Церковный суд имеет одно происхождение с церковным управлением – вообще, как его часть и существенная принадлежность. Но, по своей особенной важности, этот суд особенным образом установлен и выражен Самим Иисусом Христом, как власть вязать и решить. Еще прежде воскресения своего Спаситель обетовал своим апостолам такую власть. «Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф.18:16,19 ). А по воскресении действительно даровал ее: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите держатся» ( Ин.20:25 ). При этом особенное дарование Святого Духа апостолам, соединенное с даром этой власти, особенная духовная сила, в ней заключенная, простирающаяся до того, что связанное на земле будет связано на небесах, и разрешенное на земле будет разрешено на небесах, – такие особенности показывают, что это не есть установление только внешнее, естественно необходимое для порядка в обществе верующих, во установление духовное, священное и таинственное. Так понимали свою судную власть в Церкви сами апостолы, когда называли ее оружием не плотским, но крепким силою Божиею, действующим не по внешней, но по духовной жизни человека, «на раззорение твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор.10:2–8 ; 2Кор.13:10 ). Так и действительно апостолы употребляли свое право, когда связывали и разрешали духовным судом падших ( 1Кор. 5:4–5 ; 2Кор.2:8–11 ), когда извергали из общества верующих непокорных учению и правилам их ( 2Сол. 3:8 ; 1Тим.1:20 ), и т.д. Но так как Спаситель сообщил эту власть не исключительно одним своим апостолам, а вообще – своей Церкви ( Мф.18:18 ): то апостолы в свою очередь передали, в той же силе эту власть своим преемникам, пастырям Церкви ( 1Тим. 5:20 ; Тит. 2:15; 5:10 ). Таким образом установился Церковный суд. Церковные правила всех веков, обыкновенно соединяющие в себе узаконения с угрозами и наказаниями для непокорных им, служат положительными свидетельствами этого, во все века самостоятельно действовавшего в Церкви, права судного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

ЦЕРКОВЬ Церковь есть дом Бога живаго, основанный Христом и устроенный АПОСТОЛАМИ Церковь святая нарицается от Апостола «дом Бога живаго» ( 1Тим. 3, 15 ). Сей святый и великолепный дом имеет основание Самого Христа, по учению Апостола: «основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Сей дом создали на лице всея земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, Апостоли святии; очищен и освящен он кровию Единороднаго Сына Божия ( Еф. 5, 25–26 ); входят в него верою и крещением живущие в нем. В сей дом собрались и собираются языцы мнози... Называется и «град Божий», о котором воспел Пророк: «основания его на горах святых» ( Пс. 86, 1 )... Сего града граждане, и дому домашние суть христиане, «сожители святых и приснии Богу» ( Еф. 2, 19 ). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому ( Ис. 52, 1 ), но ходят в нем «людие, хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир» ( Ис. 26, 2–3 ) (3:270). Церковь есть дом Божий Называется церковь «дом Божий»: яко в ней, как в дому Своем, кровию Христовою освященном, благоволит милостивно обитати и сохраняти его: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива» ( 1Тим. 3, 15 ; Евр. 3, 6 ; 1Пет. 4, 17 ) (3:30; см. также 3:32). Церковь – невеста Христова Нарицается церковь «невеста Христова». Тако Апостол ее нарицает: «обручих вас (к верным глаголет) единому Мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор. 11,2 ; Ис. 62,5 ; Ос.2, 19 и 20; Еф. 5, 32 ; Апок. 19,7 ; Пс. 44, 11 и 12). «Обручители ея» суть Пророки и Апостоли. О чем святый Златоуст на слово оное Павлово: «обручих вас», и проч., тако беседует: «в мире сем девы пребывают прежде брака, по браке же не суть девы: зде же не тако; но аще и не суть девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Тако вся церковь дева есть. Ибо ко всем беседуяй глаголет и к мужам и женам посягшим... Но повидим, как обручил нас, какое вено, какие дары нося: не сребро, не злато, но царство небесное» (Быт. гл. 24) (3:30–31; 3:33).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

