митр. Елевферий (Богоявленский) От издательства Совет по учреждению Монашеско-Миссионерского Братства в Париже выпускает настоящую книгу – труд своего Архипастыря, Высокопреосвященного Елевферия, Митрополита Литовского и Виленского, Управляющего Русскими Церквами в Западной Европе, в память светлого двадцатипятилетнего служения его в лоне Русской Патриаршей Церкви в епископском сане (1911–1936) и в знак своей искренней и почтительной преданности, признательности и любви к нему, как твердому хранителю устоев Канонической Истины и чистоты Святой Православной Веры. Предисловие Главнейшим, основным, краеугольным, камнем Христианства, без которого его нет, является догмат об Искуплении Христом Своею Кровью всего человеческого мира от греха, проклятия и смерти. Сюда входит как цель, и здесь, посему, находит свое основание и оправдание Воплощение Сына Божия ( Мф.1:21 ); отсюда, как следствие, исходит славное Его Воскресение; в Нем примирение Бога с людьми, путь их к праведности и возвращению к вечной жизни, потерянной ими райским грехом; в нем незыблемое основание спасающей Церкви Христовой, с раскрывающейся в ней многоразличною Премудростью Божией, к постижению которой приникают Ангелы Божии ( Еф.3:10 ), данною для освящения «всего мя человека», в его разнообразнейшей земной деятельности; Крест Христов завершит жизнь века сего, открыв и закончив день Страшного Суда; Он прострется и в будущей век, будучи Евангелием вечным ( Откр.14:6 ), где Агнец Божий будет пасти спасенную Им и живущую в Нем и с Ним Церковь в единстве Ее ( Откр.7:17 ). Здесь открывается необъятность значения Креста Христова, с одной стороны и всестороннего уразумевания его, с другой, ибо Бог , наш Спаситель, «хощет (не только) всем человеком спастись, (но) и в разум Истины приити» ( 1Тим.2:4 ). Здесь спасающая воля Божия нудит спасающуюся во Христе Церковь , во все времена существования Ее в Сем веке, при озарении разумом Христовым, в свою меру содержания и времени, углубляясь, познавать и выявлять Божественную Премудрость, Которая есть Крест Христов ( 1Кор.2:10 ), разуметь, что «широта и долгота и глубина и высота, (а в Нем) разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитесь во всяко исполнение Божие» ( Еф.3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Огласительное поучение тринадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание ( Ис.53:1, 7 ).] 1 . Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (см. Ин.9:7 ), но что это значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (см. Ин.11:39–44 ), но эта благодать им только ограничилась. Что же это в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (см. Мф.14:21 ), но что это в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной? Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаной, но что это в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил. 2 . Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (см. Рим.5:17 ) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдой Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (см. Числ.25:8 ), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей? (см. 1Тим.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Отдел IV (1867–1879 г.) Глава I В Казань прибыл преосв. Антоний, как раз к празднику Рождества Христова. При первом вступлении в кафедральный Собор 23 Декабря он был приветствован речью кафедрального о. Протоиерея В.