. Укажите на необоснованность такого сопоставления и опровергните это. Покажите, что на самом деле говорится в Библии о Михаиле. Опровергните догмат о сотворении Иисуса. Укажите на разницу между понятиями сотворения (разные природы) и рождения (одинаковая природа). Определите качества и возможности Иисуса: Он Творец ( Евр.1:10 ), Ему можно молиться ( 2Кор. 12: 8–9 ) и поклоняться ( Флп. 2:10 ), Он вездесущ ( Мф.18:20 ). Ангелы, как сотворенные духи, не обладают этими качествами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Из сего не трудно усмотреть, что переводившие божественныя Писания, какия в древности нашли у Евреев надписания, те и преложили на еллинский язык. Ибо сей и следующий за ним псалом, нашедши ненадписанным, оставили без надписания, не осмелившись к словам Духа приложить что-либо от себя. Некоторые из описывавших содержание псалмов утверждали, что сей псалом содержит в себе учение нравственное. А мне кажется он не менее догматическим, сколько и нравственным. Ибо содержит в себе обвинение не только грешных, но и нечестивых, и советует непрестанно внимать Божественным словесам, из которых извлекаем не нравственную только, но и догматическую пользу. Весьма прилично великий Давид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение, преподанное священным ученикам, начал ублажениями, сказав: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» ( Мф.5:3 ). Владыка же Христос, как человек, есть сын Давидов, по изречению священнаго Евангелия: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» ( Мф.1:1 ); а как Бог , есть Господь и Творец его; вот о сем изречение самого Давида: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» ( Пс.109:1 ). Посему Давид ублажает того, кто не пошел общим путем с нечестивыми, не принял непременнаго совета грешных (ибо сие назвал он стоянием), и избегает постояннаго развращения губителей. Хотя название блаженным есть наименование божественное (свидетель сему божественный Апостол, когда взывает: «блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), однако же Владыка Бог имя сие, как и другия имена, сообщил и людям. Ибо, именуясь верным (сказано: «верен Бог , имже звани бысте во общение Сына Его» ( 1Кор.1:9 ); и блаженный Моисей говорит: «Бог верен, и несть неправды в Нем» ( Втор. 32, 4 ), и людей, приемлющих несомненно словеса Его, наименовал верными. Подобно сему, будучи и именуясь Богом, сие название сообщил Великодаровитый и людям, и говорит: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» ( Пс.81:6–7 ). И так, имя: «блаженный» есть плод усовершения в добродетели. Ибо, как и каждое занятие в жизни имеет свою цель, и упражнение в борьбе – оливковые венцы, военное дело – победы и победные памятники, врачевство – здравие и избавление от болезней, купечество – собрание денег и приумножение богатства; так и наука добродетели имеет плодом и целию Божественное ублажение. Но усматривая, что ублажается здесь только муж, никто да не подумает, будто бы женский пол лишен ублажения; потому что Владыка Христос, представив ублажения мужей, не воспретил и женам приобретение добродетели. Слово Божие вместе с мужами разумеет и жен; потому что «глава жены муж», как говорит божественный Апостол ( 1Кор.11:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 36. Об обнаружении новорожденного Христа Далее нам предстоит исследовать обнаружение новорожденного Христа, в связи с чем будет рассмотрено восемь пунктов: 1) все ли должны были узнать о рождении Христа; 2) должно ли оно было стать известным некоторым; 3) кому именно оно должно было стать известным; 4) надлежало ли Ему Самому обнаружить Себя или же Его должны были обнаружить другие; 5) какие иные средства должны были быть использованы для Его обнаружения; 6) о порядке этих обнаружений; 7) о звезде, посредством которой стало известно о Его рождении; 8) о поклонении волхвов, узнавших благодаря звезде о рождении Христа. Раздел 1. Все ли должны были узнать о рождении Христа? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что о рождении Христа должны были узнать все. В самом деле, исполнение должно соответствовать обетованию. Но обетование о пришествии Христа дано нам так: «Является Бог . Грядет Бог наш, рождаясь по плоти» 95 ( Пс. 49, 2, 3 ). Следовательно, похоже, что о Его рождении должен был узнать весь мир. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим. 1, 15 ). Но это произойдет только в том случае, если им откроется благодать Христова, согласно сказанному [в Писании]: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит. 2, 11, 12 ). Следовательно, похоже, что о рождении Христа должны были узнать все. Возражение 3. Далее, Бог щедр на милости, согласно сказанному [в Писании]: «Щедроты Его – на всех делах Его» ( Пс. 144, 9 ). Но при втором Его пришествии, когда Он будет «судить праведных», Его узрят все, согласно сказанному [в Писании]: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, – так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24, 27 ). Следовательно, Его первое пришествие, когда Он был рожден в мир по плоти, тем более должно было быть обнаружено всем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010