1. Вера христианская В. Почему мы называемся христианами? О. Называемся христианами потому, что исповедуем веру Христианскую, т. е. учение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это священное для нас название идет от самых времен апостольских ( Деян.11:26 ). 2. Православное исповедание веры или православие В. Почему называемся христианами православными? О. Православными христианами называемся потому, что держим исповедание веры православное, проще сказать, исповедуем веру Христову православно. Исповедовать святую веру православно значит исповедовать ее право, истинно, т. е. так, как заповедал Иисус Христос , научили святые апостолы, передали святые отцы, сохранила и определила исповедовать единая, святая, соборная или вселенская и апостольская церковь ; ибо она, по выражению Слова Божия, есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), т. е. истинного учения веры, каковое учение с давних пор и называется в церкви Божией учением православным, или просто православием, правоверием. 3. Православие как благочестие В. Как еще называется православие? О. Православие называется еще благочестием. Это название также идет от св. апостолов ( 1Тим.3:16 ) и св. отцов ( Василия Великого и друг.). Предки наши особенно любили называть свое православие благочестием, а православных – благочестивыми. И весьма разумно. Православие или правоверие христианина есть уже само по себе великое дело благочестия, угодное Господу, Который требует от нас веры – и веры правой и твердой. Правоверие или правая вера есть вместе с тем основание правой, истинно-благочестивой жизни, так что христианин истинно или правоверующий стоит на более верном пути к истинному благочестию, чем христиане неправоверующие. 4. Неправославное исповедание веры или неправоверие В. Когда исповедание веры бывает неправославно? О. Исповедание веры бывает неправославно тогда, когда христиане исповедуют ее не по учению всей церкви христианской и – что то же – не по учению апостольскому и Христову, а как-либо иначе, по своему толку, и таким образом имеют свое особое учение, не только отличное от учения единой вселенской церкви, но и противное ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

II. О ВСЕОБЩНОСТИ БЛАГОДАТИ И ОТНОШЕНИИ ЕЕ К СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА § 190. Части учения Вопреки заблуждениям калвинистов и янсенитов, будто Бог дарует благодать свою только некоторым людям, которых Он безусловно предопределил к праведности и вечному блаженству, и потому дарует благодать непреодолимую, православная Церковь учит – а) что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству; б) что предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, не безусловно, а условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли они, или не воспользуются, благодатию; в) что благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо, и – г) что, напротив, человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и чрез него благодать Божия (Посл. восточн. патр. о прав. вере, чл. 3). § 191. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству Эта истина видна: 1) Из тех мест св. Писания, где говорится, что Бог есть равно Отец всех людей, иудеев и язычников ( Матф. 6, 9; 7, 11 ; 1Кор. 8, 6 ; Еф. 4, 6 ; Рим. 3, 29. 30 ), что Он благ всяческим ( Пс. 144, 9 ), и всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим. 2, 4 ). Если же Он, как всеблагий, отечески желает всем человекам спастися: то, без сомнения, Он всем им подает или готов подать и свою божественную благодать, без которой никто из грешников спастися не может. 2) Из мест Писания, утверждающих, что Христос Спаситель дал плоть свою за живот мipa ( Иоан. 6, 61 ), дал себе избавление за всех ( 1Тим. 2, 6 ), умер за всех ( 2Кор. 5, 15 ; Евр. 2, 9 ), и есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мipa ( 1Иоан. 2, 2 ). Если же Христос умер за всех людей: то, несомненно, для всех их Он стяжал своею смертию и спасительную благодать. Если Он есть очищение о гресех всего мipa: значит, всему мipy Он и действительно подает спасительную благодать, без которой невозможно очищение грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вы знаете, братие, что Бог обещал первым людям по грехопадении их послать на землю Спасителя и приготовил людей к принятию Его. Когда пришло время, назначенное Богом, совершилась великая тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим.3:16 ). Об этом и говорится в символе веры , в словах: и воплотившимся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Под словом воплощение разумеется то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Само