П. Вишневского. Содержание этой речи замечательно тем, что в ней с особенным значением указано на то, что выражено было и в речи прощальной, сказанной о. Ректором Смоленской Семинарии. Это – родство по плоти и по духу преосв. Антония с бывшим Казанским Архиепископом Филаретом 1 . Мы приводим эту речь в подлиннике. «Преосвященнейший Владыко, Богодарованный нам Архипастырь и отец! «Прежде нежели ты вступишь на новый для тебя архиерейский престол, благоволи выслушать, что чувствует новая паства твоя, покоряясь тебе. «Нам известно, что ты по плоти отрасль того благосеннолиственного древа, от которого произрос, – пасший целые девять лет здешнюю церковь Господа и Бога, назад тому тридцать годов, пламенный ревнитель Православия и искренний пастырь душ – приснопамятный Митрополит Киевский Филарет; а по пастырскому твоему служению ты истинный сын его в вере ( 1Тим. 1:2 ). Свято сохраняя память об истинно апостольских подвигах, которые совершил у нас, во дни наши, сей великий Святитель Божий, мы по сему совершенно уповаем, что и ты здешнее стадо Божие будешь пасти в духе и силе его – отца твоего в вере; а мы, слушаясь гласа и идя за тобою ( Ин. 10:3–4 ), будем иметь утешение видеть у себя те плоды веры и любви, которые росли и множились здесь во дни светения сего великого светильника. «Владыко святый! Обезопасенный такими чувствами к тебе новой твоей паствы, с радостию Духа Святаго ( 1Фес. 1:6 ) совершай священнодействие благовествования Христова в нашей, ещё нескудной не ведущими истинного Бога и Его же послал есть Он, Иисуса Христа, – стране, дабы твоё приношение и язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. ( Рим. 15:16 )» 2 . Со своей стороны преосв. Антоний, в ответ на вышеприведённую речь и общее для всех назидание, в самое первое своё служение в день Рождества Христова сказал, между прочим, следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Паки небо отверзлось над грешною Русскою землей; паки льются оттуда милости Божии по молитвам нового ходатая, нового предстателя нашего пред Богом, святителя Божия Иоасафа! Пусть в гордости своей отступники от святой Церкви Православной говорят, что не нуждается Бог в людях-ходатаях за нас, ибо сказано: един ходатай Бога и человеков – Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Мы веруем и исповедуем, что Бог не отвергает молитвы любви святых Божиих за грешный род людской, как не отверг Он молитвы Моисея, раба Своего, за нечестивый народ еврейский, когда в праведном гневе Своем хотел истребить его за идолослужение; как внял молитве даже согрешившего пред Ним Давида и прекратил моровую язву в Израиле. Внемлет Господь молитве любви святых Божиих и исполняет ее, во славу Свою и в прославление святых Своих, как Сам изрек: прославляющих Меня Я прославлю ( 1Цар.2:30 ). Он Сам есть любовь, и может ли Любовь Божественная отвергнуть молитву любви любимцев Божиих? И кто дерзнет положить пределы любви Божией какими-то юридическими границами: есть-де един Ходатай и никто не дерзай ходатайствовать более!? Но и ведь все святые Божии ходатайствуют во имя сего Великого Ходатая Бога и человеков, по слову Его, по обетованию Его же: ведь Он не раз повторял ученикам Своим в Своей речи прощальной: аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам... Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Ин. 14:13, 16:23–24 ). Вот в силу сего обетования святые Божии, непосредственно предстоя Престолу Божию на небесах, и просят за нас, грешных, Отца Небесного помиловать нас, и ужели Отец Небесный отвергнет их молитву? Ужели Сын Божий, сидящий одесную Отца, не споспешествует такой молитве любви? Кто дерзнет сказать сие? А если гордые отщепенцы от Церкви скажут нам, что в указанных местах Господь говорит о молитве еще живущих на земле, то ответим им: Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых, вси бо Тому живи суть ( Лк. 20:38 ). И, конечно, отошедшие к Богу святые Божии ближе к Богу, чем мы, грешные, больше имеют дерзновения к Нему, ибо греху уже не доступны, а любят нас не меньше, чем любили, когда жили с нами на земле. И веруем мы непреложно, что их молитва сильна пред Богом, и имеем мы тому непререкаемые свидетельства в дивных знамениях и чудесах, совершаемых по их молитвам. Мы имеем свидетельство в чудесном нетлении их святых мощей. Мы имеем свидетельство в нашей совести, в нашем сердце, что их любовь откликается на нашу смиренную молитву и, очищая сию нашу молитву, приносит ее к Престолу Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 240. 1) Mipяhe, умирая, оставляют завещание; и от иноков бывает завещание; какое? – Что мы странники и пришельцы здесь, и должны искать не здешнего. – 2) Послушаемся сего завещания и возьмемся исполнять его, – 3) подражая отцам, которые все так поступали. 18] 1. Время жатвы расслабляет тело, тяжелым делает бдение, а иной раз разленивает и к слушанию поучений. Но поскольку, мы, по законоположению Апостола, должны быть, как ежедневно умирающие; умирающий же обыкновенно говорит последние свои слова, надгробные и отходные, и тем внимательными делает слушающих; то не будем лениться слушать и мы, но будем внимать тому, что говорится, как бы присутствовали при чтении завещания. – Завещание живущих плотски, как плотское, и говорит о плотском, именно, какое наследство оставляется жене, детям, братьям, сродникам, и какие еще делаются распоряжения, как обычно бывает. В нашем же быту завещание ничего такого не заявляет; но что? – То, что мы странники и пришельцы есмы на земле и что как «ничтоже внесохом в мip сей, яве, яко ниже изнести что можем» ( 1Тим. 6, 7 ), переходя из тления в нетление, из бесчестия в славу, из смертности в бессмертие; так что не погрешил бы, кто такое завещание назвал Евангелием: поскольку и Апостол признавал, что «разрешитися и со Христом быти много паче лучше» ( Филип. 1, 23 ). И в другом месте опять: «аз уже жрен бываю, и время моего отшествия наста: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не точью же мне, но и всем возлюблшим явление Его» ( 2Тим. 4, 6–8 ). 2. Видите, что он о нашем отсюда преставлении говорить, как бы Евангелие благовествуя. Итак, поскольку нашенское завещание есть Евангелие, то в сладость послушаем, что говорится в нем и в силу его, и ревностно емлемся за подвиги, не обращаясь вниманием и сердцем ни к чему житейскому, ни к родителями, ни к братьям, ни к сродникам и ни к чему вообще тварному, подражая некоему из святых отцов, который, когда выходил из кельи, клал покрывало на главу свою, чтоб не смотреть на солнечное сияние, и который, когда спросили его о причине того, ответил: «для чего мне желать видеть этот временный свет?» Сей боголюбивый муж, выступив за пределы всего тварного, емлется единой любви к Богу и созерцания вещей божественных. Он рассматривает и поднебесную тварь, удивляясь и хваля высочайшего художника – Бога; но скоро, миновав все чувственное, погружается в созерцание вещей невидимых, почерпая из сего радование и веселье духовное, упоительнейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22887.html 15 ноября 2005 Архиепископ Афанасий (Евтич) Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника – Опыт толкования 60-го Ответа Св. Максим Исповедник (580-662 г.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рм.16, 25; Еф.1, 9; 3, 3.9; 5, 32; Кол.1, 26-27; 2, 2; 4,3 1Тим.З, 16), он называет Тайной Христа (τ μυστριν το Χρστο). Поэтому Максим известен как самый глубокий христологический и христоцентричный богослов. Для него, Таинство Христа – ключ и обяснение всего; этим таинством все в Божественном Откровении, и тем же самим в Христианстве, обосновывается и все объясняется. Как писал о. Георгии Флоровский: " Для преподобного Максима, Воплощение есть средоточие мирового бытия, – и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане " (Восточные Отцы 5-8. веков, с. 200). И для Максима, нет другого обоснования и объяснения Тайны Христа кроме тайны Предвечного Великого Совета Пресвятой Троицы (Ис.9,6). Эта Тайна Христова для Св. Максима, Исповедника Христа Богочеловека, одновременно есть и тайна человека, его протологии и эсхатологии, т.е. тайна смысла творения и назначения человека и всей твари для вечного существования, для бессмертного благобытия и обожения со Христом и во Христе. Иными словами, Тайна Христова есть таинство вечного спасения человека и всего сотворенного, всего существующего. Поэтому у Св. Максима, в его глубинное христологическое и христоцентричное богословие, входит и содержится и антропология и сотериология.