слово воплощение заимствовано в символе веры из Свящ. Писания, из слов евангелиста Иоанна; Слово плоть быстъ ( Ин.1:14 ). В символе веры сказано не только воплотился, но и вочеловечился. Это сказано для того, чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души. Свящ. Писание называет Иисуса Христа человеком. Апостол Павел пишет: един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Во втором члене символа веры мы говорили с вами, братие, о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Но Он есть вместе и истинный человек. Священное Писание , как вы слышали, называет его человеком. Оно же приписывает ему различные части тела: главу, руки и ноги, ребра и проч. По изображению Свящ. Писания Он испытывал нужду в пище и питие, подвергался усталости, подкреплял Себя сном и т. п. Иисус Христос имел также и человеческую душу, Он испытывал различные душевные состояния. Как человеку, Ему свойственно было чувство скорби и радости. При гробе Лазаря, при входе Своем в Иерусалим Он плакал. Пред Своими страданиями Он Сам упоминал о Своем душевном состоянии, говоря: «душа моя скорбит смертельно» ( Мф.26:88 ). Свойственно было Иисусу Христу и чувство радости: присутствуя на браке в Кане Галилейской, Он радовался семейной радости. Но впрочем, принявши тело и душу человека, Иисус Христос был совершенно безгрешен. Итак, по учению православной Церкви в Иисусе Христе находятся два естества (природы), Божеское и человеческое, и, по сим естествам, две воли, но Лице одно: Он есть Бог и человек вместе, одним словом Бого-Человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Господь говорит, что одно и то же и в равной мере терпят, и кто судит, и кто мерит ( Мф. 7:1–2 )», учит св. Афанасий Александрийский , «впрочем, говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя, и не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судимы будете. Но если это действительно так, как утверждают они, то без сомнения,подвергся осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братий; и Моисей, который, осудив собиравшего дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана; и преемник его Иисус, осудив Ахара за татьбу, истребил его со всем домом; и Финеес, осудив Замврия за блудодеяние, пронзил сулицею (сулица – острие у копья, копье); и Самуил царя амаликитян Агага предал смерти пред Господом; и Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке; и Елисей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою; и Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву; и Петр, прияв ключи небесного царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми; и Павел осудил медника Александра, сказав: да воздаст ему Господь по делам его ( 2Тим. 4:14 ), а Именея и Александра предал сатане, да научатся не богохульствовать ( 1Тим. 1:20 ). Итак, если все праведные судили, и не были сами судимы, паче же, избраны на духовное служение: то почему же не должно судить, как говорят еретики? Господь сказал: не судите, да не судимы будете, не для того, чтобы мы поступали в чем, или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так, например, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же прелюбодейничали, татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеждали комаров, велбудов же пожирали 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Избранные места из свято-отеческих толкований на 7-ю главу Евангелия от Матфея Мысли св. Афанасия Александрийского о грехе осуждения ближних. (Мф. 7:1–5) Творения свв. отцов. Тв. св. Афанасия Александрийского Не судите, да не судими будете. Имже судом судите, судят вам; и в тоже меру мерите, возмерится вам ( Мф.7:1–2 ). Господь говорит, что одно и то же и в разной мере терпят, и кто судит, и кто меряет; впрочем, говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая сами себя, и неразумеюще, ни яже глаголют, ни о них же утверждают ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех, потому что Господь сказал: не судите, да не судими будете . Но если это действительно так, как утверждают они, то, без сомнения, подверглись осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братии, и Моисей, осудив собиравшего дрова в субботу, повелел побить его камнями вне стана; и преемник его Иисус, осудив Ахара за татьбу, истребил со всем домом; и Финеес, осудив Замврия за блудодеяние, пронзил сулицею; и Самуил царя Амаликитян