http://religare.ru/2_22887_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Непогрешимость (безошибочность) – 1) свойство, присущее Кафолической Церкви, заключающееся в способности неизменно хранить и точно выражать Божественную истину, а также в свободе от заблуждений; 2) особенность Библии, выражающаяся в полном соответствии истине. Вера в непогрешимость Кафолической Церкви засвидетельствована в Священном Писании. Спаситель говорит: « Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » ( Мф.16:18 ). Апостол Павел прямо и ясно называет её « столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:15 ). О непогрешимости Церкви единогласно учили древние отцы и учители Церкви. В частности, святитель  Александр Александрийский исповедует « единую Кафолическую и Апостольскую  Церковь , непобедимую всегда, хотя бы вооружился на неё весь мир, и победоносную над всяким нечестивым восстанием неправославных ». О непогрешимости Церкви, равном авторитете ее свидетельства и библейского учения говорят восточные православные патриархи: « Мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви ни в чем не уступает Божественным Писаниям. Поскольку один и тот же Святой Дух  устроил Церковь и преподал Писания, то совершенно все равно, учиться ли от Писаний или от Кафолической Церкви. Кроме того, когда любой человек говорит сам от себя, он может погрешать, обманывать и обманываться; но Кафолическая Церковь, поскольку она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божьего (и никогда не лишается этого богатства, и будет иметь Его своим Учителем до века), совершенно не может ошибаться, обманывать или обманываться, но, подобно Божественным Писаниям, безошибочна и имеет непреходящий авторитет » (Исповедание православной веры Восточной Церкви, определение 2). В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» вслед за утверждением богодухновенности Библии следует исповедание веры в непогрешимость общецерковных соборных определений: « Должно верить, что все то, что ни постановили Святые Отцы, на всех Вселенских и Поместных Православных Соборах, где бы они не были составлены, происходит от Духа Святого как Апостолы на Соборе своем сказали: “Ибо угодно Святому Духу и нам” ( Деян.15:28 )» (Ч. 1, вопрос 72).

http://azbyka.ru/nepogreshimost

Рассуждение пятнадцатое. Ο бальзаме 16 Мариа же приемши литру мира нарда пистики многоценны, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его: храмина же исполнися от вони масти благовонныя ( Ин.12:3 ). § I Бальзам есть драгоценный Иудейский елей, или вода, сделанная из нарда, которым Иудеи себя помазывали. Обычай сей взят от восточных народов, как то: Сириан, Персов, Аравов, Индиан и проч. Ежели иудеи когда-либо хотели веселиться, то как себя, так и гостей своих, помазывали бальзамом, который имел силу оживлять все телесные силы, и человека делать приятным; и чем кто из гостей был любезнее, тем более на него они бальзама истощевали. О сем бальзаме говорит Церковь Христова: нард мой даде воню свою ( Песн.1:11 ). Или как говорится о Христе: миро излияное имя твое ( Песн.1:2 ). И Давид говорит: умастил еси елеом главу мою ( Пс.22:5 ). Сим бальзамом в дому Симона прокажённого Христос, яко возлюбленный гость, помазан был. Сим помазала его Мария ( Мф.26:7 ), ( Ин.12:3 ). Сим достойно было помазать Исуса и Симону фарисею, чего, однако ж, он не учинил ( Лк.7:44 ). Сим умершего Иисуса помазали Иосиф и Никодим ( Ин.19:39 ). Но перейдём к дальнейшему духовному рассуждению. § II Бальзам означает Божие милосердие. 1) Милосердие Божие всегда зеленеет подобно бальзамному древу, чтоб все грешники свободно ко оному притекали и прощение грехов испрашивали, как говорит Павел: но сего ради помилован бых, да о мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати ему в жизнь вечную ( 1Тим.1:16 ). 2) Бальзам исцеляет телесные раны: милосердие Божие врачует раны душевные. Так Давид побуждает душу свою к благословению Бога: благослови, душе моя, Господа – очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя ( Пс.102:1–3 ). Врачует сокрушения и печали сердечные, как тот же пророк взывает: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). 3) Бальзам имеет силу предохранять тела от гнилости. Повествуют, что во времена кесаря Августа найдено было в Египте тело Александра Великого, которое триста лет в гробнице лежало, но совсем так было свеже, как бы он вчера умер: так милосердие Божие предохраняет нас от вечной гнилости, дабы не могло нам приличествовать оное изречение: червь их не скончается ( Ис.66:24 ). И как Христос из мертвых восстал, так и мы от гнилости нашей воскреснем по оному: воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, и возрадуются иже на земли: роса бо, яже от тебе, исцеление им есть ( Ис.26:19 ). Не бойся убо, христианине! смерти; ибо как ты бальзамом милосердия Божия в слове и Таинствах помазан, так тою же милосердия силою и паки оживотворишься.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