Агага предал смерти пред Господом; и Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке; и Елисей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою; и Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву; и Петр, прияв ключи Небесного Царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми; и Павел осудил ковача Александра, сказав: да воздаст ему Господь по делам его ( 2Тим. 4:14 ), а Именея и Филата предал сатане, да накажутся не хулити ( 1Тим. 1:20 ), Коринфские же Церкви обвинял в том, что не судят, сказав: тако им несть в вас мудр ни един иже может разсудити между братии своих? Не вьете ли, яко аггелов судити имамы? (Кор. 6:5). Итак, если все праведные судили и не были сами судимы, паче же избраны на духовное служение, то почему же не должно судить, как говорят еретики? Господь сказал: не судите, да не судими будете, не для того, чтобы мы поступали в чем или делали что без суда, но имея в виду фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли сами себя. Так, например, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь как прелюбодею, сами же, как кони женонеистовые, ржали на чужих жен; татя осуждали, когда сами были похитителями чужих достояний, и оцеживали комаров, верблюдов же пожирали. А что таковы были фарисеи и книжники, явствует из следующих за сим слов, сказанных Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

После Иисуса Христа, Божественного Основателя Церкви, первыми законодателями ее были святые апостолы. Они, как сами непосредственно, так и чрез поставленных ими по всем новооснованным церквам пастырей определяли правила веры, жизни, церковного благочиния и духовного суда и вообще устрояли церковный быт верующих так, как подобает в дому Божии жити (1Тим.3:15). Многие из таких правил изложены самими апостолами письменно в их посланиях; а другие, и гораздо большая часть из них, сохранились в предании, так как первоначально не в письмени, а личным управлением апостолов были установлены в церквах или же устно переданы от них пастырям, ученикам и преемникам их. Указания на такой образ действования святых апостолов можно видеть в их же собственных посланиях. Послания эти содержат большею частию изъяснение, напоминание, подтверждение того, что верующим было уже известно по устному наставлению от апостолов. Так, апостол Павел пишет к епископу Тимофею: " Образ имей здравых словес, их же от мене слышал еси " (2Тим.1:13); или: " Яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольны будут и иных научити " (2Тим.1:2). И это относилось не только к учению веры, но и к правилам и установлениям церковным. Тот же апостол в послании к Коринфянам, изложив несколько правил о совершении таинства Евхаристии, прибавляет: " О прочих же, егда прииду, устрою " (1Кор.11:34). Также преподав епископу Ефесскому Тимофею наставления касательно церковного управления, наконец, пишет: " Сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива " (1Тим.3:15); или Титу: " Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, яко же тебе аз повелех " (Тит.1:5). Все это показывает, что апостолы в управлении церкви действовали более личными распоряжениями, нежели писанными посланиями. Отсюда-то и должно заключить, что, кроме писаний Нового Завета, заключающих в себе не все то, что учреждено апостолами в церкви, весьма многие апостольские установления остались в самой практике церковной, в которой они и должны были сохраниться посредством всеобщего и непрерывного предания. Некоторые из таких-то неписанных правил апостольских с течением времени вошли в писания святых Отцов, в определения соборные, в разные чиноположения и уставы церковные; а другие из тех же правил в числе 85-ти были собраны, как увидим, в ближайшее к апостолам время и, изложенные письменно, сделались известными под именем правил апостольских. Об этих-то правилах и свидетельствуют Отцы VI Вселенского собора, когда говорят: " Признаем, чтобы тверды и ненарушимы пребывали приятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными Отцами, а также и нам преданные именем святых и славных апостолов, восемьдесят пять правил " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