С. Введенский Свидетельство (µαα) Иисусово есть дух пророчества. (Откровение Иоанна Богослова 19, 10). ...Он должен был во всем уподобиться братьям, чтоб быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел (ππονϑεν), был искушен; то может и искушаемым помочь. ( Евр.2:17–18 ). ...Вы пребыли со Мною в напастях (πειρασμος) Моих; и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство. ( Лк.22:28–29 ). Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам... ( 1Тим.3:16 ). Nonum prematur in annum… Предлагаемый вниманию читателей «опыт» написан несколько лет тому назад в качестве студенческой работы. С тех пор в нашей духовной литературе появилось обширное сочинение г. М. Тареева : Искушения Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей дохристианских религий и христианской Церкви. (Москва, 1892. Стр.1–456). Но, при всем уважении к учености автора и его выдающейся способности к богословскому мышлению, мы должны со своей стороны заявить о полном несогласии с той постановкой, которая дана в труде г. Тареева вопросу об искушении Господа 1 . Это обстоятельство и побуждает нас напечатать свой труд, намечающий иной путь для решения вопроса, которым издавна интересуются не одни только специалисты–богословы, но и представители изящной литературы («Возвращенный Рай » – Мильтона, «Великий Инквизитор» – Достоевского и друг.) и искусства 2 . Мессианское значение искушения Господа дьяволом в пустыне Искушение Господа дьяволом в пустыне принадлежит к числу наиболее трудных вопросов новозаветной экзегетики. Издавна исследователи евангельской истории останавливались своим вниманием на истории искушения, и в настоящее время можно составить очень длинный перечень имен тех толкователей, которые пытались изъяснить это событие. Но существенную трудность для экзегетики в этой истории представляет не внешняя, текстуальная её сторона, а её внутренний смысл, сторона богословская. Отсюда в трудах большинства современных толкователей (западных ученых, а отчасти и наших русских) внешняя сторона истории искушения представляется уже довольно разработанной. Мы находим здесь прочно установленные критико-исагогические суждения. Но, совсем не то мы замечаем относительно внутреннего смысла и значения истории искушения. Как ни стар сам вопрос об искушении и как ни длинен ряд посвященных ему трудов, мы, однако, не находим доселе удовлетворительного объяснения внутренней стороны, истории искушения. Мы слышим, наоборот, в этой области столько разнообразных голосов, что они все сливаются в какой-то неясный шум, среди которого трудно разобраться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/messian...

Скачать epub pdf 2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне» Парадокс всех четырех Евангелий заключается в том, что «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия» начинается не с проповеди Иисуса Христа, а с проповеди другого лица. И формула, с которой Иисус начал Свою миссию, – Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ), – принадлежит не Иисусу. Ее автор – Иоанн Креститель ( Мф. 3:2 ), или Предтеча, с каким прозванием он вошел в историю Церкви. Иоанн – один из немногих героев Нового Завета, о котором мы имеем свидетельство от внешних ( 1Тим. 3:7 ), служащее дополнительным подтверждением его историчности. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет о нем: Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода. История Иоанна Предтечи достаточно подробно изложена в Евангелиях. О его рождении от священника Захарии и жены его Елисаветы повествует Лука ( Лк. 1:5–25 ). О его заточении в темницу и казни по приказу Ирода рассказывают три евангелиста-синоптика ( Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 3:19–20; 9:9 ). Их сведения в целом соответствуют приведенным словам Иосифа Флавия и дают некоторые дополнительные подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010