прот. Константин Борщ Часть седьмая. Хроника афонского дела 1176 Титульный лист Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион Беседа двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников Издание четвёртое, исправленное Санкт-Петербург, 1998 От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется . Москва, 7 (20) октября 1909 года . Цензор протоиерей Николай Боголюбский . Книга «На горах Кавказа» составлена из духовных бесед двух старцев-пустынников и прекрасно объединяет всё святоотеческое учение о молитве Иисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбия. Чудесное поэтическое описание природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах – ода пустынножительству, цель коего – мистическое единение с Богом через призывание Его Имени в молитве Иисусовой. Первые листы книги «На горах Кавказа» Россия погибнет, если перестанет почитать Имя Божие! Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века Составися книга сия во славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истинный приити ( 1Тим. 2:4 ) Един есть Ходатай пред Бога за человеки – Человек Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ) Яко Той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым. О Сем ecu пророцы свидетельствуют, отпущение грехов прияти Именем Его всякому верующему в Онь ( Деян. 10:42–43 ) Будет Имя Его благословенно во веки. Прежде солнца пребывает Имя Его ( Пс. 71:17 ) Всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасен будет ( Деян. 2:21 ) Яко превознесеся Имя Того Единого ( Пс. 148:13 ) Несть иного имени под Небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ) Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть ( Пс. 98:3 ) От Восток Солнца до Запад хвально Имя Господне ( Пс. 112:3 ) Яко возвеличил ecu имя святое Твое ( Пс. 132:2 ) Христианин есть тот, кто носит в сердце своём Христа. Леонтий, священноинок

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Св. Апостол Тимофей, епископ Ефесский, родился в Малоазийской области Ликаонии (в Дервии). Отец его был Еллин – приверженец Иудейского закона, а мать – Иудеянка (Евника), под руководством которой, а также и благочестивой бабки (Лоиды), он измлада приступил к изучению Св. Писания. К истинной вере он обращен был, по всей вероятности, вместе с материею и бабкою, св. Апостолом Павлом, когда он проходил Ликаонские города (Деян. гл. 14). Тимофею в это время было около 20-ти лет, Иудейство и язычество как-бы слились в его крови, и он по своей подготовке и ревности был особенно способен к распространению Евангелия. Удостоверившись в высоких нравственных качествах Тимофея, Апостол Павел сделал его своим присным учеником и духовным сыном. И Тимофей отдался ему всецело, не смотря на то, что Апостол подвергался в это время преследованиям от Иудеев ( 2Тим. 3: 10–11 . Ср. Деян. 13:50; 14:2, 19 ). Чтобы Тимофей удобнее мог проповедовать о необязательности обрезания, Ап. Павел допустил его до обрезания (Злат.). Сопровождая Павла, Тимофей благовествовал Евангельское учение во Фригии, Галатии, Мисии и Македонии. В Филиппах и Верии Тимофей оставался после Павла для утверждения в вере новообращенных. Для той же цели он путешествовал по поручению Павла в Солунь, откуда возвратился, с радостными известиями в Коринф, где оставался с Апостолом около 1½ года, и потом путешествовал из Ефеса в Македонию для сбора милостыни для бедных христиан. Вскоре потом (после мятежа в Ефесе) прибыл сюда и Павел, с которым он путешествовал по Греции и возвратился в Малую Азию, Сирию и Палестину. Сопровождал ли он Павла до Иерусалима и был ли он с ним во время Кесарийских уз его, неизвестно. Предполагают, что он из Милета отправился в Ефес и здесь подвизался в деле проповеди Евангелия. Потом он был в Риме, где Апостол Павел находился в узах, и по освобождении Апостола сопутствовал ему на Восток. Здесь в Ефесе Апостол Павел торжественно, с возложением рук священничества ( 1Тим. 4:14 . 2Тим. 1:6 . По Ефиоп. Переводу – рук епископов) посвятил Тимофея во епископа Ефесской церкви, причем выражены были великие надежды на него, а именно, что он будет добрым защитником христианской веры ( 1Тим. 1:18 ). Евсевий говорит, что Тимофей был первый получивший жребий епископства над церковию Ефесскою (том 1, стр. 106). Ефес в то время был метрополиею почти всей Азии, а потому значение Тимофея могло быть весьма важное. Поставивши Тимофея во епископа, Павел отправился в Македонию и оттуда (из Филипп) написал ему первое послание, около 65-го года по Рождестве Христове. Обстоятельства написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010